Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Общие свойства анализаторов. Частная физиология анализаторов. Общая физиология желез внутренней секреции
Цель: изучить общие свойства анализаторов и их значение для организма человека, изучить значение для организма человека желез внутренней секреции, их гормоны и значение для организма План лекции: 1. Понятие об анализаторах. 2. Внешние и внутренние раздражители. 3. Зрительный анализатор и его роль в восприятии света. 4. Формы и размеры предметов. 5. Аппарат аккомодации 6. Дальнозоркость 7. Близорукость 8. Бинокулярное зрение. 9. Острота зрения. 10. Ветибулярный анализатор 11. Локализация рецепторов в преддверии и полукружных каналах 12. Температурные рецепторы и особенности их на в коже 13. внутренняя секреция гипофиза. 14. внутренняя секреция щитовидной железы 15. внутренняя секреция паращитовидных желез. 16. внутренняя секреция поджелудочной железы 17. внутренняя секреция надпочечников. 18. внутренняя секреция половых желез. 19. гормоны плаценты. 20. внутренняя секреция эпифиза. 21. тканевые гормоны. Зрительный анализатор – дает 90 % информации, идущей к мозгу от всех рецепторов. На пути к светочувствительной оболочке глаза – сетчатке – лучи света проходят несколько прозрачных поверхностей – переднюю и заднюю поверхности роговицы, хрусталика и стекловидное тело. Они определяют преломление световых лучей внутри глаза. Преломляющую силу любой оптической системы измеряют в диоптриях (D). Одна диоптрия равна преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 100 см. Преломляющая сила глаза человека составляет 56D при рассматривании далеких предметов и 70,5 D при рассматривании далеких предметов. Аккомодация Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от его точек попадали на поверхность сетчатки, т.е были сфокусированы. Приспособление глаза к ясному видению удаленных на разное расстояние предметов называется аккомодацией. При этом происходит изменение кривизны хрусталика и его преломляющей способности. При рассмотрении более близких предметов хрусталик делается более выпуклым, а далеких – более выпуклым. Но даже молодым людям с нормальным зрением нельзя разглядеть предметы четко с расстояния меньше 10 см. значит в норме ближайшая точка ясного видения в норме 10 см. Дальнозоркость. У дальнозорких людей ближайшая точка ясного видения отстоит от глаза дальше, чем улиц с нормальным зрением. Главный фокус будет находиться за сетчаткой. В результате этого дальнозоркие люди должны носит очки с двояковыпуклой линзой, т.к она будет усиливать преломление лучей. Близорукость. Главный фокус будет находится в стекловидном теле. Ближайшая точка видения будет находится на довольно близком расстоянии. Поэтому такие люди будут носить очки в вогнутыми стеклами для того, чтобы уменьшить преломление света. Бинокулярное зрение – это зрение обоими глазами. При взгляде на какой-нибудь предмет у человека не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Эти изображения сливаются. Острота зрения это максимальная способность зрения различать отдаленные предметы. Ее определяют по наименьшему расстоянию между двумя точками, которые глаз различает, т.е видит отдельно, а не слитно. Максимальную остроту зрения имеет желтое пятно. Острота зрения определяется с помощью специальных таблиц. Нормальную остроту зрения считают за единицу. Слуховой анализатор. Второй по значению анализатор человека. Слуховые рецепторы находятся в улитке внутреннего уха. Значение внутреннего уха. Звуковые колебания передаются стремечком на мембрану овального окна и вызывают колебания перилимфы, которая находится в улитке и по составу напоминает ликвор, колебания перилимфы доходят до круглого окна и приводят к смещению мембраны круглого окна наружу в полость среднего уха. Вестибулярный анализатор. Играет роль в пространственной ориентировке человека. При равномерном движении или в покое рецепторы вестибулярного анализатора не возбуждаются. Импульсы от вестибулорецепторов вызывают перераспределение тонуса мускулатуры и обеспечивают сохранение равновесия тела. вестибулярный аппарат находится в лабиринте височной пирамиды. Он состоит из преддверия и трех полукружных каналов, которые располагаются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: фронтальной, сагиттальной, горизонтальной. В этих каналах находится эндолимфа (ее вязкость в 2-3 раза больше, чем у воды), рецепторные волосковые клетки расположены в ампулах и снабжены волосками. При движении эндолимфы во время ускорений, волоски сгибаются в одну сторону, а волосковые клетки возбуждаются, а при противоположном направлении – тормозятся. Происходит передача через синапы с помощью ацетилхолина сигналы о возбуждении окончаниям волокон вестибулярного нерва. Волокна вестибулярного нерва направляются в продолговатый мозг. отсюда сигналы идут в отделы ЦНС: спиной мозг, мозжечок, глазодвигательные ядра, кору большого мозга, ретикулярную формацию и вегетативные ганглии. Температурные рецепторы. Температура тела человека относительно постоянная. Терморецепторы располагаются в коже, на роговице глаза, в слизистых оболочках, в гипоталамусе. Они делятся на тепловые и холодовые. Это безмиелиновые окончания дендритов афферентных нейронов. Внутренняя секреция – это выделение специализированных биологически активных веществ, т.е гормонов, во внутреннюю среду организма: кровь или лимфа. Гормоны образуются в высокоспециализированных инкреторных клетках и обладают дистантным действием. Нейросекреция – это способность специализированных нервных клеток синтезировать и выделять в кровь и ликвор пептиды, которые называются нейрогормоны. Такой функцией обладают преимущественно нейроны гипоталамуса. Нейросекрет, образующийся в соме клетки, хранится в виде гранул и через аксон переносится: 1. для складирования в задней доле гипофиза (вазопрессин, оксиоцин) 2. через аксонные контакты поступают в капилляры портальной вены гипофиза и с током крови переносится в аденогипофиз 3. поступают в ликвор (вазопрессин, окситоцин, нейротензин) 4. переносятся в другие отделы мозга, где выделяющиеся на аксонах пептиды выполняют роль медиаторов. Виды гормональных эффектов: 1. метаболический эффект – гормоны влияют на обмен веществ за счет изменения проницаемости мембраны для вводимых гормонов и коферментов (органическое вещество биологического происхождения, необходимое для развития действия ферментов). 2. морфогенетический эффект – осуществляется за счет изменения генетического аппарата клеток и обмена веществ, включая поступление, всасывание, транспорт и утилизацию пластических веществ. Например: соматотропин влияет на рост тела, а половые гормоны на развитие вторичных половых признаков. 3. кинетический эффект – действие гормона включает в работу определенный вид деятельности. Например: окситоцин сокращает мускулатуру матки, адреналин вызывает распад гликогена и поступление глюкозы в кровь. 4. корригирующий эффект – действие гормонов изменяет деятельность органов или процессов, которые происходят при отсутствии данного гормона. Например: адреналин влияет на ЧСС, альдостерон уменьшает реабсорбцию ионов калия. Гормональная функция аденогипофиза. Клетки аденогипофиза продуцируют следующие гормоны: 1. кортикотропин – секретируется непрерывными пульсирующими вспышками. Секреция кортикотропина осуществляется двумя путями: 1) прямая связь – нейрогормон гипоталамуса (кортиколиберин) усиливает синтез и секрецию кортикотропина; 2) обратная связь – запускается содержанием в крови уровня кортизола (гормон коры надпочечников) и замыкается на уровне гипоталамуса. При этом повышение уровня кортизола тормозит секрецию кортикотропина. Действие кортикотропина – надпочечниковое: стимуляция секреции глюкокортикоидов; внепочечниковое – заключается в липолизе жировой ткани, повышение секреции инсулина, гипогликемии, повышенным отложением меланина с гиперпигментацией. Избыток кортикотропина: болезнь Иценко-Кушинга – ожирение, падение иммунитета, артериальная гипертензия, возможность развития диабета. Недостаточность: понижение функции надпочечников, стойкое падение иммунитета. 2. соматотропин – усиливает анаболические процессы (усваивание питательных веществ), вызывает положительный азотистый баланс, стимулирует рост эпифизарных хрящей и их замену костной тканью. Может повышать продукцию инсулина при гипергликемии. А может угнетать утилизацию глюкозы в тканях. Это сочетание действия соматотропина может привести при избыточной секреции к развитию сахарного диабета. Повышает уровень в крови свободных жирных кислот и способствует образованию кетоновых тел. Избыток гормона в раннем детстве может привести к гигантизму, в юношеском возрасте – к акромегалии, а при врожденном дефиците – гипофизарный нанизм (карликовость или лилипуты). 3. пролактин – на величину секреции пролактина влияет уровень эстрогенов, глюкокортикоидов тиреотропных гормонов. Выработка пролактина стимулируется окситоцином, а пролактин в свою очередь стимулирует развитие молочных желез и лактацию. А также пролактин способствует образованию прогестерона. 4. вазопрессин (антидиуретический гормон или АДГ) – образуется в ядрах гипоталамуса и накапливается в нейрогипофизе. Обеспечивает повышение проницаемости собирательных трубочек нефрона для воды, ее реабсорбцию и концентрацию мочи, а также вызывает спазм сосудов. Участвует в формировании жажды и питьевого поведения, механизмах памяти, регуляции секреции аденогипофизных гормонов. Недостаток вазопрессина: резкое усиление диуреза с выделением большого количества гипотонической мочи (несахарный диабет). Избыток вазопрессина: задержка жидкости в организме (синдром Пархона). 5. окситоцин – стимулируется рефлекторным путем при раздражении рецепторов растяжения шейки матки и рецепторов молочных желез. Повышают секрецию окситоцина эстрогены. Гормональная функция надпочечников. Минералокортикоиды секретируются в клубочковой зоне коры надпочечников. альдостерон – участвует в регуляции обмена солей и воды между внутренней и внешней средой. Усиливает реабсорбцию натрия в дистальных отделах канальцев с его задержкой в организме и повышением экскреции калия с мочой. Под действием альдостерона увеличивается объем циркулирующей крови в организме, алкалоз. Гормональная функция щитовидной железы. Гормоны – трийодтиронин и тироксин. Основной регулятор – гормон аденогипофиза тиротропин. Кальцитонин образуется в парафолликулярных К-клетках щитовидной железы. Органы – мишени: кости, почки, кишечник. Кальцитонин снижает уровень кальция в крови, уменьшает реабсорбцию кальция и фосфата в почках, а также тормозит секрецию гастрина в желудке и снижает кислотность желудочного сока. Секреция кальцитонина стимулируется повышением уровня Са++ в крови и гастрином. Гормональные функции поджелудочной железы. 1. инсулин – он повышает проницаемость клеточных мембран в мышцах и жировой ткани для глюкозы, усиливает утилизацию глюкозы клетками, подавляет распад и стимулирует синтез гликогена, активирует окисление кетоновых тел в печени. 2. глюкагон – активирует расщепление гликогена и превращает его в глюкозу. В регуляции секреции инсулина определенную роль играет нервная система: блуждающий нерв и АХ стимулируют секрецию инсулина, а симпатическая нервы и катехоламины подавляют секрецию инсулина и стимулируют секрецию глюкагона. Специфическим веществом, прекращающим и задерживающим физиологическое действие инсулина является соматостатин. Этот гормон также образуется в кишечнике и тормозит всасывание глюкозы. Секреция глюкагона стимулируется при сниженном уровне глюкозы в крови, под влиянием гормонов ЖКТ (гастрин, панкреозимин) и при уменьшение ионов Са++, а угнетается – инсулином, соматостатином, глюкозой и кальцием. Недостаток инсулина проявляется сахарным диабетом: глубокое расстройство обмена веществ, гипергликемия, глюкозурия, полиурия, жажда, постоянное чувство голода, слабость иммунитета, недостаточность кровообращения и т.д. Паращитовидные железы. Паратгормон – действует на кости, почки и кишечник. Вызывает гиперкальциемию, гиперфосфатемию, гиперфосфатурию. Он стимулирует увеличение количества остеокластов, избыток продукции молочной кислоты. При этом тормозит активность щелочной фосфатазы. Этот фермент необходим для образования основного минерального вещества кости – фосфорно-кислого кальция. При этом происходит избыток лимонной и молочной кислоты, что приводит к образованию растворимых солей кальция. Такие соли вымываются в кровь и костная ткань становится хрупкой. А также снижает реабсорбцию кальция в дистальных канальцах и предотвращает потерю кальция с мочой. В кишечнике активирует всасывание кальция. Основным регулятором секреции паратгормона является уровень кальция во внеклеточной среде. Повышенная секреция паратгормона приводит к деформации длинных трубчатых костей, снижением плотности костной ткани, образованием почечных камней, мышечной слабостью, депрессией, нарушениями памяти и концентрации внимания. Гормональная функция эпифиза. В эпифизе образуется мелатонин. Его синтез зависит от освещенности, т.е избыток света тормозит его образование. Стимулятором синтеза и секреции мелатонина является норадреналин. Путь регуляции начинается то сетчатки глаз. Поэтому продукция мелатонина на 70% происходит ночью. Отвечает за наступление половой зрелости, т.е вторичных половых признаков. Гормональная функция половых желез. 1. мужские половые гормоны – андрогены. Они образуются в клетках семенников из холестерола. Основным андрогеном является тестостерон. Он обеспечивает развитие первичных и вторичных половых признаков, обеспечивает половое поведение и половые функции, обеспечивает рост скелета и мускулатуры, сперматогенез, стимулирует эритропоэз. Андрогены в небольшом количестве содержатся и в женском организме. Являются предшественниками эстрогенов, поддерживают половое влечение, стимулируют рост волос на лобке и в подмышечной впадине. 2. женские половые гормоны – эстрогены. Их секреция связана с женским половым циклом. Половой цикл длится 27-28 дней и делится на три периода: 1) предовуляционный – происходит постепенное нарастание секреции фоллитропина аденогипофизом, созревающий фолликул вырабатывает большее количество эстрогенов и поисходит истончение стенки фолликула; 2) овуляционный – резкий всплеск уровня эстрогенов; 3) послеовуляционный – падение уровня эстрогенов и нарастает продукция прогестерона, а далее начинает падать уровень прогестерона и эстрогенов и в эпителии матки возникают геморрагические и дегенеративные изменения, что приводит к кровотечению. Гормональная функция плаценты. Называется фетоплацентарный комплекс из-за тесной взаимосвязи с плодом. Синтез в плаценте эстриола происходит и з предшественника дегидроэпиандростерона, который образуется надпочечниками плода. По экскреции матерью эстриола можно судить о жизнеспособности плода. В плаценте образуется прогестерон, но его эффект местный. Благодаря ему образуется интервал между рождением двойни. Хорионический гонадотропин – оказывает действие на развитие плода, в организме матери задерживает соли и воду, стимулирует секрецию вазопрессина, активирует механизмы иммунитета. Литература: 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 4. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. Контрольные вопросы: 1. Что такое анализаторы? 2. Назовите внешние и внутренние раздражители. 3. Объясните значение зрительного анализатора и его роль в восприятии света. 4. Что такое аккомодация? 5. Что такое дальнозоркость? 6. Что такое близорукость? 7. Что такое бинокулярное зрение? 8. Что такое острота зрения? 9. Объясните значение ветибулярного анализатора 10. Объясните физиологическое значение температурных рецепторов? 11. Назовите гормоны гипофиза и их действие на организм 12. Назовите гормоны щитовидной железы и их действие на организм 13. Назовите гормоны паращитовидных желез и их действие на организм 14. Назовите гормоны поджелудочной железы и их действие на организм 15. Назовите гормоны надпочечников и их действие на организм 16. Назовите гормоны яичников и их действие на организм женщины 17. Назовите гормоны яичек и их действие на организм мужчины 18. Назовите гормоны эпифиза и их действие на организм 19. Назовите гормоны плаценты и их действие на организм женщины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело») Date: 2016-02-19; view: 717; Нарушение авторских прав |