![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Методика расчета. Используя в качестве исходных данные таблицы 1 «Показатели социально-экономического развития отдельных стран»Используя в качестве исходных данные таблицы 1 «Показатели социально-экономического развития отдельных стран», рассчитайте ранги стран по каждому из показателей – от 1 до 3. Интервалы, в которые должна попасть каждая из стран, рассчитываются по формуле: х = max – min / 3 где max — максимальное значение показателя, min - минимальное значение показателя, х — интервал между мin. и max. показателем. Страны, в зависимости от того, в каком промежутке находится их показатель, получают соответствующий ранг и относятся к следующим группам: 1 ранг - от min до (min + х) = у 2 ранг - от у до (у + х) = z 3 ранг – от z до max Аналогичным образом рассчитываются ранги стран по показателям: доля сельского хозяйства в ВВП, доля промышленности в ВВП, доля сферы услуг в ВВП, средняя ожидаемая продолжительность жизни
Задание 3. Занесите полученные данные в таблицу «Ранги показателей социально-экономического развития стран». Просуммируйте ранги каждой страны по всем показателям и занесите сумму рангов в соответствующий столбец таблицы. Ранги показателей социально-экономического развития стран Таблица 2
Проанализируйте полученные результаты в выводе. Вывод не должен констатировать очевидные факты: упоминание о различии отдельных стран по уровню социально- экономического развития. Следует сделать основной акцент на объяснении возможных причин различий стран по уровню социально-экономического развития. Практическая работа №7 по теме «Численность населения Мира» Задание 1. Составить линейный график «Динамика численности населения земного шара» используя следующие данные таблицы 1. Выявить особенности роста численности населения за указанный период, объяснить причины наблюдаемого процесса. Выводы записать в тетрадь. Динамика численности населения мира. Таблица 1.
Задание 2. Рассчитать темпы роста населения по миру в целом, по крупным регионам (Европа, Азия и т.д.), по 8 странам мира из каждого региона(40, в % как в таблице 3). Данные расчета занесите в таблицы 2 и 3. Провести анализ динамики населения. Темп роста населения -отношение значений численности населения на две последовательные даты (последующего периода к предыдущему). Выражается в коэффициентах и процентах. Если темп роста больше 1 (или 100%), то численность населения растет; если меньше 1 (или 100%), то уменьшается, а если равен 1 (или 100%) – остается неизменной. Темпы роста численности населения в мире Таблица 2
Темпы роста населения стран мира с 2010 по 2050 год (прогноз) Таблица 3
Практическая работа №.8-9 Тема: "Исторические типы воспроизводства населения". Задание 1. Запишите определение понятия «воспроизводство населения».Познакомьтесь с четырьмя историческими типами воспроизводства населения в мире и воспроизведите таблицу 1. Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. Считается, что для сохранения простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на 100 супружеских пар приходилось 258 детей. Исторические типы воспроизводства населения Таблица 1.
Задание 2. Определите показатель естественного прироста населения некоторых стран мира и к какому типу относится воспроизводство населения этих стран. А также отметьте, к какому типу экономического развития и региону относится каждая страна. Данные о странах нужно занести в Таблицу 2. Сделайте вывод о полученных результатах. Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным (например, в Нигере естественный прирост населения в 2011 составлял 36,8 ‰), так и отрицательным (например, в Черногории он составляет −8,5 ‰). Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается (то есть естественная убыль населения). Естественный прирост как разница между рождаемостью (количество рождённых людей на 1000 жителей) и смертностью (количество умерших людей на 1000 жителей) измеряется коэффициентом, в промилле (‰), который соответствует одной тысячной доле числа или одной десятой доле процента. То есть коэффициент естественного прироста (убыли) −8,5 ‰ соответствует −0,85 %, а коэффициент естественного прироста в 36,8 ‰ соответствует +3,68 %. § Формула: ЕП=р-с, где ЕП — естественный прирост (коэффициент), р — рождаемость (количество рождённых людей на 1000 жителей, коэффициент), с — смертность (количество умерших людей на 1000 жителей, коэффициент). § Формула подробная: ЕП=((Р-С)/Н)*1000, где ЕП — естественный прирост (коэффициент), Р — количественное значение рождаемости (численность рождённых, чел.), С — количественное значение смертности (численность умерших, чел.), Н — численность населения (чел.).
Воспроизводство населения в некоторых странах мира Таблица 2
*‰ (Проми́лле (лат. pro mille — за тысячу) - число рожденных или умерших на 1000 человек.
Задание 3. Определите показатель естественного прироста населения некоторых субъектов России (по подробной формуле!) и к какому типу относится воспроизводство населения этих субъектов. . А также отметьте, к какому федеральному округу относится каждый субъект. Данные о субъектах нужно занести в Таблицу 3. Сделайте вывод о полученных результатах (Наиболее характерный тип воспроизводства населения для нашей страны). Воспроизводство населения в некоторых субъектах РФ Таблица 3
Практическая работа №10 Тема: Этнический и религиозный состав населения мира. Задание 1. Завершите схему «человеческие расы мира». Задание 2. Вспомните понятия «метис», «мулат» и «самбо». Составьте наглядную схему, состоящую из этих понятий. 30% населения мира относится к промежуточным расовым группам (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы и др.). Смешение рас привело к образованию особых групп метисов, мулатов и самбо в Америке. Мети́сы (фр. métis, от позднелат. misticius — смешанный, от лат. misceo — смешиваю) — потомки от межрасовых браков. В антропологическом отношении метисы обычно занимают промежуточное положение между смешивающимися расами. Это смесь одной расы с другой. В Америке метисами называют потомков от браков европеоидов и индейцев. Са́мбо (исп. zambo) — потомки от смешанных браков индейцев и негров. В разных странах и в разные времена термин имел различные значения. Старые словари определяют его, как помесь негра и мулатки или негритянки и мулата. Мула́ты — потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас.
Задание 3. Разделите понятия «этнический состав населения», «этнос», «племя», «народность», «народ», национальность» и «нация». Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов. Этнос(народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена. Племя — тип этнической общности отличительной чертой является существование кровнородственных связей между его членами. Отличительной чертой народности является отсутствие территориально-социального образования (государства или автономии). Поэтому многие народы Крайнего Севера, американские индейцы — народности, а русские, немцы – нации. Народность — тип этнической общности, где кровнородственные связи заменяются территориальными, но степень развития этнического образования еще не позволяет создать устойчивое территориально-социальное образование (государства или автономии). Есть еще одно понятие, которое часто используют в социальных науках, это понятие «народ». Народ – всё население определённой страны. Поэтому, строго говоря, понятия «русский народ», «чеченский народ» — неверны. Народ может быть российским (россияне), которому принадлежат как представители русской, так и чеченской нации. Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Нация— более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени. Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, русская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, креолов и индейцев-америндов.
Задание 4. Воспроизведите таблицу 1. «Самые многочисленные народы мира, 2004 г.». Сделайте вывод о много- и мононациональности стран. Самые многочисленные народы мира, 2004 г. Таблица 1.
Задание 5. Сделать конспект «Классификация стран по количеству национальностей». В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные. Около половины стран - однонациональные. Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки. Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы: - с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз); - двунациональные (Канада, Бельгия); - со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос); - со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия). Задание 6. Ответьте на следующий вопрос: Чем объясняется широкое распространение английского языка в мире? Практическая работа №11-12 Тема: Мировые природные ресурсы. Задание 1. Запишите необходимые условия для формирования месторождений нефти и газа, залегающих в отложениях глубин Земли. Необходимы следующие условия для формирования месторождений нефти и газа в залегающих в глубинах земли отложениях, из которых экономически выгодно извлекать углеводороды: 1. Наличие пород-коллекторов. Для того чтобы стать коллектором, порода должна обладать пористостью и проницаемостью. Те же свойства необходимы для сохранения нефти и газа, а также запасов подземных вод. Пористость - это процент содержания пустот в породе. Кристаллические породы могут иметь менее 1% пустот, тогда как некоторые песчаники - 35-40%, а кавернозные известняки могут обладать даже еще большей пористостью. 2. Наличие покрышки. Для образования залежей необходимо, чтобы пористые и проницаемые породы-коллекторы перекрывались породами, которые препятствуют последовательной миграции нефти и газа вверх. Обычные экранирующие породы - это относительно непроницаемые глины. Другие породы, которые могут служить покрышками, - это плотно сцементированные песчаники, пласты плотных карбонатных пород, глины плоскостей сбросов и даже тела соляных и изверженных пород. 3. Наличие ловушки. Большинство пород-коллекторов имеют вид пластов или слоев, которые на сколько-нибудь значительных расстояниях отклоняются от горизонтального положения. Величина наклона изменяется от примерно 4 м/км до 90°. В результате этого капли нефти или пузырьки газа, насыщающие породы-коллекторы, просачиваются вверх через насыщенные водой поры к подошве и затем перемещаются вверх по восстанию пластов вдоль раздела коллектор - покрышка. Простейшим типом структурной ловушки является выгнутая вверх складка-антиклиналь. Одним из специфических видов антиклиналей являются соляные купола. Они представляют собой штоки или призмы соли, выжатой с больших глубин. Купола имеют в плане округлую или эллиптическую форму диаметром почти 1 км и высотой 6 и более км.
Задание 2. Зачертить схемы различных типов нефтегазовых ловушек (Рис.1).
а. 1 - газ, 2 - нефть, 3 - песчаники, насыщенные водой, 4 - песчаники, 5 - известняки, 6-9 - глины различного состава.
Задание 3. Зачертите схему классификации залежей по фазовому состоянию углеводородов как показано на рис.2.
Рис. 2. Залежи: а- нефтяные; б- газонефтяные; в- нефтегазовые; г- газовые; д- газоконденсатнонефтянные; е- нефтегазоконденсатные;
1- нефть, 2- газ, 3- вода, 4- газоконденсат*
*Газовые конденсаты — жидкие смеси высококипящих углеводородов различного строения, выделяемые из природных газов при их добыче на газоконденсатных месторождениях.
Задание 4. Используя формулу (ниже) и данные таблицы 1., определите ресурсообеспеченность некоторых стран мира каменным углем. Сделайте вывод. Ресурсообеспеченность- соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается либо числом лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо запасами из расчета на душу населения. Ресурсообеспеченность некоторых стран мира каменным углем Таблица 1
Задание 5. Записать сущность методов определения влажности в твердом минеральном топливе. Количество воды, содержащейся в ТГИ1[1] в естественных условиях залегания, называются влагой естественной Wест, а в уже добытых товарных ТГИ – общей влагой Wt. Выделяющаяся при выдерживании ТГИ на воздухе влага называется внешней Wех, а оставшаяся - связанной Wh ТГИ, содержащие только связанную влагу, называются воздушно-сухими. Если из их массы удалить всю влагу, то ТГИ называют сухими: Wt=Wех+Wh. Гигроскопическая влага зависит от влажности воздуха. Для аналитического анализа углей используют аналитическую пробу массой 125 г, измельченную до крупности < 0,2 мм и доведенную до воздушно-сухого состояния при постоянной относительной влажности (60±2%) и температуре воздуха 20±5°С. Влагу такой пробы обозначают Wа, поэтому общую влагу рабочей массы ТГИ Wrt определяют как Wrt= Wех+ Wа. Аналитическая (гигроскопическая) влага зависит от гигроскопичности топлива, его пористости, капиллярности и свойств поверхности. Поскольку молекулы воды полярные, то они удерживаются на внутренней поверхности ТГИ водородными связями и ван-дер-ваальсовыми силами. Влага ТГИ в значительной мере определяется их составом и степенью химической зрелости. Методы определения влаги ТГИ подразделяются на прямые (весовые, объемные) и косвенные (нагрев, сушка в термостате, концентрированной H2 SO4, токами высокой частоты, инфракрасными лучами и др.).
|