Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уточните и конкретизируйте данное предложение ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ее основные черты: рационализм, индивидуализм Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект. Индивидуализм, по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма, во взаимном отчуждении людей друг от друга. Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей: § труд как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества; § деньги, воспринимаемые как зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы. Статусные позиции в индустриальном рыночном обществе - это предмет конкурентной борьбы. Для того, чтобы их достичь, сохранить и эффективно использовать, необходимы положительные знания, почерпнутые из разных наук, в том числе экономических и социальных. Постепенно формируется прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и высотой социального положения. Чем лучше образование, тем выше статус. Тем самым, образование становится важнейшим социальным институтом. Таким образом, чем выше доходы семьи, тем доступней образование, дифференцирующееся также по экономическим принципам: на школы частные (дорогие и высокоэффективные) и публичные, дающие худшее образование за счет государства или общества. В свою очередь, хорошее образование является капиталом, эффективной долгосрочной инвестицией, открывающей дорогу его собственнику к ключевым экономическим позициям в обществе. Результатом сращивания двух этих факторов и является складывание в индустриальном обществе социокультурных групп, отличающихся по экономическим и культурным характеристикам. В Великобритании в 1841 г. доля грамотных среди взрослого мужского населения составляла 67%, а в 1881 г. — 86%. В XIX в. в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, начальное образование стало обязательным. Численность учащихся средних и высших учебных заведений во Франции возросла в 3 раза (с 50 до 150 тыс. человек) (в количественном отношении это резкое увеличение, однако подумайте о качественном значении этих цифр). В индустриальном обществе складывается особая политическая форма культуры. Политическая культура включает в себя эталоны (образцы) политического поведения, реализуемые в отправлении власти, избирательных кампаниях, массовых политических действиях. Содержание политической культуры определяется природой политических институтов индустриального общества, иначе называемого гражданским. Гражданское общество характеризуется множеством автономных от власти социальных институтов, защищающих партикулярные интересы отдельных социокультурных групп: союзов предпринимателей, профессиональных союзов, разного рода гильдий, корпораций, органов информации и т.д. и т.п. В таком обществе гражданин в своих взаимоотношениях с властью может найти опору в социальных организациях, достаточно влиятельных для того, чтобы защитить его законные права. В этой ситуации государство становится правовым, что предполагает приоритет прав личности перед всеми правами государства или его отдельных ветвей. Политическая культура индустриального общества базируется на соответствующих ценностях, среди которых права личности, закон и правопорядок. Нормы политической культуры накладывают достаточно жесткие ограничения на стиль политического действия, в т.ч. и высказывания, запрещая все то, что противоречит фундаментальным ценностям правового государства. Принятые ограничения в политическом языке получили название политкорректности. Политическая культура специализирована. Политик (депутат, партийный лидер, редактор влиятельной газеты или журнала) - это профессия, на которую учатся и в которой работают. Остальные граждане занимаются политикой, когда участвуют в выборах, поддерживают взносами или манифестациями ту или иную политическую партию, обсуждают политические новости. Одной из болезней политической культуры является абсентеизм - отказ от участия в каких бы то ни было формах политической деятельности значительной части населения. В границах политической культуры развивается особая военная культура. Ее социальным основанием являются армейские институты во всем их многообразии, такие как офицерский корпус, военные учебные и научные учреждения, всеобщая воинская повинность и иные. Военная культура содержит в себе особые ценности, нормы поведения, тщательно разработанные ритуалы, наполненные богатой символикой. Она опирается на традиции, восходящие к рыцарской культуре. В индустриальном обществе религиозные институты сохраняют свою значимость, участвуя в регулировании человеческого поведения, давая своим прихожанам возможность приобщиться к высшим ценностям, понять ограниченность их мирских интересов, просто войти в контакт друг с другом поверх экономических и социальных барьеров. Кроме того, религиозные институты - воплощение традиции в новом десакрализованном мире, своего рода символ непрерывности человеческой истории. Религиозные институты функционируют автономно, отдельно от государственных и образовательных. Они расположены на «пограничной полосе» между публичной и частной сферой жизни. Религиозное самоопределение является частным делом гражданина, который волен выбирать в какой форме он сообщается с Богом: в храме, на публичных церемониях или наедине. Религиозные институты вынуждены адаптироваться к новой реальности, согласуя традиционную картину мира с научными представлениями, придавая проповедям социальную окраску, соблюдая политкорректность, даже обновляя религиозную доктрину. Традиционным религиозным институтам противостоят новые церкви, ориентированные на то, чтобы замкнуть на себя все социальные роли человека, «увести» его из повседневного мира, наложить жесткие ограничения на все виды человеческого поведения. Слабость теологической основы, обычно «склеенной» из разнородных элементов христианства и дзен-буддизма, компенсируется в них машинизированными технологиями прямого воздействия на верующих, крайней агрессивностью по отношению к чужим. Иначе говоря, религиозная культура неоднородна. Модели поведения в ней принадлежат к разным традициям. В индустриальном обществе кардинальным образом меняется ситуация искусства. Как и все остальные культурные формы, искусство пребывает в экономической оболочке в соответствии со знаменитой формулой: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». В то же время искусство освобождается от навязанных ей в прошлом функций: назидать, проповедовать, воспитывать и просвещать (ими заняты иные институты) и превращается в самодостаточный компонент культуры. По своей природе искусство - божественная игра, где оба элемента равноценны. В таком случае у искусства единственная общественная функция: доставлять эстетическое наслаждение читателю, слушателю, зрителю (В.Набоков). Искусство раздваивается. Его нижний этаж составляет то, что предназначено для массовой продажи и ориентировано на вкусы все того же среднего класса. Оно развлекает и примиряет с обществом. Его верхний этаж, рассчитанный на знатоков, поражает стилевым разнообразием. Искусство эволюционизирует, пробуя и отвергая разные формы до тех пор, пока не открывает для себя постмодернизм. В основе этого стиля - игра художника, не чувствующего ответственности перед обществом, - игра, выросшая из культурной традиции и в ее рамках происходящая. В ней заложена самоирония художника, приглашающего читателя (или зрителя) выйти из повседневности и насладиться игрой как таковой. Таким образом, культура индустриального общества существует и развивается в разнообразных формах, в конечном счете, соответствующих общественной природе различных социокультурных институтов. В иерархии форм приоритетную позицию занимает экономическая культура, определяющая модели поведения человека в главной подсистеме экономического общества. Политическая культура формирует образцы поведения в правовом государстве, предлагая специализированные технологии для профессионалов от политики и иных граждан. В свою очередь, религия перемещает границы морали от сугубо утилитарных норм к требованиям нравственного Закона, поддерживая культурную традицию в постоянно меняющихся ситуациях. Искусство, ставшее автономным, движется по двум не пересекающимся путям: поиску чистой формы (постмодернизм) и производству для рынка (масскультура). Эти годы были отмечены феноменом появления дешевой и массовой прессы, что стало возможно при широком распространении грамотности — результата реформ в области начального образования, особенно в странах Западной Европы. Этот феномен предвосхитил ту роль, которую стали играть средства массовой информации в XX веке. В XIX веке общественное мнение становится политической реалией, а пресса — основным фактором его формирования. Изобретение печатного станка И.Гуттенберга стало условием формирования средств массовой информации. Первая еженедельная газета была издана в г.Страсбурге в 1609 г. на немецком языке, в 1615 г. первая газета появляется в Вене, в 1616 г. — во Франкфурте-на-Майне, в Англии в 1622 г. — газета «Еженедельные новости», в Голландии — в 1623 г., во Франции — в 1631 г., в 1660 г. — первая ежедневная газета «Лейпцигские новости». В Америке первая газета появилась в 1704 г. В первой половине XVII века возникают и первые специализированные издания, содержащие чисто рекламный материал. В 1801 г. Наполеон Бонапарт издал декрет о периодической печати, в котором отграничил рекламные издания от всех остальных, произошло урегулирование рекламных изданий. Значительное повышение грамотности и развитие типографского оборудования расширили возможности рекламного дела. В 1814 г. английская «Таймс» использовала новый печатный пресс, позволявший делать до 2 000 оттисков в час, снизила себестоимость печатной продукции. В XIX веке появляются иллюстрированные журналы, стала использоваться фотореклама. В 1830—1870 гг. в Великобритании, во Франции и в Германии число ежегодно публикуемых книг и брошюр увеличилось с 12 тыс. до 20 тыс. названий. В 1831—1882 гг. в Великобритании среднемесячные тиражи газет увеличились с 3,2 млн до 135 млн. экземпляров, в Париже — с 3 млн до 44 млн экземпляров. В XIX в. появились платные частные и бесплатные публичные библиотеки, доступные рядовым читателям.
Здесь должны быть ваши комментарии, вопросы, замечания, предложения, глоссарий, отсутствующие у меня персоналии и т.д. Date: 2015-04-23; view: 623; Нарушение авторских прав |