Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Annotation. Все мы любим разные истории

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все мы любим разные истории. В этой книге вы найдете множество всевозможных историй, как древних, так и современных: буддистских, христианских, дзэнских, хасидских, русских, китайских, индуистских, суфийских. Все они обладают особым качеством: их чтение в определенном порядке способствует вашему духовному росту. Одну и ту же историю можно перечитывать на протяжении всего дня. Пусть ее аромат, ее мелодия постоянно сопровождают вас. Пусть она проникнет не только в ум, но и в само сердце. Такой подход поможет вам ощутить себя немного мистиком. Энтони де МеллоЕШЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ФРУКТЫСУЩЕСТВЕННАЯ РАЗНИЦАЗАЧЕМ ПОЕТ ПТИЦА?ЖАЛОКРЫСА И СЛОНКОРОЛЕВСКИЙ ГОЛУБЬЗАБОТЛИВАЯ ОБЕЗЬЯНАСОЛЬ И ХЛОПОКВ ПОИСКАХ СОБСТВЕННОЙ ЗАДНИЦЫ*ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬГЛУПАЯ РЫБКАСЛЫШИШЬ, КАК ПОЕТ ПТИЦА?Я КОЛЮ ДРОВА!БАМБУКБДИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ БДИТЕЛЬНОСТЬСВЯТОСТЬ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТАКОЛОКОЛА ХРАМАСЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮЖИВОЙ ИДОЛИЩИ ТАМ, ГДЕ ПОТЕРЯЛВОПРОСЭТИКЕТКИКАК ВЫГЛЯДИТ БОГПУТЕШЕСТВЕННИКФОМА АКВИНСКИЙ БОЛЬШЕ НЕ ПИШЕТБОЛЬ ДЕРВИШАМУДРОСТЬ ОДНОЙ НОТЫЧТО ТЫ ГОВОРИШЬ?ДЬЯВОЛ И ЕГО ДРУГНАСРЕДДИН УМЕРКОСТИ КАК ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫПОЧЕМУ УМИРАЮТ ХОРОШИЕ ЛЮДИМАСТЕР НЕ ЗНАЕТНЕ ТУДА СМОТРЕЛПШЕНИЦА ИЗ ЕГИПЕТСКОЙ ГРОБНИЦЫВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯТЫЕ ПИСАНИЯЖЕНА СЛЕПОГОПРОФЕССИОНАЛЫ ОТ РЕЛИГИИЭКСПЕРТЫСУП ИЗ УТКИЧУДОВИЩЕ В РЕКЕОТРАВЛЕННАЯ СТРЕЛАКОГДА РЕБЕНОК ПЕРЕСТАЕТ ПЛАКАТЬЯЙЦОКРИК ХРАБРОСТИРЕЧНАЯ ВОДА НА ПРОДАЖУАМУЛЕТНАСРЕДДИН В КИТАЕКОТ ГУРУРОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЦВЕТ РИЗЫОДУВАНЧИКИНЕ МЕНЯЙСЯМОЙ ДРУГХВАСТЛИВЫЙ СУКИН СЫННАС ТРОЕ И ВАС ТРОЕМОЛИТВА МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНОЙНАРАДАСУДЬБА И ПОДБРОШЕННАЯ МОНЕТАМОЛЬБА О ДОЖДЕНЕМОЩНАЯ ЛИСАБОЖЕСТВЕННАЯ ЕДАПЯТЬ МОНАХОВРАБОТАДИОГЕНГДЕ ВЫ БЫЛИ, ТОВАРИЩ ХРУЩЕВ?МАГАЗИН ИСТИНЫУЗКАЯ ДОРОГАЛЖЕПРОРОКНАСРЕДДИНУ СНИТСЯ КОНТРАКТОЧЕНЬ ХОРОШО… ОЧЕНЬ ХОРОШОКОГО ОПЛАКИВАТЬ?ЗОЛОТОЙ ОРЕЛУТЁНОККУКЛА ИЗ СОЛИКТО Я?БОЛТЛИВЫЙ ЛЮБОВНИКЛЮБОВЬ И ЭГОБРОСЬ ЭТОМАСТЕР ДЗЭН И ХРИСТИАНИНКОМФОРТ ДЛЯ ДЬЯВОЛАЛУЧШЕ СПАТЬ, ЧЕМ ОСУЖДАТЬ ИХА ТЫ ВСЕ ЕЩЁ НЕСЕШЬ ЕЁСЕРДЕЧНЫЙ ПРИСТУПИСТИННОЕ ЗНАНИЕВЗГЛЯД ИИСУСАЗОЛОТОЕ ЯЙЦОХОРОШИЕ НОВОСТИДЖОНАЙД И ПАРИКМАХЕРСТАРШИЙ СЫНРЕЛИГИЯ СТАРОЙ ЖЕНЩИНЫЗАБЫВЧИВОСТЬ ЛЮБВИЛОТОСЧЕРЕПАХАБАЯЗИД НАРУШАЕТ ПРАВИЛОПОЛОСАТЫЕ ЛЮДИМУЗЫКА ДЛЯ ГЛУХИХБОГАЧИСЧАСТЛИВЫЙ РЫБАКСЕМЬ КУВШИНОВ С ЗОЛОТОМПРИТЧА О СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИЯ ЗДЕСЬ ПРОЕЗДОМВОРОНА И СЫРРЁКАН И ЛУНААЛМАЗЛУЧШАЯ МОЛИТВА В МИРЕВСЕМИРНАЯ ЯРМАРКА РЕЛИГИЙДИСКРИМИНАЦИЯИИСУС НА ФУТБОЛЬНОМ МАТЧЕРЕЛИГИОЗНАЯ НЕНАВИСТЬМОЛИТВА НАПАДЕНИЯ И ЗАЩИТЫИДЕОЛОГИЯКАК ИЗМЕНИТЬ МИРПРИРУЧЕННЫЕ БУНТАРИЗАБЛУДШАЯ ОВЦАРАЙСКОЕ ЯБЛОКОДЕВУШКА-РАБЫНЯМУДРЕЦ КОНФУЦИЙО, РАДОСТЬ ГРЕХА!КОКОСКАКОЙ СОЛИСТ!«СПАСИБО» И «ДА»СИМОН ПЕТРСАМАРИТЯНКАИГНАТИЙ ИЗ ЛОЙОЛЫ

notes123

Энтони де Мелло
Зачем поет Птица?

Что стоит за его феноменальным успехом? Если вкратце, то гигантский всплеск интереса к духовности во всем мире. Людей больше не подкупишь готовыми ответами или религиозными догмами, вызывающими тоску по прошлому; эти изъезженные тропы не смогли привести человечество к духовному пробуждению. Сегодня человек мучительно ищет пути к более независимому взгляду на жизнь, иной раз не зная, где именно нужно искать. Современный человек, запутавшийся в переплетении различных культур, прежде всего хочет знать, кем он является в действительности, что угнетает его душу, что мешает его духовному прогрессу. Ему хочется заново открыть для себя Бога, отбросив все то, что на протяжении веков отождествлялось с именем Божьим: надуманные законы, традиции, доктрины, слова, оторванные от реальной жизни. Вот почему Тони де Мелло говорил, что «наше агрессивное духовенство породило одни проблемы», «доброе имя Иисуса было опорочено проповедниками» и что «очень трудно распознать святого, ведь он ничем не отличается от любого из нас». Короче говоря, Тони де Мелло говорит, что если мы действительно хотим вернуть доверие к христианству, то нам нужно проникнуть в глубины человеческого духа, выйти за пределы нынешних границ сознания.
Эта книга была написана для людей с различным мировоззрением — как верующих, так и атеистов. Тем не менее не буду скрывать от своих читателей, что я — католический священник. Я хорошо знаком с разными мистическими традициями, не относящимися ни к христианству, ни к религии вообще. Эти традиции оказали на меня огромное влияние. Однако я постоянно возвращаюсь именно в свою Церковь, ибо она — мой духовный дом. Несмотря на то что я порой остро, иногда не без смущения, осознаю ее ограниченность и узость, я никогда не забываю, что именно христианская церковь сформировала меня как личность и что именно благодаря христианской церкви я стал тем, кем являюсь сегодня. Поэтому свою книгу я с благодарностью посвящаю ей.
Все мы любим разные истории. В этой книге вы найдете множество всевозможных историй, как древних, так и современных: буддистских, христианских, дзэнских, хасидских, русских, китайских, индуистских, суфийских. Все рассказы обладают особым качеством: их чтение в определенном порядке способствует, вашему духовному росту.
КАК ИХ ЧИТАТЬ Существует три способа чтения: 1. Вначале прочтите один рассказ. Потом переходите к следующему, и так далее. Такой способ чтения доставит вам удовольствие.
2. Прочтите рассказ дважды. Поразмышляйте над прочитанным. Сопоставьте его со своей жизнью. Вы сможете почувствовать некий теологический подтекст. Данный способ можно успешно применять в группах, где собравшиеся будут иметь возможность обмениваться впечатлениями от услышанного. Тогда это уже будет теологический кружок.
3. Поразмыслив, прочтите рассказ еще раз. Погрузитесь в тишину; пусть текст обнажит для вас свою внутреннюю глубину и истинный смысл: то, что лежит за пределами слов и размышлений. Вы сможете ощутить прикосновение к тайне.
А можно перечитывать одну и ту же историю на протяжении всего дня. Пусть ее аромат, ее мелодия постоянно сопровождают вас. Пусть она проникнет не только в ум, но и в само сердце. Такой подход поможет вам ощутить себя немного мистиком. Именно такая задача и стояла когда-то перед авторами этих рассказов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Большинство рассказов сопровождаются комментариями, которые подытоживают основную идею. Вы можете делать свои собственные комментарии, не ограничиваясь теми, что приводятся в книге. Зачем следовать чужим подсказкам? Не стоит думать, что сюжет рассказа касается других (священника, муллы, церкви, соседа). Он относится только к нам с вами. Если вы будете думать иначе, то только навредите себе. Все без исключения истории в книге — о вас, а не о ком-либо другом. Тем, кто взял в руки книгу впервые, рекомендуем читать истории в том порядке, в котором они расположены. Так вы сможете правильно уяснить смысл, почувствовать особенный дух, который неизбежно теряется в случае беспорядочного чтения.
СЛОВАРЬТеология: Умение рассказывать истории о Божественном. А также умение слушать их. Мистицизм: Это способность чувствовать сердцем глубинный смысл рассказов, что в конце концов приводит к внутренней трансформации.




ЕШЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ФРУКТЫ

Однажды ученик пожаловался: — Учитель, ты рассказываешь нам много историй, но никогда не раскрываешь их истинный смысл. И ответил Мастер: — А что бы ты сказал, если бы тебе предложили фрукт, но перед этим его немножко пожевали? СУЩЕСТВЕННАЯ РАЗНИЦА

Суфия по имени Увэй однажды спросили: — Что дала тебе благодать? Он ответил: — Просыпаясь утром, я чувствую себя как человек, который не уверен, что доживет до вечера. — Но так может сказать каждый. — Да, — ответил Увэй, — это знают все. Но не все это чувствуют.
Никто еще не пьянел от слова вино.

ЗАЧЕМ ПОЕТ ПТИЦА?

Ученики задавали много вопросов о Боге. И сказал Мастер: — Бога не знает никто, познать Бога умом невозможно. Любое утверждение о Нем, любой ответ на ваши вопросы будет лишь извращением Истины. Ученики были озадачены. — Тогда зачем ты вообще говоришь о Нем? — А зачем поет птица?
Не потому, что она хочет громко заявить о чем-то, а потому, что у нее есть песня. Понимать необходимо слова ученого. Мастера понимать не нужно. Мастера нужно слушать, подобно тому, как слушаешь шелест ветра в кронах деревьев, шум реки, пение птиц. Слова Мастера пробуждают в глубине сердца то, что находится за пределами любого знания. ЖАЛО

Один святой чудесным образом научился говорить на языке муравьев. Однажды он приблизился к одному муравью, который казался на вид очень ученым, и спросил: — Как выглядит Всевышний? Похож ли он чем-нибудь на муравья? Муравей ответил: — Всевышний? Нет, конечно! Видишь ли, у нас, муравьев, только одно жало. А у Всевышнего их два!
Возможный постскриптум: Когда у муравья-ученого спросили, что представляет собой рай, он торжественно произнес: «Там мы будем почти как Он, у нас будет по два жала, только поменьше». Вопрос о том, в каком именно месте у райского муравья будет находиться второе жало, вызывает жаркие споры между различными религиозными школами. КРЫСА И СЛОН

Слон с наслаждением погрузился в озеро. Вдруг к нему подошла крыса и потребовала, чтобы он вылез оттуда. — Не хочу, — ответил слон. — Повторяю, вылезай немедленно, — настаивала крыса. — Но зачем? — не понимал слон. — Потом узнаешь, а сейчас немедленно вылезай из лужи. — И не подумаю. В конце концов, кряхтя, слон выбрался из воды и спросил: — Ну, в чем дело? — Да вот, хотела посмотреть, не надел ли ты мой купальник.
Скорее слону подойдет купальник крысы, чем Богу — наши представления о Нем. КОРОЛЕВСКИЙ ГОЛУБЬ

Однажды король назначил Насреддина премьер-министром. Как-то, прогуливаясь по дворцу, Насреддин увидел королевского сокола. Никогда раньше ему не приходилось видеть такого странного голубя. Поэтому он принес ножницы и подрезал соколу когти, клюв и крылья. — Теперь ты выглядишь как приличная птица, — довольно сказал он. — Видимо, за тобой плохо ухаживали.
«Если ты не такой, как все, значит, с тобой что-то не так!»

ЗАБОТЛИВАЯ ОБЕЗЬЯНА

— Да что же это ты такое делаешь? — спросил я у обезьяны, увидев, что она повесила на дерево только что пойманную в реке рыбу. — Боюсь, что она утонет, — последовал ответ.
Свет солнца, дающий зоркость орлу, сову ослепляет. СОЛЬ И ХЛОПОК

Как-то Насреддин нагрузил своего осла тюками с сопью и повез соль на базар. В одном месте им пришлось пересечь реку. Когда они выбрались на противоположный берег, осел стал бегать кругами, радуясь, что груз стал легче. Насреддин же был очень зол. В следующий базарный день он навьючил животное тюками с хлопком. При переходе через реку ишак чуть не утонул — намокший хлопок становится очень тяжелым. — Вот так! — ликующе воскликнул Насреддин. — Это научит тебя помнить: каждый раз, идя через воду, ты выигрываешь!
Два человека погрузились в религию. Один выжил, второй утонул.

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОЙ ЗАДНИЦЫ*

Жители деревни не на шутку встревожились, увидев однажды Муллу Насреддина, мчавшегося верхом на осле по деревенской улице. — Куда ты так несешься? — крикнули они ему. — Ищу свою задницу[1], — ответил Мулла, проносясь мимо.
Говорят, однажды дзэнский мастер Риндзай пытался найти свое тело. Это зрелище доставило огромное удовольствие его непросветленным ученикам. Иногда приходится встречать людей, которые говорят, что ищут Бога!

ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ

У Мастера однажды спросили: — Что такое духовность? — Духовность — это то, что приводит человека к внутренней трансформации. — А если я практикую традиционные методы, как учат мастера, будет ли это духовностью? — Если духовность не выполняет своей задачи, то это уже не духовность. Если одеяло не согревает, то это уже не одеяло. — Значит, духовность должна менять человека? — Люди меняются, меняются их потребности. То, что вчера было духовностью, сегодня уже духовностью не является. То, что обычно подразумевают под словом «духовность», есть, по существу, лишь обобщение прошлого опыта.
Не подгоняйте фигуру под пальто.

ГЛУПАЯ РЫБКА

— Извините, — спросила как-то маленькая рыбка у большой, — а Вы не знаете, где найти океан? — Океан там, где ты сейчас находишься, — ответила большая рыба. — Прямо здесь? Но ведь это просто вода. А я хочу найти именно океан, — разочарованно вздохнула рыбка и уплыла искать где-нибудь еще.
Он пришел к Мастеру в одеждах саньясина[2]. Он говорил на языке саньясина: «Много лет я искал Бога. Я искал его повсюду: на вершинах гор, в бескрайних пустынях, в тишине монастырей и в жилищах бедняков». — Ну и как, нашел? — спросил Мастер. — Нет, не нашел. А Ты? Что мог ответить на это Мастер? Вечернее солнце освещало комнату золотыми лучами. Стаи воробьев щебетали на смоковнице. Вдали на автостраде слышался шум проезжавшего транспорта. Рядом угрожающе пропищал голодный комар… А этот человек сидит здесь и говорит, что не может найти Бога! Некоторое время спустя разочарованный человек ушел прочь, чтобы поискать Бога где-нибудь еще.
*****


Ничего не ищи, маленькая рыбка. Искать тебе нечего. Нужно лишь одно — смотреть. СЛЫШИШЬ, КАК ПОЕТ ПТИЦА?

Индуизм дает величественное описание отношения Бога к Мирозданию. Бог «танцует» Мироздание. Он — Танцор, Мироздание — его Танец. Танец и танцор — не одно и то же, но они не существуют отдельно друг от друга. Танец не унесешь в коробке домой, если он тебе понравился. Как только танцор прекращает танцевать, танец умирает. В поисках Бога мы слишком много думаем, слишком много размышляем, слишком много говорим. Даже видя этот танец, который мы называем Мирозданием, мы постоянно думаем, говорим (с другими и с собой), рассуждаем, анализируем, философствуем. Слова… Шум… Погрузись в безмолвие и созерцай Танец. Просто смотри: звезда, цветок, увядающий лист, птица, камень… подойдет любой фрагмент этого Танца. Смотри. Слушай. Нюхай. Прикасайся. Пробуй на вкус. И, вполне возможно, вскоре ты увидишь и Его — Самого Танцора!
Ученик постоянно жаловался Мастеру: — Ты прячешь от меня великую тайну дзэн. Он никак не хотел принимать объяснения Мастера. Однажды они шли через холм и услышали пение птицы. — Слышишь, как поет птица? — спросил Мастер. — Слышу, — ответил ученик. — Теперь ты веришь, что я от тебя ничего не прячу? — Да.
Если ты действительно услышал пение птицы, если ты действительно увидел дерево… ты уже все знаешь. Не нужно никаких слов, никаких концепций.
Что-что? Что ты говоришь? Ты слышал сотни птиц и видел сотни деревьев? Постой-ка! А видел ли ты дерево? Если ты смотришь на дерево и видишь дерево, это еще не значит, что ты увидел его по-настоящему. Когда смотришь на дерево и видишь чудо — лишь тогда ты действительно видишь его! Испытывал ли ты когда-нибудь тихую радость от пения птиц?

Я КОЛЮ ДРОВА!

Став просветленным, один мастер дзэн написал такие строки в ознаменование этого события: — О, какое удивительное чудо: Я колю дрова! Ношу воду из колодца!
Просветление на самом деле ничего не меняет. Дерево останется деревом; люди останутся людьми. И ты будешь таким, как прежде, — вспыльчивым или уравновешенным, умным или глупым. Единственная разница заключается в том, что теперь ты смотришь на мир другими глазами. Ты смотришь на все как будто со стороны. Сердце переполняет радость от прикосновения к чуду. Это и есть сущность созерцания — в ощущении чуда. Созерцание отличается от экстаза тем, что оно не ведет к бегству от реальности. Просветленный созерцатель продолжает колоть дрова и носить воду из колодца. Созерцание отличается от ощущения прекрасного. Наслаждение красотой картины или солнечного заката дает эстетический восторг, а в созерцании абсолютно все превращается в чудо — и прекрасный закат, и самый обыкновенный камень. Подобное восприятие свойственно детям. Их удивляет все. Они постоянно испытывают восторг. Поэтому они легко попадают в Царство Божье. БАМБУК

Щенок не спускал глаз с дерева; он навострил уши и энергично вилял хвостом. Щенок следил за обезьяной. Остальной мир перестал для него существовать, Ни единой посторонней мысли, никакого беспокойства о завтрашнем дне. Полная концентрация внимания. Не помню, чтобы кто-либо был так близок к созерцанию, как наш Брауни. Вам, возможно, знакомо подобное состояние. Вспомните, как увлеченно вы следили за игрой котенка. Лучший, на мой взгляд, способ созерцания, заключается в следующем: целиком и полностью погрузиться в настоящее. Оставьте все мысли о будущем, оставьте все мысли о прошлом, отбросьте все идеи и фантазии, будьте в настоящем. И созерцание придет!
После долгих лет обучения ученик стал молить учителя сделать его просветленным. Мастер привел его в бамбуковую рощу и сказал: — Посмотри на этот бамбук, видишь, какой он высокий? А вот этот, видишь, какой маленький? И ученик стал просветленным.
Рассказывают, что Будда, стремясь обрести просветление, практиковал все формы аскетизма, известные в Индии в то время. Но все было тщетно. Однажды он сидел под деревом и внезапно обрел просветление. Будда раскрыл тайну просветления своим ученикам. Непосвященному человеку его слова показались бы по меньшей мере странными: «Когда вы делаете глубокий вдох, друзья мои, осознавайте, что вы делаете глубокий вдох. Когда вы делаете поверхностный вдох, друзья мои, осознавайте, что вы делаете поверхностный вдох. А когда вы делаете средний вдох, друзья мои, осознавайте, что вы делаете средний вдох». Осознание. Внимание. Сосредоточенность. Подобная сосредоточенность свойственна детям. Дети близки к Царству Небесному.

БДИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ БДИТЕЛЬНОСТЬ

Ни один ученик дзэн не может обучать других, пока сам не проживет с Мастером не менее десяти лет. Тенно завершил десятилетний курс обучения и достиг ранга учителя. Однажды он решил зайти к мастеру Нань-иню. Был дождливый день, поэтому Тенно надел деревянные башмаки и прихватил с собой зонтик. Когда он вошел, Нань-инь приветствовал его словами: — Ты оставил башмаки и зонтик на крыльце, верно? Скажи, ты положил зонт слева или справа от башмаков? Тенно смутился, он не знал, что ответить. Он понял, что действовал неосознанно. Так он стал учеником Нань-иня и провел у мастера еще десять лет, обучаясь искусству Постоянной Осознанности.
Лишь тот, кто никогда не теряет осознанности, кто всегда находится в настоящем, — только тот становится Мастером!

СВЯТОСТЬ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА

Однажды Будду спросили: «Что делает человека святым?» Он ответил: «Каждый час делится на определенное количество секунд, а каждая секунда — на определенное количество долей. Тот, кто способен полностью пребывать в каждой доле секунды, и есть святой».
Одного японского воина взяли в плен и бросили в тюрьму. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, поскольку был убежден, что утром его подвергнут пыткам. Тут он вспомнил слова своего Мастера: «Завтра не существует. Единственная реальность — это настоящее». Осознав это, воин тут же заснул.
Человек, освободившийся от тисков будущего, подобен птице в небе или лилии в поле: никаких переживаний о завтрашнем дне. Полное погружение в настоящее. Вот что такое святость!

КОЛОКОЛА ХРАМА

На острове построили храм с тысячью колоколов. Колокола, большие и малые, были украшены лучшими мастерами мира. В сильную непогоду, когда дул ураганный ветер, звон всех колоколов сливался в единую симфонию и приводил в восторг сердце каждого человека. Прошло много веков, и остров погрузился в океан. С ним под воду ушли и колокола. Древняя легенда гласит, что колокола продолжали непрестанно звонить; при желании их мог слышать каждый. Воодушевленный легендой, один молодой человек отправился за тысячу миль послушать этот звон. Дни напролет он сидел на берегу океана, всматриваясь в сторону утонувшего острова, и напряженно вслушивался. Но он слышал только шум прибоя. Юноша старался не обращать на него никакого внимания, но безрезультатно: казалось, этот шум заполнил весь мир. Так продолжалось нескольких недель. Всякий раз, когда его охватывало уныние, он ходил слушать деревенских мудрецов, с благоговением вещавших о таинственной легенде. В его сердце вновь вспыхивала надежда, чтобы… снова угаснуть после нескольких недель бесплодных попыток услышать заветный звон. В конце концов, юноша решил отказаться от своей затеи. Возможно, ему и не суждено было услышать музыку колоколов. Возможно, это была лишь красивая легенда. В этот последний день он отправился на берег, чтобы попрощаться с океаном, с небом, ветром и кокосовыми пальмами. Он лег на песок и впервые прислушался к шуму прибоя. Вскоре звуки моря так поглотили его, что юноша уже почти не осознавал себя: он растворился в глубокой тишине моря. И вдруг в этой тишине он услышал колокольный звон! Нежный звон маленького колокола, а за ним еще один, и еще, и еще… пока музыка тысячи колоколов не слилась в единую гармонию, а сердце юноши не затрепетало в восторженном экстазе.
Хотите услышать звон колоколов? Просто слушайте море. Хотите увидеть Бога? Просто смотрите на мир вокруг.

СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ

В Евангелии от святого Иоанна читаем: И Слово стало плотию, и обитало с нами… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Всмотритесь в темноту. Очень скоро вы увидите свет. Смотрите на окружающий вас мир — и скоро вы увидите Слово. И Слово стало плотию, и обитало с нами… Отбросьте эти безумные попытки вновь превратить плоть в слова. Слова, слова, слова! ЖИВОЙ ИДОЛ

Древняя индуистская история гласит: Потерпевшего кораблекрушение торговца волной прибило к берегу Шри-Ланки, где правил Вибхишана, король Чудовищ. Увидев купца, он пришел в бурный восторг и воскликнул: — Надо же! Он точно такой, как мой Рама. Такой же человек! Он нарядил торговца в королевские одежды, надел на него украшения из драгоценных камней и опал поклоняться ему как Богу.
Индуистский мистик Рамакришна рассказывает: «Когда я впервые услышал эту историю, я испытал неописуемую радость. Если можно поклоняться глиняному идолу, то почему нельзя поклоняться Богу в человеке?» ИЩИ ТАМ, ГДЕ ПОТЕРЯЛ

Сосед застал Насреддина на четвереньках. — Что ты ищешь, мулла? — Ключ. Оба принялись искать ключ. Немного погодя сосед спросил: — А где ты потерял его? — Дома. — Господь всемогущий! Так почему же ты ищешь здесь? — А здесь лучше видно.
Ищи Бога там, где ты потерял Его.

ВОПРОС

Спросил как-то монах: — Откуда взялись все эти горы, реки, земля и звезды? — Откуда взялся твой вопрос? — спросил Мастер.
Ищи ответ внутри себя!

ЭТИКЕТКИ

Жизнь — что крепкое вино. Все читают этикетку на бутылке. Мало кто пробует вино на вкус.
Однажды Будда указал на цветок и попросил каждого из своих учеников высказаться о нем. Один ученик прочел лекцию о цветке. Другой рассказал о нем в стихах. Третий поведал притчу. Они превзошли друг друга в глубине мысли и эрудированности.
Они просто читали этикетки!
Махакашьяпа лишь улыбнулся и промолчал. Он единственный увидел цветок.
Если бы можно было попробовать на вкус летящую птицу, цветок, дерево, лицо человека! Но, увы, мне некогда. Я трачу энергию на чтение этикеток. КАК ВЫГЛЯДИТ БОГ

Мистик вернулся из пустыни. — Расскажи, — попросили его, — как выглядит Бог. Но как он мог рассказать, что чувствовал в своем сердце? Разве Бог может быть описан словами? В конце концов, он дал людям описание — приблизительное, неточное — в надежде, что кто-нибудь захочет пережить все сам. Люди ухватились за его слова. Они превратили их в тайное писание. Они навязывали их другим как святую веру. Они шли на большие жертвы, проповедуя их в далеких краях. Некоторые даже отдали за них свои жизни. Мистику стало грустно. Лучше бы он ничего не говорил.

ПУТЕШЕСТВЕННИК

Один путешественник как-то вернулся в родные края из поездки на Амазонку. Люди очень просили его рассказать о своих впечатлениях. Но разве можно передать словами чувства, наполнявшие его сердце, когда он любовался экзотическими цветами, когда прислушивался к загадочным звукам ночного леса, когда знал, что совсем рядом — дикие звери, когда направлял каноэ через бурные речные пороги? Он ответил: «Отправляйтесь туда и сами все увидите». Чтобы облегчить им путешествие, исследователь нарисовал подробную карту реки. Люди схватили эту карту, вставили ее в рамку и установили в мэрии города. Себе они сделали множество копии. Каждый, у кого была копия этой карты, считал себя большим специалистом по реке — ведь он знал каждый ее поворот, ее ширину и глубину; он знал, где находятся все пороги и водопады.
Известно, что Будда категорически отказывался говорить о Боге. Вероятно, он знал об опасностях составления карт для диванных путешественников.

ФОМА АКВИНСКИЙ БОЛЬШЕ НЕ ПИШЕТ

Рассказывают, что Фома Аквинский, самый известный теолог в мире, неожиданно перестал писать. На сетования его секретаря о том, что остались незавершенные работы, он ответил: «Брат Реджинальд, несколько месяцев назад меня посетило божественное откровение. Поэтому все, что я когда-то написал о Боге, сегодня мне кажется глупостью». Разве может быть по-другому, когда ученый становится мистиком?
Мистик спустился с горы. Атеист с сарказмом спросил его: — Что ты принес нам из того чудесного сада, в котором побывал? Мистик ответил: — Я очень хотел принести оттуда большую охапку цветов и подарить их моим друзьям. Но от их дивного аромата у меня закружилась голова, и я выронил свой букет.
Учителя дзэн высказываются более лаконично: «Тот, кто знает, молчит. Говорит тот, кто не знает». БОЛЬ ДЕРВИША

На берегу реки в спокойном созерцании сидел дервиш. Сзади подошел прохожий и, увидев оголенную шею дервиша, не удержался и звучно шлепнул по ней. Звук от удара его руки по мясистой шее очень удивил прохожего, а дервиш, испытывая жгучую боль, поднялся, чтобы ответить обидчику>. — Погоди, — сказал mom, — ты можешь ударить меня, если хочешь. Но сначала дай мне ответ на такой вопрос: этот звук от шлепка был произведен моей рукой или твоей шеей? Дервиш ответил: — Ответь себе сам. Мне сейчас не до разговоров, мне больно. Это тебе хочется строить всякие теории, ведь ты не чувствуешь того, что чувствую я.

МУДРОСТЬ ОДНОЙ НОТЫ

Никому не известно, что стало с Какуа после того, как он побывал у императора. Вот как это было: Какуа был первым японцем, практикующим дзэн в Китае. Он не любил путешествовать, так как серьезно занимался медитацией. Бывало, к нему приходили люди и просили его прочесть им проповедь. Но Какуа всегда бросал на ходу несколько слов и убегал подальше в лес, где его никто не мог потревожить. Когда Какуа вернулся в Японию, о нем стало известно императору. Император приказал ему прочитать проповедь во дворце. Молча и беспомощно стоял Какуа перед императором. Затем он извлек флейту из складок своего платья, сыграл одну короткую ноту и, вежливо поклонившись, исчез.
Конфуций говорил: "Не учи человека, который созрел, — и ты потеряешь его. Учи незрелого — и ты напрасно потратишь слова».

ЧТО ТЫ ГОВОРИШЬ?

Мудрость Мастера остается в сердцах его учеников, а не на страницах книг. Ученик может хранить эту мудрость в своем сердце тридцать-сорок лет, пока не встретит того, кто с готовностью впитает ее. Таковы традиции дзэн.
Дзэнский мастер Му-нэн поспал однажды за своим учеником Шоджу и сказал ему: — Я уже стар, Шоджу, Я хочу, чтобы ты стал моим преемником. Эта книга передавалась от мастера к мастеру на протяжении семи поколений. Я тоже добавил туда несколько строк и надеюсь, что они будут полезны для тебя. Возьми ее и сохрани как память о том, что я сделал тебя своим преемником. — Лучше оставь книгу у себя, — ответил Шоджу. — Ты передал мне истину дзэн без каких-либо записей. Пусть так будет и дальше, — Знаю, знаю, — терпеливо продолжил Мастер. — И все же эта книга воспитала семь поколений монахов и может тебе пригодиться. Возьми ее и сохрани. В комнате, где происходил разговор, пылал камин. Как только книга оказалась в руках у Шоджу, он немедленно швырнул ее в огонь. Он был абсолютно равнодушен к книгам. С несвойственным ему гневом Му-нэн закричал: — Ты сошел сума! Что ты делаешь? — Это ты сошел с ума! Что ты говоришь? — раздалось в ответ.

ДЬЯВОЛ И ЕГО ДРУГ

Черт отправился на прогулку со своим другом, Они увидели человека, который наклонился и поднял что-то с земли. — Что нашел этот человек? — спросил друг. — Кусочек Истины, — ответил черт. — Разве это тебя не тревожит? — спросил друг. — Нет, — ответил черт, — он сделает из него верование.
Религиозное верование — это указательный столб на пути к Истине. Если человек цепляется за этот столб, он не будет искать Истину: он уверен, что уже нашел ее. НАСРЕДДИН УМЕР

Насреддин был на философской волне: — Жизнь и смерть — кто знает, что это такое? Жена, оторвавшись от плиты, посмотрела на него и сказала: — Все мужчины одинаково глупы. Да кто угодно знает, что, если конечности неподвижные и холодные, значит, человек умер. Насреддин был изумлен мудростью жены. Однажды он долго пробыл на морозе, и у него окоченели руки. «Должно быть, я умер», — подумал Насреддин. Эту мысль сменила следующая: «А если я мертв, то как я могу гулять? Я должен лежать, как обыкновенный труп». Что он немедленно и сделал. Час спустя группа путешественников обнаружила его лежащим у дороги и никак не могла решить, жив человек или мертв. Насреддину не терпелось выкрикнуть: «Идиоты, разве вы не видите, что мои конечности неподвижные и холодные?» Но он сдержался, ведь он знал, что трупы не должны разговаривать. Наконец все решили, что он мертв; люди взвалили его на плечи и потащили на кладбище. Не пройдя и мили, они остановились у развилки дорог. Разгорелся новый спор: какая дорога ведет на кладбище? Насреддин молча слушал их, пока наконец его терпение не лопнуло. Тогда он сел и сказал: — Извините, джентльмены, но дорога на кладбище — слева от вас. Я знаю, что трупам не положено разговаривать, но я только разочек нарушил правило и обещаю вам: это больше не повторится.
Когда сталкиваются реальность и несгибаемое убеждение, реальность, как правило, проигрывает.

КОСТИ КАК ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

Один ортодоксальный христианин принимал на веру все, что написано в Библии, буквально. Однажды к нему с вопросом обратился ученый: — Согласно Библии. Бог сотворил Землю пять тысяч пет назад. Но ученые обнаружили кости, свидетельствующие о том, что жизнь на Земле зародилась на миллион лет раньше. Он получил утешительный ответ: — Когда Бог создавал Землю пять тысяч лет назад, он намеренно оставил эти кости, чтобы испытать нашу веру и узнать, чему мы скорее поверим: Его Слову или научному свидетельству.
Еще один пример того, как косные убеждения искажают реальность.

ПОЧЕМУ УМИРАЮТ ХОРОШИЕ ЛЮДИ

Деревенский проповедник зашел домой к одной почтенной прихожанке. За чашкой кофе он отвечал на многочисленные вопросы пожилой женщины. — Скажите, почему Бог так часто посылает эпидемии? — Видите ли, иногда люди становятся настолько безнравственными, что заслуживают смерти, и поэтому добрый Господь допускает эпидемии. — Но тогда почему, — не унималась дама, — так много хороших людей уходят вместе с грешниками? — Хороших людей Бог призывает к себе как свидетелей, — объяснил священник. — Господь посылает каждой душе то, что она заслуживает.
Человек с твердой верой всему найдет объяснение. МАСТЕР НЕ ЗНАЕТ

Искатель Истины подошел к ученику и вежливо спросил: — В чем смысл человеческой жизни? Ученик поискал в записях Мастера и уверенно ответил: — Жизнь человека есть не более чем выражение изобилия Господня. Когда этот же вопрос искатель задал самому Мастеру, тот ответил: — Я не знаю.
Искатель говорит: «Я не знаю». Это честно. Мастер говорит: «Я не знаю». Это ум мистика, который познает мир через не-знание. Ученик говорит: «Я знаю». Это невежество в виде заимствованных знаний. НЕ ТУДА СМОТРЕЛ

Командующий оккупационными войсками обратился к старосте горного поселка: — Нам известно, что вы прячете изменника. До тех пор пока вы не выдадите его нам, мы будем методично расстреливать жителей. В деревне и в самом деле скрывался человек, невиновность которого была очевидной. Но что мог предпринять староста поселка теперь, когда на карту поставлена жизнь всех его обитателей? Несколько дней подряд искали выход из создавшегося положения, но ничего придумать так и не смогли. Тогда староста решил обратиться за помощью к священнику. Всю ночь они просидели вместе, перечитывая Святое Писание, и, наконец, нашли ответ: «Лучше пусть умрет один, но страна будет спасена». Утром беглеца выдали оккупантам. Его подвергли нечеловеческим пыткам. Эхо разносило крики умирающего по всей округе. Двадцать лет спустя в деревню пришел пророк. Он сразу же направился к старосте и спросил его: — Как ты мог так поступить? Тот человек был посланником Господа, он пришел, чтобы спасти нашу страну. А ты сдал его врагам на пытки и смерть. — Но в чем я был неправ? — взмолился тот. — Мы со священником прочитали все Святое Писание и поступили так, как там было рекомендовано. — В этом и заключалась твоя ошибка, — ответил пророк. — Ты смотрел в Святое Писание, а надо было смотреть в его глаза.


ПШЕНИЦА ИЗ ЕГИПЕТСКОЙ ГРОБНИЦЫ

В гробнице одного древнеегипетского фараона обнаружили пригоршню пшеничных зерен, которым было пять тысяч пет. Кому-то в голову пришла идея посеять семена пшеницы, и, ко всеобщему удивлению, они дали ростки.
Слова просветленного похожи на семена, наполненные жизненной энергией. Они могут сохранять свою силу на протяжении веков, пока не попадут на благодатную почву восприимчивого сердца. Я привык считать слова Библии чем-то сухим и безжизненным. Но оказалось, что это мое сердце было пустым и мертвым. Разве могут в таком сердце взойти ростки?

ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯТЫЕ ПИСАНИЯ

Однажды кто-то сказал Будде: — Того, чему ты учишь, нет в Писаниях. — Ну, так впиши это туда, — ответил Будда. Оправившись от смущения, задавший вопрос вновь спросил: — Правильно ли мое предположение, что отдельные положения твоего учения противоречат Писаниям? — Это значит, что Писание пора менять, — ответил Будда.
В ООН поступило предложение пересмотреть и усовершенствовать святые писания всех религий. Из их текстов предлагалось убрать все, что могло привести к проявлениям нетерпения или жестокости, устранить все, что могло оскорбить достоинство человека. Когда же обнаружилось, что инициатором предложения был Иисус Христос, журналисты примчались к Нему за разъяснениями. Ответ был очень прост: «Святые писания, как и Суббота, день отдохновения, созданы для человека, а не человек для святых писаний».

ЖЕНА СЛЕПОГО

У одного человека была очень некрасивая дочь. Никто не хотел брать ее в жены, и наконец отец выдал ее замуж за слепого. Один врач предложил восстановить слепому зрение, но отец девушки воспротивился этому. Он боялся, что, прозрев, молодой человек бросит его дочь.
Саади так прокомментировал эту Историю: «Мужу некрасивой женщины лучше оставаться слепым». А слепому — в неведении. ПРОФЕССИОНАЛЫ ОТ РЕЛИГИИ

Моя духовная жизнь полностью зависит от профессионалов. Чтобы научиться молиться, мне нужен духовный наставник; чтобы узнать о воле Господа, мне необходима консультация астролога; чтобы понять Библию, я иду к специалисту по Святому Писанию; чтобы узнать о своих грехах, мне нужен теолог по вопросам морали; чтобы очистить душу от грехов, я становлюсь на колени перед священником.
Вождь аборигенов одного из островов в южных морях устраивал банкет в честь знаменитого американского гостя. Когда пришло время отдать должное достоинствам гостя. Его Величество продолжал сидеть на полу, а профессиональный оратор, специально нанятый для торжества, стал прославлять визитера. После панегириков гость поднялся для ответной речи. Его Величество мягко посадил его на место: — Нет. Нет, — сказал он, — для вас я тоже нанял оратора. На нашем острове мы не доверяем публичные выступления любителям.
Интересно, понравилось бы Богу, если бы я общался с Ним как любитель? ЭКСПЕРТЫ

Суфийская сказка:
Умерший человек внезапно ожил и стал стучать в крышку гроба. Крышку сняли. Человек сел. — Что вы здесь делаете? — спросил он собравшуюся толпу. — Я жив. Его слова были встречены молчаливым недоверием. Наконец один из присутствующих на похоронах сказал: — Мой друг, врачи и священники констатировали твою смерть. Значит, ты мертв. И его с почестями похоронили. СУП ИЗ УТКИ

К Насреддину пришел родственник и принес в подарок утку. Птицу приготовили и съели. Вскоре стали приходить многочисленные гости, и каждый назывался «другом друга того человека, который принес тебе утку». Естественно, каждый надеялся на радушный прием и щедрое угощение. Мулла долго терпел непрошеных гостей. Но однажды к нему приехал незнакомец и сказал: — Я друг друга твоего родственника, который принес тебе утку. И подобно другим, он сел и стал ждать, что его накормят. Насреддин поставил перед его носом котел с кипятком. — Что это? — спросил незнакомец. Мулла ответил: — Это суп из супа, сваренного из утки, которую мне принес друг твоего друга.
Я слышал о людях, что стали учениками ученика человека, который пережил божественный опыт. Можно ли передать поцелуй через кого-то? ЧУДОВИЩЕ В РЕКЕ

Дети мешали деревенскому священнику молиться Богу. Чтобы избавиться от них, он сказал: «Бегите к реке, там живет огнедышащий дракон». Вскоре вся деревня узнала о чудовище и помчалась к реке. Священник тоже присоединился к толпе. Он бежал и кряхтел добрых четыре мили, постоянно повторяя себе: — Да, я выдумал это чудовище. Но никогда не знаешь… а вдруг там и вправду дракон?
Лучший способ поверить в Бога — это убедить других в Его существовании.

ОТРАВЛЕННАЯ СТРЕЛА

Однажды монах спросил Будду: — Бессмертны ли души праведников? Как обычно, Будда оставил вопрос без ответа. Однако монах проявил настойчивость. Каждый день он повторял свой вопрос и каждый день не получал на него ответа. Наконец его терпение кончилось. Он пригрозил, что уйдет, если не получит удовлетворительный ответ на этот важнейший вопрос. А иначе какой ему смысл вести аскетический образ жизни, если души праведников погибают вместе с телами? Тогда Будда смягчился и сказал: — Ты похож на человека, который умирал от отравленной стрелы. Родные срочно доставили к нему врача, но он не давал вытащить стрелу из тела до тех пор, пока ему не дадут ответ на три важнейших вопроса. Во-первых, был стрелявший в него негром или белым? Во-вторых, был он высоко роста или низкого? И, наконец, был он брамином или нет? Монах остался в монастыре! КОГДА РЕБЕНОК ПЕРЕСТАЕТ ПЛАКАТЬ

Он утверждает, что стал атеистом из чисто практических соображений. Самостоятельно думающий человек не станет прислушиваться к тому, чему учит религия. Существование Бога порождает больше проблем, чем решений; жизнь после смерти — не более чем самообольщение; от святых писаний и ритуалов вреда не меньше, чем пользы. Все это придумано для того, чтобы смягчить одиночество и отчаяние в жизни человека. Пусть идет своим путем. Человек проходит через этапы открытий и роста.
Однажды ученик спросил Мастера: — Что есть Будда? — Будда — это ум, — последовал ответ. На другой день ученик задал тот же вопрос и получил ответ: — Нет ума, нет Будды. Ученик смутился: — Но ведь вчера ты говорил, что ум — это Будда. И ответил Мастер: — Так нужно было для того, чтобы ребенок перестал плакать. Когда он успокаивается, я отвечаю: «Нет ума, нет Будды».
Ребенок в нем перестал плакать, и он был готов внимать истине. Пусть идет своим путем.
*****


Но когда он стал распространять свое атеистическое учение среди тех, кто был к нему не готов, ему приходилось изъясняться простым языком: «Во времена, когда еще не было науки, люди поклонялись Солнцу. Позже, с развитием науки, люди стали понимать, что солнце не было богом, что оно не было даже живым существом. Потом наступила эпоха мистицизма, когда Франциск Ассизский назвал солнце своим братом и обращался к нему с благоговением и любовью». «Твоя вера была любовью испуганного ребенка. Сейчас, когда твой страх прошел, в ней уже нет необходимости. Возможно, ты когда-нибудь достигнешь состояния мистика и вновь обретешь свою веру».
*****


Вера — это смелый поиск истины. Поэтому она не исчезает даже тогда, когда человек ставит ее под сомнение. ЯЙЦО

Насреддин зарабатывал на жизнь тем, что продавал яйца. Однажды к нему в магазин пришел покупатель и спросил: — Отгадай, что у меня в руке? — Дай какую-нибудь подсказку, — попросил Насреддин. — Я дам тебе несколько: у него форма яйца и размером оно с яйцо. Предмет этот похож на яйцо, на вкус он как яйцо и пахнет яйцом. Внутри у него есть белое и желтое. Оно жидкое, до того как его сверить, и становится твердым после нагревания. Более того, его снесла курица… — Ага! Знаю! — воскликнул Насреддин. — Это что-то вроде пирога.
Эксперт не видит очевидного! Епископ не видит Мессию! КРИК ХРАБРОСТИ

Однажды пророк пришел в город, чтобы обратить в свою веру его жителей. Вначале люди слушали его проповеди, но потом стали понемногу расходиться, пока не ушли все. И хотя никто его больше не слушал, пророк продолжал читать свои проповеди. Проходивший мимо путешественник поинтересовался: — Почему же ты упрямо продолжаешь читать проповеди? — Вначале я надеялся изменить этих людей, — ответил тот. — И если я продолжаю кричать, то делаю это лишь для того, чтобы они не смогли изменить меня.

РЕЧНАЯ ВОДА НА ПРОДАЖУ

Вся проповедь Мастера состояла из одной загадочной фразы. С кривой ухмылкой он говорил: — Все, что я делаю, — это сижу на берегу реки и продаю речную воду.
Я был так занят покупкой речной воды, что не заметил саму реку. АМУЛЕТ

Матери никак не удавалось уговорить сына приходить домой до наступления темноты. Поэтому она припугнула его, сказав, что на дороге к их дому можно встретить множество привидений, которые появляются только с наступлением темноты. Повзрослев, парень стал бояться привидений до такой степени, что наотрез отказывался выходить из дому вечером. Тогда мать дала сыну амулет и объяснила, что он будет его защищать.
Плохая религия дала ему веру в амулет. Хорошая религия учит, что привидений не существует.

НАСРЕДДИН В КИТАЕ

Как-то Мулла Насреддин отправился в Китай. Там он собрал группу учеников, чтобы готовить их к просветлению. Когда они стали просветленными, они перестали ходить на его проповеди!
Плох тот гуру, у ног которого ученик сидит всю свою жизнь. КОТ ГУРУ

Каждый раз, когда гуру и его ученики собирались молиться, в ашрам[3] входил кот и отвлекал их от дела. Тогда гуру приказал ученикам привязывать кота на время молитвы. После смерти гуру кота по привычке продолжали привязывать. Когда не стало и кота, в ашраме завели другого, чтобы тщательно выполнять инструкции гуру на время общения с Господом. Прошли века. Ученые последователи гуру написали научные труды, в которых указывалось, что привязывание кота на время молитвы имеет особую важность для отправления богослужения. РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЦВЕТ РИЗЫ

Октябрь 1917 гoдa. Российская революция. Новый поворот в истории человечества. Рассказывают, что тогда же на совет собралось высшее русское духовенство. Горячие споры развернулись вокруг вопроса о том, какого цвета должна быть риза для литургии. Одни предлагали белый цвет, другие — пурпурный.
Обсуждение революционной ситуации в стране — слишком хлопотное дело, намного проще провести литургию. Лучше я буду молиться, чем ввязываться в разборки с соседями.

ОДУВАНЧИКИ

Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только ни пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
Я тоже, гордился своей лужайкой, и тоже перепробовал все известные мне методы уничтожения одуванчиков. Так что полюбить их было совсем непросто.
Я начал разговаривать с ними каждый день. Искренне. Дружелюбно. Одуванчики зловеще молчали. Они еще не отошли от войны, которую я им объявил, и любые мои действия воспринимали с опаской. Но однажды они улыбнулись. Они успокоились, и мы стали друзьями. Конечно, моя лужайка вся заросла одуванчиками. Но каким прекрасным стал мой сад!
*****


Один человек стал резко терять зрение, Он боролся со своим недугом всеми известными способами. Когда стало ясно, что лекарства не помогают, он стал бороться с помощью чувств. Совсем непросто было сказать себе: «А ты полюби свою слепоту». Поначалу его положение казалось безвыходным. Когда он начал разговаривать со своей слепотой, его речь была горькой. Но он продолжал, пока горечь не уступила место смирению, терпеливости, покорности судьбе, приятию… а однажды, к его великому изумлению… дружбе и любви. Затем наступил день, когда он обнял рукой свою слепоту и сказал: «Я люблю тебя». В этот день я опять увидел на его лице улыбку. Конечно, зрение он потерял навсегда. Но каким прекрасным стала его лицо!

НЕ МЕНЯЙСЯ

Я всегда был нервным. Я был беспокойным, угрюмым и эгоистичным. Мне постоянно говорили, что нужно измениться. Я и сопротивлялся, и соглашался со всеми, и хотел измениться, но просто не мог. Как я ни старался, у меня ничего не получалось. Больше всего меня огорчало то, что мой лучший друг был заодно со всеми и настаивал, чтобы я стал другим, Я чувствовал себя абсолютно беспомощным. Я чувствовал какую-то безысходность. Но однажды он сказал мне: «Не меняйся. Я люблю тебя таким, какой ты есть». Эти слова прозвучали для меня как музыка: «Не меняйся. Не меняйся! Не меняйся… Я люблю тебя таким, какой ты есть». Я расслабился. Ко мне вернулась радость жизни. И неожиданно я изменился!
Я убежден, что не смог бы измениться, если бы не нашелся тот, кто полюбил меня таким, какой я есть. Такова ли и Твоя любовь ко мне, Господи?

МОЙ ДРУГ

Малика, сына Динара, раздражало распутное поведение молодого соседа. Долгое время он не предпринимал никаких действий, надеясь, что за него это сделает кто-нибудь другой. Но когда поведение юнца стало невыносимым, Малик пошел к нему и потребовал прекратить это безобразие. Юноша спокойно ответил, что он — любимец султана и что никто не смеет указывать ему, как жить. — Я лично пожалуюсь султану, — ответил Малик. — Ты напрасно потеряешь время, — ответил сосед, — султан не станет тебя слушать. — Тогда я обращусь к самому Аллаху, — сказал Малик. — Аллах слишком милосерден, чтобы наказывать меня. Малик ушел ни с чем. Когда же поведение распутника вызвало общественное негодование, Малик почувствовал, что просто обязан вмешаться. Подходя к дому соседа, он вдруг услышал Голос: — Не трогай моего друга, он находится под моей защитой. Малик вновь испытал замешательство и, войдя в дом, не знал, что сказать. — Ну, что на этот раз? — спросил грешник. — Я пришел, чтобы сделать тебе замечание, но, подходя к твоему дому, услышал Голос, который велел мне оставить тебя в покое, ибо ты находишься под его защитой. Сосед сильно удивился: — Я — Его друг? Он так и сказал? Но Малик уже ушел. Несколько лет спустя Малик встретил своего бывшего соседа в Мекке. Слова Всевышнего так повлияли на него, что он оставил все свое имущество и стал странствующим дервишем. — Я пришел сюда в поисках своего друга, — сказал он Малику и умер.
Бог — друг грешника! Утверждение, граничащее с богохульством, спасло душу человека. Однажды я проверил это на себе. Я сказал: «Бог слишком милосерден, чтобы осуждать меня». И вдруг я услышал Благую Весть — впервые в своей жизни. ХВАСТЛИВЫЙ СУКИН СЫН

Арабский Учитель Руми с удовольствием рассказывал эту историю:
Однажды утром Мохаммед читал утреннюю молитву в мечети. Среди тех, кто молился вместе с пророком, был один правоверный мусульманин. Мохаммед начал стих из Корана, в котором фараон сказал: «Я — ваш истинный бог». Услышав это, верующий воскликнул в порыве гнева: «Хвастливый сын суки!» Пророк ничего не сказал, но после молитвы все накинулись на крикуна: «Стыдись! Твоя молитва оскорбила Бога. Тыне только нарушил священную тишину, но и грязно ругался в присутствии Божьего пророка». Бедняга дрожал от страха до тех пор, пока перед пророком не появился архангел Гавриил и не сказал: «Бог приветствует вас и желает, чтобы эти люди перестали бранить простодушного мусульманина; его искренняя брань тронула сердце Господа больше, чем праведные молитвы остальных». НАС ТРОЕ И ВАС ТРОЕ

Когда корабль сделал однодневную остановку на далеком острове, епископ решил использовать свободное время с максимальной пользой. Прохаживаясь по морскому берегу, он повстречал трех рыбаков, чинивших свои сети. На плохом английском они рассказали ему, что много веков назад их обратили в свою веру христианские миссионеры. — Мы христиане! — с гордостью заявили они, указывая друг на друга. Епископ удивился. Знают ли они молитву? Вряд ли они когда-либо слышали ее. — Что вы говорите, когда молитесь? — спросил он. — Мы поднимаем глаза к небу и говорим: «Нас трое и вас трое, помилуйте нас!» Епископ пришел в ужас от услышанной ереси. Целый день он обучал их истинной молитве Богу. Рыбакам тяжело давалось обучение, но они очень старались. На следующий день перед отплытием корабля епископ наконец услышал, что рыбаки безошибочно повторяли молитву, и очень возрадовался. Случилось так, что несколько месяцев спустя корабль вновь проходил мимо этого острова. Идя по палубе и читая вечернюю молитву, епископ с удовлетворением вспомнил трех рыбаков, которые научились молиться благодаря его усилиям и терпению. Вдруг со стороны востока епископ заметил луч света, который приближался к судну. Он очень удивился, когда увидел трех рыбаков, идущих по воде. Капитан приказал остановить корабль. Все подбежали к поручням, чтобы лучше видеть происходящее. Конечно же, это были те самые рыбаки. — Епископ, — закричали они, — мы увидели, что твой корабль проходит мимо, и поспешили встретиться с тобой. — Что вам нужно? — спросил охваченный благоговейным страхом церковник. — Епископ, прости нас. Мы забыли твою прекрасную молитву. Мы говорим: «Отче наш на небесах, да святится имя Твое, да придет царствие Твое…» А дальше не помним. Скажи нам еще раз, как правильно молиться. Присмиревший Епископ ответил: — Идите по домам, дети мои, и молитесь как прежде: «Нас трое и вас трое, помилуйте нас!» МОЛИТВА МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНОЙ

Это любимая история суфийского Мастера Саади из Шираза:
Мой друг очень обрадовался, когда узнал, что его жена беременна. Он мечтал о сыне и молил Бога об этом в своих молитвах. Жена родила мальчика. На радостях друг устроил пир на всю деревню. Много лет спустя мне пришлось проезжать мимо его деревни. Я узнал, что мой друг в тюрьме. — Что произошло? — спросил я. — Его сын как-то напился, убил человека и скрылся. Поэтому в тюрьму бросили отца.
Настойчиво просить Бога исполнить наши желания и похвально, и… рискованно.

НАРАДА

Однажды индийский мудрец Нарада шел к месту паломничества — в храм бога Вишну. На ночлег его приютила одна бездетная семья. Наутро хозяин обратился к Нараде с просьбой: «Ты собираешься в храм Вишну, попроси Его, чтобы Он послал нам ребенка». Нарада попросил Бога: «Смилуйся над этим человеком и дай ему ребенка». Бог ответил тоном, не допускающим дальнейшего обсуждения: «Этому человеку не суждено иметь ребенка». Нарада закончил молиться и вернулся домой. Пять лет спустя Нарада вновь совершал паломничество и вновь переночевал у гостеприимных хозяев. На этот раз он увидел двух маленьких детей, игравших у порога хижины. — Чьи это дети? — спросил Нарада. — Мои, — ответил хозяин. Нараде захотелось узнать всю историю, и человек рассказал: «Пять лет назад, сразу после того, как ты ушел, в нашу деревню пришел один саньясин. Он переночевал в нашем доме, а утром, перед уходом, благословил меня и жену… и вот плоды его благословения». Добравшись до храма, Нарада сразу же обратился к Богу: — Ты говорил мне, что тому человеку не суждено иметь детей. Сегодня у него их двое! Бог рассмеялся, услышав эти слова. — Это, должно быть, проделки святого, — ответил Он. — У святых есть право менять судьбу!
Как обнаружилось, на свадебном пиру мать Иисуса Христа попросила Сына совершить чудо, не дожидаясь благосклонности судьбы. СУДЬБА И ПОДБРОШЕННАЯ МОНЕТА

Японский генерал Набунага принял решение атаковать противника, у которого был десятикратный перевес в живой силе. Перед боем войско собралось в синтоистском храме. Молитва закончилась. Генерал вышел из усыпальницы и сказал: — Я сейчас подкину монету. Если выпадет решка — мы выиграем. Если орел — проиграем. Отдадимся судьбе своей! Он подбросил монету. Выпала решка. Солдаты так настроились на победу, что наголову разбили врага. На следующий день оруженосец сказал генералу: — Никто не может изменить того, что предначертано судьбой. — Ты прав, — ответил ему Набунага, показывая монету, на обеих сторонах которой была решка.
Так кто же творит судьбу? МОЛЬБА О ДОЖДЕ

Когда неврастеники приходят за помощью к врачам, они не хотят, чтобы их вылечили, ибо лечение — процесс болезненный. На самом деле они просто ищут комфорта в своем недуге. Часто они ищут чуда — безболезненного излечения.
Старик обожал выкурить трубку после обеда. Однажды ночью его жена почувствовала запах гари и закричала: — Во имя Неба, ты что, не чувствуешь? Твои усы горят! — Да знаю я, — сердито проворчал старик. — Ты что, не видишь, я молюсь о дожде!

НЕМОЩНАЯ ЛИСА

Сказка арабского мистика Саади:
Однажды в лесу человек увидел лису, у которой не было ног. Ему захотелось узнать, как она могла выжить. И вдруг он увидел тигра с дичью в зубах. Тигр поел немного, а остальное отдал лисе. На следующий день Бог вновь поспал тигра кормить лису. Человек задумался о милосердии Бога и подумал: «Я тоже буду лежать в углу и рассчитывать на милость Бога». Целый месяц он пролежал в углу и был уже почти при смерти, когда вдруг услышал Голос: «О ты, идущий тропой ошибок и заблуждений, открой глаза и узри Истину! Бери пример с тигра, а не с лисы».
На улице я увидел голого ребенка. Он хотел есть и дрожал от холода. Я разозлился и обратился к Богу: «Почему ты позволяешь это? Почему ты ничего не предпринимаешь?» Бог ничего не ответил. Но ночью неожиданно раздался его голос: «Я кое-что предпринял. Я создал тебя».

БОЖЕСТВЕННАЯ ЕДА

Как-то Бог решил посетить землю. Но вначале Он поспал Своего ангела, чтобы тот доложил Ему обстановку. Ангел вернулся с отчетом: — Большинство людей голодают и не имеют работы. Тогда Бог сказал: — Я стану пищей для голодных и работой для безработных.

ПЯТЬ МОНАХОВ

Лама Юга попросил Великого Ламу Севера прислать к нему мудрого, просветленного монаха, который поработал бы с его новичками. Ко всеобщему удивлению, Великий Лама сказал, что направит к нему пять монахов вместо одного. Он так объяснил свое странное решение: «Буду рад, если хотя бы один их них доберется до тебя». Группа была в пути уже несколько дней, когда к ним подбежал человек и сказал: «В нашей деревне умер священник. Мы просим кого-нибудь из вас заменить его». Деревня находилась в красивой местности, и доход у священника был неплохой. Один из монахов часто думал о своем предназначении. «Что за буддист я буду, если откажусь служить этим людям?» — сказал он и остался в деревне. Несколько дней спустя монахи пришли во дворец. Королю понравился один из них. «Оставайся у меня, — сказал король монаху. — Женись на моей дочери. После моей смерти ты станешь королем». Монаха поразило великолепие дворца, и он сказал: «Разве есть лучший способ повлиять на умы здешних людей, чем стать их королем? Какой я буду буддист, если не воспользуюсь возможностью послужить интересам религии?» Он также остался. Как-то ночью в одной горной местности монахи подошли к одиноко стоящей хижине. Там жила милая девушка, которая радушно приняла путников, поблагодарив Бога за то, что к ней пришли гости. Ее родителей убили разбойники. Девушке было очень одиноко и страшно одной. На рассвете следующего дня один из монахов сказал: «Я остаюсь здесь. Какой я буду буддист после этого, если не проявлю сострадание к этой девушке?» Путь двух оставшихся монахов лежал через одну буддийскую деревню. Монахи были возмущены тем, что жители деревни отказались от своей религии под влиянием одного индуистского теолога. «Что за буддист я буду, если не приложу все свои силы ради самого Будды и этих людей и не верну им их истинную религию? Некоторое время спустя пятый монах подошел к монастырю Южного Ламы.
Я всегда «оставался» по уважительным причинам: для того, чтобы усовершенствовать литургию, реформировать церковь, переосмыслить тексты Святого Писания, распространить богословие. Религиозная деятельность — мой излюбленный метод бегства от Бога.

РАБОТА

Входит первый претендент. — Вам известно, что, прежде чем дать вам работу, на которую вы претендуете, мы хотим предложить вам простой тест? — Знаю. — Хорошо. Сколько будет два плюс два? — Четыре. Входит второй претендент. — Вы готовы к тесту? — Готов. — Отлично. Сколько будет два плюс два? — Сколько начальник скажет. Работа досталась второму.
Что первично: ортодоксальность или истина?

ДИОГЕН

Диоген собрался пообедать. Его обед состоял из хлеба и чечевицы. К нему подошел другой философ, Аристипп — тот был фаворитом царя и жил безбедно. — Научись угождать царю, и ты будешь есть не только чечевицу, — сказал Аристипп. — Научись есть чечевицу, и тебе не придется заискивать перед царем, — ответил Диоген.

ГДЕ ВЫ БЫЛИ, ТОВАРИЩ ХРУЩЕВ?

Когда Хрущев выступал со своей знаменитой речью о преступлениях Сталина, кто-то выкрикнул из зала: «Где же вы были, товарищ Хрущев, когда убивали ни в чем не повинных людей?» Хрущев запнулся, молча осмотрел зал и сказал: — Кто это сказал, встаньте! В зале воцарилась мертвая тишина. Никто не встал. — Что, страшно? — спросил Хрущев. — Так вот, мне тоже было страшно.

МАГАЗИН ИСТИНЫ

Я не поверил своим глазам, когда увидел на магазине вывеску: «МАГАЗИН ИСТИНЫ». Продавщица очень вежливо поинтересовалась, какую истину я хотел бы купить — частичную или полную? Полную, конечно. Не признаю никакой лжи, никаких оправданий, никаких объяснений задним числом. Хочу, чтобы моя истина была ясной и неискаженной. Продавщица направила меня в другой коней, магазина. Там мне указали на ценник. — Цена очень высока, сэр, — сказал продавец. — Какая же? — спросил я, решившись получить всю правду за любую цену. — Ваше спокойствие, сэр, — последовал ответ. Я вышел на улицу с тяжелым сердцем. Я по-прежнему хотел быть уверенным в том, что моя вера истинна.

УЗКАЯ ДОРОГА

Бог предупредил людей о землетрясении, которое поглотит всю воду на земле. Появится новая вода, но она приведет людей к безумию. Предупреждениям Бога серьезно внял только пророк. Он сделал такой запас воды в своей горной пещере, которого ему хватило бы до конца жизни. Все так и случилось: началось землетрясение, сначала вся вода исчезла, а затем новая вода заполнила все ручьи, реки и озера. Прошло несколько месяцев. Пророк спустился б долину. Все люди сошли с ума. Они накинулись на него, ибо думали, что это он сумасшедший. Пророк вернулся к своей пещере в горах, счастливый, что ему удалось сохранить хорошую воду. Но ему было нелегко постоянно находиться в одиночестве, поэтому он решил спуститься в долину еще раз. И опять люди его не приняли, ибо он был слишком непохож на них. И тогда пророк сдался. Он выпил воду, которую берез, напился простой воды вместе с другими людьми и стал таким же сумасшедшим, как и они.
К Истине ведет узкая тропинка. По ней всегда идешь в одиночку. ЛЖЕПРОРОК

Это было что-то похожее на новую религию. В зале собрались в основном по



<== предыдущая | следующая ==>
эссе Фундаментальные проблемы экономики | Quot;Я у себя одна", или Веретено Василисы





Date: 2016-02-19; view: 832; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию