Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
от 25 февраля 2015 г. N 33-853/2015
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 25 февраля 2015 г. N 33-853/2015
Судья Береза С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего Герман М.В. судей Алексеевой Е.Д., Насиковской А.А. при секретаре Б.Р. рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 декабря 2014 года, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Д. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок. Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., Д. и СНТ "Придорожное" - Б.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Д. обратилась в суд с иском к администрации МО "Всеволожский муниципальный район", ТУ ФАУГИ в Ленинградской области о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок N площадью <...> кв. м государственный кадастровый номер N, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска указала, что является членом СНТ "Родники-1" с <...> года, пользуется земельным участком N, оплачивает членские взносы. Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> N утвержден Проект организации и застройки территории СНТ "Родники-1" по фактическому пользованию" на общей площади <...> кв. м. Земельный участок садоводческого товарищества и испрашиваемый ею участок поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием - для ведения садоводства. В <...> она обратилась в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, однако до настоящего времени ответчиком никакого решения не принято. Представитель ответчика - администрации МО "Всеволожский муниципальный район", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменном отзыве просил отказать истице в удовлетворении заявленных требований, поскольку администрация муниципального района не вправе решать вопросы распоряжения земельными участками, расположенными на землях лесного фонда. Представитель третьего лица - Комитета по природным ресурсам Ленинградской области возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в материалы дела не представлено доказательств изъятия земельного участка, предоставленного администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" СНТ "Родники-1" под организацию коллективного садоводства из земель лесного фонда и изменения категории земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения. Представитель третьего лица - СНТ "Родники-1" поддержал исковые требования истицы. Всеволожским городским судом постановлено указанное решение, которым Д. отказано в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе Д. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение. Не согласна с выводом суда о том, что перевод земель из категории лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения никогда не осуществлялся, в связи с чем внесение в ЕГРП сведений о характеристиках земельного участка СНТ "Родники-1", утвержденных Постановлением главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> N, является ошибочным. В материалах дела имеется надлежаще утвержденный постановлением главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> N проект организации и застройки СНТ "Родники-1" по фактическому пользованию общей площадью <...> кв. м. Установленные границы участка истицы подтверждаются представленной выкопировкой участка, совмещенной с проектом детальной планировки всего СНТ. Из данного документа следует, что границы участка истицы не выходят за пределы земельного участка СНТ, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства. Подавляющее большинство членов СНТ уже оформило свои участки в собственность. Росимущество в качестве доказательства зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в границах участка <...> лесничества предоставило свидетельство о государственной регистрации права от <...>. Однако из свидетельства о государственной регистрации права от <...> следует, что часть земель в кварталах указанного лесничества изъята из федеральной собственности. Выкопировкой из лесных планшетов <...> лесничества <...> участкового лесничества часть земель обозначена как территория садоводства. Полагает, что ответчиками не доказан факт нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда. Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке. Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограммы и извещение по факсимильной связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили. Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему. Основания и условия для приобретения права собственности на земельные участки предусмотрены ст. ст. 25 и 28 ЗК РФ. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи граждане, обладающие садовыми земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о праве члена СНТ приобрести земельный участок в собственность, является доказанность того, что земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть, до апреля 1998 года, с соблюдением при этом установленного порядка предоставления. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
КонсультантПлюс: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ, а не пункт 4.
Согласно п. 4 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 ЗК РФ). Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:... 2) из состава земель лесного фонда (п/п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). В силу ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ). В соответствии со ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель находящихся в собственности Российской Федерации из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Судом установлено из материалов дела следует, что Д. является членом СНТ "Родники-1", расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от <...> N принято решение изъять из землепользования <...> (<...>) и предоставить АОЗТ "Родники" <...> га земли под организацию коллективного садоводства в постоянное пользование, обязать АОЗТ "Родники" оформить отвод земельного участка в натуре в установленном порядке, к освоению земельного участка приступить после согласования и утверждения проекта организации коллективного садоводства. Указанное постановление было издано в период действия Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, разрешившего передачу земельных участков в собственность, в том числе, гражданам. На момент принятия указанного Кодекса все земли, составляющие территорию РСФСР, принадлежали государству. Статьей 7 ЗК РСФСР было установлено, что граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе, для садоводства. Этой же нормой ЗК РСФСР было установлено, что передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Была предоставлена возможность передавать бесплатно земельные участки в собственность граждан, в том числе, для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли. Ст. 11 ЗК РСФСР полномочия по предоставлению земельных участков в собственность на основании статей 7, 8, 9 настоящего Кодекса были переданы местным Советам народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок. Совокупностью норм, содержащихся в ст. ст. 94 и 14 ЗК РСФСР была предоставлена возможность неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья лесного фонда предоставлять лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей, предельный срок временного пользования земельными участками лесного фонда был установлен не более трех лет. В силу земельного законодательства, действовавшего на момент издания постановления главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от <...> N, земельные участки могли передаваться для ведения садоводства, в том числе, в собственность, однако исключительно либо ранее предоставленные, либо участки малопродуктивных сельскохозяйственных угодий и нарушенных земель. Участки из земель лесного фонда в сельскохозяйственных целях могли быть переданы исключительно во временное пользование и на срок не более трех лет. Таким образом, при издании указанного постановления администрация Всеволожского района вышла за пределы предоставленных ей земельным законодательством полномочий. <...> администрацией Всеволожского района после проведения землеустроительных работ, согласованных с контролирующими службами, было издано постановление N, в котором администрация постановила просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования Васкеловского парклесхоза и предоставить АОЗТ "Родники" под организацию садоводческого товарищества "Родники-1" в районе <адрес> земельный участок площадью <...> га (леса первой группы в кварталах <...> лесничества), фактически занятый коллективным садоводством, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки. <...> администрация на основании материалов землеустроительного дела N, постановила (постановление N) просить Правительство Ленинградской области изъять из землепользования филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" земельный участок площадью <...> га (территория лесов 1 группы в квартале <...> лесничества) и предоставить садоводческому товариществу "Родники-1" под расширение садоводства, в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" произвести отвод земельного участка в натуре и оформить договор аренды в установленном порядке. Рассмотрев представленные материалы по отводу земель под расширение коллективного садоводства, Комитет по лесу Ленинградской области, отметив факт нахождения испрашиваемого участка в лесах первой группы в квартале <...> лесничества, самовольную вырубку леса на площади <...> га, занятие участка площадью <...> га существующим садоводством, счел возможным передачу испрашиваемого участка, который используется без надлежащего оформления. При этом Комитет указал, что окончательный отвод в лесах первой группы необходимо оформить через Правительство РФ. <...> администрация Всеволожского района издала постановление N, фактически дублирующее постановление N от <...>: просить Правительство Ленинградской области изъять у филиала "Васкеловский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" <...> га земли (леса первой группы в кварталах <...> лесничества), и предоставить эти земли садоводческому товариществу "Родники-1" под организацию коллективного садоводства по фактическому пользованию в аренду сроком до 3 лет, обязать СТ "Родники-1" оформить землеотвод и договор аренды в установленном порядке, разработать и согласовать генеральный план коллективного садоводства в границах сложившейся застройки. Факт вынесения администрацией <...> постановления N свидетельствует о неисполнении к указанному моменту постановлений, изданных ранее. Доказательств, подтверждающих обращение в Правительство Ленинградской области, изъятие испрашиваемых участков и передачу их садоводческому товариществу, оформление землеотвода и заключение СНТ "Родники-1" договора аренды суду не представлено. Из ответа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области следует, что решение о переводе и изъятии земель лесного фонда Правительством РФ не принималось, изменения в материалы лесоустройства (в настоящее время - материалы Государственного лесного реестра) не вносились. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному <...>, по состоянию на <...> (внесение записи в ЕГРП) в собственности Российской Федерации находится не весь квартал <...> лесничества, а только часть, однако указанный документ не подтверждает передачу части земель указанного квартала именно СНТ "Родники-1" и выполнение при этом установленного порядка изъятия и перевода их в иную категорию. В соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания постановлений администрации Всеволожского района ЛО (Лесного кодекса РФ 1997 года, Постановления Правительства РФ от 19 июля 1997 года N 1200 "О переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда", изъятие земельных участков из земель лесного фонда осуществлялось в лесах первой группы Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства. В том случае принятия Правительством РФ положительного решения по изъятию земель из лесного фонда, в материалы лесоустройства (планшеты и таксационные описания) вносились соответствующие изменения и площадь земель лесного фонда Ленинградской области уменьшалась на площадь, изъятую из лесного фонда, что ежегодно на 1 января отражалось в документированной информации по учету земель лесного фонда Ленинградской области, которая направлялась в Рослесхоз. С учетом установленных обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что земли, относящиеся к лесному фонду и используемые фактически СНТ "Родники-1" никогда не относились к землям сельскохозяйственного назначения. Документы, подтверждающие перевод земель категории лесного фонда в иную категорию, предоставляющую возможность ведения садоводства на этих землях на постоянной основе, уполномоченным ст. 63 Лесного кодекса РФ органом - Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области сельского хозяйства, суду не представлены. Из ответа Правительства Ленинградской области от <...> на судебный запрос следует, что решение о переводе и изъятии земель лесного фонда из землепользования филиала "Всеволожский парклесхоз" ГУП "Лесопарковая зона Санкт-Петербурга" земельного участка площадью <...> га (территория лесов первой группы в квартале <...> лесничества) и изъятии <...> га земель в кварталах <...> лесничества (территория лесов первой группы), Правительством РФ не принималось, изменения в материалы лесоустройства (в настоящее время - материалы Государственного лесного реестра) не вносились, а также планшетам и таксационным описаниям <...> лесничества, копиями свидетельств о государственной регистрации права от <...> и <...>, согласно которым лесные земли <...> лесничества в кварталах <...>, находятся в собственности Российской Федерации. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда. В пункте 2.1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Таким образом, нахождение земельного участка на землях лесного фонда исключает возможность его приватизации, несмотря на наличие утвержденного Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от <...> N проекта организации застройки СНТ "Родники-1", поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов распоряжаться не вправе были распоряжаться землями лесного фонда как до, так и после введения в действие 30 октября 2011 года Земельного кодекса РФ. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о характеристиках земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, и вида разрешенного использования - для ведения садоводства на основании межевого плана, представленного в орган кадастрового учета <...>, утвержденного постановлением администрации МО Всеволожский муниципальный район от <...> N не порождает юридически значимых для разрешения настоящего спора обстоятельств. Установленные судом обстоятельства исключают возможность удовлетворения иска о признании права собственности Д. на земельный участок N в СНТ "Родники-1". Длительный период фактического пользования спорным земельным участком, его обработка, возведение построек не имеют правового значения для разрешения настоящего спора. Между тем, из материалов дела следует, что никаких действий, направленных на создание препятствий как истице, так и СНТ "Родники-1", в пользовании земельным участком не производится. СНТ "Родники-1" не лишено возможности реализовать предоставленное им не отмененными постановлениями администрации Всеволожского района право обратиться в уполномоченные органы для оформления изъятия и передачи земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу в установленном порядке. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Ссылки истицы на наличие решений суда о признании права собственности иных членов СНТ "Родники-1" на земельные участки несостоятельны, поскольку обстоятельства, установленные решениями суда, в которых участвовали иные, чем в настоящем деле лица, преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют. Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Date: 2016-02-19; view: 277; Нарушение авторских прав |