Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЕРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР





Произнесение звукосочетания тр («тры-канье»). Это упражнение можно прорабаты-вать с помощью пальцев, если без них эф-фект не достигается (в большинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уз«дечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.

Язык «набухает», и слышится звукосо-четание тж (у некоторых детей сразу полу-чается сочетание тр) Зубы в упражнении от-крыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, посте-пенно увеличивая напор воздуха. Звукосоче-тание тж постепенно перейдёт в тр. Обяза-тельно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым.краям верх-них зубов. Под напором сильной струи воз-духа самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр."

Примечание.

1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выды хаемого воздуха.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи возду ха), язык же должен плотно прилегать к нё бу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (велярный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограничиться проведением артикуляционной гимнастики. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.



Стр. 113

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш—ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совершенно излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мыщц языка и неразвитость «уздечки», вследствии чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных упражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость её подрезки отпадает.

Упражнение. Раскатистое произнесение звукосочетания тр. После закрепления произнесения короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделён-ный от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у неба.

Образец произнесения прямых слогов: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

тра — тро тра — тру тры — тра тро — тру
тро — тры тру — тры тру — тро тры — тро

Образец произнесения обратных слогов:

а — тр —, о — тр —, у — тр —, ы — тр —, я — тр —, ё — тр—, ю — тр —, и — тр —, е — тр—.

атр — отр — утр ытр — атр — отр
отр — ытр — утр атр — утр — ытр
ятр — ётр — ютр ютр — ётр — ятр
итр — етр — ятр етр — итр — ютр
ётр — етр — ятр итр — ютр — етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вме-сто слога тра слышится слог тря), это озна-чает, что кончик языка смыкается с верхни-ми зубами. Для предотвращения этого необ-ходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Стр. 114

Примечание. Допускается первона-чальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчезает. При мягком р (рь) кончик языка упирается в верхние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к аль-веолам.

Упражнение. Произносить (читать) слова со звукосочетаниями тр и др.

1. С прямыми слогами тр:

а) с ударением на слоге: Образец: тр — ап, те-тр —адъ.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, трой-ка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

Образец: тр—а-ва, хи-тр—остъ, о-тр—у-би.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Тро-фим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гет-ры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.

в) Со стечением согласных в слоге:

Образец: завтр—а, стр—у на.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, министры,



2. С обратными слогами тр:

Образец: те-атр—.

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.

3. С прямыми слогами др:

а) с ударением на слоге:

Образец: др—ан-ка, ква-др—ат.

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дронов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

Образец: др—у-гой, эска-др—а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по цен-тру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважайте труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с водой. У метро кинотеатр для детей.

Стр. 115

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Пётр видел

Трофим поит лошадь из

В осталась одна страница.

Упражнение. Произносить (читать) текст.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Иван Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тро пинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки —по ведру. Втроём они быстро полили капусту.






Date: 2016-02-19; view: 910; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию