Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тем 7 культура ораторской речи
Роды и виды ораторской речи Термин «ораторское искусство» античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие. Риторика – это, во-первых, ораторское искусство, теория красноречия, во-вторых, учебный предмет, изучающий теорию красноречия. Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, изучающую основы ораторского мастерства. Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России 17-18 вв. авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное, духовное, военное, дипломатическое, народное. Роды и виды красноречии выделяют в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению, воздействию. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации являются виды или жанры, выделение которых носит ситуативно-тематический характер. А) К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, митинговые, парламентские речи. Б) Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (лекция, доклад, научный обзор и т.п.). Академическое красноречие близко научному стилю речи, но в нем нередко используются выразительные средства языка, что является недопустимым в рамках научного стиля. В России научное красноречие сложилось в первой половине 19 века. Его становлению способствовали такие русские ученые, как В.Соловьев, Н.Сеченов. Д.Менделеев ит.д. В) Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую,или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. Становление судебного красноречия в середине 19 века было обусловлено судебной реформой С.И.Зарудного, в результате которой в России был введен суд присяжных. Г) Социально-бытовое красноречие – это юбилейные речи, посвященные знаменательной дате или произнесенные в честь отдельной личности, носящие торжественный характер. Д) Духовное (церковно-богословское) красноречие - древнейший род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. В нем выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. В Киевской Руси в духовном красноречии выделялось 2 подвида: красноречие дидактическое, или поучительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве гомилетика. Основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет и специфические языковые черты, которые образуют его микросистему.
Функционально-смысловые типы речи
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, что находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении.
Повествование – это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование включает в себя динамически отражающиеся ситуации внешнего мира. К данному типу речи прибегают в тех случаях, если требуется подтвердить высказанные оратором положения конкретными примерами или при анализе некоторых ситуаций. Задача оратора – изобразить последовательность событий. Передаваемая содержательно-фактуальная информация облекается в разные формы. Во-первых, оратор может говорить как участник событий, во-вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, их разными видовременными планами. Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц. Обобщенное – это повествование о конкретных действиях, но характерных для многих ситуаций, типичных для определенной обстановки (например, описание какого-либо опыта в научном стиле речи). Информационное – это повествование о каких-либо действиях или состояниях без их конкретизации. Повествование в речах может быть построено по схеме традиционного трехчастного членения, то есть в нем есть завязка, вводящая в сущность дела, развертывание действия и развязка, содержащая явную или скрытую эмоциональную оценку события оратором. Обычно выделяют также развернутое и неразвернутое повествование.
Описание _ это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, представление о характере, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Описание может быть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта могут обозначать его временные или постоянные свойства и качества. Динамическое описание представляет объект в развитии. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ. Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным или субъективированным.
Рассуждение (или размышление) – это такой тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключение или цепь умозаключений на какую-либо тему. Этот тип речи характеризуется наличием причинно-следственных отношений. Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство, цель которого – обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение, цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела. Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений.
Функционально-смысловые типы речи нередко выступают в контаминированном виде, что приводит к появлению смешанных типов ораторской речи.
Логико-композиционное построение ораторской речи
Для успешного публичного выступления необходимо уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой его части ко всему выступлению как единому целому. Универсальных правил построения публичного выступления не существует. Композиция зависит от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей, однако есть общие принципы построения выступления: Принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима. Принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения. Принцип органического единства - распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора. Принцип экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.
Вступление - успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить. Насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Задача вступления - подвести слушателей к восприятию данной темы. При подготовке вступления следует учитывать тему и вид речи, состав аудитории, степень подготовленности аудитории, эмоциональный настрой самого оратора. Главная часть – в ней излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. В главной части необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала. Основными методами являются следующие. Индуктивный метод изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени Использование различных методов изложения материала в одном выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.
Date: 2015-04-23; view: 1171; Нарушение авторских прав |