Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация преступлений по уровню их опасности

 

Классификация преступлений по уровню (характеру и степени) их общественной опасности - признанная основа построения уголовного закона.

В УК РСФСР 1960 года вопрос о ней был решен неполно и нечетко. Например, вне классификации преступных деяний оказалась группа менее тяжких преступлений (по нынешней терминологии - преступлений средней тяжести). Особо тяжкие преступления находились в одном перечне с тяжкими преступлениями (ч.2 ст.7). Определения понятия большинства классификационных разрядов деяний не давались. Классификация преступлений использовалась при регламентации лишь некоторых уголовно-правовых норм.

В УК РФ 1996 года вопрос о квалификации преступлений решен уже на более высоком уровне: ему посвящена отдельная статья (ст.15); прямо указан надлежащий критерий деления преступлений на группы - характер и степень их общественной опасности (ч.1 ст.15); почти все преступления распределены на четыре группы (ч.1 ст.15); дана дефиниция каждого члена классификации (чч.2, 3, 4, 5 ст.15); приоритет при этом вместо перечня деяний справедливо отдан классическому определению понятия; классификация преступлений широко учтена при конструировании различных институтов: от неоконченного преступления (ч.2 ст.30) до погашения судимости (пп."в", "г", "д" ч.3 ст.86).

В то же время подобной квалификации присущи и недостатки. Их устранение позволит повысить эффективность действия уголовно-правовых норм. О круге классифицируемых деяний. Объем делимого понятия обозначен в ч.1 ст.15 УК РФ словами "деяния, предусмотренные настоящим Кодексом ". Приведенное выражение неадекватно отражает ситуацию. Поэтому его приходится толковать ограничительно - в смысле лишь преступных деяний. Истинное значение сказанного помогают установить содержащиеся здесь слова об общественной опасности деяний (они позволяют исключить из объема делимого понятия правомерные деяния, предусмотренные в ст.ст.37-42 УК РФ), а также слова о преступлениях (они дают возможность исключить из этого объема другие общественно опасные деяния, запрещенные в уголовном законе: совершаемые лицами, не достигшими установленного возраста - чч.1, 2 ст.20 УК РФ, в состоянии "возрастной невменяемости" - ч.3 ст.20 УК РФ, в состоянии невменяемости - ч.1 ст.21 УК РФ).

Поскольку в ст.15 Кодекса речь идет о классификации только преступлений, объем делимого понятия нужно ограничить в ней прямым указанием именно на такого рода деяния.

О критерии классификации преступлений. В основе любой классификации лежит логическая операция деления множества на классы. Из логики известно, что в одной классификации должен быть и один критерий. Закрепленное в ст.15 УК РФ деление преступлений на группы этому требованию не отвечает.

В ч.1 данной статьи сказано: "В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления". При этом к первым двум группам преступлений законодатель относит умышленные и неосторожные деяния (чч.2, 3 ст.15 УК РФ). Получается, что он использует в одной классификации преступлений одновременно два критерия: характер и степень общественной опасности преступлений плюс форму вины. Результатом нарушения правила логики стало неизбежное принятие им противоречивых решений. Показателен следующий пример.

Согласно ч.3 ст.15 УК РФ преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы (но не превышает десяти лет. - П.К.). Выходит, что верхний предел типового наказания для неосторожных преступлений средней тяжести установлен почему-то в два раза выше аналогичного показателя для умышленных преступлений средней тяжести, хотя уровень опасности тех и других деяний в силу принадлежности их к одному классу преступлений должен быть, казалось бы, одинаков.

Чтобы исключить такие несообразности, указанную классификацию преступлений следует строить строго по одному критерию - характеру и степени их общественной опасности.

О названиях классификационных единиц. Нынешние названия членов классификации - преступления "небольшой тяжести", "средней тяжести", "тяжкие", "особо тяжкие" - не увязаны с избранным критерием их деления. Более того, они провоцируют на ошибочное признание основанием классификации преступлений тяжесть преступных деяний. Однако тяжесть преступлений не может свидетельствовать об уровне общественной опасности какой-то группы деяний, поскольку означает количество опасности, присущей конкретному преступлению. Именно в таком плане о ней упоминается, например, в ч.3 ст.46 УК РФ. Здесь говорится: "Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного".


Поскольку преступления ранжированы по уровню их общественной опасности, в названиях членов классификации наиболее уместными будут сочетания, производные от слов "низкий - высокий".

С учетом изложенного, классификационные единицы, начиная с преступлений небольшой тяжести и заканчивая преступлениями особо тяжкими, точнее было бы назвать преступлениями высокой опасности - средней опасности - повышенной опасности - особой опасности.

Возможен еще один вариант решения вопроса: именовать группы преступлений нейтрально, допустим, преступлениями первого класса... четвертого класса либо преступлениями группы "А"... "Г". Но тогда на соответствующий уровень общественной опасности преступлений нужно будет указывать при определении понятия членов классификации. Предположим, так: "Преступлениями четвертого класса являются умышленные преступные деяния, обладающие особой общественной опасностью, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание".

О полноте деления преступлений на группы. Еще одно правило логики состоит в том, чтобы деление было полным. Оно означает, что сумма объемов членов классификации должна быть равна объему делимого понятия. Действующая классификация преступлений проведена с отступлением от названного требования.

Типовое наказание для каждой из четырех групп деяний включает ссылку на лишение свободы (чч.2-5 ст.15 УК РФ). В то же время, в санкциях многих статей Особенной части Кодекса данный вид наказания вообще не фигурирует (ст.ст.115, 116, чч.1 и 3 ст.118, ч.1 ст.121, ч.1 ст.123, ч.1 ст.124, ст.125, чч.1 и 2 ст.129, чч.1 и 2 ст.130 УК РФ и др.). В результате преступные деяния, за которые в Кодексе предусмотрено менее строгое наказание, чем лишение свободы, оказались вне классификации преступлений.

Распространительно толкуя закон, их следует отнести к разряду преступлений небольшой тяжести.

Для устранения отмеченного дефекта правотворчества необходимо: либо дополнить ч.2 ст.15 УК РФ после упоминания лишения свободы словами "или за которые предусмотрено менее строгое наказание", либо включить в санкции называвшихся статей Особенной части Кодекса и им подобные наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет. Предпочтительнее выглядит последнее решение. Оно соответствует разумной идее приоритета положений Общей части УК РФ - а они в данном случае представляются правильными - над положениями его Особенной части.

О субъективизме в законодательной деятельности. При определении понятия каждой из четырех групп преступлений в чч.2-5 ст.15 УК РФ используется однотипная формулировка "преступлениями признаются".


Однако говорить здесь о каком-либо признании было неуместно. Во-первых, преступления делит на классы законодатель, в силу чего постороннее усмотрение становится недопустимым. Во-вторых, употребление термина "признаются" таит в себе опасность того, что могут найтись ретивые исполнители, которые, опираясь на неточную законодательную фразу, попытаются поставить решение вопроса о классификационной принадлежности преступления в зависимость от их собственного усмотрения.

Дабы удержать неустойчивых лиц от искушения, повысить авторитет законодательных решений и степень правовой защищенности личности, слово "признаются" в чч.2-5 ст.15 УК РФ целесообразно заменить словом "являются", которое, в отличие от первого, лишено субъективистской начинки.

О границах типового наказания. Помимо отмеченных, анализируемая классификация преступлений не удовлетворяет еще одному правилу логики, в соответствии с которым члены классификации не должны пересекаться друг с другом.

Показателем характера и степени общественной опасности преступлений, образующих какую-нибудь группу деяний, служит типовое наказание. Поскольку уровни общественной опасности преступлений разных классов не совпадают друг с другом, типовое наказание для них тоже должно носить индивидуальный характер.

Это требование выдержано в законе лишь относительно преступлений небольшой тяжести и особо тяжких. Поскольку в классификации преступлений те и другие занимают крайнее положение, при их индивидуализации достаточно было указать всего один предел типового наказания. Для преступлений небольшой тяжести таковым обоснованно оказался верхний его предел ("максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы" - ч.2 ст.15 УК РФ), а для особо тяжких преступлений - нижний ("предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание" - ч.5 ст.15 УК РФ).

Что касается групп деяний, занимающих в классификации преступлений промежуточное положение, то их требовалось обозначать уже с указанием как минимальной, так и максимальной границ типового наказания. Однако законодатель пошел по иному пути. Например, в ч.4 ст.15 УК РФ он записал: "Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы". Но это типовое наказание, в отсутствие указания на его нижний предел, полностью распространяется и на преступления небольшой тяжести, и на преступления средней тяжести (чч.2 и 3 ст.15 УК РФ).

Чтобы избежать подобного казуса, в ч.4 ст.15 УК РФ следовало обозначить также минимальную границу типового наказания - лишение свободы превышает пять лет.


Правило о двух пределах типового наказания касается еще группы преступлений средней тяжести, поскольку она тоже граничит с несколькими классификационными разрядами деяний.

О субъекте классификации преступлений. Особую любовь законодателя в ходе группировки преступлений по непонятной причине снискало выражение "деяния, за совершение которых". В чч.2-5 ст.15 УК РФ оно встречается пять раз. Однако на самом деле совершение деяний тут ни при чем.

Во-первых, стоит вспомнить, что законодатель смог свободно разделить преступления на группы до введения УК РФ в действие, т.е. когда описанные в нем деяния еще не могли совершаться. Во-вторых, для уточнения состава классификационных единиц достаточно сопоставить санкции статей Особенной части Кодекса и формы вины определенных преступлений с законодательными характеристиками (чч.2-5 ст.15 УК РФ). Правоприменительная деятельность для этого не требуется. В-третьих, далеко не каждое названное в законе преступление непременно должно совершаться в реальности. Дополнительные трудности при решении вопроса о его классификационной принадлежности от этого не возникают.

Разумеется, отнесение конкретного деяния к нужной группе преступлений невозможно без его квалификации, являющейся разновидностью правоприменения. Но в чч.2-5 ст.15 УК РФ имеется в виду совсем другое - установление типового наказания. А это уже прерогатива законодателя.

Таким образом, во избежание смешения законодательной и правоприменительной деятельности, слово "совершение" при определении понятия типового наказания следует отовсюду исключить.

О количестве классификационных групп преступлений. Более чем сорокалетний опыт применения уголовно-правовых норм свидетельствует о том, что интересам практики борьбы с преступностью вполне отвечает четырехчленная классификация умышленных преступлений, закрепленная ныне в ст.15 УК РФ. Она, к тому же, давно пользуется наибольшей популярностью у специалистов по уголовному праву. Поэтому в данном отношении серьезных оснований для ее пересмотра, по всей видимости, нет.

Другое дело - ситуация с неосторожными преступлениями. Сейчас они распределены в классификации преступных деяний между преступлениями небольшой тяжести и средней тяжести вместе с умышленными деяниями. Подобная регламентация вопроса о неосторожных преступлениях является неудачной. За пять с небольшим лет действия УК РФ в этом, похоже, наконец-то, убедился сам законодатель.

Первоначально часть неосторожных деяний он включил в группу тяжких преступлений. При этом игнорировался предыдущий положительный правотворческий опыт и возражения многих криминалистов. Естественно, что, при отсутствии особых оговорок, на неосторожные деяния стали распространяться те же последствия, которые являются справедливыми лишь применительно к умышленным преступлениям такого разряда. Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" неосторожные преступления обоснованно были исключены из числа тяжких преступлений.

Тем самым был сделан важный шаг в направлении обособления в классификации преступлений самостоятельной группы неосторожных преступных деяний. Логическим продолжением этой же линии должно стать сходное решение относительно двух оставшихся групп деяний - преступлений небольшой тяжести и средней тяжести. В противном случае многие нормативы о неосторожных преступлениях так и будут противоречить принципу справедливости уголовной ответственности (ст.6 УК РФ).

Указанное предложение давно было высказано в науке. Его справедливо разделяют и современные авторы (см., например: Нерсесян В. Требуется категоризация неосторожных преступлений // Российская юстиция. 2000. N 12. С.42-43).

Основанием для такого подхода служит своеобразный уровень общественной опасности неосторожных преступных деяний - самый низкий. Это доказывается, в частности, рядом законоположений (пп."а", "б" ч.2 ст.53, п."а" ч.1 ст.58, пп."б", "в" ч.7 ст.79 УК РФ). И хотя за такие преступления установлено лишение свободы, фактически речь идет о более мягком наказании. Ведь осужденные, по общему правилу, должны отбывать его в колониях-поселениях (п."а" ч.1 ст.58 УК РФ), т.е. в условиях "полусвободы" (пп."а", "б" ч.1 ст.129 УИК РФ).

Поэтому группу неосторожных преступных деяний следует именовать - "преступления невысокой опасности". В классификации преступных деяний они должны занять нижнюю ступень.

О названии ст.15 УК РФ. Нынешнее название статьи - "Категории преступлений". Но ее содержание является более широким, чем о нем можно судить по этому названию. Кроме перечисления групп преступных деяний в ней указан также критерий их деления, определены понятия каждого члена классификации.

Таким образом, для приведения названия ст.15 УК РФ в соответствие с ее действительным содержанием имеет смысл заменить слова "Категории преступлений" словами "Классификация преступлений".

О содержании ст.15 УК РФ. С учетом ранее сказанного эту статью целесообразно изложить в следующей редакции:

"1. В зависимости от характера и степени их общественной опасности все преступные деяния подразделяются на преступления невысокой опасности, высокой опасности, средней опасности, повышенной опасности и особой опасности.

2. Преступлениями невысокой опасности являются неосторожные преступные деяния, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено менее строгое наказание, чем наказание в виде лишения свободы.

3. Преступлениями высокой опасности являются умышленные преступные деяния, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет.

4. Преступлениями средней опасности являются умышленные преступные деяния, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, но не свыше пяти лет.

5. Преступлениями повышенной опасности являются умышленные преступные деяния, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, но не свыше десяти лет.

6. Преступлениями особой опасности являются умышленные преступные деяния, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание".

О классификации преступлений и построении уголовного закона. Практическая ценность классификации преступлений определяется тем, насколько полно и последовательно она отражена при конструировании различных уголовно-правовых институтов.

С этой точки зрения, у законодателя есть еще неиспользованные резервы. В частности, они появляются в связи с необходимостью реализации предложения о выделении в классификации преступлений самостоятельной группы неосторожных преступных деяний. Кроме того, деление преступлений на группы в свое время не в полной мере было учтено в Общей части УК РФ (допустим, применительно к условному осуждению - ст.73 Кодекса). То же самое касается проблемы приведения санкций статей Особенной части УК РФ в соответствие с типовым наказанием, установленным в ст.15 данного Закона для преступлений разных классов.

 

П. Коробов,

кандидат юридических наук,

доцент (г.Самара)

 

"Российская юстиция", N 1, январь 2004 г.



<== предыдущая | следующая ==>
Можно ли жить по-европейски в русский мороз? | Задание 1. На основе данных для выполнения задачи произвести группировку имущества предприятия по составу и размещению





Date: 2016-02-19; view: 717; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию