Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподаватель – Калюжная Юлия Борисовна

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Темы рефератов по Отечественной истории

Для студентов заочного отделения

Преподаватель – Калюжная Юлия Борисовна

1. Факторы самобытности российской истории

 

Основные вопросы:

1. Природно-климатические факторы

2. Геополитические факторы. Колонизация земель в российской истории.

3. Религиозные факторы, значение принятия византийского православия в российской истории. Россия как поликонфессиональное государство.

4. Цивилизационные особенности России.

 

Литература.

1. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I./ Под общей редакцией проф. А.А. Данилова. – М., 1994. С. 6 – 21.

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX века. М., 1995. С. 9-18, М., 2001. С 11-20.

3. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. М., 1998 г. С. 256-271.

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций (любое издание). Лекции II (Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации), III, IV.

 

2. Крещение Руси

Основные вопросы:

1. Языческая реформа Владимира: цели, характеристика пантеона Владимира.

2. Причины принятия христианства. Общие черты мировых религий (религий спасения).

3. Крещение Руси в источниках (летописное свидетельство, византийские, арабские и скандинавские источники):

- проблема выбора веры

- ход и методы христианизации

- роль варягов в христианизации Руси

4. Язычество и христианство: проблема двоеверия.

5. Значение принятия византийского православия для российской истории.

 

Литература.

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в. М., 1995. С. 41 – 43, 47 – 49, 57-58, 64-65. М., 2001 С. 42-45, 48-50, 58, 65.

2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. М., 1998. С. 270 – 283.

3. Древняя Русь в свете зарубежных источников / М.В. Бибиков, Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон и др.; Под ред. Е.А. Мельниковой. – М., 2000. С 102 – 111, 156 – 160, 232 – 235, 549 – 552.

4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987. С. 412 – 454.

5. Как была крещена Русь. М., 1989.

6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. М., 1996. С. 56 – 65.


3. Русские земли в период раздробленности в.п. XI – XIII вв.

 

Основные вопросы:

1. Очередной (лествичный) порядок наследования престола:

- сущность очередного порядка наследования

- каковы причины его возникновения

- как и почему он нарушался

2. Особенности развития русских земель:

- Киевское княжество

- Новгородская земля

- Юго-западная Русь (Галицко-Волынское княжество)

- Северо-восточная Русь (Ростово-Суздальская земля)

 

В характеристиках необходимо отразить как особенности географического положения, природно-климатических условий и другие факторы повлияли на специфику истории отдельных земель.

 

Литература:

1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1 (любое издание). Лекция XI.

2. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. И., 1992. С.209 – 212, 432 – 433.

3. Любые учебники по Отечественной истории

 

4. Смутное время Московского государства в российской и советской исторической науке”

 

Основные вопросы:

1. “Почему случилось так, как случилось”: истоки событий Смутного времени.

2. Итоги и уроки Смуты. Реализованные и утраченные возможности.

3. Переосмысление событий Смутного времени в последующие эпохи.

 

Литература.

1. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Лекции XLI (Начало Смуты), XLII, XLIII, XLIV. (Любое издание).

2. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // в кн. “История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX в.”. М., 1991.

3. Плигузов А. Историчекие уроки Смуты. // в кн. “Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников”. М., 1989. С. 404.

4. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX века. М., 1995. С.137 –146. М., 2001 С. 136-144.

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть I. М., 1994. С.246 – 346.

 


4. Реформы Петра I

 

Основные вопросы:

1. Влияние европейских идей Нового времени на преобразования Петра.

2. Итоги и последствия петровских преобразований в различных сферах жизни

- Значение политических реформ Петра I

- Особенности развития российской экономики и предпринимательства в эпоху Петра

- Последствия военной реформы Петра

- Реформы Петра и положение различных слоев общества

- Как реформы Петра I в области культуры и быта повлияли на социо-культурную ситуацию в России

3. Цена реформ.

 

Литература.

1. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи. // в кн. “История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX в.”. М., 1991. С. 186 – 220.

2. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989. С. 48-68.

3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX века. М., 1995. С. 170-180. М., 2001 С 170-179.

 

5. Крупнейшие народные движения XVII – XVIII вв.: общее и особенное

 

Основные вопросы:

1. Особенности крупных народных движений XVII – XVIII вв. (И.И. Болотникова (1606-1607 гг.), С.Разина (1669-1671 гг.), К. Булавина (1707-1708 гг.), Е. Пугачева (1773-1774г.)

 

Чтобы выделить особенности крупных народных движений XVII – XVIII вв. проанализируйте конкретные обстоятельства возникновения движений, состав участников, регионы распространения, требования восставших

2. Казачество, его роль в российском обществе, изменение положения казачества.

3. Феномен самозванчества в российской истории (причины появления, особенности психологии и поведения самозванцев)

4. Причины поражений крестьянско-казацких движений XVII – XVIII вв.

 

Литература.

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX века. М., 1995 С. 151-152, 159-165, 192-193. М., 2001. С 149-150, 157-163, 188-189

2. Гумилев Л.Н., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л., 1990. С. 89-94.

3. Соловьев В.М. Феномен крестьянских войн в России. // Преподавание истории в школе. 1994. №1. С. 2-6. Он же Мы пели песнь топору (Разин, Пугачев и другие). // Родина. 1992. №2 С.80-83

4. Павленко Н. Расказачивание по-петровски. Нехрестоматийный взгляд на Кондратия Булавина и его восстание. // Родина. 1997. № 7. С. 28-32.

5. Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. М., 1991.

 


6. Проекты преобразований России, возникшие после Отечественной войны 1812 г.: власть и общество

 

Основные вопросы:

1. Ситуация в стране после Отечественной войны 1812 г.

2. Нововведения в национальных окраинах (Финляндии, Польше, Эстляндии) и их влияние на ситуацию в России

3. Судьба русской конституции и проектов освобождения крестьян.

4. Причины отказа Александра от преобразований и сохранения самодержавного правления

5. Истоки взглядов прогрессивной части общества

6. Программы и деятельность тайных обществ

7. Династический кризис 1825 г. и события 14 декабря: случайность или закономерность?

8. Значение движения декабристов для российской истории

 

Литература.

1. Мироненко С.В. Как Россия в начале XIX в. чуть не стала конституционной монархией. // в кн. “История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX в.”. М., 1991. С. 264-288, 291-292.

2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. М., 1994. С.294 – 299.

3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Лекции LXXXIII, LXXXIV (Любое издание)

4. Любые учебники по Отечественной истории

 

7. «Великие реформы» в России во второй половине XIX в.

 

Основные вопросы:

1. Предпосылки начала «эпохи Великих реформ».

2. Подготовка реформ: участники, организации, основные проекты и документы

3. Реформы как процесс модернизации российской экономики и общества:

- крестьянская реформа: основные положения, отношение разных слоев

- содержание и значение земской реформы

- содержание и значение судебной реформы

4. Особенности буржуазного развития в пореформенной России, судьба реформ.

5. Значение эпохи реформ.

 

Литература.

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX века. М., 1995 239-244. М.,.2001. С. 234-239, 243-248.

2. Захарова Л.Г. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.). // в кн. “История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX в.”. М., 1991. С. 293-325.

3. Любые учебники по Отечественной истории.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 29. Сущность сознания | Показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности

Date: 2016-02-19; view: 450; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию