Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796)





ЛЕКЦИЯ 35. Просвещенный абсолютизм.

Екатерина II вступила на престол в 33 года и правила практически всю вторую половину XVIII века, которую стали называть эпохой Екатерины

Политика Екатерины II получила название «просвещенный абсолютизм». Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Французские просветители Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо сформулировали основные положения просветительства:

-люди от природы имеют равные права;

-только просвещенное общество сможет восстановить справедливые законы, которые приведут к равенству, братству, свободе;

-добиться равенства, братства, свободы можно через деятельность просвещенных монархов, (мудрецов на троне), которые пользуясь властью, помогут установить справедливость.

Просветители требовали не революции, а эволюционной смены общественно-экономических отношений. Екатерину II, австрийского императора Иосифа, прусского короля Фридриха II называли «философами» на троне. Т.е этот период свойственен не только для России. Однако среди историков нет единого мнения, одни считают, что Екатерина была искренне привержена просветительским идеалам и лишь обстоятельства вынудили отступить от собственных взглядов, другие же считают, что императрица лишь носила маску просвещенной императрицы, желая достойно выглядеть в глазах Европы.

Просвещенный абсолютизм - это политика в ряде государств во II половине XVIII века (Россия, Австрия, Пруссия), сочетавшая в себе мероприятия, направленные на укрепление абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей (преобразовании устаревших институтов феодального общества и распространении образования и культуры);

Внутренняя политика Екатерины II была противоречивой. Одним ее направлением были мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма», а другим-мероприятия по укреплению существующего режима и ужесточению внутренней политики.

Внутренняя политика Екатерины II –«Политика Просвещенного абсолютизма»

-Мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма» (первое направление):

а) созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768).

В 1767г. Екатерина II созывает Уложенную комиссию, которая должна была выработать новое Уложение (новый кодекс законов т.к в России продолжало действовать Соборное уложение 1649 года, с тех пор было издано много законов, не согласовывавшихся друг с другом). Императрица решила привлечь к разработке этого документа выборных депутатов от сословий (кроме крепостных крестьян; дворянство составляло 40% от всех депутатов).

К открытию Уложенной комиссии она написала знаменитый «Наказ» (пожелания депутатам Уложенной комиссии, в котором использовала труды французских просветителей. Этот документоправдывал установление в России самодержавия тем, что в таком огромном государстве иной политический строй невозможен.

«Наказ» отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной. В нем говорилось о распространении просвещения и народном благосостоянии.

В 1767 году торжественно были открыты заседания этой комиссии. В ней принимало участие 565 депутатов, которые представляли все сословия (кроме крепостных крестьян и духовенства; дворянство составляло почти 40% от всего состава).

Но депутаты оказались слабо подготовленными к восприятиюизложенных Екатериной идей (у них не было опыта парламентской борьбы, и шли постоянные споры, также между сословиями существовали непреодолимые противоречия).

В итоге под предлогом войны с Турцией комиссия была распущена. Позитивное влияние комиссии в том, что Екатерина познакомилась с реальностью русской жизни, положении различных групп населения страны, так как депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, которые оказали определенное влияние на политику Екатерины. Материалы Уложенной комиссии повлияли будущую законодательную деятельность императрицы.

б) переписка с французскими просветителями (она вела переписку с Вольтером, Дидро,

обсуждая с ними государственные дела).

в) секуляризация церковных земель (провела секуляризацию, объявленную Петром III);

д) разрешение создания вольных типографий;

е) журнальная полемика с Н.И. Новиковым (Екатерина издавала сатирический журнал

«Всякая всячина», главной идеей которого была критика человеческих пороков. Она пыталась свести дело к их ироническому высмеиванию. Против этого выступил выдающийся русский просветитель, публицист Н.И. Новиков. Он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец». Выступал против крепостнического гнета, сословных привилегий. В полемике между журналами Новикова и Екатерины моральная победа оказалась за Новиковым. Журналы Новикова после нападок на императрицу были закрыты.

ж)Создание Вольного экономического общества (Цель: помощь дворянскому предпринимательству, распространение европейских достижений агротехники для помощи помещикам, которые не знали иного пути увеличения урожайности, кроме как, расширения посевных площадей и усиления эксплуатации, что было опасно для власти. Помещику надо было показать другой, рациональный путь. Общество стало издавать материалы, где печатались труды по экономике, агрономии, животноводству…).

з ) Манифест 1775 года о свободе предпринимательства (провозглашалась

свобода создания предприятий без разрешения правительственных инстанций). Лицам всех сословий, в том числе и крестьянам, разрешалось заниматься любыми видами производства и торговли.

и) начало проведения школьной реформы и распространение просвещения, культуры и научных знаний в обществе (основание Эрмитажа, Публичной библиотеки, Смольного института благородных девиц);

Date: 2016-02-19; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию