Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






стоматологического факультетов

Методические указания к лабораторным занятиям

пo пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной,

Половой системам и коже

для студентов лечебного,

педиатрического,

стоматологического факультетов

Издание 2—е

Хабаровск

 

СОСТАВИТЕЛИ:

профессор БЯ. Рыжавский, доцент ЛМ. Мельникова,

ст. преп. НН. Широкова, ст. преп. ЕВ. Васильева,

асс. к.м.н. Е.А. Ивашков

ЛР № 020479 от 22.09.97. Утверждено ЦМС университета.

Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Тираж 60 экз. Заказ №

Издательство Дальневосточного государственного

медицинского университета. Издательский центр ДВГМУ.

680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.

 

 

ТЕМА: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

ОРГАНЫ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

(для студентов лечебного и педиатрического факультетов)

I. ВВЕДЕНИЕ

Органы пищеварительной системы в функциональном отношении представляют единый пищеварительный конвейер, обеспечивающий механическую и химическую обработку пищи, ее продвижение и всасывание в кровь и лимфу продуктов ее расщепления. В состав этой системы входят пищеварительны й канал и расположенные вне его железы (слюнные железы, печень и поджелудочная железа). Стенка пищеварительной трубки имеет общий план строения и состоит из внутренней слизистой оболочки с подслизистой основой, мышечной и наружной (серозной либо адвентициальной оболочки) Наибольшей вариабельностью строения и функций отличается слизистая оболочка. Знание ее морфологических особенностей позволяет определить отдел пищеварительной трубки на гистологических препаратах.

Органы ротовой полости (губы, щеки, десны, твердое небо, мягкое небо, миндалины, слюнные железы, язык, зубы) относятся к переднему отделу пищеварительной системы. Основная их функция -механическая переработка пищи, что и определяет особенности стро­ения слизистой оболочки, выстилающей ротовую полость <наличие многослойного плоского эпителия).

Знание гистофизиологии органов ротовой полости используется в курсе физиологии, биохимии, пропедевтики. Осмотр ротовой полости и глотки - обязательный компонент обследования больного. Кроме того, ротовая полость является главным объектом деятельности врача­стоматолога.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологи­ческих препаратов студент должен уметь:

2.1. Находить все компоненты слизистой оболочки ротовой полости.

2.2. На срезе языка находить пучки мышечных волокон, слизистую оболочку, слюнные железы, сосуды, сосочки, вкусовые почки.

 

ТЕМА: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

ОРГАНЫ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

(для студентов лечебного и педиатрического факультетов)

I. ВВЕДЕНИЕ

Органы пищеварительной системы в функциональном отношении представляют единый пищеварительный конвейер, обеспечивающий механическую и химическую обработку пищи, ее продвижение и всасывание в кровь и лимфу продуктов ее расщепления. В состав этой системы входят пищеварительны й канал и расположенные вне его железы (слюнные железы, печень и поджелудочная железа). Стенка пищеварительной трубки имеет общий план строения и состоит из внутренней слизистой оболочки с подслизистой основой, мышечной и наружной (серозной либо адвентициальной оболочки) Наибольшей вариабельностью строения и функций отличается слизистая оболочка. Знание ее морфологических особенностей позволяет определить отдел пищеварительной трубки на гистологических препаратах.

Органы ротовой полости (губы, щеки, десны, твердое небо, мягкое небо, миндалины, слюнные железы, язык, зубы) относятся к переднему отделу пищеварительной системы. Основная их функция -механическая переработка пищи, что и определяет особенности стро­ения слизистой оболочки, выстилающей ротовую полость <наличие многослойного плоского эпителия).

Знание гистофизиологии органов ротовой полости используется в курсе физиологии, биохимии, пропедевтики. Осмотр ротовой полости и глотки - обязательный компонент обследования больного. Кроме того, ротовая полость является главным объектом деятельности врача­стоматолога.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологи­ческих препаратов студент должен уметь:

2.1. Находить все компоненты слизистой оболочки ротовой полости.

2.2. На срезе языка находить пучки мышечных волокон, спизистую оболочку, слюнные железы, сосуды, сосочки, вкусовые почки.

2.3. Различать в слюнных железах секреторные отделы, внутридольковые (вставочные отделы, исчерченные) и междольковые протоки, соединительно-тканные прослойки.

2.4. Отличать друг от друга околоушную, подчелюстную и подъя­зычную слюнные железы.

2.5. Определять стадии развития зуба.

2.6. Находить зачатки развивающегося зуба (зубной сосочек, зубной­мешочек, эмалевый орган).

2.7. На стадии образования дентина и эмали различать дентин, эмаль и клетки, вырабатывающие эти вещества.

2.8. На шлифе зуба находить его части, ткани и структуры, харак­терные для них.

 

З. САМОПОДГОТОВКА

3.1. Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен, знать:

3.1.1. Общую характеристику органов пищеварительной системы (происхождение, состав, отделы, функции).

3.1.2. Общий план строения стенки пищеварительной трубки

3.1.3. Варианты строения слизистой оболочки ротовой полости.

3.1.4. Строение языка.

3.1.5. Строение околоушной, подчелюстной и подъязычной спюнных желез.

3.1.6. Строение зуба.

3.1.7. Развитие зуба.

 

Иметь представление:

3.1.8. 0 регенерационных возможностях тканей зуба.

3.1.9. Об иннервации и кровоснабжении органов ротовой полости.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний:

3.2.1. Из предшествующих занятий: эпителиальные, соединительные, костные и мышечные ткани, железы, вкусовые почки.

3.2.2. Новый материал: учебник “Гистология”, глава XVI H, стр.473-507, конспект лекций, журнальные статьи.

4. Методические указания к гистологическим препаратам и электронограммам

4.1. Шлиф зуба. Неокрашенный препарат.

Препарат рассмотреть сначала невооруженным глазом, а за­тем с

лупой и при малом увеличении микроскопа. Найти части зуба:

коронку (I), шейку (2), корень (3). Рассмотреть дентин (4), составляющий

основу зуба. Изучить в нем направленные радиально дентиновые канальцы (5). В эмали (6), покрывающей коронку зуба, рассмотреть радиально расположенные эмалевые призмы (7) и широкие, коричневого цвета, полосы Шрегера (8). Линии Ретциуса (9) заметны плохо. В корневой и шеечной части, найти лежащий снаружи цемент зуба (10). Рассмотреть в верхушечной части зуба клеточный цемент, а в нем - цементоциты (12). Мягкая ткань зуба - пульпа, при данной обработке препарата не сохраняется, поэтому пульпарная полость (13) пустая.

Препарат зарисовать при 3-4-кратном увеличении. Мелкие структуры вносить при изучении с малым увеличением микроскопа.

4.2. Эмалевый орган (нижняя челюсть эмбриона млекопитающего).

Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении найти эпителий (1), покрывающий десну и ориентировать препарат эпителием вверх, мезенхимой вниз (2). Найти лежащий под эпителием эмалевый орган (3), имеющий вид колпачка, обращенного выпуклостью кверху. Рассмотреть внутренние цилиндрические (4), наружные плоские (5) эмалевые клетки и пульпу эмалевого органа (б). Обратить внимание на отличительные особенности каждого слоя. Найти шейку (7) эмалевого органа, сое­диняющую его с зубной пластинкой (8). Рассмотреть мезёнхимные образования - зубной сосочек (9) и зубной мешочек (10).

Зарисовать эмалевый орган при малом увеличении.

4.3. Образование дентина и эмали (нижняя челюсть эмбриона млеко­питающего). Окраска: гематоксилин и зозин. При малом увеличении сориентироваться в препарате. Найти эмалевый орган, достигший к этому времени значительной величины, и рассмотреть основные образования, сравнивая их с предыдущим препаратом. Развивающуюся коронку зуба изучить при большом увеличении. Внутренняя часть - пульпа зуба (I), содержит во внешнем слое крупные, вытянутой формы базофильные клетки - дентинобласты (2). Ядра у них смещены к пульпе. Противоположный конец клетки переходит в тонкий отросток (3), направленный в расположенный снаружи дентин. Дентин подразделяется на 2 вида. Внутренний его слой, слабоокрашенный - это неминерализованный предентин (4). Наружный слой, имеющий вид интенсивно окрашенного зозином колпачка, является минерализованным дентином (5). Кнаружи от дентина расположена эмаль (б), имеющая, в зависимости от стадии развития в степени сохранности различный вид. На хорошо

сохранившихся препаратах эмаль в виде тёмного колпачка прилежит снаружи к дентину (при декальцинации от нее остаются лишь базофильные зернышки и пустые промежутки). Кнаружи от эмали ле­жат высокие призматические эпителиальные клетки — энамелобласты (7). Рассматривая их, обратите внимание на изменение высоты клеток и на переход ядер из базального положения, на ранних стадиях, в апикальное, в дифференцированных знамелобластах. Последние снаружи покрыты несколькими слоями уплощенных эпителиальных клеток промежуточного слоя эмалевого органа (8), снаружи от ко­торого видны рыхло расположенные клетки пульпы эмалевого органа (9).

Зарисовать участок верхушки коронки развивающегося зуба при большом увеличении и подробно обозначить.

4.4. Язык. Желобоватые сосочки.

Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении рассмотреть препарат и ориентировать его эпителием от себя (вверх). Поставить в центр крупный желобоватый сосочек (I), рассмотреть в нем слои слизистой оболочки:

Многослойный плоский неороговевающий эпителий (2)

соединительно-тканную собственную пластинку (З). Обратить внимание на ее мелкие выступы - короткие сосочки (4), не влияющие на внешний рельеф эпителия. Найти ровик (5) и расположенный латерально бугорок слизистой оболочки - валик (б). Рассмотреть при большом увеличении в эпителии боковой поверхности сосочка вкусовые почки (7). В глубине языка рассмотреть пучки поперечно­полосатых мышечных волокон (8), идущие в трех направлениях: вертикальном, поперечном и продольном.

Между ними расположены концевые отделы белковых желез (9) языка, выводные протоки (10) которых, открываются на дне желобка.

Зарисовать язык как орган (при малом увеличении).

4.5. Листовидные сосочки языка. Окраска: гематоксилин и эозин.

Строение данного участка языка в отношении мышечных волокон и слюнных желез не отличается от предыдущего. Листовидные сосочки (I) располагаются всегда в несколько рядов. Они одинакового размера и формы. Их отличительная особенность — наличие трех коротких соединительно-тканных сосочков (2), глубоко проникающих в эпителий (З). В среднем сосочке видна полость, выстланная эндотелием - лимфатический сосуд (4), наружные граничат с эпителием, содержащим многочисленные вкусовые почки.

Зарисовать сосочки при малом увеличении.

4.6. Околоушная железа. Окраска: гематоксилин и эозин.

Околоушная железа относится к сложным альвеолярным железам с

белковой секрецией. При малом увеличении отметить дольки (1)

железы, отделенные прослойками рыхлой соединительной ткани(2), в

которой проходят междольковые выводные протоки (3) и сосуды.

Рассмотреть дольку железы при большом увеличении и найти:

концевые секреторные отделы (4), вставочные (5) и исчерченные протоки (6). Отметить особенности строения белковой секреторной клетки (характер окраски цитоплазмы, расположение ядра, расположение секреторных гранул). Изучить строение вставочного и исчерченного протоков. Обратить внимание на ацидофильную базальную исчерченность клеток, выстилающих исчерченные протоки. Найти ядра миоэпителиальных (корзинчатых клеток) (7). Отметить двухслойный эпителий (8) в междольковых протоках.

Зарисовать участок околоушной железы при большом увеличении, отметив все детали строения, как внутри дольки, так и междольковых образований: проток (3), артерию (9), вену (10).

4.7. Подчелюстная железа. Окраска: гематоксилин и эозин.

Подчелюстная железа относится к сложным альвеолярно­трубчатым железам, со смешанной секрецией. Найти белковые (!) и белково-слизистые (2) концевые секреторные отделы, вставочные протоки (3), исчерченные слюнные протоки (4), междольковые вы водные протоки (5). Отметить особенности строения концевых отделов и разобрать взаимоотношение белковых (6) и слизистых (7) клеток в смешанном концевом секреторном отделе. Обратить внимание на особенности строения (окраска цитоплазмы, расположение ядер) слизистых клеток и их отличие от белковых. Отметить в смешанном секреторном отделе белковое полулуние (8), миоэпителиальные клетки (9).

Зарисовать часть подчелюстной железы при большом увеличении, обозначить детали.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

4.8. Декальцинированный зуб (лупа).

4.9. Эмаль.

4.10. Дентин.

4.11. Цемент клеточный.

4.12. Зубная пластинка (окраска: гематоксилин и зозин):

4.13. Образование эмали ж дентина (окраска: гематоксилин и эозин).

4.14. Развитие постоянного зуба (окраска: гематоксилин и зозин).

4.15. Секреторные гранулы в белковых клетках околоушной железы (окраска: гематоксилин и зозин).

4.16. Смешанный концевой отдел (окраска гематоксилин и зозин).

4.17. Исчерченный проток - митохондрии (окраска: железный гема­токсилин).

ЭЛЕКТРОНОГРАММЫ:

4.18. Дентинобласт.. 1-зона минерализации дентинаII - предентин; I -кристаллы гидроксиапатита, 2 - отросток дентинобласта, 3 -замыкающая пластинка, 4 - гранулярный эндоплазматический ретикулум, 5- пластинчатый комплекс Гольджи, 6-ядро.

4.19. Энамелобласт. I - отросток Томса, 2 секреторные гранулы органического матрикса эмали, 3 - пластинчатый комплекс Гольджи, 4 - гранулярный эндоплазматический ретикулум, 5- ядро клетки, 6 - фибриллярный органический матрикс эмалевой призмы.

4.20. Эмалевые призмы. 1— продольно перерезанные эмалевые призмы, 2— поперечно перерезанные эмалевые призмы, 3-кристаллы гидроксиапатитов.

 

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

5.1. Что означает термин “обложенный” язык?

5.2. Какие сосочки языка имеют вкусовые почки?

5.3. Чем отличаются друг от друга околоушная, подчелюстная и подъязычная слюнные железы?

5.4. Какие твердые ткани зуба способны к регенерации?

5.5. Каковы источники развития энамелобластов, дентинобластов и цементобластов?

ТЕМА: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Органы ротовой полости

(для студентов смоматологического факультета)

Изучая морфологию пищеварительной системы, необходимо знать ее разделение на отделы, источники развития органа и его состав, уметь сопоставить строение любого отдела с выполняемыми им функциями. Функциональная специализация каждого отдела в едином пищеварительном “конвейере” прежде всего отражается на морфологии слизистой оболочки, выстилающей внутреннюю поверхность пищеварительного тракта, поэтому следует обратить особое внимание на особенности ее строения.

Студентам стоматологического факультета необходимо знание физико-химических свойств тканей зуба, а также светооптической и субм икроскопической организации их структурных тканевых элементов.

 

Тема: Строение зуба и его развитие.

1. Введение

Изучение анатомического и гистологического строения зуба.

Необходимо изучить не только тканевой состав зуба, но и знать строение каждой ткани, химический состав, физико-химические свойства и источники их развития. Чтобы лучше разобраться в последнем, студенты изучают последовательные стадии развития зуба

 

2.Цели занятия

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов необходимо уметь:

2.1. На гистологическом препарате “Шлиф” зуба” находить части зуба и его твердые ткани.

2.2. Определять эмалевые призмы, радиальные полоски (Шрегера), дентинные канальцы, цементоциты.

2.3. Определять на гистологических препаратах стадии развития зуба, зубные зачатки, дентинобласты, энамелобласты, дентин, эмаль.

2.4. Находить на гистопрепаратах развивающуюся костную альвеолу.

 

3. САМОПОДГОТОВКА

3.1.В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1.Физико-химические свойства, светооптическую и субмикроскопическую характеристики твердых тканей зуба: эмали, дентина, цемента.

3.1.2. Строение и функции пульпы зуба.

3.1.3. Стадии и сроки развития молочных и постоянных зубов.

3.1.4. Прорезывание зубов, смену молочных зубов на

постоянные.

Иметь представление:

3.1.5.О роли слюны в процессах деминерализации и реминерализации эмали.

3.1.6. О значении зубного ликвора в трофике твердых тканей зуба.

3.1.7. О возрастных изменениях в тканях зуба.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний.

3.2.1. Из анатомии: анатомию зуба, виды зубов, сроки прорезывания и смены зубов.

3.2.2. Из предшествующих занятий: волокнистые соединительные ткани, костные ткани.

3.2.3. Новый материал: учебник “Гистология”, глава XVIH, “Зубы”, стр. 495-507. Конспект лекций.

 

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ

4.1.Шлиф зуба человека (неокрашенный препарат). В препарате шлифа зуба найти коронку (I), шейку (П), корень (III), эмаль (А), дентин (Б), цемент (В).

При малом увеличении микроскопа изучить дентин, составляющий основу зуба, найти в нем дентинные канальцы (I), идущие радиально от пульпарной полости (2). Изучить строение эмали, отметить эмалевые призмы (3), широкие коричневого цвета радиальные полоски Шрегера (4) и тонкие тангенциальные линии Ретциуса (5). Найти бесклеточный (6) и клеточный (7) цемент, в последнем видны клетки звездчатой формы -цементоциты (8).

Зарисовать шлиф зуба, обозначить все детали его строения.

4.2. Зубная пластинка (срез стенки рта эмбриона).

Окраска: гематоксилин и эозин (демонстрационный препарат).

При малом увеличении микроскопа найти многослойный эпителий ротовой полости эмбриона. Препарат ориентировать эпителием вверх. Изучая препарат по длине эпителия, найти вестибулярную пластинку (I) - идущий от него эпителиальный тяж, вросший в подлежащую мезенхиму.

Это и есть зубная пластинка (2).

Зарисовать участок эпителия, покрывавшего ротовую полость, и отходящую от него зубную пластинку с прилежащей к ним мезенхимой (3).

4.3. Эмалевый орган (срез стенки рта эмбриона или нижней челюсти зародыша свиньи). Окраска: гематоксилин и эозин. Ориентировать препарат (при малом увеличении микроскопа) эпителием вверх (1). Найти щечно-губную (вестибулярную) бороздку (2) и отходящую от нее зубную пластинку (3). Найти эмалевый орган (4), соединяющийся с зубной пластинкой посредством шейки (5). Форма эмалевого органа определяет форму коронки развивающегося зуба. С большим увеличением микроскопа найти наружный слой эмалевого органа (6), представленный уплощенными эпителиальными клетками; пульпу эмалевого органа (7) в виде синцития; внутренний слой эмалевого органа (8) из высоких кубических эпителиальных клеток. Найти два мезенхимальных зачатка: мезенхиму зубного сосочка (9) и мезенхиму зубного мешочка (10). Из мезенхимы, окружавшей зубные зачатки, развивается костная альвеола (11). Нарисовать и все обозначить.

4.4. Образование дентина и эмали. Окраска; гематоксилин и эозин.

При малом увеличении найти эмалевый орган (1), достигший к стадии гистогенеза значительных размеров. Коронку развивающегося молочного зуба изучить при большом увеличении микроскопа. Мезенхима зубного сосочка дифференцируется в пульпу зуба (2) и содержит кровеносные сосуды (3). В поверхностном слое ее видны крупные базофильно окрашенные клетки - дентинобласты (4). Ядро дентинобласта расположено в базальной части клетки, а от апикальной отходит отросток. К дентинобластам прилежит слабо оксифильно окрашенный, неминерализованный предентин (5), кнаружи от последнего находится минерализованный дентин (6), который окрашивается базофильно. Над дентином на некоторых препаратах можно обнаружить слой эмали (7), окрашенный резко базофильно. Кнаружи от эмали лежат высокие призматические эпителиальные клетки - энамелобласты (8). Обратить внимание на изменение высоты клеток и смену базального и апикального полюсов клетки по мере дифференцировки энамелобластов. Со стороны пульпы эмалевого органа (9) к энамелобластам прилежат несколько слоев уплощенных клеток промежуточного слоя (10), участвующих в образовании кутикулы эмали. Зарисовать участок верхушки коронки развивающегося зуба при большом увеличении и обозначить.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

4.5.Энамелобласты (окраска: гематоксилин и эозин).

4.6.Развивающиеся молочный и постоянный зубы в одной костной альвеоле (окраска: гематоксилин и зозин).

4.7.Эмаль, полосы Шрегера (шлиф зуба, препарат не окрашен).

ЭЛЕКТРОНОГРАММЫ

4.8.Дентинобласт. I - зона минерализации дентина, II- предентин;

1 - кристаллы гидроксиапатита, 2 - отросток дентинобласта, 3 - замыкающая пластинка, 4 - гранулярный эндоплазматический ретикулум, 5 - аппарат Гольджи, 6 - митохондрии, 7- ядро,

4.9. Энамелобласт, 1- отросток Томса, 2 - секреторные гранулы органического матрикса эмали, 3- пластинчатый комплекс Гольджи, 4 - гранулярный эндоплазматический ретикулум, 6 -митохондрии, 7 - ядро клетки, 8 — фибриллярный органи-ческий матрикс эмалевой призмы.

4.10, Электронная микрофотография эмалевых призм, 1

продольно перерезанные эмалевые призмы, 2 - поперечно

перерезанные эмалевые призмы, 3 - кристаллы гидроксиапатитов,

 

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5.1. Какие твердые ткани зуба способны к регенерации?

5.2. Из каких тканей построена пульпа зуба и периодонт?

5.3. Назовите структуры пародонта.

5.4. Производным какой ткани являются вестибулярная и зубная пластинки?

5.5. Какая ткань зуба развивается из эпителиального зачатка и как этот зачаток называется?

5.6. Какие ткани зуба развиваются из мезенхимы зубного сосочка?

5.7. Что развивается из мезенхимы зубного мешочка?

 

ТЕМА: ПЕРЕДНИЙ ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ: ОБОЛОЧКА РОТОВОЙ ПОЛОСТИ,

ЯЗЫК, СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Основная функция органов ротовой полости - механическая переработка пищи. Исходя из этого, студент должен уметь объяснить особенности строения слизистой оболочки различных участков ротовой полости (губы, щеки, дна ротовой полости, неба и т.д.). Необходимо знать строение языка, слюнных желез, местоположение и морфологию органа вкуса. Обратить внимание на состав слюны и ее функциональное значение.

Среди черепных нервов тройничный нерв является одним из важнейших, участвующих в обеспечении чувствительной, двигательной и вегетативных функций органов ротовой полости, жевательной мускулатуры, слюнных желез. Изучение строения чувствительного тройничного узла и периферического нерва помогут студентам понять принципы рефлекторной деятельности этого черепного нерва.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов необходимо уметь:

2.1. Определять слизистые оболочки ротовой полости покровного, железистого и специализированного типов.

2.2. Различать сосочки языка.

2.3. Дифференцировать слизистые и белковые секреторные концевые отделы слюнных желез, виды выводных протоков желез.

2.4. Находить чувствительные нейроны и чувствительный корешок тройничного узла.

2.5. Определять оболочки периферического нерва.

3. САМОПОДГОТОВКА.

3.1.В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1. Сравнительную характеристику слизистой оболочки ротовой полости в различных ее отделах.

3.1.2.Строение губы.

3.1.3.Строение твердого и мягкого неба.

3.1.4.Строение десны, значение зубодесневой бороэдки.

3.1.5.Строение щеки

3.1.6.Строение языка.

3.1.7.Строение и функции слюнных желез.

3.1.8.Строение отделов тройничного нерва. Иметь представление:

3.1.9.О лимфоэпителиальном глоточном кольце.

3.1.10.О принципах иннервации лица и органов ротовой полости.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний.

3.2.1.Из анатомии: чувствительная, двигательная и вегетативная иннервация органов ротовой полости, желательной мускулатуры желез, их васкуляризация.

3.2.2.Из предшествующих занятий: покровный и железистый эпителий; рыхлые и плотные волокнистые соединительные ткани.

3.2.3.Новый материал: учебник “Гистология”, глава XVIII, стр. 474-495. Конспект лекций.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ

4.1. Губа ребенка (слизистая оболочка покровного типа).

Окраска: гематоксилин и эозин.

Найти при малом увеличении микроскопа кожный (А), промежуточный (Б) и слизистый (В) отделы (части) губы.

А - кожный отдел губы, покрытый многослойным плоским

ороговевающим эпителием (I), имеет потовые (2), сальные (3)

железы и волосы (4). Соединительно-тканные сосочки (5)

глубоко вдаются в эпителий.

Б - промежуточный отдел, подразделяющийся на наружную (гладкую) зону (6) представленную частично ороговевающим

эпителием и непосредственно граничащую с кожной частью губы, и внутреннюю (ворсинчатую) (7) зону, многослойный плоский неороговевающий эпителий (8), который в 3-4 раза толще, чем в наружной зоне. В него вдаются узкие глубокие соединительно-тканные сосочки (9) с большим количеством капилляров (10) (красная кайма губы). Железы и волосы в промежуточной части отсутствуют.

В - слизистый отдел. Слизистая оболочка этого отдела (I) представлена многослойным плоским неороговевающим эпителием (8), собственная пластинка (II) образует неглубокие сосочки(12).

В подслизистой основе (П) видны крупные сосуды (13), нервные стволики (14), альвеолярно-трубчатые, белково-слизистые губные железы (15).

В толще губы находится поперечно-полосатая мышечная ткань (16) круговой мышцы рта.

Нарисовать препарат при малом увеличении микроскопа и сде­лать

обозначения.

4.2. Твердое небо, фиброзная зона (новорожденный ребенок). Окраска: гематоксилин и эозин.

Слизистая оболочка твердого неба относится к слизистым оболочкам жевательного типа, не имеющим подслизистой основы.

При малом увеличении микроскопа найти многослойный плоский ороговевающий эпителий (А), характерный для слизистых оболочек жевательного типа. Рассмотреть эпителий с большим увеличением. Нарисовать и обозначить в нем: 1 - базальный слой, 2 - шиповатый слой, 3 - зернистый слой, 4 - роговой слой. При большом увеличении микроскопа рассмотреть фигуры митоза (Б) в клетках базального и шиповатого слоев шишки (6) между клетками шиповатого слоя, крупные базофильные гранулы кератогиалина (7) в клетках зернистого слоя. Поверхностный роговой слой содержит роговые чешуйки (8) либо клетки с пикнотичными ядрами. Под базальной мембраной найти собственную пластинку слизистой оболочки (Б), которая образует неглубокие соединительно-тканные сосочки (9), из рыхлой волокнистой соединительной ткани, но в основном она представлена плотной волокнистой соединительной тканью (10).

Рассмотреть и нарисовать пучки коллагеновых волокон (H), идущие в различных направлениях. Радиально направленные пучки достигают базальной мембраны. В аморфном веществе обнаруживается большое количество клеток, в том числе фибробластов (12), что свидетельствует об активности коллагенообразования в десне новорожденного ребенка.

Зарисовать препарат и обозначить детали строения.

4.3. Нижняя поверхность языка (язык ребенка).

Окраска: гематоксилин и эозин.

Слизистая оболочка нижней поверхности языка является сли­зистой оболочкой покровного типа (I), подвижность которой опре­деляется наличием подслизистой основы (П). Сориентировать препарат слизистой оболочкой к себе. Слизистая оболочка нижней поверхности языка имеет 2 слоя: многослойный плоский неороговевающий эпителий (I) и собственную пластинку слизистой оболочки (2), образующую неглубокие сосочки (3). За собственной пластинкой следует подслизистая основа (П), представленная рыхлой волокнистой соединительной тканью (4). В ней проходят крупные кровеносные сосуды (5), имеются дольки белково-слизистых слюнных язычных желез (6).

Мышечная основа языка (III) представлена поперечно­полосатой мышечной тканью (7), между пучками мышечных волокон также обнаруживаются дольки смешанных слюнных желез (6). Обратить внимание на отсутствие исчерченных протоков в дольках мелких слюнных желез. При малом увеличении микроскопа изучить и нарисовать препарат, сделать обозначения.

4.4. Язык - слизистая оболочка специализированного типа (желобоватые сосочки). Окраска: гематоксилин и эозин. При малом увеличении на препарате языка найти желобоватый сосочек, сориентировать его вверх эпителием (I). Найти собственный слой слизистой (2), вдающийся в виде мелких сосочков в эпителий. В эпителии можно встретить вкусовые луковицы (3). Найти ровик (4) и валик (5), окружающие сосочки. Под слизистой оболочкой, состоящей из эпителия и собственного слоя, располагаются пучки поперечно-полосатой мышечной ткани (6), идущие в 3-х направлениях. Между ними лежат концевые отделы белковых слюнных желез (7), выводные протоки которых (8) открываются на дне ровика. Зарисовать языккак орган, обозначить слизистую оболочку (А) и мышечную ткань языка (Б).

4.5. Листовидные сосочки языка. Окраска: гематоксилин и эозин. Строение данного участка языка в отношении мышечных воло­кон и слюнных желез не отличается от предыдущего. Листовидные сосочки располагаются всегда в несколько рядов. Они одинакового размера и формы. Их отличительная особенность - наличие трех высоких вторичных сосочков (1), глубоко проникающих в эпителий. В среднем сосочке видны полости выстланные эндотелием (лимфатический сосуд - 2), наружные - ведут к многочисленным вкусовым почкам (З). При большом увеличении рассмотреть их строение. Вкусовые почки имеют вид овала, усеченного с основания. Клетки в виде “долек апельсина” снабжены апикальной кутикулой (розовой) - штифтиком, обращенным в ямку (5). Последняя сообщается через пору (6) с внешней средой. Клетки различаются по ядрам, внешние с круглыми ядрами - опорные (7), внутренние с вытянутыми ядрами - чувствительные (вкусовые) (8), в базальной части вкусовой почки расположены мелкие базальные клетки (9).

Зарисовать орган при малом увеличении, а вкусовую почку при большом

(показать ее в толще эпителия).

4.5.а. Нитевидные и грибовидные сосочки языка.

Окраска: гематоксилин и эозин.

Под малым увеличением микроскопа на спинке языка можно увидеть два ряда сосочков: заостренные нитевидные (I) и грибовидные (II), имеющие, плоскую вершину и узкое основание. Нитевидные сосочки не имеют вкусовых почек, т.к. покрыты многослойным плоским ороговевающим эпителием (III).

4.6. Околоушная слюнная железа. Окраска: гематоксилин и эозин.

Околоушная железа - экзокринная, сложная, альвеолярная железа с белковой секрецией. При малом увеличении найти дольки (I) железы, отделенные друг от друга прослойками рыхлой соединительной ткани, в которой проходят выводные протоки, кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.

Изучить строение дольки железы с большим увеличением. Найти секреторные концевые отделы (I), вставочные (2) и исчерченные протоки

(3), отметить особенности их строения, Обратить внимание на окраску. Найти ядра миоэпителиальных клеток (4) в этих отделах дольки

Зарисовать с больший увеличением дольку железы с прилежащей к ней междольковой соединительной тканью (П), содержащей междольковый выводной проток (5) и сосуды:

артерию (б) и вену (7). Обозначить все детали внутридольковых и междольковых образований.

4.7. Подчелюстная слюнная железа. Окраска: гематоксилин и зозин.

Общий план строения подчелюстной слюнной железы такой же, как и околоушной железы, но в отличие от последней, подчелюстная - сложная альвеолярно-трубчатая, белково­слизистая железа, с плохо выраженной междольковой соединительной тканью. При большом увеличении зарисовать дольку (I) железы. Отметить два типа концевых отделов -белковый (1) и белково-слизистый (2), вставочный (3) и исчерченный проток (4), междольковый выводной проток (5), сосуды (б), расположенные в междольковой соединительной ткани. Обратить внимание на различную окраску сероцитов (7) и мукоцитов (8).

4.8.Чувствительный узел тройничного нерва.

Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении микроскопа найти чувствительный узел (1) и отходящий от него толстый чувствительный корешок (II). При большом увеличении микроскопа рассмотреть в узле псевдоуниполярные чувствительные нейроны (1), лежащие группами. Окружающие их мантийные глиоциты (2) имеют мелкие ядра округлой формы. Снаружи от них в соединительно­тканной оболочке (3) видны фиброциты (4), имеющие ядра удлиненной формы. Чувствительный корешок представлен аксонами псевдоуниполярных нейронов(5).

Зарисовать препарат при малом увеличении микроскопа, а псевдоуниполярный нейрон с окружением - при большом увеличении, и сделать обозначения.

4.9.Поперечное сечение периферического нерва. Слизистая часть губы. Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении микроскопа найти в подслизистой основе губы нерв, состоящий из нервных стволиков (1) разного диаметра.

Каждый нервный стволик окружен оксифильно окрашенной оболочкой из пластинчатой соединительной ткани — периневрием (2), От периневрия внутрь нервных стволиков отходят светлые прослойки рыхлой соединительной ткани, которые образуют эндоневрий. Между нервными стволиками и вокруг них расположен эпиневрий (4), содержащий рыхлую соединительную ткань и кровеносные сосуда. Нервные стволики состоят из миелиновых и безмиелиновых нервных волокон (5), имеющих на поперечном срезе вид слабоокрашенных колец, содержащих ядра нейролеммоцитов (6).

Зарисовать препарат при большом увеличении микроскопа и сделать обозначения.

 

4. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

4.10.Вкусовые почки. Окраска: импрегнация серебром.

4. II. Свободные нервные окончания в слизистой оболочке языка.

Окраска: импрегнация серебром.

4.12.Периферический нерв. Окраска осмием и эозином.

ЭЛЕКТРОНОГРАММЫ:

4.13.Миелиновое нервное волокно на продольном срезе.

4.14.Миелиновое нервное волокно на поперечном срезе.

 

5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5.1.Перечислите слои многослойного плоского неороговевающего и

многослойного плоского ороговевающего эпителия слизистой оболочки

ротовой полости.

5.2. Приведите примеры слизистых оболочек ротовой полости покровного и жевательного типов.

5.3.Чем отличается зубодесневой карман от зубодесневой бороздки?

5.4. Какие внутридольковые протоки отсутствуют в мелких слюнных железах?

5.5. Какую принадлежность имеют миелиновые и безмиелиновые нервные волокна периферического смешанного нерва?

 

ТЕМА: ПИЩЕВОД, ЖЕЛУДОК, КИШЕЧНИК

I. ВВЕДЕНИЕ

Пищевод, желудок, кишечник - составные части пищеварительного канала. Они осуществляют проведение компонентов пищи, ее химическую и механическую обработку, здесь же происходит всасывание продуктов расщепления белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот в кровь и лимфу. Понимание механизмов этих сложных процессов в условиях нормы и их изменений в патологии требует знания гистологического строения и понимания механизмов функционирования клеток и тканей, образующих данные органы.

2. Цели занятия

В результате изучения теоретического материала, гистологи­ческих препаратов и электронограмм студент должен уметь:

2.1. Найти на препаратах органов, образующих

пищеварительный канал, оболочки, входящие в их состав.

2.2.Определять тканевую принадлежность всех микроструктур изучаемых препаратов (пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки).

2.3. Отличать по гистологическим критериям друг от друга препараты пищевода, желудка, кишечника.

2.4.Находить в препаратах железы, определять характер их секреции (белковый, слизистый, смешанный).

2.5. Находить нервные сплетения.

2.6. Отличать артерии, вены и различные микрососуды, а также - лимфатические фолликулы в стенке изучаемых органов.

2.7.Отличать на электронограммах различные эпителиоциты ворсинок и крипт кишечника, париетальные и главные клетки желез желудка.

3. САМОПОДГОТОВКА

3.1.Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1.Общий план гистологического строения органов, образующих пищеварительный канал.

3.1.2. Слои и тканевой состав образований, входящих в слизистую, мышечную и адвентициальную, или серозную, оболочки.

3.1.3. Общие принципыиннервации, кровоснабжения и лимфооттока

изучаемых органов.

З.1.4. Гистологическое строение пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки.

3.1.5.Процессы клеточного обновления эпителиоцитов пищевода, желудка, кишечника.

3.1.6.Электронно-микроскопические особенности строения различных эпителиоцитов желудка, кишечника.

3.1.7.Отличия полостного и пристеночного (мембранного пищеварения).

Иметь представление:

3.1.8.О механизмах всасывания продуктов расщепления белков, жиров, полисахаридов.

3.1.9.Об эндокринных функциях желудка и кишечника.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний

3.2.1.Из предшествующих занятий: общая характеристика эпителиальной и рыхлой соединительной, мышечной ткани; строение рефлекторной дуги симпатического и парасимпатического рефлекса.

3.2.2.Новый материал: учебник “Гистология”, глава XVHI, стр.468-473, 5О8-544. Конспект лекций по данной теме. Дополнительная литература: монографии и журнальные статьи по списку кафедры.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ И ЭЛЕКТРОНОГРАММАМ

4.1. Пищевод. Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении, передвигая препарат от просвета к наружной поверхности, найти слизистую (I), подслизистую (II), мышечную (III), адвентициальную (IV) оболочки. В слизистой оболочке, используя большое увеличение, изучить многослойный плоский эпителий (1), собственную (2) и мышечную пластинки (З), подслизистую основу (4). В подслизистой основе (II) обратить внимание на собственные железы пищевода (5), слизистого характера. Здесь же встречаются крупные сосуды (6) - артерии, вены. Мышечная оболочка (III) представлена двумя слоями поперечно-полосатых мышечных волокон (срез из верхней части пищевода). Их направление во внутреннем слое приближается к циркулярному, в наружном - к продольному. Между двумя слоями встречается,

межмышечное нервное сплетение (7). Адвентициальная оболочка (II) образована рыхлой волокнистой соединительной тканью, содержит сосуды (8), нервные стволики (9), жировую ткань (10).

Зарисовать вертикальной колонкой утенку пищевода, отобра­зив и обозначив указанные структуры.

4.2.1. Дно желудка. Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении ориентировать препарат слизистой оболочкой от себя. Найти и рассмотреть оболочки, составляющие стенку желудка; слизистую (I), подслизистую (II), мышечную (III) и серозную (IV). В слизистой оболочке найти и изучить слои: призматический железистый эпителий (1), собственную (2) и мышечную (З) пластинки слизистой оболочки. В каждом слое изучить составляющие его тканевые элементы. Обратить внимание да рельеф слизистой оболочки, образующей желудочные ямки (4), в открывающиеся в них собственные железы (5). Последние имеют вид тонких трубочек с плохо заметным просветом. Рассмотрите составляющие их главные (б), париетальные (7), слизистые (8) клетки. Цитоплазма главных клеток базофильна, их ядро округлое. Париетальные клетки имеют оксифильную цитоплазму, слизистые - характеризуются слабо окрашенной цитоплазмой, смещенным к базальному по­люсу уплотненным ядром.

В подслизистой основе обратите внимание на крупные артерии (9) и вены (10). Мышечная оболочка состоит из З-х слоев, образованных гладкими миоцитами -косого (внутреннего), циркулярного (среднего), продольного (наружного). В тонкой серозной оболочке рассмотрите соединительно-тканную пластинку (11),и покрывающий ее мезотелий (12).

Зарисуйте участок препарата, включающий в себя все оболочки стенки желудка, соблюдая соотношение имеющееся по толщине между ними.

4.2.2. Железистый эпителий слизистой оболочки желудка.

Окраска: муцикармин и гематоксилин.

Найти с большим увеличением микроскопа поверхностный эпителий (I) слизистой оболочки желудка. В базальной части железистых клеток лежат ядра (2), а апикальные части заполнены зернами мукоидного секрета (З), окрашенными в яркий малиновый цвет.

Слизистые клетки желез желудка окрашены менее интенсивно. Зарисовать фрагмент слизистой оболочки обозначить.

4.2.3. Пилорическая часть желудка. Окраска: гематоксилин и эо­зин.

Изучите при малом увеличении строение пилорической части желудка, обратив внимание на те же структуры, которые рассматривались в предыдущем препарате. Обратите внимание на следующие отличия: I) большая глубина желудочных ямок, 2) разветвленность и иной клеточный состав пилорических желез, состоящих преимущественно из слизистых клеток, 3) 2-слойную мышечную оболочку с сильно выраженным циркулярным слоем.

Зарисуйте участок препарата, захватывающий все его оболочки, Обозначьте их, а также - пилорические железы.

4.3.Тонкая (тощая) кишка. Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении ориентировать препарат слизистой оболочкой от себя, рассмотреть ее выпячивания - ворсинки (I), создающие характерный неровный рельеф выстилки кишки. Поверхность ворсинка образована цилиндрическим каемчатым эпителием (2). Найдите впячивания эпителия вглубь собственной пластинки - кишечные крипты (3). Соединительная ткань собственной пластинки (4) занимает промежутки, между криптами. Глубже располагается мышечная пластинка слизистой (5). Все эти слои образуют слизистую оболочку (I). Далее следует подслизистая основа (II). Мышечная оболочка (III) образована двумя слоями, состоящими из гладких миоцитов. Между слоями найти элементы межмышечного нервного сплетения (б). Серозная оболочка (IV) имеет обычное строение. При большом увеличении микроскопа рассмотрите эпителиоциты ворсинок и крипт. Обратите внимание на каемчатые (7) и бокаловидные (8) клетки. Зарисуйте участок препарата, сделайте обозначения.

4.4. Двенадцатиперстная кишка. Окраска: гематоксилин и эозин.

Рассмотреть при малом увеличении строение стенки кишки, определить границы слизистой (I), подслизистой (II), мышечной (III), серозной (IV) оболочек. Отметить важное отличие строения двенадцатиперстной кишки от тощей - наличие желез слизистого характера в подслизистой основе.

Зарисовать участок кишки, включающий все оболочки. Сделать обозначения.

4.5. Толстая кишка. Окраска: гематоксилин и эозин.

Ориентируйте препарат так же, как и предыдущие. При ма­лом увеличении рассмотрите его и обратите внимание на сходство строения тонкой и толстой кишки, наличие тех же оболочек: слизистой (I), подслизистой (II), мышечной (III) и серозной (IV), тех же слоев в составе оболочек. Отметьте отличительные черты строений толстой кишки (по сравнению с тонкой): отсутствие ворсинок и наличие большого числа бокаловидных клеток (1) в эпителии крипт (2).

Зарисуйте участок кишки, сделайте обозначения.

4.6. Червеобразный отросток. Окраска: гематоксилин и зозин.

При малом увеличении микроскопа отметьте черты строения, общие для всего пищеварительного канала и особенность, отличающую червеобразный отросток - большое число лимфатических фолликулов (I), расположенных в подслизистой основе, инфильтрированные лимфоидными элементами (2) собственной пластинки слизистой.

Зарисуйте участок червеобразного отростка, обозначьте его слизистую (I), подслизистую (II), мышечную (III) и серозную (IV) оболочки.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

4.7.Переход пищевода в желудок.

4.8.Переход желудка в 12-перстную кишку.

4.9.Собственные железы желудка (окраска конго красным).

4.10.Эпителий желудка (окраска кармином Беста).

4.11.Эпителий тонкой кишки, столбчатые (каемчатые) и эндо­кринные клетки.

4.12.Всасывание жира в тонкой кишке (окраска кислотой и кар­мином).

4.13.Апикальнозернистые и недифференцированные клетки.

4.14.Нейроциты межмышечного сплетения (импрегнация серебром).

4.15.Кровеносные сосуды ворсинок - инъекция сосудов желати­ной с тушью.

 

ЭЛЕКТРОНОГРАММЫ

4.16.Главные клетки желез желудка.

4.17.Париетальные клетки желез желудка.

4.18.Столбчатые эпителиоциты.

4.19.Эндокринные клетки.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5.1. Как отличить собственную пластинку слизистой оболочки от подслизистой основы?

5.2.Как определить уровень среза пищевода на гистопрепа­рате?

5.3.Как меняется слизистая оболочка при переходе от пищевода к желудку и от желудка к 12- перстной кишке?

5.4. За счет чего образуется каемка, выявляющаяся при световой микроскопии на апикальной поверхности столбчатых эпителиоцитов ворсинок.

5.5.Какие морфологические признаки отличают эндокринные эпителиоциты желудочно-кишечного тракта от окружающих их клеток?

5.6. Какие можно ожидать нарушения при гипофункции париетальных клеток желез желудка?

5.7. Какие нарушения кроветворения могут быть после обширной резекции желудка?

 

 

ТЕМА: ПЕЧЕНЬ, ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ

ЖЕЛЕЗА

1. ВВЕДЕНИЕ

Печень и поджелудочная железа - самые крупные железы в системе органов пищеварения. Обе эти железа продуцируют целый ряд биологически активных веществ, поступающих в 12-перстную кишку и необходимых для процессов пищеварения (желчные пигменты, желчные кислоты, ферменты, расщепляющие все основные компоненты пищевых продуктов). Кроме того, оба органа секретируют в кровь целый ряд веществ, а печень имеет и иные функции. Таким образом, поджелудочная железа и печень - органы, обладающие многими функциями. Поэтому при условии патологии: печени и поджелудочной железы (широко распространенной) у больного будет наблюдаться целый комплекс симптомов нарушения как процессов пищеварения, так и ряд других серьезных отклонений - изменения уровня холестерина, глюкозы, желчных кислот и пигментов в крови, явления интоксикации и т.д. Для того, чтобы разобраться в сложной гамме патологических нарушений и назначить соответствующее лечение необходимо четко представлять микроскопическое строение данных органов, фун- кциональное ­ назначение их различных структурных компонентов.

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов и злектронограмм студент должен уметь определять:

2.1.Печень и ее структурные компоненты.

2.2.Печеночную дольку.

2.3.Кровеносные сосуда в печени (центральную и собирательную вены,

междольковые артерию и вену, внутридольковые капилляры)

и желчные протоки.

2.4.Гепатоциты, их органеллы и включения.

2.5.Эндотелиоциты и звездчатые макрофаги (клетки Купфера).

2.6.Перисинусоидное пространство (Диссе).

2.7.Поджелудочную железу и ее структурные компоненты.

2.8.Секреторные отделы и выводные протоки экзокринной части поджелудочной железы.

2.9.Эндокринную часть поджелудочной железы -панкреатические островки (Лангерганса).

2.10.Кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры) железы.

2.11.Элементы стромы железы: капсулу, прослойки соединительной ткани, делящие ее на дольки.

2.12.Секреторные клетки эндокринного и экзокринного отделов, органеллы и включения этих клеток.

 

3. САМОПОДГОТОВКА

3.1.Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1.Общий план строения печени.

3.1.2.Особенности сосудистой системы печени.

3.1.3.Строение печеночной дольки.

3.1.4.Строение печеночной пластинки.

3.1.5.Строение желчевыводяших путей.

3.1.6.Строение гепатоцита, его электронно-микроскопические и цитохи- мические особенности.

3.1.7.Электронно-микроскопическую характеристику контакта гепатоцита с эндотелиоцитом или звездчатым макрофагом.

3.1.8.Общий план строения поджелудочной железы, ее экзокринной и эндокринной части.

3.1.9.Электронно-микроскопические и цитохимические особенности строения секреторных клеток экзокринного отдела.

3.1.10.Строение выводных протоков железы.

3.1.11. Клеточный состав панкреатических островков. Функции разных видов их клеток.

Иметь представление:

3.1.12.0б эмбриональном развитии печени и поджелудочной

железы.

3.1.13.0 функциях печени.

3.1.14.0 роли каждого из гормонов поджелудочной железы в регуляции обменных процессов в организме.

3.1.15.0 последствиях гипофункции В-клеток.

3.1.16.0 ферментах, вырабатываемых экзокринной частью

поджелудочной железы и выделяемых в кишечник.

3.2. Необходимый исходный уровень знаний.

3.2.1.Из предшествующих занятий: «Железы», «Тонкая кишка», «Толстая кишка».

3.2.2.Новый материал: учебник “Гистология” глава 18, стр.544-553, 555-564.

Дополнительная литература: журнальные статьи по списку кафедры.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ

ПРЕПАРАТАМ И ЭЛЕКТРОНОГРАММАМ

4.1. Печень. Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении микроскопа изучить общий план строения органа. Обратить внимание на его дольчатость, которая в печени человека слабо выражена. Границы долек определяются по расположенным между ними “триадам”, включающим междольковые желчный проток, артерию и вену. Эти образования окружены соединительной тканью. Центр долек определяется по находящемуся здесь сосуду - центральной вене. Найдите и изучите при большом увеличении микроскопа удачное сечение дольки (1) с радиально расходящимися тяжами гепатоцитов - печеночными пластинками (2). Между ними -синусоидные капилляры (3), отграниченные эндотелиоцитами, звездчатыми макрофагами. На препарате выявляются ядра этих клеток (4). Печеночные пластики состоят из гепатоцитов (5) -полигональных клеток с крупным округлым, ядром (6). Неко­торые гепатоциты - двуядерные.

В “триаде” найдите желчный проток (7), выстланный однос­лойным кубическим эпителием и кровеносные сосуды - артерию (8) и вену (9). Они выстланы эндотелиоцитами, содержат в просвете форменные элементы крови. Артерия отличается от вены большим развитием мышечных элементов и меньшим калибром.

Зарисуйте одну дольку целиком и фрагменты 2-3 долек, гра­ничащих с ней. Сделайте обозначения.

4.2. Поджелудочная железа. Окраска: гематоксилин в эозин.

При малом увеличении микроскопа изучить общий план

строения железы. Отметить выраженную дольчатость органа.

При большом увеличении рассмотрите одну из долек (1).

Найдите секреторные отделы (2) экзокринной части железы.

Обратите внимание, что каждая сёкреторная клетка (2) в составе

секреторного отдела имеет базофильно окрашенную базальную часть, называемую гомогенной зоной (3), ядро (4) и оксифильную апикальную часть с секреторными гранулами, называемую зимогенной зоной (5). Вставочные протоки (6) выстланы однослойным плоским или низким кубическим эпителием. При локализации вставочного протока внутри секреторного отдела выявляются центроацинозные клетки (7). Более крупные внутридольковые выводные протоки (8) покрыты однослойным кубическим эпителием. Внутри некоторых долек видны менее интенсивно, чем экзокринная часть железы, окрашенные панкреатические островки (9), представленные инсулоцитами (10) и кровеносными капиллярами (II). Обратите внимание на различную форму ядер инсулоцитов и эндотелиоцитов.

4.3.В междольковой соединительной ткани найти артерию (12), вену (13) и междольковый выводной проток (14). Последний выстлан однослойным кубическим или цилиндрическим эпителием. Иногда в междольковой соединительной ткани можно встретить нервные стволы, ганглии, пластинчатые тельца.

Зарисуйте препарат при большом увеличении микроскопа и

все обозначьте.

4.4. Панкреатический островок. В-клетки.

4.5. Желчные капилляры (импрегнация по Гольджи).

4.6. Гликоген в клетках печени интактной крысы (ШИК-реакция).

4.7. Гликоген в клетках печени крысы, подвергнутой охлаждению (ШИК-реакция).

4.8. “Триада” печени.

Электронограммы.

4.9. Гепатоцит.

4.10.Вокругсинусоидное пространство.

4.11.Ациноцит.

4.12.Панкреатический островок.

 

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5.1. С чем связана однослойность эпителиальной выстилки выводных протоков поджелудочной железы и

желчевыводящих путей (в отличие от выстилки выводных протоков слюнных желез)?

5.2. В чем особенности сосудистого русла печени?

5.3.Каковы особенности строения внутридольковых капилляров печени?

5.4.Как морфологически проявляется мультифункциональность гепатоцитов?

5.5.Какие изменения печени могут привести к попаданию желчи в кровь? Как это проявляется?

5.6.Какими факторами регулируется содержание гликогена в гепатоцитах?

5.7.Какова роль печени в белковом обмене? Как изменится бел­ковый спектр крови при поражении гепатоцитов?

5.8.Какие изменения в панкреатических островках могут привес­ти к гипергликемии?

 

 

ТЕМА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. ВВЕДЕНИЕ

В дыхательной системе Выделяют морфологически и функционально два отдела: воздухопроводящие пути (полость носа, носоглотка, гортань, трахея и бронхи) и собственно дыхательно-респираторный отдел, Структурной единицей которого является ацинус, где совершается газообмен.

Генетически дыхательная система является Производным пищеварительного канала. В строении ее трубчатых органов имеются черты сходства и ряд отличий: реснитчатый эпителий, фиброзно-хрящевой скелет, редукция мышечной оболочки. Транспорт веществ осуществляется за счет сокращения поперечно-полосатых мышц груди, диафрагмы и живота, изменяющих объем плевральной полости и легких. Важнейшей особенностью легких является наличие собственного (малого) круга кровообращения исходящего из правой половины сердца.

1.1.При изучении воздухопроводящих путей основное внимание следует уделить гистофизиологии реснитчатого эпителия и изменениям в строении внутрилёгочных бронхов по мере уменьшения их калибра.

1.2.В респираторном отделе выделить комплекс структур, входящих в ацинус, подробно изучить строение альвеол, а на электронно-микроскопическом уровне отметить слои, составляющие воздушно-кровяной барьер.

 

1.3.Общеизвестно, что заболевания дыхательной системы относятся к наиболее распространенным и тяжелым формам патологии, надолго снижающим уровень здоровья человека, а в ряде случаев приводят к смертельному исходу. Если учесть, что заболевания дыхательной системы выступают еще как осложнения при других формах патологии, то становится понятным, почему знания морфофизиологии этой системы совершенно необходимы для врача любой специальности.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения гистологических препаратов, электронограмм и теоретического материала студент должен уметь:

2.1.Различать в трахее и бронхах слизистую оболочку и ее слои, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки.

2.2.Отличать в препарате легких бронхи среднего, малого калибра; терминальную, респираторную бронхиолы; части ацинуса и альвеолы.

2.3.На электронограмме альвеолы находить элементы воздушно-кровяного барьера.

 

3. САМОПОДГОТОВКА.

3.1. Задание для самоподготовки.

3.1.1.Происхождение, строение и функция воздухоносного и респираторного отделов легких.

3.1.2.Особенности строения и функции эпителия, выстилающего воздухоносный и респираторный отделы.

3.1.3.Соотношение количества хрящевой и гладкой мышечной тканей в стенках бронхов различных калибров.

3.1.4.Строение дольки легкого, разветвления на территории ацину­са, строение плевры.

3.1.5.Строение и функцию альвеолоцитов, свойства сурфактанта, строение воздушно-кровяного барьера. Иметь представление:

3.1.6.О развитии в возрастных изменениях дыхательной системы.

3.1.7.Об особенностях кровоснабжения легких.

3.1. 8. О нереспираторных функциях легких.

3.1.9.О регенеративных возможностях органов дыхания.

3.1.10. О сегментарном строении легких.

3.2.Необходимый исходный уровень знаний.

3.2.1.Из предыдущих занятий: строение эпителиальной, соединительной, хрящевой и мышечной тканей, эмбриональные источники их развития, строение кровеносных сосудов, вегетативная и нервная система.

3.2.2.Новый материал: Учебник “Гистология”, глава ХIХ, стр.564-

580, конспект лекции.

 

4.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ГИСТОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ И ЭЛЕКТРОНОГРАММАМ

4.1.Трахея. Окраска: гематоксилин и эозин.

При малом увеличении ориентировать препарат эпителием кверху. Найти основные оболочки, составляющие стенку трахеи:

слизистую (I), подслизистую основу(II), фиброзно-хрящевую (III) и адвентицальную (IV). В слизистой оболочке на большом увеличении рассмотреть однослойный многорядный реснитчатый эпителий (I), собственную пластинку (2), богатую перерезанными поперек эластическими волокнами (3), которые выглядят как сильно преломляющие свет точки. В подслизистой основе располагаются белково-слизистые железы (4), выводные протоки (5) которых открываются на поверхность слизистой оболочки. Рассмотреть гиалиновый хрящ (6) с надхрящницей (7), составляющие фиброзно-хрящевую оболочку. В адвентициальной оболочке найти кровеносные сосуды (8), адипоциты (9), нервные стволики (10). На задней поверхности трахеи, где кольца гиалинового хряща не сомкнуты, найти пучки гладкомышечных клеток (11).

Зарисовать стенку трахеи и обозначить.

4.2.Легкое. Окраска гематоксилин и эозин.

При малом увеличении рассмотреть всю площадь среза. Найти средний бронх (I), имеющий складчатый просвет. Характерные для трахеи и крупных бронхов четыре оболочки здесь частично редуцированы. В слизистой оболочке (1) имеется многорядный реснитчатый эпителий (2), тонкая собственная пластинка (3) и хорошо развитый мышечный слой слизистой (4) с циркулярным направлением волокон. Железы (5) редки и лежатв подслизистой основе (6). Фиброзно-хрящевая оболочка (7) представлена узкими пластинками хряща (8) и эластическими волокнами. Наружная оболочка (адвентициальная) (9) построена из волокнистой соединительной ткани, которая постепенно переходит в соединительную ткань стромы легкого. Особен­ностью мелкого бронха (ii) является отсутствие хряща и желез, замена многорядного реснитчатого эпителия двурядным (10) и затем однорядным. Найти и рассмотреть бронхиолы: терминальную (III) и респираторную (IV).

Обратить внимание на форму просвета и изменения в характере эпителия этих бронхов. В промежутке между бронхами рассмотреть ажурную ткань респираторного отдела, выделить альвеолярные xoды (11) и альвеолярные мешочки (12). При большом увеличении рассмотреть строение альвеол (13), межальвеолярных перегородок ( 14 ), кровеносных капилляров (15).

Зарисовку препарата начать с бронхов, затем изобразить бронхиолы, после чего промежутки между ними, заполнить изображением альвеолярных структур стромы, сосудов, рисунок обозначить.

42.1.Электронограмма аэрогематического барьера.

Отметить просвет (I) капилляра и просвет альвеолы. (2). Найти базальные мембраны (3) эндотелиоцита и респираторного эпителиоцита, волокнистую соединитель­ную ткань (4) между альвеолами и стенкой капилляра. Рассмотреть ядро (5) и цитоплазму эндотелиальной клетки, цитоплазму (7) респираторного эпителиоцита. В просвете капилляра отметить эритроциты (8). Найти более тонкие участки, разграничивающие просвет сосуда от полости альвеолы, которые и образуют аэрогематический барьер (9).

4.3.ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

4.3.1. Ацинус (лупа).

43.2.Терминальная бронхиола (указать эпителий).

4.3.3.Мелкий бронх (окраска орсеином). Указать эластический остов.

4.3.4.Средний бронх (указать хрящевую пластинку).

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

5.1.Какие клетки выделяют слизь, покрывающую внутреннюю поверхность трахеи и бронхов?

52. Какой из бронхов имеет в своей стенке железы и эластичес­кий хрящ в виде островков?

5.3. Назовите структуры, составляющие аэрогематический барьер.

5.4.Что такое сурфактант, каково его значение и какие клетки вырабатывают его составные компоненты?

5.5.При дыхании воздухом, загрязненным пылью, инородные частицы попадают в воздухоносные пути и альвеолы:

а) какие клетки дыхательных путей принимают участие в очищении воздуха и каким способом?

б) какие инородные частицы попадают в межальвеолярную соединительную ткань?

5.6. У больного бронхиальной астмой временами возникают приступы удушья вследствие сильного сжатия главным образом мелких бронхов:

а) какие структурные элементы бронхов обусловливают их спазм?

б) почему сильнее других сжимаются именно мелкие бронхи?

5.7. Как изменится форма альвеол и способность легких изменять свой объем при утрате легкими эластических волокон

ТЕМА: КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

Кожа (и ее производные) образуют внешний покров организма. Она выполняет множество жизненно важных функций: защитную, водо- и теплообмена с внешней средой, депо крови, обмен витаминов и др. Изучение гистологического строения кожи: и ее производных служит основой формирования представлений врача о функциях кожи в норме и патологии. Оценивая внешний вид кожи, врач может составить представления об изменениях в некоторых системах метаболиз­ма (гиповитаминоз, гормональные сдвиги и т.д.) при различных заболеваниях.

 

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен уметь:

2.1.Отмечать основные типы кожи (из разных участков тела).

2.2. Различать основные части - эпидермис, дерму и их производные (волосы, железы, ногти).

2.3.Различать слои эпидермиса в «толстой» и «тонкой» коже, знать фазы ороговения.

2.4.Отмечать слои дермы и расположенные здесь образования (железы, нервные окончания, сосуды).

2.5.Различать структурные элементы корня волоса и знать происходящие в них процессы.

 

3. САМОПОДГОТОВКА

3.1.Задание для самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен знать:

3.1.1.Источники развития кожи.

3.1.2.Общий план строения и тканевой состав кожи.

3.1.3.Проиэводные кожи (волосы, железы, ногти).

3.1.4.Рецеп


<== предыдущая | следующая ==>
Ширшасана | 

Date: 2015-12-12; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию