Таблицы расшифровки уровня распечатки по температуре шеек оси буксового узла аппаратуры КТСМ-ДИСК и график зависимости нагрева стенки буксы от температуры наружного воздуха
В случае выявления разрушения подшипника, нагрева оси и заклинивания колесной пары или зубчатой передачи, наличия металлической стружки дальнейшее следование запрещено без исключения вращения колесной пары. В остальных случаях нагрева корпуса буксы продолжить движение до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/час, приняв все меры для исключения попадания пыли и влаги в корпус буксового узла, с осуществлением постоянного контроля за состоянием буксы.
На станции осмотр зарегистрированного вагона (вагонов) производят работники вагонного хозяйства, а при их отсутствии машинист (в пассажирском поезде – машинист совместно с начальником поезда), не позднее 20 минут после остановки поезда.
Признаки неисправных буксовых узлов с подшипниками качения
| Возможные неисправности
|
При встрече поезда с ходу Буксы пассажирских и грузовых вагонов
|
Колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках, слышно пощелкивание
| Подшипник разрушен, ролики заклинены и не вращаются
|
Выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса
| Подшипник разрушен
|
Сильные потеки в зоне смотровой и крепительной крышек
| Подшипник может быть разрушен
|
Букса у пассажирского вагона перемещается вдоль шейки оси, а у грузового боковая рама тележки вместе с буксой смещены вдоль шейки оси, цвета побежалости, окалина на смотровой или крепительной крышке, деформация крышек
| Подшипник разрушен повреждение торцового крепления, гайка М110 полностью сошла с шейки оси или оборваны головки болтов М20
|
Выброс искр пучком со стороны лабиринта
| Проворот внутреннего кольца или разрушение заднего подшипника
|
Буксы пассажирских вагонов
|
Между колесной парой и буксой, а также рамой тележки и колесной парой видны искры, слышен скрежет, пощелкивание
| Излом шейки оси колесной пары
|
Тележка вибрирует, один ее конец трясет, букса имеет частые вертикальные колебания, слышен резкий стук рычажной передачи, разработаны отверстия в кронштейне для валика подвески башмака, выпали валики рычажной передачи
| Разрушен сепаратор, ролики сгруппировались в нижней части буксы
|
Буксы грузовых вагонов
|
Корпус буксы имеет наклон по отношению к шейке оси; боковая рама тележки опирается на корпус буксы одним краем
| Проворот внутреннего кольца переднего подшипника на шейке оси
|
При осмотре вагонов во время стоянки поезда Буксы пассажирских и грузовых вагонов
|
Следы выброса смазки через лабиринтное уплотнение на диск и обод колеса, наружную обшивку пола вагона, детали рычажной передачи. В смазке видны металлические включения (латунь, сталь), потеки смазки в зоне смотровой и крепительной крышек. На задней (лабиринтной) части корпуса буксы имеется валик смазки черного цвета с металлическими включениями (латунь, сталь)
| Подшипник разрушен из-за заклинивания роликов, проворота внутреннего кольца, излома перемычек сепаратора, обводнения смазки, излома борта внутреннего кольца, повреждения торцового крепления. Износ центрирующей поверхности сепаратора и изломы перемычек сепаратора, излом борта внутреннего кольца, обводнение смазки, заклинивание роликов
|
На задней (лабиринтной) части корпуса буксы имеется валик смазки, покрытый пылью, корпус буксы у пассажирского вагона и боковая рама тележки с буксой у грузового вагона смещены относительно лабиринтного кольца и видна блестящая полоска металла лабиринтного кольца
| Повреждено торцовое крепление, сорвана резьба на гайке М110 и шейке оси или оборваны головки болтов М20
|
Повышенный нагрев в пределах температуры рабочего нагрева любой части буксы в сравнении с другими буксами состава
| Начало разрушения буксы, излишнее количество смазки
|
На смотровой или крепительной крышке видна окалина, крышка деформирована в виде кругов либо отдельных выпуклых полос, протертостей, пробоин
| Повреждено торцовое крепление (оборваны болты стопорной планки, изломана планка, гайка отвернулась или на ней сорвана резьба или оборваны головки болтов М20 торцовой шайбы)
|
При обстукивании передней части смотровой (крепительной) крышки ниже ее центра слышны дребезжащие звуки или двойные удары (отбои)
| Повреждено торцовое крепление (оборваны болты стопорной планки, изломана планка, гайка отвернулась, или на ней сорвана резьба, или оборваны головки болтов торцовой шайбы)
|
Верхняя часть корпуса буксы в сравнении с другими буксами этого состава имеет повышенный равномерный нагрев, из лабиринтного уплотнения вытекает смазка
| В буксе имеются излишки смазки (имеет место непосредственно после ремонта или ревизии буксы). Нагрев может прекратиться после пробега 500 - 600 км
|
Передняя часть корпуса буксы нагрета больше задней
| Разрушен передний подшипник
|
Задняя часть корпуса буксы нагрета больше передней
| Отсутствует зазор между лабиринтной частью корпуса буксы и лабиринтным кольцом или разрушен задний подшипник
|
Напыление смазки на ступицу колеса, ослабление болтов или появление ржавчины под шайбами болтов крепительной крышки
| Нарушение торцового крепления
|
Вздутие краски на корпусе буксы сверху, течь смазки коричневого или зеленого цвета
| Разрушение или износ сепаратора
|
Буксы пассажирских вагонов
|
Ослабли болты крепления основания шпинтона, видна ржавчина между рамой тележки и шпинтоном, в основании пружин и рессор, на горизонтальных скользунах
| Может быть разрушен сепаратор, ролики сгруппировались в нижней части буксы
|
Разработана втулка в кронштейне для валика подвески башмака, валик выпал из отверстия подвески башмака, изломана пружина буксового подвешивания, наличие свежей ржавчины на пружинах центрального подвешивания в месте контакта с надрессорной балкой, на элементах эллиптической рессоры и в месте контакта пружин буксового подвешивания и основания шпинтона
| Один или оба подшипника могут быть разрушены
|
Выделение дыма, появление запаха из буксы (при приеме с ходу и после остановки поезда в пути следования)
| Неисправность полиамидного сепаратора подшипника буксового узла
|