Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Максим грек
Это нестяжатель и его идеолог. Максим был в миру Михаилом Триволисом. Жил с 1475 года до 1556 года. Он томился у нас в тюрьме, здесь в Лавре. Это подвалы под Трапезным храмом. Что за имя Триволис. В годы второй мировой войны вышла книга русского униата Ильи Денисова, в котором он идентифицировал Максима Грека с тем учёным 15 — 16 века Михаилом Триволисом. Раньше учёные считали, что есть два совершенно разные человека Максим Грек и Михаил Триволис. Денисов доказал, что это одно и то же лицо. Михаил Триволис был учёным философом — филологом в эпоху Возрождения. Он был гуманистом. Такого же мнения придерживался и греческий профессор Папамихаил. С тех пор это считается аксиомой. Сочинения Максима изданы в в Казанской Академии на славянском языке в 1859 -62 годах. В 1910 году изданы в ТСЛ в трёх томах. В наше время в 1996 году было предпринято репринтное издание этих трудов. В предисловии приведено обшироное житие этого святого. Преподобный канонизован в 1986 году как Преподолный. Вот что о нём сказано как о Святом: "Местночтимый радонежский святой чудотворец монах — аскет и учитель иноческого жития будучи узником и страдальцем многолетнего заточения объединил в себе твёрдость в вопросах правой веры и личное смирение в подвижнической жизини. Являясь автором разнообразных творений Преподобный изложил в них истины православных догматов и как духовный учитель углубил святоотеческую традицию" (ЖМП 88г.) Он родился в современной Албании в городе Арте, тогда государства Эпир в прсвещённой семье христиан. Отец его Мануил и мать Ирина. Современник говорил, что он сын местного воеводы. Княжество Эпир было независимым от Византии. Оно было взято турками раньше Константинополя в 1449 году. Молодой человек наделённый исключительными умственными способностями чтобы уталить умственный голод покидает родину и направляется в Италию, куда бежали многие греки, где он провёл около двенадцати лет с 1492 по 1505 год. В Италии уже в первой половине 14 века проснулась горячая страсть к изучению классической античной литературы, классических древностей. Так зарождается гуманизм. В Италии были богатейшие библиотеки греческих рукописей. Не только интеллигенция расточали свои имения и сокровища на покупку рукописей. Ведутся археологические раскопки. Всех одолела страсть к изучению классической древности. Здесь Михаил учился у знаменитых учителей гуманистов в Венеции, в Падуе, во Флоренции, Ферраре; учился у знаменитого Пико Мирандоллы. Учился классическому древнему греческому языку, древней аристотелевской философии. Он слушал своих знаменитых земляков: Ласкариса. Греческое богословие в итальянских университетах не преподавалось. Он, вероятно, стал бы знаменитым филологом-философом. Максим Грек явился первым посредствующим звеном, которое соединило старую русскую письменность с западной научной школой. Это мнение Пыпина, исследователя прошлого столетия, племянника Чернышевского. Тогдашняя Италия была страной ужасного безверия и суеверия. Римские папы явлчяли собой зрелище самое позорное и безбожное. Вот как говорил папа того времени: "Если бы христианство было религией истинной, то Бог не терпел бы на их местах подобных нам". В это время на папском престоле сидел Александр Шестой Борджиа, наихудший из всех пап (нравственный выродок), незаконный отец пяти детей, в том числе знаменитых Цезаря и Лукреции Борджиа. Это выродки и извращенцы. О папе Александре Максим Грек говорил: "Всяким неправдованием и злобою он превзыде всякого законопреступника". Это имя скандально известное. Философы, обольщёные язычеством твердили "христианская вера годна только для старух и невежд". Где безверие там и суеверие. В Италии господствовала чрезвычайная страсть к астрологии. И молодой Михаил тоже увлекался ею. И вот во время этого нравственного упадка во Флоренции появился Иероним Савонаролла. Он, готовившийся быть врачом на 23 -м году жизни почувствовал стремление вести монашеский образ жизни. Он вступил в орден доминиканцев. Есть мнения, что это из-за несчастной любви. Через 14 лет истый прповедник и профессор был назначен аббатом Флорентийского монастыря Св. Марка. О Флоренции тогда говорили: в развратной Италии прекраснейшая Флоренция была городом развратнейшим, уступавшим только Риму. Вот этот молодой проповедник возгоревшись ревностью истребить во Флоренции два греха — содомский и ростовщичество Савонаролла выступил пламенным проповедником покаяния. Он стал властителем дум. Город ему подчинился. После его проповеди богатые и знатные тащили все драгоценности из домов и складывали на площади. Он всё это поджигал и делал большие костры. Он называл это сожжением суеты. Так он сжёг все сокровища. Успех его был грандиозен. Папа пытался принудить его к молчанию, но не имел успеха. После пятилетней прповеди Савонаролла был сожжён на главной площади в 1498 году 23 мая. Сейчас на этом месте есть пятачок и надпись. Этот пример религиозного энтузиазма зжег и Михаила Триволиса, "Готового умрети за благочестие и Божию славу, аще потребно будет". Михаил Триволис под впечатлением казни учителя в 1502 году принял постриг с именем Максим в доминиканском монастыре во Флоренции. Известна следующая запись в документе монастыря. В ней написано: "Брат Михаил, сын Эмануила из города Арта, каковым имнем наречен был в миру принял одеяние от досточтимого брата Матфея Марчи 14 июня в первом часу ночи 1502 года.". Вскоре оставаться во Флоренции ученикам Савонароллы стало опасно, когда подверглись аресту все друзья Максима. Руководство монастыря и доминиканцев отреклось от Савонароллы как от страшного еретика. Тогда в 1505 году он бежит на Афон приняв православие, сохранив имя принятое им в монастыре Св. Марка. На Афоне было 18 монастырей с богатыми книгохранилищами. Он становится насельником Благовещенского Ватопетского монастыря. Здесь он прилежно изучает восточных Святых отцов. Для сбора милостыни его направляют в различные места. Так он проповедывал православную веру. После десятилетнего пребывания на Святой Горе он был приглашён в Россию. Путь был долгим. Он ехал в Москву три года. Русского языка он не знал. В Москву прибыл 4 марта 1518 года. На жительство его поместили в Чудовом монастыре и питали от царского стола. Здесь он занимался переводом толковой псалтири. Этот труд он осуществил за полтора года и просится домой. Теперь ему поручили исправление богослужебных книг. Он просмотрел Цветную Триодь, Часослов, Евангелие. Работа была бесконечной. Затем он вступил на поприще публицистики. Он вступил в спор с немчином Николаем, пытавшимся соединить Восточную и Западную Церкви. Максим был против унии, он выступал против "Филиокве", против употребления опресноков, против учения о чистилище. Затем он вступил в спор о монастырских вотчинах; выступал против стяжателей. Его поддерживал митрополит ВАрлаам. Поэтому питали его от царской трапезы. Но вот пришёл митрополит Даниил (1521 — 1539). Он питал к нему ненависть ожесточенную. Понятно почему. Потому что Даниил был иосифлянином. Он ждал повода, чтобы наброситься на нестяжателя. Митрополит хотел, чтобы Максим перевёл церковную историю Феодорита Кирского, которую он намеревался использовать как пособие в борьбе с нестяжателями. Максим от перевода отказался. Почему? История Феодорита отличается объективностью. В ней остались сочинения и выдержки еретиков. Он соблюдал этикет диалога и спора. Максим боялся, что он заразит ересями добродушных москалей. Он болся соблазнить маловерных. Он востановил против себя и великого князя Василия Третьего, ибо он был "лют на критику всего и вся". Повидимому, Максим критически отзывался о разводе князя с Соломонией Сабуровой, которую отправил в монастырь в Суздале. В начале 1525 года Максим был взят под стражу. Его судил митрополит с собором епископов. Его обвинили в ереси. В одной из книг он писал "о Христе яко седение Христово одесную Отца мимошедшее и минувшее. А надо бы взыде на небеси и седе одесную Отца". Повидимому, это результат плохого знания русского языка. Второе обвинение: его обвинили в политическом преступлении, будто бы Максим и его сообщник посылали грамоты к турецким пашам поднимая султана на Россию. Они будто бы писали, что великий князь Василий ведёт войну против Казани, но не придётся ему владеть ею, потому что для турецкого султана срам будет терпеть это, потому что Казань была вассалом турецкого султана. Следующее преступление уголовное — обвинение в колдовстве. На суде ему говорили: "Да ты же, Максим, волшебными хитростьми еллинскими писал еси вотками на дланях своих и распростирал длани свои против великлго князя, также и против иных многих поставлял волхвуя". Максим был отлучен от Церкви и приговорён к пожизненному заключению в Иосифо — Волоцком монастыре. Где " мразы и дымы и глады уморен был". Местные монахи его люто ненавидели. Митрополиту Даниилу этого было мало. Он ведёт новое расследование. Максим же не смирился. В 1531 году состоялся новый суд на соборе. Его снова обвинили в ереси. Вероятно, она основана на ошибках превода. Максим каялся, но ему не верили, потому что Иосиф Волоцкий учил о том, чтобы не верить еретикам. Его обвиняли ещё и в том, что он дурно отзывался обо всех книгах на Руси. Он будто бы говорил, что на Руси вообще нет исправных книг. Максим на это отвечал, что категорически не назывл здешние книги кривилами, он допускал ошибки. Его обвинили, что он выступал против стяжательства. Вот что он говорил против него. Он говорил очень сочувственно о крестьянах: "Неужели ты не видишь крайнего бесчеловечия и неправды в том, что отрекшиеся от мира и принявшие чин ангельский забывают свои обеты занимаются стяжанием и живя в роскоши и неге питаются потом подвластных им крестьян, а эти подвластные своим беспрестанным трудом доставляя всё необходимое живут в скудости и нищете, не имеют ржаного хлеба и соли, чтобы насытиться. Мы же бесчувственно и беззаботно смотрим на их горчайшую участь, не утешаем как заповеданно нам утешать живущих в крайней скудости, гоним прочь тех людей, о которых по Священному Писанию мы наиболее должны заботиться". Это не просто человеколюбие, это социальный протест. Разве могли ему простить такое иосифляне. В энциклопедии христианства во втором томе пишется на слово Максим Грек: "Усталый и измученный заключением он оставил прежний приём защиты, ссылку на учёные доводы и ограничился заявлениями, что все ошибки дело не его, а переписчика. Упав духом он признал себя виновным в неких малых описях происшедших не от ереси или лукавства, а случайно: по забвению, по скорсти или по излишнему винопитию. Его сломали также как патриарха Тихона в 20 веке. Максима осудили и отправили в тверской Отроч монастырь под надзор местного епископа Акакия, постриженника Иосиф — Волоцкого монастыря. После этого суда Преподобный прожил ещё 25 лет из них 20 лет в заключении. Всего он прожил в России 38 лет. Максим пишет, что Акакий успокоил его всяких довольством на многая лета. Акакий дал ему бумагу, чернила и он продолжил свою деятельность. Теперь Максим ополчается против русского обрядоверия. 15 век — это зенит обрядности. После митрополита Даниила, после его свержения в 1539 году Максим освобождён из тюрьмы, но оставлен в Твери. В письме к митрополиту Макарию (1542 — 1563) Максим просит снять с него запрещение причащения. Макарий отвечает: "Узы твоя целуем яко единого от Святых, пособити же тебе не можем, ибо жив связавший (томится в Волоколамском монастыре)". Что удивительно, так это то, что в 1989 гшоду проходила канонизация Святителя Макария и Преп. Максима Грека одновременно. Макарий не освободил Максима от уз. Тогда Максим решается обратиться к бывшему митрополиту Даниилу с просьбой его разрешения и причащения под предлогом смертной болезни. Максим снова обращается к Макарию, ибо не мог лгать у чаши. Наконец запрещение снято, но просьба об освобождении не уважена. За него просили афонцы, за него ходатайствовали Константинопольские и Александрийские иерархи. Чем объяснить такую политику в его отношении? Верно объясняет это опальный боярин Берсень: "А и не бывти тебе от нас. Держим на тебя мнения. Пришел еси сюда, а ты человек разумный и ты здесь уведал наша добрая и лихая. И тебе там пришлось бы всё сказывати". Карташов коментирует так это место: Москва сознавала, что неправильно поступила с Максимом и не хотела, чтобы Европа узнала об этом. И только в 1551 году добрый Артемий, игумен Лавры испросил у царя из Твери перевести Максима в Троицу. Он разрешил ходить в церковь и приобщаться Св. Таин. В 1554 ггоду Максима здесь посетил царь Иван Грозный, который совершал паломничество по святым местам, направлялся в Кирилло — Белозерский монастырь. Он чтил его особо. Это было после взятия Казани и после тяжёлой болезни. Максим призывал царя не ездить на север, потому что там должна была случится беда. Она и случилась. У царя утонул ребёнок: он выпал из рук няньки. В 1554 году он был приглашён на собор по делу о ереси Башкина, но Максим отказался, боясь, что и его привлекут к этому делу.. Он преставился в 1556 год и погребён в Духовской церкви. Его воспитанниками были князь Курбский, Зиновий Отенский, Герман Казанский. Date: 2016-02-19; view: 414; Нарушение авторских прав |