Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение: Определение и объекты исследования. Методология и научная база логистики





Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, при­чем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

В логистике как научной дисциплине принято выделять такие разделы, как логистика снабжения (logistics of supply), производ­ственная (промышленная) логистика (production logistics), логистика сбыта (logistics of distribution), транспортная логистика (traffic logistics) и др. В отечественной, пока еще не многочисленной литературе встре­чаются названия промышленная (внутрипроизводственная), про­изводственно-коммерческая, коммерческая, закупочная, сбытовая, транспортная, распределительная, предпринимательская логисти­ка. Такое широкое толкование понятия «логистика» и отдельных ее частей, по-видимому, связано с двумя основными причинами: ис­торически небольшим временем развития логистики в гражданс­кой сфере (сфере бизнеса) и генезисом логистической концепции на Западе в плане совершенствования рыночных отношений.

Логистика является относительно молодой и бурно развиваю­щейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к её понятийному аппарату и терминологии постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

В 1985 г. Совет логистического менеджмента (СЛМ) сформулировал определение логистики следующим образом:

«Логистика есть процесс планирования, выполнения и контро­ля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного Производства, готовой про­дукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и вне­шние перемещения) для целей полного удовлетворения требова­ний потребителей».

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. (Сергеев В.И.)

Логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств. (Сергеев В.И.)

В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».

Раскроем более подробно смысл некоторых частей определения.

«Общая точка зрения» означает, что фокус логистики направ­лен на потенциальную синергию организационных единиц, сис­тем, различных перспектив, подобных концепциям в производстве и управлении качеством, и различных подходов.

Значение слов «стратегическая, тактическая, операционная» заключается в том, что отправной точкой является цель, а не существующие функции системы. «Компания и ее партнеры по бизнесу» означает, что логистические посредники помогают фирме-производителю товара достичь цели ее бизнеса, реализуя при этом и свои цели, например, полу­чение прибыли. Кроме того, это означает и предупредительность фирмы-производителя по отношению к своим партнерам — диле­рам, торговым посредникам, компаниям физического распределе­ния, банкам и т.п.

Значение выражения «материальный поток в качестве интегра­тора» заключается в том, что с материальным потоком нужно об­ращаться как с единым целым, а не как с рядом независимых ак­тивностей.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что логистика — это некоторая метадисциплина, объектом исследования и оптими­зации которой является материальный поток. Новая, интегральная парадигма представляет собой ситуационную и комбинационную перспективу при организации бизнеса как на внутрифирменном (микроуровне), так и на различных макроуровнях, например, ре­гиональном, международном и т.д. Важнейшее значение при этом имеет согласование локальных критериев оптимизации функцио­нирования элементов (центров активности) логистической струк­туры, таких, например, как максимизация прибыли или миними­зация логистических издержек, с глобальной бизнес-целью струк­туры, интегрируемой единым материальным потоком.


Современная теория логистики и логистического менед­жмента в концептуальном плане базируется на методологиях:

· системного анализа,

· кибернетического подхода,

· исследования операций,

· экономико-математического моделирования.

Для решения конкретных проблем, возникающих при анализе и синтезе логистических систем и методов управления на разных эко­номических уровнях используются более детально методы программ­но-целевого планирования, функционально-стоимостного анали­за, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т.п.

Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин:

· математики (теория вероятностей, математическая статис­тика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторной анализ и др.);

· исследования операций (математические методы оптимиза­ции (линейное, нелинейное и динамическое программиро­вание, теория игр, теория статистических решений), тео­рия массового обслуживания, теория управления запасами, метод имитационного моделирования, метод сетевого пла­нирования и др.);

· технической кибернетики (теория больших систем, теория прогнозирования, общая теория управления, теория автоматического регулирования, теория графов, теория идентификации, теория информации, теория связи, теория рас­писаний, теория оптимального управления и др.);

· экономической кибернетики и экономики (теория оптималь­ного планирования, методы экономического прогнозиро­вания, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, производственный (операционный) менед­жмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация про­даж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складс­кого хозяйства, торговли и др.).

Уже это простое перечисление показывает, какой огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия, используется в настоящее время в логистических исследованиях и разработках. В ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых в на­стоящее время являются:

• Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязан­ных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхо­да является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.

• Принцип тотальных затрат, т.е. учет всей совокупности из­держек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.

• Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации струк­туры или управления в синтезируемой логистической сис­теме необходимо согласование локальных целей функцио­нирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума.


• Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логис­тической системы (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции.

• Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономи­ко-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и другие. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможна без соответ­ствующей информационно-компьютерной поддержки.

• Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: тех­нической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.

• Принцип TQM — всеобщего управления качеством — обес­печение надежности функционирования и высокого каче­ства работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставля­емых конечным потребителям.

• Принцип гуманизации всех функций и технологических ре­шений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям ра­боты персонала и т.п.

• Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая сис­тема должна устойчиво работать при допустимых отклоне­ниях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, вариациях транспортных тарифов и т.п.). При зна­чительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, парамет­ры и критерии оптимизации.

Основным объектом исследования управления и оптимизации в логистике всегда оставался материальный поток. Позднее в сферу интересов логистики попали информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, а совсем не­давно (около десяти лет назад) на западе все активнее стали при­менять принципы логистики к потоку услуг (сервиса).

Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (МР, НП, ГП) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому матери­альный поток можно определить, как находящиеся в состоянии движения МР, НП и ГП, к которым применяются логистические активности, связанные с физическим перемещением в простран­стве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.


Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассмат­риваемый в определенном временном сечении, является запасом МР, НП или ГП.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый ин­формационный поток, но это соответствие не является изоморф­ным. То же можно сказать и о финансовых потоках (потоках денеж­ных средств), сопровождающих материальные.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким при­знакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

• номенклатура, ассортимент и количество продукции;

• габаритные характеристики (объем, площадь, линейные раз­меры);

• весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нет­то);

• физико-химические характеристики груза;

• характеристики тары (упаковки);

• условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

• условия транспортировки и страхования;

• финансовые (стоимостные) характеристики;

• условия выполнения других операций физического распре­деления, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами — финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с мате­риальными.

Абстрагируясь пока от анализа информационных и финансовых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций логистики. В схеме классификации выделены следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые и многопродуктовые.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные.

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки мате­риальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транс­портному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и фи­зико-химические характеристики груза, способы затаривания, ус­ловия транспортировки и др.

6. По степени детерминированности параметров потока разли­чают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) парамет­рами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают непрерыв­ные и дискретные материальные потоки. К непрерывным матери­альным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах зам­кнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство матери­альных потоков являются дискретными во времени.

Материальный поток может быть охарактеризован таким пока­зателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока мы будем понимать количество объемных или массовых по­казателей (единиц) продукции, поступающей на вход ЛС в едини­цу времени. Кроме того, применяются такие показатели как ско­рость, плотность потока и другие.

 

Тема 2







Date: 2016-02-19; view: 543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию