Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы права –это руководящие положения, исходные идеи и начала всего права в целом либо определенной его отрасли

Непосредственным источником права общие принципы права выступают редко, преимущественно, они детализируются в общих и конкретных нормах, которые и применяются на практике. Однако, возможна ситуация, когда какое-либо общественное отношение не урегулировано правовыми нормами (пробел в праве), и при этом сходные правовые нормы отсутствуют. В соответствии с законодательством ряда государств, в том числе и России, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы права. Например, справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Это явление в юридической литературе принято называть аналогией права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

Традиционно выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

Общеправовые – это принципы, присущие всей системе права, они используются во всех отраслях права. Чаще всего к таким принципам относят принципы демократизма, гуманизма, справедливости, законности, равенства всех перед законом, правосудия, единства юридических прав и обязанностей и другие. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека (гуманизма) отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности.

Содержание принципа законности заключается в ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Межотраслевые – это принципы, выступающие в качестве основных начал смежных отраслей права (двух и более). Например, к межотраслевым можно отнести принцип гласности судопроизводства, состязательности сторон, поскольку они характерны как для уголовно-процессуального, так и для гражданского процессуального права.

Отраслевые – это принципы, которые характерны для отдельных отраслей права: конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и т. д. Например, в трудовом праве – принцип охраны труда и здоровья работника, в уголовном – презумпция невиновности, в семейном – принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях.

Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

В древнем Риме наиболее выдающимся юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. Формулы крупных юристов становились составной частью нормативно-правовых актов. Примером может служить Кодекс Юстиниана (6 в. н. э.), в который вошли многие положения римских юристов – Ульпиана, Гая, Павла и др., составив целый раздел кодекса – дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались.

Юридическая доктрина сыграла большую роль в становлении романо-германской правовой системы, вплоть до ХIХ века в Европе общепризнанные сборники римских юристов использовались в качестве непосредственного источника права.

Несмотря на то, что в настоящее время доктрина не является источником права в романо-германской правовой системе (в том числе и в России), не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. Так, продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет "наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы"[1]. Также, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования убеждения судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

В Российской Федерации, как уже отмечалось, юридическая доктрина источником не выступает, но имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона.

Религиозные тексты – это священные книги и сборники, той или иной конфессии, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.

В большинстве современных государств, религиозные тексты источниками права не являются. Они характерны только для мусульманского, индусского, иудейского права. Особенностью некоторых государств с мусульманской правовой системой, является то, что принятые государством законы не могут противоречить религиозным нормам, они основаны на религиозных текстах. Важнейшим правовым источником мусульманского права признаются Коран – собрание учений и заповедей Аллаха, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, Кияс – толкование или суждение по аналогии, Иджма – согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина.

Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведение, содержащееся в сознании людей и выполняемое, как правило, добровольно, в силу привычки, но при этом, признанное государством в качестве общеобязательного и подкреплено мерами государственного принуждения. Правовой обычай является одним из древнейших и важнейших источников права.

Для данного источника характерны следующие признаки:

1) складывается в течение длительного времени на основании опыта жизнедеятельности относительно большой группы людей;

2) создается обществом в целом. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев, обычай востребован обществом;

3) обычай, как правило, содержится в устном, нематериальном виде, в сознании населения;

4) носит общий характер, т. е. распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, действует неоднократно, регулирует наиболее важные, типичные отношения;

5) выполняется добровольно, в силу привычки;

6) санкционирован государством, т. е. государство признает его в качестве общеобязательного;

7) подкреплен мерами государственного принуждения.

Помимо этого, характерной особенностью правовых обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил и не взаимосвязаны друг с другом. Спецификой этой формы права является то, что в нормативно-правовом акте дается ссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте, как правило, не приводится.

В современном мире встречаются как правовые обычаи так и не правовые. Не следует их отождествлять. Достаточно часто, при встрече «старые» знакомые здороваются при помощи рукопожатия. Этот обычай сложился в средневековье как символ примирения рыцарей. Рыцарей давно нет, а их правило заключения и поддержания дружеских отношений сохранилось и поныне. Это пример простого, не правового обычая. Рассмотрим еще один пример – обычай «кровной мести». Действительно, в последнее время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с тем, он продолжает существовать у многих кавказских народов. Иногда бывает чрезвычайно сложно сказать, является тот или иной обычай правовым, так как характерные черты правовых обычаев достаточно сходны с признаками неправовых обычаев. Однако, первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением, вторые, неправовые обычаи, не обладают юридической силой и обеспечиваются лишь об­щественным мнением. Поэтому, несмотря на то, что обычай «кровной мести» продолжает использоваться, он будет признаваться незаконным, государством он не санкционирован, более того, данный обычай преследуется по закону.

