Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деепричастие. Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола





Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как самостоятельной части речи.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом, отвечает на вопросы что делая? Или что сделав?.

2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? И обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки. Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса –а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса – учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

— от глаголов на –чь: печь;

— от глаголов на –нуть: вянуть;

— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут, лижут;

— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут).

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? И обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки. Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

- в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,

- вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. Д.): умы-вши-сь,

- ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса – а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса – я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,

женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

* Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

* Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

С данной особенностью деепричастия связано задание А4 теста ЕГЭ.
В этом задании проверяется умение учащихся правильно упот­реблять деепричастный оборот. Для того чтобы безошибочно выполнить это задание, примени­те следующие приемы:


1) Вначале найдите подлежащее в предложении и посмотри­те, это ли действующее лицо выполняет действие (добавочное) в деепричастном обороте. Учтите: подлежащего может и не быть, если предложение определенно-личное или неопределенно-личное, но оно легко восстанавливается.

2) Превратите деепричастие в глагол и соедините его со ска­зуемым. У вас должны получиться однородные сказуемые, если ответ правильный.

3) Если деепричастие относится к одушевленному существи­тельному, то наличие подлежащего – неодушевленного сущест­вительного – свидетельствует о невозможности присоединения деепричастного оборота к данному предложению. И наоборот.

4) Перенесите деепричастный оборот в конец предложения. Как ни странно, этот прием зачастую приводит к правильному решению теста.

Пример. Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) Двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский кор­пус в Петербурге.

3) Этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4) Дальнейшее образование Радищева проходило в Петер­бурге и за границей.

Рассмотрим первое предложение. Зачислили (кто?) – они. Подлежащее восстанавливается, но оно во мн. Ч. Получил обра­зование (кто?) – он (Радищев) – ед. ч. Действующие лица раз­ные, однородных сказуемых не получается. Перенеся дееприча­стный оборот в конец предложения (Радищева зачислили в пе­тербургский Пажеский корпус, получив начальное домашнее образование в Москве), вы увидите, что подобное предложение не имеет смысла.

Во втором предложении сказуемое поступил. (Кто?) посту­пил – Радищев – подлежащее. Получил образование (кто?) – он (Радищев). Радищев получил образование и поступил – одно­родные сказуемые. Перенесем деепричастный оборот: Двена­дцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петер­бурге, получив начальное домашнее образование в Москве. Ответ верный.

Третье предложение безличное, действующего лица (подле­жащего) нет, значит, и присоединение деепричастного оборота невозможно. Однако в последнее время наблюдается тенденция присоединения деепричастного оборота к безличному предло­жению, если оно обозначает категорию состояния или способ выражения мысли (Анализируя статистические данные, нужно отметить… Мысленно пробегая по страницам любимой книги, хочется сказать…).

В четвертом предложении подлежащее выражено неодушев­ленным существительным, действующее лицо в деепричастном обороте – существительное одушевленное. Присоединение дее­причастного оборота невозможно.







Date: 2016-02-19; view: 1309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию