Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Только если мы заставим себя вернуться в настоящее, у нас есть шанс отдохнуть, приблизиться к истинной реальности и, почувствовав свободное дыхание нашей жизни, набраться сил
Привычной «реальностью» для нас стала нервная пульсация нашего психического аппарата. Но реального в ней не больше, чем сахарозы в диабетическом «сахаре». Так что смотрите, вглядывайтесь, наблюдайте и не думайте, что вы попусту тратите время, вы учитесь жить, как все живое под этим солнцем, — рационально, естественно и целесообразно.
* * *
Теперь переходим к нашему слуху. Закройте глаза. Вы должны быть расслаблены и спокойны. Начинайте вслушиваться. Для начала можете повторять: здесь и сейчас я слышу шум машин на улице, здесь и сейчас я слышу соседей за стенкой, здесь и сейчас я слышу шаги в коридоре… Затем постепенно погружайтесь в мир звуков, стараясь не фиксироваться на каждом из них в отдельности, а воспринимать их во взаимосвязи, в непрерывном единстве. Ощутите «звуковое поле», в которое вы погружены. Не оценивайте и не характеризуйте, просто станьте своим слухом, одним чистым восприятием. Не знаю, что вы можете услышать в вашей конкретной ситуации, но, даже если до вашего уха не доносится никаких определённых звуковых сигналов, вы можете послушать тишину, ведь у неё тоже есть своё звучание. Тишина нежна, спокойна и безмятежна. Кроме того, вы всегда можете услышать своё дыхание или шелест собственной одежды.
Вместо того чтобы смотреть, мы чувствуем, что на нас смотрят. Вместо того чтобы слушать, мы проецируем слушание. Фредерик Пёрлз
Если вы станете своим слухом, у вас не будет ощущения, что вам нечего слушать. Только ваш интеллект, страдающий от категоричности и нечувствительности, может сказать, что вы уже «все послушали, больше нечего слушать и надо идти дальше». Но вы никогда не спрашивали у своего интеллекта, куда это он так торопится? А он ведь и не ответит — он не знает этого. Сам по себе он пуст, в нем ничего нет, кроме понятий, представлений, законов, норм, которые, по сути, являются плодом нашей рассудочной деятельности, так что все это пыль, иллюзия, морская пена. Интеллект (рассудок, ум) пытается компенсировать внутреннюю пустоту объёмом внешних связей, постоянной беспокойной погоней за ними. Но, по сути, он торопится в никуда. Если же вы будете своим слухом, вы постоянно будете слушать. Вам даже будет приятно, если кругом мало звуков, иначе вы можете быстро устать. Обычно мы не устаём от шума, потому что не слушаем вовсе. У слуха вообще много примечательных особенностей, но об этом мы поговорим в другой раз, когда речь пойдёт о нашем психологическом пространстве. Теперь же просто научитесь слышать окружающий вас мир. Звуки всегда есть вокруг нас, и это реальность, настоящая реальность. И она куда реальней той, что составляет наши страхи, фантазии и иллюзии относительно жизни и царящих в ней законов. Вы знаете, как могут успокаивать шум дождя или звуки нежной тихой мелодии — это потому, что вы пребываете «здесь и сейчас» и вас не отвлекают дурные мысли.
* * *
После того как вы научились слышать, переходим к третьему, наиболее важному способу восприятия окружающего нас мира — к физическим ощущениям (тактильным и кинестетическим). Снова закройте глаза и попробуйте почувствовать собственное тело. Если вы сидите в кресле, то обязательно почувствуете, что ваши ягодицы соприкасаются с мягким сиденьем, спиной вы ощутите соприкосновение со спинкой кресла, вы можете почувствовать напряжение в шее; если ваши руки лежат на подлокотниках, вы ощутите их. Может быть, ваши руки сложены, тогда вы ощутите руку на руке. Может быть, ваши ноги перекрещены, и вы почувствуете одну ногу на другой. Вы можете почувствовать, как ваши ноги упираются в пол, а из окна дует ветерок. Вы можете чувствовать тепло или холод, тяжесть или лёгкость, расслабленность, мягкость, жёсткость, форму, консистенцию и т. п. Все это реальные ощущения — ощущение реальности. Здесь также есть типичная ошибка. Когда я прошу своих пациентов озвучивать свои ощущения, они обычно говорят примерно следующее: «Здесь и сейчас я чувствую спинку стула, подлокотник, здесь и сейчас я чувствую пол». Это так и не так. Вы не можете почувствовать то, что находится вовне, о внешнем вы можете только «знать». Вы знаете, что это стул, это пол и т. п. А чувствуете вы только свои ощущения. Вы не чувствуете спинку, вы чувствуете давление в собственной спине. Вы не можете почувствовать подлокотник, вы можете ощутить только давление под рукой, вы чувствуете, что ваша рука поддерживается, не может опуститься из‑за давления в нижней поверхности. Точно так же вы не чувствуете ветер, вы чувствуете прохладу, мурашки или что‑нибудь ещё в этом роде, но не ветер как таковой. Важно понять, что вы ощущаете себя, собственные ощущения (теплоту, боль, давление и т. п.), а не какие‑то внешние предметы. Поэтому я и прошу закрыть глаза. Но, кроме того, нужно избавиться и от визуальных образов собственного воображения. Не надо представлять себе то, что вы чувствуете, просто чувствуйте, и все. Станьте своим ощущением.
Великая вещь — понять, что сознавание само по себе может быть целительным. Фредерик Пёрлз
* * *
После того как вы научились видеть, слышать и чувствовать, переходим к комбинациям. Сначала вглядывайтесь и погружайтесь в мир окружающих вас звуков. Добейтесь одновременного и полного восприятия и видимых объектов, и слышимых звуков. Теперь сочетайте зрительное восприятие и ощущение своего тела. Необходимо всматриваться и вслушиваться. Не переключайтесь с одного типа восприятия на другой, а делайте это одновременно. И третье: закройте глаза, чувствуйте и слушайте. После того как вам удалось соединить эти пары, попробуйте одновременно видеть, слышать и чувствовать. Я знаю, что это очень не просто, но, если вам это удастся однажды, после не будет возникать затруднений. Отдайтесь своему восприятию, и вы погрузитесь в мир настоящего, реального, а потому истинно ценного. Кто‑то назовёт это медитацией, но это не так. Это просто очень глубокое и полное восприятие происходящего. Вам, наверное, не раз приходилось видеть, как дети смотрят, слушают, что‑то чувствуют и напевают обо всем этом себе под нос. Мы в шутку называем такое детское лепетание «песней чукчи»: «что вижу, о том пою». Но ведь, если разобраться, это самое естественное восприятие! Нормальная работа психики. Примитивно? Ничуть! Попробуйте сами, и вы поймёте, во‑первых, как это не просто, а во‑вторых, насколько приятно и эффективно. Это выход из оков мышления и понятийного сознания в сферу реальных отношений между вами и окружающим вас миром. Это избавляет от забот, суеты и ненужных хлопот и сопровождается возникновением чувства спокойствия и глубокой умиротворённости. Вы становитесь чище и свободнее. Вы обретаете себя в этом естественном отношении с миром. Старайтесь быть в этом состоянии и чаще, и дольше — это принесёт вам эмоциональное спокойствие, научит отдыхать и жить настоящим, «здесь и сейчас».
В борьбе между тобой и миром будь секундантом мира. Франц Кафка
* * *
После того как мы научились быть в «здесь и сейчас», попробуем получить от этой уникальной способности максимум возможного. Как любил поговаривать Сальвадор Дали: «Не бойтесь стремиться к совершенству, вы его все равно никогда не достигнете». Увидеть прекрасное вам теперь не составит труда. Для этого подойдёт любая вещица, но лучше всего сразу пойдите в лес. Прогуляйтесь по осеннему парку. Посмотрите, как лучи солнца пронизывают пожелтевшую листву, на уходящие вдаль тенистые аллеи, на небо, на воду тихого озера, на гуляющих и на их питомцев. Любуйтесь природой, наслаждайтесь неповторимой естественностью красок, чистотой неба и поразительной уместностью каждой частички в этой огромной палитре. «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Просто смотрите, просто наблюдайте. Оставьте одно восприятие, а думы о будущем и воспоминания о прошлом отодвиньте на потом. Будьте «воспринимающим». Не наблюдайте, не оценивайте, радуйтесь естественности. Осознайте, насколько вечен мир! Как он самостоятелен и независим от нас. Он был до нас, он будет и после, проникнетесь его величием. Почувствуйте себя его гостем. Мир — радушный хозяин, только не надо злоупотреблять его гостеприимством.
Важно радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни. Эверетт Шостром
Помните знаменитую русскую сказку про Морозко? Морозко символизирует в ней окружающий нас мир. И вот что мы видим. Настенька благодарна и внимательна к Морозко, оказавшись его невольной гостьей, за что ей и воздаётся. А её названая сестра, напротив, требовательна, груба и привередлива. Результат в этом случае также предопределён и всем известен. Что ж, у нас есть возможность выбрать. Не судите мир, а примите его и возрадуйтесь ему. Это ведь так просто: выйди и смотри, смотри и слушай, слушай и ощущай. Проще не придумаешь. В русском языке есть замечательное слово «умиротворённость». Почувствуйте у‑миро‑творение. А теперь обратимся к творениям рук человеческих, может быть, и они помогут нам обрести долгожданную внутреннюю гармонию. Как вы думаете? Выберите картину, которая вам симпатична. Сначала взгляните на неё в целом. Обратите внимание на цвета, краски. Поиграйте с цветами, сосредоточивая свой взгляд сначала на одном цвете, потом на другом — красном, зеленом, синем; вместе и по отдельности. Смотрите на цветовые пятна и оттенки. Теперь переходите к формам. Взгляните на линии, положение фигур, их пространственную композицию. Если картина создана с перспективой, попробуйте ощутить, как возникает трехмерность, как удаляются объекты, изображённые на плоскости вместе с другими. Проследите взглядом удаляющиеся планы — один за другим. Посмотрите на пустоты между объектами. Научитесь концентрировать своё внимание сначала на фигурах, потом на фоне и, наоборот, ощутите их взаимосвязь. Следующий этап — фактура полотна и техника мазка. Взгляните на то, как ложится краска, как отражается освещение, как фактура ткани (поверхности) повлияла на изображение, посмотрите на строение полотна. Теперь уделите внимание игре света и тени — это конёк многих великих мастеров. И вы снова готовы к тому, чтобы увидеть всю картину в её целостности. Теперь ваше восприятие этой работы непременно изменится, оно станет глубже и тоньше. А полотно покажется вам родным и знакомым, словно бы вы его хорошо и давно знаете.
* * *
Обратимся к скрытым возможностям, таящимся в нашей способности слышать. Причём не слушать, а именно слышать. Обычно мы слушаем и не слышим, мы погружены в собственные мысли, теряемся в своих переживаниях, удаляемся от реальности. Это не дело. Конечно, иногда и это может принести вам какую‑то пользу, но уметь слышать в любом случае важно и нужно. Может быть, научившись слушать пение птицы, человек сможет лучше слышать себя и других? Как вы думаете? Вслушайтесь в какую‑нибудь мелодию. Многие люди ошибочно считают, что у них нет музыкального слуха, что им «медведь на ухо наступил», и что‑то ещё в этом роде. Но в подавляющем большинстве случаев это заблуждение. Отсутствием слуха страдает один из ста! Но, не умея слушать, мы действительно испытываем проблемы с восприятием музыки, она может давить, раздражать, порождать ощущение хаоса, какофонии. Выберите ту музыку, которая не вызывает в вас неприязни, слушайте её снова и снова, пытайтесь вчувствоваться. Как это сделать? Будьте «здесь и сейчас», следите за своим восприятием, за тем, как один звук переходит в другой или дополняет его, как они переливаются, скользят, движутся. Наблюдайте за ними спокойно и непринуждённо. Ощутите движение. Почувствуйте основной ритм, пусть на время он станет вашим ритмом. Теперь ощутите основную мелодию, она может неоднократно повторяться, часто в разных вариациях. Слушайте звуки, сопровождающие мелодию, усиливающие её, акцентирующие её движение. Погрузитесь в музыку, почувствуйте, как она входит в вас, как она становится вами. Это ощущение принесёт радость, и музыка оживёт для вас.
Все моё учение в этом здесь‑и‑сейчас, потому, что нет иного пространства, кроме «здесь», и нет иного времени, кроме «сейчас». Бхагаван Шри Раджниш
* * *
Ну, если уж посторонний звук стал вам родным, то сам бог велел ощутить таковым и своё собственное тело. Современный человек представляет собой некую сомнамбулу. Он движется, не чувствуя собственного движения, говорит, не ощущая речи, переживает и не замечает этого, живёт и совершенно не осознает своего счастья. Он способен концентрироваться только на своей боли, головокружениях и прочей «нечисти», а себя не чувствует. Не дело. Попробуем поправить положение. Для этого совместите свою способность быть «здесь и сейчас» с умением расслабляться. Закройте глаза, станьте своим физическим ощущением, напрягитесь. Почувствуйте, как налились силой все ваши мышцы, ощутите все своё тело, как пальцы, собранные в кулак. Теперь расслабьтесь и почувствуйте себя. Используйте для этого свой, если так можно выразиться, «внутренний взор», «прислушивайтесь» к своим физическим ощущениям. Основная типичная ошибка — визуализация. Человек не сосредотачивается на собственно ощущениях, а начинает представлять себе собственное тело и собственные ощущения. Это совершенно разные вещи, хотя поначалу уловить разницу не так‑то просто. Человек словно бы смотрит со стороны на собственное тело, словно бы видит его. Но нельзя видеть с закрытыми глазами — это иллюзия! С закрытыми глазами можно только чувствовать, ощущать. Разберём наши физические ощущения на примере кисти. Закройте глаза, почувствуйте свою кисть. Вы можете почувствовать, как лежат ваши пальцы? Большинство скажет «да», но это практически невозможно. Как лежат пальцы, можно только увидеть, а вы должны почувствовать. Вы можете ощутить каждый свой палец, если это не удастся, тогда пошевелите им и сосредоточьтесь на возникающих ощущениях. Вы также можете ощутить пульсацию или напряжение, теплоту, лёгкость, подрагивание, слабость, мягкость (внутри пальца) и т. д.
Зрелость, обеспечивающая правильную позицию и позволяющая принимать верные решения, подразумевает полноценное включение в реальность. Основой реальности для каждого человека является факт физического существования в собственном теле. Александр Лоуэн
Важно, чтобы это было ощущением, а не представлением, ведь вы можете и понять, что вам холодно или мягко, но это должно быть именно ощущением, непосредственным осознанием того или иного чувства. Современный человек страдает тотальной анестезией (я бы даже сказал, бесчувственностью), и поэтому даже после столь выраженного напряжения всего тела вам, наверное, не удастся сразу ощутить каждую его частичку. Если вы понимаете, что ощутить правое колено так и не получилось, подвигайте им, сосредотачиваясь на возникающих ощущениях. Этим ощущением может быть простой фантом, что‑то неопределимое, неясное, очень далёкое. Но это значительно лучше, чем представлять себе это колено в образах и красках. Главное не внешний эффект, а приближение к реальности. Date: 2016-02-19; view: 412; Нарушение авторских прав |