В прошлые столетия был распространен обычай – вызов на дуэль за унижение чести и достоинства личности. Этот правовой обычай просуществовал долгое время, пока не был запрещен и отменен государством.

Исторически, правовой обычай, как источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возник на переходном этапе от первобытнообщинной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений (обычаев). В процессе исторического развития общества и государства правовой обычай постепенно вытеснялся законами и иными формами права, потеряв ведущую роль в системе источников права.

В настоящее время правовой обычай полностью не утратил своего значения. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. В государствах Африки, Азии, Латинской Америки обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества[2]. В Кении в настоящее время параллельно существует нормы английского права в брачно-семейной сфере, оставшиеся со времен колонии, и древние родоплеменные обычаи, действующие в этой же сфере правовых отношений. И, если возникают конфликты между этими двумя правовыми системами, суд выносит решение, в котором указывает, какую норму следует применить.

Также данный источник играет значительную роль, когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.). Известно несколько статей Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания: например, ст.134 КТМ РФ устанавливает, что «Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки». В других актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения (обычаи делового оборота).

В Российской Федерации правовой обычай признается в качестве основного источника права. Самым распространенным примером данной формы права выступает норма, закрепленная в Конституции РФ, которая гласит, что первое заседание Государственной Думы открывает самый старейший по возрасту депутат. Природа данного обычая коренится еще в первобытном обществе, именно там, самый старый признавался самым мудрым, в силу накопленного жизненного опыта. Несмотря на то, что в настоящее время, самый старый – не означает самый умный, государство санкционировало данный обычай и даже закрепило его в Конституции РФ. Кроме этого правовой обычай закреплен в ст. 5 ГК РФ, там дается определение обычаев делового оборота.

Юридический прецедент – это решение компетентного правоприменительного органа по определенному делу, изначально предназначенное для конкретного лица, но в дальнейшем используемое в качестве образца для разрешения всех аналогичных дел.

Юридический прецедент включает в себя административный и судебный прецеденты. Как правило, источником права выступает судебный прецедент.

Судебный прецедент – это решение вышестоящего суда по конкретному делу, которое затем становится обязательным для исполнения всеми нижестоящими судами либо судами той же инстанции при решении аналогичных дел. Решение нижестоящего суда по конкретному делу признается в качестве судебного прецедента, только с согласия вышестоящего суда.

Характерными признаками судебного прецедента являются:

1) создается компетентным правоприменительным государственным органом (как правило, судом высшей инстанции);

2) всегда имеет письменную форму (является документом);

3) изначально носит индивидуальный характер, и лишь затем ему придается общеобязательность. Общим характером обладает не все решение, а только суть правовой позиции правоприменителя;

4) является обязательным для исполнения;

5) подкреплен мерами государственного принуждения.

Специфическими чертами судебного прецедента выступают казуистичность, множественность, противоречивость и гибкость.

Казуистичность. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных дел, единичных случаев, казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обуславливает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Тем более не удивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга. Этим определяется гибкость судебного прецедента как источника права, поскольку существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Недостатком прецедентного права иногда называют его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесообразности.

Данная форма права является преобладающим источником в странах с англо-саксонской правовой системой, в частности, в США,
Англии, Канаде, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.

Однако постепенно многие, наиболее удачные положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали, таким образом, устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

В Российской Федерации судебный прецедент официальным источником права не является, но по этому поводу ведутся ожесточенные дискуссии.

Еще в дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одними теоретиками и практиками он признавался в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма права. Другими же авторами он полностью отрицается как самостоятельный источник права. В советской правоприменительной практике существование судебного прецедента начисто отвергали. В основу официальной концепции советского права была заложена аксиома, согласно которой социалистическое право вообще, а советское в частности, не могло рассматривать судебный прецедент в качестве источника права, поскольку это ассоциировалось с разрушением социалистической законности[3].

Отмечая возрастающую роль судебной практики в настоящее время, некоторые юристы предлагают признать судебный прецедент источником российского права. Однако зачастую представления российских юристов о судебном прецеденте расходятся с тем, что представляет собой судебный прецедент в тех странах, в которых он признан источником права.

В настоящий период в современной России сложилась достаточно непростая ситуация относительно наличия и признания фактического судейского правотворчества. Она связана с решениями Конституционного Суда, а также постановлениями пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Существует несколько отчасти противоположных точек зрения по этому вопросу. Первая заключается в том, что высшие суды РФ осуществляют исключительно надзор за деятельностью нижестоящих судов, тем самым они занимаются правоприменением, а не правотворчеством. Вторая точка зрения исходит из того, что судейское правотворчество существует. Бесспорным является одно – акты высших судебных инстанций (решения Конституционного Суда РФ, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) обладают общеобязательным характером.

Конституционный Суд РФ принимает два вида решений: постановления по вопросам соответствия Конституции нормативных актов и определения, дающие толкование норм Конституции РФ, и те, и другие решения являются общеобязательными для всех граждан и юридических лиц, а также государственных органов. Конституционный суд не может создавать новых норм уголовного права, но может отменять уже действующие. Так, например, в одном из своих постановлений Конституционный суд признал, что квалификация бегства за границу или отказа возвратиться из-за границы, как формы измены Родине, не соответствует Конституции РФ, после чего соответствующая уголовно-правовая норма прекратила действие. Кроме того, Конституционный суд имеет право давать конституционно-правовое толкования законодательных актов. Такое толкование имеет общеобязательную силу, любое иное толкование в правоприменительной практике исключается.

Согласно ст. 127 Конституции РФ, одной из функций Верховного Суда РФ является дача разъяснений по вопросам судебной практики. В своих решениях Верховный Суд РФ толкует нормы уголовного и гражданского законодательства, устанавливая фактически обязательные для судов правила поведения. Верховный Суд разъясняет содержание многих оценочных терминов, употребляемых в законе, ограничивая тем самым усмотрение суда, выносящего решение. В российской юридической литературе нередко отмечается, что фактически эти решения носят характер судебных прецедентов, являясь своеобразным источником права. В то же время, решение Верховного Суда РФ не может создавать новые правовые нормы или отменять уже существующие[4].

Высший Арбитражный Суд РФ часто издает обзоры арбитражной практики и информационные письма, в которых можно встретить такие фразы: «в целях повышения единообразия практики, судам следует принять во внимание…». Далее следует краткое изложение важнейших аспектов. Арбитражные суды, в свою очередь, будут обязаны принять эти положения во внимание и даже процитировать их в своих решениях.

Несмотря на то, что судебный прецедент источником права в России не признается, на практике сложились предпосылки для его официального закрепления.

Нормативный договор – это добровольное соглашение нескольких компетентных субъектов, содержащее правило поведение общего характера, обязательное для выполнения сторонами и подкрепляемое мерами государственного принуждения.

К признакам нормативного договора относятся:

1) создается несколькими субъектами (не менее двух);

2) обязательно в письменной форме;

3) закрепляет правило поведение общего характера: распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, действует неоднократно, регулирует наиболее важные, сходные, типичные отношения;

4) создается на основе добровольного согласия;

5) обязателен только для сторон соглашения, при этом, хотя бы одна из сторон должна быть коллективным субъектом, т. е. состоять из индивидуально-неопределенного круга лиц;

6) подкреплен мерами государственного принуждения.

В России нормативный договор стал рассматриваться в качестве основного источника права сравнительно недавно. В советский период договоры играли вспомогательную роль и редко упоминались среди источников права. Только в 90-е годы, в ходе значительных преобразований отечественной правовой системы в договорной тематике обозначился перелом, и договоры стали признаваться источником в некоторых отраслях права.

Нормативные договоры можно классифицировать по нескольким основаниям:

1. По форме правотворческой деятельности, при которой применяется договор:

а) между государственными субъектами права – это непосредственное государственное правотворчество;

б) между государственными и негосударственными субъектами права – это совместное правотворчество;

в) между негосударственными субъектами права – это санкционированное негосударственное правотворчество.

В качестве примеров договорных актов, относящихся к первой группе, можно привести межгосударственные договоры, ко второй – соглашения о социальном партнерстве, к третьей – коллективные договоры в трудовом праве.

2. По составу субъектов:

а) равностатусные – заключаются между субъектами права, обладающими формально или фактически равным правовым статусом (между государствами, между субъектами федеративных государств, между государственными органами).

б) разностатусные – между субъектами права, изначально неравными по своему статусу (между федеративным государством и его субъектом, между субъектом федеративного государства и муниципальным образованием, между государственным органом и профессиональными союзами).

3. По предметному действию:

а) учредительные (Соглашение о создании СНГ 1991 г.);

б) статусно-компетенционные (Устав ООН 1945 г.);

в) процессуальные (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.).

Данная классификация предельно условна, поскольку договором, как и любым иным нормативным актом, могут быть одновременно установлены и нормы-правила, и учредительные нормы, и организационно-компетенционные нормы и т. д.

4. По критерию действия во времени:

а) срочные;

б) бессрочные договоры.

5. По своему действию в пространстве:

а) межгосударственные;

б) внутригосударственные.

Среди последних, следует выделять общегосударственные (Федеративный договор 1992 г.), межрегиональные (Договор об основах взаимоотношений Красноярского края и Эвенкийского автономного округа 1997 г.), внутрирегиональные (договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

Наконец, по отраслевой принадлежности среди нормативных договоров можно выделить международные, государственно-правовые, административные, хозяйственные, финансовые, налоговые, трудовые, природоресурсные и т. д.

Нормативные договоры не следует отождествлять с граджанско-правовыми договорами.

В отличие от простых договоров нормативные – не носят индивидуального характера, они распространяются на широкий круг участников, который ограничен только рамками статуса субъекта (например, область, край, муниципальное образование или государство). При заключении гражданско-правого договора, субъекты не создают новой нормы права, эта норма уже есть в ГК РФ. А вот при заключении нормативного договора, создается новое правило поведения – новая норма права, при этом стороны-участники выступают в качестве правотворческих субъектов.

На сегодняшний день нормативный договор является важным и активно развивающимся источником права, обладая при этом юридической спецификой и существенными отличиями от иных юридических документов.

Нормативный правовой акт – это принятый компетентным правотворческим органом в особом процессуальном порядке документ, закрепляющий правила поведения общего характера, которые обязательны для выполнения всеми в силу подкрепленности мерами государственного принуждения.

Признаками нормативного правового акта являются:

1. Создается специально уполномоченным на то субъектом, как правило, это государственный орган, но возможны случаи, когда нормативный акт принимается непосредственно населением (референдум).

2. Обязательно в письменной форме.

3. Носит общий характер, т. е. распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, действует неоднократно, регулирует наиболее важные, сходные, типичные отношения.

4. Принимается в особом процессуальном порядке.

5. Является общеобязательным.

6. Подкрепляется мерами государственного принуждения.

7. Исходит в императивно-одностороннем властном порядке. Только государство обладает монополией на издание законов.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Данный источник весьма разнообразен. Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По субъектам правотворчества выделяют:

а) акты государственных органов и организаций;

б) акты негосударственных органов и организаций;

в) совместные акты;

г) акты народного правотворчества.

Первая группа нормативных актов представляется наиболее значимой. В нее помимо иных актов государственных органов и организаций, входят акты высших органов государственной власти. Данные акты являются общеобязательными и распространяют свое действие на всю территорию страны. Нормативно-правовые акты негосударственных органов и организаций возникают вследствие делегирования им полномочий государственными органами (например, органы местного самоуправления могут наделяться правотворческой компетенцией). Совместные нормативные акты – это нормативно-правовые акты, изданные органами государства совместно с негосударственными органами. Такие нормативные акты, хотя и редко, но встречаются в практике отдельных государств. Нормативные акты народного правотворчества – это правовые акты, которые принимаются непосредственно народом (например, принятие Конституции в порядке референдума).

2. В зависимости от характера содержащихся в актах нормативных положений нормативно-правовые акты подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относят нормативные акты, содержащие новые правовые нормы, к вспомогательным – нормативные акты, не содержащие таких норм (например, нормативные акты, вводящие в действие или отменяющие другие нормативные акты, относятся к вспомогательным)[5].

3. В зависимости от территориального действия нормативно-правовые акты подразделяют на общие и местные, а в федеративных государствах – на федеральные, региональные и местные. Общие или федеральные – это нормативные акты, действующие на всей территории государства; региональные – акты, действующие на территории только субъектов федерации; местные –действующие на территории только соответствующих административно-территориальных единиц.

В юридической литературе можно встретить и иные классификации нормативно-правовых актов, однако наиболее важной представляется деление этих актов по юридической силе. В зависимости от этого основания выделяют законы и подзаконные акты. Законы – это нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Подзаконные акты – это нормативные акты, не обладающие высшей юридической силой и уступающие по своей силе законам.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением народа и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Высшая юридическая сила закона означает, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить. Никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Наивысшей юридической силой среди всех законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Между собой законы находятся в строгой иерархии. Их можно структурировать в следующем порядке:

1. Конституция (основной закон) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждаю­щий федеральные органы государственной власти.

2. Федеральные конституционные законы – принимаются по
вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме и т. п.).

3. Федеральные законы – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, гражданский, уголовный, семейный кодексы РФ и др.).

4. Законы субъектов Федерации – издаются представитель­ными органами субъектов Российской Федерации и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Иркутской области о муниципаль­ной службе в Иркутской области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1. Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации, и не должны противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. С помощью указов глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Акты Президента обязательно публикуются в официальных источниках.

2. Постановления Правительства РФ обязательны к исполне­нию на всей территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­ванию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной
власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк­туры. Однако, есть среди них и такие, которые имеют общее значе­ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без­опасности и т. п.

4. Решения и постановления местных (региональных) органов государственной власти (например, акты Правительства Иркутской области).

5. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных
структур и действуют на территории соответствующих городов,
районов, сел, поселков, микрорайонов.

6. Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения
и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например,
правила внутреннего трудового распорядка).


<== предыдущая | следующая ==>
Как молиться об оскорбляющих нас | Доклад по экологии

Date: 2015-05-23; view: 719; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию