Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение – свет»: система обучения и развития персонала
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух… А. С. Пушкин Система обучения и развития персонала настолько серьезна, сложна и значима, что изложить все премудрости в рамках одного раздела просто невозможно. Поэтому мы в нашем «путеводителе для директора по персоналу» традиционно постараемся изложить основную логику построения данной системы. Основные тезисы, от которых мы оттолкнемся. 1. Человеческий ресурс обладает отличительной особенностью – потенциалом, который позволяет ему развиваться. 2. Компания – не застывшая конструкция, а развивающаяся, развитие постоянно требует применения новых знаний и навыков, следовательно, человеческий ресурс компании должен приобретать эти знания и навыки. 3. Внешний рынок труда, поставляющий человеческие ресурсы в компанию, обладает рядом ограничений и работает на все компании, без учета индивидуальных потребностей каждой. Отсюда логически вытекает отсутствие возможности полностью обеспечивать индивидуально потребность каждой компании именно в том профессиональном и качественном составе персонала, в котором она нуждается. Следовательно, вопрос заточки внешнего кадрового ресурса под свои потребности – это вопрос компании. Вот эти три тезиса и обусловливают жесткую необходимость для каждой компании уделять вопросам обучения и развития персонала большое внимание. Соответственно процессы обучения и развития персонала встраиваются в систему управления человеческими ресурсами компании как подсистема. То, насколько эффективно работники компании будут повышать свой профессиональный уровень, получать необходимые знания, развивать требуемые навыки и получать информацию о текущем состоянии дел в компании, зависит от конфигурации и слаженности работы системы обучения и развития персонала. Грамотно и качественно выстроенная система обучения и развития персонала призвана повышать эффективность работы персонала за счет его качественного роста, что в конечном итоге является необходимым условием конкурентоспособности компании и ее успешности на рынке. Таким образом, обучение является важнейшим средством достижения стратегических целей компании. Обучение приводит к капитализации человеческого ресурса, создающего добавленную стоимость компании. Уже сказанного выше достаточно, чтобы понять, насколько велико значение обучения персонала. Но кроме всего перечисленного, обучение еще и выполняет функции сильнейшего мотиватора для работников. Еще одна немаловажная функция обучения – оно является проводником организационных изменений, т. е. организационного развития компании. Очевидно, что система обучения в каждой компании, несмотря на общую для любой компании значимость обучения и развития персонала, строится индивидуально. Конфигурация этой системы находится в зависимости от тех же факторов, что и система управления человеческими ресурсами в целом. Рассмотрим алгоритм построения системы обучения и развития персонала. 1. Определение целей и задач обучения и развития персонала компании. Естественно, цели и задачи обучения и развития напрямую связаны со стратегическими целями компании. И никак иначе. Это этап, на котором формируется политика в области обучения. Выбираются основные направления. Разрабатываются основные положения системы обучения и развития персонала. На этом этапе работа ведется на уровне директора по персоналу и топ-менеджмента компании. 2. Детализация потребностей в обучении. Анализ потребности в обучении на данном этапе идет уже не на уровне целей компании, а на структурных уровнях. Это один из самых сложных этапов построения системы обучения и развития персонала, потому что в процесс детализации потребности в обучении подключается к работе система оценки персонала. Логика проста. Мы формируем четкое видение потребности в количественном и качественном составе персонала под цели компании и структурных единиц. Далее, используя систему оценки персонала, диагностируем качественное состояние того человеческого ресурса, которым располагаем. И получаем четкую картину несоответствия необходимого и наличествующего. Разрыв между ними и есть зона детализации потребности в обучении. На этом этапе работа ведется на уровне службы персонала и руководителей структурных единиц компании. 3. Формирование заявок на обучение по каждой структурной единице. Разработка плана обучения на определенный период. 4. Определение видов, форм и методов обучения. Основные виды обучения: • профессиональная подготовка — организованная планомерная подготовка квалифицированных специалистов в различных областях деятельности на основе долгосрочных специализированных программ; • повышение квалификации — обучение специалистов в различных областях деятельности путем повышениях их уровня знаний, умений и навыков с целью приведения уровня квалификации в соответствие с текущими профессиональными требованиями. Регулярность повышения квалификации во многом зависит не столько от потребности компании или самого специалиста, сколько от специфики самой профессии. Например, в условиях постоянно изменяющейся законодательной сферы юристы нуждаются в постоянном повышении квалификации и актуализации имеющихся у них знаний; • переподготовка — обучение кадров смежным или новым профессиям с целью освоения новых знаний, умений и навыков для последующего овладения новой профессией. Переподготовка чаще всего связана со сменой технологий. Все перечисленные виды обучения самостоятельны, полноценны и автономны. Но одновременно и взаимоувязаны. Системное обучение персонала предполагает наличие координированности между всеми видами обучения. Формы обучения намного разнообразнее. На сегодня помимо традиционных форм обучения существует множество современных, значительно расширяющих возможности. К традиционным формам обучения мы относим: • вне рабочего места – очная, заочная, вечерняя; • на рабочем месте – наставничество, производственная практика (ученичество), инструктаж. Из наиболее интересных и все более актуальных новых форм обучения следует назвать дистанционное обучение (e-learning) и корпоративное обучение (корпоративные учебные центры). Методы обучения: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы и т. д. Выбор оптимального сочетания видов, форм и методов обучения – трудоемкий и сложный процесс. Зависит не только от качественного состава потребности в обучении персонала, но и от возможностей компании, как финансовых, так и в целом обучающих, сплетая конструкцию из видов, форм и методов обучения, которые будут использоваться, следует детально изучить все плюсы и минусы каждого из них относительно возможностей компании. 1. Формирование бюджета обучения. Наиболее болезненный, особенно для российских компаний, вопрос. Вопросы формирования HR-бюджета, в том числе бюджета на обучение, мы рассматривали в главе 4. 2. Разработка программ обучения и выбор обучающей организации. На данном этапе проводится серьезная работа по изучению рынка обучающих услуг. Очень часто после исследования рынка обучающих услуг компании приходят к решению создать собственный корпоративный учебный центр. Поэтому все большее значение приобретают так называемые корпоративные университеты. Это сложнейший и финансово емкий комплекс. Но у него есть неоспоримое преимущество – максимально возможный уровень заточки кадров под потребности компании. Есть и еще один существенный плюс. Ни для кого не секрет, что обученный специалист становится более привлекательным для внешнего рынка труда. И возрастает опасность его потери. Корпоративное обучение обладает возможностью настолько специфической подготовки специалистов под сугубо узкие потребности существующих в компании бизнес-процессов, что делает специалиста более востребованным именно в компании, обучившей его, а не в целом на рынке труда. Но использовать эту возможность корпоративного обучения следует очень аккуратно, так как можно снизить его мотивационную привлекательность. Чтобы этого не происходило, корпоративное обучение следует четко увязывать с планированием карьеры специалиста. Иначе ваш корпоративный университет будет кормить не только вашу компанию, но и рынок. 3. Организация обучения — административно-технический этап. Его задачи сводятся к обеспечению документационного сопровождения обучения и подготовке обучаемого сотрудника. 4. Оценка эффективности обучения. По сей день ведутся дискуссии о том, как измерять эффективность обучения. Услужливые консультанты предлагают различные заманчивые методики, HR создают целые системы по измерению возврата инвестиций в обучение. Однозначных методик оценки нет. Основная цель оценки – измерить степень соответствия обученного сотрудника заданным изначально критериям и соотнести с вложениями. По сути это оценка эффективности вложенных в обучение инвестиций. Но помимо экономического эффекта, как мы помним, обучение обладает и иными эффектами, в том числе мотивационным. В каких единицах следует измерять удовлетворенность сотрудника тем, что компания его ценит и вкладывает средства в его развитие- В чем измеряется лояльность персонала компании- Как измерить психологическую удовлетворенность- Ни один экономический инструмент для измерения этих плохо измеряемых параметров не годится. Поэтому существуют так называемые критерии оценки эффективности обучения, которые носят комплексный характер. Основных критериев всего пять: 1) экономические (эффективность затрат); 2) производственные (рост эффективности труда и повышение результатов труда); 3) образовательные (рост уровня знаний, умений и навыков); 4) поведенческие (улучшение поведенческих характеристик сотрудника после обучения); 5) мотивационные. Как и любая подсистема в комплексе управления человеческими ресурсами, система обучения и развития должна быть формализована. В качестве оптимального варианта формализации системы мы традиционно предлагаем «Положение об обучении и развитии персонала». Оно должно регламентировать все процессы и процедуры, входящие в систему обучения и развития, устанавливать ответственность за все процессы, фиксировать все комбинации видов, форм и методов обучения, а также механизм их выбора, включать процедуру оценки эффективности обучения, обязательно предусматривать механизм установления обязательств сторон (компания и сотрудник) по обучению. Кстати, это один из самых конфликтных моментов. Благо сегодняшний Трудовой кодекс позволяет выбрать несколько вариантов фиксации таких взаимных обязательств в виде заключения ученических договоров. Наполнение системы обучения и развития персонала в компании может быть очень разнообразным и разрабатывается с учетом всех особенностей и потребностей компании. Система обучения и развития персонала обязательно должна быть увязана с системой планирования карьеры. А в идеале – включать планирование карьеры в систему обучения и развития. Ибо карьера – это самое что ни на есть развитие. Наставничество (если оно в компании существует) также должно быть включено в систему обучения и развития. И главное, помните, что затраты на обучение огромны, конечная цель этих затрат – повышение качественного уровня человеческих ресурсов компании с целью создания добавленной стоимости. Ответственность за эффективность работы системы обучения и развития лежит на директоре по персоналу. И за каждым шагом в рамках этой системы стоит человек – личность, которая, даже будучи встроенной в любую систему, остается свободной личностью, имеющей полное право в любой момент покинуть компанию в поисках лучшей доли. Все, что компанией будет вложено в каждого работника, становится его личным достоянием и может быть им использовано как на благо данной компании, так и на благо любой другой. Поэтому, вкладывая средства в обучение и развитие, надо четко планировать все риски по невозврату инвестиций. Date: 2016-02-19; view: 428; Нарушение авторских прав |