Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. 1. Тебя захлестывают эмоции: а) я все принимаю близко к сердцу, для меня размолвка на работе и война в Ираке одинаковое потрясение; б) нервные клетки не





1. Тебя захлестывают эмоции: а) я все принимаю близко к сердцу, для меня размолвка на работе и война в Ираке одинаковое потрясение; б) нервные клетки не восстанавливаются, колыхать воздух эмоциями — пустое дело; в) время от времени не могу себя сдержать; г) по своей природе я эмоциональна и впечатлительна.

2. Ты стараешься избегать неловких ситуаций и людей, при общении с которыми ты испытываешь дискомфорт: а) всегда стараюсь улизнуть, не хочу лишних неприятностей на свою голову и вторые 90; б) периодически, когда чувствую, что я психологически не готова; в) нет, я всегда привыкла отстаивать свою точку зрения; г) я не нарываюсь, но и не прячусь.

3. Ты ждешь одобрения своих поступков от окружающих, зависима от их мнения: а) у меня своя голова на плечах есть, а что думают другие — мне по барабану; б) только от очень узкого круга людей, которым я доверяю и которых люблю; в) мы живем среди людей, я всегда ориентируюсь на мнение окружающих и корректирую свое поведение; г) приходится обращать внимание на мнение окружающих, иначе не уловишь «что такое хорошо и что такое плохо».

4. Ты смотришь на себя со стороны: а) в самых критических ситуациях; б) если время от времени этим не заниматься — будешь смешно выглядеть; в) это не моя забота, это — чужие проблемы; г) если не будешь все время смотреть на себя со стороны, то не поймешь какое впечатление ты производишь на окружающих.

5. Ты боишься оставаться в одиночестве: а) я не люблю оставаться в одиночестве, хотя наедине с собой чувствую себя более уверенно, чем в обществе людей; б) оно для меня невыносимо; в) периодически одиночество мне необходимо; г) я одиночества не боюсь, мне всегда есть чем заняться.

6. У тебя возникает ли ощущение, что ты больше не можешь контролировать ход своей жизни, что ты себе не хозяйка: а) у меня все под контролем, своя голова на плечах и чужой мне не надо; б) за меня сначала отвечали родители, в школе — учителя, теперь — муж; в) я по природе фаталистка, все контролировать невозможно, как говорится: судьба играет человеком; г) когда у меня возникает такое чувство, я стараюсь не упускать время и быстро привожу свои дела в порядок.

7. Ты считаешь, что ощущение подавленности — это признак слабости: а) когда испытываешь страх перед будущим, то постоянно чувствуешь себя подавленной; б) сильные люди нередко испытывают чувство подавленности, на таких давит ответственность, но сил у них при этом не убывает; в) иногда чувство подавленности может сделать меня слабой; г) когда я чувствую себя подавленной, то могу потерять и силы, и волю.

8. Ты считаешь, что стопроцентно хорошие взаимоотношения в принципе возможны: а) иногда приятно помечтать, что где-то есть твоя половинка с которой у тебя все будет на миллион долларов; б) многие люди рассказывают про такие отношения, значит, и мне должно повезти; в) конечно, если не верить в возможность идеальных отношений, то и жить не стоит; г) в сентиментальных романах, в бразильских сериалах, у еще живой бабушки с уже мертвым дедушкой, словом — не в этой жизни.

9. У тебя возникает чувство изолированности от окружающего мира: а) мир сам по себе, я сама по себе, но время от времени мы встречаемся; б) только в отдельных критических ситуациях; в) я всегда в самой гуще событий; г) я слишком хороша для этого грубого, уродливого мира.

10 Бывает так, что ты себе не нравишься: а) еще чего, да я само совершенство; б) когда исполнятся мои мечты и я стану венцом творения, тогда я буду от себя в восторге, а сейчас для этого у меня и повода не найдется; в) я часто думаю, что нравилась бы себе: если бы родилась в аристократической семье, получила бы прекрасное образование, умела бы зарабатывать деньги, имела бы внешность фотомодели и т. д.; г) изредка, когда меня начинает заедать самоедство, я чувствую недовольство собой.

11. Ты впадаешь в депрессию: а) спросите лучше, когда у меня ее не было; б) мне незнакомо это состояние, грустно мне бывает, но чтобы впадать в депрессию, я лучше в спортзале макивару отлуплю; в) когда чувствую, что впадаю, то стараюсь не затягивать это «удовольствие», как говорится: спасение утопающих — дело рук самих утопающих; г) мне часто не везет и я впадаю в депрессию.

12. У тебя бывает такое чувство, что ты уже никому ничего не можешь дать: а) а что с меня взять, с меня и взять-то нечего; б) одна жертва судьбы немного может дать другим жертвам судьбы; в) интересно, а разве такое может случиться; г) когда случается, то для меня это повод к самоанализу и совершенствованию.

13. Тебе кажется, что твои знакомые нехорошо о тебе отзываются: а) нельзя понравится всем, так что я допускаю такую возможность; б) в жизни много несправедливости: делай добро людям, не делай добра людям — все равно будут плохо говорить; в) я постоянно чувствую, что обо мне сплетничают за моей спиной; г) моим знакомым не с чего говорить обо мне плохо.

14. Ты избегаешь новых знакомств: а) стараюсь избегать: новые люди — новые разочарования; б) только если чувствую, что потенциальный знакомый может быть мне неприятен или навредить; в) мне старых знакомых вполне достаточно, больше не надо; г) нет, не в моих правилах заранее искать подвохи.

15. Ты затаиваешь злобу: а) если злишься, то лучше сразу выплеснуться по полной программе, а затаивать злобу — бессмысленное занятие, себя лишний раз напрягать; б) у меня многое вызывает злость: поступки людей, несовершенство мироздания, но я бессильна что-то сделать; в) я надеюсь, что отольются кошке мышкины слезки; г) если меня очень сильно обидеть, то я это запомню, и при случае с удовольствием «насолю» обидчику.

Подсчитай баллы по следующей схеме.

1. а — 4; б — 1; в — 2; г — 3. 2. а — 4; б — 2; в — 1; г -3. 3. а — 1; б — 2; в — 4; г — 3. 4. а — 2; б — 3; в — 1; г — 4. 5. а — 3; б — 4; в — 2; г — 1. 6. а — 1; б — 4; в — 3; г — 2. 7. а — 4; б — 1; в — 2; г — 3. 8. а — 2; б — 3; в — 4; г — 1. 9. а — 3; б — 2; в — 1; г — 4. 10. а — 1; б — 4; в — 3; г — 2. 11. а — 4; б — 1; в — 2; г — 3. 12. а — 4; б — 3; в — 1; г — 2. 13. а — 2; б — 3; в — 4; г -1. 14. а — 3; б — 2; в — 1; г — 4. 15. а — 1; б — 4; в — 3; г — 2.

От 60 баллов до 45. Тебе надо полностью изменить свой образ жизни и отношение к окружающему миру. Ты балансируешь на грани патологии. Ты абсолютно дезориентирована в окружающей тебя действительности. Реальность тебя тяготит. Но ты сама при этом чудовищно ленива, в тебе нет ни воли, ни любопытства, чтобы исследовать и понять мир вокруг себя. Если будешь дальше идти на поводу у своего страха, то дорога тебе будет одна — в психушку. К тому же ты слишком заигралась в ранимость и беззащитность. Постоянная демонстрация этих качеств стали для тебя удобной формой манипуляции окружающими. Объяснять, что это — нехорошо, мы не станем. Скажем так, неприбыльно. Манипулируя окружающими подобным образом, ты тратишь гораздо больше времени и сил, чем при попытках самостоятельного решения своих проблем. И еще. Узок круг твоих доноров. И со временем их будет становиться все меньше и меньше, так что есть смысл позаботиться о себе хотя бы из чувства самосохранения. От 44 до 30. Ты не боишься окружающего мира, но при этом ты достаточно безвольна. Твое кредо можно выразить словами песенки Александра Дольского: «Подайте сошедшему как бы с ума в процессе различных процессов». Твое оружие против страха перед жизнью — фатализм. Ты полностью устранилась из активного процесса освоения действительности, вероятно потому, что на жизненном пути тебя постигла масса разочарований. Ты не веришь, что окружающие люди могут полюбить тебя такой, какая ты есть на самом деле. Поэтому, общаясь с другими людьми, ты стараешься мимикрировать под их взгляды. К тому же ты, не обремененная волевым началом, и других людей воспринимаешь такими же безвольными существами, за которых думает кто-то свыше. Это происходит потому, что ты часто не понимаешь причинно-следственных связей в поведении окружающих. Их поступки часто кажутся тебе странными и непредсказуемыми, а потому опасными. Происходит это оттого, что во главу угла ты ставишь свой интерес, но отказываешь окружающим в наличии такого же интереса. Ты не видишь в них отдельных людей, а воспринимаешь их только во взаимодействии с собой. Постарайся поменьше «грузить Боженьку» и внимательно посмотри на других людей. Возможно, при более пристальном рассмотрении они окажутся не такими уж страшными и непредсказуемыми. От 29 до 18. У тебя все в порядке. Твои реакции в норме. К тому же у тебя достаточно сил для позитивного освоения окружающего мира. Ты умеешь побороть свои страхи (это немало!). Ты стараешься по мере сил бороться со стрессом и депрессией (и это немало!). Но ты, слава богу, не киборг без страха и упрека, а личность, не потерявшая в борьбе за самосохранение нормальной человеческой живости и восприимчивости. Ты предпочитаешь быть такой, какая ты есть на самом деле, и позволяешь эту «роскошь индивидуального самопознания» всем прочим. У тебя есть хороший психологический фундамент для того, чтобы заложить основы для формирования настоящей здоровой стервозности. От 17 и менее. Ты человек здоровый и уравновешенный, но не гибкий. Тебе не всегда удается найти общий язык с окружающими, поэтому ты стараешься не особенно обращать на них внимания. Ты стараешься не только не реагировать на мелочи, но вообще стараешься ни во что не углубляться. Поэтому твои отношения с окружающими скорее формальны, чем настроены на взаимопонимание. Ты построила свою личность на довольстве собой в особо примитивных формах. Тебе незачем присматриваться к другим людям. Они составляют для тебя некий фон, на котором ты во всей красе «даешь антраша». Поэтому ты так нетребовательна в выборе знакомств: для пейзажа все сгодится. Но и люди не стремятся с тобой общаться. А многие, начав общение, быстро растворяются в воздухе. Таким, как ты, советовать что-либо бесполезно, поэтому мы приглядимся к остальным, более восприимчивым натурам. Глава 2. Освежает, бодрит и… пудрит мозги

Из чего она состоит, наша неповторимая натура, индивидуальность, личность? И что, собственно, такое характер? И чем он отличается от темперамента? А тот, в свою очередь, от психологического типа? Честно говоря, входить во все детали этой проблемы нам не с руки. Но вкратце обрисовать — это можно. Характер (от греч. сharacter — «отпечаток», «признак») есть определенный способ мышления, который проявляется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Проявления характера напрямую связаны с темпераментом и со способностями человека. А психологический тип все суммирует и систематизирует. Вот такая трехступенчатая пирамида. И у каждой ступеньки — свои свойства, свой метод формирования и развития, свое поле деятельности. Психологи считают, что свойства темперамента — признаки врожденные и определяются эмоциональностью, общительностью, а также скоростью движений и мышления. Темперамент в «чистом виде» не встречается, а исключительно в смешанном — «в коктейле» с качествами других темпераментов. Индивидуальность сложнее схемы и совмещает в себе черты сразу нескольких типажей. Поэтому для развития полноценной личности имеет смысл «включаться в работу» всеми сторонами характера. Тем более, что врожденные черты, когда человек не прилагает сознательных усилий по их «обработке», мало меняются со временем и даже в глубокой старости будут такими же, как и при рождении. Что называется, «каков в колыбельке, таков и в могилку». Способности человека так же, как и темперамент, закладываются во внутриутробном развитии. Способностями обусловлены морфологические и функциональные особенности мозга и органов чувств. И бывают таланты, которыми нас может наделить только природа. Например, абсолютный слух, безошибочно распознающий и надолго запоминающий любой звук в пределах человеческого восприятия. Или системный блок, удерживающий в памяти и просчитывающий миллионы комбинаций — незаменимый дар для хорошего шахматиста или игрока в покер. Но плохо бы человечеству пришлось, если бы наши возможности ограничивались «дарами природы». К счастью, существуют и приобретенные способности, которые «вырастают» из натуральной почвы, используя врожденные таланты в процессе сознательной деятельности, общения, обучения. Характер, в отличие от темперамента, природой не дается, а складывается на протяжении всей жизни. В детстве видны лишь предпосылки, а примерно в двенадцатилетнем возрасте обнаруживаются его первые проявления. Многие их них базируются на врожденных чертах темперамента — скорость обработки информации, степень общительности и т. п. Нормальные люди изначально обречены на изменение характера. Изменения условий существования, возрастные, экономические и сугубо личные кризисы, опыт побед и утрат — все сопутствует появлению новых свойств и качеств. Весь вопрос, куда они ведут, эти «прорезавшиеся» в чащобе тропинки? Как ни странно, от человека зависит. Надо научиться двум очень серьезным и трудным тактикам: контролю потока мыслей и контролю восприятия. Чем-то обе тактики похожи на аутотренинг: действительно, придется натренировать свое сознание и ставить плотины «возвращающемуся негативу». Дело в том, что некоторые навязчивые идеи серьезно искажают картину реальности. Снова и снова внедряясь в наше сознание, они разрастаются и создают ощущение, что весь мир — один большой негатив: над твоей головой распласталось черное небо и жуткими белыми вспышками светятся вокруг чьи-то силуэты, сверкают отовсюду хищные глаза с темных пятен неразличимых лиц… Если дать волю страхам, они оккупируют мозг и вытеснят оттуда всю радость жизни. И все желание жить — в таком-то кошмаре! Обнаружив эту закономерность — что негативные ощущения формируют даже не пессимистическое, а суицидальное видение мира, — некоторые «штатные пастыри народов» прибегли к довольно старому и столь же малоэффективному средству — к пионерскому задору. Можно, разумеется, завесить все свободное пространство плакатами вроде «Будь проще!», «Позвоните родителям!», «Уважайте старость и младость!», «Мне улыбнутся — и аз воздам!» Но, как ни странно, лозунги и слоганы обычно производят не ободряющее, а стрессовое воздействие. Видимо, потому, что сама по себе частота их повторения влияет на мозг совершенно так же, как негативный раздражитель. Приблизительно тем же образом, что и мрачные мысли вкупе с неприятными ощущениями. «Опять ты здесь! Чтоб ты сгорел у пожарной части, рожа зубастая!» — вот, пожалуйста, патентованная улыбка с развеселой подписью превращается в неприятное ощущение и приносит с собой отнюдь не волну оптимизма, но именно мрачные мысли. И все, готово дело: потенциальный «заряд бодрости» как-то ненароком сливается с цунами мизантропии. А это есть состояние, периодически накатывающее на каждого нормального человека. Так организм «перерабатывает» ежедневную порцию стрессов. Словом, реклама оптимизма не в силах сделать нас весельчаками. Да и не стремится она к этому, признаем честно. Это просто попытка «отреагировать» на ухудшение общенародного настроения формальными средствами. Те же «средства быстрого реагирования» применяют и многочисленные популярные статьи и пособия. Если поверить тому, что в них пишется, получается чудная вещь: изменения психологического состояния к лучшему, оказывается, плевое дело, проще, чем два пальца… буквой V растопырить. Но это всего лишь реклама. Такая же, как воззвания типа: «Хотите похудеть? Нет ничего проще!» — и сообщение о «новейшем изобретении» — таком же бесполезном, как и все предшествующие. Разумеется, подобная тактика «уловления душ» душам никакого облегчения не приносит. Одни разочарования. И «подателю сего оптимизма» стоит подумать, каким испытаниям он подвергает ни в чем не повинных людей, набивая человеческие мозги категоричными штампованными советами «радоваться жизни» с мобилкой, микроволновкой, дубленкой и первомаем. Рекламно-зубоскальный оптимизм, конечно, не улучшает контроля над ходом мыслей и течением настроений. Этим навыкам следует учиться. Сегодня мы терпим нагрузки вдвое (если не впятеро) большие, чем обитатели благополучных, цивилизованных стран со стабильным течением жизни. Хотя бы потому, что поминутно вынуждены делать выбор — всего на свете. Продуктов, прессы, манеры поведения, мест работы и партнеров для общения. Все меняется слишком быстро — и совета спросить не у кого. Не рекламщиков же спрашивать! Получается, что главная задача для современного человека — и особенно для женщины, более притязательной и специфичной в своих пристрастиях — это тотальная защита. От некачественных товаров, услуг, связей, людей и положений. Надо защититься самой и укрыть тех, кто тебе близок, но чересчур доверчив, от неминуемых проблем и разочарований. В общем, стерва — не любительница покрасоваться. Она просто старается оградить себя и своих любимых от большей части неприятностей. В этом плане стервозность — одна из самых эффективных методик «создания жизненного комфорта». Впрочем, надо учитывать и то, что предрасположенность разных психологических типов к стервозности тоже различна. Для кого-то сопротивление внешнему прессингу и необходимость открытого конфликта — самая болезненная травма, страшнее любого поражения. Таким людям в качестве ободрения мы можем привести историю, рассказанную знаменитым психиатром и мыслителе Виктором Франклем. Во время Первой мировой войны военный врач — еврей по национальности — сидел в окопе со своим приятелем, полковником-немцем. Тогда подобные альянсы не были исключением. Во время обстрела врач изрядно нервничал, а приятель его поддразнивал: «Боитесь ведь, а? Еще одно доказательство превосходства арийской расы над семитской!» На что врач ответил: «Конечно, боюсь. Но что касается превосходства, то если бы вы, мой дорогой полковник, боялись так, как я, вы бы давно уже умерли». А в чем мораль? Мораль в том, что смелость формируется из хорошо дрессированной трусости. А вот прирожденная отчаянная храбрость, как правило, связана с… генетическим дефектом. Пять лет назад президент Общества человеческой генетики Дэвид Камингс опубликовал книгу «Генетическая бомба». В ней излагается теория синдрома дефицита удовлетворенности: некоторые сочетания генов не дают нам удержать чувство удовлетворения. Кто-то приходит в чудесное расположение духа благодаря чашечке капуччино, а кто-то «вянет» через минуту после великого триумфа. Журналисты окрестили подобное явление «мусорным геном». Чтобы хоть на мгновение ощутить счастье, люди с таким дефектом готовы испытать на себе все пороки мира — алкоголизм, наркоманию, клептоманию, азартные игры, обжорство, экстрим в спорте и в сексе. И все равно их мучают последствия депрессии — хронической или периодической — повышенная тревожность, аутизм, дефицит внимания, навязчивые мысли, расстройства в поведении, бессонница, ночные кошмары, панические атаки, резкие перемены настроения, заикание. В общем, есть причины, чтобы придти в отчаяние и уже ничего не бояться — с таким-то генотипом! Между тем регулировать и нивелировать можно все — даже гормональный дисбаланс. Просто надо узнать как. И снова возникает тема самоконтроля. Сегодня, после целого столетия неустанного пережевывания теории, созданной Зигмундом Фрейдом, культура XXI века стала относиться к слабостям и страстям намного снисходительнее и уже не требует от всех и вся несгибаемой твердости и неприступной крепости по жизни. И становится понятно, что многие недостатки есть не что иное, как продолжение достоинств, а многие неблаговидные поступки объясняются «всплесками» темного скопища инстинктов в нашем мозгу. Это, с одной стороны, хорошо. Чувствительная натура, разумеется, не расцветает в удушливой атмосфере ригоризма и конформизма. Чтобы стать подобием Терминатора, нужно начисто задавить эмоциональную сферу. Но, между тем, если дать ей «распуститься пышным цветом», человеку грозит истерия или еще какая патология почище. Зрелая личность должна отделять свои чувства от своих действий. Эмоции, прежде чем отразиться в поведении, должны пройти «шлифовку разумом». Иначе, ощутив пустоту в желудке, мы станем не йогурты покупать, а продуктовые ларьки громить. Поэтому не мешает некоторым любителям, скажем, астрологии поменьше уповать на то, что Марс, Венера или Луна дадут им отпущение грехов. Язвительность Скорпиона или упрямство Тельца можно, разумеется, растить и растить, не подвергая никаким ограничениям. И со временем стать одиозной личностью, своеобразной квинтэссенцией отрицательных качеств своего знака. И еще гордиться содеянной глупостью или гадостью: «Чего же вы хотите? Я ведь Скорпион по знаку Зодиака!» Вы, душенька, не по знаку, а по сути скорпион. Или таракан. В общем, насекомое, чьи представления о комфортном образе жизни суть противоположны человеческой норме. Вот почему от вас все бегут, а кто посмелее — пытаются вывести инсектицидом. И не надо на звезды кивать. Древний мудрый Зодиак тут ни причем. Мы, знаем, что говорим. Одна из нас как раз Скорпион, но никакой тяги травить всех, кто рядом окажется, не испытывает. И кусается, только если на нее давят. Словом, эмоциональность должна иметь рамки, а проявления характера не должны быть стихийными. Это вредит не только имиджу — это вредит индивидуальности. Сила страстей ее просто разрывает. Ни на какое развитие сил не остается. В то же время восприимчивость — качество бесценное, дающее огромные перспективы своему обладателю. Одна знакомая преподавательница как-то пожаловалась нам на неразвитого ученика. Ей никак не удавалось вызвать мальчика на «интеллектуальную беседу». В качестве ответа на вопрос: «Что тебе больше всего по жизни нравится?», ребенок — вообще-то, уже подросток — так прямо и отвечал: «На мотоцикле гонять». Видимо, наша приятельница ожидала, что он скажет: «Кафку читать. Руфкую народную кафку», дабы можно было его похвалить: ты хороший мальчик, хоть и шепелявый. В общем, педагогиня расстроилась. Чтобы ее утешить, мы ей напомнили, что она-то, небось, тоже любит свой автомобиль и часто рассказывает, какой кайф ловит от вождения! Словом, посоветовали обращать внимание не на «золотой запас знаний», а на восприимчивость и на скорость обработки информации. Зачастую ученики, чья голова уже изрядно переполнена навязанными ранее штампами, отказываются думать самостоятельно. Им трудно отрешиться от готовых схем и заново рыться в пластах информации, сортируя и раскладывая по полкам пыльные залежи. Гораздо легче оставить все как есть и гордиться, что у тебя, словно у достопочтенного Степана Плюшкина, героя «Мертвых душ», в кладовых памяти полезная информация становится «гнилью и прорехой», пока сам ты, наподобие Плюшкина, не обратишься наконец «в какую-то прореху на человечестве». Дабы избежать подобной судьбы, нужно приложить усилия. Развивая произвольность поведения (этот психологический термин означает «управление темпераментом»), совершенствуя мобильность мышления, человек может ввести свою чувствительность и восприимчивость в нужное русло. Не перекрывая своему сознанию «кислород» и не уничтожая способность видеть все краски мира. Глава 3. «Говорят, мы бяки-буки, как выносит нас земля»

Чтобы выявить, на какой почве «произрастает» наша личность, не мешает пройти тест, изложенный в нашей книге «Из домохозяйки — в бизнес-стервы». Благодаря ему ты узнаешь, к каким типам принадлежат главные компоненты психологического рисунка твоей личности. Тест и описания психологических типов мы составили на основе классификации, созданной известным психологом Николаем Нарицыным. А сейчас взгляни на палитру психологических типов. Чтобы было легче сориентироваться, мы дали им имена героев всеми любимой сказки. Ну, и конечно, добавили к образам давно знакомых персонажей некоторые неожиданные черты… Винни-Пух. Очень деятельный, склонен к риску, у него масса планов один другого причудливее — и он обязательно постарается воплотить в жизнь хотя бы один. Просто чтобы посмотреть, получится или нет. У Винни-Пуха добрая душа, он считает, что окружен друзьями, а врагов опасаться не стоит — по крайней мере заранее. Для Винни-Пуха невыносим монотонный образ жизни, длинные речи, долгие проводы и тоскливое ожидание. Действительно, Винни-Пуха любят, пусть он и авантюрист, и возмутитель спокойствия. Зато его оптимизм распространяется на окружающих и помогает пережить любые неприятности. Винни-Пухи обычно лидируют в компании и зачастую втягивают родню и знакомых в разные предприятия — не всегда успешные. Но с таким другом не соскучишься — периодически он просто взрывается, будто праздничный фейерверк. Но именно периодически, с абсолютно индивидуальной «амплитудой». Практически у всех людей, принадлежащих к этому типу, «феерические» моменты, когда Винни-Пухи уподобляются батарейкам «Энерджайзер», перемежаются подавленными состояниями. Тогда Винни-Пух не в силах лапы поднять. Его обуревает лень и печаль. Женщины этого типа испытывают приступы активности, сменяющиеся периодами депрессии — и у каждой собственный «цикл». В активной фазе они бессчетно тратят силы: ежедневно надраивают квартиру и стряпают «скромное повседневное меню из семи блюд», еженедельно посещают театры, выставки, концертные залы, после работы мечутся по магазинам, как угорелые, флиртуют напропалую — и вдобавок вечно что-то проектируют, планируют, обдумывают… А потом, точно выключили свет или села батарейка, интерес к жизни пропадает. Не радуют ни вечеринки, ни шоппинг, ни мужское внимание. Некоторые, впрочем, пытаются лечить свою депрессию с помощью секс-допинга. Глубоко ошибочная тактика. В пассивной фазе Винни-Пух женского пола от любовных утех может только получить лишь ощущение, что ею «попользовались». Она чувствует себя настолько вялой, что кажется противоположностью себе самой — в фазе активности. Итак, в общем и целом Винни-Пухи живут по собственным «часам», которые нельзя переделать. И притворяться Винни-Пухи не любят, и сдерживать свою энергию не считают возможным, и желания свои стремятся удовлетворять, а не подавлять, стеснительно отворачиваясь. Поэтому можно считать даму, принадлежащую к типу Винни-Пуха, «природной» стервой. Даже если сейчас она «в печали». Но это пройдет: организм накопит силы — и снова в бой! Пятачок. Главное свойство натуры — осторожность. Считает, что жизнь — ужасно сложная штука. Опасается серьезных (и несерьезных) проблем — в настоящем и в грядущем — а потому мечтает об информации, благодаря которой все можно просчитать заранее. Пятачок ужасно не любит принимать скоропалительных решений. Он в некотором роде перфекционист: хочет достичь наилучшего результата, а для этого нужно все хорошенько обдумать. Притом, что сделать выбор — чрезвычайно трудно, поэтому Пятачок нередко пытается переложить эту задачу на плечи «специалиста» — или просто на кого-нибудь посильнее и похрабрее. Ему не хватает уверенности в себе. Но он заботится о близких, способен на мужество и даже на подвиг — если нет другого выхода. Пятачок боится разочаровать друзей. Он очень добросовестный и не любит ссор. Хотя даже близкие не часто понимают, какое многогранное восприятие мира у Пятачка. Вечные сомнения и страхи серьезно портят жизнь дамам, принадлежащим к типу Пятачка. Общаясь и завязывая отношения с другими людьми, они ищут руководителя, друга и защитника, но могут наткнуться на тирана, охотно использующего людские слабости в собственных целях, на деспота, которому нравится давить и ломать окружающих его людей, или просто на человека, который не понимает, что гнетет Пятачка, откуда такая неуверенность буквально во всем, почему Пятачок ведет себя, словно канатоходец, постоянно балансируя между «да» и «нет» — и оттого «непонятливый» знакомый вечно будет дуться и разражаться. Пятачок — самый «нестервозный» психологический тип. Его нужно серьезно «дрессировать», чтобы научиться держать себя в руках в конфликтных ситуациях. Лучше всего прибегнуть к помощи качеств, связанных с другими психологическими радикалами. Сам Пятачок совершенно бесконфликтен. Если ему угрожать напрямую, он еще подставит щеку: примется искать в себе причину недовольства собеседника — и легко может убедить себя в том, что «я сам нарвался». Кролик. Ужасно основательный и рациональный. Его кредо: порядок важнее всего. Кролик любит, когда события предсказуемы, а жизнь ясна и благополучна. Хорошо, если на друзей можно положиться и обстановка вокруг комфортная. Кролик любит власть, хочет, чтобы его уважали и сам глубоко почитает авторитеты, ищет их поддержки. Приятно работать под началом толкового руководителя. Кролик — расчетливый реалист, а потому в разных обстоятельствах он может казаться разным: своим парнем, сухарем или энтузиастом — если «маска» выгодна. Бывает, Кролик переходит черту: упорство становится упрямством, педантизм — занудством, практичность — скупостью и т. п. Дамы-Кролики очень разнообразны. Ведь их поведение зависит от выбранного ими образца. Если Кролик склонен подражать «дамочкам с журнальных разворотов», то его внимание оккупируют темы ухода за собой и за домом. Кремы, маски, ополаскиватели смешаются с чистящими средствами и освежителями воздуха в невообразимый коктейль чистоты, мягкости и свежести. Каждый посетитель такого «накрахмаленного рая» будет невольно озираться кругом — нет ли где поблизости группы журналистов с камерой наперевес? Вот-вот прибегут и снимут всех, кто поблизости окажется, для конкурса «Лучшая домохозяйка». А при подражании образцам другого рода — например, «работнице», Кролик будет сутками пропадать в офисе, тоннами таскать работу на дом, говорить исключительно о грядущих встречах-переговорах. И притом — не быть трудоголиком. Просто Кролик — перфекционист. И ему необходимо обогнать всех на избранном поприще, неважно где оное расположено — по крышей дома своего или на месте работы. А бывают и другие варианты «подражания образцам» — всего не перечислишь. Поэтому и поведение Кролика нужно расценивать не как стервозность, а как стремления рационалиста и перфекциониста. Как ни странно, благодаря этой «неспециальной» тактике из Кролика при соответствующих обстоятельствах получается отменная стерва. Ведь Кролик не выпендривается, не мстит, не сливает агрессию — он всего-навсего расчищает себе дорогу к поставленной цели. Как бульдозер. Разве бульдозер можно обвинить в излишней эмоциональности? Ослик Иа-Иа. Он склонен мыслить глубоко, нестандартно. Часто страдает от депрессии: Иа-Иа мучает сложное, непознаваемое устройство мира. Ослик много сил отдает «великой задаче», хотя окружающие вечно мешают суетой и глупыми советами… Время от времени Иа-Иа разражается путаными рассуждениями, которые дано понять немногим. Поэтому окружающим кажется, что Ослик живет в выдуманном мире. Его дом и образ жизни могут вызывать изумление — но они совершенно подходят для нестандартной натуры Ослика. Иа-Иа отлично знает, чего хочет, но практически никогда не разъясняет своих намерений «публике». Он упрям, как и полагается Ослику, и его трудно переделать. Иа-Иа интроверт и предпочитает одиночество. Общение с ним — задача не из простых. То он не обижается резкую критику, то злится, услышав ни к чему не обязывающие фразы. Хотя и на обиду бывают свои причины. Если Ослик соизволит объяснить, что случилось, ты, скорее всего, с ним согласишься. Но Иа-Иа редко снисходит до объяснений. А потому многие считают Иа-Иа занудой и ипохондриком. Женщины, которых многие считают «странными», часто несут в своей натуре черты Ослика Иа-Иа. Они склонны считать себя асексуальными, хотя влюбляются довольно часто и вздыхают по многим — но платонически. Иа-Иа вообще не очень опытны в банальных «ужимках и прыжках», сопутствующих ухаживаниям. Так, например, могут напрямую воспринимать общеизвестные приемы, вроде беседы о прекрасных, но равнодушных звездах, приглашений на чаек и кофеек, предложений как-нибудь пообедать вместе, чисто по-дружески. Дескать, никакой это не предлог для интимного знакомства — просто человек ужасно хочет чаю. Или увлекается астрономией. Или симпатизирует мне как личности. Но если дама, принадлежащая к этому психологическому типу, неожиданно обнаружит, что к ней питают пылкую страсть — и не останется безответной — ее сексуальность может проснуться очень быстро. К тому же Иа-Иа склонны отдавать себя чувству целиком, без остатка. Но проблема в том, что эмоциональная и интеллектуальная жизнь у них зачастую разобщены. И потому Ослики, как правило, ищут партнера или для общения, или для интима. И стараются впоследствии не встречаться со «свидетелями своего падения». Видимо, побаиваются, что им станут пенять за «странности поведения». Как видишь, Осликам легче избегать человека, несущего с собой проблемы, нежели отстаивать свою позицию в прямом конфликте. Словом, стервозность Иа-Иа проявляет только в двух состояниях: когда, не обращая внимания на досужие пересуды, занимаются тем, чем считают нужным; а так же тогда, когда на них находит приступ упрямства, и они не склонны уступать ничьим ответным требованиям. Тигра. Откровенен и общителен, но вместе с тем и равнодушен к чужому мнению. Тигра живет настоящим и не любит далеко идущие планы, на любую проблему предпочитает реагировать действием. Тигра не выносит запретов. Он жаждет удовольствий, поэтому склонен к конфликтам — и с законом в том числе. Тигра не терпит бюрократизма и проволочек. Он — прирожденный авантюрист, находчивый и рискованный. Его жизнь должна быть яркой и бурной. Тигре неведомы сомнения. Он ужасно любит побеждать, но не унывает в случае проигрыша. Тигру бесполезно укорять, переучивать, перекраивать. Он не любит критиков, не выносит самоедства. Тигре трудно разглядеть нюансы во всем, что его окружает — в отношениях, событиях, чувствах. Он слишком прямолинеен. Поэтому многих он раздражает, но Тигре все равно, что о нем думают. Если полоса неудач слишком широкая, это может Тигру сломать — он спринтер, мастер коротких дистанций. В подходящих обстоятельствах он великолепен. Непосредственность натуры в сознании большинства людей прочно закреплено за мужским полом: они якобы и риск любят больше, и выражаются резче, и напитки предпочитают покрепче, и поступают «от всего сердца». Как понимаешь, сегодня все эти предубеждения то и дело оказываются фикцией — так же, как и жеманство, якобы присущее женщине, но не мужчине. Тигра женского пола ведет себя в стиле «свой парень». Кого-то подобная манера отталкивает, кого-то привлекает. Но Тигре все равно — она делает то, что хочет и меняться ради «улучшения репутации» не станет. Это один из самых стервозных типов — стервозных по природе. Тигре дорога ее тигриная жажда жизни, равно как и скорейшая реализация желаний, амбиций, планов. Ничьи жалобы и упреки не остановят расходившуюся Тигру — если она сможет, то перешагнет препятствие и пойдет своим путем. А это — основная способность стервы. И мытье полов в чем мама родила здесь, как видишь, совершенно ни при чем. Крошка Ру. Крошка Ру и Тигра похожи — но не идентичны. Тигре-то все равно, что говорят на его счет, а вот для Крошки Ру, наоборот, жизнь без восторженной публики не в радость. Именно поэтому он мечтает быть — или казаться — лучше всех. Самооценка Ру зависит от мнения окружающих. Тот, кто его невзлюбил, становится для Ру личным врагом. Крошка Ру обожает похвастать, охотно рассказывает про свои приключения и достижения. Тогда он их заново переживает — и даже красочнее, чем в действительности. Ру отличный слушатель и зритель — доверчивый, внимательный, эмоциональный. Благодаря этим качествам все видят в нем любящего родственника, верного друга и просто симпатягу. Крошка Ру легко улавливает атмосферу, царящую кругом — и «вливается». Если все грустят — Ру тоже невесел, а если кругом веселье — он счастлив. С Крошкой Ру мир кажется красочнее. Ведь его жизнь — постоянное шоу. Ру никого не обманывает намеренно, просто для него производимое впечатление и реальное положение дел — практически одно и то же. Ру не переносит одиночества, в уединении он болеет. Для женщин, чья натура включает склонность к демонстративному поведению по типу Крошки Ру, самое главное в жизни — «сделать себе красиво». В ее жизни все должно быть прекрасно — от букетов и любовных серенад до пика карьеры. Никаких «Оскаров», присылаемых по почте, и Нобелевских, полученных по доверенности! Проход по красной дорожке и реверанс перед Ее величеством шведской королевой для Крошки Ру дороже самого приза. Если Ру относительно легко переносит проблемы, не связанные с возможностью «козырнуть при всем честном народе», то лучше не становиться между ней и возможностью «показать себя». Последствия непредсказуемы. Так что Крошка Ру, как и Ослик Иа-Иа, обладает «переменной» стервозностью — есть обстоятельства, которых они «не потерпят!», а есть обстоятельства, на которые эти психологические типы смотрят сквозь пальцы, и даже не думают оказывать «захватчикам» должного сопротивления. Главное для «нападающего» — точно знать, чем дорожит противник. Иначе можно так нарваться, что Крошки Ру и Ослики окажутся опаснее прирожденных хищников типа медведей и тигров! Таким образом, «предпосылками» для природной стервозности из шести психологических типов наделена только половина: Винни-Пух, Кролик и Тигра. Ни Пятачок, ни Ослик Иа-Иа, ни Крошка Ру не являются подходящим «материалом» для формирования законченной стервы. Не спорим, и эти психологические типы могут перевозбуждаться и взрываться. Но подобный «перегрев» редко становится тактикой защиты собственных интересов. Скорее уж единичными всплесками возмущения или еще чего-нибудь негативного. Представь себе: обыкновенную кастрюлю намертво закрыли, придавив крышку кирпичом, и поставили на огонь. Когда содержимое закипело, пар, найдя выход, засвистел не хуже Соловья-разбойника. Но от такой процедуры кастрюля скороваркой, естественно, не стала. Скороварке свойственны другая фактура, другая конструкция и другие функции. Поэтому, если ты захочешь стать стервой и смело защищать «свое кровное», не пытайся переломить собственную натуру. Лучше поищи в своем характере подходящий психологический радикал. Пятачок может доминировать — но он наверняка не один в твоем сознании. Часто «на периферии» может оказаться и Кролик, и Ослик, и даже… Тигра. Они есть, но неразвиты. Их черты подавлены общим владычеством Пятачка. Как, спрашивается, это робкое существо забрало власть над всем твоим «я»? А-а-а… У науки психологии много таких парадоксов. На самом деле страх — одно из сильнейших переживаний. Среди мотиваций «по мощности» страх стоит на первом месте. Первое ощущение родившегося ребенка — страх. И последние человеческие ощущения, вероятно, тоже изрядно сдобрены страхом. Страхи сопровождают нашу жизнь на всем ее протяжении — и, естественно, могут отвоевать нашем в сознании преизрядную территорию. В результате Пятачок, неконфликтный по отношению к окружению, тихой сапой прибирает к рукам (к копытцам?) все наше «я». Эт-то надо исправить! Другой радикал не уничтожит Пятачка, у которого, как и у любого психотипа, имеются положительные свойства, но зато аккуратненько подвинет своеобычную боязнь кому-то «не пондравиться», свойственную Пятачку, его же нерешительность, неуверенность, заниженную самооценку. Чем плохо? Но для получения таких результатов придется немало над собой поработать. И первая линия окопов, блиндажей и проволочных заграждений, которую надо преодолеть, конечно же, «злые языки» — те самые, которые «страшнее пистолета». И пулемета. Но бояться их не следует, потому что и казнят-то они всех, кто «был и не был виноват», своего рода «субъективным оружием». Чем больше человек боится пересудов и недобрых ухмылок, тем слаще будет его жалить гадюкам из «Школы злословия» (нет, мы не о Татьяне Толстой и не о Дуне Смирновой, а о классических, высокопрофессиональных гадюках — о леди Снируэлл с присными). У каждого из нас — своя леди Снируэлл. Вопрос: как с ней быть?
Глава 4. От парткома, от месткома и от себя лично

Мы уже неоднократно упоминали, что званием стервы женщину, как правило, награждает общественность, заботливая (особенно когда срочно требуется повод для сплетен) и внимательная (тем более внимательная, чем менее ее касается объект внимания). Условия «присуждения звания», равно как и возраст, всегда индивидуальны. Уровень требований может — и должен — меняться, иначе мы и в XXI веке жили бы на ветках могучих тропических дерев и изъяснялись гортанными криками и жестами, не делящимися на приличные и неприличные. Но до того момента, пока общественность попривыкнет к нововведениям — например, к моде на брюки или на яркую бижутерию — всегда проходит немало времени. И множество «передовых умов» оказывается в полной… зависимости от степени окостенелости того самого общественного мнения, от которого зависит их репутация и карьера. А результат, что и говорить, паршивый: у талантливого, умного человека не остается ни сил, ни времени для нормальной реализации себя, поскольку все уходит на «сглаживание углов и шероховатостей». Причем именно то, что составляло самые неприятные (опять-таки в глазах общественности) недостатки выдающегося человека, в глазах его биографов станет залогом его достижений, открытий, прозрений и прочих свершений. Все-все на свет вытащат — и манеру цыкать зубом, и привычку карандашом в ухе ковырять, и любовь к вареным вкрутую яйцам… Почитаешь такое «детальное исследование» и поймешь: чтобы стать гением, нужно иметь десяток отклонений от общепринятых норм поведения. А прочее, необходимое для успеха, доверить мемуаристам. Они довершат твое растле… раскрутку, и ты станешь культовой фигурой. Аминь твоим способностям и амбициям. Канун да ладан. В памяти людской останутся только твои дурные привычки. Впрочем, немало людей сделало торной именно эту дорогу. И если живописи Сальвадора Дали только добавили славы странности ее автора (скандальные — скандальной), то для подавляющего большинства «записных гениев» XX столетия имидж «enfant terrible» оказался едва ли не единственной приметой неординарности. Происходит то, о чем говорил Ромен Роллан: «Привычка, эта вторая натура, оказывается для большинства людей их единственной натурой». Но публике и этого бывает достаточно, чтобы порадоваться восшествию нового светила. Художница Мария Башкирцева еще в XIX веке иронизировала над подобной «стремительной оценкой»: «Слово «гений обладает тем же свойством, что и слово «любовь». В первый раз едва решаешься написать его, а как раз написал, и пойдешь употреблять его каждый день по поводу любого пустяка». Так и появилась индустрия раскрутки и институт общественного мнения — все выросло на почве человеческих привычек. Кстати, это весьма плодотворный «назем». Конформисты, наверное, от того любят почитать и послушать о личностных рамках, ограничивающих даже самый незаурядный ум, что понимают: «чем больше привычек, тем меньше свободы». Эту (довольно тривиальную) истину высказал не кто иной как Иммануил Кант. А свобода представляется конформистам опасной стихией — вроде раскаленной магмы, что плещется под тонюсеньким слоем земли и камня. И если некоторым сторонникам традиций не хватает информации, дабы понять: магма способствует вращению планеты и продолжению жизни, а свобода — развитию человеческой индивидуальности — то, соответственно, сочувствия этим «стихиям» от традиционалистов ждать не приходится. Получается довольно забавно: пока ты еще «салага» (сиречь дебютант) никакие твои достижения не в силах компенсировать твоей самой скверной привычки — привычки оригинальничать; едва ты становишься культовой фигурой, никакие твои достижения уже не интересуют публику настолько, насколько всем любопытны твои скверные привычки. Публика ищет в тебе признаки «ненормальности» — но не в плане оригинальности мышления, а исключительно в плане оригинальности поведения. Поистине, «привычка — это разум глупцов», как сказал французский афорист Пьер Буаст. Впрочем, мы решили обсудить эту тему, просто чтобы доказать тебе одну вещь, чрезвычайно легкую в произнесении, но сложную в усвоении: «Не надо себя стесняться». Ведь мы, женщины, стараемся «соответствовать» километровому списку требований разной степени устарелости, даже не утруждая свой разум рефлексией: «Зачем мне это надо?» — уход за своей внешностью, за своим домом, за своей семьей, за своим мужчиной и проч. Нам «неудобно» — а вдруг окружающие заметят, что мы располнели, или так и не научились готовить, или не следим за культурными новинками, или… В общем, целая сотня «или». А оправданий — с гулькину конституцию. То есть нет никаких оправданий. Что же касается мужчин, то они тоже не могут без смущения вычеркнуть из списка обязательств те или иные «претензии» — вроде накачанных бицепсов, пышной шевелюры и умения ремонтировать бытовую технику. Но их легче убедить, что «так надо для дела». В конце концов, если «для дела», то мужчина смирится и с брюшком, и с лысиной — надо же угасающий интеллект периодически если не поддерживать, то подхлестывать глюкозой, никотином и алкоголем! Женщина подобных «сверхценностей» не знает — или не желает замечать. Видимо, придется согласиться с «историческими установками», что женский пол хранит заветы природы, а мужской — двигает прогресс. Поэтому мужчинам легче отказаться от «биологических примет привлекательности». Хотя само разделение на «дочерей природы» и «отцов прогресса», безусловно, глубоко устарело — не столько в психологическом, сколько в социальном плане. Женщины тоже ой-ой сколько на себе волокут во имя торжества цивилизации. В общем, будем учиться выбирать. И не наобум, а согласно психологической схеме, изложенной в предыдущей главе. Свободный выбор есть самое действенное оружие, с помощью коего мы можем победить привычки и стереотипы, пустившие глубокие корни в нашем сознании. Или, того хуже, в подсознании. С чего, собственно, начинается главная проблема личности? С детства, если приглядеться. Оставив за кадром Эдипов комплекс и комплекс Электры, взглянем на то, как подросток решает одну из самых важных задач в жизни каждого человека — как он формирует собственную систему ценностей. Мы много говорили о том, что средства массовой информации, круг общения и вся социальная среда в целом стараются подменить индивидуальный «ответ» стандартным вариантом — максимально удобным, доходчивым и… всерьез понижающим уровень сопротивляемости того, кто примет «готовенькое» на веру. Всегда удобно манипулировать человеком, играющим по известным тебе правилам. То есть пешкой, которая хорошо укладывается в древнюю, как мир, формулу. Желание «любящих и добрых» знакомцев поставить нас в позу… подчинения стереотипам настолько велико, что они зачастую не замечают, с кем имеют дело. Маленькая стерва, конечно, менее опытна, менее активна и менее защищена, нежели стерва зрелая — но уже в детстве у несговорчивых особ модели «начинающая стерва» рождается большое нежелание «идти по стопам». Тогда-то и возникают ее первые «идейные конфликты» с миром взрослых. Разумеется, любая читательница помнит из собственного детства пару (если не десяток) «училок», яростно пытавшихся загнать «в рамки приличия» все девчоночьи попытки выглядеть поэлегантнее. Боже ж мой, чего они только не делали, эти старые (естественно, с тинейджероской точки зрения) выхухоли щипаные! Как правило, в ход шло и принудительное остригание ногтей, и расчесывание волос, и ругательства в адрес длины каблуков и юбок, а в качестве особой превентивной меры — звонки родителям! Но юная женственность брала свое, а школьные правила отступали. Наконец, по прошествии нескольких лет наступал долгожданный момент, когда девушку оставляли в покое и даже хвалили за то, за что раньше были готовы живьем сожрать. Неожиданно оказывалось, что и модные наряды, и умелое обращение с косметикой, и сексуальность, и интерес мужского пола являются достоинствами, а не болезненными отклонениями со «светлого пути», четко обозначенного в одноименном фильме! Как ни странно, проблемы сексуального созревания и оформления «в половом отношении» — далеко не единственный «проблемный этап» в жизни молодой особы. Теперь, отвоевав право на то, чтобы быть женщиной, она всю жизнь будет защищать свое право быть человеком. Нет, мы приступаем не к разговору на тему «Женщина тоже человек, пусть и не всем это известно». Мы приступаем к разговору «Человек имеет право… на себя». Так что наша тема гораздо объемнее и куда проблематичнее. В частности, в нее входят весьма болезненные вопросы: что сделать, дабы тебя не задавили «советники и оценщики»? Как доказать близким, что ты не собираешься «перенимать» их систему ценностей? Как избавиться от «родственной доброты», которая ставит тебя в положение «примерной девочки» и «маменькиной отрады» — притом, что с возрастом этот статус все более и более обременителен и для дочурки, и для маменьки? Как отстоять собственное «я», но не обидеть всех, кто искренне хочет добра юному протеже? А ответ, между тем, ничуть не легче для осознания и принятия, чем сам вопрос: «Никак». Нельзя стать личностью, не сталкиваясь лбами с окружением. Мы пытаемся оправдать тех, кто нам мешает «по жизни» (и зачастую мешает довольно серьезно!): они, дескать, не со зла. Они не хотят нас третировать. Им просто невдомек, чего нам от жизни надо, вот они и суетятся «не в ту сторону»… Увы, но это не совсем так. А вернее, совсем не так. Тем, кто пытается строить твою жизнь за тебя, не «невдомек» — им, дорогая, скорее всего, «по барабану» твои амбиции и пристрастия. Если тебя и спрашивают: «А ты чего хочешь, чем собираешься заниматься?» — и т. п., то, видимо, им требуются… ориентиры. Но не для того, чтобы тебе помочь, а для обратного процесса — чтобы тебя разубедить. И наставить на путь истинный, по которому ты, собственно, и не собиралась идти. Зато родственники и друзья всерьез предполагали, что здесь-то тебе и место. С чего бы, спрашивается? За что? Да не «за что», а «зачем» — вот как следует ставить вопрос. Ведь начиная со времен доисторических люди предпочитали один и тот же способ «ставить на ноги» младшее поколение — протекционизм. Заботливые родители подыскивали в своей среде самого влиятельного родственника или знакомого, потом отводили свое подросшее чадо на поклон к чиновному и богатому дядюшке, просили «порадеть родному человечку», провожали дитятко в свой срок на «теплое местечко», махали платочком вслед — и все. «Подписано и с плеч долой!» Довольно хлопотный, надо признать, метод. Но действенный, традиционный, удобный. И риска в нем намного меньше, чем в «творческих поисках методом тыка». Хотя последнее утверждение, вообще-то, не слишком соответствует реальности. Вчерашние «чинодралы» сегодня здорово растерялись, после того, как рухнула десятилетиями складывавшаяся «пирамида могущества». А со свободным рынком не больно-то договоришься: все, что сегодня на подъеме, может завтра пройти на спад, а послезавтра сгореть ярким пламенем — просто в силу скверного управления весьма благополучным и отлаженным бизнесом. Поэтому в наши дни большой спрос на профессионализм и на креативное мышление (хотя и не все знают, что это за словосочетание такое; специально для них переводим — это всего лишь доброе старое понятие «творческого мышления», ничего больше). Сиречь молодому человеку — неважно какого пола — стоит продемонстрировать некоторые качества: готовность учиться; готовность применять изученное на практике; готовность соображать башкой насчет того, что изученное на практике в буквальном виде не всегда применимо; готовность придумывать собственные ноу-хау, как бы поудачнее применить на практике то, что было изучено и усовершенствовано, когда автор ноу-хау начал соображать башкой. «Вот дом, который построил Джек…» Неудивительно, что любой «бизнес-клан», организованный по фамусовскому принципу «При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», нередко разбавляется, как в классике сказано, деловыми людьми: «один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». И — готово дело! — шанс занять «тепленькое местечко» появляется даже у тех, чьи родители не обладают нужными связями. Главное для всех, кому не хочется упустить эту возможность: знать, чего от них потребуют — и обязательно знать, готовы ли они «соответствовать» вышеупомянутым требованиям. Причем не только профессионально, но и психологически. Немалое количество людей, выбирая место работы, ориентируются на уровень оплаты и ни на что другое внимания не обращают. Но через некоторое время им становится невмоготу: кого-то доводит до исступления жесткий распорядок и механическая точность исполнения; кого-то, наоборот, невыносимо раздражает полная неразбериха и вечный хаос; кому-то вздохнуть спокойно не дает постоянная потребность в новых идеях; кто-то еле жив оттого, что никаких своих «прожектов» пробить на реализацию не может — и постепенно задыхается в густом «смоге» бесперспективности. К сожалению, наобум выбранное «призвание», как правило, становится источником постоянного стресса. Причем последствия стресса отражаются и на самом «работничке», и на его близких. Если учесть, что в современном мире человеку хватает неприятностей, то, наверное, не стоит намеренно «подставляться». Как ни странно, общественность в меньшей степени раздражает «сугубо мужское» желание «найти себя», а потом уже найти себе работу, нежели аналогичное намерение в женщине. Лицам женского пола вроде бы подходит практически любая работа — ибо призвание женщины в другом. Еще на первых курсах многие студентки выслушивают от преподавателей фразы вроде: «Нам, конечно, хотелось бы иметь на курсе побольше мальчиков. Мальчики перспективнее — закончат учиться, займутся наукой. А девочки — что девочки? Выйдут замуж и все…» Подобные речи в заведении, где на полсотни студенток приходится один-два студента, а три четверти преподавателей — женщины, вызывают смесь раздражения и сочувствия: бедные вы, бедные… По сильному мужскому плечу соскучились, и все научными нуждами объяснили… Откуда этот сарказм? Из личной практики. Едва «общественность» обнаруживает в женской натуре те самые устремления, за которые так высоко ценит «мальчиков», реакция «последует незамедлительно»: с целеустремленной девицы попробуют взять «ясак», используя некоторые сугубо «женские» свойства вроде способности жертвовать и собой, и собственными достижениями ради эмоционального комфорта, ради мира и спокойствия в коллективе. Эта биологическая особенность женского подсознания нещадно эксплуатируется — до тех пор, пока от хронического прессинга доброта и бесконфликтность не обратятся в собственную противоположность — в истерию или в легкий аутизм. Но пока перед обществом стоит особа молодая и крепкая, можно, например, перевести дерзкую девчонку из разряда творческих личностей в разряд ботаничек-блохоискательниц, занятых мелочной, педантичной подборкой информации, анализировать которую станет отнюдь не «сборщица», а ее доброе, отзывчивое «руководство». Всякая попытка отстоять право на самостоятельную деятельность вызывает в «отзывчивых» коллегах протест: вот стерва! Да как она смеет! Да кем она себя вообразила! Человеком. И никем иным. И теперь намерена доказать, что ее «воображение» не играет в игры, а поставляет сознанию вполне достоверную информацию. Почему-то именно за нежелание «отдаваться, как с горы катиться» женщина подвергается остракизму и получает целый набор нелицеприятных характеристик. «Стерва» — всего лишь одна из самых распространенных. За что же — и кому — дают окружающие подобные звания? Ответ один: за проявление характера. Причем не какого-нибудь, а твердого и неуступчивого. Хотя тему неуступчивости мы еще обсудим — в дальнейшем. Ну, а сейчас попробуем уяснить: чья это проблема — борьба способного человека с окружением, ищущим способ… употребить «салагу»? Конечно, окружение не помрет и даже не заболеет, если его слегка отодвинуть. К тому же нормальная тактика «среды» — теснить и теснить «исследуемый объект», пока тот не окажет сопротивления. Видимо, дальше ему отодвигаться некуда, вот он и искрит. «А заряды имеют свойство накапливаться… А если тот, в кого ваш заряд направлен, заизолирован, вы разряжаетесь в неизолированное пространство», как пишет Михаил Жванецкий. То есть ты тоже кого-то бьешь током и теснишь, выясняя, где здесь брешь, слабое звено, болевая точка. Нередко в роли «слабого звена» выступает человек, которого ты… искренне любишь — просто он рядом, и он беззащитен. В общем, чтобы самой не превратиться в «инструмент подавления», нужно не «передавать импульс по цепи», а научиться оказывать сопротивление «общественности». Причем грамотно, экономя жизненную энергию. Иначе всю себя потратишь на склоки с той категорией граждан, которых можно назвать «саламандрами» — в пламени скандала они расцветают. Им нет слаще забавы, чем «пощипать гордячку». Отсюда вывод: отстаивая свое, надо не «зажигать», а «остужать». Перед криогенной технологией «саламандры» бессильны. И им придется отступить, дав тебе поле для нормальной деятельности. К тому же ты решишь одну из самых банальных, но оттого не менее болезненных проблем. Стерва всегда ассоциируется с агрессией: явной или подспудной. И женщин с твердым характером любят обвинить в «негативной энергетике» (не слишком вдаваясь в интересные подробности — зато уж непременно с пафосом). Стерва, безусловно, нередко проявляет агрессию, защищая свои интересы, но агрессия для нее не является «нормой жизни». Это лишь вынужденная мера, направленная на тех, кто не понимает даже самых откровенных намеков. Приходится применять «прямой посыл». В том числе заказной и с предоплатой. И все-таки: кто же они — «не стервы», заработавшие это звание своим агрессивным поведением? В каких отношениях они находятся с подлинной стервой? Компрометируют они ее или нет? Глава 5. Лже-стерва как живой компромат

Ну разумеется, компрометируют. Потому что истинная, высокой пробы стерва — это женщина с высокой произвольностью поведения (что в психологии, напомним, означает «управление темпераментом», а не бабские капризы), самостоятельная и целеустремленная. Ее темперамент — не устройство для полива зеленых насаждений и не брызжет во все стороны. Это инструмент, которым индивидуальность четко управляет и пользуется «по делу», исходя из собственных соображений. Но за стерву частенько принимаются дамы совершенно другого типа: донельзя импульсивные, страдающие неврозами или просто распущенные, склонные «грузить» окружающих своими проблемами. Их жизнь нельзя назвать полной и гармоничной: в ней непременно имеется «сосущая пустота» на месте одной из серьезных потребностей — в общении, в самореализации, в самоуважении и т. п. Компенсируя (а вернее, маскируя) «недостачу», эти особы нередко прибегают к агрессивному поведению. Иначе окружающие легко догадаются, насколько дезориентированы, напуганы и недовольны своим существованием внешне вполне самоуверенные, настойчивые (до назойливости) и благополучные тетеньки. При том, что пресловутые «тетеньки» представляют собой не один-единственный тип, а несколько — и довольно разных. Нарисуем примерную «гамму лже-стерв». Но сначала дадим приблизительную общую характеристику. В сущности, «лже-стерва» — это женщина, в чьей натуре еще в молодые годы начинают появляться деформации характера, свойственные… старческому возрасту. В основе их лежит уверенность в том, что человек, достигший определенного возраста, досконально знает все и обо всем: как следует воспитывать и учить «молодняк», в каком направлении должно идти развитие моды, каким образом надо освещать политические и культурные события, как управлять страной, семьей, бизнесом и проч. Но мир вокруг не изменится, сколько ни давай ему «добрых, но полезных советов» — тогда «визирь» начинает раздражаться, брюзжать, изливать агрессию на знакомых и незнакомых, обвиняя их в невнимательном отношении, в глупости, в безалаберности и т. п. К этой (и без того довольно непривлекательной) манере поведения добавляются психологические приемы, которыми человек злоупотребляет в раннем детстве, выражая свое (обычно не интересное окружающим) мнение. В числе таковых можно назвать: «монологи шантажиста», построенные по схеме «вот умру я, умру», и тогда все осознают, какого сокровища лишились; скандал, в ходе которого в сознание собеседника «имплантируется» чувство вины; воспоминания о прошлом, понижающие ценность настоящего в духе «поклонимся великим тем годам»; аналог предыдущего приема — сравнение «вчера» и «сегодня» не в пользу современности, начинающееся со слов «в мое время» и т. п. Но в любой форме психологического прессинга наблюдается желание дать понять «сопляку» («соплячке»), что их собеседник — человек «высшего качества». Следовательно, его претензии и рекомендации являются особо ценной информацией, которой надо бы дорожить и пользоваться при каждом удобном случае. Разумеется, все описанные «игры на понижение» приводят к обратному эффекту: «маститого старца» не только не хотят слушать, но и перестают принимать всерьез — видно птицу по полету, а фонтан — по брызгам. Возникающие в пожилые годы эгоизм, жадность, подозрительность, негативизм, упрямство психологи еще недавно считали результатом огрубления и заострения черт, присущих человеку и в более раннем возрасте. Только в старости самые разные, в основном терпимые и даже весьма полезные черты доводятся до негатива: осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупердяйство и т. п. Впоследствии ученые пришли к выводу, что многие изменения — не что иное как результат соматических болезней: сердечно-сосудистые заболевания вызывают нерешительность, утрату волевой активности, обидчивость, впечатлительность, быструю смену настроений без видимой причины; хроническая почечная недостаточность — ослабление памяти и внимания, раздражительность, сниженный контроль за эмоциями; диабет — капризность, эгоцентризм; туберкулез — повышенную активность, общительность, жажду жизни, доходящую до легкомыслия, до безалаберности. Хотя последнее изменение характера не всегда стоит относить к негативным. Легкомысленный и общительный «старичина» все-таки меньше утомляет, чем жутко нудный и обидчивый «хрен скрипучий». Но при любом недуге долгие стрессы и периоды депрессии приводят к тому, что в поведении человека возникают довольно неприятные свойства — пессимизм, завистливость, обидчивость, подавленность, раздражительность и т. п. И получается агрессивная, вечно всем недовольная особа, склонная винить мироздание во всех своих бедах. Впрочем, человеку не обязательно ничем болеть, чтобы регулярно переживать стрессы и депрессии. Этого добра хватает и в жизни практически здоровых людей. Поэтому отрицательные эмоции либо нужно корректировать согласно потребностям личности, либо они сами откорректируют личность согласно собственным нуждам. У эмоций, в принципе, только одна «нужда» — хотя большая. Им необходимо изливаться — неважно куда. Действительно, если не пытаться ничего в себе изменить, развить, направить на конкретные цели — то, вероятнее всего, бессмысленно циркулирующая в организме энергия найдет себе подходящее применение «здесь же, не отходя от кассы». И при отсутствии рамок и заграждений, которые способен поставить перед «половодьем чувств» только разум, вся личность превращается в минное поле. Агрессия может возникнуть в любой момент по любому поводу. Женщина, которая ее продуцирует, нередко сама не в силах объяснить, почему ее так «переклинило». Хотя обычно все довольно просто: в данный момент у агрессивной особы в мозгу совпали некоторые возможности и потребности — ей хотелось сбросить накопленную агрессию; условия оказались примерно подходящими для подобного «сброса». И все.

Злобная дура. Да, не слишком корректная характеристика. Но, как говорил Пеликан в «Мистере Иксе»: «Ну уж, что выросло, то выросло!» Итак, злобная дура — самый несимпатичный «подвид» любительницы скандалов — уже упоминавшейся «саламандры». Любая свара, склока, сплетня и вообще ситуация, чреватая как продуцированием, так и получением отрицательных эмоций, для злобной дуры — питательная среда. Она может жить и процветать только там, где время от времени — и лучше почаще — происходят скандалы. Поэтому женщины подобного типа постоянно «цепляются» к окружающим: не так сидишь, не так стоишь, не так уши держишь! Если они увидят, что какая-то тема способна вызвать взрыв негодования — охотно используют этот «рычажок». Не имея никакого «созидательного потенциала», обзывают людей талантливых и занятых делом «популистами», «искателями дешевой славы». Могут подолгу «обтаптывать» и «высиживать» административные должности, но не преминут сделать вид, что, заняв это кресло, многим пожертвовали — уж такие потрясающие проекты и выдающиеся идеи пришлось бросить на полпути! А все для людей, все для людей — ничего для себя! Не то, что некоторые… Злобные дуры постоянно задирают и чужих, и близких — проверяют, не обломится ли им возможность «выпустить пар». И даже в атмосфере откровенно нездоровой, опасной для здоровья присутствующих, такие дамочки не могут избавиться от своей зависти, раздражительности, желчности и склочности. Поэтому и нагнетают, нагнетают, нагнетают — покуда не получат «ответ Чемберлену» от какого-нибудь достаточно решительного или достаточно отчаявшегося собеседника. Тогда злобная дура нередко переходит к шантажу: глядит с упреком, высказывается обиняками, намекает на серьезные недуги (исключительно соматические)… Среди злобных дур, возможно, не так много женщин серьезно больных диабетом или почечной недостаточностью. Более того: чтобы окружить себя таким количеством отрицательных эмоций — и твоих собственных, и ответных, желательно иметь отменное здоровье! Но, несмотря на благополучную клиническую картину, довести до негатива присущие им свойства характера они умеют, как никакие почечники-диабетики. Спонтанность поведения у злобной дуры, вероятно, не так высока, как у следующего типа, но все же ей хватает. Спросишь, для чего хватает? Для того, чтобы наломать дров: заставить окружающих, под страхом очередного взрыва «дерьмового Везувия», выполнять ее пр

Date: 2016-02-19; view: 254; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию