Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые переводчики, философы, ученые
Годы творчества: 770‑е гг. Джабир ибн Хайян, алхимик, эпоним Джабирова корпуса алхимических знаний Ок. 800 г. В Багдаде основана больница, где обучались будущие врачи 813–848 гг. Расцвет мутазилизма, двор контролирует интеллектуальную деятельность всех направлений Ок. 850 г. Смерть аль‑Хорезми, «отца алгебры», математика (использовал «индийские» обозначения чисел) и астронома Ок. 873 г. Смерть аль‑Кинди, часто называемого «первым файлясуфом»; смерть Хунайна ибн Исхака, важного переводчика древнегреческих трудов на арабский язык Начало X в. Рост популярности Джабирова корпуса алхимических знаний 925 г. Смерть ар‑Рази (латин. – Разеса), файлясуфа, алхимика, врача 929 г. Смерть аль‑Баттани, математика (тригонометрия), астронома 950 г. Смерть аль‑Фараби, файлясуфа‑метафизика Ок. 970 г. Сборник «Посланий» («Расаиль») «Ихван ас‑Сафа» («Чистых братьев»)*, полная компиляция
В абстрактном понимании у рационального философа могло не быть причин предпочитать одну народную религию другой. Но файлясуф, вероятно, полагал, что шариатский ислам с его исключительным упором на закон, на общество как единый организм и на его относительную свободу от таких слишком причудливых догм, как святая Троица, отвечал рациональным требованиям к правильной народной эзотерических (пифагорейского типа) «естественнонаучных» и метафизических знаний религии, обладая единообразием и чистотой. Аль‑Фараби пользовался речевыми оборотами, которые (при шиитском дворе в Алеппо), подчеркивая важность имама, истинного по своей природе как постоянного руководителя общества, предполагали, что для создания удовлетворительного общества следует обратиться не просто к исламу, но к шиитскому исламу. В любом случае рациональный «философ» имел философскую склонность следовать народной религии своего общества, признавать его доктрины (порой – в молчаливой форме) и поддерживать его обычаи. Религиозное образование стало неотъемлемой частью тех знаний, которыми надлежало овладеть философу под общим названием «политической философии». В этом узком смысле файлясуф в исламском мире не только мог, но и должен был быть порядочным и правоверным мусульманином. И все же традиции фальсафы были не только старше ислама и не зависели от него; они предполагали радикальную элитарность, когда участвовать в ней могли только те, кто владел материалом и располагал свободным временем, чтобы посвящать его занятиям, не имевшим практического применения. Даже та скудная польза, какую файлясуфы все же могли предложить, ограничивалась сферой состоятельных кругов – в основном, монархов и придворных, которые могли позволить себе их дорогостоящие услуги. Шариатиты всегда считали файлясуфов чужаками. Их отношение подхватили и люди на улицах, и вся фальсафа – вместе с естественными науками, развитие которых она стимулировала – так никогда и не получила полного признания в обществе высокого халифата как неотъемлемая часть культуры, как были приняты основанный на пророчестве шариат и даже абсолютизм. Она оставалась несколько в стороне. Частичный перевод на русский язык – Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв. М., 1961. – Прим. ред.
Date: 2015-06-05; view: 477; Нарушение авторских прав |