Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разговорный стиль





Доминанта разговорного стиля – сведение до минимума заботы о форме выражения мысли. Важно не как сказать, а что.

Яркими чертами разговорного стиля являются:

1. неофициальность;

2. экспрессивность;

3. отсутствие предварительного отбора языковых средств;

4. обыденность содержания;

5. диалогическая форма

6. возможность обратной связи

Большое влияние на разговорный стиль оказывает ситуация: реальная, предметная обстановка речи. Это позволяет предельно сокращать высказывание, могут отсутствовать отдельные компоненты, но это не мешает правильно воспринимать разговорные фразы.

Например, в булочной:

Пожалуйста, один с изюмом.

Или у кассы:

Два до Москвы… один детский и взрослый.

В повседневном общении реализуется конкретный, ассоциативный способ мышления и непосредственный, экспрессивный характер выражения. Отсюда неупорядоченность, фрагментарность речевых форм и эмоциональность стиля.

Как и любой стиль, разговорный имеет свою сферу применения, определенную тематику. Чаще всего предметом разговора становятся погода, здоровье, новости политики, интересные события, покупки, цены, новости культурной жизни.

В разговорном стиле важнейшую роль играет з вуковая сторона речи, и прежде всего, интонация, именно она создает впечатление разговорности. Непринужденная речь отличается резкими повышениями и понижениями тона; паузами; изменениями темпа речи.

По звучанию можно легко отличить полный (академический, строгий, лектор, оратор, диктор – это книжный стиль в устной форме) стиль произношения от неполного, свойственного разговорной речи.

Для лексики разговорного стиля характерно:

· наличие разговорных слов ( картошка, заправский, примоститься)

· Характерно использование неологизмов (о ткрывалка, увнучить (по образцу усыновить))

· В разговорном стиле действует закон «экономии речевых средств»:

o вместо названий, состоящих из двух или более слов, употребляется одно (вечерняя газета – вечерка; сгущенное молоко – сгущенка; подсобное помещение – подсобка; пятиэтажный дом – пятиэтажка)

o преобразуются устойчивые сочетания слов и вместо двух слов употребляется одно (запретная зона – зона, ученый совет – совет, больничный лист – больничный, декретный отпуск – декрет)

· Разговорный стиль богат фразеологией (рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода и др)

В разговорном стиле максимально широко используются местоимения благодаря свойственной им широте, обобщенности значения.

Для синтаксиса разговорной речи характерны простые предложения, свободный порядок слов, на первое место ставится самое главное. Употребление слов-предложений (Ладно. Ясно. Можно. Да. Нет)

В разговорном стиле первичной является устная форма, но есть и письменная (письма, дневники, чат-общение, смс-общение).

Разговорная речь – это естественное использование родного языка, без специального обучения. Однако система разговорной речи не может заменить весь язык и пригодна лишь в персонально адресованном неофициальном общении. Овладение остальными функциональными стилями происходит во время специального обучения.

Разговорная речь, являясь наиболее естественным (без специального обучения) использованием родного языка, не может заменить весь язык. Разговорная речь пригодна только в персонально адресованном неофициальном общении, где важную роль играют внеязыковые факторы, облегчающие понимание, поскольку разговорное общение неотделимо от ситуации, в которой объединены оба ее участника. Ситуация вплавляется в речь, позволяет разговаривающим не называть предметы, окружающие их. При этом разговорное общение опирается и на общие знания собеседников, способствуя их пониманию друг другом. В разговорном общении можно не заботиться о форме выражения. Самоконтроль здесь максимально ослаблен: человек чувствует себя раскованно, он уверен, что его и так понимают.

Почти все стили используются как в устной, так и в письменной форме. Однако при выборе той или иной формы необходимо учитывать особенности, присущие каждому стилю. Так, например, доминанта делового стиля вступает в противоречие с ограниченными возможностями устной формы: немыслимо добиться нужной точности в условиях, когда предварительное продумывание фразы невозможно, когда в процессе говорения и восприятия речи забывается начало фразы. Характерно, что при обсуждении проектов законов не принимаются «поправки с голоса» и т.д.

Современный культурный человек должен владеть не только разговорной речью, которую он усваивает с детства, но и всей системой функциональных стилей литературного языка. Каждый должен уметь написать заявление (о приеме на работу, о розыске пропавшего ребенка), докладную, объяснительную записку, доверенность и т.д. Все функциональные стили используются в принципиально разных условиях и требуют (за исключением разговорного стиля) от говорящего или пишущего подготовки и большого напряжения, мобилизации знаний и психофизических сил.

Стилистические нормы охватывают все языковые уровни, определяют соответствие используемых средств требованиям каждого стиля, не допускают немотивированного смешения разностилевых элементов, например: У меня замерзли фаланги пальцев (в речи ребенка); Согласно нашей договоренности я ожидаю тебя в 19 часов вечера (в разговоре с другом); Давайте договоримся часиков на семь (при ведении деловых переговоров); Прием бутылок осуществляться не будет (объявление на ларьке); Его не выпускали на телевидение аж до 1985 года (в газете); Андрюша, ты понимаешь, кто плаmum бабки, тот и контролирует работу канала (в телепередаче).

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности речи.

Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьем, наиболее распространены следующие:

· неоправданное, стилистически немотивированное использование экспрессивных средств (эпитетов, сравнений и др.) (вот и сейчас, в морозные, студеные дни, фермеры вершат свое благородное дело);

· смешение разностильной лексики, в частности, немотивированное использование разговорной или книжной лексики (Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светской общество ему не родня);

· нарушение общей функционально-стилевой целостности произведения (например, реферат пишется с обильным использованием образных средств и эмоциональных выражений);

· употребление штампов – избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью (через весь роман красной нитью проходит тема одиночества) и др.

Различные типы стилистических ошибок часто обыгрываются в речи, в частности, в художественных текстах, например, в произведениях А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток и инструкций – в инструкции по эксплуатации лифта написано, что «нельзя занимать сном и совершать подпрыгивания».

 

Вопросы и задания

Date: 2015-04-23; view: 2360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию