Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пять путей





1. Путь накопления (тиб. tshogs lam) – первая ступень на пути к Просветлению: на ней мы очищаем омрачения, накапливаем заслугу и достигаем стабильности эмоций и медитации, то есть «обретаем то, что понадобится нам на пути».

2. Путь применения (тиб. sbyor lam) – практикуем двадцать два из тридцати семи факторов, ведущих к Просветлению.

3. Путь видения (тиб. mthong lam) – первый уровень постижения Бодхисаттвы. «Обычный взгляд на вещи сменяется способностью видеть природу ума».

4. Путь медитации (тиб. sgom lam) – вместе с предыдущим соответствует десяти ступеням постижения Бодхисаттвы.

5. Путь без обучения (тиб. mi slob pa’i lam) – состояние Будды.

Пять семейств Будд:

1. Семейство Ваджра Акшобхья (санскр.), mi bskyod pa (тиб.)

2. Семейство Лотоса Амитабха (санскр.), ’od dpag med (тиб.)

3. Семейство Будды Вайрочана (санскр.), rnam par snang mdzad (тиб.)

4. Семейство Драгоценности Ратнасамбхава (санскр.), rin chen ’byung gnas (тиб.)

5. Семейство Кармы Амогасиддхи (санскр.), don yod grub pa (тиб.)

Размышление (тиб. bsam pa) – буквальный перевод с тибетского языка «думать о чем‑то». Второй этап практики – размышление над услышанным, а также тщательное и осознанное соотнесение полученных знаний с собственным опытом.

Римэ (тиб. ris med) – синкретическое движение, появившееся в Тибете в XIX в.; направлено на уменьшение соперничества между буддийскими школами и возрождение духовных практик; для достижения такого результата использовались тексты, комментарии и методы различных тибетских традиций. Джамгён Конгтрул, Чогьюр Лингпа, Мипам Ринпоче и Кхьенце Вангпо входят в число наиболее известных мастеров движения Римэ.

Ринпоче (тиб. rin po che) – буквально означает «драгоценный». Звание, обычно присваиваемое сознательно перерождающимся ламам (см. Тулку) и выдающимся духовным учителям. Слово используется как форма обращения и как часть имени.

Рождение (тиб. skye ba) – одиннадцатая нидана.

Сакья (тиб. sa skya) – одна из четырех крупных школ тибетского буддизма. Самым известным учителем этой школы был Сакья Пандита. Эта линия передачи уделяет большое внимание интеллектуальной подготовке и медитации.

Самадхи (санскр.) (тиб. ting nge dzin) – медитативное сосредоточение.

Самбхогакайя (санскр.) (тиб. long spyod rdzogs pa’i sku) – ум, как ясный свет. Второе из Трех просветленных состояний, или Тел Будды (Состояние радости). Выступая как пример достижения цели, оно происходит из Состояния истины и приносит благо всем существам, идущим по пути. Только Бодхисаттвам доступно восприятие существ в Состоянии радости. См. Пять видов уверенности.

Самдруб Дардже Линг (тиб. bsam ’grub dar rgyas gling) – монастырь Калу Ринпоче в Сонаде – небольшом городе близ Дарджилинга, Восточная Бенгалия.

Сангдог Палри (тиб. zangs mdog dpal ri) – величественная гора медного цвета – Чистая страна Гуру Ринпоче.

Сангха (санскр.) (тиб. dge ’dun) – «сообщество практикующих, реализовавших и передающих Учение (Будды)». Иногда различают Сангху, как буддийских священнослужителей и практикующих, и Арьясангху, как благородное, или высшее, сообщество (Архаты и Бодхисаттвы).

Сангье (тиб. sangs rgyas) – тибетское слово, обозначающее Будду. Оно сочетает в себе идею о полном очищении (санг) и раскрытии (гье) (это относится к всезнанию).

Сансара (санскр.) (тиб. ’khor ba) – циклическое существование, колесо перерождений, не имеющее ни начала, ни конца.

Седьмая нидана (тиб. tshor ba) – ощущение, или чувство; аспект наших переживаний, касающийся чувств.

Скандхи, пять (тиб. phung po lnga) – пять скоплений, выражающих на уровне тела и ума существование обитателей сферы желания:

1. Форма (тиб. gzugs);

2. Ощущение (тиб. tshor ba);

3. Распознавание (тиб. ’du shes);

4. Ментальные факторы (тиб. ’du byed);

5. Сознание (тиб. rnam shes).

Слушание (тиб. thos pa) – буквально означает «слушать». Первый из трех этапов практики, который заключается в слушании поучений (а также в чтении и изучении).

Совершенная радость (тиб. rab tu dga’ ba) – первый уровень постижения Бодхисаттвы.

Сонгцен Гампо (ок. 569–650 гг.) (тиб. srong btsan sgam po) – король Тибета. Тибетские историки считали этого могущественного правителя Азии излучением Ченрези.

Сочувствие (тиб. snying rje) – на Великом пути выделяют три уровня сочувствия:

1. Сочувствие в отношении всех существ;

2. Сочувствие в отношении всех явлений;

3. Безотносительное или безобъектное сочувствие.

Союз формы и пустоты – одно из особых значений этого важного понятия относится к медитационному опыту восприятия «явной, но никоим образом нематериальной формы», выражающей Просветление, например, Бодхисаттвы Авалокитешвары.


Срединный путь (тиб. dbu ma) – Мадхьямака, философская школа, основанная на сутрах Пряджняпарамиты и их учении о пустоте (санскр. sunyata). Взгляд Мадхьямаки выходит за пределы как утверждения, так и отрицания и подчеркивает зависимую природу всех явлений.

Страдание (тиб. sdug bsngal) – описывается три типа страданий:

1. Вездесущее основополагающее страдание – «страдание, вызванное лишь тем, что мы живем» (тиб. rkyab pa ’du byed kyi sdug bsngal);

2. Страдание изменения (тиб. ’gyur ba’i sdug bsngal);

3. Страдание страдания (тиб. sdug bsngal kyi sdug bsngal).

Сутра (санскр.) (тиб. mdo) – записи поучений, данных самим Буддой Шакьямуни.

Сутра сердца (тиб. bcom ldan ’das ma shes rab kyi pha rol tu phyin pa’i snying po) – чрезвычайно краткое изложение учения о пустоте, считающееся сердцевиной, или сутью, обширного учения Праджняпарамиты (Совершенство мудрости). Чтение этой сутры регулярно практикуется во многих школах традиции Махаяны.

Сферы существования в сансаре, три (тиб. khams gsum):

1. Сфера желания: охватывает миры – от самых низших миров паранойи до определенных божественных миров;

2. Сфера формы: семнадцать уровней богов формы;

3. Сфера без формы: четыре уровня богов без формы.

Сын сердца (тиб. thugs sras) – близкий ученик или преемник высокого Ламы.

Тантры (санскр.) (тиб. rgyud) – коренные тексты Алмазного пути, которые приписывают Будде Шакьямуни и его различным проявлениям. В каждом из них обычно содержится описание мандалы и практики, которые связаны с каким‑либо просветленным существом. Слово «тантра» буквально означает «нить» или «продолжительность».

Тара (тиб. sgrol ma) – Бодхисаттва сочувствия в женской форме; особенно известна благодаря своей способности защищать всех, кто к ней обращается за помощью, и спасать их от страданий, страхов и опасностей.

Татхагата‑гарбха (санскр.) (тиб. de bzhin gshegs pa’i nying po) – семя Просветления, потенциал Будды в каждом живом существе.

Тигле (тиб.) – санскр. бинду, буквальное значение «капля» или «сфера». В данном тексте стоит отметить два варианта употребления:

1. Сферы или точки света, которые проявляются в уме на определенных этапах переживания бардо;

2. Красное и белое тигле как творческая энергия тела, контроль над которой, обретаемый в ходе йогических практик, может привести к устойчивому переживанию блаженства.

Тилопа (988–1069) – индийский махасиддх, учитель Наропы. Тилопу считают тем, в ком проявилась линия передачи Махамудры. Он получил поучения напрямую от Дордже Чанга.

Трехлетнее отшельничество (тиб. lo gsum phyogs gsum) – один из способов обучения и выполнения духовной практики. В течение трех лет, трех месяцев и трех дней те, кто уходят в отшельничество, проводят свое время в уединении, занимаясь медитацией и изучением.

Три драгоценности (тиб. dkon mchog gsum)

1. Будда – олицетворение Просветления;

2. Дхарма – Учение Будды;

3. Сангха – сообщество тех, кто посвятил себя применению этого Учения. Включает в себя обычную Сангху (люди) и благородную Сангху (Бодхисаттвы).


Три корня (тиб. rtsa ba gsum) – на Алмазном пути мы принимаем Прибежище в Трех корнях: Ламе, Йидамах и Защитниках.

Тридцать семь факторов, ведущих к Просветлению:

четыре основных вида внимательности;

четыре вида надлежащего отношения

к тому, от чего следует отказаться, и что следует принять;

четыре опоры для развития

сверхъестественных сил;

пять сил;

пять способностей;

семь второстепенных факторов;

благородный восьмеричный путь.

Трикайя (тиб. sku gsum) – «три аспекта целостного переживания Просветления». Три просветленных состояния, называемых иначе телами Будды. См. Дхармакайя, Самбхогакайя, Нирманакайя.

Тулку (тиб. sprul sku) – один из трех видов Нирманакайи. Обычно обозначает существо, обретшее высокое постижение и способное для блага чувствующих существ сознательно выбирать рождение в определенной ситуации. Хорошо известные примеры – Далай‑лама и Гьялва Кармапа.

Тхри (тиб. ’khrid) – устные наставления для наилучшего выполнения практики уровня Алмазного пути.

Умиротворение (тиб. zhi ba) – синоним нирваны.

Фаза завершения в медитации (тиб. rdzogs rim) – стадия завершения или растворения в медитации, когда мы растворяем то, что было представлено в уме, и он покоится в пустотности – своей истинной природе.

Фаза построения в медитации (тиб. bskyed rim) – фаза в медитациях уровня Ваджраяны, в которой практикующий создает и поддерживает образ Йидама.

Хинаяна (санскр.) (тиб. theg pa chung ba) – одна из Трех колесниц в буддизме, так называемая Малая колесница, или Путь Архатов. В тибетском употреблении это название обозначает несовершенный, или не всеохватывающий, поиск личного освобождения из сансары.

Цурпху (тиб. mtshur phu) – величественный монастырь близ Лхасы, бывший резиденцией Гьялва Кармапы; главный монастырь для линии Карма Кагью. Эти функции в последние годы выполнял монастырь Румтек в Сиккиме.

Ченрези (тиб. spyan ras gzigs) – Бодхисаттва сочувствия.

Четвертая нидана (тиб. ming gzugs) – имя и форма.

Четыре благородные истины (тиб. ’phags pa’i bden pa bzhi) – четыре основополагающие идеи в буддизме, которые Будда провозгласил, передавая свои первые поучения:

1. Страдание обусловленного существования;

2. Его причина;

3. Его прекращение;

4. Путь, ведущий к прекращению.

Четыре Дхармы Гампопы – «краткий обзор всего Пути» к Просветлению:

Ум обращается к Дхарме;

Дхарма становится Путем;

Следование по Пути рассеивает запутанность;

Запутанность проявляется как изначальная мудрость.

Четыре имени, или скандхи четырех имен (тиб. ming bzhi’i phung po), – первые четыре стадии в посмертном бардо: неведение, пробуждение моделей сознания, дискурсивное сознание и присвоение имен субъектам и объектам (санскр. avidya, samskara, vijnana, namarupa).

Четыре мысли, обращающие ум (к Дхарме) (тиб. blo ldog rnam bzhi) – см. Предварительные практики.


Четыре (обычных) Основополагающих упражнения (тиб. thun mong gi sngon ‘gro bzhi) – см. Четыре мысли, обращающие ум (к Дхарме).

Чистая страна (тиб. dag pa’i zhing khams) – это поле активности какого‑либо Будды, сфера, где чувствующие существа обретают зрелость на пути к Просветлению.

Шаварипа (санскр.) (тиб. sha ba ri pa) – один из индийских махасиддхов; считается, что он был охотником, который изменился, получив наставления напрямую от Ченрези. Спустя двенадцать лет, проведенных в медитации, Шаварипа обрел полное постижение и решил остаться в этом мире до прихода следующего Будды, чтобы приносить благо всем существам.

Шангпа (тиб. shangs pa) – одна из линий передачи в тибетском буддизме, основанная в XI веке ученым‑сиддхом (тиб. mkhas grub) Кхьюнгпо Налджором. В ее рамках основное внимание уделяется практике медитации и передаче поучений о Пяти золотых дхармах (тиб. gser chos lnga), которые включают в себя Шесть йог Нигумы (сопоставимы с Шести йогами Наропы). Линия передачи Шангпа играет важную роль скорее как источник поучений и практик, чем как упорядоченная иерархическая структура или монашеская школа; ее влияние ощущают все традиционные школы тибетского буддизма. Одним из держателей линии Шангпа был Калу Ринпоче.

Шенпа Шидрел (тиб. zhen pa bzhi ’bral) – «Отказ от четырех привязанностей» – поучения в форме простых двустиший, которые используются в традиции Сакья.

Шестая нидана (тиб. reg pa) – контакт, или прикосновение.

Шесть Йог Наропы – обычное название Шести дхарм (поучений) Наропы (тиб. na ro chos drug), то есть йогических практик, составляющих основную часть традиции обучения в рамках школы Кагью. Названия этих шести йог и их тибетские эквиваленты таковы:

1. Йога внутреннего тепла, или туммо (тиб. gtum mo);

2. Йога иллюзорного тела, гьюлю (тиб. sgyu lus);

3. Йога сновидений, или милам (тиб. rmi lam);

4. Йога ясного света, или осал (тиб. ’od gsal);

5. Йога промежуточного состояния, или бардо (тиб. bar do);

6. Йога осознанного умирания (выброса сознания), или пхова (тиб. ’pho ba).

Шесть видов существ – шесть уровней перерождения в рамках сансары:

1. Адские миры (состояний паранойи);

2. Мир голодных духов;

3. Мир животных;

4. Мир людей;

5. Мир асуров (полубогов);

6. Мир богов.

Три последних называют мирами счастья, а три первых – мирами несчастья.

Шинэ (тиб. zhi gnas) – медитация успокоения, которая приводит ум в равновесие. Одна из двух основных медитаций во всех традициях буддизма; вторая из них – випашьяна (тиб. lhag mthong).

Яма (санскр.) (тиб. gshin rje) – Повелитель смерти, к которому существа приходят на суд; обычно его называют Ямараджа (тиб. gshin rje rgyal po).́

Ясность (тиб. gsal ba) – одно из трех присущих уму качеств. Другие два – это пустотность и безграничность. Ясность соотносится с Состоянием радости (Самбхогакайя) как аспектом Просветления и является «присущей уму способностью переживать все явления».

 


[1]Одна из современных концепций перевода буддийских текстов на западные языки предполагает нахождение слов, максимально близких по смыслу к исходным санскритским или тибетским терминам. Иногда авторы настоящего перевода отступают также от общепринятых в российской буддологии оборотов. В частности, санскритское слово «karuna» мы переводим как «сочувствие», а не «сострадание», поскольку каруна не подразумевает «совместного страдания». Напротив, важным аспектом буддийского сочувствия является радость (санскр. mudita). – Здесь и далее прим. ред.

 

[2]В это же время было еще четыре излучения Джамгёна Конгтрула: его тела, речи, ума и качеств. Из этих четырех лам излучение ума, Джамгён Кхьенце Озер (тиб. mkhyen brtse ’od zer), вместе с Тай Ситу Ринпоче, коренным гуру Гьялва Кармапы, был резидентом‑тулку монастыря Палпунг. Наряду с этим Джамгён Кхьенце Озер был учителем и другом Калу Ринпоче так же, как и Джамгён Пема Тримэ (тиб. pa dma dri med), который был еще одним из пяти эманаций Джамгёна Конгтрула и учителем в монастыре Шечен (Восточный Тибет), принадлежащем традиции Ньингма.

 

[3]Тибетцы часто произносят эту мантру как ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ.

 

[4]Наш современник, мастер линии передачи школы Сакья, который много лет преподавал в университете г. Вашингтона.

 

[5]Глава школы Гелуг, старший учитель Далай‑ламы.

 

[6]Глава линии передачи Ньингма, которая имеет множество центров практики Дхармы на Западе.

 







Date: 2015-06-05; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию