Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Галустова Оксана Викторовна 1 page





МОСКВА 2005


У Д К 159.9(091)(075.8) ББК 88.1я73 Г15

Галустова О. В.

Г15 Шпаргалка по истории психологии: учеб. пособие.-М.: ТК Велби, 2005. - 48 с.

ISBN 5-98032-889-0

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История психологии».

Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, - все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

УДК 159.9(091)(075.8) ББК 88.1я73 Учебное издание

Галустова Оксана Викторовна

ШПАРГАЛКА ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Учебное пособие

Подписано в печать 01.11.04. Формат 60x901/ie. Печать офсетная. Печ. л. 3,0. Тираж 10 000 экз. Заказ № i 5 1 1

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Типография № 9»

г. Москва, ул. Волочаевская, 40.

© О. В. Галустова, 2005 ISBN 5-98032-889-0 © ООО «ТК Велби», 2005


1. История психологии как самостоятельная наука Предмет истории психологии- изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии.имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения ее предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание как предмет истории психологии имело двойную функцию: оно являлось ■и объектом изучения, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучения - поведения - был ■преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновение самого объекта изучения - психики и сознания. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью. Основные задачи предмета истории психологии 1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека. 2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии. 3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество. \ 2. Методологические основы истории психологии Принципы историко-психологического анализа Принцип историзма- рассмотрение определенного отрезка развития науки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в целом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области зна- Детерминизм- раскрытие способа причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Методы истории психологии Теоретическая реконструкция(метод, заимствованный из других наук) - предполагает описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логи-кой предмета. Изучение научных школ- изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различия их мнений, оценок, критики. Изучение архивных материалов- поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.
3. Представления о психике в первобытном сознании и античности Первобытные представления о психикевозникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами. Античностьознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит. Анимизм(от лат. ат'та - душа) был одним из первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневны- 4. Психологические идеи Гераклита и Демокрита Гераклит(род. ок. 544 - умер ок. 483 до н. э.). 1. Представление о душе:душа («психея») является «искоркой» космоса, который определялся как «вечно жи-вой огонь». Все окружающее человека и сам человек подвержены вечному изменению. Единым и для души, и для космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений и все они являются неотвратимым результатом столкновения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают. 2. Теория познания Гераклита:процесс познания означает не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает познание закона Логоса, по которому явления переходят друг в друга и малый мир отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу - значит углубляться в закон (Логос). Демокрит(родился ок. 460 - умер ок. 471 до н. э.). 1. Понятие о мире и душе:все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психических процессахосновано на понимании человека как соединения определенных атомов друг с другом. Восприя-

 

 

Интервьюирование- беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов. Биографический и автобиографический методы- воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории. Анализ научных ссылок- установление частоты цитирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития. Источниками изучения истории психологии являютсяматериалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других обществен-ных наук. 4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей: 1) связь науки с общей социально-культурной основой эпохи; 2) тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания; 3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования; 4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука; 5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.
тие есть взаимодействие атомов предметов, которые воспринимает человек, и его органов чувств. От предмета исходят определенные атомы, копии, «эйдолы», которые по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы, или эйдолы, от предметов. Получается отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения у человека возникают в результате вхождения в него образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств. ми вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием. Переход от анимизма к гилозоизмуознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы.

 

 

5. Психологические идеи Сократа ' Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель. Учение о познании.Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Сократический метод.Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания. Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки.Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях 6. Психологические идеи Платона Понятие о душе у Платона(427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является небытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также ярост-ный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к стра-данию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Процессы познания.Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
6- } 7. Психологические идеи Аристотеля Трактат «О душе».Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности душирассматриваются через ее уровни. 1. Вегетативный уровеньхарактерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка. 2. Чувственный уровеньпреобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения. 3. Разумный (высший) уровеньприсущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению. Выделяются следующие познавательные способности души. 1. Восприятие- первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее. 2. Осязание- главнейшее ощущение, необходимое для жизни. 3. Память,которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - 8. Проблема аффектов в античной психологии Концепция аффектов у Аристотеля.Чувства сопровождают любую деятельность и являются ее источником. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффект определяется как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными изменениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения. Типичными аффектами являются влечения, гнев, страх, т. е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание. Концепция аффектов у стоиков.Школа стоиков воз-,никла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени 1того места в Афинах («стоя» - портик храма), где ее основатель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение. Аффекты понимаются как чрезмерные неразумные и,противоестественные движения души человека, связанные 1с неправильными представлениями о вещах. Существуют |26 разновидностей аффектов. Основными являются разно-1видности аффектов удовольствия и неудовольствия, кото-1рые стоики считали ложными суждениями о настоящем, и человеческие желания и страхи, определяемые ими как 1ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от 1любых эмоциональных потрясений, способен правильно 1руководить поведением. Стоики изучали процесс протека-1ния аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания аффектов: 1) первая стадия включает в себя нарастание физиологических изменений под влиянием внешних воздействий;

 

Чувственное познаниеотделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей. мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.
2) на второй стадии происходит непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции; 3) третья стадия характеризуется вмешательством разума, которое может привести как к избеганию аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего), так и к впаданию в сам аффект, т. е. именно разум ответствен за возникновение аффекта. Практическая методика борьбы с аффектами включает в себя способность не давать аффектам внешнего выражения, а также не преувеличивать их воображением и отвлечься на воспоминания другого рода. образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации. 4. Воображение- образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне. 5. Мышлениекак составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

 

 

9. Teopi темпграмента в античной психологии Гиппократ(родился ок. 460 - умер ок. 377 до н. э.) был знаменитым древнегреческим медиком. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. Им была разработана первая теория темпераментов, содержащая в себе четыре типа темперамента, названия которых сохранились до наших дней: сангвинический, в котором преобладает кровь; холерический, основой которого является желтая желчь; меланхолический, где преобладает черная желчь; и флегматический с преобладанием слизи. Теория темпераментов Гиппократа имеет большое историческое значение, так как, во-первых, бесчисленные различия между людьми группировались по нескольким общим признакам поведения и тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми, и, во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, а не опирался на божественные провидения, т. е. душевные качества ставились в зависимость от телесных. ■ Гален(II в. до н. э.), римский врач, развивал учение Гиппократа о темпераментах. Он выделил 13 темпераментов, из которых лишь один признавал нормальным. Также он утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме («кипение крови»), а субъективные, душевные переживания (например, гнев) вторичны. Гален с помощью проводимых опытов по перерезанию нервов описал зависимость жизнедеятельности целост-,,-.......,. * 10. Направления развития античной психологии IВ трудах древнегреческих мыслителей, направленных Iна объяснение генезиса и структуры души, можно обна-Iружить три основных направления. Первое направлениеобъясняло психику, исходя из законов движения и развития материального мира, из 1идеи об определяющей зависимости душевных проявле- Iний от общего строя вещей, их физической природы, из Iосмысления произвольности жизни души от физического мира и их внутреннего родства. Второе направление,созданное Аристотелем, ,ориентировалось преимущественно на живую природу; Iисходной точкой для него служило отличие свойств Iорганических тел от неорганических. Поскольку психи- Iка является формой жизни, выдвижение на передний Iплан психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные |параметры и способную (по мнению как материалистов, Iтак и идеалистов) покидать организм, с которым она Iвнешне связана, а способ организации поведения жи- 1вых систем. Третье направлениеставило душевную деятель-|ность индивида в зависимость от форм, которые созда-1ются не природой, а человеческой культурой, а именно от 1понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, дей-1ствительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от 1пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального 1мира, от реальной истории культуры и общества и пред-
11. Этапы развития психологии в период от античности до Нового времени В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII—VIвв. до н. э., т. е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами. Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развивалась в рамках философии, а потому он получил название философского периода и условно длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии, примерно в конце XVIII - начале X I X в., когда утвердилось понимание психологии как уникальной науки, имеющей свой независимый предмет, являющейся наукой гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Временем возникновения экспериментальной психологии считается создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундта в 1879 г. На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с первоосновой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление, так как тело является инертной массой, т. е. душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось по- 1 12. Развитие психологии 1 в Европе в эпоху Средневековья Период Средневековья начинается с падения в V в. 1Римской империи и утверждения христианства, культи-1вировавшего неприятие всякого знания, основанного на 1опыте, греховность попытки понять устройство и пред-'назначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, |наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием 1этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., 1когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.,Средневековая философия была тесно связана с хрис-Iтианской религией, и это позволяло развиваться лишь |тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно 1отражали и разделяли религиозные и светские позиции 1христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами |христианства и носили отпечаток догматов христианской 1религии. 1Развитие психологии в этот период было связано с из-1менением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна \ была либо полностью уступить богословию исследование |психики, либо найти себе такую нишу для исследования, 1которая не входила бы в противоречие с официальной 1наукой " богословием. В связи с этим представления 1о душе в психологии носили этико-религиозный характер 1в течение всего средневекового периода. После началь-'ного этапа развития психология начала стремиться к тому,

 

 

ставлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов. кого организма от нервной системы. Он установил, что нервы, идущие от органов чувств, обеспечивают наличие у человека таких познавательных процессов, как ощущение и восприятие; нервы, идущие от мышц, ответственны за произвольные движения, а остальные нервы иннерви-руют другие (внутренние) органы. Особое значение Гален придавал спинному мозгу. В нем он различал чувствительные и двигательные нервы.
чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения. знание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания. В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.

 

 

13. Психологические идеи у философов Средневековья Аврелия Августина и Фомы Аквинского, Аврелий Августин(354-430) был крупнейшим хрис- Iтианским мыслителем эпохи Средневековья. Его филосо- Iфия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, ■и в то же время он выступает и в качестве причины позна- Iния, помогая находить людям правду. Душа определяется 1как самостоятельная субстанция, которая не является ни 'телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души 1не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя |лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и,бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пас- 1сивный характер, а второе тесно связано с активностью и ■волей. Познание истины о Боге может осуществляться 1только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось |преобладание веры над разумом и иррационально-воле- |вых факторов над рационально-логическими в процессе 1познания. Фома Аквинский(1225/26-1274) основал свою философскую концепцию понимания души на аристоте- |левском понимании пассивной материи и активной формы. IДуша бессмертна, так как является субстанцией, чистой и 1независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетатив 14. Развитие психологии в эпоху Возрождения Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании. Итальянец Леонардо да Винчи(1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца. Испанский врач Хуан Луис Вивес(1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт.. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой врач, Хуан Уарте(ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.  
15. Психология и ее предмет 1 в Новое время и в эпоху Просвещения В эпоху Просвещения психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области |своей деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя, и главным здесь виделась осознанность этого процесса. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содер-жания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Наблюдается двойственность предмета психологии того времени: изучение сознания и путей его формирования, а также этапов развития образа мира и себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности индивида - с другой. В связи с развитием механики и физики Ньютона утвердился новый взгляд на природу как на гигантский механизм, а человеческое тело виделось своеобразной машиной-автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики. В исследовании процессов познания наблюдались две противоположные точки зрения. Сенсуализмопределял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней -от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему. Рационализмотдавал приоритет мышлению, выделял в процессе познания два этапа: первый этап состо- 1 6. Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма, утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органи-ческие функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Концепция души.Выделяются два типа души и свойственные им способности. 1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей. 2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения. Теория познания.Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов: 1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека; 2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека; 3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности и сообщества людей; 4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии.

 

Date: 2016-02-19; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию