Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические основы социальной работы





 

Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками. Методы педагогики помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченные планы, наполнить процесс обучения информативностью. В технологии обучения метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В технологической системе обучения «цели — содержание — методы — формы — средства обучения» методы являются главным звеном. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В научной литературе приводятся различные классификации методов, которые строятся на основе тех или иных общих признаков. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видео-метод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, методы программирования обучения, обучающий контроль и ситуационный метод. Каждому из этих методов свойственны различные функции, которые в зависимости от объекта воздействия проявляются в различной степени. Вместе с тем, некоторые методы универсальны, так как применяются во многих областях социального развития индивида.

Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно.

Все методы воспитания можно подразделить на две категории:

· методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности. К ним относятся поощрения и порицания;

· методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный метод воспитания. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод также обеспечивает развитие у людей общечеловеческих морально-этических качеств.

Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

Метод побуждения. Главное здесь — нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение — важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Метод поощрения. С давних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание (порицание). Эти методы используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Эффективность поощрения может быть стимулирующим фактором.

В целом поощрение можно назвать выражением положительной оценки деятельности индивидов. Механизм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.

Метод порицания. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по технологическим вопросам: кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать? Порицание — это реакция на нежелательные деятельность и поведение. Порицание будет эффективно, если соблюдается ряд педагогических требований:

а) конкретность порицания — за определенную деятельность или поступок;

б) индивидуальный подход — необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с личностью индивида;

в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения.

Одним из важнейших методов воспитания является метод самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему упражнений и тренировок. Метод самовоспитания не только является важным фактором психического здоровья человека, но и решает сверхзадачу: постепенный перевод процесса воспитания в режим постоянного стремления к самосовершенствованию. В полной мере это относится и к самому социальному работнику, т.к. профессия социального работника требует самоотдачи, самоограничения, стремления помочь подопечному решать сложные проблемы.


Социально-педагогические методы социальной работы применяются при проведении собраний, митингов, бесед, диспутов и т.д.

Беседа может быть индивидуальной или групповой, заранее спланированной или спонтанной. Основное ее назначение — расширение знаний клиентов, привлечение их к оценке последствий определенных событий, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям. Беседы стимулируют интерес клиентов к обсуждению актуальных проблем, жизни социума, вследствие чего обладают большим воспитательным потенциалом.

Если при подготовке беседы социальный работник учитывает интересы клиентов, оперативно реагирует на возникшие вопросы, даже в известной степени упреждает их — действенность бесед возрастает.

Наибольшую значимость имеют методы формирования сознания, индивидуального и группового, в их взаимосвязи. Социальное сознание личности определяет мотивации учебно-трудовой, общественной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудовых задач. Целесообразно раскрывать перспективы профессионального роста, повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности. При формировании мотивов деятельности хорошую помощь оказывают примеры сознательного отношения к труду, инициативы и творчества.

При проектировании системы социальной работы непременно учитываются возможности социального научения. Его педагогическая сущность заключается в личностно-деятельностной актуализации элементов культуры, принадлежащих социуму, в овладении ими в процессе общения, труда.

Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то: научная организация труда, его эргономическое обеспечение, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.

Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.

Деятельность, в которую включаются люди, оказывает развивающее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной трудности, а вместе с тем и доступности. Она должна быть интересной, что вызывает положительное отношение и к группе, в которой эта деятельность осуществляется. Развитие личности проходит успешнее, когда человек сознает развивающее влияние деятельности.

Наилучшие условия развития личности создаются при общении в коллективе. В этом плане коллектив является средством социального развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее. В коллективе развитие личности происходит более эффективно еще и благодаря организованному или самопроизвольному наставничеству. В роли наставника может выступать любой член коллектива, обладающий относительно более высокой профессиональной подготовкой, богатым социальным опытом, развитой культурой.


Бывают ситуации, когда надо применять не только демократические, но и авторитарные методы и средства. Большего успеха добивается тот социальный работник, который в глазах своего подопечного имеет высокий личный и профессиональный авторитет, руководствуется гуманистическими интересами. Однако и в этом случае авторитарный стиль не должен выходить за рамки создания условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самореализации человека.

Многие процессы жизнедеятельности человека прямо или опосредованно зависят от педагогических мер воздействия. Повышение профессионального статуса и компетенции специалистов социальной работы невозможны без педагогических знаний.

Применение педагогических технологий в области социальной работы освобождает социального работника от произвольности в построении и реализации педагогического воздействия и дает возможность целеустремленно двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого компонента и этапов этого процесса.







Date: 2015-06-05; view: 1023; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию