Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры и eе структура. Культура-человек-общество





CULTURA (LAT) - возделывание почвы. Термин возник в Древнем Риме и означал обработку, улучшение почвы. Начиная с XVIII – XIX в. культуру связывают непосредственно с человеком.

Социально-философский подход рассматривает её как:

1. Внебиологическую форму жизнедеятельности людей, т.е. в природном мире существует генетическое наследование, а в обществе - в форме культуры.

2. Как деятельность человека, следовательно

Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества и результаты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духовных ценностях.

Таким образом, культура - нечто созванное человеком, т.е. «вторая природа» надстроенная над природой первой – естественной; следовательно, культура предполагает использование, улучшение, усовершенствование того, что человек находит готовым в природе.

3.Обозначает индивидуальную культурность, воспитанность.

4.Культурой называют общности, ограниченные пространством и временем, сосуществующие или сменяющие друг друга.

Структура культуры.

В соответствии с разделением деятельности человека и созданных ценностей на материальные и духовные, принято различать материальную и духовную культуру.

Материальная (овеществленная) культура охватывает всю сферу материальной деятельности людей и ее результаты (средства производства, предметы потребления…), т.е. артефакты.

Духовная культура - совокупность всех знаний, форм мышления, способов деятельности и поведения по созданию духовных ценностей (религия, искусство, философия, наука, нравственность).

Таким образом, если материальная культура показывает степень овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Но граница между материальной и духовной культурой относительна: это две части единого понятия культура, т.к. в материальной культуре всегда заложено духовное начало, а продукты духовной культуры (идеи, теории, образы) как правило, овеществлены. Культура-человек-общество.

Специфика культуры проявляется в ее функциях, важнейшие из которых заключаются в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять, накапливать и транслировать следующим поколениям результаты труда, мысли, социального опыта многих поколений людей. Поэтому культура связана с преемственностью, а каждое следующее поколение «стоит на плечах предыдущих» (К.Маркс). В этой связи культура имеет общественный характер: Общество не может существовать без культуры, как и культура без общества.

С точки зрения не бытовой, а философской, ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА КУЛЬТУРЕН, т.к. он есть существо общественное, а общества без культуры не существует. Любое общество всегда создает соответствующую культуру.

Таким образом, культура - родовое, сущностное свойство человека. При рождении человеку дается организм, обладающий лишь определенными задатками. В дальнейшем человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо в результате усвоения им языка, ценностей, традиций, знаний общества. Поэтому культурным не рождаются, а становятся соответственно культура - феномен не биологический, а социальный. Исходя из этого немецкий философ XVIII в. Иоганн Гердер охарактеризовал культуру как «второе рождение человека».

2. Разновидности и формы культуры.

РазновидностиФормы

1.всеобщая (доминирующая) 1.элитарная

2.субкультура 2.народная

3.контркультура 3.массовая

Разновидности культуры.

1. Каждое общество имеет совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяется всеми частями общества. Эта совокупность культурных образцов – всеобщая (доминирующая) культура.

2. В сложных обществах, имеющих развитую социальную структуру и пестрый социальный состав, имеется множество культурных образцов, тесно связанных с всеобщей культурой, являющихся ее составной частью, но в то же время и несколько отличных от нее и называемых субкультура (культура в культуре). Субкультурные различия определяются родом занятий, полом, возрастом, социальным классом, уровнем образвания, местом проживания (село или город) и т.д. Жизнь человека проходит в рамках определенных субкультур (молодежные, профессиональные, поселенческие и т.п.). В силу ряда обстоятельств субкультура может порождать образцы, противоположные доминирующей культуре.

3 Контркультура – это ценности и поведение части субкультурных групп, которые не только отличаются от всеобщих культурных образцов, но и бросают им вызов, вступают в конфликт с культурой общества, ее ценностями и традициями. По своей сути это протестная культура (хиппи, панки и т.п.).

Формы культуры.

1. Элитарная - создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она трудна для понимания неподготовленного человека и опережает уровень восприятия среднеобразованного человека Круг ее потребителей – как правило, высокообразованная часть общества (высокоинтеллектуальная литература и кинематограф, сложная музыка...). Это высочайшие образцы культуры, «созданные на века» и не подверженные «духовной инфляции». Принцип элитарной культуры - «Культура ради культуры».

2. Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки и отражающими дух, ценности и традиции народа. Она не несет в себе вкусы и предпочтения «культурной элиты», ее называют любительской (мифы, легенды, песни, танцы…), однако зачастую она весьма привлекательна по форме, и глубока по содержанию.

3. Массовая (общедоступная) – возникла с появлением и широким развитием СМИ в конце 19 – начале 20 века. Она не выражает изысканных вкусов аристократии, или духовных поисков народа. Как правило, массовая культура не создает «нетленку», как это делает элитарная культура. Она обладает меньшей художественней ценностью, удовлетворяет ежеминутные запросы людей и быстро реагирует на новые события. Массовая культура понятна и доступна всем возрастам и слоям населения независимо от уровня образования (ТВ сериалы, ток-шоу, бульварная литература, поп-культура …). Отсюда и принцип массовой культуры – «Культура ради прибыли»: надо продать больше, но массовость продаж и потребления достигается порой в ущерб уровню и качеству продуктов масскульта (низкий художественный и духовный уровень, стандартизированность, тиражирование уже известных культурных образцов в ущерб творчеству, порой просто пошлость). Наиболее одиозные образцы масскульта получили название «китч»(с нем. - халтура). Однако, отнюдь не вся массовая культура примитивна и низкопробна. К тому же ее достоинствами являются доступность и демократичность.

 

3.Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

CIVILIS(lat.) - «гражданственный», «государственный». Культура и цивилизация рассматриваются как взаимосвязанные понятия, но к трактовке термина «цивилизация» имеются различные подходы:

1. Цивилизация - это синоним культуры и означает совокупность материальных и духовных достижений общества(например, культура Майя = цивилизация Майя).

2. Цивилизация - это конкретный этап общественного развития, наступившего в жизни народа после эпохи дикости к варварства (первобытности), для которого характерно появление письменности, государства, законов, рост городов, усложнение культуры общества.

3. Цивилизация - это совокупность всех культур на Земле (человеческая цивилизация).

4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудиями труда, технологическим и, экономическими и политическими учреждениями и отношениями, а культура рассматривается как проявление духовной сущности человека.

5. немецкий философ О. Шпенглер трактует цивилизацию (в 1-й трети 20 века) как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее закат и упадок. Признаки цивилизации:

а) переизбыток техники в результате развитая индустриальных технологий;

б) сверхурбанизация, скопление огромных масс людей в гигантских городах;

в) жестокая эксплуатация природы;

г) разрушительные войны, в том числе мировые;

д) засилье массовой культуры и деградация высокого искусства.

е) превращение народов в безликие массы из-за распада национальных культур и традиций.

ж) дегуманизация человеческих отношений и взаимное отчуждение людей.

Все эти признаки характерны для индустриального общества эпохи капитализма и описаны Шпенглером в его произведении «Закат Европы».

6. Цивилизация - качественная специфика группы стран или народов с едиными или сходными системами ценностей, выражающаяся в своеобразии материальной и духовной культуры, социального устройства жизни (например, Европейская, Исламская, Индо-буддистская и т.д. цивилизации).

 


традиция ------- традиц. ценности ------- «Восток»

Date: 2015-04-23; view: 2894; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию