Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Настоящая программа предназначена для специальности «Сестринское дело»





Настоящая программа предназначена для специальности «Сестринское дело». Дисциплина физиология является обязательной для изучения студентами всех медицинских специальностей.

Физиология является основой теоретической и практиче­ской медицины.

Физиология - наука о механизмах жизнедеятельности здорового чело­века. Оставаясь дисциплиной доклинического медико-биологического образования, физиология все в большей степени приближается к практи ческому здравоохранению. Прямое изучение организма здоровых людей позволит будущим специалистам быстрее приобщиться к овладению клиническими методами исследования.

Цель дисциплины: изучить функции органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и уметь применять полученные знания на клинических кафедрах.

Задачи дисциплины:

• дать знания об основных физиологических характеристиках здорово­го человека, с учетом половых и возрастных особенностей;

• научить применять знания об основных закономерностях, механизмах формирования целостных реакций организма и различных уровней их регуляции;

• привить студентам навыки физиологического мьпшления;

• сформировать системные знания о жизнедеятельности организма во-взаимосвязи с окружающей средой.

Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

• предмет, объект исследования, значение физиологии для медицины;

• разделы, этапы развития физиологии человека;

• закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем, механизмы регуляции, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии;

• сущность методов исследования различных функций человека, широко применяемых в практической медицине;

Уметь:

• объяснять принципы наиболее важных методик исследова ия функ­ций здорового организма (ЭКГ, ЭЭГ, основные методики тестирования для определения психологических свойств личности);

• объяснять информационную ценность различных показателей (кон­стант) и механизмы регуляции деятельности целого организма;

• самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литерату­рой;

• анализировать информацию, полученную в ходе экспериментальных наблюдений, определять ее значимость для характеристики состояния ор­ганизма и его отдельных систем;

• понимать сложность многоуровневой иерархической структуры фи­зиологических процессов, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Владеть навыками:

  • проведения общего анализа крови;
  • спирометрии, определения минутного объема дыхания;
  • пальпации артериального пульса;
  • измерения артериального давления по методу Короткова;
  • определения должного основного обмена с помощью таблиц;
  • термометрия

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты: школьный курс биологии, анатомии и физиологии че­ловека.

Постреквизиты: основы общей патологии, микробиология, основы се­стринского дела, оценка состояния здоровья, сестринское дело по направ­лениям.

Краткое содержание дисциплины.

Физиология одна из биологических наук, без изучения которой невозможно подготовить будущих медицинских сестер на высоком уровне. Физиология изучает процессы жизнедеятельности живого организма, его органов и тканей клеток и структурных элементов клеток, а также видовое и индивидуальное развитие функций, их взаимосвязь и изменения в разных условиях внешней среды и при различных состояниях организма.

Основная цель курса – приобретение учащимися глубоких знаний по физиологии для успешного усвоения клинических дисциплин и профессиональной дальнейшей деятельности.

Задача настоящего курса состоит в том, чтобы учащиеся знали и глубоко понимали закономерности жизнедеятельности организма целого, чтобы они смогли осознанно вмешиваться в процессы жизнедеятельности с целью изменения в нужном для человека направлении. Отсюда огромное практическое знание физиологии как важнейшего звена в системе медицинских знаний.

При преподавании физиологии необходимо постоянно искать и совершенствовать эффективные методики по оптимизации учебного процесса, направленных на получение учащимися достаточного уровня знаний, умений, навыков для освоения последующих этапов в подготовке современной медицинской сестры.

Нормальная физиология относится к биологическим наукам, которая наряду с другими общемедицинскими предметами являются базовым в подготовке медицинских сестер.

Цель предмета – дать достаточный объем знаний о функциях живого организма во взаимной связи с учетом воздействия факторов внешней среды, а также о механизмах регуляции этих функций. Основная задача физиологии – научить учащихся разбираться в общих закономерностях физиологических функций организма человека. Необходимо научить будущих медицинских сестер успешно проводить профилактические мероприятия и грамотному уходу за больными, развивать у них логическое творческое мышление и умение правильно осмысливать, анализировать наблюдаемые явления в процессе своей профессиональной деятельности.

Знания, полученные при изучении физиологии необходимы для успешного освоения последующих дисциплин – патологической анатомии и физиологии, микробиологии, биохимии и др. Изучение предмета должно идти с учетом современных достижений в физиологии и смежных с ним дисциплин.

Хорошее знание анатомии и физиологии необходимо для становления современной медицинской сестры как высокопрофессионального медицинского специалиста среднего звена.

Подбор тем лекций и практических занятий должен соответствовать профилю подготовки специалистов с учетом их будущей профессии.

Тематический план лекционных занятий

Наименование темы Методы проведения К-во часов
Кредит 1
  Введение в курс нормальной физиологии. Функциональные особенности возбудимых структур. Возбуждение и торможение в ЦНС. Обзорная  
  Функции пищеварительного аппарата. Пищеварение в различных отделах ЖКТ. Обмен веществ и энергии Терморегуляция и ее механизмы регуляции Обзорная  
  Физиология дыхания. Функциональная система, обеспечивающая постоянство газов крови. Физико-химические свойства крови. Обзорная  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Физиологические свойства сердечной мышцы. Параметры гемодинамики. Обзорная  
  Физиология выделения. Обзорная  
  Общая физиология ЦНС. Физиология вегетативной нервной системы. Архитектура целостного поведенческого акта с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Обзорная  
  Общие свойства анализаторов. Частная физиология анализаторов. Общая физиология желез внутренней секреции Обзорная  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

 

Кредит 1
  Механизмы возникновения возбуждения Теоретический разбор материала  
  Механизмы проведения возбуджения Теоретический разбор материала  
  Нервно – мышечные синпсы. Медиаторы Теоретический разбор материала  
  Особенности пищеварения в ротовой полости и желудке Теоретический разбор материала  
  Особенности пищварения в тонком кишечнике Теоретический разбор материала  
  Сущность обмена белков, жиров, углеводов Теоретический разбор материала  
  Основной обмен и его значение Теоретический разбор материала  
  Дыхательный коэффициент и его физиологическое значение. Регуляция процессов теплообмена и обмена веществ Теоретический разбор материала  
  Стадии дыхания и их харатеристики Теоретический разбор материала  
  Состав и свойства крови Теоретический разбор материала  
  Функции лейкоцитов Теоретический разбор материала  
  Принципы деления групп крови и Rh – фактор Теоретический разбор материала  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Гемодинамика Теоретический разбор материала  
  Функции проводящей системы сердца Теоретический разбор материала  
  Канальцевая реабсорбция Теоретический разбор материала  
  Клубочковая фильтрация Теоретический разбор материала  
  Механизмы мочеиспускания Теоретический разбор материала  
  Физиология спинного мозга Теоретический разбор материала  
  Физиология ствола мозга Теоретический разбор материала  
  Нервный центр. Теоретический разбор материала  
  Формирование и виды памяти Теоретический разбор материала  
  Физиология органов зрения, слуха и равновесия Теоретический разбор материала  
  Физиологическое значение ЖВС – гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы Теоретический разбор материала  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Тематический план практических занятий

 

Тематический план СРСП

Наименование темы Методы проведения К-во часов
Кредит 1
  Общие свойства возбудимых тканей. Парабиоз Работа в малых группах  
  Потенциал действия. Потенциал покоя Работа в малых группах  
  Особенности пищеварения в толстом кишечнике Работа в малых группах  
  Пищеварительные соки и их физиологическое значение Работа в малых группах  
  Сущность обмена воды и минеральных солей Работа в малых группах  
  Регуляция обмена белков, жиров, углеводов Работа в малых группах  
  Нейрогуморальная регуляция дыхательного центра Работа в малых группах  
  Давление в плевральной щели Траспорт газов кровью Работа в малых группах  
  Понятие свертывающей и противосвертывающей систем. Осмотическое давление крови Работа в малых группах  
  Пневмотахиметрия Анализ литературных источников  
  Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха Тезисный конспект  
  Основные принципы переливания крови Портфолио  
  Коагуляционный гемастаз Тезисный конспект  
  Плазменные факторы свертывания крови. Фибринолиз Тезисный конспект  
  Рубежный контроль Тестирование  
Всего:  
Кредит 2
  Физиологические свойства сердечной мышцы Работа в малых группах  
  Механизмы потоотделения и его физиологическое значение Работа в малых группах  
  Роль юкста – гломерулярного аппарата в организме человека Работа в малых группах  
  Физиология промежуточного мозга Работа в малых группах  
  Координация движений Работа в малых группах  
  Механизмы образования условных рефлексов Работа в малых группах  
  Физиология вкусовой, обонятельной и тактильной рецепции Работа в малых группах  
  Механизмы образования дальнозоркости и близорукости Работа в малых группах  
  Физиологическое значение ЖВС – надпочечники, поджелудочная железа, половые железы Работа в малых группах  
  Роль эмоций, классификация биоритмов, сознание Анализ литературных источников  
  Функциональные особенности деятельности отделов вегетативной нервной системы Портфолио  
  Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция) Тезисный конспект  
  Переработка соматосенсорной информации Анализ литературных источников  
  Физиологическая роль ЖВС. Понятие гипо- и гиперфункции ЖВС Анализ литературных источников  
  Рубежный контроль Тестирование  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  
         

Тематический план СРС

Наименование темы Методы проведения К-во часов
Кредит 1  
  Биоэлектрические явления в живых тканях Доклад  
  Физиологические особенности скелетной мускулатуры Тезисный конспект  
  Обмен веществ при возбуждении Тезисный конспект  
  Утомление мышцы Доклад  
  Физиологические особенности гладких мышц Потфолио  
  Мышечные сокращения Анализ литературных источников  
  Химические медиаторы Портфолио  
  Методы исследования желудочно – кишечного тракта Доклад  
  Методы исследования энергозатрат Анализ литературных источников  
  Физиологическое значение метаболизма и его стадии Доклад  
  Рациональное питание и его физиологическое значение Реферат  
  Понятие о витаминах и их значение для организма Реферат  
  Особенности дыхания при пониженном атмосферном давлении Портфолио  
  Особенности дыхания при повышенном атмосферном давлении Портфолио  
  Спирометрия. Дыхательные объемы Тезисный конспект  
ВСЕГО:  
Кредит 2
  Сердечный цикл и его фазы Тезисный конспект  
  Механические и звуковые проявления сердечной деятельности Доклад  
  Механизмы движения крови и лимфы по сосудам Доклад  
  Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов Доклад  
  Состав и свойства мочи Тезисный конспект  
  Водное отравление и обезвоживание Реферат  
  Нейрогуморальная регуляция работы почек Тезисный конспект  
  Последствия удаления почки и искусственная почка Доклад  
  Возрастные особенности структуры и функции почек Портфолио  
  I – II сигнальные системы Анализ литературных источников  
  Типы высшей нервной деятельности Анализ литературных источников  
  Отличие условных рефлексов от безусловных рефлексов Доклад  
  Торможение условных рефлексов Тезисный конспект  
  Физиология сна Портфолио  
  Особенности физического и умственного труда Анализ литературных источников  
ВСЕГО:  
ИТОГО:  

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Физиология человека, В.М. Покровский., Г.Ф. Коротько, М., 2004.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002.

3. Руководство по общей и клинической физиологии. В.И.Филимонов, МИА, 2002, 957 стр.

4. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.

Дополнительная:

1. «Основы физиология человека», 1 и 2 том, Б.И.Ткаченко, С.-Петербург, 1994г.

2. Атлас по нормальной физиологии А.В.Коробков, С.А.Чеснокова, Москва, Высшая школа, 1987.

3. Справочник физиологических и лабораторных показателей здорового человека. А. А. Утепбергенов, 1995.

4. Физиология человека. Под ред. М.Покровского, Г.Ф.Коротько, в двух томах, М., 2001, 368 с.

5. Рахишев А.Р. Русско-казахский толковый словарь медицинских терминов. (каз., русс.), А-Ата, 2002, 550 б.

 

Date: 2016-02-19; view: 522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию