Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогический потенциал христианства





С момента своего зарождения христианство было образователь­ной религией. Иисус Христос сделал обучение и воспитание основ­ными средствами распространения своих идей: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — напут­ствовал он своих учеников.

 

Вся основная христианская литература направлена на воспитание добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности. Она учит добровольному служению людям и обществу, а не «эгоистической замкнутости в себе». Она адресована каждому в отдельности и в то же время имеет всеобщий характер. Жизнь всегда и везде социальна, «юна знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокуп­ность, и только в этой совокупности развивается отдельный человек» (В. Зеньковский). Христианство социально-педагогично по своей сути, ибо видит в человеке «образ Божий»: в отличие от всех осталь­ных живых существ человеком не рождаются, а становятся в процес­се всей жизни.

 

Социально-педагогический воспитательный потенциал христиан­ской религии во многом определяется заложенными в ней идеями и принципами: открытостью, перспективой, равенством и др. Откры­тость по горизонтали определяется идеей равенства всех людей перед Богом. Принцип равных возможностей объединяет их и лежит в основе идеи соборности. В социально-педагогическом плане это озна­чает, что все дети — «наши»: пет детей своих и чужих. Открытость по горизонтали обеспечивается и тем, что для принятия христианства нет никаких ограничений во времени и пространстве; ни по национа­льному, ни по социальному или иному признаку; ни даже но прежней вере.

 

Открытость по вертикали обеспечивается более сложно, так как в нижней точке — человек (существо греховное и падшее), а в верх­ней — Бог — верховная идеальная сущность, наделенная высшим ра­зумом, абсолютным совершенством и всемогуществом. Сущность Божия для человека «педомыслима и совершенно недостижима», т.е. человек никогда не сможет стать Богом и, таким образом, кажется, что система закрыта, так как исчезает мотивация, разрушается педагоги­ческий механизм: если цель, идеал очевидно недоступны, то человек не стремится к их достижению.

 

Однако в христианстве заложен искусный механизм поэтапного нравственного восхождения человека и приближения его к Богу.

 

Открытость перспективы — мощный социально-педагогический рычаг, который всегда использовали социальные педагоги в своей де­ятельности. Представляется, что вера христианская и педагогическая в отношении перспективы бытия различных объектов и субъектов, с которыми работают социальные педагоги, должны, если не совпадать, то помогать друг другу. Одна из главных задач социального педаго­га — показать перспективу ребенку, утвердить ее в его сознании как достижимую цель. Педагогический смысл открытости перспективы заключается и в том, что ребенок имеет право па ошибку. Индивиду­ально дифференцированное право па ошибку — обязательное усло­вие гуманности и жизненности социально-педагогической системы.

 

Христианская религия — одна из самых демократичных, что про­является прежде всего в ее терпимости к другим вероисповеданиям. Конечно, в истории христианской церкви имеются факты ярой нетер­пимости к инакомыслию, что и подтвердил Павел II в своем знамени­том покаянии накануне XXI в. Самое же главное состоит в том, что между верующим и Богом нет посредников и он напрямую может об­ратиться к Всевышнему: Бог его слышит, видит, а главное — никто не исказит его слова и просьбы.

 

Человечность христианской веры основывается, как это ни стран­но, на непоколебимом авторитете высшей власти — Бога: он всеви­дящ, всезнающ, всемогущ. Он — олицетворение высшей справедливо­сти: все, что ни делается, все к лучшему? И это как нельзя лучше отвечает альтруистической сущности человека. При этом нет разде­ления на формальную и неформальную сферы общения, происходит педагогизацня пространства всей жизнедеятельности. Отсюда огром­ное и радостное желание добровольного служения Господу Богу: меч­та о справедливости — извечная мечта всех поколений людей. Служе­ние праведности во имя самой идеи и как награда вечность бытия, что может быть привлекательнее?!

 

В этом, как представляется, социально-педагогический аспект христианства: и Бог и человек хотят одного и того же — очищения от греховности, нравственного совершенствования, приближения его к божественному идеалу. Когда и социальный педагог и его воспитан­ник желают одного и того же, начинается их добровольное встречное движение, никого не надо упрашивать, заставлять и принуждать, тем более наказывать. Эффективность социально-педагогического про­цесса резко возрастает, так как ребенок позитивно воспринимает тре­бование субъекта социально-педагогического процесса. Здесь разре­шается вся «тайна» социальной педагогики: если воспитанник видит (сам или с чьей-то помощью) личностный и общественный смысл предъявляемого требования, если это требование «упаковано» в при­влекательную форму и открывает перед ним увлекательную жизнен­ную перспективу, то результат будет всегда положительный и высо­кий. В христианстве этот механизм встречного движения объекта и субъекта социального воспитания заложен и действует с большой степенью гарантии.


 

Жизненности и стойкости христианского вероучения способству­ет мощная психотерапевтическая функция веры вообще, обрядов и традиций, с ней связанных. С ней человек обретает внутреннюю точ­ку опоры, дающую силы в борьбе с трудностями, веру в могущество собственного духа. Человек есть органически цельное существо, фи­зическое и духовное начало в нем взаимосвязаны. В понятие духов­ности «входят такие явления психической деятельности, как идеаль­ное творчество и то, что составляет духовную основу жизни — вера, надежда, цель, перспектива, любовь, совесть, нравственная свобода. Системообразующим началом, двигателем и фундаментом жизнедея­тельности в этом ряду является вера» (Б.Т. Лихачев).

 

Человек без веры не может жить. Это свойство имманентно прису­ще человеческой психике, и, если оно утрачивается, человек погружа­ется в безысходность и отчаяние. Жизнь утрачивает свой смысл. Вера выполняет животворную и защитную функцию во взаимодействии че­ловека с окружающим миром и самим собой. Она обеспечивает его ориентацию в реальном и духовном пространстве, способствует дости­жению уверенности и утверждению ее идеалов и земного успеха.

 

Психологический процесс обретения веры и эмоциональный на­строи верующего в исцеляющую силу Бога (в партию, идею, самого себя) мобилизуют биоэнергетическне потенциалы механизма челове­ка, приводят в состояние повышенной активности псе его «сущностные силы», вселяют веру в успех предстоящего дела. Вера выступает в качестве основной силы проявления духа, становится главным средством достижения успеха. Она является духовным первоисточ­ником и стимулом, который пробуждает, заставляет действовать вес интеллектуальные, физические и психические ресурсы человека.

 

Особый подъем физических, духовных и иных сил верующих про­исходит в процессе службы, молитвы. Через принятие идеалов вероуче­ния, укрепления убежденности в его праведности достигается особое приподнятое состояние верующего. Вера — чувство глубоко индивидуа­льное и интимное, именно через нее человек верующий достигает эмо­ционально возвышенного состояния, получает уверенность в себе, в успехе своего предприятия, в благополучной жизненной перспективе. Социально-педагогический смысл молитвы и состоит в том, что созда­ются условия для раскрытия внутреннего потенциала личности.

 

Наконец, христианская религия выполняет объединительную (соборную) функцию в отношении людей, поколений и народов. Это определено в ее основных догматах, закреплено в традициях и празд­никах. Так, например, Пасха заканчивается шествием прихожан на кладбище: живые идут к умершим родным и близким с чистыми чув­ствами и помыслами. Что может быть полезнее, нравственнее и бла­гостнее для воспитания человека и общества?! Не прерывается «связь времен», живые выполняют свой исторический нравственный долг перед предками. На этой основе возрождается и крепнет истори­ческая память народа, формируется его историческое сознание и самосознание. Общество и государство, соединенное этими историче­скими скрепами между поколениями, жизнеспособны и имеют циви­лизованную перспективу. Это одно из важнейших условий обеспече­ния развития и саморазвития человека и общества-


 

Можно назвать еще некоторые весомые факторы и основы силы, стойкости, живучести и непобедимости христианского вероучения, но и вышеперечисленные убедительно свидетельствуют о наличии в нем мощного воспитательного потенциала. Механизм социально-педагогического воздействия христианства наиболее полно раскрывает­ся в его системности с точки зрения единства и взаимосвязи цели, принципов, содержания, методов и форм воспитания.

 

Если целью христианской веры является освобождение и очище­ние человека от греховной сущности и подготовка к загробной веч­ной жизни, то в социально-педагогическом смысле цель христианского воспитания - нравственное совершенствование человека. Я.А. Ко­менский писал, что всякого человека необходимо подготавливать к «будущей» жизни: «...блаженны чистые сердцем, ибо они Бога уз­рят», — говорится в Библии. В соответствии с этим он полагал, что главнейшая задача школы — стать «мастерской для выработки из лю­дей подлинных людей, из христиан — подлинных христиан». Он счи­тал образование мощным воспитательным фактором, одним из глав­ных источников нравственного сознания. Оно должно быть направ­лено на воспитание «истинной человечности», т.е. высокой нравственности, и в этом смысле он указывал и демонстрировал нам нерасторжимую связь образования с формированием духовности и человеколюбия. При этом нравственность, по его мнению, — более высокая и сложная категория, чем образование.

 

Главные принципы христианского воспитания определяются его догматами — заповедями, понятиями «смертный грех» и «доброде­тель». Все они кратки, просты и понятны, а главное — выполнимы для всех независимо от возраста, происхождения и образования. В Нагорной проповеди Христа сформулированы основные заповеди, которые и определяют морально-этические нормы христианства: не убий; не укради; не прелюбодействуй; возлюби врагов своих, как са­мого себя; почитай родителей; не лжесвидетельствуй и др.

 

Методы христианского воспитания общеизвестны — молитва, проповедь, исповедь, покаяние, пост, паломничество и др. Особенностью методов христианского воспитания является то, что они ставят человека в активную позицию, способствуя тем самым переходу от социально-педагогического воздействия на индивида к его самовоспитанию, что резко повышает результативность действа. Молитва (мысленная или изустная) есть беседа или разговор с Отцом Небес­ным. Она является сильнейшим средством эмоционально-психологического воздействия на верующих, воспроизводства и сохранения ре­лигиозного сознания и самосознания. Молитвы о всех живых и усоп­ших позволяют каждодневно ощущать себя частью человеческою сообщества и учат быть не просто сторонним наблюдателем, а суще­ством социально активным.


 

Проповедь — публичная речь священнослужителя — обращена к прихожанам и содержит разъяснение положений вероучения, коммен­тарии к Священному Писанию и т.п. Она в отличие от молитвы строит­ся не по фиксированной жесткой схеме и тексту, а излагается в доста­точно свободной форме. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозиых сферах жизни — экономиче­ской, политической, социальной. Она воздействует не столько на разум прихожан, сколько на их эмоции и подсознание, инстинкты и влечения.

 

Исповедь-покаяние — одно из основных христианских таинств. Верующий признается перед священнослужителем в содеянных им грехах. Священник магическими разрешительными словами отпуска­ет их ему от имени Христа.

 

Посты — религиозные запреты или ограничения на употребление нищи вообще или некоторых продуктов. Они являются одним из дей­ственных факторов психологического воздействия на верующих для «очищения и обновления души». Преодоление верующими искуше­ния в виде отказа от запретной пищи считается одним из эффектив­ных путей воспитания воли и веры.

 

Основным методом христианского воспитание является страх Божий, который возникает и развивается через Любовь к Богу. Все усилия должны быть направлены на воспитание себя в любви к Богу и человеку как к его подобию. Этот постулат представляет картину единства мира. Он позволяет по-новому взглянуть на место человека в системе обще­ственных отношений. Будучи основанием единения людей, он опре­деляет и стратегию регулирования этих отношений, Любовь противо­поставляется эгоизму.

 

Ответственность верующего перед Богом проявляется и по уве­ренности, что Бог не допустит безнаказанно преступать Его заповеди и постулаты. Страх представляет опасность при воспитании, особен­но ребенка, так как он может стимулировать развитие самых низмен­ных чувств — лживости, заискивания, двуличия и т.и.

 

Страх Божий понимается в христианстве не как бо­язнь наказания, что искажает сущность и образ Божий, а как боязнь совершить неблаговидный поступок перед Всевышним, боязнь своим грехом осквернить Его любовь и тем самым лишить себя благодати Божией. Чувство любви к Богу является религиозным началом нрав­ственной жизни верующего, оно же есть и начало стремления его к нравственному совершенствованию.

 

Формы христианского воспитания, как способы организации социально-педагогического взаимодействия верующих, теснейшим об­разом связаны с его методами и содержанием. Они подразделяются па индивидуальные, групповые и массовые. Практически все методы христианского воспитания могут быть трансформированы через эти три формы организации взаимодействия (кроме исповеди).

 

Системность есть отражение целостности и качественной опреде­ленности. Целостность педагогического процесса предполагает комп­лексный подход в воспитании. В христианской педагогике он сущест­вует и давно реализуется. С помощью комплексного воздействия службы на все органы чувств достигается сильный воспитательный эффект.

 

Комплексный подход в христианском воспитании реализуется прежде всего через воздействие на все органы чувств — зрение, осязание и т.д. Через комплексность достигается целостность воздейст­вия на развитие личности воспитанника ~ единство воспитания его души. ума, нравственности, чувства, волн и тела.

 

Основная работа должна происходить в духовной сфере человека (и жизни духа). Вся духовная жизнь, как ее понимают христиане, это жизнь души, которая так же динамична, как и наша внешняя, телес­ная жизнь. Христианство тем самым определяет, что реальная соци­ально-педагогическая помощь заключается не в механическом поиске места в социуме, а в сфере духовной: анализируя задатки и склонности человека, его способности и таланты, организуя их проявление и развитие, социальный педагог тем самым и помогает своему подопеч­ному обрести истинную свободу, радость и счастье бытия.

 

Особое значение в христианстве отводится роли и месту Учителя: перед ним бессмертные человеческие души, бесценные создания Гос­пода, что диктует бережное и трепетное отношение к воспитанникам. Это основа воспитания их сильными, способными противостоять злу. Учитель — значимая фигура в христианстве: это и сам Иисус Хрис­тос, и апостолы, и старцы, и духовники. Учитель — это олицетворе­ние справедливости и добродетели. Он должен собственным приме­ром показывать, как следует праведно жить. Педагог — воспитан­ник — это путь навстречу друг другу; это достижение и постижение друг друга через взаимодействие и развитие взаимосвязей, путь к свободе.

 

В христианстве разработан механизм социального воспитания, с помощью которого человек способен оптимально взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Через пего сообщаются знания и обретаются умения и навыки социализации, которые обес­печивают определенный опыт (в зависимости от возраста, социально­го положения и т.д.) общественного функционирования. Социаль­но-педагогическая деятельность в христианстве формирует и регули­рует процесс передачи социально цепного опыта от старших поколений младшим, чем и достигается социальная стабильность и устойчивость нации и общества.

 

Парадокс заключается в том, что социальная педагогика и хрис­тианство как бы противостоят друг другу: объектом социальной педа­гогики является гармонизация взаимодействия и взаимоотпошелии личности и социальных групп с обществом, а христианское вероуче­ние, стимулируя нравственное самосовершенствование, не всегда приветствует эту гармонизацию.







Date: 2016-02-19; view: 1818; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию