Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Транспортная задача
Лабораторная работа № 3 Задача: Имеется три склада, запасы на которых соответственно равны:
1 – 200 2- 250 3- 200
Имеется 5 магазинов, потребности в продукции которых соответственно равны:
1 – 190 2 – 100 3 – 120 4 – 110 5 – 130
Тарифы перевозок со склада в магазин, следующие:
С первого склада в первый магазин – 28 С первого склада во второй магазин – 27 С первого склада в третий магазин – 18 С первого склада в четвёртый магазин – 27 С первого склада в пятый магазин – 24
С второго склада в первый магазин – 18 С второго склада во второй магазин – 26 С второго склада в третий магазин – 27 С второго склада в четвёртый магазин – 32 С второго склада в пятый магазин – 21
С третьего склада в первый магазин – 27 С третьего склада во второй магазин – 33 С третьего склада в третий магазин – 23 С третьего склада в четвёртый магазин – 31 С третьего склада в пятый магазин – 34
Найти оптимальный план перевозок
Математическая модель транспортной задачи: F = ∑∑cijxij, (1) при условиях: ∑xij = ai, i = 1,2,…, m, (2) ∑xij = bj, j = 1,2,…, n, (3) С целью составления двойственной задачи переменные xij в условии (2) заменим на u1, u2, ui,.., um, а переменные xij в условия (3) на v1, v2, vj,.., vn. Поскольку каждая переменная xij входит в условия (2,3) и целевую функцию (1) по одному разу, то двойственную задачу по отношению к прямой транспортной задаче можно сформулировать следующим образом. Требуется найти не отрицательные числа ui (при i = 1,2,…,m) и vj (при j = 1,2,..,n), обращающие в максимум целевую функцию G = ∑aiui + ∑bjvj при условии ui + vj ≤ cij, i = 1,2,..,m; j = 1,2,..,n (4) В систему условий (4) будет mxn неравенств. По теории двойственности для оптимальных планов прямой и двойственной задачи для всех i,j должно быть: ui + vj ≤ cij, если xij = 0, ui + vj = cij, если xij ≥ 0, Эти условия являются необходимыми и достаточными признаками оптимальности плана транспортной задачи. Числа ui, vj называются потенциалами. Причем число ui называется потенциалом поставщика, а число vj – потенциалом потребителя. По первой теореме двойственности в оптимальном решении значения целевых функций прямой и двойственных задач совпадают: F = G. Стоимость доставки единицы груза из каждого пункта отправления в соответствующие пункты назначения задана матрицей тарифов
Проверим необходимое и достаточное условие разрешимости задачи. ∑a = 200 + 250 + 200 = 650 ∑b = 190 + 100 + 120 + 110 + 130 = 650 Условие баланса соблюдается. Запасы равны потребностям. Следовательно, модель транспортной задачи является закрытой. Занесем исходные данные в распределительную таблицу.
Этап I. Поиск первого опорного плана. 1. Используя метод наименьшей стоимости, построим первый опорный план транспортной задачи. Суть метода заключается в том, что из всей таблицы стоимостей выбирают наименьшую, и в клетку, которая ей соответствует, помещают меньшее из чисел ai, или bj. Затем, из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и строку и столбец, если израсходованы запасы поставщика и удовлетворены потребности потребителя. Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и процесс распределения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены. Искомый элемент равен 18 Для этого элемента запасы равны 200, потребности 120. Поскольку минимальным является 120, то вычитаем его. x13 = min(200,120) = 120.
Искомый элемент равен 18 Для этого элемента запасы равны 250, потребности 190. Поскольку минимальным является 190, то вычитаем его. x21 = min(250,190) = 190.
Искомый элемент равен 21 Для этого элемента запасы равны 60, потребности 130. Поскольку минимальным является 60, то вычитаем его. x25 = min(60,130) = 60.
Искомый элемент равен 24 Для этого элемента запасы равны 80, потребности 70. Поскольку минимальным является 70, то вычитаем его. x15 = min(80,70) = 70.
Искомый элемент равен 27 Для этого элемента запасы равны 10, потребности 100. Поскольку минимальным является 10, то вычитаем его. x12 = min(10,100) = 10.
Искомый элемент равен 31 Для этого элемента запасы равны 200, потребности 110. Поскольку минимальным является 110, то вычитаем его. x34 = min(200,110) = 110.
Искомый элемент равен 33 Для этого элемента запасы равны 90, потребности 90. Поскольку минимальным является 90, то вычитаем его. x32 = min(90,90) = 90.
В результате получен первый опорный план, который является допустимым, так как все грузы из баз вывезены, потребность магазинов удовлетворена, а план соответствует системе ограничений транспортной задачи. 2. Подсчитаем число занятых клеток таблицы, их 7, а должно быть m + n - 1 = 7. Следовательно, опорный план является невырожденным. Значение целевой функции для этого опорного плана равно: F(x) = 27*10 + 18*120 + 24*70 + 18*190 + 21*60 + 33*90 + 31*110 = 15170 Этап II. Улучшение опорного плана. Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0. u1 + v2 = 27; 0 + v2 = 27; v2 = 27 u3 + v2 = 33; 27 + u3 = 33; u3 = 6 u3 + v4 = 31; 6 + v4 = 31; v4 = 25 u1 + v3 = 18; 0 + v3 = 18; v3 = 18 u1 + v5 = 24; 0 + v5 = 24; v5 = 24 u2 + v5 = 21; 24 + u2 = 21; u2 = -3 u2 + v1 = 18; -3 + v1 = 18; v1 = 21
Опорный план не является оптимальным, так как существуют оценки свободных клеток, для которых ui + vi > cij (3;3): 6 + 18 > 23; ∆33 = 6 + 18 - 23 = 1 Выбираем максимальную оценку свободной клетки (3;3): 23 Для этого в перспективную клетку (3;3) поставим знак «+», а в остальных вершинах многоугольника чередующиеся знаки «-», «+», «-».
Цикл приведен в таблице (3,3; 3,2; 1,2; 1,3;). Из грузов хij стоящих в минусовых клетках, выбираем наименьшее, т.е. у = min (3, 2) = 90. Прибавляем 90 к объемам грузов, стоящих в плюсовых клетках и вычитаем 90 из Хij, стоящих в минусовых клетках. В результате получим новый опорный план.
Проверим оптимальность опорного плана. Найдем предварительные потенциалы ui, vi. по занятым клеткам таблицы, в которых ui + vi = cij, полагая, что u1 = 0. u1 + v2 = 27; 0 + v2 = 27; v2 = 27 u1 + v3 = 18; 0 + v3 = 18; v3 = 18 u3 + v3 = 23; 18 + u3 = 23; u3 = 5 u3 + v4 = 31; 5 + v4 = 31; v4 = 26 u1 + v5 = 24; 0 + v5 = 24; v5 = 24 u2 + v5 = 21; 24 + u2 = 21; u2 = -3 u2 + v1 = 18; -3 + v1 = 18; v1 = 21
Опорный план является оптимальным, так все оценки свободных клеток удовлетворяют условию ui + vi <= cij. Минимальные затраты составят: F(x) = 27*100 + 18*30 + 24*70 + 18*190 + 21*60 + 23*90 + 31*110 = 15080 Проверим оптимальность найденного плана по первой теореме двойственности (в оптимальном решении значения целевых функций прямой и двойственных задач совпадают: F = G). G = 0•200 + -3•250 + 5•200 + 21•190 + 27•100 + 18•120 + 26•110 + 24•130 = 15080
Date: 2015-12-12; view: 356; Нарушение авторских прав |