Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группа и ее структурная организация





Группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологичесий анализ группы. Вся совокупность этих параметров разделена на:

1) собственные характеристики группы:композиция группы,
структура и групповые процессы.

Композиция группы, или ее состав, - это совокупность характеристик членов группы. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений;

2) система групповых ожиданий, система статусов и ролей
членов группы.
Положение личности в системе групповых отношений
характеризуется ее статусом и выполняемыми ролями.

Статус (или позиция) - это сумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, т.е. различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается группой, т.е. система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

Реальные группы могут быть разделены на большие и малые.

К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны - длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

Анализ больших групп является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Именно под влиянием больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп, т.е. большие группы опосредовано, через малые социальные образования, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

«Немногочисленность» малой группы понимается различным образом. Самый распространенный подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен трем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс).

 

Структура группы:

Социометрическая структура - это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Это система предпочтений и отвержения, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы.

Важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений:

1) это социометрические статусы членов группы. Статус - сумма отвержения и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выделяются:

- социометрические «звезды» - наиболее предпочитаемые члены
группы, стоящие на вершине иерархии;

- высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;

- изолированные - члены группы, у которых отсутствуют любые
выборы, как положительные, так и отрицательные;

- пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое количество
отрицательных выборов и малое количество предпочтений;

- отверженные («изгои») - члены группы, не имеющие по
результатам социометрии положительных выборов, а также отрицательные. Знания величины социометрического статуса недостаточно для точного представления о системе эмоциональных отношений в группе;

2) это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у студента в группе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, данный студент будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одногруппников, но сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его;


3) это наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие - отсутствие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовались;

4) это система отвержений в группе. Например, в группе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти вся группа, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями, или девочки все отвержения пересылают мальчикам и наоборот.

На величину статуса влияют психологические и социальные факторы: внешний вид, успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, профессиональные личные качества), умственная одаренность, некоторые свойства темперамента. В каждой группе есть система своих, ценных для этого сообщества качеств, и высокий статус получает тот, кто обладает ими в должной мере.

Статус человека в конкретной группе часто зависят от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности (спорт, искусство, опыт общения в различных сферах, с различными людьми).

Статус - величина, стремящаяся к устойчивости. С точки зрения развития личности человеку целесообразно периодически «менять» свой статус, т.к. это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях. Постоянное хождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно-уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями. Человек растет «социально слепым», лишенным необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям, не в состоянии встать на их незавидное место.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией - важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, «привилегии», называют «коммуникативным лидером», насколько близки его возможности к лидерским. С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелательный характер придается передаваемой информации.

При анализе информационных групповых связей используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа сетей: централизованного и децентрализованного типа:


-централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного воздействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Варианты централизованной сети:

- фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт, друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга. Этот факт помогает им, т.к. позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия;

- радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затрудняет получение обратной связи партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя- собственную позицию;

- иерархическая структурпа имеет два и более уровня соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет.

Варианты децентрализованных сетей состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников, т.е. каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.

Структура социальной власти в малой группе - это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Функция социального управления реализуется через феномены лидерства и руководства.







Date: 2015-06-05; view: 2275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию