Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально‑психологический механизм поведения личности преступника
При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально‑психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается совокупность социально‑психологических предпосылок поведения личности, обусловливающих последовательность вариантов действия, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Взаимодействие психологических компонентов поведения показано на рис. 6.2. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимосвязи с внешней средой. Центральным звеном в причинной цепочке поведения личности является мотив (внутреннее побуждение). В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь порождает стремление к его удовлетворению. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу формирования мотива, который приобретает соответствующую эмоциональную окраску в различных чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т. д.). Реализация мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.
Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений, определению средств и способов их достижения. При этом именно характер средств, используемых для достижения намеченного результата (правомерных или общественно опасных), играет наиболее значимую роль в социально‑психологическом процессе поведения личности, превращая это поведение в общественно полезное, нейтральное для общества либо преступное. Одновременно происходит формирование поведенческого решения, как правило, в виде плана реализации намерения личности. План конкретизирует и детализирует цель и, в частности, включает представления о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других важных, с точки зрения достижения преступного результата, условиях. Осмысление плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия. Существенным элементом механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др. Завершается причинная цепочка реализацией поведенческого решения – совершением конкретного преступления. Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.
Date: 2015-06-05; view: 839; Нарушение авторских прав |