Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деепричастие. Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола
Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как самостоятельной части речи. Деепричастие — это самостоятельная часть речи, которая обладает следующими признаками: 1. Обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом, отвечает на вопросы что делая? Или что сделав?. 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия. К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги. К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола. Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? И обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки. Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса –а(-я). У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса – учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи. Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ: — от глаголов на –чь: печь; — от глаголов на –нуть: вянуть; — от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут, лижут; — от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут). У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а). Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? И обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки. Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов: - в от глаголов с основой на гласный: сдела-в, - вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. Д.): умы-вши-сь, - ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши. У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса – а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь. Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса – я. Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например: обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ, женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ. Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа: * Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов). * Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым). Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам. С данной особенностью деепричастия связано задание А4 теста ЕГЭ. 1) Вначале найдите подлежащее в предложении и посмотрите, это ли действующее лицо выполняет действие (добавочное) в деепричастном обороте. Учтите: подлежащего может и не быть, если предложение определенно-личное или неопределенно-личное, но оно легко восстанавливается. 2) Превратите деепричастие в глагол и соедините его со сказуемым. У вас должны получиться однородные сказуемые, если ответ правильный. 3) Если деепричастие относится к одушевленному существительному, то наличие подлежащего – неодушевленного существительного – свидетельствует о невозможности присоединения деепричастного оборота к данному предложению. И наоборот. 4) Перенесите деепричастный оборот в конец предложения. Как ни странно, этот прием зачастую приводит к правильному решению теста. Пример. Получив начальное домашнее образование в Москве, 1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. 2) Двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге. 3) Этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге. 4) Дальнейшее образование Радищева проходило в Петербурге и за границей. Рассмотрим первое предложение. Зачислили (кто?) – они. Подлежащее восстанавливается, но оно во мн. Ч. Получил образование (кто?) – он (Радищев) – ед. ч. Действующие лица разные, однородных сказуемых не получается. Перенеся деепричастный оборот в конец предложения (Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус, получив начальное домашнее образование в Москве), вы увидите, что подобное предложение не имеет смысла. Во втором предложении сказуемое поступил. (Кто?) поступил – Радищев – подлежащее. Получил образование (кто?) – он (Радищев). Радищев получил образование и поступил – однородные сказуемые. Перенесем деепричастный оборот: Двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге, получив начальное домашнее образование в Москве. Ответ верный. Третье предложение безличное, действующего лица (подлежащего) нет, значит, и присоединение деепричастного оборота невозможно. Однако в последнее время наблюдается тенденция присоединения деепричастного оборота к безличному предложению, если оно обозначает категорию состояния или способ выражения мысли (Анализируя статистические данные, нужно отметить… Мысленно пробегая по страницам любимой книги, хочется сказать…). В четвертом предложении подлежащее выражено неодушевленным существительным, действующее лицо в деепричастном обороте – существительное одушевленное. Присоединение деепричастного оборота невозможно. Date: 2016-02-19; view: 1316; Нарушение авторских прав |