Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Американская массовая культура
Известный американский социолог З. Бжезинский утверждает: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». «Для Америки, — утверждает Ж. Бодрийар, — вопрос об истоке не существует, она не культивирует ни свои корни, ни какую-то мифическую аутентичность, она не имеет ни прошлого, ни основополагающей истины. Не ведая первичного накопления времени, Америка постоянно живет в современности. Не зная медленной, многовековой аккумуляции принципа истины, она живет постоянной симуляцией, в постоянной актуальности знаков» 1 И хотя эта идея лишь своего рода компенсация отсутствовавшего у Америки культурного и исторического прошлого, своеобразный эквивалент патриотизма, она с течением времени стала чертой национально-генетического кода. «Идиллическая убежденность американцев в том, что они — центр мира, высшая сила и безусловный образец для подражания, — продолжает Бодрийар, — не такое уж заблуждение. Она основана не столько на технологических ресурсах и вооруженных силах, сколько на чудесной вере в существование воплотившейся утопии — общества, которое с невыносимым, как это может показаться, простодушием, зиждется на той идее, что оно достигло всего, о чем другие только мечтали: справедливости, изобилия, права, богатства, свободы. Америка это знает, она этому верит и, в конце концов, другие тоже верят этому… Американская культура благодаря бредовой убежденности, что в ней реализованы все мечты, притягательна для всего мира…». В США изначально осуществлялось моделирование новой социокультурной реальности, а развитие капиталистических отношений происходило в условиях практически полного отказа от устаревающих пуританских традиций. Поэтому традиционная гуманитарная культура не нашла подходящих условий для дальнейшего развития. В ней не сформировались устойчивые школы, что сказалось на формировании такого интегрального ядра культуры, как философия. В ней Америка смогла лишь «сотворить» очень скромное течение — прагматизм, который представляет собой идеологию, определяющую своеобразие американского менталитета. Эта идеология и составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему. Именно прагматизм во многом формирует отношение американцев к традиционной, классической гуманитарной культуре. Тем не менее, проявление массовой культуры в лоне американского общества раньше, чем в других странах, связано с тем, что именно здесь нашли самое широкое применение наиболее эффективные технологии, современные средства связи и сообщения, развились массовое производство и массовое потребление, создавшие «американский образ жизни». Говоря о Соединенных Штатах Америки, можно отметить, что с появлением американского кинематографа феномен киноэкрана так плотно входит в жизнь человека, что сама жизнь видится ему сквозь призму экрана как некий индивидуализированный киноэпизод. Кинематограф с самого начала своего существования явился каналом аккумуляции, генерации и трансляции важной социокультурной информации. Несмотря на очевидный упор на зрелищность создаваемой продукции, американский кинематограф — это все же сильнейших идеологический механизм воздействия на массовое сознание индивидов. Однако нельзя упустить из виду, что кинематограф — это довольно крупный бизнес, а соответственно основная часть американской кинопромышленности — это коммерческое кино, значительная часть которой сосредоточена в «золотой кузнице» Америки — Голливуде. Его основатели впервые в истории разработали и систематизировали экономические и организационные методы, идейные и рекламно-пропагандистские цели конвейерного способа производства кинокартин. Излюбленный довод, применяемый ими при этом, может быть выражен в следующих словах: люди бывают удовлетворены, если получают хотя бы на экране «компенсацию» за испытываемые в жизни ограничения («ощущение божественной свободы»). Тем не менее, несмотря на многочисленные критические взгляды на деятельность Голливуда, необходимо признать, что даже фильмы под маской развлечения могут быть использованы в качестве как добрых, так и злых сил. Вопрос только в том, что многие исследователи намеренно не хотят замечать мировоззренческие аспекты американского кинотворчества. Еще одной специфической чертой зарождающейся американской массовой культуры явилось создание «культа звезд» — крупнейшего мифа нашего времени. Бодрийар, полагает, что «это действительно так, поскольку идол — чистый, заражающий собой образ, насильственно реализованный идеал… Идолы экрана — система великолепного заводского производства, восхитительный синтез стереотипов любви и жизни… Они не погружают в мечты, они — сама мечта, все свойства которой им присущи: они производят сильный эффект конденсации (кристаллизации), смежности (они все непосредственно заразительны), и главное: они носят характер мгновенной визуальной материализации (Anschaulichkeit) желания, характерной и для сновидения». Развитие информационно-технической сферы является не единственным условием бурного роста массовой культуры в американском обществе. Все более укрепляющаяся система демократии способствует этому. Именно демократическая составляющая становится той платформой, на которой может вырасти полноценная массовая культура, культура, создаваемая для масс, культура, созданная массами. Несмотря на шквал критических очерков и научных взглядов, негодование общественности и многих социально-политических структур, на современном этапе развития массовой культуры наиболее актуальным вопросом остается то, что она продолжает занимать ведущее место, причем не ограничиваясь исключительно родными стенами. Популярность данной модели в различных уголках планеты, на наш взгляд, связана с ключевыми понятиями восприятия американской цивилизации. Американская массовая культура воспринимается в мире как проявление «духа Америки». «Под “«духом Америки”, — полагает Д.К. Стивенсон, — понимают воплощение молодости, свободы, оптимизма, уверенности в себе, непринужденности и бесцеремонности… Американская массовая культура популярна, потому что импонирует множеству людей в мире. В результате быстро забываются ее американское происхождение и корни». Таким образом, подводя итог ретроспективному рассмотрению модели массовой культуры Соединенных Штатов Америки, необходимо отметить, что доминирование данной формы культуротворчества было обусловлено особыми социокультурными условиями развития страны, спецификой населяющих ее этнических групп, демократизацией социально-экономической, политической и культурной жизни, в том числе и плюрализацией форм активной и творческой деятельности. Что же касается приоритетов американской аудитории, то в их трансформации, на наш взгляд, огромную роль сыграли два фактора: радикальная демократизация системы образования и коммерциализация всего социокультурного пространства. По мнению С. Берковича, профессора Гарвардского университета, «смысл Америки в том, что это не Богом данная страна, а страна, созданная человеком. Американское общество отвергло аристократию, осудило нищету и, уважая права каждого, открыло политические и экономические возможности широким слоям населения». В этом утверждении, на наш взгляд, верно выражена и национальная специфика американской культуры, и одновременно трагедия всего ее массового общества, ведь если нет состояния, а есть только структура, то в результате всегда получается только лишь однобокая функциональность: вместо произведения — производство, вместо бытия — быт, вместо истины — правда, вместо свободы — гражданские права и обязанности, вместо дела — деловитость, вместо нравственности — справедливость, вместо вечности — загробная жизнь, вместо бога — супермен, вместо жизни — образ жизни. Суммируя последнее, согласимся с исследователями, что в основном в американской массовой культуре человечность и составляющие ее системообразующие представлены в виде трех объективированных компонентов: тело, психика, карьера, единство которых гарантирует более четкое функционирование системы и порождение целого ряда ценностей и отношений
Date: 2015-04-23; view: 1875; Нарушение авторских прав |