Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 22. Музейная Педагогика для взрослых
С античных времен музей (от греч. museion — храм, посвященный музам) был местом активной духовной жизни взрослых людей, прежде всего философов, поэтов, ученых. Как источник образовательной информации он впервые был обозначен в середине XVII в., когда Я.А.Коменский использовал термин «музей» применительно к кабинету ученого, содержимое которого всецело ориентировано на познание. От первоначального понимания музея как места, принадлежащего высокообразованным людям и аристократии, отказались со второй половины XIX в., и музейное пространство все шире стало открываться народным массам. В 30-е годы XX в. появился термин «музейная педагогика» (К. Фризен), четко обозначивший дидактическую и просветительскую роль музеев. В России музеи с момента своего возникновения были ориентированы на образовательную деятельность для широких слоев населения (Кунсткамера и Музей Горного института в Петербурге, Учебный музей Московского университета, Оружейная палата, Третьяковская галерея и др.). Деятельность музейных работников при этом всегда соотносилась с образовательной (просветительской) деятельностью. С конца 20-х годов XX столетия в музеях России началась целенаправленная «борьба» за посетителей как часть просветительской деятельности государства. К концу 30-х годов свыше 11 % российского населения являлось музейной аудиторией. В 90-е годы XX столетия музейная педагогика в России переживает этап активного развития не только как практическая сфера, но и как область научного знания. Образовательный потенциал музея возникает на пересечении понятий «человек», «культура», «цивилизация», «информация», «диалог». Задачи, которые встают сегодня перед музейной педагогикой, многообразны. Прежде всего это стремление воспитать своего посетителя, готового к вхождению в музейное пространство, мотивированного на постоянное посещение музея, способного вступать в диалог с культурным наследием, хранящимся в его залах. В отличие от 20 —30-х годов, когда музей диктовал свои правила преподнесения информации малообразованным посетителям, современный экскурсант вполне автономен в музейной среде. Развитие музейной культуры взрослого посетителя — во многих аспектах андрагогическая проблема. Работники музеев постоянно ищут способы формирования целевой аудитории, формы общения с посетителями, ориентируясь на уровень их готовности понимать язык, на котором говорят с ними в музее история, культура, время. Любой из экскурсоводов музея по определению андрагог. Одним из важнейших принципов его работы является адресность предлагаемой информации, т.е. дифференцированный подход к посетителям. Музейная аудитория различается по социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образовательный уровень, профессиональная принадлежность, место жительства). Как правило, именно образовательный уровень и предыдущий культурный опыт определяют отношение людей к музею, к его экспонатам и культурно-образовательным программам. Музейного педагога (точнее, андрагога) в первую очередь интересует: — отношение посетителей к музею вообще; — направленность их интересов (случайные посетители выставки, слушатели лектория, курсов выходного дня, тематических образовательных программ, «друзья» музея и др.); — степень готовности к восприятию музейной культуры (ориентация в предметной области, знание языка музея, наличие предварительной информации об экспозиции). Для того чтобы составить достаточно полное и объективное представление обо всех этих вопросах, андрагогу необходимо владеть навыками экспресс-диагностики. Тогда появляется возможность исходить из актуальных интересов и потребностей людей, находящихся перед ним. В зависимости от полученных данных он корректирует свои профессиональные задачи и выбирает язык общения — профессиональный, эмоционально-ассоциативный, популяризаторский или иной. Основную часть современной музейной аудитории составляют женщины (до 70 %). Половина из них имеют высшее образование, многие приходят в музей ради ребенка. По данным Государственного Русского музея, выделено пять основных групп мотивов посещения музея: общепознавательные; конкретно-познавательные (ориентация на определенные произведения, экспози-ии, выставки); эмоциональные (получение положительных впечатлений, поднятие настроения); воспитательные (по отношению к детям и знакомым); квазихудожественные (случайные посещения, заполнение свободного времени)1. В соответствии с принципами андрагогики работник музея, безусловно, призван уважать право посетителя на индивидуальность восприятия, на собственную внутреннюю реакцию, которая может не совпадать с откликом, «запланированным» авторами экспозиции. Сегодня для экскурсовода уже недопустимо подавлять слушателей информацией или программировать их восприятие собствен ными образами и оценками. Его основной задачей является приглашение к диалогу, размышлению по поводу художественных, технических, естественно-научных, исторических материалов, которые представлены в залах музея. Задачей музейного работника (экскурсовода) является построение для взрослого посетителя системы ориентиров в музейном пространстве. В определенной степени это сродни формированию индивидуального образовательного маршрута в системе обучения. Сюда следует отнести предварительную информацию о музее в целом, отдельных экспозициях и залах; тематические буклеты и издания, аудио- и видеоматериалы, с которыми посетитель может индивидуально поработать до, во время и после посещения; устные рекомендации. Чтобы опосредованное информационными материалами общение с посетителями было продуктивным, оно должно быть методически грамотно подготовлено и структурировано с учетом особенностей восприятия той или иной адресной группы. Организация диалога посетителя и музейного пространства имеет определенную технологическую основу, которую призваны сформировать сотрудники музея независимо от его профиля. У взрослого человека, прежде всего должно возникнуть желание внутренне общаться с той культурной информацией, которую ему предлагают музей и авторы экспозиций. Появление подобного стимула так или иначе зависит от сотрудников музея, от их внутреннего настроя, установки на творческое взаимодействие со взрослым, вполне самостоятельным посетителем. Важно отметить, что квалифицированный музейный андрагог всегда с уважением отнесется к незнанию или отсутствию опыта у посетителя, постарается стимулировать появление у него информационного запроса. Взрослый посетитель, готовый к диалогу с музеем и его экспонатами, должен понимать их «язык», чтобы услышать и почувствовать голоса культуры, истории, других эпох и людей. Толькотогда возможны внутренний отклик и индивидуальная интерпретация увиденного. Этого довольно сложно достичь без помощи специалиста, которым в данном случае оказывается экскурсовод. Если он находится в позиции подлинного андрагога, то выступит в роли посредника в увлекательном диалоге, развертывающемся перед его глазами. Еще одной специфической задачей музейного андрагога является создание настроения, отвечающего тематике экскурсии. Для каждой аудитории требуются свои психолого-андрагогические приемы, зависящие от состава группы или индивидуальных особенностей отдельного посетителя. В каком-то смысле экскурсовод становится режиссером музейной ситуации, способствуя целостности восприятия посетителями предлагаемой информации, созданию определенного настроя. В образовательной и просветительской деятельности музейных работников реализуются принципы интеграции образовательного и музейного контекстов; диалоговости; персонализации содержания музейной работы с посетителем; креативности, целостности, информационной меры. Все эти принципы в содержательном отношении близки сущности андрагогической деятельности.
Date: 2015-06-05; view: 1504; Нарушение авторских прав |