Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сходство и различия условных и безусловных рефлексов





Сходство этих рефлексов состоит в том, что их дуги имеют афферентную, центральную и эфферентную части; оба типа рефлексов в биологическом отношении имеют приспособительное значение.

 

Отличия условных рефлексов от безусловных.

• Безусловные рефлексы — врожденные, условные — приобретаются в течение жизни, поэтому первые отражают видовые особенности организма, а вторые — индивидуальные.

• Безусловные рефлексы относительно постоянны в течение жизни особи, условные — образуются, изменяются и исчезают, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи.

• Безусловные рефлексы реализуютсяпоанатомическим путям, определенным генетически, а условные — по функционально организующимся временным (замыкательным) связям.

• Безусловные рефлексы свойственны всем уровням центральной нервной системы и преимущественно осуществляются ее низшими отделами (спинной мозг, стволовый отдел, подкорковые ядра). Условные рефлексы для своего образования и реализации требуют целостности коры больших полушарий, особенно у высших млекопитающих.

• Каждый безусловный рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители. Условные рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители.

• Безусловные рефлексы возникают на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать, а условные — приспосабливают организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют сигнальное (предупредительное) значение.

 

 

Формирование условных рефлексов осуществляется с помощью механизмов памяти.

 

Торможение условных рефлексов

Изучение процессов торможения выявило две их формы — врожденные и приобретенные.

Врожденные формы торможения — внешнее и запредельное торможение.

Внешнее торможение это торможение, которое проявляется в ослаблении или прекращении наличной условнорефлекторной реакции при действии какого-либо постороннего раздражителя.

 

Гаснущий тормоз — это посторонний сигнал, который с повторением его действия теряет свое тормозящее влияние, так как не имеет существенного значения для организма. В обыденной жизни на человека действует масса посторонних сигналов, на которые он сначала обращает внимание, а затем переста­ет их замечать. Постоянный тормоз — это такой посторонний раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия. Сюда относят болевые раздражители, раздражения от переполненных внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.). Эти раздражители имеют существенное значение для человека и требуют от него принятия решительных мер к их устранению.

Запредельное (охранительное) торможение возникает при действии на корковые клетки чрезвычайно сильных или длительных условных раздражителей. Между силой условного раздражителя и величиной ответной реакции имеется определенное соответствие («закон силы»): чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условнорефлекторная реакция..

Приобретенное (внутреннее, или условное) торможение уловных рефлексов требует выработки. Отсюда название — условнорефлекторное торможение. Согласно И.П.Павлову, оно локализовано в пределах («внутри») центральных структур условнорефлекторного акта. Внутренне заторможенные условные рефлексы называют также отрицательными условными рефлексами. Различают следующие виды условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз и запаздывательное.

ПАМЯТЬ

Память — способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки.

По длительности хранения информации выделяют несколько вариантов памяти, причем во всех из них первым этапом является сенсорная (иконическая) память — доли секунды (мгновенная память), далее: первичная память — несколько секунд, вторичная — от нескольких минут до нескольких лет, третичная — на протяжении всей жизни;

б) кратковременная память — десятки се­кунд, долговременная — более минуты и на протяжении всей жизни; в) кратковременная (первичная) — десятки секунд, кратковре­менная (вторичная) — от нескольких минут до нескольких лет, долговременная — на протяжении всей жизни.

 

Кратковременная память. Наличие кратковременной памяти было доказано в опытах немецкого психолога Г.Эббингауса (1885), проводившего оценку эффективности воспроизведения человеком рядов случайных цифр, букв, символов. Эббингаус впервые установил, что случайные последовательности цифр, букв, символов после однократного прочтения, прослушивания можно воспроизвести без ошибок в строго ограниченном количестве единиц. Память, обеспечивающая удержание и воспроизведение оперативной информации, получила название кратковременной. Ее объем составляет примерно 7±2 единицы. Основным свойством данной разновидности памяти является непродолжительность. Хранение информации в кратковременной памяти длится секунды, минуты. В основе лежат механизмы циркуляции возбуждения в нейронных цепях тех структур мозга, которые ответственны за этот процесс.


Промежуточная память (по длительности хранения информации) — это процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти), который продолжается минуты — часы.

Долговременная память. Ее основой являются структурные изменения в нейронах (синтез белка), длительность — часы—дни–месяцы—годы. Объем долговременной памяти практически безграничен. Долговременная память устойчива к мозговым нарушениям. Уже за 1 ч наблюдается хорошая консолидация памяти, причем информация запоминается лучше, если она привлекла внимание, — мозг сам ее повторяет и лучше усваивает.

Долговременная память формируется с помощью механизмов кратковременной и промежуточной, поэтому четкой границы между ними нет (синтез белка при поступлении информации в виде нервных импульсов и выделении соответствующих медиаторов начинается уже через несколько минут, иногда через несколько десятков минут).

 

 

Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти. В ходе обучения запоминание осуществляется с помощью различных структур мозга, включающих два уровня: 1) неспецифический (общемозговой) — стволовая ретикулярная формация, гипоталамус, ассоциативный таламус, гиппокамп и лобная кора; 2) модально-специфический (региональный) — различные отделы новой коры большого мозга, за исключением лобной коры. Мозговая кора — основной субстрат модуляции памяти. Значительная роль в механизмах памяти отводится гиппокампу. Он является зоной конвергенции условных и безусловных стимулов, где мотивационное возбуждение гипоталамуса сопоставляется с информацией, поступающей из внешней среды через перегородку. Гиппокамп, с одной стороны, играет роль селективного входного фильтра, выделяя насущные стимулы, подлежащие хранению в долговременной памяти, устраняя реакции на посторонние для данного момента стимулы; с другой стороны, гиппокамп извлекает из памяти следы под влиянием мотивационного возбуждения.

 







Date: 2015-05-23; view: 4878; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию