Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Утверждено на заседании Совета Высшей школы права (протокол № 1 от 24.08.2015 года)
Высшая школа права
Кафедра Гражданского и гражданского процессуального права
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование модуля/дисциплины: Семейное и наследственное право
Наименование специальности: 5В030100 – «Юриспруденция»
Форма обучения: очная
№
| Виды учебных занятий
| Курс/семестр
|
| Лекции (30 часов)
| 2/ 4
|
| Семинары/практические (15 часов)
|
|
| Лабораторные (часов)
|
|
| СРС (67 часов)
|
|
| СРСП (23 часов)
|
|
| Экзамен
|
|
| Итого (135 часов)
|
|
Астана, 2015 г.
Пояснительная записка
Утверждено на заседании Совета Высшей школы права (протокол № 1 от 24.08.2015 года)
1.1 Данные о преподавателе курса: старший преподаватель кафедры гражданского и гражданского процессуального права, магистр юриспруденции Горстка Ольга Михайловна
Контактная информация:
г. Астана Коргалжинское шоссе 8, Казахский Гуманитарно-Юридический Университет, кафедра гражданского и гражданско-процессуального права, к.219, телефон 703-041
1.2 Описание дисциплины
Семейное и наследственное право представляет собой дисциплину, в которую включены два блока: Семейное право и Наследственное право. Семейное право представляет собой подотрасль гражданского права, регулирующую личные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возникающие в силу брака, родства, усыновления и т.д.
Предметом семейного права являются отношения, складывающиеся в семье между супругами, родителями и детьми, другими лицами, состоящими в родстве. Регулируемые отношения между названными лицами выступают как брачно-семейные отношения, отличительной особенностью которых является то, что субъектами семейных отношений могут быть только граждане, причем не все, а лишь те, которые определены законом. Соответственно, в семейном праве имеет место строгая индивидуализация участников этих отношений. Кроме того, особенностью семейных отношений является их длящийся характер и взаимная доверительность.
Большую актуальность семейное право получило в результате закрепления новых институтов, среди которых брачный договор, патронат, алиментные соглашения и др.
В результате изучения семейного права студенты должны знать: действующие нормы семейного права о порядке и условиях заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, алиментных обязательствах членов семьи; о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, патронат) и уметь применять нормы семейного права в процессе работы по юридической специальности.
Изучение наследственного права предопределено центральным местом права собственности в правовом регулировании имущественных отношений.
В ходе его освоения осваиваются фундаментальные для будущего юриста понятия, законы и принципы наследственного права, составления и оформления завещаний, а также содержание наследственных правоотношений.
Курс наследственного права логично дополняет курс семейного права и в целом гражданского права. Он охватывает вопросы, касающиеся определения круга субъектов наследственных правоотношений, наследования по закону, наследования по завещанию, приобретения наследства, особенностей наследования отдельных видов имущества и др.
Изучение наследственного права имеет как познавательное, так и научно-практическое значение. Оно преследует цель ознакомления студентов с основными положениями наследственного права и способствует формированию научного кругозора, приобретению навыков правильного применения правовых норм.
Пререквизиты: предметами, предшествующими изучению данного курса, являются:
- теория государства и права
- всеобщая история государства и права
- римское право
- гражданское право (общая часть)
Постреквизиты: Знания особенностей правового регулирования гражданских правоотношений в сфере семейного и наследственного права необходимы для изучения ряда правовых дисциплин, таких как, международное частное право, нотариат, которые изучают отдельные стороны частноправовых отношений. Также знания норм семейного и наследственного права пригодятся в дальнейшей практической деятельности.
1.3 Академическая политика курса
Для приобретения знаний и навыков по дисциплине «Семейное и наследственное право» необходимо, чтобы студенты своевременно и точно выполняли задания преподавателя, а также индивидуальные задания, разработанные для самостоятельной работы студентов. Студенты обязаны знакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. При изучении дисциплины «Правовое регулирование семейно-наследственных отношений» студенты должны свободно ориентироваться в современных гражданско-правовых системах, умело применять юридическую технику.
При выполнении заданий, студенты не должны копировать или воспроизводить результаты работ других студентов, заниматься плагиатом и компилированием текстов. Работы должны выполняться самостоятельно. В случае сдачи студентами аналогичных работ, либо работ, содержащих незаконное заимствование, приниматься к проверке не будут, студенту автоматически будет выставлено 0 баллов.
Рекомендации: своевременно и полностью выполнять домашние задания, активно участвовать в учебном процессе, содействовать коллективной работе; развивать свои интеллектуальные и ораторские способности, чаще посещать библиотеку, активно овладевать юридической терминологией и юридическим мышлением. Быть доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
На занятиях студент обязан активно участвовать в дискуссии, обсуждения, вести конспекты, готовить заранее по выставленным в силлабусе к теме занятия вопросам. Студент также обязан приходить на занятия вовремя, без опозданий. В случае опоздания студентом на занятие на 10 и более минут преподаватель имеет право его на занятие не допустить и за указанный день отметить его отсутствие.
Во время занятия запрещается выходить из аудитории, передвигаться с места на место без разрешения преподавателя, разговаривать, пользоваться социальными сетями и гаджетами, ложиться, ходить по аудитории.
Студент может выйти из аудитории только по разрешению преподавателя не более, чем на 10 минут, в ином случае преподаватель имеет право его на занятие не запустить и отметить его отсутствие на указанном занятии.
1.4 Цель и задачи курса. Ожидаемые результаты.
Целью изучения модуля является достижение студентами всестороннего глубокого понимания правовой природы и сущности семейных и наследственных правоотношений, подготовка их к деятельности высококвалифицированных юристов-практиков, формирование творческих личностей будущих специалистов-цивилистов.
Задачи курса:
Ø Научить студентов правильно понимать и трактовать смысл правовых актов, регулирующих семейные и наследственные правоотношения, а также применять их в процессе работы по специальности;
Ø Привить навыки научно-исследовательской работы в области семейного и наследственного права.
Ø Изучение норм семейного и наследственного права, как подотраслей гражданского права.
Ø Изучение понятия семья и наследство и их места в гражданском законодательстве и гражданском праве.
Ø Определение и изучение правового положения членов семьи и наследников.
Ø Изучение общих положений открытия и получения наследства.
Ø Изучение особенностей наследования по закону.
Ø Изучение особенностей наследования по завещанию.
Ø Привитие навыков применения нормативных правовых актов, реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Ø Научиться юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Ø Научиться давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
В результате изучения курса студент должен:
знать:
Ø источники семейного и наследственного права;
Ø принципы семейно-наследственных отношений;
Ø правовое положение субъектов семейно-наследственных отношений;
Ø сроки в семейном и наследственном праве.
уметь:
Ø применять нормы семейного и наследственного права в процессе работы по юридической специальности;
Ø юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, относящиеся к конкретным жизненным ситуациям;
Ø разграничивать семейные и наследственные отношения от иных правоотношений;
Ø пользоваться источниками семейного и наследственного, как в научно-исследовательской, так и в практической деятельности;
Ø решать практические задачи на основе теоретических знаний, анализа норм права Республики Казахстан.
владеть навыками:
Ø практическими навыками для выполнения работы в качестве юриста, специализирующегося в семейных и наследственных отношениях;
Ø овладения методикой изучения национального и международного законодательства и практики его применения;
Ø навыками грамотно составлять документы.
Тематический план распределения часов по видам учебных занятий
№
| Разделы/темы
| Виды учебных занятий (в часах)
| | | Лекции
| Семинары/
практические
| Лабораторный практикум
| СРСП
| СРС
| Всего
| 1.
| Понятие и источники семейного права. Семейные правоотношения
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Правовое регулирование брака (супружества). Условия заключения брака (супружества)
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Прекращение брака (супружества) по законодательству РК
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Условия и порядок признания брака недействительным
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Личные права и обязанности супругов
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Имущественные права и обязанности супругов. Правовой режим имущества супругов
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Установление происхождения детей
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Лишение и ограничение родительских прав
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Алиментные отношения членов семьи
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Формы и порядок передачи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Правовое регулирование суррогатного материнства
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Понятие и источники наследственного права
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Субъекты наследственного права и их правовое положение
|
|
|
|
|
|
| 14.
| Открытие наследства и призвание к наследованию
|
|
|
|
|
|
| 15.
| Наследование по завещанию
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Наследование по закону
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Принятие наследства и отказ от него
|
|
|
|
|
|
| 18.
| Принятие мер к охране наследственного имущества
|
|
|
|
|
|
| 19.
| Раздел наследства между наследниками
|
|
|
|
|
|
| 20.
| Оформление прав на наследство
|
|
|
|
|
|
| 21.
| Ответственность наследников по долгам наследодателя.
|
|
|
|
|
|
| 22.
| Особенности наследования отдельных видов наследственного имущества
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
| |
|
|
| Тематический план проведения семинарских/практических (лабораторных) занятий и выполнения самостоятельной работы студентов (СРС)
Наименование дисциплины модуля:
| №
тем
| Семинарские/практические (лабораторные) занятия
| СРС
| Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
| Объем в часах
| Форма проведения
| Темы
| Содержание задания
| Сроки сдачи (неделя и объем в часах) и форма контроля
|
| Понятие и предмет семейного права
Понятие и предмет семейного права.
Методы семейного права.
Принципы семейного права.
Источники семейного права.
Семейные правоотношения
|
| Теоретический опрос
Работа по карточкам
|
| Решение задач
| 3 часа
1 неделя
Проверка решения задач.
|
| Правовое регулирование брака (супружества). Условия заключения брака
Понятие брака (супружества)
Отличительные особенности фиктивного брака и брака по расчету.
Условия заключения брака и препятствия к его заключению.
Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.
Недействительность брака. Правовые последствия
|
| Работа в группах
Письменный опрос
|
| Подготовить доклад на одну из следующих тем (по выбору):
1. Институт брака по законодательству Казахстан и ряда других стран.
2. Условия и порядок заключения брака и условия, препятствующие его заключению по законодательству РК
3. Основания прекращения брака как по законодательству Казахстана.
| 4 часа
2 неделя
Проверка докладов
|
| Прекращение брака
Порядок прекращения брака.
Расторжение брака в органах загса. Расторжение брака в судебном порядке.
Вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака
Момент прекращения брака при расторжении. Правовые последствия прекращения брака.
Отличительные особенности прекращения брака и признания брака недействительным.
Восстановление брака: понятие, основания, порядок.
|
| Решение кейсов
Работа в группах
Письменный опрос
|
| Решение кейса
| 3 часа
2 неделя
Проверка решения кейса
| 4,5
| Права и обязанности супругов
Личные неимущественные правоотношения между супругами.
Понятие и виды имущественных правоотношений между супругами.
Законный режим имущества супругов.
Договорный режим имущества супругов.
Ответственность супругов по обязательствам
|
| Решение кейсов
Работа в группах
Письменный опрос
| 4,5
| Решение кейсов
| 7 часов
3, 4 недели
Проверка решения кейса
|
| Установление происхождения детей
Установление отцовства.
Запись родителей ребенка в книге записей рождений.
Оспаривание отцовства (материнства).
|
| Решение кейсов
Работа по карточкам
Теоретический опрос
| 6,7
| Решение кейсов
| 6 часов
5 неделя
Проверка решения кейса
|
| Правоотношения между родителями и детьми
Права несовершеннолетних детей.
Личные неимущественные права ребенка.
Имущественные права ребенка.
Права и обязанности родителей Родительские правоотношения. Равенство прав и обязанностей родителей.
Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями. Разрешение споров между родителями по вопросам воспитания и образования детей.
|
| Теоретический опрос
Работа в группах
Письменный опрос
|
| Составьте текст соглашения об уплате алиментов
Решение кейсов
| 2 часа
6 неделя
Проверка письменных работ
Проверка решения кейсов
|
| Алиментные отношения членов семьи
Алиментные обязательства: понятие, виды, основания возникновения.
Алиментные обязательства родителей и детей.
Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
Алиментные обязательства других членов семьи.
Соглашение об уплате алиментов.
Порядок уплаты и взыскания алиментов.
|
| Решение кейсов
Теоретический опрос
Письменный опрос
|
| Составить таблицу: «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству Республики Казахстан»
| 4 часа
7 неделя
Проверка письменных работ
|
| Порядок передачи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Усыновление (удочерение) детей.
Опека и попечительство над детьми.
Патронат
Детские деревни семейного типа и дома юношества
|
| Теоретический опрос
Работа в группах
Письменный опрос
| 10,11
| Ознакомиться с образцами актов гражданского состояния
| 6 часов
8 неделя
Проверка письменных работ
| 12,13
| Понятие и принципы наследования. Субъекты наследственного права и их правовое положение
Понятие наследования и наследственного права.
Принципы наследования.
Наследственные правоотношения.
Правомочия наследодателя и наследников.
Правомочия лиц, причастных к оформлению наследственных прав, связанные с оформлением наследственных прав.
Права и обязанности лиц, способствующих возникновению и осуществлению наследственных прав.
Правомочия лиц, принимающих меры к охране наследственного имущества.
|
| Устный опрос, работа по карточкам
| 12, 13
| Наследственные правоотношения
Решение кейсов
| 6 часов
9, 10 недели Обсуждение проблемных вопросов. Дискуссия
Проверка решения кейсов
|
| Открытие наследства и призвание к наследованию
Понятие и основания открытия наследства.
Время открытия наследства, его значение и способы определения.
Место открытия наследства и его значение.
Призвание к наследованию. Основания призвания к наследованию.
Призвание к наследованию подназначенного в завещании наследника.
Призвание к наследованию по праву представления и по завещательному отказу.
Лица, призываемые и не призываемые к наследованию (недостойные наследники).
| | Устный опрос, работа в группах
Решение кейсов
|
| Решение кейсов
| 3 часа
10 неделя
Проверка решения кейсов
|
| Наследование по завещанию
Понятие наследования по завещанию.
Понятие завещания. Принцип свободы завещания и его ограничения.
Форма завещания, порядок его подписания и удостоверения.
Секретное завещание
Подназначение наследника.
Завещательный отказ и завещательное возложение.
Обязательная доля в наследстве.
Тайна завещания.
Отмена и изменение завещания.
Недействительность завещания.
Исполнение завещания.
| | Решение кейсов, работа в группах
|
| 1. Составьте текст завещания на часть имущества завещателя (фабулу придумайте сами).
2. Составьте текст завещания с завещательными возложениями и подназначением наследника.
| 4 часа
11 неделя
Проверка письменных работ
|
| Наследование по закону
Понятие наследования по закону и условия его наступления.
Основания, по которым призвание к наследованию не допускается.
Круг наследников по закону, порядок призвания их к наследованию. Наследование иждивенцами.
Наследование в случае усыновления. Наследование пережившим супругом.
Наследование по праву представления. Наследственная трансмиссия.
Доли наследников.
Наследование выморочного имущества государством.
| | Письменный опрос, решение кейсов
|
| Решение кейсов
| 4 часа
12 неделя
Проверка решения кейсов
|
| Принятие наследства и отказ от него.
Понятие, особенности и значение принятия наследства как субъективного гражданского права. Порядок и сроки принятия наследства.
Форма заявления о принятии наследства.
Отказ от наследства.
Правовые последствия отказа наследника от наследства.
| | Решение кейсов, работа по карточкам
| 17, 18
| Решение кейсов
| 4 часа
13 неделя
Проверка решения кейсов
|
| Раздел наследства между наследниками.
Раздел наследства между наследниками при наследовании по закону.
Правила раздела наследства по завещанию. Положения, имеющие значение при этом.
Особенности раздела наследственного имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких наследников.
Обязательные наследники и их доля в наследственном имуществе.
Порядок раздела наследства при наличии среди наследников несовершеннолетних, недееспособных граждан и пережившего супруга.
Особенности раздела имущества при наличии у одного из наследников преимущественного права на неделимую вещь, входящую в состав наследства.
| | Устный опрос, работа в группах
| 19, 20
| Решение кейсов
| 7 часов
14 неделя
Проверка решения кейсов
| 20,21
| Оформление прав на наследство. Ответственность наследников по долгам наследодателя.
Свидетельство о праве на наследство, его форма, содержание, виды, порядок оформления.
Порядок и сроки получения свидетельства о праве на наследство и условия его выдачи.
Место выдачи свидетельства о праве на наследство.
Лица, имеющие право выдавать свидетельства о праве на наследство.
Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство пережившему супругу.
Субъекты ответственности по долгам наследодателя.
Пределы ответственности наследников.
Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им.
| | Работа по карточкам
Устный опрос
| 21, 22
| Решение кейсов
| 4 часа
15 неделя
Проверка решения кейсов
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|