Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии. 1 А. Вельтман (Дон. Москва, 1866) слово «дейтш» производит от славянского племени даков или дациан, живших в IV в





 

1 А. Вельтман (Дон. Москва, 1866) слово «дейтш» производит от славянского племени даков или дациан, живших в IV в. по среднему Дунаю, а потом постепенно поднявшихся в его верховья и в VIII в. смешавшихся с жившими там германцами, обновив это полудикое племя и дав им некоторую культуру, заимствованную от греков. В это же время у немцев появилось и название их укрепленных мест — замков — бург, от греческого «пургос» — башня.

Название немец у нас принято производить от слова немой, т. е. не умеющий говорить по-славянски, не-умец. Основанием к этому послужило древнее греческое название иностранцев непиос (nepios), от на — нет и эпос — речь, т. е. неговорящий, бессловесный, замененное впоследствии словом варвар. Это едва ли верно. «Немец» или «неемец» произошло от славянских слов «не» и «имать», т. е. неимеющий, бездомный, грабящий других и главным образом славян. Об этом грабительстве свидетельствует и вся история Дейтшланда. Следовательно, название народа «дейтш» впервые появилось в истории только в VIII в. нашей эры.

Латинские названия германцы (germanus) и Германия немцам (кимврам и тевтонам) искони не были известны. Их так называли римляне (Цезарь, Тацит, Страбон и др.) в смысле нации (natio), в отличие от племен (gentes), т. е. союзом, братовщиной (Тацит). И действительно, германцы, разделяясь на многие независимые племена, во время войны всегда соединялись в один общий союз, в одну духовно сплоченную массу, братовщину.

 

2 Близ Иркутска и теперь еще видна крепость-острог, построенная казаками, сподвижниками Ермака, в 1622 г. из гигантских стволов лиственницы.

 

3 Даже позднейшие историки, А. Филимонов в «Очерках Дона» в пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьев в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков» в 1900 г. писали, что казаки, несмотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают ее окраины и что все имеют рвение постоять за Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: «разве ты не русский?» Он всегда с гордостью ответит: «Нет, я казак!» (Филимонов и Соловьев не были казаками).

 

4 У киргизов есть особый род, который исключительно носит название «казак», подобно тому, как есть другие роды «кипчак», «чайман» и др. Эти киргизы называют себя не «кайсак», как многие пишут, а «кхазак». Это потомки омагометаненных и смешанных с другими восточными народностями древних казаков. Среди них часто попадаются лица с чисто арийским красивым профилем и веселым взглядом. В языке киргиз-кхасаков встречается много очень характерных слов и выражений, свойственных говору Донских казаков прежних веков, как то: кублюк — кубилек (женский наряд из шелковой материи ярких цветов на Дону), чекмень — кафтан, казан — котел, тумак — шапка с верхом, шальбары — шаровары, юрт, мерин, башка, таган, чугун, серьги, чулги — чулки, кун — выкуп, чекан — оружие, тала — тальник, камыс — камыш, чушка — свинья, карга, беркут, драфа, сазан, уран — ура, карбуз — арбуз, каун — дыня, тыква, бахча, канжар — кинжал, чумичка, малахай и др. Многие лингвисты склонны думать, что эти и многие другие слова заимствованы русскими и в частности казаками от татар и киргизов. Это неверно. Славянский язык настолько богат словами, что, как увидим ниже, не нуждался в этом заимствовании и многие тысячи своих названий навязал всем соседним народам востока и запада. Сталенберг и Рубруквис отличают киргизов татарского историка Абул-Газа от киргиз-кайсаков и называют последних кергезы или черкесы — казаки, вернее — черкасские казаки, что, как увидим ниже, очень правдоподобно.

 

5 2-е издание Области, войска Донск. Статистического комитета, 1903.

 

6 Черкес или серкеш в буквальном переводе означает «головорез». — Авт.

 

7 По-словацки гусь-самец называется гусер, по-сербски — гуссар, по-чешски — hauser, husák, по-польски — gensior, по-древнеэтрусски — гас, по-осетински — газ.

 

8 Казаки называли себя «черкасами», а не черкесами. Это ошибка историка. — Авт.

 

9 Напротив, в степи могли бежать только с сильным и свободным духом люди, а не негодные и испорченные управлением. Последние остаются на своих старых местах и с покорностью переносят гнет и унижения. Ведь все американские колонии основаны беглецами, бежавшими от гнета метрополий.

 

10 О том, что черные клобуки назывались черкасами, говорят Воскресенская и Киевская летописи: «И сконя свою дружину пойде, пойма с собою Вячеслав ль полк весь и вся черные клобуки, еже зовутся черкасы».

 

11 Слова: ар, эр, ир на всех древних языках арийского корня означают понятие «муж». Отсюда древнерусское «бойар» (бояр) — боевой муж и санскритское агуа (ария) — благородный. Персы называют себя «ирами», осетины «ирон», а страну свою — «ирани-станом». Древнее ассиро-вавилонское и персидское cap (наше царь), санскритское сир и сарапе — господин, французское сер и английское сир имеют один и тот же общий корень ар, эр и ир.

 

12 Слово «аз» или «ас», аза, ази, азен — священное для всех арийцев: оно означает бога, господина, царя или народного героя. Неркун-аз у литовцев и азы у древних скандинавов почитались как божества. Ассир-вахдам — даю или желаю добра, господин, по-санскритски. Здесь слова «ас» и «сир» (саране) означают понятие — владыко, господин.

 

13 Неандертский череп найден в пещере Н-ой долины в 1857 г.

 

14 Труды III Археолог, съезда в Киеве 1874 г. Известия Имп. Общ. любителей естествознания, антропол. и этнограф. Москва, 1860, т. XXXV, ч. I.

 

15 По преданию, древних греков научили добывать и обрабатывать железо «халибы», арийское племя, жившее на берегах Понта. Именем этого народа греки и называли сталь.

 

16 Дагестан — гора языков, по словам арабских писателей. И теперь в этой местности, что ни гора, ущелье, то отдельный язык, наречие, говор, мало понятный соседям. Среди этих народов издревле живут отдельными аулами евреи, занимаясь скотоводством, земледелием и торговлей; евреи эти заимствовали от древних персов их язык, а от местных жителей нравы и обычаи, оставшись верными религии праотцов.

 

17 Кабардинцы или Кабары, по Константину Багрянородному (X в. по Р.Х.) были одно из казарских племен; часть этого племени, после междоусобной войны, ушла к Уграм и, соединившись с ними, представляла в их войске самую храбрую отборную конницу. Впоследствии конница эта стала называться хусары или гусары, т. е. казары.

 

18 Днестр по-осетински — Дон-стир, большая река. Днепр — Дон-бире (воды много), полноводная река.

 

19 Страбон говорит, что древним грекам известно было только нижнее течение Дуная под именем Истера или Истра.

 

20 Птолемей (II в.) и Аммиан Марцеллин (IV в.). По-мордовски Волга также называется Ра.

 

21 Донье, низовье, дно. Dunen — низовья Рейна.

 

22 Р. Темза или Тамиза, на которой расположен г. Лондон, в древности называлась Лоно-дон, т. е. широкий дон.

 

23 Юмал — Бог у эстонцев.

 

24 Плиний, V, 29.

 

25 Славянское название «немец», венгерское «nemet» (сноска 1) означает «неемец», от слав, глагола «не имать», неимеющий, бездомник. Граф от greifen — грабить. (Вспомнить историю появления графов.) Haben — хапать, как и латинское capio — беру, хватаю.

 

26 История войны и владычества русских на Кавказе. Дубровин. 1835.

 

27 Базельское издание «Записок», 1556.

 

28 Географическое развитие дельты р. Дона в связи с ее заселением. В. В. Богачев.

 

29 Русские древности в памятниках искусства. И. Толстой и Н. Кондаков, Вып. 1. СПб. 1889.

 

30 Страбон, VII, 4, 4.

 

31 О погребальных обычаях языческих славян. Исследование А. Котляревского. Москва, 1868.

 

32 Старейшинами.

 

33 У казаков и теперь в употреблении есть орудие, вроде большого долота с рукоятью, для рубки льда, называемое «семенем», а для вытаскивания крыг из полыньи и рыбы — «ганчей».

 

34 По исследованиям геолога В. В. Богачева, дельта Дона выдвигается на ¾ версты в столетие. За 19½ веков она выдвинулась в море приблизительно на 15 верст. Следовательно, против нынешней Елизаветовской станицы, где был древний г. Танаида, ширина дельты действительно была около 8–14 верст и море подходило к самому городу.

 

35 Геродот. I–IV и VI. Юст. 1, 8. XI, 1. Стр. VII и XI. Плин. Ест. Ист. и др.

 

36 Овидий. Понт. посл., III, 2, 39.

 

37 Греческое название этого народа историки переводят как Ясиги, Яциги, Азиги, Языги и Зыхи, Зихи, Зиги, а иногда и Сиги, даже Циги, Цинги и Цихи. Это не совсем верно. В греческих подлинниках после начальной буквы А стоит дзета, произносимая как ДЗ. Правильное произношение этого названия по-русски будет с начальной А — Адзиги или Адиги, каковым именем и теперь себя называют нынешние черкесы, испорченным под тюрским влиянием: эдыге, ыдыге и адыгэ. Без начальной А — Дзиги или Чиги. Азовские Яциги двигались на запад вместе с роксоланами. Часть их, оставшаяся в Венгрии, и до сего времени существует под именами ящагов и русияков. Место между Пестом и Гевесом и теперь называется Ящаг. Там вырыт лет 60 назад золотой кубок с древнеславянскою надписью:

 

Булд жупан теси луге:

Тойги бу Таул жупан,

Тагрогитциги танси.

 

В переводе на русский язык:

 

Был жупан тише луга:

То был Таул — жупан,

Тагрогицигов утаивший (укрывший).

 

По Птолемею в том месте действительно сидели Тагры и, как видно из приведенной надписи, яциги, которых Таул — жупан (гетман, князь) укрыл в горах от полчищ Траяна, громившего славянские племена по этому пути.

 

38 Классен. Материалы для истории славяно-руссов. Выпуск II. 1854 г.

 

39 Во многих местностях России, как и среди донских крестьян, часто в употреблении слово «волына» — вольность, неподчинение властям, бунт. Волынить — своевольничать, на детском языке — играть.

 

40 О северном князе Роша или Роса говорит прор. Иезекииль, гл. 38 ст. 2 и 3 и гл. 39 ст. 1. О нашествии с севера Скифов, народа древнего и сильного, говорит прор. Иеремия в гл. IV, ст. 5–29 и гл. V ст. 15–17.

 

41 Византийский ученый X в. Свидас и некоторые другие пишут «Скуфис о Рос», т. е. Скифы или Россы. Эратосфен (III в. до Р.Х.) утверждает, что страна и народ Рось названы были скифами от других народов.

 

42 По Гейгеру и Гримму, у Оракийцев рожь называлась брицей (briza). В некоторых местностях Малороссии рожь и теперь называется брицей; на Дону брицей называют траву — пырей гребенчатый из породы злаковых.

 

43 Мара, мор, мёр, умер — имеют один и тот же корень. У донских казаков низовых станиц и малороссов есть бранное выражение: «Мара тебя возьми», т. е. смерть. У древних ассирийцев, вавилонян и персов «а» и «е» произносились безразлично, вернее, имели средний звук: Беел — Баал или Ваал, Мардук или Мардух — дух мертвых, главный бог Вавилона. Осетинское балта, литовское — балтос, белый. Персидско-вавилонское набу — небо. Валтасар — белый царь. Сар — сер, т. е. царь, господин.

 

44 История Норвегии, I. 175. Торфей.

 

45 Сварог или сварожич — бог огня (от санскритского сварга — небо, т. е. небович). Дитмар, епископ мерзебургский (975–1018 г.). VI, 17. Pertz «Scriptores», p. 812. Сравнить: славянский Сварог, индусский Сварга, сын царицы массагетов Тамирисы, воевавшей с Киром, — Сваргапис, царь агафирсов (скифского племени) тоже Сварганис, от Сварог — бог огня и апи — земля, у скифов по Геродоту. По раскопкам в Этрурии (Италия), у этрусков земля также называлась ани. У египтян бык апис олицетворял силу земли. Серапис — бог, царь земли.

 

46 Празднование Купалы и теперь совершается со многими обрядностями в Пруссии, Померании и других немецких землях как пережиток славянского язычества, унаследованный от своих онемеченных предков — славян. «Весенняя обрядовая песня на западе и у славян». Е. В. Аничков, СПб., 1903, ч. I.

 

47 Финны шведов и норвежцев называют Руосси или Руоци, по старой привычке, по господству на тех берегах древних Руссов.

 

48 Д. Иловайский в «Розысканиях о начале Руси», стр. 126–140, в достаточной мере объяснил, что названия днепровских порогов, приведенные Конст. Багрянородн., имеют славянские корни и только записаны на двух наречиях — славянском и русском.

 

49 Геродот. VII, 64. Одежда саков состояла из подпоясанных кафтанов с рукавами, на голове высокие, остроконечные шапки, наподобие нашего башлыка, из плотного войлока, названные Геродотом «кирбасии»; на ногах широкие штаны и сапоги. Оружие: туземные луки, короткие мечи и секиры — сакары или сагары, от сак — сечь, рубить и ары или иры — мужи, воины.

 

50 Страбон. XI, 8. 4.

 

51 Геродот. I. 201, 215. Юст. I. 8. Стр. XI. Ра, Ара и Арас — Волга по Птолемею (II в.), Агафемеру (III в.), Аммиану, Марцеллину (IV в. по Р.Х.) и др. Массагеты, массака еврейских пророков, состоит из трех корней: ма — великий на семитических языках, сак и геты > от геть — идти вперед, смотреть. Сравнить санскр. tchit — умственное развитие и арм. gitenal — знать (см. гл. VI «Геты — Руссы»). Ной по-еврейски Hoax и Маноах — Великий Ной, это библейская транскрипция родоначальника всех народов — Ману.

 

52 Диодор Сицилийский. II, 34. На правом берегу Терека, близ станции Котляревской Влад. жел. д., на земле Бороковского аула, есть остатки древнего городища — крепости, возвышающейся над долиной Терека сажен на 20 30. Крепость имеет вид усеченной пирамиды со сторонами у основания около ½ версты. Часть крепости смыл Терек. Наверху видны развалины башни из широких, с квадратным основанием кирпичей. У обрыва к Тереку виден толстый слой человеческих костей, пепел, каменные орудия, выше находят бронзовые и железные вещи, сабельные клинки, пряжки, бляхи и проч. Не это ли была столица Зарины Росканака?

 

53 Одежда и вооружение саков-скифов прекрасно изображены на вазах, найденных в могильниках — Куль-Обском, близ Керчи, в 1831 г. и Чертомлыцком, близ мест. Никополя, на Днепре, в 1862–1863 гг. Одежда: шапка в виде башлыка из войлока, меха (овчины) и толстой материи, какие носят и теперь малороссы, — капелюхи; кожаная куртка, короткий полушубок, вышитый узорами по борту и полам; кожаные штаны навыпуск, со штрипками или убранные в голенища сапог, причем голенища обвязывались ремнем; на штанах вышитые лампасы в один и два ряда. Лица суровые, но красивые, с прямыми хрящеватыми носами и широкими бородами. Волосы носили длинные.

 

54 Исследования Талака о «Ведах». Веды от славянского слова ведать, знать. Риг, рига, литовское риге — склад, складочное место товаров на древнерусском языке. Гора Риге при устьях Западной Двины, Ригино городище на С. Донце, старинная крепость Рига на Дону, близ Переволоки, тоже означают складочные места.

 

55 Манифест Дария. Сенковский, т. VI. В древнеперсидском языке буква д произносилась мягко, как дт, а также как ць, чь и кь. Адем — аць — ем— аз есм, ым — мы. В персидском языке часто встречаются перестановки букв, как и в славянских наречиях, например у сербов и черногорцев: свуд — всюду, сви — все и др.

 

56 История царей. Эль-Табари. (Жил с 839 по 923 г.)

 

57 История Табаристана. Мухамед Хассан.

 

58 Русские древности в памятниках искусства. Толстой и Кондаков. 1889. Выпуск I и II.

 

59 Известия о Россах по византийским историкам с 306 до 1452 г. по Р.Х. Стр. 135 и 136. Ив. Штриттер. Изд. 1771 г.

 

60 Библиотека иностранных писателей о России. В. Семенов. 1836, т. I.

 

61 История о Донском войске. А. Попов. Изд. 1814 г., стр. 60. История Попова о Черкасах составлена по цитатам римских историков I и II вв. по Р.Х.

 

62 Розыскания о начале Руси, Иловайский, стр. 332.

 

63 Записки Одесского Общества. Т. V.

 

64 Прокопий Кесарийский (VI в.) и др. греческие историки говорят, что Готы раньше назывались Гетами, а также скифами, савроматами, меланхленами, аланами и др. именами; что под именем Готов народ этот стал известен римлянам только при имп. Траяне, 106 г. по Р.Х., во время его войн.

 

65 Памятники письменности славян до Р.Х. Вып. I, II и III. Егор Классен. 1854 г. и 1861 г.

 

66 Элизе Реклю. Древняя История. Гл. X.

 

67 Сборник сведений о Кавказе. Т. II. Н. Зейдлиц. Тифлис, 1872. Осетинское беттер, древнеперсидское пида, греческое патрос, латинское патер, сайванское (индусское) патра, пати, скифское Папай, наше папа, батя, тятя и тата, татарское (заимствованное ими у арийцев) ата имеют один и тот же общий корень.

 

68 В Трое поклонялись богу Азу Илою (этрусская надпись — таб. IV, № 2 у Моммзена. Илион и Илея Геродота, лежавшая при устьях Днепра, с левой его стороны (кн. IV. 9, 18 и 79), где впоследствии в IX, X и последующих веках было Белобережье, упоминаемое в договорах Игоря и Святослава с греками, имеют между собою много общего и означают свободную, священную землю. Анахарсис, скифский мудрец, в Илейской роще совершал празднество матери богов — Мотри (Геродот).

 

69 От бога Шивы или Сивы произошли названия залива Азовского моря Сиваш и колония греков Севастополь или Севаста на восточном побережье Черного моря.

 

70 Век Людовика XIV считается во Франции самым нечистоплотным; в это время в Париже было только две бани.

 

71 Альма Тадема. Новое искусство. Четыре тысячи лет тому назад. Изд. 1906 г.

 

72 Результаты раскопок экспедиции Лео Фробениуса 1904–1912 гг. — «Африка заговорила».

 

73 Иорнанд, историк VI в., готского предводителя называет Эрманариком, т. е. Эрман-рик. Riek, произносимое как «рик», означало не царя и не короля, а просто предводителя, атамана или гетмана. Многие историки делают ошибку, говоря: король Эрманарик, король Гелперик; в переводе это значит: король Эрман — гетман, король Гельпе — гетман и т. д.

 

74 Готланд — от гот или гет и ланд — площадь, местность, страна, по-немецки. Германисты с полной уверенностью утверждают, что ланд чисто немецкое слово, но это неверно. В русских говорах и даже очень древних слово это также имеет определенное значение: а-лань — пастбищное место, сенокос, во многих губерниях России; от этого аланы — скотоводы; по-алане (поляне) — жители равнины, поля. Лан на Дону означает полосу пахотной земли. Теперь спрашивается, кто же и у кого заимствовал это слово: германцы ли, обитатели лесов, знавшие одну грабительскую войну, у земледельцев-славян или славяне у германцев. Мы думаем, что ответ здесь ясен.

 

75 Сага Тенера о Фритьофе Смелом, Едда Семунда и Едда Снорре говорят, что и Геты переселились с юга на север в I в. по Р.Х.

 

76 По исследованию американского профессора-антрополога Гульда, характерными признаками природных воинов — конников и моряков являются короткое туловище, высокие, развитые в голенях ноги, длинные руки, ноги и шея. «Физическое развитие человеческих рас». Проф. Ранке. 1902.

 

77 Всемирная история. Ч. III, кн. V.

 

78 Теория Нибура о монгольстве скифов давно уже опровергнута. Уокерт доказал, что скифы были племя арийское. Далее него в том же направлении пошел Бергман (1828 г.), потом Куно (1871 г.), который в скифах видит славяно-литовскую семью исключительно. Из славянских ученых мнение это подтверждают: Коллонтай, Потоцкий, Шафарик, Венелин, Надеждин, Чертков, Воланский, Классен и многие другие. Известный наш археолог Самоквасов в раскопках юго-востока России не нашел присутствия монгольской расы.

 

79 Варяги от славянского глагола варяти, предварять, предупреждать, идти вперед. Варяю по-кирилловски — разъезжаю. Так называлась наемная морская и речная стража для охраны торговых караванов от нападения морских пиратов или викингов.

 

80 Саками назывались все южные скифы, нападавшие на Переднюю Азию. (Страбон. XI. 8. 4.) Оружие саков называлось сакар — секира, от сечь, рубить. От этого слова, по всей вероятности, произошло и название сечи или сичи запорожской, а также и слово сичевики, как называли себя запорожцы. Сечь — стан саков. Сак на татарском языке означает осторожный. Сакал — борода. Слова эти заимствованы у славян, масаков, массагетов.

 

81 История Неба. Фламмарион.

 

82 Элизе Реклю. Древняя История. Гл. IV. Финикия. Летописи и памятники древних народов. Египет. История фараонов. Бругш. Перевод. И. К. Властова. СПб, 1880.

 

83 Элизе Реклю. Древняя История. Гл. X. Рим.

 

84 Там же. Гл. IV. Названия городов Гета, Сакелага и других упоминаются: в Книге Судей, гл. 11, ст. 21; гл. 14, ст. 19; в Первой Кн. Царств, гл. 27, ст. 2, 3 и 6; во Второй Кн. Царств, гл. 21, ст. 2. Имена царя г. Гета Анхуса, у которого укрылся Давид от гонения Саула, и отца троянского героя Энея — Анхиса — тождественны.

 

85 Первая Кн. Царств, гл. 17, ст. 42. Голиаф был гет и происходил из г. Гета. (Там же, ст. 4). Вооружение Голиафа: медный шлем, чешуйчатая броня, медные наколенники, медный щит, меч и железное копье, ничего общего не имеет с вооружением халдеев, евреев, египтян и других южных народов; это вооружение древних Гетов-Руссов. (Там же, ст. 5–7).

 

86 Первая Кн. Царств, гл. 17, ст. 12.

 

87 Вторая Кн. Царств, гл. 11, ст. 3, глава 12, ст. 24.

 

88 Там же. Гл. 3, ст. 3; гл. 13, ст. 37. В 1812 г. в развалинах Тамада Бурхардт открыл на базальтовых глыбах драгоценные надписи, признанные в настоящее время за гетские. (Древняя История. Элезе Реклю. Гл. IV.) В долине р. Оронта, между гг. Гамадом (Homath) и Кадешем 3500 лет тому назад Геты сходились лицом к лицу с египетскими армиями, отстаивая свою и всех соседних народов свободу от завоевательных стремлений фараонов.

 

89 Там же. Гл. 14, ст. 27. Еванг. от Матфея, гл. 1, ст. 7.

 

90 Вторая Кн. Царств, гл. 15, ст. 18–22.

 

91 Евреи и вообще семиты произносили ш вместо с. Книга Судей, гл. 12, ст. 6.

 

92 Кн. прор. Иезекииля, глава 38, ст. 1–4; гл. 39, ст. 1–4.

Магог от Ма — великий и гог — масса. Гог и Магог означали у евреев скифов. Иероним, объясн. к Езек., гл. 38, ст. 1. Иосиф. Древ. I, 6, 3.

 

93 Амазонки — безгрудые. По сказанию древних писателей, амазонки (женщины-воины) у новорожденных мальчиков изувечивали ноги и руки и таким образом делали их не способными к войне; у девочек же они выжигали правую грудь, чтобы она не мешала им впоследствии владеть оружием. От этого обычая амазонки и получили свое название.

 

94 К. Ф. Беккер. Древняя История, ч. III, кн. V. Аммиан Марцеллин. XXXI, 2, 21.

 

95 Бер. Трактат о Микрокефалах, т. II, № 6. СПб., 1860.

 

96 Неужели же Гунны были страшней арабов, татар, калмыков и негров, которых никто из европейцев никогда не боялся?

 

97 См. сказание Константина Багрянородного, гл. V.

 

98 Озеро и город Ван и Эриван в Армении и теперь сохранили древние свои названия. Венедами или Вендами назывались славяне, жившие в первых веках нашей эры по берегам Балтийского моря от Эльбы до Вислы и на юге до Богемии. К племени Вендов принадлежали: оботриты, бильцы или вильцы, укры, гевеллы, ретарии или ретры (в Ретии, северной горной Италии), лужичане, сербы (сорабы) и др. Теперь этим именем называются остатки славянского поселения в Ширевальде, на притоках Шире, в 50 мил. южнее Берлина.

 

99 «Славянские Древности». Т. I, кн. 2–94.

 

100 Византийские историки говорят о двойственности гуннского народа, называя его то Вархуниты (Менандр), то Вар-Хунн (Симоката), из чего надо полагать, что господствующим сословием у славян-гуннов был народ Вар или кавказские Авары.

 

101 Приск (V в.) говорит о движении Аваров. Менандр (VI в.) говорит о Вархонитах, а Ософилакт Симокатта (VII в.) о народе Bap-Хуни, двинувшемся в Наннонию. Варун Авесты, у индусов, по толкованию некоторых, — бог воды и бурных морей. Вардан по Птолемею — Кубань. Днепр у гуннов назывался Вар, собственно нижнее его течение, пороги. По Констан. Багрянород. та же река у печенегов наз. Варух или Варуч. Название это печенегами усвоено у туземцев. Если Варун — бог кипящих морей, Вардан — буйная кипящая река, как и Днепр (Вар) у порогов, то из этого следует вывод, что народ Вар-Хунни то же, что буйные, непокойные гунны. На Дону и теперь в каждой станице буйные речки называются Варгунками. Дон в отличие от Вардана назывался Тихий Дон.

 

102 Гунями на Дону называют старые одежды, лохмотья; в горной Галиции и в Карпатах у гуцулов под гунями разумеют верхнюю нарядную одежду.

 

103 Суроги — жители берегов Сурожского или Каспийского моря.

 

104 Казаки армянами назывались кушанк, кушачи или кушаки. «История Георгия Монаха», ч. 1-я.

 

105 Список библ. Кольберта; Арты, изданные Лаббе в XVII в. Акты соборов. Т. I. Собор Никейский. На акт этого Собора исследователями мало обращено внимания, а между тем в нем говорится о Малой и Великой Скифиях, в которых водворилось уже христианство.

 

106 По морской карте de Fréduce d'Ancone, Maura Zichia лежит на южной стороне Кубанского лимана (Mauro lago), за ней Alba ZichiА.

 

107 Codini de officiis. Парижское издание, т. I, стр. 379 и след.

 

108 Кала или кел — крепость, неприступное место по-персидски. От этого русское скала и скель в просторечье. Ас-Кала — крепость народа Ас, как себя на своем языке именовали аланы, хазары и азовские Саки или Казаки.

 

109 Донские дела. Кн. 1-я, стр. 543 и 913.

 

110 Theoph. Ed. Bon. 691 и 775.

 

111 L. Cahun «Турки и Монголы». Париж. 1896, стр. 73.

 

112 Моисей Хоренский в переводе Эмина, стр. 134.

 

113 Чтен. Общ. Истор. 1848, № 7.

 

114 В русском языке есть слова не персидские, а общие всем древнеарийским языкам. Кроме того, в языке славян и литовцев есть слова халдейские, относящиеся к культу религии. Финикийский Ваал есть вавилонский Баал или Беел — белый. Балтос, балта по-литовски также означает белый. Набу или небо — божество у вавилонян. Валтасар — Бел-сар-уцур (по клинообразным письменам) — Белый царь Мардук, бог Вавилона — бог или дух смерти. Map, мара (от корня мер) — смерть. Сарматы, по Страбону, бросаясь в бой, кричали: мара! мара! т. е. смерть! смерть! На Дону старухи часто бранятся: мара тебя возьми! В подобных словах буквы а и е заменяют одна другую. Все означенные слова занесены в Халдею древними культурными арийскими народами — аккадийцами и шумерами, а на Иранское плоскогорье и в Пидию Саками и Гетами-Руссами.

 

115 Абул-Касум в «Книге путей и государств» (2-я половина IX в.) говорит: «Купцы русские — они же суть племени из славян — вывозят меха из дальних концов Славонии к Румскому (Черному) морю, и царь Рума (Византии) берет с них десятину. А если желают, то ходят на кораблях по р. Славонии (Волге), проходят по заливу хазарской столицы… Ходят по морю Джурджана (Каспийскому)… Провозят товары на верблюдах в Багдад».

 

116 Ак по-татарски — белый, а слово белый в то время означало свободный, никому не подвластный. Белополис гуннского периода, Белые-Вежи на Дону, Донце, Остере, в низовьях Днепра и при устьях Буга означали «свободные города». Все они были построены народом «Аз», Черкасами или казаками, Аз-Саками.

 

117 Название Бабская от «баб» — ворота, путь. Слово это очень древнее; оно встречается еще в языке халдейском, а потом арабском. Вавилон или Бабилон — широкие ворота.

Схематичный план местоположения Бабского или Золотовского городища мною представлен в Донской музей. — Авт.

 

118 История Польши. Летописное сказание о Малой России. Ригельман. 1785–86 г., 1847, стр. 10.

 

119 В татарский язык из славяно-русского перешли следующие слова: ата — отец, русское тата, тати, атя, адя, батя. Бабай — дед, скифское (по Геродоту) папай — бог, отец, сербское бабо — дед, русское баба, бабка. Казакый — поддевки, казакин. Эшляпа — шляпа. Тасьма — тесьма, платна — полотно. Жей — шов (шей), рубец. Сырга — серьга. Блязек — браслет, на Дону бязялики и базелики, от греческого базилеус — царь, царские украшения. Баламык — болтушка. Май — масло. Гарчится — горчица. Крянь — хрен. Бяльсян — бальзам. Арыш — рожь. Богдай — пшеница (Бог дай). Соло — овес (солод). Карбыз — арбуз. Бакча — баштан, огород. Кябестя — капуста. Мяк — мак. Кабак — тыква, на Дону также кабак. Кауын — дыня, кавун; по-малороссийски кавун — арбуз. Патиус — поднос. Чайнек — чайник. Чынаяк — чайная. Тярилькя — тарелка. Каравать — кровать. Скамея — скамейка. Эшкаф — шкаф. Учак — очаг. Пумала — помело. Ухуат — ухват. Чуйые — чугун, на Дону — чугин. Лакан — лохань. Таклы — мялка (от толкать, толочь). Клять — клеть. Кыйма — забор (кайма). Амбар — амбар. Землянкя — землянка. Тяже — тяж (тянуть). Дуга — дуга, от слова тугой. Эшлея — шлея. Невреб — погреб. Ат — лошадь, конь. Ат збруйы — сбруя. Авень — овин. Кзау — кузов. Салам — солома. Начилькя — носилки. Пудавка — пудовка. Алаша — мерин, лошадь. Кяжя — коза. Ана — мать. Ана каз — гусь, осетин, газ, этрусское гас. Ата каз — гусак. Ана куркя — индейка. Ата курка — индюк. Куке — кукушка. Ала карга — ворона, на Дону также карга. Кара карга — грач. Чал — седой. (На Дону чалый — лошадь серо-гнедая.) Сак — осторожный. Яуз — злой, язвительный. Пуль — пуля. Ядря — дробь. Алтын — золото. Золотая монета — алтын тянькя (золотая деньга). Кляша — клещи. Стан — станок. Струк — струг (стружить) и многие другие.

 

120 «Бат» или пат, а от этого наше батя и батюшка, персидское пида, индусское пати, греческое патрос, латинское патер — слова чисто арийские. Название гази, от ази, аз и ас, связывается с народом «аз», Азами-Саками берегов Азовского моря.

 

121 Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута. А. П. Чайковский. M., 1914.

 

122 Конст. Багрянородный. L. II. С. 44, р. 376, 377, 378.

 

123 Царями Констант, и Романом под предводительством Патрикия Космы было отправлено в Италию семь русских кораблей — Ρώς καράβια.

 

124 Ρουσικα καράβια. Конст. Багрянородный.

 

125 Завоевание России монголами. Ф. Сурин (Масальский). 1904 г. Русский вестник № 12.

 

126 Из ханских чиновников-христиан, по русским летописям, известны баскаки, т. е. свободные баски, из Бактрианы, расположенной по северозападным склонам Гиндукуша и Паропамиза, потомки древних арийцев. «Ак» по-татарски — белый, а в переносном смысле — свободный, каковые эпитеты в том же смысле часто употреблялись и у славян: белопашец, белый царь, белая земля, белбог, Белое море и др. Для обозначения рабства и закабаленности прибавлялся эпитет черный или кара — чернопашец, черносошец, кара-киргизы, Кара-Китай и др.

 

127 История Японии. Япония, ее история, правительство и внутреннее устройство. В. Диксон, СПб, 1871, стр. 89 и 90. Генеалогия татарских ханов. Абул-Гази. «Библ. вост. историков», т. III, 1854 г.

 

128 Живописная история древней и новой России. Рамбо. M., 1898, стр. 127. Всеобщая история. Лависс и Рамбо, т. II, изд. 1897, стр. 879.

 

129 Завоевание России монголами. Ф. Сурин (Масальский).

 

130 а) Поволжье, Приуралье и лечебные степи.

б) Поездки по Казанской губ. и к болгарским развалинам.

в) Поездки к волжским столицам, близ г. Царева и Селитренного.

г) История Кипчатской или Золотой орды. Масальский.

 

131 Баядур, Багадур, Батырь — испорченные древнеславянские; богатырь — от бог (древнеперсидское баг) и тырь, стырь — славянский бог, иначе называемый Стрибог.

 

132 Пахимер. Т. I, р. 235, 236, 160. Ρουσοι.

 

133 Погодин. Т. V, § III. Половцы.

 

134 Рубруквис, стр. 74, 99, 105 и 119. Плано Карпини. Собрание путешествий к татарам. Языков. СПб., 1825.

 

135 Живописная История древней и новой России. А. Рамбо. Москва, 1898, стр. 127.

 

136 История Крестовых походов. Куглер. СПб., изд. 1895 г., стр. 429, 440.

 

137 Об этом, помимо греческих, говорят и русские историки XVIII в. Татищев и Болтин.

 

138 Никифор Григора. Т. I, 20 и 21. Георг. Пахимер. Т. I, 235 и 236.

 

139 В гимнах Риг-Веды очень часто встречается термин «Асур, Асуры», связанный всегда с орошением страны арийцев — Арии. Этим именем называли каких-то полубогов, то благодетельных, которым поклонялись, то вредоносных, которых страшились, то каких-то титанов, с которыми нередко боролось высшее божество. Ни один из комментаторов Риг-Веды не определил ясно, какую роль играли Асуры в Арии. После постигших страну бедствий арийцы выселились в Индию и на запад, в Переднюю и Малую Азию под именем Асуров или народа Ас и Индов, т. е. поречан. Например: Инду куш или Индукох — дающий реки; 15-й выселок из Арианы по Авесте (фарг. I, § 75) занял Хепта-Хенду, а по Риг-Веде Сента-Синду, т. е. семь рек; Асур или Асы, пришедшие с востока, построили Ниневию (Кн. Бытия, гл. 10, ст. 11 и гл. XI, ст. 2). Арийцы, переселившиеся из Арианы в Европу, заняли восточные берега Черного моря, собственно дельту Гипаниса или Купаниса — Кубани, и стали известны у древних историков под именем Синдов или Индов, т. е. поречан, и Асов, Сер-асов или Черкасов, Ас-саков или Кас-саков — Казаков. О высокой цивилизации этого народа свидетельствуют Геродот, Страбон и другие древние историки и географы. Страбон в VII книге своей географии говорит нам об Аспургах (Ас и пургос — башня по-гречески, т. е. об Асах, имеющих укрепленные города), как о сильном и храбром народе, принадлежавшем к сарматскому роду, покорившем Босфорское царство, т. е. все Приазовье до самого Кавказа, около начала нашей эры, и таким образом положившем начало новой сарматской династии босфорских царей. Владычество этой династии длилось до 337 г. по Р.Х., т. е. до образования Гуннской монархии. Из царей этой династии известны, судя по найденным при раскопках монетам: несколько Савроматов и Рескупорисов (6 или 7) (Рес, Рас, Рос), Чиг и др. 10-й выселок из Арианы (Авеста, Венд ид ах, фаргард I) основал город Хара-Каити, по другим комментаторам — Герехет или Керекет (Сер-Гет), полный чистоты, похожий на стан, окруженный полями, но там злой дух ввел сожжение трупов. (Сжигать трупы в Ариане считалось великим грехом, между тем как обычай этот был принят у славян.) Страбон (XI, 2. 1) говорит о Керкетах (Сер-Гетах), живших на восточных берегах Понта в соседстве с Чигами. 13-й выселок основал город Чехру сильную или Чиг-Ару, но там люди также ввели сожжение трупов. Другие переводчики говорят об основании Шакры или Сакры и Сак-ары. Известный исследователь Авесты де-Гарле говорит, что Саки-ары раньше занимали Парфию и Хоросан, где ныне Шарук, а потом подвинулись дальше на запад, и, как мы видели выше, часть их осела в Приазовье под общим именем Сарматов, с подразделением на Асов, Чигов, Гетов и др.

Авеста говорит (Вендидах, фаргард I, § 60–62), что центр Арии, Раю, населяли три племени Расов. Эти три племени вполне ясно указывают на выселение из Арианы трехплеменной группы русских славян: новгородской, киевской и азовской. О трехплеменной Руси говорят и арабские историки X в. Истархи и Хаукал: Куяве (Киев), Славии (Новгород) и Артании (Ар-Тана), т. е. Руси Азовской и Тмутараканской, жившей, по словам арабских же историков Ибн-Даста и Мукедеси, на лесистом и болотистом острове, под которым надо разуметь устье Кубани.

Связь славянского мира с Арией, для которой написана была Авеста, видна еще и в том, что в славянском быту крепко держатся и высоко ценятся такие моральные качества личных и общественных отношений людей между собою, которые уже давным-давно прямо узаконены в Авесте и по преемственной традиции соблюдаются в русском мире до сих пор, — это обещание, верность данному слову (по Авесте оралъ) и еще более рукобитье, т. е. поданная в обеспечение обещания рука. Другие виды обещаний или сделок обеспечивались мелким и крупным скотом и землей. Личная совесть, скот и земля — вот факторы сделок. Условных ценностей не было. Во всем этом виден наш древне-славянский мир.

 

140 См. сноску 4.

 

141 Ипатьевская летопись под 1117 г.

 

142 Там же, под 1146 г.

 

143 Там же, под 1149, 1150 и 1160 гг.

 

144 Лаврентьевская летопись под 1169 г.

 

145 Ипатьевская летопись под 1162 г.

 

146 Татищев. Российская История. Ригельман. Летописное сказание о Малой России. Стр. 10. Маркевич. История Малороссии, т. I, стр. 7 и 8 Синопсис Российский.

 

147 История Рязанского княжества, стр. 151. Д. Иловайский. Москва. 1884.

 

148 Царская летопись. Стр. 385.

 

149 Русск. летопись по Никонов, списку, VIII. Дела Ногайск., связка № 3.

 

150 Карамзин, т. VI, прим. 124.

 

151 Дела Крымские, кн. 1-я.

 

152 Дела Турецкие, кн. 1-я, лист 63.

 

153 Зап. Одес. общества ист. и древ., т. V, стр. 629–837.

 

154 В. О. Ключевский. Курс лекций по Русской Истории. Часть III, стр. 131–134.

 

155 История русской жизни с древнейших времен. Часть 1-я. Москва. 1876., стр. 417 и 420.

 

156 История русской церкви Митр. Платона.

 

157 Под Червленым Яром разумелось все степное пространство между pp. Воронежем, Доном, Хопром и Великой Вороной. Баскаки или баски, пришедшие с татарами из древней Бактрианы, как видно из грамот митрополитов Феогноста и Алексея, исповедывали христианскую веру.

 

158 Грамота хана Дженебека митрополиту Феогносту, выданная по ходатайству ханыпи Тайдулы в 1312 г. Жития святых, чтимых правосл. церковью. Март, число 14. Преосв. Филарета (Гумилевского).

 

159 Историческое описание Московского Ставропигиального Донского монастыря. И. Е. Забелин. Изд. 2-е, 1893 г. Летопись архимандрита Донского монастыря Антония, 1592 г., в предисловии к «Вкладной книге» монастыря.

 

160 История Рязанского княжества. Иловайский. Стр. 102.

 

161 Полное собрание Русских лет., т. XI, 47. Карамзин — История Государства Российского, т. V, гл. II.

 

162 Карамзин. История Госуд. Росс., т. V, гл. II.

 

163 На Дону до последнего времени существовала станица Гугнинская, упоминаемая в актах еще в XVII в. В 80-х годах прошлого столетия эта станица переименована в Баклановскую.

 

164 Карамзин. История Госуд. Российск. Т. V, гл. I.

 

165 Там же, гл. II.

 

166 Московский митрополит Геронтий в своем послании к жителям Хлынова в 1471 г. обращается «к атаман и всему людству».

 

167 Карамзин. Т. VI, гл. IV.

 

168 Сборн. Импер. Русск. Ист. О-ва, т. 95, стр. 668 и 669.

 

169 Библиотека иностр. писателей о России. В. Семенов. 1836, т. I.

 

170 Всемирная История. Беккер. Часть VI, гл. 42.

 

171 Карамзин. Т. VI. Прим. 495.

 

172 Дела Крымские. Кн. 2. Наказ Ивана III послу Кутузову и список обидам, 1499 г.

 

173 Дела Крымск. Кн. 2, стр. 740, 742 и 762. Донесение посла Кубенского 1500 г. и грам. послу Заболоцкому 1503 г.

 

174 Там же, стр. 740–742. Донесение посла Кубенского 1500 г.

 

175 Там же, стр. 361. Донесение посла Мамонтова 1502 г.

 

176 Там же, стр. 1018, 1023, 1026 и 1027. Грам. Менгли-Гирея 1503 г. и другая грам. июля 9 дня. Донесение посла Заболоцкого того же года.

 

177 Переговоры московск. бояр с турецким послом Камалом. Донесение Заньки Зубова из Азова 1515 г. Сборн. Импер. Русск. Истор. О-ва, т. 95, стр. 101, 231.

 

178 Сборн. Имп. Русск. Истор. О-ва, т. 95, стр. 128 и 129. Дела Турецкие, № 1, листы 28–66.

 

179 Сборы. Импер. Русск. Ист. О-ва, т. 95, стр. 613.

 

180 Там же, стр. 618.

 

181 Книга Большого Чертежа. Роспись реке Донцу и кладезям.

 

182 Сбор. Имп. Рос. Ист. О-ва, т. 95, стр. 141.

 

183 Дела Крымские, кн. 2, 361. Донесение посла Мамонова 1502 г. Дела Турецкие, № 1, листы 123–135. Донесение посла Голохвостова 1521 г. Записки ученого Хорвата Крижанича, современника царя Алексея Михайловича. Крижанич мечтал об объединении всего славянства против немцев и с этою целью посетил в 1658 г. Россию, обошедши пред этим все населенные славянами земли, в том числе и Черкасию. За эту патриотическую мечту московский царь спровадил его в ссылку в Тобольск, в которой Крижанич пробыл 15 лет.

 

184 Тауберг. Азовские известия. Издание Академии наук. 1782 г.

 

185 История о Донском войске, ч. I, стр. 115. Составлена в 1812 г., изд. 1814 г.

 

186 Дела Крымские. Кн. 2. Донесение посла Мамонова.

 

187 Летоп. повест. о Малой России. Ригельман. Стр. 14.

 

188 История Новой Сечи. А. Скальковский. 1841, стр. 12. Универсал гетмана Богдана Хмельницкого.

 

189 Там же, стр. 13. Ригельман, стр. 16 и 17. История Малороссии. Г. Ф. Миллер, стр. 2 и 3.

 

190 Дела Крымские. Кн. 2-я, стр. 918–921.

 

191 Там же, стр. 1007.

 

192 Дела Турецкие. Кн. № 1.

 

193 Карамзин. Истор. Госуд. Росс., т. VIII, гл. 1 и 2.

 

194 Дела Ногайские, кн. 2-я, стр. 230.

 

195 Дела Крымские, кн. 9. Донесение Троекурова 18 февраля 1546 г.

 

196 Дела Ногайские, кн. № 3, лист 113.

 

197 Там же, лист 114.

 

198 Там же, листы 118 и 119.

 

199 Там же, лист 135 и на обор. 137 и 144. Сарыазман — слово персидское, бывшее в употреблении у нагайцев и означающее «удальцы».

 

200 Дела Ногайские. Кн. № 4, листы 39–41.

 

201 Дела Ногайские, кн. 4-я.

 

202 Карамзин. Том VIII, гл. IV.

 

203 Ригельман. Повествование о донских казаках. Стр. 4 и 5. Московский главн. архив Министерства юстиции. Разрядный приказ. Белогородский стол, столбец № 39. 30 марта 1632 г. Отписка Великого войска Донского Московскому царю. История России Соловьева, стр. 88 и 89.

 

204 Ригельман. Стр. 5.

 

205 Карамзин. Т. VIII, прим. 408. История Российская В. Н. Татищева. Москва. 1769, кн. 1-я, ч. 2. Историческое описание земли войска Донского. Новочеркасск. Изд. 2-е, 1902, стр. 13.

 

206 Карамзин. Т. VIII, гл. V. Московский главн. архив Министерства юстиции. Разрядный приказ. Белогородский стол, столбец № 39. Отписки казаков царю 30 марта 1632 г. История о Донском войске А. Попова, стр. 119.

 

207 Дела Турецкие, кн. 2-я, листы 37 и 134 — 1570 г.; книга 3-я, листы 80 и 98 — 1592 г.

 

208 Дела Турецкие, кн. 3-я, лист 239 — 1503 г.

 

209 Карамзин. Т. VIII, прим. 564.

 

210 Крымцы действительно в этом году напали и разгромили на Донце городки атамана Ивана Мотяки, где ныне Митякинская станица, и таким образом отвлекли часть казаков на западную границу их владений. Дела Турецкие, кн. 2, лист 103 — 1569 г.

 

211 История Руссов, составленная по древним летописям. Георгий Канисский, архиепископ Белорусский. 1846, стр. 22. История о Донском войске Ал. Попова. История Госуд. Росс. Карамзина, т. IX, гл. II. Дела Крымские, статистич. списки № 13, листы 287–300; также книга № 13, лист 258.

 

212 Материалы для истории Воронежской и соседних губ. Изд. Воронеж. Губ. Стат. Ком., т. II, 1891 г. Из Воронежской старины. Памятная кн. Вор. губ. 1891 г.

 

213 Отношу читателя к моему труду «Типы донских казаков и особенности их говора» 1908 г.

 

214 Гор. Воронеж построен в 1586 г. В том же году построен и г. Ливны на соединении дорог Калмиусской, Муравской и Изюмской, по которым главн. обр. и происходили набеги на Русь ордынских хищников.

 

215 Воронежские акты, кн. 1, стр. 102. Изд. Ворон. Губ. Ст. Ком. 1885–1886 гг.

 

216 Там же, т. 3, № 116.

 

217 Дела Донские, кн. 1-я — грамота царя Ивана Васильевича Грозного 1571 г. 17 августа.

 

218 Воронежский край. Исследование Л. Б. Вейнберга. Вып. 1, 1885, стр. 69.

 

219 Отписка казаков царю 30 марта 1632 г. Московск. Глав. Архив Мин. юстиции. Разрядный приказ. Белогородский стол, столбец № 39.

 

220 Котошихин, СПб., 1840, гл. IX, стр. 107.

 

221 Тома VIII и IV.

 

222 Истор. России, т. VI, стр. 88, 89 и 90.

 

223 О пожаловании Грозным царем донским казакам грамоты на владение р. Доном говорит и В. Д. Сухоруков в 1821–1827 гг., добавляя, что грамота эта была отобрана Петром I в 1695 г. Рукопись Сухорукова хранится в библиотеке Донского музея.

 

224 Описание Кавказской линии. Дебу, стр. 90.

История Российская. Н. Татищев. М., 1769, кн. I, ч. 2, стр. 363. Акты Археогр. Ком., т. IV, стр. 330.

При раскопках на месте старого запустелого Андреевского города в 30 годах прошлого столетия найдено много серебряных крестиков, ясно показывающих, что там когда-то жили христиане.

 

225 И. Попко в своей книге «Терское войско с стародавних времен. — Гребенское войско». (СПб., 1880, стр. 18) без всякого основания, с сомнительной подтасовкой исторических документов говорит, что будто бы Гребенцы переселились за Терек с Червленого яра, Рязанского княжества. Его, видимо, на такой вывод натолкнуло название древней гребенской станицы именем Червленой. Но автор этого исторического очерка не знал, что на Дону чуть ли не в каждой станице имеются урочища с этим названием и много хуторов. Название червленый или по местному выговору — черленый издревле знакомо донским казакам.

 

226 Гребенцы. Историческое исследование И. В. Бентковского. 2-е изд. M., 1889.

 

227 В то время, т. е. в XVI и XVII вв. слова воровать и воровской означали ослушный. В грамоте от 16 ноября 1582 г. Строгоновым Иван Грозный писал: от тебя из острогов Ермак с товарищи пошли воевать Вогулич, а Перми ничем не пособили, и то все сталося вашим воровством (ослушанием) и изменою… В п. 69, 21 гл. Уложения царя Алексея Михайловича говорится: «А буде убойца учнет говорити с пытки, что убил не у мышлением в драке пьяным делом, и того убойцу, бив кнутом, дати на чистую поруку с записью, что ему впредь так не воровать», т. е. не преступать или не ослушиваться закона. За воровских казаков на Дону и на Волге слыли те, которые не подчинялись ни Главному Войску, ни Москве.

Другое значение имело в то время, чем теперь, и слово холопи — служилый, военный народ. Холопство — служба.

 

228 Историк Соловьев говорит (т. VI, стр. 97), что по взятии Казани Иван Грозный щедро наградил своих сподвижников; что кроме вотчин, поместий и кормлений, роздано было 48 000 руб.

 

229 Собиратель донских песен А. Н. Пивоваров говорит, что былина эта о взятии Ермаком Казани и о пожаловании казакам Грозным царем Дона доставлена ему известным донским поэтом А. А. Леоновым, умершим в 70-х годах прошлого столетия. Это была очень старинная рукопись с пометкой, что песня эта записана со слов казаков Багаевской станицы Цыганкова и Фарапонова.

 

230 Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581–1582 гг.), стр. 252–254, № 51 и стр. 766.

 

231 Там же. Письмо Головчинского 30 июня 1581 г. № 50, стр. 251–252. Письмо Петровского, стр. 38. Карамзин, т. IX, прим. 553.

 

232 Н. В. Шляков. Ермак Тимофеевич летом 1581 г., стр. 9, прим. 2 стр. 10.

 

233 Дела Ногайские, кн. 10, л. 258–261 — наказ Петру Федорову.

 

234 Там же, лист 140. Распросные речи татарина Байкеша.

 

235 Летопись Саввы Есипова состоит из 37 глав и доведена до 1621 г., она окончена в 1636 г., когда автору было уже 80 л. Эта летопись признана всеми, даже и Карамзиным, за самую древнюю и более достоверную, хотя сам Карамзин держался более летописи Строгоновской, как более его умозрению соответствующей.

 

236 Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные г. м. А. А. Лишиным, т. I, стр. 2 и 3. Изд. Об. Пр. в. Дон. Новочер., 1891.

 

237 Карамзин, т. IX, гл. VI.

 

238 Акты Лишина, т. I, стр. 1 и 2, № 1 и 2. Стан атамана Мишки Черкашенина был расположен в Черкасских горах, где теперь Мишкин хутор Новочеркасской станицы, сохранивший до сего времени это название.

Михаил Черкашенин 1581 г. с 26 авг. отсиживался с казаками во Пскове около 20 недель и взорвал Свинузскую башню, занятую поляками. Отписка 1632 г.

 

239 Акты и грамоты, собранные в Сибирской Истории Миллером Г. Ф., вып. IV, § 94. Сказания и догадки о христианском имени Ермака Е. В. Кузнецова, Тобольск, 1891, стр. 30.

 

240 Акты Мин. юст., Сибирский приказ, столб. № 611268. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. И. Н. Буцинский. Харьков, 1889, стр. 2, 108 и 109.

 

241 Иркутские Епархиальные Ведомости 1883 г.

 

242 Есаул, асаул и ясаул, что правильно во всех трех случаях, от Ясу — закон Чингисхана. Следовательно, ясаул — исполнитель Ясу. Ясу составили не дикие татары, а арийцы Бактрианы, бывшие чиновниками у татар. Ясу — от Ас, военное сословие в древней Ариане, в переносном смысле означающее: повелевать, приказывать.

 

243 Соловьев, т. II, стр. 1005 и 1153., Карамзин, т. XII, прим. 529.

 

244 Писцовые книги Новгородских погостов. Договор Новгорода со Швецией 17 июля 1612 г., пун. 10. Карамзин, т. XII, гл. V. Гефейские казаки — казаки-геты или гетские, переселившиеся в Бежецкую пятину из Прибалтийских мест. Ямские казаки жили в области Ям или Ем, в южной части Поонежья. В договоре со шведами новгородцы настояли, чтобы «казакам дерптским, ямским и другим из шведских владений открыт был путь в Россию и назад, как было установлено до Борисова царствования». Следовательно, в XVI в. казацких общин в новгородских и соседних шведских областях было немало.

 

245 См. ч. I. «Предки казачества», глава VI «Геты — Руссы».

 

246 См.: Типы донских казаков и особенности их говора, 1908. — Авт.

 

247 Особенности говора Новгородского уезда Новгор. губ. В. Ф. Соловьев. СПб., 1904.

 

248 Исследование академика Е. Ознобишина о Донских казаках в 1874–1875 гг. «К вопросу о происхождении Донских казаков».

 

249 Старочеркасск и его достопримечательности. Протоиер. Гр. Левицкий. Изд. 70 г., Новочеркасск.

 

250 В 1745 г. 20 сентября на Дон была прислана царская грамота о воспрещении Войску Донскому вмешиваться в духовные дела и касаться чина церковного и о недопущении жениться от живых жен и четвертыми браками. Акты собр. А. А. Лишиным, т. II, ч. I, № 385. Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице, Е. Кательников, изд. 1886 г., Новочеркасск.

 

251 Азов по-турецки назывался Адзак, Казак, Хазава и Хазова. Хазовками на Дону как в старое время, так и теперь называются бедные окраины казачьих станиц.

 

252 Иоанн III и Иоанн IV Грозный насильно переселили значительную часть неспокойных новгородцев в московские области, а на место них перегнали москвичей. Опытный этнограф и теперь не затруднится отличить коренных новгородцев от московских переселенцев.

 

253 Другая часть прибалтийских Венетов, по Страбону, переселилась в Северную Италию, основав там г. Венецию и др.

 

254 Истор. описание станиц в Дон. И. М. Сулина, Новочерк. В Саратовской консистории, по уверению академика Е. Ознобишина и описанию Леопольдова, 30 лет занимавшегося этнографическими исследованиями Саратовской губ., хранятся ветхие антиминсы из древних церквей поселений по pp. Хопру и Медведице. Антиминсы эти, освященные еще епископами Сарскими и Подонскими в XIII, XIV и XV вв., состоят из небольших кусков самого грубого посконного холста. Следовательно, и в татарский период по названным рекам жили христиане, к которым в конце XV в. прикошевали и обновили разоренную там татарами оседлость домовитые новгородцы.

 

255 Все догадки и исследования гг. Иловайского, Корсакова, Снегирева, Бульмина, Бестужева-Рюмина и археолога гр. Уварова и др. о когда-то существовавшем на Волге арском племени объясняются очень просто: часть арийцев из Арианы по восточным берегам Каспийского моря перешла на Волгу и привила свою цивилизацию мордовско-черемисским племенам, оставив им в наследство имя богов азар или язар и названия Арское поле (близ Казани), Ардатов, Арзамас, кон-аз — князь, каковым именем назывались правители мордвы и др., а также наименование р. Волги — Ра, Раса и Арас, стоячей воды или болот рясы, древнерусского города Рязань, от идолопоклонников Арианы — расов.

 

256 Говор казаков обнизовых станиц, так называемый черкасский, отличающийся сюсюканьем и смешиванием шипящих звуков с свистящими есть собственно говор казаков азовских, сложившийся в течение веков под влиянием эллинизма. Говор этот казаки перенесли на Терек, в старые гребенские станицы, и в низовье Урала. Образцы этого говора: Миса — Миша, Саса — Саша, Маса — Маша, Дуса — Душа (Авдотья), Бозицка — Божечка, игрусицка — игрушечка, весць — вещь, ми поставили угодницку свецицку, невозможно зить (жить), шорок — сорок, шкажу — скажу, пятнича — пятница, крыша — крыса, отчего можно услышать такую фразу: у нас под крисай крыши завелись.

 

257 Сборник Кирши Данилова, составленный в начале XVIII в. для Демидова со слов «сибирских людей».

 

258 Песни донских казаков, собранные А. M. Листопадовым и С. Я. Арефиным в 1902–1903 гг., выпуск I, изд. в Дон., 1911 г. Былины эти с разными вариантами пелись и теперь еще поются стариками по всему Дону, хотя многие из них до сего времени еще не записаны.

Былина про Кузюшку — вариант былины об Илье Муромце.

 

259 Сборы. Имп. Рос. Ист. О-ва, т. 1–124. Донские дела, кн. I и II. Акты Г. М. Лишина, т. I–III и др.

 

260 В 1630 г. Михаил Феодорович за разорение казаками турецких владений прислал на Дон 28 августа опальную грамоту и клятву патриаршую об отлучении их от церкви; царь требовал от них помириться с султаном, соединиться с турками и татарами и идти вместе с ними воевать земли польского короля. Грамоту эту привез на Дон Иван Карамышев. Казаки окончательно воспротивились царскому повелению, говоря, что они никогда не служили с врагами христианства заодно. За гордое обращение и угрозы казаки убили Карамышева и бросили в Дон, а царю послали отписку, приведенную выше.

 

261 В то время, как казаки готовились ко взятию Азова, на Дон по пути в Москву прибыл турецкий посол грек Фома Кантакузин. Казаки задержали его и продолжали свое дело. Скоро они узнали, что посол тайно сносится с крымцами и азовцами, предупреждая их о скором штурме Азова. Посланный в Азов Кантакузиным грек был пойман казаками и во всем сознался. Кантакузин был казнен. Взорвав чрез подкоп часть стены, казаки в 4 часа утра 18 июня 1637 г., очистившись перед этим постом и молитвою и исповедавшись, пошли на приступ, говоря со слезами друг другу: «Поддержим, братия, честь нашего оружия, постоим за православную веру и за святой храм; умрем, если так суждено, но не посрамим себя».

 

262 Слово вор в то время, т. е. в XVI и XVII вв. означало ослушник, бунтовщик, не признававший ничьей власти.

 

263 Тайные проповедники старообрядчества впервые появились на Дону в 1676 г., когда казаки случайно узнали, что поселившиеся на Крымской стороне чернецы не молят Бога за царя и патриарха. Один из этих старцев был схвачен и сожжен в Черкасске. Но скоро старые донские политиканы, недовольные московскими порядками, Самойла Лаврентьев, Павел Чекунов, Кирей Чурносов и др., поняли, что, покровительствуя расколу, они легко могут отделаться от влияния Москвы, а потому, не входя в детали религиозного учения старообрядчества, всячески старались залучить к себе побольше приверженцев и с их помощью отстоять старые казачьи права, наполовину уже отнятые Москвой, в особенности после подавления бунта Степана Разина. Хотя войсковой Круг, во главе с атаманом Фролом Минаевым, верным приверженцем Москвы, и выдал главарей раскола (в Москве они были казнены), но скоро многие дальновидные донские деятели увидели, что они, выдав своих сограждан, сделали большую ошибку. Этим настроением воспользовался атаман Кондратий Булавин, подняв Дон против самовластия Петра Великого и его вельмож. Приверженцы Булавина среди простых казаков проповедывали, что «Рим, поляки и Киев с товарищи, и Греки, и Москва отпали от истинной веры и исповедывают латинскую и новоэллинскую». Вот почему в письме Булавина, приведенном выше, и употреблено выражение: «вводят в эллинскую веру и от истинной отвращают». Раскол на Дону. В. Г. Дружинин. СПб., 1889.

 

264 Древняя история народов Востока. Масперо. M., 1903. Гл. IV — Халдея, стр. 130–132; гл. VII, стр. 290–293.

 

265 Книга Бытия, гл. 23, ст. 3–17.

 

266 Масперо. Древняя ист. народов востока. Гл. VI, стр. 247. Геты Малой Азии ходили на помощь Трое. Одиссея, XI, 519–521.

 

267 Масперо. Гл. VII, стр. 290 и 291.

 

268 Там же. Гл. VI, стр. 237.

Масперо — известный археолог, востоковед и египтолог; в 80-х гг. прошлого столетия он был директором музея в Булаке, под Каиром.

 

269 Страбон, кн. XV, гл. I, 5–6.

 

270 Древняя ист. народов востока. Масперо. Гл. VI, стр. 253–254.

 

271 Геродот, IV, 5–7. Сколоты — щитоносцы, имевшие на щитах орла, символ царской власти, сокола, отчего эта птица и получила свое название: сколот — соколот, сокол.

 

272 Там же, IV, 11, 12 и 13.

 

273 Геродот. IV, 28.

 

274 Страбон. XI, 2.1.

 

275 Мнение некоторых историков о тюркском или еврейском происхождении хазар не имеет под собой научной почвы и опровергается данными, прив

Date: 2015-06-05; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию