Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шарашидзе Екатерина





Родилась 1 февраля 1974 года. После окончания средней школы вместе с семьей переехала из Грузии в США, где жила в течение 15 лет.

Закончила школу государственного управления Дж. Кеннеди в Гарварде и бизнес‑школу Слоун Массачусетского технологического института.

По возвращении в Грузию занимала должность специального советника президента Грузии по вопросам экономического развития и прямых зарубежных инвестиций. В ноябре 2006 года назначена на пост руководителя администрации президента Грузии. С февраля по декабрь 2008 года занимала должность министра экономического развития. После этого и до января 2010 года опять возглавляла президентскую администрацию.

 

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) отметил значительное улучшение состояния дел в области приватизации крупных предприятий в Грузии, повысив соответствующий индикатор с 3,3 балла в 2003 году до 4 в 2007 году.

Может показаться, что прогресс невелик, но только 7 из 29 стран с переходной экономикой получили такую же оценку (показатель России за тот же период понизился с 3,3 до 3). Значение индекса, равное 4, означает, что более 50 процентов государственных предприятий и сельскохозяйственных активов перешли в частную собственность и достигнут значительный прогресс в корпоративном управлении ими.

Одна из последних мер по приватизации крупных компаний (так называемых предприятий стратегического назначения) – законодательная подготовка продажи «Почты Грузии», даже в столичных отделениях которой мало что изменилось за последние лет тридцать (если не считать продолжающегося обветшания).

Нерешенным пока остается вопрос о приватизации Грузинской железной дороги. Активно обсуждать сроки продажи и кандидатуры потенциальных покупателей стали в конце 2007 года. В ноябре Министерство экономического развития даже объявляло конкурс заявок. Желание принять участие в торгах выразили пять компаний из Казахстана, Швейцарии, США и России, но министерство воспользовалось своим правом и приостановило процедуру обсуждения продажи.

До этого была схожая ситуация, когда британская компания Parkfield Investment предложила правительству передать грузинскую железнодорожную сеть в управление на 99 лет, пообещав инвестировать не менее 1 миллиарда долларов в течение десяти лет. Но переговоры были прерваны.

Еще когда Бендукидзе был государственным министром по координации реформ, он представил сценарий постепенного решения этого вопроса. Он предложил преобразовать компанию в акционерное общество, акции которого затем будут размещены на фондовых биржах – как в Грузии, так и за рубежом. В таком случае у Грузинской железной дороги могли бы появиться несколько консолидированных владельцев. Но по поводу приватизации именно этого объекта до сих пор существуют опасения, которые многие разделяют. Екатерина Шарашидзе сформулировала их следующим образом: «Приватизировать железную дорогу трудно, потому что на ней сосредоточены стратегические интересы наших соседей. Мы с удовольствием проведем IPO, приватизируем небольшую часть – 15–25, даже 45 процентов. Но проблема в том, что неизвестно, что с ней сделает Россия, если купит. Азербайджан может заблокировать перевозки из Казахстана. А Казахстан – наоборот, из Азербайджана. Поэтому мы пока не сдвинулись с мертвой точки».

Однако жизнь показывает, что в не менее стратегически важной сфере – в энергетике приватизация привела к качественному улучшению ситуации. И российский собственник электрораспределительной компании в грузинской столице не пренебрег своими обязательствами даже во время российско‑грузинской войны в августе 2008 года. «Лучший способ защиты – максимально открывать экономику: чем прозрачнее приватизация, тем больше шансов, что объекты купят не российские компании», – полагает Бендукидзе.

Результаты приватизации можно оценить по трем критериям.

Что касается взяток, то еще с советских времен коррупция в Грузии считалась абсолютно естественной, она пронизывала все слои власти, сопровождала любое взаимодействие гражданина с государственными органами. Но за шесть лет ни одна страна мира не двигалась столь стремительно по пути освобождения от коррупции, как Грузия: если в 2003 году она занимала 124‑е из 133 место в рейтинге Transparency International, то в 2009‑м она поднялась до 66‑й позиции из 180. За тот же период Россия проделала обратный путь – с 86‑й из 133 до 146‑й из 180, отстав от Грузии на 80 пунктов.


 

Количество приватизированных предприятий и доход, полученный в результате приватизации, 1995–2008 гг.

 

 

Источники: Statistical Yearbook of Georgia. 2003. С. 161; Statistical Yearbook of Georgia. 2009. С. 136 (www.geostat.ge/index.php?action=wnews&lang=eng&npid=2)

 

Как изменились доходы бюджета? Если в 2001–2003 годах капитальные доходы составляли 1 процент от всех доходов, то в 2005–2007 годах за счет приватизации в консолидированном бюджете формировалось 10,7–12,9 процента доходной части. В конце 2004 года Саакашвили объявил, что планирует в следующем году получить от приватизации 200 миллионов долларов, и тогда многим это казалось фантастикой (до этого сопоставимая сумма – 199,6 миллиона – сложилась за девять лет – с 1996 по 2004 год). Но оказалось, что его прогноз был занижен: в 2005 году доход бюджета от приватизации составил 231,4 миллиона долларов.

 

Выпуск продукции на предприятиях по типам собственности, 1999–2010 гг. (млн долл., цены 2006 г.)

 

Источник: расчет по данным Статистической службы Грузии, Business Statistics (www.geostat.ge/index.php?action=page&p_id=212&lang=eng)

 

Со сменой владельцев начался бурный рост выпуска на частных предприятиях: если за предыдущие пять лет объем продукции в этом секторе вырос на 73 процента, то в следующее пятилетие (2004–2008 годы) – в 2,3 раза.

В результате объем продукции государственных предприятий в 2010 году составил 580 миллионов долларов в ценах 2006 года, а частных – почти в 10 раз больше. В 2003 году, до начала большой приватизации, государственные предприятия производили практически столько же – 576 миллионов долларов в ценах 2006 года, а частные – в 4,8 раза меньше, чем в 2010 году.

Работает ли механизм создания эффективного собственника? Среднегодовые темпы экономического роста в 2004–2007 годах составляли 9,3 процента – такие величины принято называть экономическим чудом. Дело тут, конечно, не только в приватизации, но роль успешного разгосударствления собственности сложно преувеличить.

 







Date: 2016-02-19; view: 389; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию