Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водные устройства





Вода в ландшафтных композициях является важным формирующим фактором. Применение разнообразных водных устройств усиливает эстетическое воздействие ландшафтных композиций, оказывает существенное влияние на микроклимат, улучшает его экологические параметры.

При создании водных устройств как элементов художественной композиции используется способность воды к движению, все декоративное богатство красок и звуков, свойственных воде. Они определяются характером движущихся потоков воды: текущих – в источниках, ручьях, реках; падающих – в каскадах, водопадах; бьющих вверх – в фонтанах; волнующихся – водоем, озеро, море. Ниспадающие и вздымающиеся водные струи образуют пену, сверкающие на солнце брызги и водяную пыль, эмоциональное впечатление от которых усиливается издаваемыми водой звуками. Разнообразие и значительность декоративного эффекта, степень его художественного воздействия зависит от объема и мощности водного потока, его высоты, ширины, силы и скорости падения, рисунка потока и струй, что эффективно используется в лучших ландшафтных композициях. Для решения водных устройств вода используется как в статическом, так и в динамическом состояниях.

В динамической форме состояния воды создаются разнообразные ландшафтные композиции: источник, ручей, водопад, каскад и фонтан; в статической форме состояния – декоративный бассейн, плавательный бассейн, водоем, пруд.

Источник – самое скромное устройство, в котором дается впечатление красоты движущейся струи воды. В живописной ландшафтной планировке при достаточном дебите воды он может служить для создания ручья. В этом случае источник воды должен выходить из земли и получить обрамление из камней, влаголюбивых и других кустарников и многолетних травянистых растений (айва японская, кизильник горизонтальный, калина обыкновенная, можжевельник казацкий, фалярис, мискантук, ирисы, папоротники, гуннера и др.).

Вывод струи источника устраивается также через расщелину в скале естественного происхождения или в специально сложенной из камней стенке, через отверстие, сделанное в обособленно постав ленном крупном камне. Для этой цели следует выбирать камни красивой формы, которые в соответствии с их назначением должны играть роль локального акцента в пространстве. Как водное устройство камерной формы источник надо располагать и создавать, учитывая характер его окружения с расчетом на условия восприятия с близкого расстояния.

Ручей – относится к формам малых водных устройств. Это неширокий водоток с протяженным извилистым руслом, которое должно быть близким по форме к его естественным образцам. Поэтому, создавая искусственный ручей, следует иметь в виду разнообразные формы естественных ручьев, возникающих в зависимости от характера местности – рельефа и слагающих пород. Очертания берегов ручья должны отражать воздействие текущей воды на грунте. На равнинном рельефе и легко размываемых грунтах его надо делать извилистым с относительно параллельными берегами. Ширина русла меняется на разных уклонах поверхности земли: чем меньше уклон, тем ручей шире, и наоборот.

Кроме камня, берега ручья выкладываются дерном и декорируются подходящими кустарниками, травами, цветами.

Водопад – возникает в русле ручья, текущего в гористой местности по крутому склону, когда на пути потока воды находятся уступы со значительной разностью уровней. Эффект водопада по сравнению с небольшим перепадом воды в каскадах заключается в высоком, более широком и мощном ниспадающем потоке. Такое впечатление возникает при высоте водопада не менее 1,5 – 2 м. В зависимости от характера рельефа, наличия камней и композиции каждый водопад должен отличаться своей особой формой. Однако по схеме расположения и рисунку струй водопады можно разделить на несколько типов, обладающих своеобразием декоративных эффектов. Большое внимание надо обратить на оформление места падения потоков, которое служит важным декоративным элементом композиции водопада. Логично, когда здесь устраивается живописно обрамленное озерцо, укладываются камни, о которые разбивается падающий поток воды.

Каскад – образуется небольшими перепадами потока воды, в нескольких уровнях, стекающих по вертикальным или слегка наклонным плоскостям специально созданных декоративных стенок. По сути, каскад формирует несколько водопадов. Рекомендуется использовать даже незначительный уклон территории для целой системы разнообразных живописных каскадов путем варьирования величины формы камней и их разной укладки.

 

Схема 3.2.1. Классификация и основные характеристики водных устройств

 

Фонтан – искусственное водное устройство, обладающее большим декоративным эффектом благодаря стремительности вздымающихся вверх струй, блеску и пене движущейся и падающей воды. Устройство фонтанов чрезвычайно эффектно и оправдано в функциональном отношении. Они охлаждают и освежают воздух, вносят разнообразие в пейзаж. Внешнее оформление фонтанов как по архитектурному стилю, так и по рисунку фонтанных струй может быть самым различным, начиная от простой поднимающейся струи на фоне водной поверхности и до богато декорированного сооружения, включающего скульптуру. Архитектурно-художественное решение фонтана зависит от характера размещения в архитектурной среде.

Основными элементами фонтана является характер струй: их высота и наклон, различное взаиморасположение, способ разбрызгивания. Струя, столб воды или брызг, отдельные капли, ступени – переливы или потоки ниспадающей воды могут создать большое разнообразие.

Фонтаны делятся на два основных типа: струйные, в которых струи воды служат основным декоративным элементом, и скульптурные, где водные струи сочетаются со скульптурной или декоративными формами (чашами, раковинами и др.).

 

Схема 3.2.2. Типы фонтанных струй: А – приемы архитектурного решения;

Б – способы динамического эффекта фонтанных струй: 1 – расплывчатая;

2 – сформированная; 3 – целая уплотненная; 4 – разбрызганная

 

Особенно эффектны светомузыкальные фонтаны, в которых синхронное взаимодействие четырех компонентов – динамики струй воды, света различной яркости, цвета и музыки – создает незабываемое впечатление (1-й светомузыкальный фонтан был создан в 1964 г.).

В зависимости от величины фонтана изменяется его композиционная значимость. Но всегда он должен играть роль объекта, привлекающего к себе внимание. Фонтан необходимо использовать в качестве доминанты, фокуса или акцента.

Декоративный бассейн – имеет различные формы и размеры, но обычно его площадь колеблется от 2 до 5 кв. м. Бассейн может быть объединен с рокарием, ручьем или декоративной стенкой, водопадом или каскадом. В среднем его глубина составляет 0,4 – 0,5 м, а для бассейнов с растительностью 0,05 – 0,5 м и проточностью не менее 0,2 м/с либо полную смену воды 1 – 2 раза в месяц.

Водную растительность нужно располагать группами, суммарная площадь которых не должна превышать 30% площади бассейна. Форма декоративных бассейнов может быть не только правильной геометрической, но и любой изогнутой конфигурации, в зависимости от общего композиционного решения.

Часто в декоративных бассейнах вода служит лишь дополнением к скульптуре, в них размещают водоплавающие растения и фонтаны, где водные струи являются основой всей композиции. Борта водоемов облицовывают гранитом, известняком, мрамором, а также керамическими плитами. Иногда применяют дюралюминий и нержавеющую сталь. Для создания большего зрительного восприятия в вечернее время декоративные бассейны подсвечиваются различными источниками света. Горизонт воды в этих бассейнах рекомендуется располагать на одних отметках с территорией, хотя по архитектурным соображениям он может быть и выше, и ниже уровня земли.

Плавательный бассейн – широко используется в формировании рекреационной среды как в интерьерах, так и экстерьерах. Бассейны классифицируются по целому ряду критериев. Расположение плавательных бассейнов должно быть таким, чтобы обеспечить к ним свободный доступ. Плавательный бассейн может иметь самую разнообразную конфигурацию в плане и должен быть наполнен до краев водой, чтобы создавался отражающий эффект элементов природы. Целесообразней всего, чтобы длина бассейна приблизительно в два раза была больше его ширины. При этом продольную ось сооружения следует располагать в направлении с запада на восток. Оптимальные размеры бассейнов, размещаемых в коттеджной застройке, возле дома, где живет одна семья – 6 х 3 х 1,8 м.

Эффект статического состояния воды используется также при создании водоемов и прудов. Водоемы могут быть как естественно, так и искусственно созданными. К формированию водоемов предъявляются санитарно-гигиенические, гидрологические и эстетические требования.

Водоемы особенно целесообразно создавать за пределами города, включая их в планировочную структуру коттеджной застройки. В таких случаях они могут использоваться для создания общей (для нескольких коттеджей) зоны отдыха. Еще более привлекательно и эффектно может восприниматься коттедж, входящий в общую композицию водоема или декоративного бассейна. Такой водоем может выполнять и утилитарную функцию – служить местом сбора ливневых вод с поверхности участка. Он должен составлять гармоничное целое непосредственно с архитектурой коттеджа. Здесь же может размещаться площадка для отдыха у воды, оборудованная специальной лестницей для спуска в воду и небольшой вышкой для прыжков, в таком варианте он может выполнять функцию плавательного бассейна.

Вода и растительность. Как в регулярном, так и в пейзажном стиле взаимодействие водных элементов с окружающей растительностью позволяет выявить и подчеркнуть стилевые особенности ландшафта. Для регулярных композиций наиболее характерны бордюры, газоны, рабатки и клумбы геометрических форм вокруг декоративных бассейнов, каналов, фонтанов и т.д. Лишь иногда здесь используются водные растения, и то в незначительном количестве.

 

 

 

Рис. 3.2.1. Примеры водных пространств (партеров и прудов) в парках

 

Оформление водоемов растительностью наиболее важно в пейзажном стиле. Растения формируются в группы, по своему составу максимально приближенные к естественным. Кроме того, в пейзажном стиле влаголюбивые растения размещают в оврагах, балках, пойменных лугах, где также могут располагаться небольшие водные устройства (источник, ручей).

Приведем небольшой список влаголюбивых растений: адиантум стоповидный, бадан толстолистный, водосбор обыкновенный, диплазиум сибирский, ива (белая, ломкая), ирис золотистый, болотный, калина обыкновенная, калужница болотная, купена переменчивая, рябинник рябинолистный, страусник (обыкновенный, восточный), хоста (курчавая, подорожниковая, Зибольда, волнистая).

 

3.3. РЕЛЬЕФ

Рассмотрим композиционное использование рельефа, поскольку именно он является архитектурной основой любого ландшафта, его скелетным каркасом. Ведущая роль рельефа определяется его стабильностью по сравнению с другими ландшафтными компонентами, способностью влиять на микроклимат территории, сохранять свои очертания, цвет и форму в течение длительного времени, а также возможностью включать в свой «каркас» комбинации воды и растительности. От формы рельефа зависит распределение тепла, осадков, перенос и аккумуляция обломочного материала - камней, песка, щебня, перемещение питательных веществ, условия почвообразования. А это уже, в свою очередь, определяет состав, структуру и распределение растительного покрова. Отметим свойства рельефа:

- формы рельефа оказывают влияние на другие ландшафтные компоненты;

- контрастность рельефа, колебания высот имеют не только географическое, но и важное художественное и эстетическое значение, вызывая определенную смену эмоций у человека:

- степень крутизны склона оказывает существенное влияние на создание ландшафтной композиции.

Работая над ландшафтной композицией, в первую очередь следует заботиться о выразительности рельефа, сохраняя индивидуальность его происхождения, а если это необходимо, подчеркивая разность высот соответствующей растительностью. Например, высоту склона можно зрительно увеличить за счет размещения в его верхней части более высоких деревьев, а у подножия — низкорослых кустарников. Обратного эффекта можно добиться, разместив высокие деревья у его основания. Или другой пример: в зависимости от формы крон деревьев, высаживаемых на склонах ложбины, она будет иметь свой особый характер, создавая и соответствующие эмоции.

 

Рис. 3.3.1. Различные сочетания растений с элементами рельефа

Колонновидная форма кроны групп пирамидальных тополей создаст впечатление строго обрамленного пространства, и напротив, широкопирамидальная форма кроны групп из лиственницы сибирской - ощущение раскрываемости пространства вширь.

Формы рельефа могут быть положительными и отрицательными. В зависимости от размера к положительным формам можно отнести горы, холмы, возвышенные равнины, выступы, бугры, камни и т.д. Отрицательные формы характеризуются понижением отметок поверхности и включают ущелья, овраги, балки, котловины, ложбины, впадины, низменности и др.

Склон. Такая распространенная форма рельефа, как склон (холма, речной долины и др.), часто используется в ландшафтном проектировании. Планировочный эффект, присущий склону, состоит в многообразии ракурсов нижележащих пейзажей, открывающихся с его разных уровней. Бровка, как самая высокая точка, имеет доминирующее значение, поскольку именно с нее предполагается наиболее широкое и глубокое визуальное включение окружающих ландшафтов. Специфической чертой данной формы рельефа является преобладание дальних планов, причем именно они образуют основной фон для объектов, расположенных вблизи. Разность отметок высот склона позволяет проектировать дорожки с различным уклоном, устраивать пандусы, лестницы, видовые площадки, амфитеатры, создавать водопады или каскады в зависимости от выбранного стиля композиции.

Равнина. Отмечая особенности композиционного использования равнины, следует учитывать, что, с одной стороны, равнина и сама может рассматриваться как главный объект внимания зрителя. С другой стороны, именно она является наиболее выигрышным фоном для наблюдения каких-то других интересных объектов: холмов, групп растительности и т.д.

Холм. При включении в проектируемый ландшафт холмов главной задачей является создание их органичной взаимосвязи с другими элементами. В данном случае большое значение имеет удачный выбор точки обзора на пейзажи, раскрывающиеся с вершины холма, а также создание эффекта углубления перспективы.

Вновь затрагивая различные аспекты создания оптических иллюзий в ландшафтном проектировании, следует обратить внимание на то, что, например, один и тот же холм может производить различное впечатление благодаря использованию определенных приемов. Для создания ощущения большей высоты серпантинные дорожки должны быть проложены вдоль наиболее обрывистых склонов холма, а у самой вершины следует расположить наиболее крутой подъем. Вершина в данном случае должна представлять собой скалистое место с крутым обрывом перед зрителем. Горный характер местности может быть подчеркнут соответствующей растительностью, условно моделирующей альпийское высокогорье.

Для этой цели размещают группами и одиночно каменные глыбы, имитирующие скальные обломки, а рядом высаживаются группы низкорослых горных сосен и хвойных кустарников со стелющейся или подушковидной формой кроны. Рядом с древесно-кустарниковыми группами проектируются небольшие куртины низкорослых и почвопокровных видов, типичные для альпийских лугов (карликовые осоки, горечавки, эдельвейсы, камнеломки и др.). Пространства, свободные от растений, заполняются разнокалиберным щебнем, создающим ассоциацию с горными осыпями. При правильном соблюдении пропорций и естественном размещении камней и осыпей такая композиция должна напоминать высокогорный ландшафт.

Овраг, балка. Х арактер строения вогнутых форм — оврага, балки, горной долины и т.д. — обусловливает визуальную изолированность внутреннего пространства и замкнутость микросреды.

Боковые склоны создают ограничение, сосредоточивающее внимание на дне оврага или долины, в глубине которых открываются самые далекие перспективы. Именно это внутреннее пространство и является центром композиции.

В природных оврагах и балках часто протекают ручьи, поэтому естественные водные потоки следует использовать в качестве декоративных элементов. Ручей может быть дополнительно оформлен подходящей влаголюбивой и теневыносливой растительностью — к примеру, папоротниками, хостами, гравилатами и др. Следует учитывать, что основное впечатление от композиции долины или оврага заключается в ощущении их глубины, поэтому пластические формы рельефа не следует скрывать густыми насаждениями. Кроме того, нужно тщательно обдумать размещение видовых точек, поскольку ощущение глубины в наибольшей степени возникает при обзоре склонов долины снизу либо при одновременном обозрении дна и крутых склонов. Последний вариант предопределяет использование мостиков или оборудование специальной видовой площадки (бельведера), расположенной существенно выше склонов.

При проектировании искусственных форм рельефа наиболее ответственными задачами ландшафтной архитектуры становятся:

- достижение единства искусственных форм рельефа с окружающими ландшафтами;

- плавность перехода вновь создаваемых поверхностей в уже существующие;

- устранение неуместных симметричных форм, прямых линий и острых углов.

Композиции из камня Основным критерием построения композиции из камня является соответствие окружающим природным ландшафтам.

Может сложиться ситуация, когда камни и скалистые нагромождения используются в местности, где нет естественных образований такого типа. В данном случае подбор нужных камней должен производиться с целью соответствия тем формам рельефа, среди которых они проектируются.

Для придания большей достоверности целесообразно использовать не одну, а несколько взаимосвязанных композиций, образующих определенную «сюжетную линию». Например, можно расположить камни в одном месте в виде монолитного выступа, в другом — в виде компактной группы, а в третьем — в виде живописно разбросанной группы. Если же проектируемый декоративный участок настолько своеобразен, что его пейзаж противоречит всему характеру окружающих ландшафтов, тогда его следует визуально изолировать (архитектурными сооружениями, подпорной стенкой, насаждениями и т.д.). Основные требования к используемому «каменному» материалу — его прочность, долговечность, химическая неагрессивность.

Выбор породы. Наиболее ценным материалом в этом отношении являются осадочные горные породы — доломит, травертин, известняк, ракушечники и песчаники. Это «теплые» камни, отличающиеся слоистостью, пористостью, воздухо- и водопроницаемостью: благодаря своим физическим свойствам они прекрасно сочетаются с растениями, слегка подщелачивая почву. Единственным, но существенным недостатком является их относительная недолговечность, особенно глинистых песчаников.

Магматические горные породы, такие как гранит, габбро, диорит, базальт и диабаз, широко используемые в ландшафтном проектировании, отличаются плотностью, прочностью, долговечностью и декоративностью. К сожалению, это тяжелые и «холодные» камни, почва рядом с ними легко закисляется, поэтому при посадке растений их подбор должен быть наиболее тщательным. Еще одним недостатком является то, что скатанные ледником валуны не во всех ландшафтах можно использовать, а колотые глыбы этих пород очень медленно «стареют» (как известно, одно из ценных декоративных качеств камней и заключается в соответствии их внешнего вида и возраста). Практически теми же качествами обладают и метаморфические горные породы (гнейсы, кварцит, кристаллические сланцы).

Камень придает каждой композиции характер устойчивости и массивности, который усиливается свойственным горным породам неярким цветом. Композиция должна создавать впечатление давно сложившегося ландшафта, поэтому используемый для этой цели камень должен иметь по возможности выветренную поверхность, покрытую лишайниками или мхом. Следует помнить, что многие мхи тене- и влаголюбивы, а некоторые лишайники требуют яркого солнечного освещения, поэтому при перенесении камня вместе с растительностью обязательно должны быть соблюдены условия произрастания. Тем не менее окончательный эффект удачно созданного каменистого ландшафта все же будет зависеть от сопутствующей растительности.

Камни и растительность. Очень важно не только правильно выбрать растения, которые в естественных условиях могут расти в каменистых местах, но и сохранить необходимое соотношение между группами камней и растительностью. Они должны подбираться таким образом, чтобы подчеркнуть декоративные особенности друг друга.

С другой стороны, вне зависимости от размера проектируемой территории, следует позаботиться, чтобы при полном своем развитии сопутствующая растительность не стала преобладать настолько, чтобы нарушилась гармония соразмерности поверхностей, занимаемых ею и камнями. Конечно, это сложно сделать, но самый лучший подсказчик в каждом конкретном случае — это индивидуальный подход к проектируемому ландшафту с учетом природных условий и чувство меры.

Можно рекомендовать к практическому применению краткий список растений, наиболее удачно сочетающихся с композициями из камня. Для хвойных пород особое значение приобретают сортовые формы видов: айва японская низкая (маулея), алиссум скальный, барбарис Тунберга, вереск обыкновенный, гвоздика (перистая, травянка), гейхера кроваво-красная, ель (обыкновенная, сизая, морская, колючая), камнеломка (можжевелолистная, теневая, дернистая), кизильник горизонтальный, курильский чай (лапчатка) магония падуболистная, можжевельник (обыкновенный, казацкий, китайский, чешуйчатый, склоняющийся), очиток (едкий, испанский, лидийский), пихта (корейская, бальзамическая), рододендрон (камчатский, японский, желтый, кавказский), сосна (обыкновенная, горная), спирея (березолистная, японская, полегающая), тимьян обыкновенный (богородская трава), тсуга канадская, флокс шиловидный, эрика травянистая.

Date: 2015-06-05; view: 4656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию