Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края





 

Государственное учреждение социального обеспечения Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» был организован в 2004 году по инициативе администрации Читинской области.

В настоящее время работа центра состоит из профильной работы нескольких отделений: дневное отделение, стационарное отделение, отделение приема и перевозки детей и отделение семейно-воспитательной группы (СВГ).

Жить и воспитываться в семье – право каждого ребенка, так как семья есть естественная среда для его индивидуального развития. Семья должна стать примером для ребенка, чтобы он в дальнейшем по ее подобию мог построить свою собственную.

Центр «Родник» много сил прилагает к тому, чтобы для ребенка, оставшегося без попечения родителей, семья стала единственной формой жизнеустройства. И успехи в этом плане имеются. Дети передаются под опеку, в приемные семьи, возвращаются в свои биологические семьи.

Наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. Рассмотрим работу с семейно-воспитательными группами подробнее.

В настоящее время в ГУСО ЯСРЦ «Родник» функционирует 15 семейно- воспитательных групп, в которых 30 детей обрели, пусть временный, но свой теплый дом.

· п.Золотореченск – 9 семей (18 детей)

· п.Ясногорск – 5 семей (9 детей)

· с.Улан – Цацык – 1 семья (3 ребенка).

Социальный статус воспитанников СВГ:

· дети – сироты (5 чел.)

· дети, оставшиеся без попечения родителей (25 чел.)

Длительность проживания детей в семейно-воспитательной группе на конец 2008 года:

· от 3 до 6 месяцев (6 детей)

· от 6 мес. до 1 года (7 детей)

· более 1 года (17 детей)

Проживающие в СВГ несовершеннолетние по половозрастным категориям распределились следующим образом:

· дошкольников – 10

· мл. школьников – 11

· подростков – 9

· девочек – 21

· мальчиков – 9

Диаграммы представлены в приложении 2 к данной работе (Приложение 2).

Специалисты отделения и Центра оказывают действенную социальную помощь, в том числе медицинскую, психологическую, педагогическую, правовую, как в экстренных случаях, так и систематически. Возникает немало вопросов и проблем, и в связи с этим воспитатели семейно-воспитательных групп обращаются в Центр:

· за консультационной помощью;

· для проведения мед.обследования и лечения детей в стационарных мед.учреждениях;

· для передачи детей в Центр на время очередного отпуска воспитателя;

· для получения заработной платы;

· для участия в акциях и мероприятиях, организованных специалистами Центра;

· для участия в заседаниях клубов общения, где проходит обмен опытом по воспитанию детей, обсуждение путей и способов разрешения проблем;

Однако, даже при появлении проблем в работе, можно смело утверждать, что даже минимальный опыт проживания в семье дает ребенку разносторонний социальный эффект.

Для проживания воспитанников в каждой семье созданы прекрасные условия. У детей имеются отдельные комнаты, оснащенные необходимой мебелью, дети могут пользоваться музыкальной, бытовой и видеотехникой, компьютером.

Хорошее впечатление остается после посещения семей СВГ Русаковой З.А., Дорофеевой В.В., Золтуевой Л.В., Бородиной Л.П., п.Золотореченск. Особое настроение создается уже от ворот с благоустроенной, приусадебной территории, зеленых насаждений в летнее время, чистоты дорожек.

Но самое главное, конечно, отношение к детям, воспитатели любят их такими, какие они есть. И учат их всему, что сами умеют, и помогают им избавиться от плохих привычек. Например, несколько бродячими, беспечными, бесшабашными были сестры Надя и Ира Лазаревы в своей семье. И какими они стали домовитыми, послушными после одного года проживания в семье Дорофеевой В.В.

В большинстве своем дети, являющиеся воспитанниками семейно-воспитательных групп, испытывают трудности в обучении. Но систематические занятия воспитателей с детьми дают свои положительные результаты.

Закончили вторую четверть этого учебного года (декабрь 2008 г.):

· с одной «4», остальные «5» - 2 человека (Степанова М., Серебрякова К.)

· на «4» и «5» - 4 человека (Раимбекова Ж., Пискарева К., Васильева Т., Достовалов С.)

· больше «4», чем «3» - (Локтионова Н., Бочарова Л., Кириллова Г., Васильева О., Никитина Ю., Лазарева Н., Лазарева И., Николаев И.)

· стабильно на «3» обучаются – (Кожомкулова Р., Шубина К.)

В первом классе обучаются 4 человека; хорошую подготовку к школе отмечают у Каскова Алеши, Мартыновой Наташи.


Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. Если взрослый человек скучает наедине с собой, зависит от вредных привычек и легко поддается вредному влиянию, то причины этого нужно искать в бесцельном времяпрепровождении в детстве. Учитывая негативный опыт проведения досуга детьми Центра, мы нацеливаем воспитателей СВГ на то, чтобы они поощряли и одобряли посещение секций, кружков, студий.

За 2008 год в организованный досуг вовлечено 18 детей из 30.

Организованный досуг способствует повышению статуса среди сверстников. Об этом свидетельствуют отзывы воспитателей СВГ и специалистов Центра.

Например, Достоваловы Руслан и Всеслав были активными участниками всех спортивных соревнований военно – патриотического лагеря «Патриот» и получили заслуженные грамоты.

Кирилова Галя в составе хореографического ансамбля «Гармония» приняла участие в 15 концертах.

Работы Локтионовой Насти украшают выставки, оформленные в ДШИ.

У сестер Лазаревых проявился интерес к чтению. Девочки со знанием дела показывают книги, которые прочитали, говорят о их содержании, их речь стала более развитой, расширились представления об окружающем мире.

Классный руководитель Васильевых Тани и Оксаны отмечает их активное участие во всех мероприятиях. Обе девочки стали увереннее чувствовать себя в коллективе детей.

В летний период был организован качественный, разносторонне развивающий отдых.

17 детей из СВГ отдыхали и были оздоровлены в лагерях Читинской области:

· «Спасатель» п.Новокручининский – 4 чел.

· «Красная саранка» г.Балей – 2 человека

· «Топаз» п.Шерловая Гора – 3 чел.

· «Березка» п.Калангуй – 4 чел.

· «Родник» ГУСО ЯСРЦ - 4 чел.

Все воспитанники СВГ в 2 этапа прошли в 2008 году диспансеризацию. Дети осмотрены узкими специалистами: окулист, эндокринолог, стоматолог, травматолог, гинеколог, хирург, невролог, психиатр, педиатр. Даны рекомендации и уже начато лечение.

Пилявец Галя прошла обследование и курс коррекции в ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в г.Чита.

По результатам обследования в Центре психолого-медико – социального сопровождения «Дар». Плетнева Лида и Плетнева Ира перешли на индивидуальное обучение.

В практике работы специалистов отделения применяются следующие формы контроля над условиями проживания, воспитания и образования детей:

· социально-педагогический, психологический, медицинский патронажи. За 2008 год проведено 228 патронажей.

· письменные отчеты, которые сдаются воспитателями СВГ до 25 числа каждого месяца.

· сбор и анализ информации о результатах успеваемости детей школьного возраста.

· ведение воспитателями тетради учета товарно–материальных ценностей.

В отделении СВГ было проведено 25 медико – психолого- педагогических консилиумов, из них:

· первичный (при открытии группы) – 9

· по отслеживанию адаптации – 3

· по отслеживанию реабилитационного процесса – 9

· заключительный (при закрытии группы) – 3

· экстренный – 1

В ГУСО ЯСРЦ осуществляется проведение семинаров по обмену опытом, педсоветов, гостиных, заседаний круглого стола с воспитателями групп.


Иногда такие формы работы имеют выездной характер (п.Золотореченск).

Воспитатели семейно-воспитательных групп и их воспитанники являются активными участниками таких праздников, как «Международный День семьи», «День Матери», «День защиты детей», «День знаний» и др.

Специалистами СВГ оформлены информационные уголки «Семейно- воспитательная группа – это почти семья» в администрациях п.Золотореченск, с.Улан –Цацык, с.Аренда, с. Улятуй, с.Булум, в Центре занятости населения Оловяннинского района.

Психолог отделения построил свою работу на основе личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Она учитывает возрастные особенности детей, выбирает интересные и понятные формы работы с ними. Свою работу психолог строит по следующим направлениям:

· исследовательская деятельность

· коррекционно–развивающая и психопрофилактическая работа

· консультационная работа

· экспертная работа

· просветительская деятельность

· социально – психологический патронаж.

Эффект от такой работы есть. Между взрослыми и детьми существует взаимопонимание, доверие.

Психологом отделения адаптирована программа психолого-педагогической поддержки семейно – воспитательных групп «Моя семья – моя крепость», которая рассчитана именно на такую форму устройства детей, как СВГ. В нее включены все этапы работы с кандидатом в воспитатели, а затем и воспитателем СВГ, в случае, если он допущен к данной работе. В данное время психологом отделения ведется разработка программы для индивидуальных коррекционных занятий для детей, воспитывающихся в СВГ.

Проведена работа по отработке написания ежемесячных отчетов воспитателей СВГ и ответных рекомендаций психолога на них, в случае необходимости.

Успешно проходят групповые тренинги и школа специалистов СВГ, где воспитатели обмениваются опытом, делятся удачами и неудачами в воспитании детей, дают по возможности друг другу советы.

Коррекционная работа с детьми ведется согласно индивидуальной программы реабилитации. Групповые формы работы проходят как в поселке, так и во время выездного патронажа.

Совместно с социально – правовым отделением ведется работа по защите законных прав и интересов детей.

Создание и содержание СВГ - дело, безусловно, очень ответственное и трудоемкое, но, несмотря на это, очевидно, что воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, гораздо лучше, чем в учреждении общественного воспитания.

Современный уровень жизни требует высокого профессионализма специалистов, поэтому повышение уровня самообразования мы считаем одним из важных частей нашей работы.

Зав. отделением Березовская Л.А. и педагог – психолог Гарма – Доржиева Н.В, прошли обучение на курсах для специалистов СВГ «Основы психокоррекционной работы с семьей» на базе ГУСО ЦПППН «Доверие» в мае 2008 года.

Н.В. Гарма – Доржиева в ноябре 2008 года прошла вторую ступень обучения психологов по теме «Основы психокоррекционной работы с детьми».


Кроме того, специалисты отделения активно принимают участие в различных методических семинарах, педагогических советах, школах специалистов.

Итак, можно сделать следующий вывод по содержанию второй главы нашего дипломного исследования.

По статистическим данным на 29.11.2008 г., в Забайкальском крае функционирует 51 учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитываются 2918 несовершеннолетних. Помимо этого имеются два специализированных дома ребенка и 20 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Из года в год увеличивается число детей, устроенных в семьи граждан под опеку, на патронат, в семейно-воспитательные группы, а также в приемные семьи.

Нами рассмотрен опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр проводит работу по передаче детей под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью.

Центром «Родник» наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.

 








Date: 2015-06-05; view: 1095; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию