Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






положения киотской конвенции таможенных процедурах

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была подписана в Киото в 1973 г. В 1999 г. В Брюсселе Всемирной таможенной организацией одобрена новая редакция Конвенции, вступившая в силу 3 февраля 2006 г., после того как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнили необходимые процедуры ратификации и присоединения. Киотская конвенция является ориентиром в построении механизма таможенного регулирования и унификации таможенного законодательства стран, стремящихся к развитию международной торговли.

В соответствии с Конвенцией упрощение и гармонизация достигаются благодаря применению следующих принципов:

- предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных процедур и методов, их непрерывное совершенствование;

- предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации относительно таможенного законодательства;

- использование современных методов работы, таких как контроль, основанный на управлении рисками, и таможенный аудит;

- максимально широкое применение информационных технологий, включая электронную форму оформления, передачи, хранения и обработки данных;

- взаимодействие с другими государственными органами и представителями торгового сообщества;

- внедрение соответствующих международных стандартов и др.

Присоединившиеся к Конвенции страны обязаны привести в соответствие ей свое таможенное законодательство. По условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной в своем национальном таможенном законодательстве более благоприятных условий, чем предусмотрено Конвенцией.

Обратите внимание! Из положений гл. 10 "Обжалование по таможенным вопросам" Генерального приложения к Киотской конвенции следует, что первоначальная жалоба подается таможенной службе, а суд является завершающим этот процесс органом. В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению не только обратиться с первоначальной жалобой в таможенный орган, а затем продолжить обжалование в суде, но и сразу обратиться в суд, минуя процедуру ведомственного обжалования.

Структура Киотской конвенции следующая:

1) Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999;

2) основной текст Конвенции;

3) приложения к ней:

- Генеральное приложение (далее - ГП);

- специальные приложения (далее - СП), которые, собственно, и содержат положения, представляющие интерес для обсуждения.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе в период осенней сессии находится законопроект "О таможенном регулировании в Российской Федерации", нацеленный на урегулирование отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Законопроект, в значительной степени соответствующий принципам Киотской конвенции, в июне 2010 г. принят Государственной Думой в первом чтении.

 

Генеральное приложение

 

Генеральное приложение содержит базовые принципы и правила таможенного дела, которые применяются практически во всех направлениях таможенного регулирования (таможенное оформление, пошлины и налоги, гарантии, таможенный контроль, применение информационных технологий и др.).

ГП также содержит определения понятий, используемых в Конвенции.

Нормы ГП сформулированы в виде Стандартных правил (они должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для России) и Стандартных правил с переходным сроком (не позднее чем через 60 месяцев со дня вступления Конвенции в силу для России). Эти правила касаются применения электронной формы декларирования и информационных технологий в таможенном деле.

Принятие Генерального приложения, так же как и собственно текста Конвенции, является обязательным для присоединения к ней.

 

Специальные приложения

 

Специальные приложения посвящены отдельным таможенным процедурам. Их нормы сформулированы в виде Стандартных правил (их применение является обязательным) и Рекомендуемых правил (по ним можно сделать оговорку и не принимать их).

И те и другие правила должны начать исполняться не позднее чем через 36 месяцев после вступления в силу соответствующих Специальных приложений.

При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из Специальных приложений или какую-либо их главу либо вообще не принимать их.

Например, из "Большой четверки" (США, ЕС, Япония и Канада) максимальные обязательства взяли на себя США. Страны ЕС в целом присоединились только к ГП. Среди других стран, присоединившихся к СП, можно выделить Китай, Корею, Австралию и др.

Существуют также Рекомендации Всемирной таможенной организации к Киотской конвенции, представляющие собой пояснения о применении ее положений. Они написаны на основе обобщения международного опыта применения Конвенции. Рекомендации не являются обязательными для договаривающейся стороны.

 

Анализ норм Киотской конвенции и таможенного законодательства Таможенного союза

 

В связи с тем что принятие ГП является обязательным условием присоединения к Конвенции, первоочередная задача - это анализ расхождений между положениями ГП и законодательством Таможенного союза (в т.ч. его Таможенным кодексом) и приведение его в соответствие ГП.

Концептуальные различия между законодательством Таможенного союза и ГП практически отсутствуют. Те, что имеются, можно отнести к двум группам: терминологические и процедурные.

Терминологические различия заключаются в следующем. Например, ГП содержит термин "контроль на основе методов аудита", а в соответствии с понятийным аппаратом Таможенного кодекса Таможенного союза этот термин означает "таможенная проверка" и "проверка системы учета товаров и отчетности".

Процедурные различия в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством Таможенного союза и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в ГП. Так, общей концепцией правил ГП является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом - декларацией на товар либо коммерческим документом.

Стандартные правила ГП позволяют вносить изменения в поданную декларацию на товары в процессе ее проверки таможенными органами, при условии что к этому моменту осмотр товаров не начался. В таможенном законодательстве Таможенного союза столь ожидаемая подобная норма не была введена. ТК ТС предусматривает дополнительное условие: изменение декларации не должно приводить к изменению сведений относительно определения размера сумм таможенных платежей, за исключением корректировки таможенной стоимости. Таким образом, присоединение к ГП позволит решить проблему изменения сведений в декларации при пересортице, если этот факт обнаружен в процессе таможенного оформления.

Кроме того, в ГП предусмотрен принцип неприменения существенных санкций за ошибки, если последние не являются умышленными и не допущены вследствие преднамеренного введения в заблуждение или грубой небрежности.

В ГП предусмотрен более широкий и выгодный для участников внешнеэкономической деятельности перечень специальных процедур для уполномоченных лиц: использование ими данных их коммерческой документации для самостоятельного начисления подлежащих уплате пошлин и налогов и в необходимых случаях - для обеспечения соблюдения других требований таможни. Данное положение может быть достаточно полезным для лиц, которые в соответствии с ТК ТС получат статус уполномоченного экономического оператора.

Кроме того, стандартными правилами ГП предусмотрено: при отсрочке взимания пошлин и налогов проценты по мере возможности не взимаются. Однако исходя из норм Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин в рамках Таможенного союза устанавливается норма обязательного взимания процентов за предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных платежей.

Одним из самых актуальных является следующее стандартное правило ГП: в случаях, когда требуется предоставление гарантий, общая сумма этих гарантий должна быть минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму, подлежащую взиманию в случае необходимости. В свою очередь, в соответствии с нормами ТК ТС, если таможенные органы не могут точно определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин и налогов, а также стоимости товара. Подобный принцип соблюдается и при определении сумм обеспечения для лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере таможенного дела (таможенные брокеры, перевозчики, уполномоченные экономические операторы и др.).

По инициативе Правительства РФ законопроект "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" был направлен в Государственную Думу на рассмотрение в начале августа 2010 г. Официального текста законопроекта в свободном доступе пока нет, однако известно, что речь идет о присоединении только к Генеральному приложению к Киотской конвенции.

Таким образом, возможно, процесс присоединения к Генеральному и Специальным приложениям Киотской конвенции и процесс рассмотрения законопроекта "О таможенном регулировании в Российской Федерации" будут объединены, и второй законопроект будет дополнен правилами Специальных приложений Киотской конвенции в той степени, в какой это отвечает международным требованиям и интересам России.

29. порядок таможенного оформления транспортных средств под процедуру временного ввоза


Порядок временного ввоза транспортных средств физическими лицами, в том числе порядок их таможенного оформления, определяется ст. 358 ТК ТС и Соглашением стран ТС от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"

Осуществлять временный ввоз на территорию ТС имеют право:

1. Российские физические лица могут временно ввозить транспортные средства при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и в совокупности сроки временного ввоза не превышают шести месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввозимого транспортного средства. В этом случае, при осуществлении временного ввоза транспортных средств, которые имеют постоянную регистрацию в иностранном государстве, необходимо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на весь срок пребывания транспортного средства на территории РФ. Размер обеспечения равен сумме таможенных платежей на автомобиль.
Примечание:
Физические лица, постоянно проживающие в Калининградской области, могут временно, на срок не более 2 месяцев, ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов на остальную часть территории Российской Федерации автомобили, а также товары, классифицируемые в товарной позиции 8711 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, ранее ввезенные на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и зарегистрированные на территории Калининградской области, при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В случае если автомобили, а также товары, классифицируемые в товарной позиции 8711 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, не ввозятся обратно на территорию Калининградской области по истечении установленного срока, в отношении таких автомобилей и товаров таможенные пошлины, налоги взимаются в соответствии с Приложением 5 Соглашения
2.Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. (п. 2 ст. 358 ТК ТС) В соответствии с п.2 ст. 11 Соглашения, передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.03.2015 N 239, физические лица, не имеющие постоянного места жительства в государстве - члене Таможенного союза, при временном ввозе на территорию России второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, обязаны уплатить таможенные пошлины и налоги в том случае, если на территории России находятся под таможенным контролем ранее временно ввезённые этим лицом транспортные средства. При обратном вывозе в установленные сроки временно ввезённых транспортных средств таможенные платежи и налоги, уплаченные в качестве обеспечения, возвращаются.

В случае безвозвратной утраты временно ввезенных транспортных средств вследствие аварии или действия непреодолимой силы, обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы. (п. 6 ст. 358 ТК ТС)

 

30. содержание специальной таможенной процедуры

Специальная таможенная процедура - процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, которые установлены Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза в отношении этих категорий товаров.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза. В отношении отдельных категорий товаров Правительство Российской Федерации устанавливает условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при помещении товаров под специальную таможенную процедуру не производятся, за исключением случая, если избранная специальная таможенная процедура изменена на таможенную процедуру экспорта.

 

31. категории товаров в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура

1. Товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств-членов таможенного союза за пределами таможенной территории таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Условием помещения товаров, указанных в части первой настоящего пункта, под специальную таможенную процедуру, является представление в таможенный орган письменного подтверждения уполномоченного государственного органа о том, что товары предназначаются для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств-членов таможенного союза за пределами таможенной территории таможенного союза с приложением перечня товаров, содержащих наименование и количество таких товаров.

2. Вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза между воинскими частями (учреждениями, формированиями) государств-членов таможенного союза, дислоцированными на территории таможенного союза и за пределами этой территории, перемещаемые с цельюподдержания их боевой готовности, создания благоприятных условий для выполнения ими поставленных задач помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений.

Условием помещения товаров, указанных в части первой настоящего пункта, под специальную таможенную процедуру является представление в таможенный орган воинского пропуска либо иного заменяющего его официального документа, выданного в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

К категории товаров, указанных в части первой настоящего пункта, не могут относиться следующие товары:

- запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также к вывозу с таможенной территории таможенного союза;

- алкогольная продукция (кроме спирта этилового), пиво, табачная продукция, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них.

Помещение товаров, указанных в части первой настоящего пункта, под специальную таможенную процедуру допускается при соблюдении следующих условий:

- представление в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государств-членов таможенного союза, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций, о том, что перемещаемые товары предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также необходимы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, с приложением перечня товаров, содержащего наименование и количество таких товаров;

- декларантом товаров, указанных в части первой настоящего пункта, является государственный орган государств-членов таможенного союза, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций, либо входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации.

Товары, указанные в части первой настоящего пункта, помещенные под специальную таможенную процедуру и вывезенные с таможенной территории таможенного союза, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть ввезены обратно на таможенную территорию таможенного союза или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров.

Товары, указанные в части первой настоящего пункта, помещенные под специальную таможенную процедуру и ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть вывезены обратно с таможенной территории таможенного союза или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров. Указанный срок не может превышать одного года со дня, следующего за днем помещения таких товаров под специальную таможенную процедуру.

При необходимости передачи прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, за исключением бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, специальная таможенная процедура должна быть изменена на иную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза до передачи прав владения, пользования и распоряжения такими товарами.

4. Товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и предназначенные для проведения лицамигосударств-членов таможенного союза научно-исследовательских работ в Арктике и Антарктике в интересах государств-членов таможенного союза на некоммерческой основе, а также для обеспечения деятельности таких научно-исследовательских экспедиций государств-членов таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Условием помещения товаров, указанных в части первой настоящего пункта, под специальную таможенную процедуру является представление в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа государств-членов таможенного союза, уполномоченного в сфере проведения соответствующих исследований, о том, что товары предназначаются для проведения научно-исследовательских работ в интересах государств-членов таможенного союза на некоммерческой основе, а также для обеспечения деятельности научно-исследовательских экспедиций государств-членов таможенного союза.

5. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), вывозимые за пределы таможенной территории таможенного союза с целью ремонта и (или) технического обслуживания, и ввозимые обратно после такого ремонта и (или) технического обслуживания, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), вывозимые за пределы таможенной территории таможенного союза с целью капитального ремонта и (или) модернизации и ввозимые обратно после такого капитального ремонта и (или) модернизации, помещаются под специальную таможенную процедуру с уплатой таможенных пошлин и налогов от стоимости капитального ремонта и (или) модернизации, без применения мер нетарифного регулирования.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), вывозимые за пределы таможенной территории таможенного союза с целью модернизации, не подлежат помещению под специальную таможенную процедуру, если в результате такой модернизации происходит изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

Товары, указанные в частях первой и второй настоящего пункта, помещаются под специальную таможенную процедуру на срок, не превышающий 6 (шести) месяцев с учетом сроков транспортировки этих товаров.

Условием помещения товаров, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, под специальную таможенную процедуру является возможность идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при последующем завершении специальной таможенной процедуры по способу (способам) идентификации, согласованным с таможенным органом при помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

6. Дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств и государств-членов таможенного союза, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Условием помещения товаров, указанных в части первой настоящего пункта, под специальную таможенную процедуру является:

- представление в таможенный орган курьерского листа либо иного заменяющего его официального документа с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу. При этом представление таможенной декларации и иных документов не требуется;

- наличие на местах, составляющих дипломатическую почту, внешних видимых знаков, указывающих на соответствующий характер перемещаемых товаров.

После помещения дипломатической почты и консульской вализы под специальную таможенную процедуру курьерский лист либо иной заменяющий его официальный документ с отметками таможенного органа о выпуске товаров, указанных в части первой настоящего пункта, возвращается лицу, представившему такие документы, а копия таких документов остается в таможенном органе, выпустившем эти товары.

 

32. сопоставление положений киотской конвенции и таможенного кодекса таможенного союза о таможенных процедурах

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в период ее осенней сессии 2010 г. (сентябрь) готовится к рассмотрению проект Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции обупрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (далее - законопроект). Номер законопроекта - 416039-5. Ответственным в работе над законопроектом является Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Субъектом права законодательной инициативы является Правительство Российской Федерации, которое своим письмом от 4 августа 2010 г. внесло законопроект в Государственную Думу.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола 1999 г. (далее - Киотская конвенция или Конвенция) (International convention on the simplification and harmonization of customs procedures): что это за документ, его значимость для бизнеса и для государственных органов, его влияние на законодательство Российской Федерации - вот те вопросы, которые задаются сегодня.

Здесь и далее по всему тексту используется текст Киотской конвенции на русском языке, переведенный с официального текста Киотской конвенции на английском языке. Перевод осуществлен специалистами Федеральной таможенной службы Российской Федерации с привлечением экспертов в вопросах внешней торговли и таможенного права, согласован с Министерством иностранных дел Российской Федерации, прошел экспертизу и получил письменное согласование Всемирной таможенной организации.

Работа по присоединению Российской Федерации к Конвенции была начата еще в 2005 г., и ее путь был тернист.

Для начала маленький экскурс в историю. Таможенный кодекс Российской Федерации, который принят в 2003 г., был объявлен правовым документом, разработанным с учетом мировых стандартов таможенного дела и базирующимся в первую очередь на основе Киотской конвенции.

При этом надо отметить, что при разработке проекта ТК России 2004 г. использовался текст Конвенции на русском языке, не имевший статуса официального перевода. И вообще, на момент работы с проектом кодекса имелись три варианта русскоязычных переводов Конвенции.

С 1 января 2004 г. Таможенный кодекс Российской Федерации вступил в силу. В конце 2004 г. на имя тогда руководителя ФТС России А.Е. Жерихова был подготовлен доклад на 16 листах, в котором приводился анализ проблемных вопросов правоприменения нового Таможенного кодекса Российской Федерации, выявленных в течение первого года его действия.

Резолютивная часть доклада содержала выводы, в том числе что существенное обновление ТК России должно произойти в связи с вступлением в силу пересмотренной редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), одобренной в Брюсселе в 1999 г., которое ожидалось в начале 2005 г. В этой связи предлагалось инициировать процедуру присоединения Российской Федерации к пересмотренной Киотской конвенции и внесения необходимых поправок в ТК России.

Отправной точкой начала работ по присоединению Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур можно считать поручение Правительства Российской Федерации, которое было дано в конце сентября 2005 г. (от 27 сентября 2005 г. N АЖ-П2-4847). Указанную работу было поручено возглавить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

В конце января 2007 г. Министерство внесло (письмо от 27 января 2007 г. N 953-АБ/Д12) проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Конвенции.

Но документ в феврале 2007 г. был возвращен из Правительства Российской Федерации с поручением продолжить работу (от 7 февраля 2007 г. N АЖ-П2-509). При этом ответственным за организацию работы было назначено другое ведомство, а именно ФТС России.

По сути, в ФТС России работа по присоединению Российской Федерации к Конвенции была начата с самого начала.

Базовой задачей, которая бралась за основу, была подготовка аутентичного текста Киотской конвенции на русском языке. Аутентичность - в обработке данных - свойство данных быть подлинными, означающее, что данные не подвергались случайным или преднамеренным искажениям.

Сопоставление понятийного аппарата, 27 понятий Конвенции и 31 понятия в ТК России (соответственно глава 2 Генерального приложения и статья 11 ТК России) показало, что только девять понятий сопоставимы друг с другом. При анализе Специальных приложений число несовпадений увеличивалось.

Поэтому возник принципиальный вопрос: по какому пути идти в переводе Конвенции - выходить на международно значимые понятия, уже установившиеся в мировой практике и применяемые большинством стран, или подтягивать понятийный аппарат Конвенции и ее приложений к российской терминологии. Последний путь, очевидно, привел бы к созданию русифицированного текста перевода и не позволил бы иметь аутентичный текст Конвенции и ее приложений на русском языке.

С момента принятия Конвенции Российской Федерации она как международный договор будет пользоваться преимуществом по сравнению с национальным законодательством России. Это угрожает возможным появлением разночтений оригинального текста Конвенции, ее русского варианта, и положений национального законодательства Российской Федерации.

Для того чтобы избежать этого, юридический текст перевода Конвенции и должен содержать терминологию Конвенции в ее точном выражении и содержании, соответствующую оригиналу на официальном языке (на английском языке).

Подготовка перевода заняла больше года. В этой работе участвовали специалисты центрального аппарата ФТС России, осуществлявшие взаимодействие со Всемирной таможенной организацией, Российской таможенной академией. Были привлечены И.И. Дюмулен, С.И. Истомин, В.А. Максимцев. Текст прошел лингвистическую экспертизу в МИДе России.

Указанный текст Конвенции на русском языке прошел экспертизу во Всемирной таможенной организации и получил письменное его одобрение генеральным секретарем ВТО Мишелем Дане.

Необходимо отметить, что нынешний Генеральный директор ВТО Кунио Микурия принимал активное участие в разработке обновленной Конвенции.

Итак, работа по переводу была закончена в августе 2008 г. После чего началось согласование проекта федерального закона о присоединении к Киотской конвенции со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Подготовленный и согласованный проект федерального закона о присоединении к Киотской конвенции был внесен Министерством иностранных дел совместно с ФТС России в Правительство Российской Федерации.

Первый раз проект федерального закона рассматривался на заседании Правительства Российской Федерации 27 августа 2009 г.

29 июля 2010 г. состоялось повторное рассмотрение законопроекта на заседании Правительства Российской Федерации, результатом которого стало одобрение Правительством Российской Федерации законопроекта и принятия решение о его внесении в Государственную Думу. В этой связи было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 584 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года".

Необходимо указать, что с июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС, разработка проекта которого осуществлять на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.

При этом Киотская конвенция была ратифицирована Республикой Казахстан, государством-членом Таможенного союза ЕврАзЭС в начале 2009 г. (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 г. N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур). Необходимо отметить, что Казахская сторона присоединилась к тексту Киотской конвенции на русском языке, который был подготовлен Федеральной таможенной службой Российской Федерации.

Если говорить о странах-участницах Киотской конвенции, то по состоянию на 1 сентября 2010 г. участниками Конвенции являются 71 страна. Участниками конвенции являются все основные торговые партнеры Российской Федерации. Если говорить о бывших республиках СССР, то помимо Республики Казахстан участником Киотской конвенции является Латвийская Республика (2001 г.), Литовская Республика (2004 г.), Эстонская Республика (2006 г.), Азербайджанская Республика (2006 г.).

Киотская конвенция разработана под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация - World customs organization), была подписана (совершена) договаривающимися сторонами 18 мая 1973 г. в городе Киото (Япония) и вступила в силу 25 сентября 1974 г.

Развитие международной торговли потребовало внесения изменений в Киотскую конвенцию. Целью изменений было удовлетворение потребностей участников международной торговли и таможенных служб в дальнейшем упрощении и гармонизации таможенных процедур и практики их применения.

Различие между применяемыми таможенными правилами и процедурами в различных странах мира способно затруднить или нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена.

И наоборот, высокая степень гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики их применения рассматривается одним из условий, благоприятных для международной торговли и других видов международного обмена и их развития.

Всемирная таможенная организация при разработке положений Конвенции придерживается того, что значительные преимущества, связанные с облегчением международной торговли, могут быть достигнуты без ущерба для соответствующих стандартов таможенного контроля.

Подготовленные изменения были внесены Протоколом, подписанным 26 июня 1999 г. в Брюсселе. С указанной даты и до 30 июня 2000 г. настоящий Протокол был открыт для подписания Договаривающимися сторонами Конвенции. После этой даты он стал открытым для присоединения. По установленным правилам обновленная Киотская конвенция вступает в силу после того, как участниками Конвенции станут 40 стран. Срок действия Конвенции не ограничен.

Обновленная Киотская конвенция вступила в силу 3 февраля 2006 г., после присоединения к Конвенции Азербайджанской Республики, которая и стала 40-й страной-участницей.

Применение Конвенции основывается на следующих принципах:

- выполнение программ, преследующих цель непрерывного совершенствования таможенных процедур и практики и тем самым повышения их эффективности и действенности;

- применение таможенных процедур и практики предсказуемым, последовательным и транспарентным образом;

- предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, касающейся таможенных законов, нормативных актов, административных рекомендаций, процедур и практики;

- применение современных методов, таких как контроль на основе управления рисками, и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий;

- взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти, другими таможенными администрациями и торговыми сообществами;

- выполнение соответствующих международных стандартов;

- предоставление сторонам, которых это касается, беспрепятственного доступа к обзорам административной и судебной практики.

В Конвенции отмечено, что вышеперечисленные принципы направлены на обеспечение высокой степени упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является важнейшей целью Всемирной таможенной организации и вследствие этого послужит значительным вкладом в содействие международной торговле.

Киотская конвенция состоит из Основного текста (Body text), Генерального приложения (General annex) и 10 Специальных приложений (Specific annexes). Конвенция составлена на английском и французском языках, являющихся официальными языками Всемирной таможенной организации, и составляет 156 страниц. Оба текста имеют равную силу (Статья 20 Конвенции).

Основной текст (Body text) описывает механизм Конвенции:

основные принципы, используемые определения и указывает сферу применения Конвенции;

описывает структуру Конвенции;

устанавливает порядок присоединения и выхода из Конвенции;

порядок применения, внесение изменений и порядок толкования Конвенции;

разрешение споров при толковании и применении Конвенции; определяет процедуру подготовки поправок, их обсуждение и вступление в силу;

определяет управляющий орган Конвенции;

определяет порядок хранения Конвенции.

Основной текст Конвенции состоит из 20 статей сгруппированных в 4 главы.

33.содержание специальной таможенной процедуры перемещения товаров в международных почтовых отправлениях

Правовая основа перемещения товаров в международных почтовых отравлениях как вида специальных таможенных процедур закреплена в ст. 291—297 главы 24 подраздела 3 раздела II ТК РФ.
Рассматриваемый вид специальных таможенных процедур впервые закреплен в Таможенном кодексе РФ 2003 г. и поэтому по отношению к Таможенному кодексу РФ 1993 г. может определяться как законодательная новелла.
В ст. 291 ТК РФ законодателем дано определение понятия «международные почтовые отправления» и приведен перечень таких отправлений.
Итак, под международными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации либо следующие транзитом через эту территорию. К ним относятся: письма (простые, заказные, с объявленной ценностью); почтовые карточки (простые, заказные); бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные); секограммы (простые, заказные); мелкие пакеты (заказные); посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью); международные отправления экспресс-почты.
Разъяснение содержания отдельных разновидностей международных почтовых отправлений дано в иных нормативных правовых актах: Федеральном законе РФ «О почтовой связи» от 24 июня 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями); Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» № 221 от 15 апреля 2005 г.
В них даны разъяснения следующих понятий:
письмо — почтовое отправление с письменным сообщением, а также иным вложением, размеры и вес которого определяются Правилами оказания услуг почтовой связи;
почтовая карточка — почтовое отправление в виде письменного сообщения на специальном бланке, пересылаемое в открытом виде;
бандероль — почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, разме-ры, вес и способ упаковки которого установлены операторами почтовой связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;
мешок «М» — международное почтовое отправление (специальный мешок), содержащее печатные издания, направляемые одним отправителем одному и тому же адресату;
секограмма — почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно доя слепых;
мелкий пакет — международное почтовое отправление с образцами товаров или небольшими предметами, вложение, размеры, масса и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи;
посылка — почтовое отправление, размеры, вес и способ упаковки которого определены Правилами оказания услуг почтовой связи, с вложением, не запрещенным к пересылке законодательством Российской Федерации.
В нынешнее время широко используется электронная почта. Однако распространение сообщений (E-mail) данным видом почтовой связи в Таможенном кодексе РФ правовыми нормами не регулируется: таких норм нет не только в главе 24, но и во всем Таможенном кодексе РФ.
Анализ положений главы 24 ТК РФ позволяет выделить следующие общие условия перемещения товаров в международных почтовых отправлениях: возможность выдачи международных почтовых отправлений только с разрешения таможенного органа; обязательность соблюдения запретов и ограничений; таможенное оформление товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях; допустимость таможенного осмотра и таможенного досмотра международных почтовых отправлений; освобождение, исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; допустимость применения внутреннего таможенного транзита при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях.
Общее условие — возможность выдачи международных почтовых отправлений только с разрешения таможенных органов — предусмотрено в п. 2 ст. 291 ТК РФ. Данная правовая норма является дополнительным подтверждением господства в таможенном праве власте- отношений между субъектами этой комплексной отрасли права.
Общее условие — обязательность соблюдения запретов и ограничений — предусмотрено в ст. 292 ТК РФ. В частности, не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:
запрещенных законодательством Российской Федерации соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории;
запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
в отношении которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и перечень которых может определяться Правительством РФ.
В отношении товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или к вывозу с этой территории в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, получатели или отправители указанных товаров либо лица, действующие от их имени, обязаны представить при таможенном оформлении необходимые разрешения, лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие соблюдение указанных ограничений.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 21 ноября 2003 г.), в следующих случаях: если стоимость указанных товаров не превышает 5000 руб.; если товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования; в иных случаях, определяемых Правительством РФ. Изъятие товаров, запрещенных и ограниченных к пересылке в международных почтовых отправлениях, а также распоряжение ими производятся таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегули-рованной им, — в порядке, определяемом Правительством РФ.
Общее условие — таможенное оформление товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях — предусмотрено в ст. 293 ТК РФ.
Таможенное оформление товаров, пересылаемых в междуна-родных почтовых отправлениях, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня. Конкретные сроки определяются таможенными органами совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.

Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в местах международного почтового обмена. Объекты почтовой связи, являющиеся местами международного почтового обмена, определяются таможенными органами совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
Если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, то представление отдельной таможенной декларации не требуется. Декларирование товаров путем подачи отдельной таможенной декларации требуется в случаях, если: стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров превышает 10 тыс. руб.; вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и налоговому органам; ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары предназначены к помещению под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.
Таможенное оформление товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация, может производиться таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся получатели или отправители, в порядке, определяемом таможенными органами по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи. Таможенное оформление вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в международных почтовых отправлениях товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация, производится их отправителями либо лицами, действующими от их имени, до сдачи указанных товаров организациям почтовой связи для отправки.
Общее условие — допустимость таможенного осмотра и таможенного досмотра международных почтовых отправлений — предусмотрено в ст. 294 ТК РФ.
Организации почтовой связи по требованию таможенных органов предъявляют международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. Способы такого предъявления определяются таможенными органами. Таможенные органы не требуют предъявления им следующих видов ввозимых почтовых отправлений: почтовых карточек и писем; литературы для слепых. При наличии достаточных оснований полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, а также при проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра на основе выборочных или случайных проверок таможенные органы вправе требовать предъявления указанных почтовых отправлений.
Таможенные органы вправе требовать у организаций почтовой связи предъявления вывозимых международных почтовых отправлений, в отношении которых таможенные органы проводят таможенный осмотр или таможенный досмотр на основе выборочных или случайных проверок. При проведении таможенного осмотра или таможенного досмотра в максимальной степени используются технические средства таможенного контроля.
Общее условие — освобождение, исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях — предусмотрено в ст. 295 ТК РФ.
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересы-лаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тыс. руб. В отношении товаров, пересылаемых в адрес физических лиц и предназначенных для личного пользования, применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Правительство РФ устанавливает единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, стоимость которых превышает стоимость товаров, пересылаемых без уплаты таможенных пошлин, налогов, в части такого превышения.
Таможенные пошлины, налоги на товары, в отношении которых не требуется подачи отдельной таможенной декларации, исчисляются и начисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обме- на, с использованием таможенного приходного ордера. Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей.
В отношении международных почтовых отправлений с объявленной ценностью суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае, если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей. Международные почтовые отправления, содержащие товары, на которые таможенным органом начислены таможенные платежи, выдаются адресатам в местах международного почтового обмена только после получения полной суммы таможенных платежей организацией почтовой связи.
Взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного долж-ностным лицом таможенного органа. Уплаченные суммы таможенных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего, после выдачи международного почтового отправления получателю. Оплата почтового перевода осуществляется за счет лица, уплачивающего таможенные платежи, и не может превышать 1% суммы платежа. Бланки почтовых переводов денежных средств предоставляются таможенным органам бесплатно. При утрате международных почтовых отправлений, их выдаче получателю без разрешения таможенного органа ответственность за уплату таможенных платежей несет организация почтовой связи, утратившая или выдавшая указанные почтовые отправления.
Общее условие — допустимость применения внутреннего таможенного транзита при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях — предусмотрено в ст. 296 ТК РФ.
Внутренний таможенный транзит применяется к международным почтовым отправлениям в порядке, определяемом таможенными органами по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, на основании требований и ограничений, установленных Таможенным кодексом РФ.
Обращаем внимание читателей на то, что внутренний таможенный транзит как самостоятельная таможенная процедура таможенного оформления нами уже рассматривался в § 5 главы 10 данного учебника.

34. таможенное декларирование международных почтовых отправлений

При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях за границу, а также при их получении из-за границы таможенное декларирование таких товаров производится отправителем с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов и сопровождающих международные почтовые отправления.

К таким документам относятся таможенная декларация формы CN 22, CN 23, сопроводительный адрес СР 71, бланк-пачка СР 72, бланк Е1 (при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих логотип ЕМS).

Подачи иных документов в качестве таможенной декларации (в том числе заявления) не требуется вне зависимости от стоимости товаров для личного пользования, необходимости представления разрешительных документов на них, в том числе в случае направления международного почтового отправления по месту проживания адресата для совершения таможенных операций, связанных с предоставлением дополнительных документов.

Важно

При заполнении документов, принимаемых в качестве таможенной декларации, необходимо указывать полное, точное и подробное описание всех товаров, вложенных в МПО.

В случае отсутствия сведений о товарах, пересылаемых в МПО, либо при их несоответствии фактическим, время, затрачиваемое на совершение операций в отношении таких отправлений, значительно увеличивается в связи с необходимостью проведения таможенного досмотра и документального оформления его результатов.

При получении в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца товаров, таможенная стоимость которых превышает 1000 евро, и (или) общий вес которых превышает 31 килограмм, в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги с применением единой ставки 30 % от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм их веса.

35. специальная таможенная процедура перемещение товаров отдельными категориями иностранных граждан

Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза отдельными категориями иностранных лиц (дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств; международными организациями; персоналом этих представительств, учреждений и организаций; некоторыми иностранными лицами, пользующимися преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами) является предметом правового регулирования как на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, так и па уровне таможенного законодательства государств – членов Таможенного союза.

Специальная таможенная процедура, связанная с перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц, устанавливается в гл. 45 ТК ТС ("Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц"), а также решением КТС от 18.06.2010 № 309 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования" и решением КТС от 20.05.2010 № 329.

Кроме того в Российской Федерации правовому обеспечению рассматриваемой процедуры посвящены:

• приказ ФТС России от 25.01.2011 № 138 "Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц";

• приказ ГТК России от 10.10.2002 № 1087 "Об утверждении Правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц".

Обязательным условием помещения товаров под специальную таможенную процедуру, связанную с перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц, является представление в таможенный орган письменного подтверждения уполномоченного государственного органа о том, что товары предназначаются для обеспечения деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств – членов Таможенного союза за пределами его таможенной территории, с приложением перечня товаров, содержащих наименование и количество таких товаров.

Использование специальной таможенной процедуры, связанной с перемещением товаров отдельными категориями иностранных лиц, обусловлено тем, что ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые с нее товары (например, автотранспортные средства, строительные материалы, оргтехника, мебель и т.п.), предназначенные для нужд дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств, международных организаций, персонала этих представительств и организаций, в том числе для личного и семейного пользования отдельными категориями иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ, подлежат полному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов, упрощенному порядку таможенного оформления и контроля товаров, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и оказание подобного рода услуг.

К отдельным категориям иностранных лиц, перемещающим через таможенную границу Таможенного союза товары, и пользующихся перечисленными таможенными льготами, причисляются:

1) дипломатические представительства иностранных государств. В настоящее время Российская Федерация обменивается с другими государствами дипломатическими представительствами на уровне посольств.

Согласно положениям ст. 318 ТК ТС дипломатические представительства иностранных государств, расположенные на территориях государств – членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования за товары, предназначенные для официального пользования такими представительствами, которые ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза и вывозятся с нее.

При этом товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, не освобождаются от таможенного досмотра;

2) главы и члены дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей. В соответствии со ст. 319 ТК ТС указанные лица вправе рассчитывать на получение таможенной льготы, выражающейся в освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования за товары, предназначенные для их личного и семейного пользования (включая товары для первоначального обзаведения). Для получения такой льготы требуется соблюдение условий, согласно которым члены семей, проживающие вместе с главами дипломатических представительств иностранных государств или с членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства:

а) не должны проживать в государстве пребывания постоянно;

б) не должны являться гражданами государства пребывания.

Кроме того, главы дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей освобождаются от таможенного досмотра личного багажа.

Однако запрет на таможенный досмотр багажа не является абсолютным.

Если у таможенного органа имеются "серьезные основания" предполагать, что личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз которых в государства – члены Таможенного союза или вывоз из них запрещен либо регулируется карантинными правилами, то таможенный досмотр личного багажа может быть произведен. К сожалению, до настоящего времени в таможенном законодательстве термин "серьезные основания" не получил толкования, поэтому таможенным работникам в случаях возникновения необходимости досмотра личного багажа дипломатов и членов их семей приходится всякий раз действовать, что называется, на свой страх и риск.

Таким образом, сотрудник таможенного органа вправе не только осуществить досмотр личного багажа и ручной клади дипломата и членов его семьи, но и потребовать заполнить таможенную декларацию, произвести опрос.

В случае выявления нарушений таможенного законодательства работник таможни не вправе составлять Протокол о нарушении таможенных правил. Поскольку рассматриваемая категория лиц обладает дипломатическими иммунитетами, он должен составить специальный акт, который переправляется в МИД России, а оттуда по дипломатическим каналам информация об имевшем место правонарушении доводится до соответствующего посольства.

Важно отметить, что таможенный досмотр личного багажа главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей должен проводиться исключительно в присутствии названных лиц или их представителей;

3) члены административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей, при условии, что указанные лица не проживают постоянно в Российской Федерации и не являются гражданами Российской Федерации.

На основании положений ст. 320 ТК ТС перечисленные лица могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В силу ст. 321 ТК ТС таможенные льготы могут быть распространены на весь персонал дипломатического представительства (например, поваров, садовников, шоферов, дворников, уборщиков и т.д.). Для этого требуется заключить международное соглашение между государством – членом Таможенного союза и иностранным государством, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства. Такой двусторонний договор будет являться правовым основанием для предоставления льготного режима для обслуживающего персонала дипломатического представительства, а также членов их семей;

4) консульские учреждения иностранных государств, их главы, иные должностные лица консульских учреждений и консульские служащие иностранных государств, а также члены семей перечисленных лиц. В силу положений, содержащихся в ст. 322 ТК ТС указанным субъектам предоставляются таможенные льготы, предусмотренные ТК ТС для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств.

Работники обслуживающего персонала консульского учреждения иностранного государства, а также члены их семей, не проживающие в Российской Федерации постоянно, также могут быть наделены таможенными льготами, предоставляемыми ТК ТС для членов соответствующего административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства иностранного государства. Для этого требуется заключить международное соглашение между государством – членом Таможенного союза и иностранным государством, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства;

5) иностранные дипломатические и консульские курьеры. Дипломатический (консульский) курьер является лицом, которому доверена доставка дипломатической (консульской) почты.

Статус дипломатического (консульского) курьера подтверждается наличием у него официального курьерского листа, в котором указываются его статус и число мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу. Курьерский лист подписывается и скрепляется печатью учреждения, отправляющего дипломатическую почту и консульскую вализу.

Дипломатический (консульский) курьер на основании ст. 324 ТК ТС наделяется правом ввозить на таможенную территорию Таможенного


<== предыдущая | следующая ==>
Зачем женщинам любовь? | Древние названия звёзд у славян

Date: 2016-02-19; view: 2359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию