Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-педагогический потенциал христианства
С момента своего зарождения христианство было образовательной религией. Иисус Христос сделал обучение и воспитание основными средствами распространения своих идей: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — напутствовал он своих учеников.
Вся основная христианская литература направлена на воспитание добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности. Она учит добровольному служению людям и обществу, а не «эгоистической замкнутости в себе». Она адресована каждому в отдельности и в то же время имеет всеобщий характер. Жизнь всегда и везде социальна, «юна знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой совокупности развивается отдельный человек» (В. Зеньковский). Христианство социально-педагогично по своей сути, ибо видит в человеке «образ Божий»: в отличие от всех остальных живых существ человеком не рождаются, а становятся в процессе всей жизни.
Социально-педагогический воспитательный потенциал христианской религии во многом определяется заложенными в ней идеями и принципами: открытостью, перспективой, равенством и др. Открытость по горизонтали определяется идеей равенства всех людей перед Богом. Принцип равных возможностей объединяет их и лежит в основе идеи соборности. В социально-педагогическом плане это означает, что все дети — «наши»: пет детей своих и чужих. Открытость по горизонтали обеспечивается и тем, что для принятия христианства нет никаких ограничений во времени и пространстве; ни по национальному, ни по социальному или иному признаку; ни даже но прежней вере.
Открытость по вертикали обеспечивается более сложно, так как в нижней точке — человек (существо греховное и падшее), а в верхней — Бог — верховная идеальная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом. Сущность Божия для человека «педомыслима и совершенно недостижима», т.е. человек никогда не сможет стать Богом и, таким образом, кажется, что система закрыта, так как исчезает мотивация, разрушается педагогический механизм: если цель, идеал очевидно недоступны, то человек не стремится к их достижению.
Однако в христианстве заложен искусный механизм поэтапного нравственного восхождения человека и приближения его к Богу.
Открытость перспективы — мощный социально-педагогический рычаг, который всегда использовали социальные педагоги в своей деятельности. Представляется, что вера христианская и педагогическая в отношении перспективы бытия различных объектов и субъектов, с которыми работают социальные педагоги, должны, если не совпадать, то помогать друг другу. Одна из главных задач социального педагога — показать перспективу ребенку, утвердить ее в его сознании как достижимую цель. Педагогический смысл открытости перспективы заключается и в том, что ребенок имеет право па ошибку. Индивидуально дифференцированное право па ошибку — обязательное условие гуманности и жизненности социально-педагогической системы.
Христианская религия — одна из самых демократичных, что проявляется прежде всего в ее терпимости к другим вероисповеданиям. Конечно, в истории христианской церкви имеются факты ярой нетерпимости к инакомыслию, что и подтвердил Павел II в своем знаменитом покаянии накануне XXI в. Самое же главное состоит в том, что между верующим и Богом нет посредников и он напрямую может обратиться к Всевышнему: Бог его слышит, видит, а главное — никто не исказит его слова и просьбы.
Человечность христианской веры основывается, как это ни странно, на непоколебимом авторитете высшей власти — Бога: он всевидящ, всезнающ, всемогущ. Он — олицетворение высшей справедливости: все, что ни делается, все к лучшему? И это как нельзя лучше отвечает альтруистической сущности человека. При этом нет разделения на формальную и неформальную сферы общения, происходит педагогизацня пространства всей жизнедеятельности. Отсюда огромное и радостное желание добровольного служения Господу Богу: мечта о справедливости — извечная мечта всех поколений людей. Служение праведности во имя самой идеи и как награда вечность бытия, что может быть привлекательнее?!
В этом, как представляется, социально-педагогический аспект христианства: и Бог и человек хотят одного и того же — очищения от греховности, нравственного совершенствования, приближения его к божественному идеалу. Когда и социальный педагог и его воспитанник желают одного и того же, начинается их добровольное встречное движение, никого не надо упрашивать, заставлять и принуждать, тем более наказывать. Эффективность социально-педагогического процесса резко возрастает, так как ребенок позитивно воспринимает требование субъекта социально-педагогического процесса. Здесь разрешается вся «тайна» социальной педагогики: если воспитанник видит (сам или с чьей-то помощью) личностный и общественный смысл предъявляемого требования, если это требование «упаковано» в привлекательную форму и открывает перед ним увлекательную жизненную перспективу, то результат будет всегда положительный и высокий. В христианстве этот механизм встречного движения объекта и субъекта социального воспитания заложен и действует с большой степенью гарантии.
Жизненности и стойкости христианского вероучения способствует мощная психотерапевтическая функция веры вообще, обрядов и традиций, с ней связанных. С ней человек обретает внутреннюю точку опоры, дающую силы в борьбе с трудностями, веру в могущество собственного духа. Человек есть органически цельное существо, физическое и духовное начало в нем взаимосвязаны. В понятие духовности «входят такие явления психической деятельности, как идеальное творчество и то, что составляет духовную основу жизни — вера, надежда, цель, перспектива, любовь, совесть, нравственная свобода. Системообразующим началом, двигателем и фундаментом жизнедеятельности в этом ряду является вера» (Б.Т. Лихачев).
Человек без веры не может жить. Это свойство имманентно присуще человеческой психике, и, если оно утрачивается, человек погружается в безысходность и отчаяние. Жизнь утрачивает свой смысл. Вера выполняет животворную и защитную функцию во взаимодействии человека с окружающим миром и самим собой. Она обеспечивает его ориентацию в реальном и духовном пространстве, способствует достижению уверенности и утверждению ее идеалов и земного успеха.
Психологический процесс обретения веры и эмоциональный настрои верующего в исцеляющую силу Бога (в партию, идею, самого себя) мобилизуют биоэнергетическне потенциалы механизма человека, приводят в состояние повышенной активности псе его «сущностные силы», вселяют веру в успех предстоящего дела. Вера выступает в качестве основной силы проявления духа, становится главным средством достижения успеха. Она является духовным первоисточником и стимулом, который пробуждает, заставляет действовать вес интеллектуальные, физические и психические ресурсы человека.
Особый подъем физических, духовных и иных сил верующих происходит в процессе службы, молитвы. Через принятие идеалов вероучения, укрепления убежденности в его праведности достигается особое приподнятое состояние верующего. Вера — чувство глубоко индивидуальное и интимное, именно через нее человек верующий достигает эмоционально возвышенного состояния, получает уверенность в себе, в успехе своего предприятия, в благополучной жизненной перспективе. Социально-педагогический смысл молитвы и состоит в том, что создаются условия для раскрытия внутреннего потенциала личности.
Наконец, христианская религия выполняет объединительную (соборную) функцию в отношении людей, поколений и народов. Это определено в ее основных догматах, закреплено в традициях и праздниках. Так, например, Пасха заканчивается шествием прихожан на кладбище: живые идут к умершим родным и близким с чистыми чувствами и помыслами. Что может быть полезнее, нравственнее и благостнее для воспитания человека и общества?! Не прерывается «связь времен», живые выполняют свой исторический нравственный долг перед предками. На этой основе возрождается и крепнет историческая память народа, формируется его историческое сознание и самосознание. Общество и государство, соединенное этими историческими скрепами между поколениями, жизнеспособны и имеют цивилизованную перспективу. Это одно из важнейших условий обеспечения развития и саморазвития человека и общества-
Можно назвать еще некоторые весомые факторы и основы силы, стойкости, живучести и непобедимости христианского вероучения, но и вышеперечисленные убедительно свидетельствуют о наличии в нем мощного воспитательного потенциала. Механизм социально-педагогического воздействия христианства наиболее полно раскрывается в его системности с точки зрения единства и взаимосвязи цели, принципов, содержания, методов и форм воспитания.
Если целью христианской веры является освобождение и очищение человека от греховной сущности и подготовка к загробной вечной жизни, то в социально-педагогическом смысле цель христианского воспитания - нравственное совершенствование человека. Я.А. Коменский писал, что всякого человека необходимо подготавливать к «будущей» жизни: «...блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорится в Библии. В соответствии с этим он полагал, что главнейшая задача школы — стать «мастерской для выработки из людей подлинных людей, из христиан — подлинных христиан». Он считал образование мощным воспитательным фактором, одним из главных источников нравственного сознания. Оно должно быть направлено на воспитание «истинной человечности», т.е. высокой нравственности, и в этом смысле он указывал и демонстрировал нам нерасторжимую связь образования с формированием духовности и человеколюбия. При этом нравственность, по его мнению, — более высокая и сложная категория, чем образование.
Главные принципы христианского воспитания определяются его догматами — заповедями, понятиями «смертный грех» и «добродетель». Все они кратки, просты и понятны, а главное — выполнимы для всех независимо от возраста, происхождения и образования. В Нагорной проповеди Христа сформулированы основные заповеди, которые и определяют морально-этические нормы христианства: не убий; не укради; не прелюбодействуй; возлюби врагов своих, как самого себя; почитай родителей; не лжесвидетельствуй и др.
Методы христианского воспитания общеизвестны — молитва, проповедь, исповедь, покаяние, пост, паломничество и др. Особенностью методов христианского воспитания является то, что они ставят человека в активную позицию, способствуя тем самым переходу от социально-педагогического воздействия на индивида к его самовоспитанию, что резко повышает результативность действа. Молитва (мысленная или изустная) есть беседа или разговор с Отцом Небесным. Она является сильнейшим средством эмоционально-психологического воздействия на верующих, воспроизводства и сохранения религиозного сознания и самосознания. Молитвы о всех живых и усопших позволяют каждодневно ощущать себя частью человеческою сообщества и учат быть не просто сторонним наблюдателем, а существом социально активным.
Проповедь — публичная речь священнослужителя — обращена к прихожанам и содержит разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию и т.п. Она в отличие от молитвы строится не по фиксированной жесткой схеме и тексту, а излагается в достаточно свободной форме. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозиых сферах жизни — экономической, политической, социальной. Она воздействует не столько на разум прихожан, сколько на их эмоции и подсознание, инстинкты и влечения.
Исповедь-покаяние — одно из основных христианских таинств. Верующий признается перед священнослужителем в содеянных им грехах. Священник магическими разрешительными словами отпускает их ему от имени Христа.
Посты — религиозные запреты или ограничения на употребление нищи вообще или некоторых продуктов. Они являются одним из действенных факторов психологического воздействия на верующих для «очищения и обновления души». Преодоление верующими искушения в виде отказа от запретной пищи считается одним из эффективных путей воспитания воли и веры.
Основным методом христианского воспитание является страх Божий, который возникает и развивается через Любовь к Богу. Все усилия должны быть направлены на воспитание себя в любви к Богу и человеку как к его подобию. Этот постулат представляет картину единства мира. Он позволяет по-новому взглянуть на место человека в системе общественных отношений. Будучи основанием единения людей, он определяет и стратегию регулирования этих отношений, Любовь противопоставляется эгоизму.
Ответственность верующего перед Богом проявляется и по уверенности, что Бог не допустит безнаказанно преступать Его заповеди и постулаты. Страх представляет опасность при воспитании, особенно ребенка, так как он может стимулировать развитие самых низменных чувств — лживости, заискивания, двуличия и т.и.
Страх Божий понимается в христианстве не как боязнь наказания, что искажает сущность и образ Божий, а как боязнь совершить неблаговидный поступок перед Всевышним, боязнь своим грехом осквернить Его любовь и тем самым лишить себя благодати Божией. Чувство любви к Богу является религиозным началом нравственной жизни верующего, оно же есть и начало стремления его к нравственному совершенствованию.
Формы христианского воспитания, как способы организации социально-педагогического взаимодействия верующих, теснейшим образом связаны с его методами и содержанием. Они подразделяются па индивидуальные, групповые и массовые. Практически все методы христианского воспитания могут быть трансформированы через эти три формы организации взаимодействия (кроме исповеди).
Системность есть отражение целостности и качественной определенности. Целостность педагогического процесса предполагает комплексный подход в воспитании. В христианской педагогике он существует и давно реализуется. С помощью комплексного воздействия службы на все органы чувств достигается сильный воспитательный эффект.
Комплексный подход в христианском воспитании реализуется прежде всего через воздействие на все органы чувств — зрение, осязание и т.д. Через комплексность достигается целостность воздействия на развитие личности воспитанника ~ единство воспитания его души. ума, нравственности, чувства, волн и тела.
Основная работа должна происходить в духовной сфере человека (и жизни духа). Вся духовная жизнь, как ее понимают христиане, это жизнь души, которая так же динамична, как и наша внешняя, телесная жизнь. Христианство тем самым определяет, что реальная социально-педагогическая помощь заключается не в механическом поиске места в социуме, а в сфере духовной: анализируя задатки и склонности человека, его способности и таланты, организуя их проявление и развитие, социальный педагог тем самым и помогает своему подопечному обрести истинную свободу, радость и счастье бытия.
Особое значение в христианстве отводится роли и месту Учителя: перед ним бессмертные человеческие души, бесценные создания Господа, что диктует бережное и трепетное отношение к воспитанникам. Это основа воспитания их сильными, способными противостоять злу. Учитель — значимая фигура в христианстве: это и сам Иисус Христос, и апостолы, и старцы, и духовники. Учитель — это олицетворение справедливости и добродетели. Он должен собственным примером показывать, как следует праведно жить. Педагог — воспитанник — это путь навстречу друг другу; это достижение и постижение друг друга через взаимодействие и развитие взаимосвязей, путь к свободе.
В христианстве разработан механизм социального воспитания, с помощью которого человек способен оптимально взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Через пего сообщаются знания и обретаются умения и навыки социализации, которые обеспечивают определенный опыт (в зависимости от возраста, социального положения и т.д.) общественного функционирования. Социально-педагогическая деятельность в христианстве формирует и регулирует процесс передачи социально цепного опыта от старших поколений младшим, чем и достигается социальная стабильность и устойчивость нации и общества.
Парадокс заключается в том, что социальная педагогика и христианство как бы противостоят друг другу: объектом социальной педагогики является гармонизация взаимодействия и взаимоотпошелии личности и социальных групп с обществом, а христианское вероучение, стимулируя нравственное самосовершенствование, не всегда приветствует эту гармонизацию. Date: 2016-02-19; view: 1818; Нарушение авторских прав |