Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие причин и условий преступности. Виды детерминации
Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики. В условиях обострения социально‑экономической и политической обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным. Эти условия нацеливают криминологическую науку и общественную практику на глубокое и конкретное исследование причинных и иных зависимостей преступности применительно к новым процессам и происходящим в обществе изменениям. Все виды взаимосвязи явлений принято называть детерминизмом. В этом смысле причинность понимается как одна из форм (разновидностей) детерминации, отражающих существенную особенность бытия – всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и процессов. При изучении и описании детерминантов преступности часто используется понятие «фактор». В этом случае возникает вопрос, к какому виду детерминации относится это понятие и не подменяет ли оно собой понятие причин и условий преступности. Разница заключается в том, что понятие «фактор» означает явление, лишь представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого‑либо процесса. В ходе исследования это понятие используется обычно для первоначального анализа изучаемого явления и общей ориентированности в круге явлений и процессов, которые взаимосвязаны между собой. По мере углубления познания задача исследователя состоит в определении степени и интенсивности взаимодействия, взаимовлияния выявленных факторов, в установлении между ними функциональных и причинных зависимостей. В результате отдельные факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими. В криминологических исследованиях обычно выделяются такие факторы, как урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, уровень рождаемости, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др. Все эти факторы должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом и с преступностью. В общественной жизни нет однозначных факторов, имеющих только положительную либо отрицательную направленность. Каждый из них имеет криминогенную и антикриминогенную стороны. Первая из них является своеобразным «фоном» преступности, вторая – противодействующей ей стороной. Чем больше криминогенная пораженность того или иного социального явления, тем большая в нем опасность стать питательной почвой для преступности, одной из ее причин. Однако большинство криминогенных факторов не порождает преступности, они создают лишь предпосылки, объективно облегчают ее существование. Они действуют наряду с антикриминогенными факторами, и чем сильнее влияние последних, тем больше они противостоят преступности. Задачей криминологии является познание системы криминогенных и антикриминогенных факторов, их ранжирование по степени значимости и влияния на преступность, установление степени взаимосвязи между собой и группами наиболее значимых иных явлений. Как уже отмечалось, в реальной жизни нет только положительных либо отрицательных явлений. Возьмем, например, такие атрибуты современной общественной жизни, как демократия, свобода слова, информации, митингов, собраний и т. д. Их можно рассматривать как принципы жизни общества и как реальные жизненные явления, что, разумеется, далеко не однозначно. В качестве принципов жизни общества их прогрессивная и созидательная роль вполне очевидна и не требует дополнительной аргументации. Что же касается претворения этих принципов в жизнь и реальной их оценки как социальных явлений, то здесь приходится сталкиваться не только с положительными, но и с отрицательными их сторонами, которые нередко носят криминогенный характер. Известны факты, когда под лозунгами демократии, свободы провоцируются межнациональные конфликты, создаются формирования экстремистской направленности, образуются и действуют неконституционные националистические формирования с явно агрессивными целями, устраивается экономический саботаж и др. Механизм воздействия факторов на преступность весьма сложен и неоднозначен. Исходя из этого, о влиянии того или иного из них можно говорить лишь с определенной степенью условности, поскольку положительное или отрицательное воздействие той или иной стороны общественной жизни (явления, процесса) зависит от конкретной комбинации факторов. Рассматривая детерминанты преступности, следует выделить особую роль причинной связи, которая представляет собой такую объективную связь между явлениями, когда одно из них (причина) при наличии определенных условий порождает другое (следствие). Исходя из этой общей посылки, под причинами преступности в криминологии принято понимать негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Особенность причинной связи состоит в том, что она образует внутреннее содержание детерминации, выражает ее сущность. Будучи разновидностью закономерной связи, причинность обладает такими чертами, как объективность, всеобщность, необратимость, пространственная и временная непрерывность. По своей природе причинная связь является генетической, поскольку причина вызывает, производит следствие. В широком понимании категория причинности включает: причину, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратную связь между следствием и причиной (условием). При установлении в цепи причин и следствий того, что является причиной, а что – следствием, необходимо стремиться выделить два соседних звена, ближе всех остальных стоящих друг к другу. Такое вычленение позволяет определить одно звено в качестве причины, другое – следствия. Говоря о причинной связи, следует также иметь в виду, что сама по себе она не исчерпывает всех разновидностей взаимосвязи явлений природы и общества. В равной мере это относится к явлениям и процессам, изучаемым криминологией. К таким видам взаимосвязи здесь относятся следующие. Временная связь, отражающая действие явления или процесса по принципу «раньше – позже». Такая связь отличается большим разнообразием. Так, преступному действию, как уже совершившемуся факту (следствию), предшествует ряд временных этапов: вынашивание замысла, выбор объекта посягательства, орудий совершения преступления, распределение ролей между соучастниками, принятие решения о начале преступных действий. Все перечисленные этапы составляют временную цепочку, звенья которой следуют друг за другом в определенной последовательности. Если рассматривать временные изменения причин преступности в целом, то нетрудно заметить, что они возникают и зарождаются на определенном временном отрезке точно также, как изменяются либо вовсе исчезают на другом временном этапе. Связь в пространстве выражает распределение преступности на территории, распространенность тех или иных ее видов в зависимости от социальных, экономических, географических, демографических, этнографических и других различий в отдельных регионах страны. И в этом смысле принято говорить о территориальных различиях преступности и ее причин. Связь состоянии определяется как опосредование одного состояния другим. В криминологии, например, она выражается в том, что с изменением состояния отдельных видов (категорий, групп) преступлений меняются состояние и структура всей преступности. На ее состояние в свою очередь влияют уровень правовой культуры, социально‑правовое мышление, законность, уголовная политика и иные социальные факторы. С их изменением меняются состояние всей преступности и ее криминологические характеристики. Функциональная связь выражает математическую зависимость двух величин – независимой переменной и функции. За изменением первой следует строго определенное изменение второй. Примером функциональной связи может служить зависимость между системой регистрации заявлений и сообщений о совершаемых преступлениях и уровнем их латентности. С улучшением системы регистрации сообщений о преступлениях увеличиваются количественные показатели преступности, но снижается уровень латентности. Корреляция – многофакторная связь в массовых системах, при которой изменения в одном ряду факторов в сторону возрастания или уменьшения вызывают изменения в другом их ряду. Количественно корреляция выражается в показателях тесноты (от 0 до 1). Корреляционные связи играют важную роль в массовых явлениях, к числу которых относится преступность и ее детерминанты. Значительную роль в существовании преступности играют и условия, ей способствующие. Условиями преступности являются различные явления социальной жизни, которые не порождают преступность, но содействуют, способствуют ее возникновению и существованию. Причина создает возможность определенного следствия. Условия же способствуют реализации этой возможности. Соотношение, взаимодействие и роль причин и условий можно проиллюстрировать на следующем примере. В формировании личности подростка решающую роль сыграл рецидивист. Этому способствовало совместное потребление спиртных напитков, праздное времяпрепровождение, развитие навыков преступного поведения и т. д. В результате подросток совершил ряд краж. В этом случае влияние рецидивиста можно рассматривать как основное условие формирования криминогенной мотивации у подростка, явившейся причиной его преступного поведения. Другие жизненные условия: отсутствие надзора родителей, безразличие окружающих, слабое воспитание в школе следует рассматривать в качестве обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В литературе существует уже устоявшееся мнение, что негативные социальные условия и есть причина преступности, так как они (условия) ее (причину) порождают. Другая позиция состоит в том, что внешние обстоятельства сами по себе не могут порождать преступность, а потому не могут быть ее причинами. Они способны только формировать причину либо способствовать совершению преступлений. Это мнение представляется предпочтительным применительно к причинам конкретного преступления, так как оно не может быть совершено без волеизъявления самого человека. Об этом свидетельствует тот факт, что при одних и тех же социальных условиях далеко не каждый человек становится на преступный путь. Этому в первую очередь подвержены те из них, которые уже имели определенные дефекты в правовом сознании, обусловленные недостатками более раннего воспитания. Поэтому можно обоснованно считать, что причина преступного поведения формируется не одномоментно и не одной группой условий, а целым их комплексом и, как правило, в течение довольно длительного времени – чаще всего в детском возрасте. Исходя из сказанного, в криминологии существует понятие так называемой полной причины преступности, которая включает в себя все ее обязательные условия в совокупности с причинами в узком смысле. Условия преступности обычно подразделяются на три основные группы: сопутствующие (образующие общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени), необходимые (при отсутствии которых событие не могло бы наступить), достаточные (представляющие собой совокупность всех необходимых условий). Когда все эти условия налицо, можно говорить об их целостном комплексе. Изучение процесса детерминации преступности предполагает учет относительности, условности деления явлений и процессов на причины и условия. Многие из них в отдельных случаях выступают как причина, в других – как условие преступности. В то же время общим для всех детерминантов преступности является то, что в их основе всегда лежат объективные социальные противоречия. К числу таких противоречий, в частности, относятся: несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению; нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена; различия в условиях, видах и формах труда социально‑профессиональных групп населения; различия в культурно‑бытовых условиях жизни в отдельных регионах страны; имущественные и иные различия; политические разногласия и социальная нестабильность общества; недостатки идеологической, культурно‑воспитательной работы; недостатки в хозяйственном механизме, торговлей обслуживании населения; низкая эффективность профилактики преступлений. Эти и другие противоречия служат источником обострения криминогенной обстановки, и именно они дают первичный импульс развитию и существованию преступности. Конкретно это выражается в том, что они, с одной стороны, неблагоприятно влияют на нравственно‑правовое формирование личности, социально‑психологическое настроение отдельных слоев населения, в результате чего у некоторых лиц укрепляются и обостряются антиобщественные взгляды и побуждения, лежащие в основе различных преступлений; с другой – способствуют созданию криминогенной ситуации, облегчающей совершение преступлений. При этом причины преступности следует рассматривать в тесной взаимосвязи с причинами существования других негативных явлений, таких как пьянство, социальный паразитизм, наркомания, проституция и др. В любом случае для глубокого криминологического анализа причин преступности следует обращаться к противоречиям общественной жизни как основному источнику всего причинного комплекса современной преступности.
Date: 2015-06-05; view: 805; Нарушение авторских прав |