Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края
Государственное учреждение социального обеспечения Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» был организован в 2004 году по инициативе администрации Читинской области. В настоящее время работа центра состоит из профильной работы нескольких отделений: дневное отделение, стационарное отделение, отделение приема и перевозки детей и отделение семейно-воспитательной группы (СВГ). Жить и воспитываться в семье – право каждого ребенка, так как семья есть естественная среда для его индивидуального развития. Семья должна стать примером для ребенка, чтобы он в дальнейшем по ее подобию мог построить свою собственную. Центр «Родник» много сил прилагает к тому, чтобы для ребенка, оставшегося без попечения родителей, семья стала единственной формой жизнеустройства. И успехи в этом плане имеются. Дети передаются под опеку, в приемные семьи, возвращаются в свои биологические семьи. Наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. Рассмотрим работу с семейно-воспитательными группами подробнее. В настоящее время в ГУСО ЯСРЦ «Родник» функционирует 15 семейно- воспитательных групп, в которых 30 детей обрели, пусть временный, но свой теплый дом. · п.Золотореченск – 9 семей (18 детей) · п.Ясногорск – 5 семей (9 детей) · с.Улан – Цацык – 1 семья (3 ребенка). Социальный статус воспитанников СВГ: · дети – сироты (5 чел.) · дети, оставшиеся без попечения родителей (25 чел.) Длительность проживания детей в семейно-воспитательной группе на конец 2008 года: · от 3 до 6 месяцев (6 детей) · от 6 мес. до 1 года (7 детей) · более 1 года (17 детей) Проживающие в СВГ несовершеннолетние по половозрастным категориям распределились следующим образом: · дошкольников – 10 · мл. школьников – 11 · подростков – 9 · девочек – 21 · мальчиков – 9 Диаграммы представлены в приложении 2 к данной работе (Приложение 2). Специалисты отделения и Центра оказывают действенную социальную помощь, в том числе медицинскую, психологическую, педагогическую, правовую, как в экстренных случаях, так и систематически. Возникает немало вопросов и проблем, и в связи с этим воспитатели семейно-воспитательных групп обращаются в Центр: · за консультационной помощью; · для проведения мед.обследования и лечения детей в стационарных мед.учреждениях; · для передачи детей в Центр на время очередного отпуска воспитателя; · для получения заработной платы; · для участия в акциях и мероприятиях, организованных специалистами Центра; · для участия в заседаниях клубов общения, где проходит обмен опытом по воспитанию детей, обсуждение путей и способов разрешения проблем; Однако, даже при появлении проблем в работе, можно смело утверждать, что даже минимальный опыт проживания в семье дает ребенку разносторонний социальный эффект. Для проживания воспитанников в каждой семье созданы прекрасные условия. У детей имеются отдельные комнаты, оснащенные необходимой мебелью, дети могут пользоваться музыкальной, бытовой и видеотехникой, компьютером. Хорошее впечатление остается после посещения семей СВГ Русаковой З.А., Дорофеевой В.В., Золтуевой Л.В., Бородиной Л.П., п.Золотореченск. Особое настроение создается уже от ворот с благоустроенной, приусадебной территории, зеленых насаждений в летнее время, чистоты дорожек. Но самое главное, конечно, отношение к детям, воспитатели любят их такими, какие они есть. И учат их всему, что сами умеют, и помогают им избавиться от плохих привычек. Например, несколько бродячими, беспечными, бесшабашными были сестры Надя и Ира Лазаревы в своей семье. И какими они стали домовитыми, послушными после одного года проживания в семье Дорофеевой В.В. В большинстве своем дети, являющиеся воспитанниками семейно-воспитательных групп, испытывают трудности в обучении. Но систематические занятия воспитателей с детьми дают свои положительные результаты. Закончили вторую четверть этого учебного года (декабрь 2008 г.): · с одной «4», остальные «5» - 2 человека (Степанова М., Серебрякова К.) · на «4» и «5» - 4 человека (Раимбекова Ж., Пискарева К., Васильева Т., Достовалов С.) · больше «4», чем «3» - (Локтионова Н., Бочарова Л., Кириллова Г., Васильева О., Никитина Ю., Лазарева Н., Лазарева И., Николаев И.) · стабильно на «3» обучаются – (Кожомкулова Р., Шубина К.) В первом классе обучаются 4 человека; хорошую подготовку к школе отмечают у Каскова Алеши, Мартыновой Наташи. Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. Если взрослый человек скучает наедине с собой, зависит от вредных привычек и легко поддается вредному влиянию, то причины этого нужно искать в бесцельном времяпрепровождении в детстве. Учитывая негативный опыт проведения досуга детьми Центра, мы нацеливаем воспитателей СВГ на то, чтобы они поощряли и одобряли посещение секций, кружков, студий. За 2008 год в организованный досуг вовлечено 18 детей из 30. Организованный досуг способствует повышению статуса среди сверстников. Об этом свидетельствуют отзывы воспитателей СВГ и специалистов Центра. Например, Достоваловы Руслан и Всеслав были активными участниками всех спортивных соревнований военно – патриотического лагеря «Патриот» и получили заслуженные грамоты. Кирилова Галя в составе хореографического ансамбля «Гармония» приняла участие в 15 концертах. Работы Локтионовой Насти украшают выставки, оформленные в ДШИ. У сестер Лазаревых проявился интерес к чтению. Девочки со знанием дела показывают книги, которые прочитали, говорят о их содержании, их речь стала более развитой, расширились представления об окружающем мире. Классный руководитель Васильевых Тани и Оксаны отмечает их активное участие во всех мероприятиях. Обе девочки стали увереннее чувствовать себя в коллективе детей. В летний период был организован качественный, разносторонне развивающий отдых. 17 детей из СВГ отдыхали и были оздоровлены в лагерях Читинской области: · «Спасатель» п.Новокручининский – 4 чел. · «Красная саранка» г.Балей – 2 человека · «Топаз» п.Шерловая Гора – 3 чел. · «Березка» п.Калангуй – 4 чел. · «Родник» ГУСО ЯСРЦ - 4 чел. Все воспитанники СВГ в 2 этапа прошли в 2008 году диспансеризацию. Дети осмотрены узкими специалистами: окулист, эндокринолог, стоматолог, травматолог, гинеколог, хирург, невролог, психиатр, педиатр. Даны рекомендации и уже начато лечение. Пилявец Галя прошла обследование и курс коррекции в ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в г.Чита. По результатам обследования в Центре психолого-медико – социального сопровождения «Дар». Плетнева Лида и Плетнева Ира перешли на индивидуальное обучение. В практике работы специалистов отделения применяются следующие формы контроля над условиями проживания, воспитания и образования детей: · социально-педагогический, психологический, медицинский патронажи. За 2008 год проведено 228 патронажей. · письменные отчеты, которые сдаются воспитателями СВГ до 25 числа каждого месяца. · сбор и анализ информации о результатах успеваемости детей школьного возраста. · ведение воспитателями тетради учета товарно–материальных ценностей. В отделении СВГ было проведено 25 медико – психолого- педагогических консилиумов, из них: · первичный (при открытии группы) – 9 · по отслеживанию адаптации – 3 · по отслеживанию реабилитационного процесса – 9 · заключительный (при закрытии группы) – 3 · экстренный – 1 В ГУСО ЯСРЦ осуществляется проведение семинаров по обмену опытом, педсоветов, гостиных, заседаний круглого стола с воспитателями групп. Иногда такие формы работы имеют выездной характер (п.Золотореченск). Воспитатели семейно-воспитательных групп и их воспитанники являются активными участниками таких праздников, как «Международный День семьи», «День Матери», «День защиты детей», «День знаний» и др. Специалистами СВГ оформлены информационные уголки «Семейно- воспитательная группа – это почти семья» в администрациях п.Золотореченск, с.Улан –Цацык, с.Аренда, с. Улятуй, с.Булум, в Центре занятости населения Оловяннинского района. Психолог отделения построил свою работу на основе личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Она учитывает возрастные особенности детей, выбирает интересные и понятные формы работы с ними. Свою работу психолог строит по следующим направлениям: · исследовательская деятельность · коррекционно–развивающая и психопрофилактическая работа · консультационная работа · экспертная работа · просветительская деятельность · социально – психологический патронаж. Эффект от такой работы есть. Между взрослыми и детьми существует взаимопонимание, доверие. Психологом отделения адаптирована программа психолого-педагогической поддержки семейно – воспитательных групп «Моя семья – моя крепость», которая рассчитана именно на такую форму устройства детей, как СВГ. В нее включены все этапы работы с кандидатом в воспитатели, а затем и воспитателем СВГ, в случае, если он допущен к данной работе. В данное время психологом отделения ведется разработка программы для индивидуальных коррекционных занятий для детей, воспитывающихся в СВГ. Проведена работа по отработке написания ежемесячных отчетов воспитателей СВГ и ответных рекомендаций психолога на них, в случае необходимости. Успешно проходят групповые тренинги и школа специалистов СВГ, где воспитатели обмениваются опытом, делятся удачами и неудачами в воспитании детей, дают по возможности друг другу советы. Коррекционная работа с детьми ведется согласно индивидуальной программы реабилитации. Групповые формы работы проходят как в поселке, так и во время выездного патронажа. Совместно с социально – правовым отделением ведется работа по защите законных прав и интересов детей. Создание и содержание СВГ - дело, безусловно, очень ответственное и трудоемкое, но, несмотря на это, очевидно, что воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, гораздо лучше, чем в учреждении общественного воспитания. Современный уровень жизни требует высокого профессионализма специалистов, поэтому повышение уровня самообразования мы считаем одним из важных частей нашей работы. Зав. отделением Березовская Л.А. и педагог – психолог Гарма – Доржиева Н.В, прошли обучение на курсах для специалистов СВГ «Основы психокоррекционной работы с семьей» на базе ГУСО ЦПППН «Доверие» в мае 2008 года. Н.В. Гарма – Доржиева в ноябре 2008 года прошла вторую ступень обучения психологов по теме «Основы психокоррекционной работы с детьми». Кроме того, специалисты отделения активно принимают участие в различных методических семинарах, педагогических советах, школах специалистов. Итак, можно сделать следующий вывод по содержанию второй главы нашего дипломного исследования. По статистическим данным на 29.11.2008 г., в Забайкальском крае функционирует 51 учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитываются 2918 несовершеннолетних. Помимо этого имеются два специализированных дома ребенка и 20 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Из года в год увеличивается число детей, устроенных в семьи граждан под опеку, на патронат, в семейно-воспитательные группы, а также в приемные семьи. Нами рассмотрен опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр проводит работу по передаче детей под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью. Центром «Родник» наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.
Date: 2015-06-05; view: 1095; Нарушение авторских прав |