Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Снова об инструментальной Я‑концепции
Рассмотрим более подробно вопрос об инструментальном аспекте Я‑концепции. Напоминаю, что исходным моментом этого подхода является выделение совокупности инструментов: тело, психоэнергетика, сознание. Очень важно точное понимание, что есть психоэнергетика. При взгляде на человека как на совокупность приборов сталкиваемся с проблемой: каким же образом все это великое множество составных синхронизируется между собой и работает как единое целое? Можно предположить, что психоэнергетический инструмент и является таким синхронизирующим механизмом. Это двигатель и одновременно синхронизатор, то есть вся совокупность биотоков, полей, вокруг них образующихся, все разницы потенциалов – они как целое и будут составлять этот инструмент. Когда же мы смотрим на человека как на субъект деятельности, то выделяем у него три системы отношений с Миром (помните?): индивидуальность – совокупность отношений человека с Миром как биологического существа; личность – совокупность общественных отношений; сущность – совокупность энергетически‑информационных отношений с Миром. Следует помнить, что сущность образуется из отношений человека с Миром, не обязательно учитываемых сознанием. Это совокупность отношений целого с целым. Мир как целое и человек как целое. Для того, чтобы это было до конца понято, применим метод качественных структур. Мы говорим о том, что в объекте можно выделить аспект организации, аспект функционирования и аспект связи. (А это помните?) Объект (абстрактный), у которого есть только аспект организации, – это как бы не живой объект, то есть некоторая физическая данность, не действующая, не функционирующая, не вступающая ни в какие взаимоотношения с окружающим Миром. Объект (также абстрактный), у которого есть только аспект функционирования, – это как бы чистая деятельность вне всякой объектности. Если абстрактно рассматривать аспект связи, то сюда войдут только отношения Мира с данным объектом. Таким образом, аспект организации – как бы тело любого объекта, аспект функционирования – система его функциональных частей (способ выдачи какой‑либо продукции), а аспект связи – совокупность воздействий, направленных на данный объект любым другим. В этой структуре мы еще выделяем точку координатора, или нулевую позицию. Она является принципиально важной в силу того, что удерживает между собой эти аспекты, не давая им возможности распасться. Конкретное содержание точки координатора в конкретном объекте – вопрос сложный. Если рассматривать человека как целое, с точки зрения данной структуры, то точкой координатора для него является самосознание (оно может быть более или менее стабильно). Какова же связь между структурой инструментов и структурой их отношений с реальностью? Базовым инструментом индивидуальности является тело. Сознание и психика тоже работают на индивидуальность, но, подчеркиваем, базовый инструмент – тело. Не зря мы говорим о совокупности отличительных признаков (примеры: фотография, дактилоскопия и т.п.), которые неповторимы, индивидуальны. Тело – носитель биологической индивидуальности – является доминирующим во всем, что касается взаимодействия человека с Миром как биологического существа. Психика и сознание здесь обслуживают тело. Мы знаем, что если лишать человека возможности нормально удовлетворять биологические потребности и делать это достаточно долго, то он потеряет человеческий облик или погибнет физически. Базовым инструментом личности является сознание. Здесь можно говорить о типе личности на основе информационного метаболизма, то есть способа переработки поступающей информации. Все типологии, так или иначе, опираются на это. Когда мы говорим "личность", подразумеваем под этим сознательное существо, которое владеет речью, понимает язык, может вступить в свой тип общественных отношений, поскольку они реализуются на каких‑то языках. Это не обязательно словесный язык, это может быть и язык обрядов, символов, то есть любой язык, созданный человеком, не природный. Базовым инструментом сущности является психоэнергетика, поэтому сущность является наиболее трудноуловимым образованием в человеке. Напомним, что сознание и тело тоже участвуют в жизни сущности, но под командой психоэнергетики. Она в этом случае – базовый инструмент. Также необходимо понять, что совокупность всех отношений (индивидуальности, сущности и личности) – это большее целое, чем совокупность инструментальных данных, которые входят в поведение человека как часть. Нельзя сравнивать базовый инструмент и отношения, базирующиеся на нем. Необходимо уточнить и следующее. Когда мы говорим о "центрах" психоэнергетики (первый, второй, третий) и о том, что в психоэнергетическом инструменте происходит распределение энергии в зависимости от нужд инструментов (первый центр производит энергию для тела, второй – для эмоционально‑чувственной сферы, третий – для сознания), – это не означает, что при доминирующем третьем центре доминирует сознание как инструмент. "Центры" – это части психоэнергетики. Поэтому встречаются случаи, что при доминирующем втором центре и при сильно развитом сознании как инструменте (на 3‑ем центре, а сознании, как инструменте!!) энергия в сознание начинает поступать не из 3‑го, а из 2‑го центра, и происходит истощение центра. Последствия этого сильно сказываются как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Теперь попробуем проследить следующее: почему в процессе своего развития мы не осознаем наличия такого инструмента, как психоэнергетика? Давайте поразмышляем, какие системы критериев развиваются в человеке, начиная с рождения. ПРИЯТНО – НЕПРИЯТНО – первая система, включающаяся в действие. В ней нет ничего сознательного, это просто чувственная акция. Но обратная связь с младенцем существует – он может выражением лица, голосом, "эмоциональным языком" сообщить о своих ощущениях, что ему приятно, а что нет. Уже существует момент отбора, связанный с психоэнергетическим инструментом. Это общая реакция: ребенок чувствует, что он нездоров, что у него где‑то болит, а вот где, сообщить не может. ХОЧУ – НЕ ХОЧУ – следующая система, которая образуется в результате проявления субъективной воли. Это уже включился механизм выбора, начинает формироваться индивидуальность. ХОРОШО – ПЛОХО – критерий сознания. Появляется по мере понимания ребенком, чего от него хотят. Формируется личность. Три дихотомических критерия. Если бы в процессе воспитания они не вступали между собой в противоречия, то есть были бы согласованы, тогда никакого разрыва между инструментами не возникало бы. Но практически этого добиться невозможно. Допустим: мне это приятно, я этого хочу, но это не хорошо… Или: мне это приятно, но я этого не хочу, хотя это хорошо. Тогда, пока еще нет самосознания, весь набор конфликтов между источниками информации ведет к бездействию или деструктивному поведению. ПРАВИЛЬНО – НЕ ПРАВИЛЬНО – следующая система критериев, возникающая с появлением самосознания. Взрослые этой системой в основном и пользуются – развиваются структуры самоограничения, целеполагания. И следствие из этой системы – критерий НАДО – НЕ НАДО. Человек отгораживает свою территорию в Мире, строит "свой Мир" и "образ себя". При этом возникает всевозможный набор методов дискредитации предыдущего лидера (то есть ведущего инструмента). Например, вы говорите, что тело – зверь, которого надо держать в узде и т.д. В большинстве случаев это приводит к двум ситуациям: или мы пристраиваемся к телу сверху, то есть давим его, глушим все его потребности, считая их низменными (крайний случай – аскетизм), и в результате не можем существовать как биологическое существо полноценно, зато якобы выигрываем, как духовное существо… Разрушая свою целостность? Второй вариант отношений к телу – его возвышение, преклонение перед ним, поскольку с телом справиться нельзя, ведь это Природа! Примеров сколько угодно – от сверхъестественного культа спортсменов до столь же сверхъестественного культа красивого женского тела. Под такой же контроль попадает и психоэнергетика. Мы ее объявляем областью иррационального, хотя в быту, в ситуации недостатка информации часто пользуемся данными психоэнергетики: "почудилось", "показалось", "чувствую"; ориентируемся на безотчетные симпатии и антипатии. Этот инструмент работает, но "сознательно" мы тоже пытаемся его давить. Есть люди, которые заявляют: я человек сознательный, рациональный, а ощущения – не информация. Есть и другой вариант, отношение снизу, – культ иррационального, что приводит к дешевой мистике, не имеющей ничего общего с духовными учениями, а то и к психическим срывам. И только один инструмент мы лелеем, бережем, преклоняемся перед ним – сознание. Мы ввели такие понятия, как подсознание и сверхсознание. Границы этого инструмента расширяются все больше, что способствует его сверхоценке. Для того, чтобы психоэнергетика как инструмент работала нормально, то есть чтобы этим инструментом мы могли пользоваться эффективно, необходимо гармонизировать свои взаимоотношения со всеми инструментами. В противном случае никогда не сумеем отделить истину от самовнушения и "наводок", так как основным вопросом психотехники является вопрос достоверности информации, идущей от инструмента. Поскольку код, на котором происходит обмен информацией между окружающей средой и психоэнергетикой, не словесный, не образный, а исключительно "энергетический", возникают трудности в том, чтобы добиться такого качества инструмента, которое обеспечивало бы достоверную информацию. Каким образом предлагается решить эту задачу? Мы говорим, что ключевыми моментами являются: стабильное самосознание и растождествление со своими инструментами. То есть я выделяю инструменты, определяю их границы, их взаимоотношения между собой и имею возможность этими инструментами управлять за счет стабильного самосознания. Какие здесь трудности практического характера? Все древние эмпирические учения предлагают очень сложный образ жизни, не приемлемый в наших условиях. Поэтому одна из важнейших практических задач состоит в том, чтобы, взяв из этих учений все наиболее эффективное, переложить это на практику нашей жизни. Какие основные препятствия возникают в этом процессе? В первую очередь, конечно, ложная личность. Человек в детском возрасте не в состоянии регулировать воздействия, которые на него направлены. У него еще нет достаточно эффективной системы отбора, которая приводила бы все воздействия в соответствие с природными свойствами. Как часто взрослые требуют от ребенка таких качеств, которых у него нет и быть не может! Возьмем самый простой пример на уровне тела: скорость реакции. Она имеет в каждом индивидуальном случае свой предел. Поскольку ни родители, ни другие люди, вступающие с ребенком в контакт, об этом понятия не имеют, то, опираясь на свои собственные данные, требуют от него порой выполнения таких задач, которые ему не доступны по качеству инструмента. Конфликт между данностью инструмента и тем, что требуют от него, – один из источников появления ложной личности, как защиты. Мы знаем, что тип ИМ – информационный метаболизм личности,складывающийся к пяти‑шести годам, величина в основном постоянная. Способ обработки информации у каждого типа свой, но, в силу отсутствия таких знаний у окружающих, от ребенка требуют того, чего он выполнить не в состоянии. Возникают искажения. Следующий источник искажения – навязывание поведения вопреки природному уровню и ритму. Делается это не злоумышленно, но происходит оттого, что всю сумму воздействий учесть невозможно, сложность такой системы, как человек, затрудняет адекватное "плановое" воздействие. Так постепенно образуется набор приспособлений, все более заслоняющих, сковывающих истинную природу человека. Основной же источник роста ложной личности – конфликт между различными системами критериев. Поэтому мы говорим: чтобы убрать механизм ложной личности, прежде всего необходимо привести свое сознание в целостное состояние. Вместо множественного сознания, построенного на различных системах критериев, создать сознание, построенное на одной системе критериев, целостное сознание. Эту работу человек должен сделать сам. Препятствует образованию целостного пространства сознания то, что в процессе жизни у человека накапливается очень много само собой разумеющихся норм, которые, как правило, сознанием уже не анализируются. И когда в процессе работы эти нормы вводятся в сознание и выносятся на обсуждение, пусть даже с самим собой, человек попадает в очень дискомфортную ситуацию, преодолеть которую может не хватить сил. Когда целостное сознание организуется, возникает возможность перейти к структурному мышлению, то есть к высшей, как принято считать на сегодняшний день, форме мышления, когда все сознание выступает для самого субъекта как единое целое. Эффективность такого инструмента во много раз выше. Вторая задача, стоящая перед нами, – это отношения с таким инструментом как тело. Всевозможные табу, предрассудки, "нормы" родились от отношения к телу, как к "зверю". Древние же учения, причем в разных традициях, сходятся в одном и том же толковании: тело – конь для души. Да, животное, но конь, на котором я еду, куда мне надо, то есть не уничтожая его и не поклоняясь ему; конь – зверь прирученный. Приходится сталкиваться со случаями, когда люди, серьезно занимающиеся телом (хатха‑йога, каратэ, голодание, бег и т.п.), делают это потому, что боятся тела. Оно, естественно, в таких случаях начинает командовать человеком. Сильное, активное тело словно олицетворяет "Я", говоря "Я", человек имеет в виду тело. Понятно, что он может достичь полноты телесной жизни, но не более. Гармонии здесь не будет, вся система в целом уклонится в сторону аспекта организации и станет регрессивной или, как минимум, консервативной. Еще чаще встречается другая ситуация – перевозбужден аспект функционирования, то есть сознание эксплуатируется на износ. В результате система как материальное целое постепенно разрушается ("тело начинает болеть"). Нечто подобное происходит и внутри сознания: если мышление по силе и емкости уступает памяти, человек живет "головой назад". В обратном случае, когда активность мышления сильно преобладает над памятью, начинается "расслоение сознания". Итак, целостное пространство сознания и тело "объезженного коня" – основа для занятий психоэнергетикой. Можно заниматься этим параллельно, но нужно помнить, что не достигнув успеха в работе над сознанием и телом, не достигнем и достоверности в работе психоэнергетики. То есть мы можем развить этот инструмент отдельно, не трогая остальные. И добьемся определенных результатов – повысим чувствительность, емкость, научимся перераспределять энергию, но не научимся понимать, что нам сообщает инструмент. Это очень хорошо видно на стихийных "экстрасенсах". Очень часто они что‑то чувствуют, но что? Вопрос, на который они в состоянии ответить далеко не всегда. Повышение чувствительности психоэнергетического инструмента значительно осложняет нашу жизнь. Ведь вокруг немало негармоничных "ЗВУЧАНИЙ", и при хорошей чувствительности даже электрический звонок действует на психику, как значительный удар по телу: появляется болезненное ощущение во втором центре. Так что тут, кроме плюсов, есть и некоторые минусы… Чтобы все это выдержать, необходимо растождествление. Только в таком случае вы поймете: это происходит не с вами, а с вашим инструментом, и будете в состоянии его защитить. Итак, перестройка привычного способа существования является необходимым условием развития инструментов. Следующая проблема, возникающая при этом, – концентрация. Только достаточно сильная степень концентрации позволяет выдержать любой натиск окружающей среды и при этом не только остаться целостным, но и изменить ситуацию вокруг себя. Степень концентрации – это и есть сила психоэнергетики. Способ решения проблемы концентрации точно выражает мудрость: "Прежде, чем зажечь огонь, нужно выковать чашу". На первом этапе этой работы может возникнуть чисто житейская сложность. Вы начинаете меняться, причем нередко сами этого не замечая, но ближайшее окружение обязательно заметит и начнет в большей или меньшей степени, в той или иной форме "подначивать". Это тоже надо перенести, пережить, не углубляясь в анализ происходящего с вами, потому что, как гласит народная мудрость, когда сороконожка начинает задумываться, как ходить, она сначала запутывается, но потом может усовершенствовать свою ходьбу. В системе, которая здесь представлена, есть три исходных постулата. Они предлагаются в качестве центра будущего целостного сознания, которое вам надо сформировать. Первый постулат – нравственный: "Каждый человек есть проводник бесконечного океана знания и силы, лежащего позади него". Остановимся на его ключевых моментах. К а ж д ы й. Реально это значит, что, вступая в контакт с любым человеком, я всегда помню: потенциально он содержит в себе такую же бесконечную реальность, как и я сам. Все учения, в которых это слово заменено на "ТЫ" или "Я", на старинном языке называются сатанинскими, или "черными". П р о в о д н и к. Человек есть часть Мира, находится с ним в многообразных связях и через себя трансформирует энергию и информацию этого Мира. П о з а д и н е г о. Каждый человек имеет контекст, объем. Ритм – одно из ярких выражений Этого. Доминирующий ритм определяет содержание контекста человека. Если он функционирует согласно своему природному ритму, его энергетическая емкость во много раз выше, чем если он осуществляется вопреки ему. Второй постулат – целевой: "Познай себя как часть Мира и Мир как часть себя". Первая часть постулата, в конкретном объеме, как раз и отражает все то, о чем мы говорим. Важно познать себя во всех связях с Миром, во всем их многообразии. Все, что мы говорим об инструментах, растождествлении, – все это относится к первой части постулата. Вторая часть адресована тем, кто выполнил первую. Мы, гласит она, можем и должны, и в этом суть нашего человеческого предназначения, полюбить этот Мир. И тогда он станет частью нас. Эти знания имеют смысл только тогда, когда цель их‑увеличить гармонию окружающего Мира. Третий постулат – методологический: "Из мира следствий – в мир причин". В основе – метод причинно‑позитивного мышления, предлагающий необходимость в каждой идущей на нас ситуации постигнуть причину и, прежде всего, пытаться искать ее в себе самом. Ведь известна истина: "Нет объективных причин для отрицательных эмоций". Здесь не следует путать эмоции с чувствами, каждая ситуация‑источник информации.
Date: 2015-12-12; view: 309; Нарушение авторских прав |