Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постскриптум: оптимистическая страшилка
И что, в самом деле все так серьезно? Сплошные кризисы, переживания и работа над собой? Черепа со светящимися глазницами, лягушачьи шкурки, постоянные испытания? И даже "простое женское счастье", оказывается, не за поворотом – "я могла бы побежать за поворот", – а тоже требует своевременного похода в темный лес, да еще не один раз за жизнь? Фу, как скучно! У них там, наверное, в этих женских группах, собрались сплошные закомплексованные зануды – им и идти за огнем к Бабе‑яге, а нормальным женщинам должно быть и от булавок светло! Так или примерно так. Слышала, и не раз. Позвольте, дамы и господа, категорически не согласиться – и не советую без нужды поминать жительницу темного леса. Все‑таки богиня, хотя и "из бывших"... Я‑то, конечно, пристрастна. Да и сказала уже почти все: меньше, чем задумывалось, и явно больше, чем принято. Заглянем‑ка мы напоследок не на женскую группу и не в окно избушки на курьих ножках – заглянем в очень серьезный и объективный аналитический доклад: "Надо сказать, что с точки зрения психологического состояния российских женщин около трети из них находятся, что называется, "на пределе" и только у четверти из них психологическое состояние достаточно комфортное. И хотя женщины, понимая свою ответственность перед семьей и детьми, стараются "держаться" и сохранять оптимизм, многие из них делают это буквально из последних сил (см. рис. 8)" [56]. На "рис. 8" смотреть не будем, ничего хорошего там не показывают. В поясняющий его текст, однако, заглянем: "Почти половина российских женщин испытывает практически постоянное ощущение несправедливости происходящего вокруг, около трети считают, что, хотя так дальше жить нельзя, но сами они не в состоянии повлиять на происходящее вокруг и при этом никого не волнует, что с ними происходит"[57]. А по большому счету, что случится в мире Настоящего Дела от того, что время от времени одна‑другая – ну хорошо, и третья тоже – женщина будет находиться "на пределе"? Не сменится же от этого владелец телеканала, не уйдут в буддийские монахи депутаты, не проиграет наша сборная по футболу – то есть проиграет, но не поэтому. Даже водка не подорожает. И уж совсем никак это не отразится на новой коллекции галстуков от Армани. Понимаете, девочки, свою ответственность перед семьей и детьми? Вот и ладненько. И чтоб тихо. Перед очередными выборами о вас вспомнят и чего‑нибудь наобещают, использовав тот же аналитический доклад. И не думайте, что данные получены в каком‑нибудь жутком месте с видом на кладбище, – это обобщенные результаты по всем возрастным и социальным слоям. Для безработных и пожилых цифры еще хуже, для молодых и успешных – получше, а в целом вот так. "Цифирь" нехороша, что и говорить. Но может быть, именно мрачный характер этих данных позволяет – да нет, заставляет! – задуматься о собственных решениях. Потому что, похоже, их больше ждать неоткуда. Придется самим...
P.P.S.
Жизнь, между тем, продолжается. Если это твоя единственная жизнь, то она продолжается "здесь и теперь". И все же есть кто‑то, кого "это волнует": ты сама. И такие же, как ты, – все, кто готов думать, решать и поступать по‑своему. Не ждать справедливости, а просто делать для себя все, что можно. Дружить, любить, интересоваться многим и разным. Менять окружение, если оно мешает развитию, искать и находить поддержку и понимание. Подвергать сомнению стандартные сценарии женской жизни. Сохранять в себе способность удивляться, начинать все сначала и благодарить. Время от времени что‑то делать исключительно для души и искать тех – мужчин и женщин, – с кем можно этот опыт разделить. Найти возможность говорить "своим голосом и о том, что важно для тебя". В группе или где‑то еще – это уже детали. За годы работы я не раз убеждалась в том, что наши "последние силы" не такие уж и последние – если ты "у себя одна", они находятся. Прабабушки могли бы гордиться нашей энергией, юмором, способностью радоваться и меняться. Что мы оставим дочерям и внучкам, зависит не только от обстоятельств. От кого же еще они узнают, что быть женщиной – хорошо?
[1]Elizabeth Wertzel. The bitch rules.
[2]См., например, классическую философскую работу этого направления "Второй пол" Симоны де Бовуар или, для контраста, популярный обзор научных исследований Деборы Таннен "Ты меня не понимаешь".
[3]Сьюзен Конант. Пес, который говорил правду. (Это "собачий" детектив, действие которого происходит в Гарварде).
[4]Книга называется "Women and Group Psychotherapy" (1996, Ed. B. De Chant). Она не только объемистая, но и крайне интересная во многих отношениях – например, великолепной библиографией. Подарена автору психодраматисткой Иви Летце: обучение наше заканчивалось, разговоры велись обо всем на свете. Надписан подарок так: "Пусть работа множества женщин этой книги вдохновляет и поддерживает твою работу". Чем не благословение от "профессиональной крестной"?
[5]Те, кому интересно почитать о теории и практике психодрамы, могут обратиться к нескольким замечательным книгам: Грета Лейтц "Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама"; "Психодрама: Вдохновение и техника" (Под ред. П. Холмса и М. Карп); Пол Холмс "Внутренний мир снаружи. Теория объектных отношений и психодрама", Рене Марино "История Доктора: Дж.Л. Морено – создатель психодрамы".
[6]Психодрама в женских группах: "дочки‑матери" // Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. М.: НФ "Класс", 1999. С. 217 – 223
[7]В психодраматической литературе главный герой называется протагонистом, выбранные им на разные роли члены группы – вспомогательными лицами, а ведущий – директором, и это моя "родная" терминология, но на страницах этой книги я ее придерживаться не буду.
[8]Боли после ампутации конечности: ее нет, но она как бы еще есть и болит.
[9]Кстати, о Медее. Совершенно вне темы мести и агрессии рекомендую роман Кристы Вольф, интерпретирующий известный миф совсем, совсем иначе: очень печальная история и очень приличная проза.
[10]"Внутренний голос" всегда говорит от первого лица – он по своему разумению озвучивает мысль или чувство героини, которая может повторить эти слова, если согласна с ними, – и изменить любым образом, если чувствует и думает по‑другому.
[11]Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Ижевск: Удмуртия, 1987. С. 349.
[12]Вторая часть заголовка – палиндром, то есть "перевертыш", фраза, которая одинаково читается и слева направо, и справа налево.
[13]Янссон Т. Дочь скульптора. – СПб: Амфора, 2001.
[14]De Beavoir, Simone. The Prime of Life. New York, Harper and Row, 1976.
[15]Maccoby E., Jacklin C. The Psychology of Sex Differences.
[16]The Cinderella Complex. Women's Hidden Fear of Independence. Summit Books, 1981.
[17]Анна Наталия Малаховская. Апология Бабы‑Яги. Преображение // Русский феминистский журнал. 1994. № 2.
[18]Янссон Т. Дочь скульптора. – СПб: Амфора, 2001.
[19]Там же.
[20]Colette Dowling. The Cinderella Complex. Women's Hidden Fear of Independence. Fontana Paperbacks, 1987.
[21]Judith Viorst. Necessary Losses. The Loves, Illusions, Dependencies and Impossible Expectations That All of Us Have to Give Up in Order to Grow. Fawcett Gold Medal, New York, 1990. Pp. 12 – 172.
[22]Нечаева М. Записки дрянной жены. М.: Голден Би, 2000.
[23]Если объяснять, кто и что, то, по‑честному, надо объяснять и многое другое. Не буду.
[24]Исключительно для психоаналитически ориентированных коллег, случайно заглянувших в книжку: М. Laxenaire. Group Analytic Psychotherapy According to Foulkes and Psychoanalysis According to Lacan, in M. Pines (ed.) The Evolution of Group Analysis. London, Routledge and Kegan Paul, 1983.
[25]Арбатова М. Аборт от нелюбимого // Меня зовут женщина. М.: Альма‑Матер, 1997.
[26]Мария Арбатова "Меня зовут женщина". На мой взгляд, эту книгу, как и "Аборт от нелюбимого", прочитать обязательно надо, и не для литературных наслаждений. А для того, чтобы яснее видеть, четче понимать и успеть поступить со своей и чужой жизнями не по живодерской традиции, которую мы все унаследовали, а как‑то по‑другому.
[27]Там же.
[28]Петкевич И. Плач по красной суке. СПб: Амфора, 2000. С. 22–23.
[29]Евгения Двоскина. Мелкие пуговицы. Заметки, записки, рисунки – очерки нравов московских улиц, уходящей моды, проходящих мимо людей. М.: Время, 2002. (Книжка небольшая, наблюдательность – выше всяческих похвал, главное отличие от литературы "на темы моды" – в авторской позиции: пустяки неспроста, внимание к ним помогает понять, принять и справиться. С чем, сами знаете.)
[30]Балабанова И., Гурикова А., Леонтьева Н. Девичий Декамерон. М.: ОГИ, 2002.
[31]Улицкая Л. Ветряная оспа // Бедные родственники: Повести и рассказы. М. Вагриус, 2001.
[32]Палей М. Евгеша и Аннушка // Месторождение ветра: Повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998. С. 122–124.
[33]Толстая Т. Лилит // Толстая Т., Толстая Н. Сестры. М.: Подкова, 1998. С. 214–215.
[34]Петрушевская Л. Бедное сердце Пани // Тайна дома. Повести и рассказы. М.: СП "Квадрат", 1995.
[35]Петрушевская Л. Выбор Зины // Реквиемы. М.: Вагриус, 2001.
[36]Славникова О. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки. М.: Вагриус, 2000.
[37]Judith Viorst. Necessary Losses. The Loves, Illusions, Dependencies and Impossible Expectations That All of Us Have to Give Up in Order to Grow. Fawcett Gold Medal, New York, 1990.
[38]Judith Viorst. Necessary Losses. The Loves, Illusions, Dependencies and Impossible Expectations That All of Us Have to Give Up in Order to Grow. Fawcett Gold Medal, New York, 1990.
[39]Палей М. Евгеша и Аннушка // Месторождение ветра: Повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998. С. 112.
[40]Панколь К. Я была первой. М.: Монпресс, 2001.
[41]Горланова Н. Дом со всеми неудобствами. М.: Вагриус, 2000.
[42]Тэффи Н.А.. Избранные произведения. М.: Лаком, 1998.
[43]Alice Miller. The Drama of Being a Child. Routledge, 1968.
[44]Alice Miller. The Drama of Being a Child. Routledge, 1968.
[45]Cynthia Macdonald, "Accomplishments", цит. по "Необходимым утратам" Д. Виорст.
[46]Sontag, Susan. "The Double Standard of Aging". Saturday Review, October, 1972, pp. 29–38.
[47]Judith Viorst. Necessary Losses. The Loves, Illusions, Dependencies and Impossible Expectations That All of Us Have to Give Up in Order to Grow. Fawcett Gold Medal, New York, 1990. Pp. 12 – 172.
[48]СпаркМ.Избранное. –М.:Радуга, 1984.
[49]Дом, милый дом (англ.).
[50]Ткаченко К. Ремонт человеков. – М.: ОЛМА‑ПРЕСС, 2002.
[51]DailyExpress.August22, 2002.P.48.
[52]Честертон Г.К. В защиту скелетов. Эссе, статьи и "Чарльз Диккенс". Собр. соч. в 5 томах. Т. 5. – М.:B.C.I.,1995.
[53]Спарк М. Избранное. – М.: Радуга, 1984.
[54]Лоранс К. В этих руках. – М.: Монпресс, 2002.
[55]Там же.
[56]Женщина новой России: какая она? Как живет? К чему стремится? Аналитический доклад. Институт комплексных социальных исследований РАН. Российский независимый институт социальных и национальных проблем. М., 2002. С. 27. Курсив не мой – аналитиков.
[57]Там же.
Date: 2016-02-19; view: 390; Нарушение авторских прав |