Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины онанизма
Основной причиной онанизма, его первопричиной я, вместе с Мечниковым, считаю дисгармонию в человеческой природе, заключающуюся в преждевременном развитии полового чувства. Это чувство развивается в очень раннем возрасте, иногда раньше пяти лет. У многих детей уже очень рано бывают сексуальные побуждения и в связи с этим стремление прикасаться к детям другого пола. С годами половое чувство всё усиливается: "оно становится всеобщим у мальчиков значительно раньше появления семенной жидкости со зрелыми и вполне подвижными семенными нитями. Испытывая половое чувство в периоде, когда ещё не может быть и речи о совокуплении, мальчики инстинктивно находят средство к самоудовлетворению (Мечников). По Десландесу, привычка к онанизму имеет троякое происхождение. Она может происходить: 1) оттого, что индивидуум может сам открыть, без чьего бы то ни было содействия, искусство онанировать; 2) этому искусству его обучает другое лицо; 3) будучи лишенным, в том возрасте, когда имеется потребность в половых сношениях, возможности её удовлетворить, он ищет выход в онанизме. Первым поводом для онанистических действий у ребёнка являются половые ощущения раздражения, вызываемые бессознательными манипуляциями, которые ребёнок производит над различными частями своего тела с целью ориентирования чувства осязания. Сюда же относятся рефлекторные движения, производимые ребёнком даже нескольких месяцев от роду в тех случаях, когда он старается успокоить расчёсыванием раздражённые места кожи. Ребёнок может при этом действовать не только руками, но и ногами или трением одной ноги о другую, как это бывает иногда при сидячем положении. К этим возбуждениям, которые вызываются самим ребёнком, присоединяются затем те, которые производятся ухаживающим персоналом путём прикосновения и трения чувствительных в половом отношении органов при уходе за ребёнком и одевании его. Манипуляции ухаживающего персонала представляют собою первое половое совращение ребёнка. Он узнаёт, таким образом, источник наслаждения, который заключается в прикосновении другого человека к его половым зонам, и научается ими пользоваться при помощи способа, который не навлекает на себя подозрений. Сознательные движения знакомы, по Фридъюнгу, уже грудным детям старше трёх месяцев. У детей моложе трёх месяцев он ни разу не наблюдал онанистических действий. На онанизм могут натолкнуть маленьких детей самопроизвольно появляющиеся у них эрекции. По наблюдениям Бехтерева, эрекция пениса может появляться даже у годовалых младенцев. Названному учёному не удалось подметить, чтобы этот рефлекс вызывался сосанием груди матери или вообще сосанием, склонность к которому у детей, как известно, проявляется ещё и долгое время спустя после отнятия от груди. Нет признаков и того, чтобы эрекция полового органа в младенчестве сопровождалась общим эмоциональным состоянием, очевидно, состоящим в соотношении с внутрисекреторной деятельностью половых органов. Первоначально эрекция у ребёнка вызывается лишь местными раздражениями и связана исключительно с ними. Частое возникновение этого эрекционного рефлекса, обусловленное теми или иными местными раздражениями, сопровождается развитием склонности к его дальнейшему возобновлению. Вслед за обыкновенным эрекционным рефлексом, развивающимся в раннем детском возрасте, обычно происходит развитие сочетательного рефлекса, прежде всего аутоэрогенного характера. Дело в том, что всякое напряжение и набухание полового органа, сопровождаясь общим эмоциональным состоянием, естественно, как и всякое вообще раздражение, возбуждает процесс сосредоточения, направленный к источнику привлекающего его раздражения. Отсюда – сочетательный рефлекс в виде сосредоточения внимания на половой сфере каждый раз вместе с тем, как в последней развивается эрекционный рефлекс. Но сосредоточение внимания на какой‑либо части тела само по себе возбуждает сосудистый рефлекс, приводя к местному приливу крови, тогда как устранение его сопровождается судорогой вследствие раздражения сочувствительных сосудосужающих волокон. Таким образом, с возрастом у ребёнка на помощь обыкновенному эрекционному рефлексу приходит сочетательный рефлекс полового сосредоточения, иначе говоря, высший или сочетательный эрекционный рефлекс (Бехтерев). Дети могут быть совращены к занятию онанизмом другими детьми, прислугою, няньками и т.д. Об этом мы скажем подробнее ниже. Но в очень значительном числе случаев дети начинают онанировать по собственному побуждению, хотя, может быть, позже, чем при совращении. Причиной онанизма здесь является не сознательное желание детей вызвать у себя сладострастное ощущение, а обычное побуждение устранить неопределенное и неосознанное чувство неудовлетворённости и желания. Когда мальчик ложится в постель, случайное прижатие члена или раздражение его вызывает небольшую эрекцию с новым, ещё не испытанным приятным ощущением; мальчик трогает орган опять и прежде, чем он успевает пенять, как это случилось, происходит эякуляция – и зло сделано. Мальчик приобрёл новый опыт и, как правило, скоро повторяет его. В других случаях повышенная чувствительность, наблюдаемая у детей перед половой зрелостью, какое‑то неопределённое беспокойство часто побуждает ребёнка как бы инстинктивно касаться рукою половых органов. Когда вследствие вызванного этим возбуждением появляется сильное ощущение, то ребёнок, не зная, к каким последствиям ведёт частое повторение этого акта, повторяет то, что он в первый раз сделал случайно. Нам пришлось только что упомянуть о половой зрелости. Несомненное влияние на время наступления её оказывают климат, особенно средняя температура в данной местности, раса[14], а также то обстоятельство, живёт ли субъект в городе или в деревне. В среднем климате Европейской России половая зрелость наступает у юношей в возрасте от 14 до 16 лет (по Вирениусу, в 15‑16 лет, по Лесгафту, от 13 до 18 лет) и выражается в том, что голос юноши из звонкого, высокого, детского делается более грубым, низким, глухим, мужским. Голосовые связки удлиняются, гортань увеличивается во всех размерах, вся шея делается толще. Объём сердца быстро и значительно увеличивается, почти вдвое, вследствие чего, между прочим, усиливается питательная деятельность в организме. Основа молодого организма продолжает крепнуть; усиленно развиваются двигательные аппараты, в особенности конечности. Позвоночный столб только к концу этого периода делается настолько стойким, что может удерживаться в положении только условиями своего строения и даже без прибавочной (мышечной) силы приходит в равновесие, если какой‑либо силой он был выведен из этого состояния (Лесгафт). Быстрее идёт развитие всего организма и, кроме того, усиленно развиваются половые органы. В связи с их внутренней секрецией усиливается деятельность кожных желез и рост волос, особенно на лобке. В связи с ростом половых органов наступает половое возбуждение, появляются эрекции. Обыкновенно ночью в постели, особенно под утро, бывают продолжительные эрекции, за которыми, спустя известное время, следуют ночные поллюции, наступающие во время сна и не сопровождающиеся вначале сновидениями. В то же время силы крепнут, развивается воображение и, под влиянием нарождающейся половой деятельности, все воспоминания юноши, всё, виденное и слышанное им в детстве относительно этой деятельности, несознаваемое и неясное до того, получает для него особое значение, заставляет его невольно вдумываться в это новое для него чувство и сознавать постепенно усиливающееся половое влечение. Выражение "половая зрелость" даёт ошибочное представление о состоянии организма в данный период жизни. Под "половой зрелостью" не следует понимать, что юноша вполне зрел для половой жизни. Ещё в течение года, иногда даже двух, в извергаемом семени нет правильно образованных семенных нитей и, следовательно, оно представляет материал недоразвитый, непригодный для целесообразного полового отправления. Поэтому о зрелости в прямом значении этого слова, т.е. относительно половой производительности, не может быть и речи при появлении первых извержений семени. Необходимо, говорит Бурдах, чтобы половая способность существовала в течение некоторого времени, прежде чем она будет пущена в дело, для того, чтобы она достигла полного развития, развернула своё действие и распространилась на весь организм. У животных природа позаботилась о том, чтобы помешать случке немедленно после пробуждения полового чувства. Не говоря о праве сильного, которое даёт лишь вполне развитым самцам возможность отталкивать соперников и побеждать самку, – достаточно назвать оленя, у которого в трёхлетнем возрасте бывает течка, но нет ещё достаточного голоса, чтобы звать самку. Голос у него делается слышным лишь к четырём годам, а полную силу он приобретает только в пять лет. В периоде полового созревания, т.е. в эпоху пробуждения полового влечения, эрекция у человека, по‑видимому, ещё не находится всецело под влиянием души. Она появляется, если можно так выразиться, зря, без определённой цели и под влиянием различных обстоятельств. У девушек половая зрелость наступает по Антону, приблизительно на два года раньше, чем у мужчин, по Кишу – в Средней Европе между 14 и 15 годами, с колебаниями от 12 до 19 лет, и выражается в появлении месячных очищений. Наряду с этим развивается подкожный жировой слой, особенно на плечах и бёдрах, что придаёт телу известную грацию. Растут груди, лицо приобретает вместо детского облика женственное выражение, появляется растительность на лобке, голос делается более звонким. По мнению некоторых авторов, на время появления половой зрелости может влиять образ жизни, особенно нравственная атмосфера среды. Так, например, Марро в институте Барола в Турине, куда принимаются заброшенные и испорченные девочки, обнаружил в среднем более раннее появление менструаций, чем это бывает в норме. 14% девочек начали там менструировать уже между 10 и 12 годами. Половое созревание выражается и в пробуждении психополовой жизни. У ребёнка, остающегося до полового созревания свободным от влияний, возбуждающих в половом отношении, начало психополовой жизни исходит не из представлений, а из чувств, вызываемых ростом и внутренней секрецией половых желез. В сознании появляются ощущения и желания, не направленные на конкретную цель. Сначала существует неопределённое томление без стремления к половому удовлетворению. В это же время возникает интимная дружба со сверстниками того же пола, которая у субъектов с особым предрасположением может заключать в себе некоторый половой элемент и может превращаться в гомосексуальное отклонение полового влечения (Мозес). Следует, однако, иметь в виду, что после раннего детства, нейтрального в смысле полового влечения, когда у ребёнка нельзя предположить какие‑либо психосексуальные явления, многие дети (вероятно, не все) переживают стадию недифференцированности полового влечения (Макс Дессуар), т.е. такую стадию, когда направление полового влечения ещё недостаточно определилось. Оно колеблется в ту и другую сторону и зависит от случайной близости объекта. Незнакомство с этой стадией при изучении половых извращений приводило к большим ошибкам. В стадии недифференцированности полового влечения совершенно нормальный ребёнок может проявить гомосексуальное влечение, которое может впоследствии совершенно исчезнуть. Эта стадия может начаться в различном возрасте, в пять лет и даже, пожалуй, раньше, но чаще позднее – в 7‑8 лет, очень часто в 9‑10‑летнем возрасте. Обычно она кончается к 15‑17 годам, изредка лишь на 20‑м году и сменяется нормальным, гетеросексуальным влечением, т.е. половым влечением к лицам другого пола. В своей "Физиологии любви" Мантегацца удачно описывает тоску и искания при пробуждающейся половой жизни. Предчувствуя её, неясные ощущения и побуждения заходят далеко за эпоху развития половой зрелости. Эта эпоха психологически наиболее важна. По богатому приросту чувств и идей, которые она пробуждает, можно вообще сулить о значении половой жизни для психики. Эти вначале тёмные, неясные стремления, происходящие из ощущений, которые вызваны в сознание до сих пор неразвитыми органами, сопровождаются сильнейшим возбуждение жизни чувствований. Психологическая реакция полового влечения во время половой зрелости сказывается в различных явлениях, для которых общим является полное аффектов состояние души и стремление в как‑нибудь форме выразить, объективировать душевное содержание. Наиболее близкими к нему областями являются религия и поэзия, которые получают мощные толчки из полового мира даже тогда, когда время полового развития уже прошло, и первоначально неясные настроения и побуждения уже отстоялись. Достаточно вспомнить, как часто встречается во время половой зрелости религиозная мечтательность[15], как часто в жизни святых половые соблазны и в какие отвратительные сцены, настоящие оргии выродились религиозные празднества в древности, а также богослужения различных сект нового времени, не говоря уже о сладострастной мистике, которую мы находим в культах древних народов. С другой стороны, мы видим, что неудовлетворённая чувственность очень часто ищет и находит себе эквивалент в религиозной мечтательности (Крафт‑Эбинг). Весной 1922 года мне пришлось видеть на груди у 15‑летнего юноши из интеллигентной семьи превосходно исполненный при помощи татуирования образ Божьей Матери величиною приблизительно 8 х 8 сантиметров. На мой вопрос, для чего это сделано, юноша мне ответил, что он ни от кого не скрывает, что он верующий. Татуировка была произведена в предыдущем году, когда ему было 14 лет. Если принять во внимание, что операция татуирования, производимая накалыванием иглой с последующим введение в места уколов чёрной краски, довольно болезненна и продолжительна, то приходится сделать вывод о значительном религиозном подъёме у данного юноши в период полового созревания. Интимная связь между чувством любви и религией давно известно всем, кому приходилось близко соприкасаться с явлениями религиозной жизни. Любовь и религия – два наиболее страстных чувственных побуждения, которым подвержен человек. Не удивительно поэтому, что если происходит расстройство в одной из этих сфер, то колебания тотчас передаются другой. Точно также не удивительно, что оба ощущения находятся в динамической связи друг с другом, и что и что аутоэротическое влечение, как более примитивное и более фундаментальное из обоих влечений, может переносить свою неизрасходованную энергию на религиозное чувство, в котором оно находит недоступное для него до сих пор распространение, так что любовь к человеку превращается в любовь к божественному. Полное физическое подавление половой сферы, вероятно, вызывает более высокую степень религиозного усердия. Заслуживает внимания тот факт, что возраст любви является в то же время и возрастом углубления в самого себя и религиозного подъёма. Вильсон отмечает, что мальчики, темперамент которых ведёт их к онанизму, обыкновенно далеко не лишены религиозного чувства. По наблюдениям этого автора, существуют одновременно религиозность и чувственность. Далее, призывы к душе и к религиозному чувству не могут искоренить этот "плотский грех", а иногда, по‑видимому, побуждают к ещё более сильному онанированию. Очень энергично высказывается по разбираемому вопросу Вентури: "Онанизм часто практикуется молодыми людьми, воспитанными в религиозном духе. Они чрезмерно предаются ему, притом всегда раньше естественного возраста и в форме, вредной для развития, для здоровья нервной системы, для души и для привязанностей. Религия не оберегает он онанизма, но слишком препятствует естественному ходу эволюции, а именно взаимной любви. За преждевременно появляющимся онанизмом не следует естественная любовь, которая в действительности есть наиболее благотворная гарантия против этого греха. Об этом следовало бы подумать моралистам и воспитателям". Это родство между половым и религиозным чувствами приходится в незамаскированном виде наблюдать, главным образом, психиатрам. Целый ряд авторов, как Бертье, Балль, Бронардель, Морселли, Мари, Форель и др. указывают, что сильнейшее религиозное чувство бессознательно коренится в эротическом ощущении или представляет собою превращение этого ощущения. Психиатрам приходится наблюдать случаи, в которых особенно наглядно выступает эта фаза аутоэротизма на границе между обычными эротическими мечтаниями и религиозным мистицизмом. Религиозные и половые состояния возбуждения на высшей ступени представляют в своём качественном и количественном возбуждении полное совпадение и могут, поэтому при известных обстоятельствах действовать викарирующим образом. Оба могут при патологических состояниях превращаться в жестокость. Надо, впрочем, отметить, что хотя половое возбуждение является главным резервуаром энергии, из которого может черпать религия, но оно не составляет всего содержания и корня религии. Выдающуюся, а отчасти и решающую роль в происхождении религии играет страх смерти, недостаточности жизни, потребность в утешении за все горести существования и надежда на загробную жизнь. После этого необходимого отступления вернёмся к вопросу о причинах онанизма. Среди них, прежде всего, следует упомянуть о влиянии наследственности. Если, говорит Гризингер, ребёнок стал предаваться онанизму в раннем возрасте, ещё задолго до возмужалости и притом инстинктивно, не наученный другим, то можно почти наверно считать онанизм последствием патологической раздражительности половых органов, которая совпадает с нервным сложением вообще и предрасположением к душевным болезням. По Фурнье и Оппенгейму, наклонность к онанизму может передаваться по наследству. Шмуклер считает, что у родителей‑онанистов дети рождаются с ослабленными нервами и потому очень склонны к онанизму. Наследственно‑неврастенические дети онанируют чаще и интенсивнее, чем другие дети, по следующим причинам: у них центр эрекции, как и другие центры, находится как бы с самого начала в состоянии повышенной раздражительности, которая проявляется в рано появляющихся и часто мучительных эрекциях. Эти эрекции сами по себе могут вести к онанизму. Далее, у неврастенических детей очень часто бывают, преимущественно вечером, состояние общего беспокойства или даже чувства страха, которые бурно разряжаются в онанизме. Бессонница также может вести к онанизму, стоит такому ребёнку познакомиться с успокаивающим, т.е. снотворным действием онанизма, – и он дальше будет онанировать уже не бессознательно, а сознательно. По Эллису, в тех случаях, где онанизм начинается в самом раннем детстве, например, в двухлетнем возрасте, имеется, вероятно, недостаточная наследственная сопротивляемость нервной системы. Он приводит следующий поучительный случай Блоха: "Маленькая девочка начала онанировать с двух лет. Девочка была очень умна для своего возраста, но застенчива и молчалива. Мать ребёнка онанировала в течение всей своей жизни, даже после замужества. Хотя во время беременности она воздерживалась от онанизма, но непрерывно думала о нём. Бабушка со стороны матери умерла в заведении для душевнобольных от "онанистического" психоза". По Рашфору, наследственность в раннем детском возрасте сказывается в нервности детей или в мочекислом диатезе, который обусловливает резко кислую реакцию мочи. Такая моча, раздражая половые части и смежные участки кожи, может вызывать зуд в этих частях, который, со своей стороны, может способствовать появлению онанизма. По Моллю, проявление полового чувства в первом периоде детства[16], т.е. до семи лет включительно, указывает на наследственное отягощение. Нервные маленькие дети предаются онанизму, по мнению этого автор, гораздо больше, чем дети, не отличающиеся нервностью, потому что у первых уже в детстве раздражительность гораздо больше, чем у последних. Молль считает, что в половой жизни наиболее важную роль играют врожденные наклонности, требующие, впрочем, внешнего толчка для своего проявления. Этим объясняется тот факт, что самое заботливое воспитание очень часто не предохраняет от раннего пробуждения полового чувства. С другой стороны, последнее может не иметь места при самых неблагоприятных условиях. Встречаются люди, которые провели свои детские годы в доме терпимости и, несмотря на это, совершенно незнакомы с половыми переживаниями. Но нельзя и отрицать влияния жизненных условий, ибо врождённые наклонности бывают различной силы, и раннее пробуждение половой жизни может ускоряться или замедляться под влиянием среды. По Мориаку, на онанизм следует смотреть, как на проявление некоторых врождённых или приобретённых патологических состояний, непосредственный продукт или метаморфозу умственного или нравственного вырождения, которое передаётся по наследству, подвергаясь ухудшению или смягчению под влиянием здоровых или больных элементов, в большей или меньшей степени развитых у отца, матери или у родственников по восходящей линии. Мы видим, следовательно, что многие авторы признают в этиологии онанизма известное значение за наследственностью. Отсюда далеко, однако, до таких фантастических взглядов, как, например, у Вирата, по мнению которого среди причин онанизма у лиц женского пола не исключена возможность и того, что если чувственный отец и чувственная мать имели сношения ещё во время беременности незадолго до родов, то эта чувственность может быть предана матерью ребёнку! Склонность к онанизму наблюдается, далее, при психастенической конституции, одним из признаков которой является возбудимость половой сферы, выражающаяся также в частых поллюциях. Эти расстройства в половой сфере служат симптоматическим выражением известной повышенной возбудимости нервно‑психических механизмов, хотя этот признак, в свою очередь, отражается на душевной жизни неврастеника. Психастеническая нервно‑психическая организация обнаруживается довольно рано, обычно с отроческих лет, с пробуждением самосознания, причём в течение жизни у субъекта наблюдаются обострения психастенического состояния то в периоде полового развития, то в инволюционном периоде, то в зависимости от внутренних и внешних причин (Суханов). Во многих случаях причиною онанизма является угнетённое, подавленное душевное состояние. В этих случаях стремление к онанизму есть не что иное, как бегство из не удовлетворяющей действительности к радости детства. Подобно тому, как многие люди стремятся забыться от повседневных забот в нормальном половом акте, так привычный онанист постоянно возвращается к рукоблудию. Ибо это – самое надёжное средство успокоения и утешения, единственное, которое всегда имеется к услугам. К нему всегда можно прибегнуть при всяком состоянии нужды. Это известно уже школьнику, который незадолго до того поклялся себе, что не будет больше онанировать. Дурная отметка, домашние неприятности, шалость, за которую грозит наказание, – всего этого достаточно, чтобы он вернулся к онанизму. Повышенное половое влечение в начальной стадии прогрессивного паралича может побуждать к онанизму. Иногда наклонность к онанизму замечается у женщин в меланхолической фазе циклофрении. По Вентури, душевнобольные, по‑видимому, не испытывают потребности в физической и психической, "нормальной и биологической" любви к другому полу, но они все, почти без исключения, отъявленные онанисты. Вентури убедился в этом следующим образом: в приюте для душевнобольных в Катанцаро (Италия), директором которого он состоит, он в продолжение нескольких месяце ежедневно по утрам исследовал на семенные пятна простыни всех больных приюта. Оказалось, что из 110 больных разного возраста только девять (все старше 50 лет) не были в состоянии извергать семя – произвольно или непроизвольно, потери семени наблюдались при всех формах душевных болезней. Реже всего они бывали у слабоумных, далее, при хроническом бреде и эпилепсии. Чаще всего они наблюдаются при юношеских психозах и паралитических формах. Разумеется, среди этих потерь семени часть надо отнести на поллюции. Напротив, онанизм появляется, по Фере, после болезней, совершенно уничтоживших всякий след полового инстинкта. Этот "асексуальной" онанизм может фиксироваться как другая деятельность, которая делается автоматической в силу привычки. Существует, далее, категория людей, которые испытывают половое удовлетворение только путём онанизма. При попытках же к нормальному совокуплению они являются совершенно бесчувственными. Онанизм является для них, следовательно, единственной адекватной формой полового удовлетворения. Если отнять у них онанизм, то жизнь теряет для них всякую привлекательность. Профессор Л.В. Блуменау любезно сообщил мне об одном интеллигентном и вполне заслуживающим доверия субъекте 63 лет, лично ему известном в течение многих лет, который ни разу в жизни не имел коитуса, а удовлетворял своё половое чувство умеренным онанизмом без излишеств в нём. Пациент не проявляет никаких извращений полового чувства, нормален во всех отношениях и обнаруживает лишь некоторую раздражительную нервную слабость без признаков психастении или других душевных уклонений. Христиан склонен отчасти объяснять это явление некоторыми социальными институтами, как многобрачием и рабством. Результатом их является, будто бы, у мужчин пресыщение, презрение к женщине; у женщин – потеря чувства собственного достоинства, невежество, жизнь в заключении. В Древней Греции некоторые философские школы очень далеко заходили в призрении к женщине, которую Аристотель считал ошибкою природы. Они, будто бы, предпочитали онанизм половым сношениям. Я считаю объяснение Христиана неправильным. По моему мнению, чаще всего мы имеем здесь перед собою сознательных или бессознательных гомосексуалистов. По Рыбакову, это – дегенераты или истеричные субъекты. По Х. Эллису, онанизму отдаётся предпочтение перед коитусом при душевном вырождении; "однако, иногда это бывает у застенчивых людей с богатой фантазией и слегка невротическим темпераментом. Но ведь в последнем случае ничем не доказано равнодушное отношение к совокуплению! И Даллемань говорит об "импульсивном онанизме" вследствие душевного вырождения и "у людей низкого интеллекта". Он противопоставляет его "навязчивому онанизму". Нельзя доказать этиологическую связь между онанизмом и бледной немочью, о которой говорят некоторые авторы, но можно допустить, что, эротическая мечтательность, которая часто встречается при хлорозе, способствует онанированию. Мы перейдём теперь к одной из наиболее существенных причин онанизма, именно к совращению в самом широком смысле слова. Очень интересный материал в этом отношении получен Дюком (Инсбрук) при анкете, произведенной среди обширной группы образованных людей обоего пола, причём он получил 162 ответа. На большинство вопросов ответило в среднем 150 человек, из них 30 женщин. Эта анкета, между прочим, выяснила, что в нашей культурной зоне у мальчиков самое позднее между 11 и 12 годами половой элемент входит в круг представлений сознательно и как дифференцированное половое ощущение. В этом отношении данные анкеты Дюка совпадают с данными анкеты Мейровского. У девочек это происходит самое позднее между девятью и 10‑ю годами, вообще же между семью и девятью годами. Один из вопросов анкеты Дюка имел целью выяснить, под влиянием чего у молодёжи появляются в мире представлений половые моменты. Ответ на этот вопрос даёт нижеследующая таблица:
Данные половой переписи московского студенчества по вопросу о том, развился ли онанизм самостоятельно или нет (пример товарищей, старших, влияние воспитателей, прислуги и т.д.), довольно существенно отличается от цифр Дюка. На вышеуказанный вопрос московской переписи ответило 1156 человек. Из них у 679 (58,7%) онанизм развился самостоятельно, у 477 (41,3%) нет. Мне думается, однако, что сюда вкралась ошибка, так как тут же указано, что пример товарищей влиял в 565 случаях. Совращение детей ухаживающим персоналом может начинаться уже в грудном возрасте. Нередко кормилицы щекочут половые части у грудных младенцев для того, чтобы они не кричали. Обыкновенно это делается без похотливого намерения. Однако иногда дело не ограничивается щекотанием. Десландес (1835) сообщает со слов д‑ра Андриэ о случае, где кормилица приучила грудного ребенка лизать её половые части. В 1913 году женщина‑врач Коссак сообщила об аналогичном случае в Германии, где прислуга на протяжении 20 лет систематически развратила пятерых детей в одной семье, заставляя их играть "в собачку", т.е. лизать её половые органы, покуда дети были совсем маленькими, а когда они подрастали, она совращала их и дальше. Совращение к онанизму, производимое лицами, приставленными к ребёнку для ухода за ним, превосходно описано ещё в XVI веке знаменитым французским сатириком Рабле в произведении "Великая и бесконечно уважаемая хроника о выдающемся гении Гаргантюа": "Этот маленький потаскун щупал своих нянек почём зря и вверху и внизу, и спереди и сзади и стал уже задавать работу своему гульфику. А няньки ежедневно украшали его гульфик пышными букетами, пышными лентами, пышными цветами, пышными кистями и развлекались тем, что мяли его в руках, точно пластырь, свёрнутый в трубочку. Когда же у гульфика ушки становились на макушке, няньки покатывались со смеху – видно было, что эта игра доставляла им немалое удовольствие. Одна из них называла его втулочной, другая – булавочкой, третья – коралловой веточкой, четвёртая – пробочкой, пятая – затычечкой, коловоротиком, свёрлышком, буравчиком, подвесочком, резвунчиком‑попрыгунчиком, стоячком, красненькой колбаской, яичком‑невеличком. – Он мой, – говорила одна. – Нет, мой – говорила другая. – А мне ничего? – говорила третья. – Ну, так я его отрежу, ей‑ей отрежу! – Ещё чего, отрезать! – говорила четвёртая. – Да ведь ему больно будет! Кто же, сударыня, эти штучки детям отрезает? Хочешь, чтобы он бесхвостый вырос?" Из моих случаев совращения в детском возрасте, которые мне пришлось наблюдать, приведу вкратце следующий. Врач, 28 лет, явился ко мне с жалобой не преждевременное извержение семени. Когда ему было семь лет, горничная пыталась совершить с ним коитус, от восьми до 10 лет он предавался с ней взаимному онанизму. Немало вреда может причинить ребёнку и юноше плохой воспитатель. Обращаясь к отцам и матерям, Тиссо уверяет их, что многие юноши научились онанизму у своих учителей и воспитателей. "Я мог бы, – говорит он, – назвать очень большое количество молодых растений, испорченных садовником, благодаря попечению которого они должны были получить хорошее направление. Как же помочь этому горю? Нужно отнестись с самым большим вниманием к выбору домашнего учителя и наблюдать за ним и за его питомцами с тем же вниманием, с каким разумный хозяин дома наблюдает за самыми тёмными углами в своём доме". Такой же вред может принести школьный преподаватель приходящим ученикам. Это показывает следующий случай из моей практики. Весной 1919 года ко мне явился 20‑летний студент с жалобой на ослабление половой способности. Пациент окончил низшую и среднюю школу в Петербурге. Когда ему было 15 лет, его и некоторых его товарищей приглашал к себе в дом один из учителей, угощал их и беседовал с ними "на высокие темы", по выражению пациента. Он объяснил пациенту устройство половых органов мужчины и женщины и пожелал исследовать семя мальчика под микроскопом, чтобы узнать, возмужал ли он. Для этого преподаватель раздел мальчика, уложил его в постель, целовал и в то же время производил над ним онанистические манипуляции. Учитель удивился, увидев, что пенис мальчика не обладает достаточной твёрдостью, и нашёл, что его надо "наэлектризовать" (так он называл онанистические манипуляции, которые он производил над учеником). Он велел мальчику приходить за этим к нему раз в неделю, и так продолжалось в течение целого учебного года. Раза два во время этих сеансов учитель заставлял мальчика предаваться с ним взаимному онанизму. Учитель просил мальчика никому не рассказывать об этом. С переходом учителя в другую школу мальчик стал усердно предаваться онанизму в одиночку, между тем как до совращения его учителем он не имел понятия об онанизме. Много вреда может принести ребёнку пребывание в закрытом учебном заведении, причём большую роль здесь играет совместное пребывание в одном и том же заведении учеников разных возрастов, например, от 10 до 20 лет. Присутствие юношей и телесные отношения их к подросткам, вступающим в период половой зрелости, вредно отзываются на этих последних и ускоряют или болезненно изменяют их половое развитие. Маляревский приводит любопытней отрывок из записок бывшего онаниста, совращённого товарищами. "От своих товарищей я узнал о том, что есть средство доставить себе маленькое, невинное, но очень приятное развлечение, которое можно получить, даже не отрываясь от занятий, и о котором никто не будет знать. И вот однажды вечером, сидя за книжкой и скучая за неинтересной работой, я невольно стал сосредоточивать своё внимание на внутренних ощущениях. У меня в голове был какой‑то туман от усталости, в области таза от долгого сидения чувство тяжести, застой крови, и я вдруг вспомнил, что рассказывал товарищ. Я почувствовал неведомый трепет перед чем‑то новым. Я смутно догадывался, что это, может быть нехорошо, но что значит нехорошо – я не знал. У меня нехорошее отождествлялось с запрещённым. И я начал пробовать, передо мною вдруг открылся целый мир самых разных ощущений… У меня сразу просветлела голова, и я, шутя, сделал трудную работу". Томалла (в Силезии) сообщает об интернатах, где мальчики онанировали на пари, причём выигрывал тот, у кого эякуляция наступала раньше. Этот же автор сообщает о кружке гимназистов, где делались доклады на порнографические темы и показывались запрещённые картинки, причём чувственность мальчиков возбуждалась настольно, что у них появлялись эрекции. После этого все присутствующие предавались онанизму, причём опять‑таки заключали между собою пари. В 1921 году мне пришлось по должности консультанта по кожным болезням при детских учреждениях одного из районов Петрограда наблюдать в одном интернате (детском доме), где содержалось 30 мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет, целую эпидемию противоестественных половых действий. Произведенное мною совместно с невропатологом М.О. Иогихесом расследование выяснило, что воспитательницами было в разное время застигнуто при попытках анального коитуса восемь мальчиков. В некоторых случаях эти действия совершались ими в присутствии других детей. О происходившем знали все дети и на особом жаргоне предупреждали друг друга при приближении воспитательницы. Из подробного опроса выяснилось, что совратителями были двое мальчиков – 12 и 14 лет. Из них младший в означенных действиях участия не принимал, но ознакомил с ними других. Старший же и сам принимал активное участие во всём, что происходило. В женских закрытых учебных заведениях недостаточный надзор за воспитанницами также даёт иногда возможность развиться онанизму вследствие совращения. Эта привычка, говорит Фурнье, "замаскировывается от непроницательных или невнимательных взоров учительниц дружбою, которая у девиц постарше доходит в большинстве случаев до скандала. Под предлогом дружбы возникают самые интимные связи. Часто подруги лежат вдвоём в одной постели, они целуются так пылко, что им случается сдирать друг у друга нежный эпидермис на губах до крови". Фурнье случалось видеть записочки 11‑12‑летних девочек, жгучие и страстные выражения которых вызывали у автора трепет. Среди низших классов населения совращающее влияние на детей оказывает скученность жизни, ведущая к чрезмерной откровенности в интимной стороне семейной жизни, которую дети замечают гораздо чаще, чем это думают взрослые. Немаловажное значение в появлении онанизма имеет и недостаточный надзор за детьми, дающий им нередко возможность предаваться совершенно недопустимым действиям. В качестве иллюстрации приведу выдержку из автобиографии одного из моих пациентов, 25‑летнего техника, происходящего из здоровой крестьянской семьи. "Годам к восьми я уже узнал от старших товарищей о назначении половых органов и при игре с девочками нередко проделывал попытки к совокуплению. Наконец, мне код руку попался постоянный объект. Это была воспитанница бабушки, восьмилетняя девочка, жившая в нашем доме и всегда спавшая со мною в одной постели. Это постоянное общение с девочкой привело к тому, что я стал играть с нею, стараясь подражать большим, в "мужа и жену" что обусловило тот печальный факт, что я, практикуя попытки к совокуплению, стал получать сладострастное ощущение. Заметив при этом, что для получения этого приятного ощущения совсем нет необходимости вводить член во влагалище, я, в отсутствие девочки, стал просто онанировать" При плохом надзоре за детьми сравнительно часто бывают случаи взаимного онанизма между детьми, несомненно, чаще между мальчиками, чем между девочками, но также между мальчиками и девочками. Ферриани собрал несколько таких фактов между малолетними преступниками. Он различает у мальчиков две группы, между 10 и 14 годами и между 14 и 18. Из первой группы он проводил исследования над половой жизнью 69 мальчиков, из второй группы – над 48 мальчиками. Среди первых 69 случаев он установил 49 случаев онанизма, 25 случаев актов с участием рта, 12 случаев активной педерастии и 17 пассивной. Разумеется, эти случаи нельзя обобщать, так как здесь речь идёт о субъектах, нравственно испорченных с самого детства и попавших в смирительный дом за кражу, нищенство или бродяжничество. Любопытно проследить, как происходит совращение детей в онанизм. Ферриани удалось расспросить девятерых мальчиков в возрасте между восьми и 12 годами о том, как они дошли до онанизма. Оказалось, что первый мальчик научился этому у некоего К., второй у первого, третий у четвёртого, четвёртый у первого, пятый у второго, шестой у третьего, седьмой у четвёртого, восьмой у шестого, девятый у второго. Молль имел случай наблюдать такую эпидемию, где дело было не в онанизме, а во взаимных половых прикосновениях между мальчиками и девочками. Роль первого совратителя играл пятилетний мальчик, которого, в свою очередь, просветила насчёт половой жизни семилетняя девочка, сопровождавшая свои объяснения замечанием, что глупо думать, будто аист приносит детей. Тогда же последовали нечистые прикосновения, а затем произошло взаимное совращение целого ряда мальчиков. В деревне дальность пути к школе благоприятствует безнравственным отношениям между детьми, особенно при близости кустарника, доставляющего детям надёжное убежище. Совращающим образом действует на детей наблюдения животных. Крестьянские дети, наблюдающие случку животных, часто делали затем попытки к совокуплению в бане или в другом месте. Совращающее действие могут оказывать на детей домашние животные, особенно кошки и собаки, тем, что они нередко лижут половые части у детей, в особенности у меленьких девочек, чем вызывают у них пробуждение полового чувства и дают толчок к онанизму. Столь же вредно обыкновение некоторых матерей брать детей к себе в постель. Вредно и вообще совместное спаньё в одной постели ввиду полового раздражения, которое может быть вызвано прикосновением чужого тела. Само собою ясно, далее, что косвенною причиною онанизма может быть всё, что повышает половую возбудимость и вызывает половые желания. Одно из видных мест в этом отношении занимают романы, картины, театральные представления, неуместные разговоры взрослых и т.д. Все эти факторы могут развивать чувственность и тем способствовать онанизму. Не только романы возбуждают в молодёжи половое чувство, которое затем ищет иногда выхода в онанизме. Очень важной причиною онанизма среди школьников служит, по Шмуклеру, чтение Библии без пропусков тех мест, которые имеют прямое отношение к половой жизни. Эти места особенно возбуждают любопытство детей, и на них они останавливаются дольше всего. То же самое с особенной тщательностью они отмечают у римских и греческих классиков, издаваемых без пропусков щекотливых мест. Повод к похотливым мыслям дают и словари, в которых также не выпущены названия различных частей мужского и женского полового аппарата. Не лучше составляются иллюстрированные книги по мифологии, по которым дети рано знакомятся с голым телом. Голые Амуры и Венеры "сводят с ума не один десяток мальчиков и девочек, а также юношей и девиц" (Шмуклер). Я нахожу, что автор заходит здесь слишком далеко. Вредное влияние на детей может оказывать даже исповедь. По мнению Молля, при самом добросовестном отношении священника он не в состоянии отнестись к исповеди ребёнка в его грехах на половой почве (онанизм и проч.) так, чтобы поведение священника соответствовало индивидуальным особенностям ребёнка; а те подробности, в которых духовник при этом вдаётся, не могут не наводить ребёнка на опасные размышления. Ещё вреднее для молодёжи обыкновение некоторых католических священников расспрашивать девушек, в том числе и самых юных, о прегрешениях против шестой заповеди с такими подробностями, которые могут только пробуждать у них мысль об онанизме (Пуийе). Нередко дети начинают онанировать и без всякого совращающего влияния извне. Ребёнок может так же ощупывать свои половые органы, как он ощупывает свой нос, ухо, ноги. Один господин, выросший в деревне, рассказывал Моллю, что он в деревне часто присутствовал при доении коров. Когда он затем вечером ложился в постель, то пробовал доить самого себя и очень удивлялся, что молока не получалось. Эти манипуляции на половых органах связаны с чувством сладострастия. Оно продолжает затем действовать в воспоминании, так что ребёнок испытывает побуждение к возобновлению этого чувства и без внешнего раздражения. Так происходит онанизм, который, со своей стороны, оказывает стимулирующее действие на психополовую мозговую деятельность (Мозес). Иногда дети начинают онанировать по случайному поводу, как показывает интересный случай из моей практики, касающийся инженера, 31 года. "В детстве я был очень труслив, боялся темноты, а на квартире у хозяйки, у которой я жил, когда учился в реальном училище, отхожее место находилось довольно далеко от дома. Это обстоятельство заставляло меня вечером возможно дольше оттягивать момент опорожнения мочевого пузыря. Чтобы этого добиться, я при чтении книги всё время тёр рукою член, в особенности крайнюю плоть (у меня был фимоз, устраненный впоследствии операцией). От этого трения наступало нечто вроде слабого оргазма, который приблизительно на полчаса ослаблял позыв к мочеиспусканию. Затем эта операция повторялась несколько раз в вечер, пока, отходя ко сну, старший реалист, живший со мною на квартире, не отправлялся во двор. Потом уже развилась привычка к этому, и удовольствие усилилось. Между прочим, хозяйка часто запирала меня на ключ в квартире и уходила на несколько часов в церковь или в гости. Скука тоже приводила меня к онанизму. Лет 12‑и или 13‑и я, узнав о греховности этого порока и его вреда, стал страшно мучиться его наличностью у меня и, когда я, борясь с приступом желания онанировать, был бессилен побороть это гнусное чувство, то, онанируя, я нарочно старался обессилить себя многократным повторением акта (до 5‑6 раз в день), чтобы, хотя бы таким путём, отделаться от своей страсти. Но, увы! Это абсолютно не помогало, и я, будучи религиозным, продолжал сильно нравственно страдать. Вскоре же мне, как назло, под руку попалась шарлатанские книги о вреде онанизма и его страшных последствиях, и чаша моих терзаний за свою никчёмность переполнилась". От многих школьников приходится слышать, что вынужденное воздержание от отправления естественных нужд в школе вызывало у них первое онанистическое раздражение. Это воздержание связано было с известными сладострастными ощущениями, так что именно благодаря этому они впоследствии медлили с удовлетворением своих нужд. Некоторые дети при повелительном позыве к мочеиспусканию или дефекации, если желают подавить его, сильно сжимают член между бёдрами. Это вызывает у них, в конце концов, ощущения, которые они затем уже ищут и стараются повторить. В периоде половой зрелости и, особенно в последующие годы одною из важнейших причин онанизма является половое воздержание. Я не имею возможности излагать здесь вопрос о половом воздержании во всём его объёме. Интересующихся отсылаю к моей книге "Половое бессилие", где, между прочим, приведено содержание писем, полученных мною от ряда русских и германских учёных по вопросу о половом воздержании. Здесь же я коснусь лишь отношения полового воздержания к онанизму. Рост половых желез вызывает у человека половое влечение к особи другого пола, имеющее конечной целью продолжение рода. Половое влечение представляет собою одно из наиболее сильных влечений человек. По образному выражению Будды, оно "острее крюка, которым укрощают диких слонов, оно горячее пламени, оно подобно стреле, вонзающейся в тело человека". По В.М. Тарновскому, высшая степень напряжения полового стремления приходится у юноши на возраст между 18 и 20 годами. В этом возрасте у него сильнее всего развивается впечатлительность, усиливается фантазия, учащаются поллюции, которые появляются несколько дней подряд, а иногда несколько раз в одну и ту же ночь. Сон делается беспокойным, часто прерывается сновидениями и сопровождается продолжительными эрекциями. Днём также малейшее раздражение вызывает возбуждение. Повышенное половое стремление держится на известной высоте несколько дней, иногда неделю. Затем начинает стихать, успокаивается на некоторое время и недели через две возобновляется с новою силою. Продолжительность подобных приступов и время их наступления вначале крайне неправильны. Случайная причина – чтение, разговор, картина, встреча с женщиною и т.п. – легко вызывает возбуждение, будит половой порыв, который может длиться несколько дней. Если юноша воздерживается от удовлетворения полового влечения и ведёт соответствующий образ жизни, то с 20 лет, обыкновенно, приступы полового стремления начинают терять в своей силе, протекают не столь бурно и сменяются более продолжительными, спокойными промежутками (Тарновский). Не у всех молодых людей сила полового влечения так велика, как было только что описано. Она у отдельных мужчин чрезвычайно различна. Наблюдается сильно развитое, умеренное, слабое половое влечение и – очень редко – полное отсутствие его. Встречаются очень возбудимые, страстные, ненасытные натуры и, наоборот, совершенно холодные, безразличные. Естественно, что последним половое воздержание даётся легко и не влечёт за собою никаких дурных последствий. Этого нельзя сказать о здоровых молодых людях с сильным половым влечением. Им приходится по временам не мало страдать от полового воздержания. Овладевающие ими эротические мысли мешают им работать, лишают их ночного покоя и повелительно пробуют разотягощения, облегчения. Благо тем из них, которые ограничиваются только редким, производимыми часто в полусне «онанизмом по необходимости» или «вынужденным онанизмом»[17]вследствие сильного полового влечения. Другие предаются онанизму в сильной степени и вследствие этого становятся неврастениками, неспособными ни к физической, ни к умственной работе. И по Л.В. Блуменау, половое воздержание в совершеннолетнем возрасте сводится, в сущности, на онанизм. Это признаёт Ф.А. Гофман, но считает, что при желании и соответствующем образе жизни можно всегда удержать онанизм в границах. Напротив, по Гуфеланду, воздержание редко бывает причиною усиления полового влечения и онанизма, "если только фантазия не разгорячается или не предшествовала привычка к удовлетворению половых побуждений". И по Тарновскому, до вступления в половые сношения половое воздержание переносится легче, чем по совершении полового акта. Поэтому чем ранее совершается первое совокупление, тем легче развиваются излишества в половом отправлении. Мои долголетние наблюдения подтверждают это. Везде, где собрано много молодых, крепких мужчин, лишённых в силу каких‑либо обстоятельств возможности удовлетворить половой инстинкт, появляется онанизм со всеми его разновидностями. Матросы на судах, армия во время похода, – все платят дань этому роковому закону. Приведу здесь бесхитростный рассказ 34‑летнего кондуктора флота, явившегося ко мне с жалобой не преждевременное извержение семени. "Половые сношения начал лет с 15 и почти с того же времени начал заниматься онанизмом, а именно в тех случаях, если не удавалось долгое время сойтись с женщиной. Лет около 19 одновременно имел некоторое время двух подруг, которые были мною очень довольны, и которым мне пришлось сделать одной зимой по мальчику. С одной особой я имел позже по несколько сношений в ночь, приблизительно 5‑6 раз. На корабле за отсутствием женщин занимался онанизмом, и даже пришла такая нелепая мысль: познакомился с одним товарищем, в которого влюбился, и даже считал за удовольствие подержать его член, и, конечно, мой товарищ был очень недоволен, но я, что слепой, лез к нему. Скоро мой товарищ ушёл со службы, и я нашёл другого. С этим я делал то же самое и любился ещё больше, чем с первым, и целовался с язычком, и мы кончали один у другого между ног при помощи слюны, и мой товарищ был доволен. Но так как я стал к нему приставать очень часто, то он тоже стал избегать случая со мной встречаться". На войне вынужденное воздержание может вести к онанизму в одиночку и вдвоём. На позициях это происходит, может быть, реже, чем в казарме, потому что на позициях половое влечение обыкновенно понижено вследствие ряда причин: недостаточного питания, вечной опасности, тяжёлых условий жизни в окопах, тяжёлых впечатлений от окружающей обстановки (пожары, зловоние от трупов), отсутствие женщин, недостаточного сна, напряжения всех органов чувств, чтобы вовремя заметить опасность, угрожающую со всех сторон, даже с воздуха, и укрыться от неё. У некоторых воинов развивается, напротив, половая гиперестезия, которую они удовлетворяют с женщиной при ближайшей возможности. Если онанизм распространён в тюрьмах[18], на каторге, в исправительных заведениях, то это происходит не столько вследствие испорченности их населения, сколько из‑за невозможности удовлетворить половое влечение нормальным путём. Онанизм широко распространён среди тех тысяч китайцев, которые уезжают с родины в Америку и там, из‑за религиозных предрассудков, не сближаются с народностями, среди которых им приходится жить, и не соглашаются привести туда женщин из своей страны и своей расы (Христиан). Сказанное вполне применимо и к женщинам. По Эллису, молодые, здоровые женщины, имевшие нормальные половые сношения и по какой‑либо причине лишённые их, вероятно, все онанируют. Этим объясняется онанизм у вдов[19]. Всё это не относится, разумеется, к женщинам с высокой степенью врождённой половой анестезии, у которых половое влечение никогда не пробуждалось, которые могут не испытывать никакой потребности в нормальном удовлетворении и никогда не онанируют. Значительная часть других удовлетворяет своё влечение пассивно. Вынужденное половое воздержание, на которое обречены в магометанских странах женщины, запертые в гаремах и сералях, заставляет их за неимением ничего лучшего онанировать в одиночку или взаимно[20]. В Древнем Риме удовлетворение половых желаний женщины считалось главной и даже единственной причиной истерии. Для излечения последней римские матроны изобрели различные приёмы, известные под названием "конфрикация вульвы". Это представляло собой не что иное, как онанизм. Как известно, половое воздержание практикуется не только лицами, которым внешние условия мешают вступить в половое общение с лицами другого пола. Нередко здесь влияют причины иного рода. У религиозных людей известное значение имеет боязнь "плотского греха". Многие молодые люди – и это можно только приветствовать – из принципа остаются девственниками до брака. В тех случаях, когда половое чувство не даёт им подолгу покоя, они иногда бывают вынуждены облегчить себя онанистическим актом. Очень страдают от полового воздержания женихи, которые находятся иногда в состоянии непрерывного полового возбуждения вследствие невинных ласк невесты. Если они, особенно при продолжительном периоде "жениховства", не позволяют себе прибегать к услугам продажной жрицы любви, то нарастающее чувство вынуждает их иногда онанировать. Далее, многие молодые люди воздерживаются от внебрачных половых сношений из справедливой боязни венерических болезней. Этот страх особенно уместен, разумеется, теперь, когда мировая война повсеместно увеличила число венерических больных, и когда поэтому шанс заразиться венерической болезнью при внебрачном сношении значительно возрос. Онанизм широко распространен в монастырях всех стран. Основатели монастырей хорошо знали требования могучего полового инстинкта и стремились успокоить его непродолжительным сном, постом и даже периодически производимыми кровопусканиями Безбрачие всегда было и будет одной из наиболее существенных причин онанизма. Нередко онанизм практикуется и людьми, состоящими в браке. У мужчин это бывает в последние месяцы беременности жены, в течение послеродового периода у неё, при болезнях жены, регулах у неё, разлуке с нею. Изредка встречаются, далее, мужья, которые избегают сношения с женою из опасения беременности и в то же время из религиозных или иных побуждений не желают пользоваться противозачаточными средствами. Таким людям не остаётся ничего другого, как онанировать. Очень редки случаи, где мужья предпочитают онанизм коитусу, так как для них онанизм является единственно адекватной формой полового удовлетворения. Штекель объясняет это тем, что нет нормального полового акта[21], а есть половое удовлетворение, адекватное данному индивидууму, но часто оно недоступно индивидууму вследствие его этических понятий, религии, законов страны. Онанизм, практикуемый сразу после совокупления, встречается иногда у людей с половой гиперестезией, ненасытных в половом отношении. Иначе обстоит дело с замужними женщинами. Встречаются женщины, которые предаются онанизму, чтобы избежать тягот материнства. Встречаются, далее женщины, испытывающие отвращение к мужу в такой степени, что они всеми правдами и неправдами избегают супружеского коитуса. Такие женщины предпочитают онанизм коитусу. Но они не представляют главный контингент замужних онанисток. Он вербуется преимущественно из женщин, не находящих удовлетворения в коитусе. Причин для этого может быть много. Среди них я предаю меньше всего значения гармонии между половыми органами супругов. Гораздо более существенное значение я придаю преждевременному извержению семени у мужа или прерываемому совокуплению, причём перерыв происходит прежде, чем ощущение у женщин успело "развернуться". Это бывает очень нередко, так как женщины вообще медленнее и реже достигают удовлетворения при совокуплении, чем мужчины, по природе всегда более чувствительные и действующие агрессивно, вследствие чего женщина нередко остаётся неудовлетворённою. Дело обстоит для женщин значительно лучше в том случае, если вследствие её слабой возбудимости или очень преждевременного извержения семени у мужа окончание коитуса происходит в такой ранней фазе его, когда женщина ещё не успела прийти в состояние полового возбуждения, и не произошёл ещё прилив крови к матке. Упомянутая выше неудовлетворенность женщины может вызывать у неё нервное возбуждение, дурное расположение духа, иногда боль в пояснице, в затылке и т.п. Если такие случаи повторяются довольно часто, то могут довести женщину до неврастении. В подобных случаях, когда женщина остаётся после коитуса неудовлетворённою, она нередко доводит себя до оргазма последующим онанизмом. Надо сказать, что особенно часто это бывает с женщинами, которые до брака занимались онанизмом. Им коитус нередко не может заменить того сладострастия, которое доставлял им онанизм, и не только не может дать им удовлетворения, но иногда ещё сильно раздражает их. Очень характерен случай Мюрата, где молодая девушка, с раннего детства усиленно предавалась онанизму, на 17 году жизни вышла замуж за страстного мужчину крепкого сложения, но, тем не менее, не оставила онанизма. Даже после троекратного коитуса с мужем она втайне удовлетворяла себя. В случае Трогглера 20‑летняя дама, родом из здоровой семьи, здоровая и великолепно сложенная, находящаяся шесть месяцев в супружестве со здоровым, потентным мужчиной, была в 13‑летнем возрасте совращена в онанизм, который производила путём трения клитора. Несмотря на брак по любви, сношение не доставляло ей никого удовлетворения, так что она вынуждена была вновь онанировать и среди коитуса удовлетворять себя путём трения клитора. Исследование обнаружило очень значительное увеличение и покраснение клитора, вялость влагалища и бели. В остальном половые органы были нормальны. Мне пришлось наблюдать довольно много случаев, где прежние онанистки жаловались на непоявление оргазма при коитусе. И тогда мужья производят онанистические манипуляции над своими жёнами перед коитусом для того, чтобы вызвать у них оргазм. Против таких действий энергично высказывался около 100 лет тому назад Дуссин‑Дюбреиль: "Я не понимаю, как могут зрелые люди, которые хорошо знают всю опасность излишеств в онанизме, прибегать к подобному способу для увеличения наслаждения у лиц, с которыми их соединяют самые святые узы. Как можно так разрушать здоровье женщины, которая нам дорога! Пусть эти неистовые развратники знают, что оскорблённая природа рано или поздно заставит из раскаиваться в их ненормальном поведении. Союз обоих полов рождается от взаимной потребности. При заключении его цель, которую себе ставят, состоит в радости от взаимной привязанности и продолжения рода. Эта цель не будет вполне выполнена, если супруги могут отказаться от наиболее приятного из актов, чтобы удовлетворить желание, которое внушается природою и страстью. Пусть тот, кто так поступает, знает, что, помимо тяжёлых явлений, которым он подвергает женщину, у которой он возбуждает и утомляет чувства, он должен быть готовым к тому, что мало‑помалу его ухаживание и его привязанность будут приниматься с непроизвольной холодностью, может быть, даже с непреодолимым отвращением". Одной из причин онанизма является гомосексуализм или однополое стремление, т.е. половое влечение мужчин к мужчинам, а женщин к женщинам. Между гомосексуалистами половые отношения почти всегда ограничиваются взаимным онанизмом. Отношения между гомосексуалистами (лесбосская любовь, сафизм – по имени древнегреческой поэтессы Сафо) также сводятся почти всегда к взаимному трению друг о друга половыми органами – трибадия. Впрочем, сходство между взаимным онанизмом людей гетеросексуальных и гомосексуальных чисто внешнее, ибо, по справедливому указанию Гиршфельда, возбуждения, вызываемые у самого себя или у другого гетеросексуального субъекта и обычно называемое онанизмом, и возбуждения, вызываемое при гомосексуальном сношении другим лицом или у другого лица, отличаются друг от друга совершенно так же, как аутоонанизм от нормального совокупления. В силу внешних условий гомосексуалисты обоего пола редко имеют возможность удовлетворять своё половое влечение способом, для них адекватным. Значительно чаще их стремления остаются без адекватного удовлетворения, ввиду чего они бывают вынуждены обратиться к онанизму, как к единственному, всегда доступному средству. Попутно отметим, что, по Штекелю, онанизм является наилучшей страховкой от извращений: пока человек онанирует, он может отказаться от выполнения своих извращённых стремлений. И Оппенгейм отдаёт предпочтение распущенности в половом отношении перед психическим извращением. В таком же смысле следует понимать и изречение Ницше: "Кому трудно даётся целомудрие, тот пусть от него откажется, дабы оно не сделалось преддверием к аду и не превратило бы душу в тину и грязь". Продолжительное неподвижное сидение в школе вызывает у детей прилив крови к половым органам, что в связи с часто подавленным настроением у школьников может вести к онанизму. Это относится и к продолжительному сидению дома, особенно на мягкой мебели. Впрочем, Оппенгейм считает, что значение особенностей школьных парт в этиологии онанизма переоценивается. Нам пришлось только что упомянуть о часто встречающемся угнетённом настроении у школьников. Оно может заставить их искать утешение в онанизме. Ещё более побуждают к онанизму телесные наказания. Вспомним сказанное в главе 4 "Техника онанизма" о возможности появления эрекции в связи с мучительными раздражениями частей тела, физиологически связанных с половой системой. Ещё в XVII веке Мейболий писал о влиянии боли в некоторых областях тела на половую функцию и в частности о влиянии применения тепла и прижиганий в поясничной области. По Вольтеру, несильное сечение розгами по ягодицам вызывает поллюции, особенно у молодых девушек. Классический пример влияния сечения розгами на половое чувство мы находим в "Исповеди" Жан Жака Руссо, который, правда, был выраженным мазохистом. Воспитательница восьмилетнего, Жан Жака, 30‑летняя девица Ламберсье, любившая мальчика как родная мать, часто угрожала ему поркой. Довольно долго она ограничивалась угрозою. Эта угроза новым, неизвестным ещё наказанием представлялась мальчику чем‑то очень страшным. Однако после исполнения её ребёнок нашёл её менее страшной, чем ожидание, но, что ещё более странно, это то, что понесенное наказание ещё более привязало ребёнка к его воспитательнице. Только благодаря очень большой привязанности к ней и природной кротости мальчик не страшился заслужить вновь наказание, чтобы подвергнуться сечению, ибо он нашёл в боли и даже в самом стыде примесь чувственности, которая оставила в нём больше желания, чем страха, подвергнуться порке и впредь от той же руки. "Кто бы мог подумать, – говорит Руссо, – что наказание, понесенное восьмилетним ребёнком от руки 30‑летней девицы, определит мои вкусы, мои желания, мои страсти, меня самого на остальную мою жизнь; и это в смысле, противоположном тому, который должен был бы, естественно, последовать. В то же время были зажжены мои чувства, мои желания настолько поддались обману, что, ограничившись тем, что я испытал, они не стали искать ничего другого. Обладая кровью, которая сгорала чувственностью с самого моего рождения, я остался чистым от всякой грязи до того возраста, когда развиваются самые холодные и самые запоздалые темпераменты. Долго терзаемый чем‑то неизвестным, я пожирал горящими глазами красивых женщин. Моё воображение беспрестанно напоминало мне их исключительно для того, чтобы их мысленно заставлять действовать по моему вкусу, сделать из них девиц Ламберсье". "В моих глупых фантазиях, в моём эротическом неистовстве, в экстравагантных актах, к которым они меня иной раз приводили, я мысленно прибегал к содействию другого пола, причём мне никогда не приходило в голову, что он годен для другого употребления, а не для того, которое я горел желанием извлечь из него". Актон и Крафт‑Эбинг справедливо предостерегают родителей, учителей и воспитателей от сечения, как меры воздействия на детей. Напротив, Левенфельд считает, что такое влияние ударов по ягодицам обусловливается конституционной аномалией, притом очень редкой. По его мнению, она встречается лишь у малого процента людей (едва у 1%). Он не указывает, однако, данных, которые положены им в основу этого расчёта. Не только физическая боль побуждает детей онанировать. Иногда и душевные страдания толкают их к онанизму, притом не только как к средству, дающему на короткий срок утешение и забвение окружающего. Студент, 24 лет, начавший онанировать лет в 12 или раньше, сообщил мне, что часто в детстве, будучи наказан или обижен домашними, он думал: "Скорей бы умереть". И тогда он сознательно онанировал, полагая, что это его приведёт скорее к смерти. Большое значение в этиологии онанизма может иметь верховая езда, езда на велосипеде, продолжительная езда в экипаже (автомобиле) и на железной дороге. На этом вопросе необходимо остановиться подробнее. Ещё в 1667 году Рольфинций указал, что верховая езда у людей, не привыкших к ней, может иметь последствием ночные поллюции. Обыкновенно вредны лёгкая рысь и короткий галоп. Раздражающее действие замечается особенно у женщин. Поэтому ск Date: 2016-02-19; view: 1617; Нарушение авторских прав |