Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа здоровья для больных, как фактор повышения эффективности контроля артериальной гипертонии





 

Мировой опыт развития методологии информационной деятельности в здравоохранении, целью которой является влияние на процесс изменения поведения в отношении здоровья, позволил выработать концепцию, позволяющую более эффективно проводить работу по профилактическому консультированию, которая заключается в следующем: если понимать мироощущение людей, их ценности и потребности, то можно создавать эффективные не только информационные, но и мотивационные программы. Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, обеспечить необходимую многим больным социальную поддержку. При формировании обучающих технологий важно помнить, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное, осознанное и активное участие пациента в лечебном и профилактическом процессе является основой успешного контроля за здоровьем и болезнями.

Опыт развития методологии обучения пациентов позволил сформулировать понятие и концепцию профилактического консультирования, которая не только эффективно информирует, но и обучает пациентов. При профилактическом консультировании речь идет не только о медицинских вопросах контроля над заболеванием, в сферу влияния медицинских работников вступает образ жизни пациента. В этой связи важна межличностная основа профилактического консультирования – если понимать ценности, потребности, мироощущение людей, то можно достичь не только эффективного информационного, но и мотивационного влияния. Школа здоровья, обращаясь к проблемам здоровья пациентов, помогает для каждого из них выделить индивидуальные приоритеты, что важно для поддержания намерений пациентов к оздоровлению поведенческих привычек. Школа здоровья является, по сути, технологией группового профилактического консультирования, успеху которого способствует доверительная атмосфера, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цель обучения). Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или условиями, например, бросить курить. Вместе с тем, советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых, громоздких рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий, ограничений в действиях и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток. Основная цель профилактического консультирования – повышение приверженности пациентов к лечению и формировании мотивации к оздоровлению.

Согласно современным представлениям школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией должна отражать сферу интересов пациентов, однако речь не идет о том, чтобы основную ответственность за контроль над заболеванием переложить на плечи пациента и его родственников. Первичная ответственность, безусловно, остается за медицинскими работниками – врачами и медицинскими сестрами.

Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (наглядная реклама, медицинская популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были не только хорошо информированы сами о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Вместе с тем необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое замечание вызывает естественную в этой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будет воспринято или не будет выполнено. Известно, что в основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменению. С этих позиций советы медицинских работников превентивного характера (советы по образу жизни, привычка и т.п.) часто не воспринимаются пациентом, так как являются для него неосознанной потребностью. Как сделать эту потребность осознанной? Какие доводы привести, чтобы пациент задумался и принял правильное и действенное решение? В этом сложность профилактического консультирования. Пациент должен осознать и ощутить потребность сделать этот шаг.

Процесс изменения поведения любого человека – сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение взрослых людей, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт. Более того, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребностей (покурить – расслабиться, поесть – снять стресс и прочее). Согласно известной теории изменения поведения, условно можно выделить несколько стадий формирования новых привычек. Каждая стадия может быть различной продолжительности, возможно как поступательный переход, так и регрессия, однако в зависимости от этих стадий тактику консультирования следует дифференцировать.

1. Непонимание проблемы. Пациент не знает, почему именно ему нужно изменить привычки или почему ему советуют регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления). В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснения проблемы заболевании без глубокой детализации конкретных советов.

2. Принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят постепенный вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы. На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важна не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи, например при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы. Тогда совет, подкрепленный конкретной помощью, будет с большей вероятностью успешнее.

3. Начало действий. Пациент решил начать новый образ жизни, изменить привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее. Очень важный этап, когда решение принято. Уже не требуется объяснять и аргументировать. Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой. Школа здоровья, обучение в группе позволяет обеспечить также необходимую социальную поддержку.

4. Срыв действий. Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек или сохранить регулярность лечения. Это необязательный этап, но очень важно постоянно иметь в виду возможность срыва и ограждать пациента от него. Эта не простая задача требует навыков общения и знания психологии, а также наличие опыта находить подходящие аргументы. Именно в этой ситуации важна социальная поддержка, которая может быть обеспечена в школе здоровья.

Любая медицинская услуга, в том числе и школа, как медицинская профилактическая услуга, оценивается по многокомпонентному принципу и включает три ключевые направления: оценку медицинской эффективности; оценку медико-социальной эффективности и экономической эффективности, применение которой требует специальных экономических расчетов (затраты – эффективность, стоимость болезни и прочее). Изменение информированности, умение, навыков и повышение мотивации пациентов к оздоровлению является результативностью обучения, то есть непосредственным результатом того, чему обучали. Вместе с тем эти параметры считаются показателями, предшествующими эффективности, так как характеризуют процесс формирования приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений и как обязательное следствие – улучшение показателей здоровья и снижение риска ССО, что является основной целью контроля артериальной гипертонии. При оценке школ здоровья необходимо учитывать неоднородность контингента больных с артериальной гипертонией в популяции как с позиции медицинских характеристик (течение заболевания, тяжесть, и другое), так и с позиции таких социальных особенностей, как осведомленность заболевания, обращаемость за медицинской помощью, потребность в получении совета по лечению и оздоровлению, а также готовность следовать этим советам.

В настоящее время уже накоплен опыт оценки эффективности школ здоровья в различных контингентах пациентов с артериальной гипертонией и в различных организационных моделях деятельности. Так, обучение пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении, показало, что по сравнению с обычным наблюдением позволяет достичь стойкого снижения поведенческих факторов риска, в частности обусловленных привычками питания, двигательной активностью, курением. В результате обучения повышается приверженность пациентов к приему антигипертензивных препаратов, выполнению комплексных врачебных рекомендаций. Обучение сопровождается увеличением вдвое числа больных, достигших целевого артериального давления, чего не отмечено при обычном динамическом наблюдении. В группе обученных пациентов стойко уменьшалось число случаев временной нетрудоспособности, частота госпитализаций. Позитивный эффект образовательной технологии отмечен не только относительно повышения уровня знаний и навыков самоконтроля и оздоровления поведенческих привычек, но и относительное снижение риска ССО и снижение вдвое инфарктов миокарда и инсультов. Обучение пациентов комплексу медицинского контроля артериальной гипертонии в школах здоровья экономически целесообразно, так как позволяет получить сокращение затрат на болезнь. Известно, что большинство больных с артериальной гипертонией в популяции имеют мягкую и умеренную степень повышения артериальной гипертонии. Течение данного заболевания при этом, как правило, малосимптомно и часто сочетается с низкой приверженностью пациентов к выполнению назначений. Именно в этой категории пациентов, как указано выше, часто отсутствует намерение к изменению собственных привычек питания, курения и прочее, влияющих на течение заболевания, и поэтому именно в данной категории важно оценить реалистичность применения обучения как технологии, повышающей приверженность выполнению врачебных назначений. Таким образом, апробация образовательной медицинской профилактической технологии, направленной на многофакторную профилактику артериальной гипертонии, убедительно продемонстрировало, с одной стороны, реалистичность ее выполнения на практике, с другой стороны, показала эффективность в различных контингентов больных артериальной гипертонии. Школа здоровья учит не болезни, а тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявление болезни и снизить риск осложнений.

Перед сектором здравоохранения стоит задача продолжения внедрения обучающих технологий в реальную практику, в связи с этим сестринский уход – это организационная структура, необходимая для наблюдения, ухода, выполнения назначений врача терапевтическим больным. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который обычно включает больного (пациента) и медицинскую сестру в качестве взаимодействующих лиц. Довольно важным является то, что пациент в данной ситуации должен рассматриваться не как отдельный случай заболевания, а как личность. Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать.

Составными сестринского ухода являются: сестринское обследование пациента, диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), выполнение (реализация) плана необходимых сестринских вмешательств и оценка полученных результатов. В большинстве случаев пациент является наилучшим источником информации. Пациент, который настроен, отвечать на вопросы, может дать наиболее точную информацию. Члены семьи используются для информации в том случае, когда пациентом являются маленький ребенок, душевнобольной, пациенты, находящиеся в бессознательном состоянии. Так как оценка состояния является непрерывным процессом, медсестра должна поддерживать связь с другими членами бригады медицинской помощи (врачами, медицинскими сестрами, санитарами и т. п.). Как источник информации привлекаются по мере необходимости и работники социальной службы, представители духовной сферы. Все они являются потенциальными источниками информации.

Медицинская документация может давать информацию о состоянии здоровья пациентов в прошлом, о методах его лечения, достигнутых результатах. Изучение медицинской литературы помогает медицинской сестре повышать свой образовательный уровень по данному вопросу и дополнить информационную базу о больном.

Сестринский уход нужен для того, чтобы помогать решать проблемы со здоровьем, предотвращать появление потенциальных проблем и поддерживать его здоровье.

Оценка проводится постоянно, когда медсестра общается с пациентом. В ходе оценки медсестра судит об успехе этапов лечения, проверяя реакцию пациента и сравнивая ее с ожидаемой реакцией. Оценка показывает, была ли достигнута намеченная цель.

Оказание сестринской помощи и руководство ею. Это включает укрепление здоровья, профилактику заболеваний, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей.

Обучение пациентов, клиентов и персонала лечебно-профилактических учреждений. Это включает предоставление информации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медсестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков.

 

Date: 2015-06-05; view: 3092; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию