Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика цитологических методов исследованияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Работа № 2. Изучить устройство светового микроскопа.
Работа № 3. Правила работы со световыми оптическими приборами. 1) Микроскоп следует правой рукой брать за штатив, а левой – поддерживать основание. 2) Установите микроскоп. Тубусодеожатель должен быть обращен к вам, а зеркало – напротив света. 3) Поставьте объектив малого увеличения в рабочее положение, если действие выполнено правильно, то вы услышите легкий щелчок. 4) Запомните: изучение любого объекта начинается с малого увеличения. 5) Смотрите в окуляр и вращайте зеркало до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно. 6) Опустите объектив малого увеличения (х8) над столиком на высоту примерно 0,5см с помощью макрометрического винта (винт нужно вращать на себя). 7) Положите на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх так, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика. 8) Смотрите на микроскоп сбоку и опускайте тубус с помощью винта на расстояние приблизительно 2 мм от объектива до препарата. 9) Смотрите в окуляр и медленно поднимайте тубус (вращайте винт на себя) до тех пор, пока не увидите четкого изображения объекта. 10) Перейдите к рассматриванию объекта при большом увеличении. Вращая револьвер, установите объектив большого увеличения (х40) над предметным столиком; дождитесь легкого щелчка; найдите фокус, вращая винтом. Запомните: большое увеличение позволяет видеть глубину объекта, поэтому резко видны то одни, то другие структуры. Фокусное расстояние при большом увеличении составляет приблизительно 1 мм. 11) По окончании работы приведите микроскоп в нерабочее состояние: объективы переведите в нейтральное положение (они не должны смотреть в отверстие в предметном столике); тубус опустите вниз до предела. 3.1. Записать виды объективов и общее разрешение.
3.2. Работа с постоянными препаратами. Разобрать методику приготовления постоянных препаратов. Рассмотреть постоянные препараты биологических объектов (тотальные и срезы). 1) Рассмотреть постоянный препарат (например, препарат клеток печени аксолотля) с помощью микроскопа при ув. 7х8 и 7х40. Отработать навык перехода с микроскопии объекта при малом увеличении на микроскопию объекта при большом увеличении. Зарисовать, отметить все видимые элементы: ядро, границы между клетками, цитоплазму. 2) Иммерсионная микроскопия (ув.7х90) микропрепарата клеток печени аксолотля (демонстрация). Уяснить назначение и принцип иммерсионной микроскопии. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов 1 курса к занятию № 2 по теме: «Биология клетки. Прокариоты. Эукариоты. Цитохимия и ее методы» Цель занятия: Рассмотреть строение прокариот и эукариот. Изучить органоиды животной и растительной клетки. Познакомиться с некоторыми основными цитохимическими реакциями. В итоге занятия студент должен знать: Основные различия между прокариотической и эукариотической клеткой, животной и растительной клетками, строение и функции органоидов эукариотической клетки и способы их выявления цитохимическими методами. В итоге занятия студент должен уметь: Самостоятельно получить изображение на малом и большом увеличении, идентифицировать ядро, границы клеток, окрашенные органоиды и клеточные включения.
Вопросы для самоподготовки: 1. Химический состав клетки. 2. Что такое органоиды? 3. Какие структуры лежат в основе строения органоидов клетки? 4. Классификация органоидов. 5. Особенности строения прокариотической клетки. 6. Как и в виде чего расположена наследственная информация прокариот? 7. Какие органоиды имеются у эукариот? 8. Функции ядра, ядрышек. 9.Сходства и различия в строении животной и растительной клетки. Литература для подготовки: Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, 1 т, c.38-51. Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1984, с. 17-26 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, с. 14-27.
Практическая работа: Работа № 1. Строение прокариотических клеток на примере бактерий (таблица). Изучить по таблице особенности строения прокариот и записать в тетрадь эти особенности. Работа № 2. Общий план строения эукариотических клеток растений и животных. а) клетки растений Рассмотреть при малом и большом увеличении препарат клеток пленки лука, отметить различия в строении про- и эукариот. Зарисоватьи отметить ядро, клеточную стенку, цитоплазму, вакуоли. б) клетки животных Рассмотреть постоянный препарат «срез печени аксолотля» при малом и большом увеличении, зарисовать, отметить все видимые элементы: ядро, границы между клетками, цитоплазму. Отметить в тетради различие в строении растительной и животной клетки. Работа № 3. Изучение внутреннего строения эукариотической животной клетки. Работа с электроннограммами. Рассмотреть строение плазматической мембраны, лизосом, ядра, митохондрий, комплекса Гольджи, эндоплазматической сети, клеточного центра, рибосом. Работа № 4. Выявление ДНК в ядрах клетки по Фельгену. Под иммерсионным увеличением микроскопа рассмотреть (демонстрация) микропрепараты клеток, окрашенные реактивом Шиффа, фуксин-сернистой кислотой по Фельгену. Зарисовать одну клетку. Отметить, что ДНК в ядре клеток окрашивается по Фельгену в сиренево-фиолетовый цвет. Обратить внимание на глыбчато-нитчатую структуру хроматина в ядрах клеток. Работа № 5. Выявление РНК по Браше. Рассмотреть при иммерсионном увеличении микроскопа (демонстрация) микропрепараты, окрашенные на РНК по Браше, полученные из печени крыс. Зарисовать одну клетку с реакцией на РНК. Указать, что РНК по Браше выявляется в виде гранул и глыбок и окрашивается пиронином в малиново-красный цвет. Одновременно метод Браше позволяет компонентам красителя – метиловым-зеленым окрашивать ДНК в зеленый цвет. Работа № 6. Выявление гликогена. Рассмотреть на большом увеличении микроскопа микропрепараты, окрашенные на гликоген Шик реакцией, полученные из печени крыс. Зарисоватьи указать, что гликоген окрашивается в темно-вишневый цвет реакцией с Шифф-йодной кислотой (смесь реактива Шиффа с йодной кислотой). ШИК-реакция и выявляется в виде гранул и глыбок, которые часто смещаются при фиксации ткани к одному из полюсов клетки. Работа № 7. Выявление липидов в клетках. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепараты, окрашенные на липиды осмиевой кислотой. Зарисовать одну клетку, указать, что нейтральные липиды выявляются в клетках при фиксации тканей осмиевой кислотой в виде мелких и крупных капель черного цвета. Отметить, что липиды выявляются также веществами, растворимыми в них, например, судановыми красителями (судан черный, судан красный). Это органические красители, имеющие сложный состав. Работа № 8. Выявление комплекса Гольджи. Рассмотреть клетки, в которых комплекс Гольджи имеет черную окраску (импрегнация солями серебра или осмиевой кислотой). Он располагается обычно около ядра или вокруг клеточного центра, однако его локализация может изменяться в связи с функциональной активностью клетки. Зарисовать одну клетку и отметить локализацию комплекса Гольджи. Работа № 9. Выявление митохондрий. Рассмотреть под микроскопом митохондрии (окраска по Альтману). Они имеют вид красных гранул, палочек, колбочек. Зарисовать одну клетку с митохондриями.
Записать в тетради: Качественные реакции на различные компоненты клетки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов 1 курса к занятию № 3 по теме: «Морфология и идентификация хромосом человека и других позвоночных. (Денверская и Парижская классификация хромосом)» Цель занятия: Увидеть видоспецифичность кариотипов различных позвоночных и научиться идентифицировать хромосомы человека. Научиться анализировать кариотип человека, используя метод дифференциального окрашивания, по которому можно идентифицировать каждую хромосому. В итоге занятия студент должен знать: Строение и принципы классификации хромосом. Понятие о кариотипе. В итоге занятия студент должен уметь: Идентифицировать хромосомы по кариограммам и атласам, содержащим Парижскую номенклатуру хромосом. Вопросы для самоподготовки: 1. Организация клеточного ядра. Роль ядра в обеспечении жизненных процессов в эукариотических клетках. 2. Особенности молекулярной структуры ДНК, особенности репликации ДНК. 3. Строение и функция хромосом. Правила хромосом. 4. Почему при микроскопии исследователь видит Х-образные хромосомы? 5. Чем отличаются гетеро- и эухроматиновые участки хромосом? 6. Принцип классификации хромосом. (Денверская и Парижская классификации, их отличия, преимущество Парижской классификации). 7. Кариотип – индивидуальный признак вида. Идиограмма. Литература для подготовки: Основная: Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, 1 т, c. 117-148. Рекомендуемая: 1. Учебник по биологии. Под ред. В.Н. Ярыгина, 1984, с. 35-47 2. Учебник по биологии А.А. Слюсарева, с. 27-33, с. 117-118. Практическая работа: Работа № 1. Хромосомный уровень организации наследственного материала. 1.1. Строение хромосом. Пользуясь микропрепаратами и таблицами, рассмотреть строение хромосомы. Зарисовать и обозначить ее компоненты (центромера, плечи (короткое – p, длинное – q), хроматиду).
1.2. Хромосомный набор человека. Рассмотреть под иммерсионным увеличением метафазную пластину из культуры лейкоцитов крови человека, подсчитать общее число хромосом, отметить их тип. Зарисовать 3 типа хромосом: мета-, субмета-, акроцентрическую, обозначить плечи хромосом и центромеру.
Основные типы хромосом человека (зарисуйте и отметьте положение центромеры): – – –
1.3. Кариотипы различных животных и растений. Рассмотреть фотографии с хромосомным набором макака-резус, крысы, лосося, мухи дрозофилы, определить число и структуру. Сделать записи об особенностях кариотипа в отличие от кариотипа человека. Вывод: запишите вывод о видоспецифичности хромосом различных организмов. Работа № 2. Идентификация хромосом человека согласно Денверской классификации. Пользуясь раздаточным материалом – таблицами со стандартным кариотипом человека, измерить с помощью линейки короткое и общую длину хромосом кариотипа, принимая во внимание, что длина первой хромосомы равна 10 мкм, а рисунок кариотипа сделана таким образом, что первая пара хромосом равна 20 мм. Следовательно, для перевода длины хромосом в мкм необходимо полученные величины по измерению хромосом на фотографиях в мм уменьшить в 2 раза (2мм – 1мкм). У хромосом высчитывается абсолютная длина – в мкм и центромерный индекс – отношение короткого плеча к длине всей хромосомы, выраженная в процентах. Затем с плаката или прилагаемой таблицы перевести все стандартные параметры всех хромосом человека. В конце работы следует отметить, что по данным параметрам (абсолютная длина и центромерный индекс) возможно идентифицировать все хромосомы кариотипа человека. Кроме того, в тетрадях необходимо записать таблицу, где следует отметить число крупных, средних и мелких акро-, субмета-, и метацентрических хромосом. Крупные 10-7,5 мкм, средние 7-4 мкм, мелкие 3,9-2 мкм.
Необходимо указать на отличительные признаки набора мужских и женских хромосом.
ПАРАМЕТРЫ ХРОМОСОМ ЧЕЛОВЕКА
Короткие плечи хромосом (р) 13,14,15 = 0,8 мкм; 21,22 = 0,6 мкм; Y = 0,5 мкм. Работа № 3. Идентификация хромосом человека по Парижской системе классификаций. Посмотреть метафазную пластинку дифференциально окрашенных хромосом человека (демонстрация). Проанализировать дифференциально окрашенный хромосомный набор человека на фотографии. Зарисовать в тетради первую хромосому кариотипа человека, отметить гетеро- и эухроматиновые участки. Отметить и записать преимущества Парижской классификации перед Денверской классификацией. Работа № 4. Политенные хромосомы. Рассмотреть при большом увеличении микроскопа препарат слюнных желез личинок комаров и отметить их исчерченность. Зарисовать: на рисунке обозначить светлые зоны – эухроматиновые, интенсивно окрашенные зоны – гетерохроматиновые и пуфы-вздутия. Отметить и записать их функциональную значимость.
Вопросы к коллоквиуму для студентов 1 курса по модульной единице 1.1. Биология клетки.
1. Биология как наука. Методы научного познания. 2. Дайте определение жизни. Охарактеризуйте свойства живого. Назовите формы жизни. 3. Эволюционно-обусловленные уровни организации биологических систем. 4. Обмен веществ. Ассимиляция у гетеротрофов и ее фазы. 5. Обмен веществ. Диссимиляция. Этапы диссимиляции в гетеротрофоной клетке. Внутриклеточный поток: информации, энергии и вещества. 6. Окислительное фосфорилирование (ОФ). Разобщение ОФ и его медицинское значение. Лихорадка и гипертермия. Сходство и различия. 9. Основные положения клеточной теории Т. Шлейдена и М. Шванна. Какие дополнения внес в эту теорию Р. Вирхов? Современное состояние клеточной теории. 10. Химический состав клетки. 11. Типы клеточной организации. Строение про- и эукариотических клеток. Организация наследственного материала у про- и эукариот? 12. Сходство и различие между растительными и животными клетками. Органоиды общего и специального назначения. 13. Биологические мембраны клетки. Их строение, химический состав и основные функции. Какие модели этой мембраны вам известны? 14. Механизмы транспорта вещества через биологические мембраны. Эндоцитоз и экзоцитоз. Осмос. Тургор. Плазмолиз и деплазмолиз. 15. Физико-химические свойства гиалоплазмы. Ее значение в жизнедеятельности клетки. 16. Что такое органеллы? Какова их роль в клетке? Классификация органелл. 17. Мембранные органеллы. Митохондрии, их структура и функции. 18. Комплекс Гольджи, его строение и функции. Лизосомы. Их строение и функция, типы лизосом. 19. Эндоплазматическая сеть, ее разновидности, роль в процессах синтеза веществ. 20. Немембранные органеллы. Рибосомы, их структура и функции. Полисомы. 21. Цитоскелет клетки, его строение и функции. Микроворсинки, реснички, жгутики. 22. Ядро. Его значение в жизнедеятельности клетки. Основные компоненты и их структурно функциональная характеристика. Эухроматин и гетерохроматин. 23. Ядрышко. Его строение и функция. Ядрышковый организатор. 24. Что такое пластиды? Какова их роль в клетке? Классификация пластид. 25. Что такое включения? Какова их роль в клетке? Классификация включений. 26. Происхождение эукариотической клетки. Эндосимбиотическая теория происхождения ряда органоидов клетки. 27. Строение и функции хромосом. 28. Принципы классификации хромосом. Денверская и Парижская классификация хромосом, их сущность. 29. Цитологических методов исследования. Световая и электронная микроскопия. Постоянные и временные препараты биологических объектов.
Date: 2015-04-23; view: 3244; Нарушение авторских прав |