Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы противодействия организованной преступности





Опасность организованной преступности осознана международным сообществом, вследствие этого появились международные документы, призванные противодействовать организованной преступности. Основным документом, содержащим данные цели, является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.

Всем государствам, ратифицировавшим Конвенцию, предложено пользоваться ключевыми понятиями: организованная преступная группа, серьезное преступление, структурно оформленная группа и др.

Под организованной преступной группой в Конвенции понимается структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, сущест­вующая в течение определенного периода времени и действующая согла­сованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступле­ний для получения, прямо или косвенно, финансовой или иной материаль­ной выгоды. Термин «серьезное преступление» означает преступление, на­казуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания. Под термином «структурно оформленная группа» понимается группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой необязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура.

Конвенция охватывает широкий спектр проблем. Прежде всего это относится к требованию криминализировать: создание организованной преступной группы и участие в ней; отмывание денежных средств (дохо­дов); акты коррупции, т.е. получение и передачу взятки; воспрепятствова­ние осуществлению правосудия.

Комментируя данную Конвенцию, В. Михайлов отмечает, что поло­жения Конвенции, направлены на предупреждение транснациональной ор­ганизованной преступности, в частности на предупреждение отмывания доходов, коррупции, а также на защиту свидетелей и потерпевших. Госу­дарства не только должны стремиться криминализировать такой вид пре­ступной деятельности, как отмывание доходов, но и обязаны устанавли­вать всеобъемлющий режим надзора в отношении банков и иных финансо­вых учреждений в целях недопущения и выявления всех форм отмывания денежных средств. Такой режим должен включать и требования об иден­тификации личности клиента, ведении отчетности и предоставлении ин­формации о подозрительных сделках.

Кроме того, с целью борьбы с отмыванием доходов закреплены так­же конфискация и арест доходов от преступной деятельности, механизм международного сотрудничества и распоряжения конфискованным иму­ществом, а также рекомендовано сокращать возможность для организо­ванных преступных групп использовать доходы от преступлений на закон­ных рынках. Такие меры могут включать, в частности, предупреждение злоупотреблений лицензиями на осуществление коммерческой деятельно­сти; лишение по решению суда на определенный период времени лиц, осужденных за преступления, охватываемые Конвенцией, права занимать должности руководителей юридических лиц и создание реестра таких лиц.

Оказание правовой помощи и выдача преступников, а также сотруд­ничество правоохранительных органов нашли самое широкое освещение в Конвенции. Наряду с этим в данном документе содержатся положения, на­правленные на расширение специальных методов раскрытия преступлений (агентурные операции, контролируемые поставки, электронное прослуши­вание, сотрудничество граждан с правоохранительными органами).

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конвенции преступление носит трансна­циональный характер, если оно совершено: в более чем одном государстве; в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирова­ния, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в одном

государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в дру­гом государстве.

Такой подход позволит применять Конвенцию для правовой помощи либо сотрудничества оперативных подразделений различных государств в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследова­ния всех представляющих достаточно высокую степень общественной опасности преступлений, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств.

В Конвенции содержится рекомендация государствам включить в национальное законодательство правило о возложении обязанности дока­зывания законности происхождения имущества, принадлежащего лицу, привлекаемому к уголовной ответственности в связи с причастностью к организованной преступной деятельности, на это лицо. Однако следует учитывать, что по законодательству европейских государств конфискация возможна лишь в отношении орудий и средств совершения преступлений, а также предметов, добытых преступным путем. Уголовное законодатель­ство России исключило конфискацию из видов наказания и определило как уголовно-правовую меру, назначаемую судом.

Национальными законодательными мерами, направленными на про­тиводействие организованной преступности, можно считать включение в УК РФ статей 210, 209, 208.

Кроме того, правовые основы предупреждения организованной пре­ступности закреплены в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с данным законом оперативным сотрудникам, сотрудникам ФСБ предоставляются возможности по внедрению информаторов в организованные преступные группы. Согласно ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения ма­териалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» ФЗ «Об ОРД» по требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на кон­фиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оператив­но-розыскных мероприятий. Однако, по мнению ученых и практиков, за­конодательно для оперативного сотрудника очень мало возможностей по ведению негласной разработки «воров в законе», лидеров преступных группировок.

Поскольку организованные преступные группы и сообщества пыта­ются легализовать свои доходы, то существенным правовым механизмом, предусмотренным законодателем для выявления «отмывания» денежных средств является принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма».

В этом законе предусмотрен обязательный контроль за финансовыми операциями: 1) с денежными средствами на сумму 600 000 или более руб­лей; 2) с имуществом на сумму 3 000 000 и более рублей.

При этом если имеются основания полагать, что лицо, осуществ­ляющее операции с денежными средствами и иным имуществом, связано с экстремистской или террористической деятельностью, эти операции под­лежат обязательному контролю вне зависимости от суммы, на которую они совершаются.

Правовыми основами для предупреждения организованной преступ­ности также являются Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» и некоторые другие нормативные правовые акты.

Рассматривая организационные основы противодействия организо­ванной преступности, следует обратить внимание на деятельность тех субъектов, которые способны оказывать противодействие организованной преступности. Во-первых, это Федеральная служба безопасности РФ. В ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» сказано, что органы Федеральной службы безопас­ности в соответствии с законодательством Российской Федерации прово­дят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, кор­рупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабан­ды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и пре­ступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресече­нию и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставя­щих своей целью насильственное изменение конституционного строя Рос­сийской Федерации.

В Положении о ФСБ и ее структуре, утвержденном Указом Прези­дента РФ от 11 августа 2003 г. № 960, сказано, что в функции ФСБ наряду с другими входит «организация во взаимодействии с федеральными орга­нами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и от­равляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного полу­чения информации, а также противодействия экстремистской деятельно­сти, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объедине­ний, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильст­венное изменение конституционного строя Российской Федерации, на­сильственный захват или насильственное удержание власти».

В качестве примера успешной работы по пресечению и предупреж­дению деятельности организованных преступных групп можно рассмот­реть факты, размещенные на сайте ФСБ РФ, касающиеся в основном пре­сечения ОПГ, ориентированных на совершение терактов.

Так, 26 октября 2010 года подразделениями ФСБ РФ реализованы оперативные материалы в отношении одной из бандитских групп, состоя­щей из жителей Северо-Кавказского региона, которые планировали со­вершить в этот день в Пятигорске очередной террористический акт. В ре­зультате проведенной спецоперации двое бандитов уничтожены, четверо задержаны, изъято более 200 кг взрывчатых веществ, а также компонентов СВУ. Найдена лаборатория, где изготавливались эти СВУ. Установлено, что эта бандитская группа имеет отношение к терактам, произошедшим 17 августа в Пятигорске, когда погибло большое количество мирных граждан, и к подготовке теракта 30 сентября в Ставрополе.

Следующим субъектом, противодействия организованной преступ­ности следует назвать прокуратуру РФ. Несмотря на то, что в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» нет прямого указания на борьбу с организованной преступностью, тем не менее сам характер деятельности Прокуратуры РФ (надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов судебными приставами, координация деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение заявлений, жалоб и обращений) предопределяет направление деятельности, связанное с предупреждением организованной преступности.

Другим основным субъектом, противодействующим организованной преступности, являются органы внутренних дел. Правовой базой деятель­ности ОВД в области предупреждения преступлений является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутрен­них дел по предупреждению преступлений».

Среди правоохранительных органов определенную роль в предупре­ждении организованной преступности может также играть Федеральная служба исполнения наказаний РФ, поскольку существуют факты создания и управления организованной преступной группой или преступным сооб­ществом лидерами, которые находятся в местах лишения свободы.

Правовыми основами деятельности оперативных подразделений ФСИН России является Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды», в котором сказано, что учреждения, исполняющие наказания, обя­заны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безо­пасности осужденных, а также в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель­ность.

Оперативные подразделения ФСИН России ориентированы на рас­крытие преступлений прежних лет, предупреждение преступлений в мес­тах лишения свободы.

Показателен может быть пример, приведенный судьей Н.А. Колоко-ловым. Согласно приговору Тульского областного суда от 31 октября 2005 г. С. создал в 2000 году и на протяжении нескольких лет возглавлял преступное сообщество (преступную организацию), в которое вовлек А., К., К., Ч., Ю., П., З., Т. Возглавляемая С. преступная организация соверши­ла ряд дерзких преступлений. Суд констатировал факт создания С. пре­ступного сообщества еще в период отбывания им уголовного наказания, назначенного по предыдущему приговору. Освобожден С. был условно-досрочно лишь 8 декабря 2003 года. К этому моменту созданная им пре­ступная организация была уже реальной силой. Ее подразделения затаи­лись до особой команды на территории Тульской и Владимирской облас­тей. Реализация преступных намерений организованного преступного со­общества (8 эпизодов) на территории Тульской, Владимирской, Брянской и Рязанской областей «уместилась» в период с 27 декабря 2003 года по 29 февраля 2004 года.

Данный пример, к сожалению, свидетельствует о том, что оператив­ные службы ФСИН России не всегда выполняют свои обязанности по оперативному выявлению преступлений и в данном случае не выявили факт создания преступного сообщества осужденным к лишению свободы.

Одним из субъектов, в функции которого также входит противодей­ствие организованной преступности, является Федеральная служба по фи­нансовому мониторингу. Правовое положение Росфинмониторинга регу­лируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной служ­бе по финансовому мониторингу».

В соответствии с указанным нормативным правовым актом Феде­ральная служба по финансовому мониторингу является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодей­ствию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной по­литики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельно­сти в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К основным задачам Росфинмониторинга относятся: во-первых, сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средст­вами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с за­конодательством Российской Федерации; во-вторых, создание единой ин­формационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере про­тиводействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; в-третьих, направление соответствующей информации в правоох­ранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии дос­таточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. И нако­нец, в международной сфере – осуществление Росфинмониторингом в со­ответствии с международными договорами Российской Федерации взаи­модействия и информационного обмена с компетентными органами ино­странных государств в сфере противодействия отмыванию доходов, полу­ченных преступным путем, а также представление России в международ­ных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Росфинмониторинг является аналогом подразделений финансовой разведки в других странах, причем Росфинмониторинг является своего ро­да промежуточным звеном между информационным полем, которое со­держит чувствительную информацию об операциях и сделках, и правоох­ранительными органами.

Date: 2016-02-19; view: 2116; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию