Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мода как культурологическое исследование





 

Мода как явление рассматривалась с разных позиций уже несколько веков. Из известных нам работ, посвященных моде, наиболее ранними являются работы, написанные в XVIII - первой половине XIX веков. Они имеют не столько научный, сколько обзорный характер. «Переписка моды» Н.В. Страхова, «Несколько замечаний о современных модах в одеждах» архиепископа Амвросия (в миру - А.И. Ключарев), «Моды и цинизм» Ф. Дишера. Появившиеся позже работы можно классифицировать в соответствии с тем, какой из факторов выступает в качестве обуславливающего все конкретные проявления моды.

Э.Тейлор и Г. Шурц считали, что любая мода выступает формой воплощения эстетических воззрений эпохи. И.Кант и Г. Зиммель видели в моде не столько выражение вкуса, сколько выражение тщеславия, честолюбия. И.Блох и Э.Фукс выявили в моде еще один аспект, указав, что она может складываться под определенным влиянием эротических потребностей. Важное место в истории моды заняли работы В. Зомбарта, объясняющего все явления моды одной общей причиной — коммерческими интересами предпринимателей. Проблема моды поднималась и многими советскими философами, обществоведами, такими как Е.Я. Басин, И.В. Бестужев - Лада, С.И. Иконников, В.Т. Лисовский, Э.В. Ильенков, Л.И. Коган, В.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.И. Толстых.

Изучение исследований современных авторов, специализирующихся на анализе того или иного частного аспекта моды, дало возможность выделить шесть относительно самостоятельных направлений ее анализа:

1. Деятельностный подход. Характерен для работ Е.Я.Басина, А.Б. Гофмана, К.М. Кантора, В.М. Красина, Б.Д. Парыгина, В.И. Толстых, А.Г. Харчева. В качестве предмета анализа данные исследователи рассматривают поведение последователей моды как специфический вид поведения человека. Причем, в рамках этого подхода сложились две различные позиции: сторонники первой склонны считать, что мода представляет собой специальный, культивируемый людьми способ поведения, движущим мотивом которой выступает единственно престижно-символическая потребность (ЕЛ.Басин, К.М.Кантор, В.М.Красин); сторонники второй полагают, что в поступках последователей моды находит проявление, наряду с потребностью в символах, престижа и потребность самореализации (З.Л.Савдогарова, А.Г.Харчев).

2. Экономический подход (И.В.Архипова, С.О.Аничкина, Н.Т.Фролова). Среди различных функций моды данные исследователи выделяют в качестве предмета специального анализа ее экономическую роль, изучают возможности и границы использования моды в экономической сфере жизнедеятельности общества.

3. Эстетический подход (В.И.Казаринова, О.Д.Кащенко, Е.Киреева, Т.В.Козлова, Н.Т.Савельева). Рассматривает моду сугубо с позиции ее подчиненности эстетическим требованиям эпохи, с точки зрения степени проявления этих требований в моде.

4. Коммуникативный подход (В.Ю.Борев, А.В.Коваленко, Л.В.Петров). Здесь мода становится объектом внимания как специфический способ массовой коммуникации.

5. Психологический подход (Л.Е.Коломинский, Б.Д.Парыгин (2), Б.Ф.Поршнев). Его сторонники изучают способность моды воздействовать на настроение индивидов, служить средством эмоциональной разрядки.

6. Комплексный подход, при котором указанные аспекты рассматриваются в единстве (Л.А.Масалкова, З.Б.Элькина).

Методологической основой исследования является культурологический подход к феномену «мода», позволяющий выделить ее основные сущностные характеристики, определить принципы развития моды, ее роль в детерминации человеческой жизнедеятельности в условиях смены стереотипов сознания и поведения. В диссертации использовались общенаучные методы анализа и сравнения, дающие возможность исследовать особенности развития моды во времена разных идейно-политических государственных систем, конкретно-исторический и историко-культурологический методы. Использовались данные социологических исследований об изменении фасонов одежды в России в течении XX века; коллекции отечественных дизайнеров: Н.Ламановой, В.Мухиной; А.Родченко, В.Степановой, В.Зайцева, В.Юдашкина.

Научная новизна работы заключается в новой интерпретации идейно-политических предпосылок развития моды России 20 века, в исследовании ее прогностических функций, предвещающих изменения в социокультурной и политической жизни общества.

Новизна исследования представлена также:

- в рассмотрении моды как универсального механизма постоянного обновления общественной жизни, действующего на основе утверждения нового в социальной жизни;


- в анализе социальных и художественных процессов, выявляющих ценности моды в общекультурных и социально-политических тенденциях данной эпохи;

- в выявлении причины возникновения принципиально новых видов одежды, отражающих условия жизнедеятельности, продиктованных научно-техническим прогрессом и новыми течениями в искусстве;

- в исследовании моды в системе смены субъектов, определяющих ее становление, утверждение и разрушение. В работе даются характеристики тех событий и явлений, которые являются движущей силой моды конкретного периода ее развития. В частности, Октябрьская Революция 1917 года, первая и вторая мировые войны, «перестройка» конца 80-х г.г. XX в.;

- в выделении сущностных характеристик моды как возможной системы формирования и реализации потребности в самовыражении личности с помощью внешнего обновления.

Положения исследования:

1. Мода действует как система «социального символизма», в рамках которого происходит создание и использование знаков социального статуса личности, регулирующих внутригрупповые и межгрупповые отношения.

2. Ценности моды в пространстве массовой культуры обладают следующими характеристиками: демонстративность, цикличность, современность, игра.

3. Условия жизнедеятельности, продиктованные прогрессом и новыми течениями в искусстве, изменившееся положение женщины и ее взаимоотношений с мужчиной и обществом явились предпосылкой возникновения принципиально новых видов одежды.

4. Под влиянием основных идейно-политических и социальных событий в России 20 века разрушались принципы классической морали, что повлекло за собой радикальную смену формы костюма. Мода выполняет прогностическую функцию, предвещая изменения в стране связанные с демократическими процессами в социально-культурной жизни общества.

5. Мода является средством самовыражения личности и показателем ее культуры, а костюм XX века — знаковой системой, характеризующей «концепцию личности».

Б. Д. Парыгин и Г. Г. Шубин выделяют три важнейшие функции, выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.

Мода, как системное явление, включает в себя обуславливающие ее объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы. Понятие «мода» связано также с такими категориями, как «модное поведение», «модное сознание», «модная личность», «модные санкции», «механизм моды». Подход к моде как к особому механизму, воздействующему на культуру, делает возможным постановку вопроса о широких социальных функциях моды, связанных с развитием тех областей культуры, где она действует. Это способствует преодолению распространенных взглядов на моду, как на явление в социальном отношении маловажное, а также позволяет дать объективную оценку общественной значимости этого явления.


Слово «мода» (французское «mode» и немецкое «Mode») происходит от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значении «способ» и «образ» оно использовалось и продолжает использоваться во французском языке.

В русский язык слово «мода» пришло в 17 веке и распространилось в XVIII веке. В эпоху Петра I оно означало «образец», «манер». В дальнейшем от слова «мода» появились производные «модник», «модничать», «модёна» (щеголиха), «модиться» и т.п. и вошли в крестьянский язык и в различные областные диалекты.

В XVII — XIX в.в. в разных языках это слово было тесно связано со словом «обычай»; нередко эти слова использовались как взаимозаменяемые или близкие по значению.

Предварительное понятие моды может выглядеть следующим образом: это кратковременная практика стандартизированного массового поведения более или менее ограниченного круга людей. При этом особенностью этого поведенческого стандарта является подвижность непрерывно расширяющаяся, вбирающая в себя все новых индивидов. Понятиями противоположными моде, выступают единичные, уникально-неповторимые формы поведения. Существование вне и независимо от сознания, периодически повторяющиеся явления массового стандартизированного поведения и выступают предметным аналогом интересующего нас понятия, тем специфическим феноменом, который мы и воспринимаем как моду.

Мода выходит за рамки каждого из фрагментов человеческой и социальной реальности, рассекаемой на части отдельными науками. Это явление целостное и универсальное, оно существует в самых разных областях жизнедеятельности человека: эстетической, экономической; психологической. Мода принадлежит, прежде всего, не миру вещей, а миру людей. Вещи сами по себе не меняются под влиянием моды, их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой.

Появление моды свидетельствует о социальной зрелости того или иного общества, о проявлении в нем определенной социальной структуры, отдельные части которой с помощью механизма моды стремятся отдифференцировать себя от других. Мода возникает как следствие и как инструмент социального развития и социального расслоения внутри одного и того же народа.

Процесс формирования и распространения моды проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.

 








Date: 2016-02-19; view: 521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию