Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Минск, 2006г
БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ Театральный факультет Кафедра кинотелеискусства Р Е Ф Е Р А Т
Тема: “ Портрет в визуальных искусствах ”
Студента II-го курса заочного отделения Специальность телеоператорство Христина Андрея Петровича Мастерская доцента А.А. Сухановой
МИНСК, 2006г.
В переводе с французского, слово (ПОРТРЕТ) изображение или описание (в литературе) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П. - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, а также фото и киноискусства. Портрет изображает современное художественное лицо и создается непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип П., изображающий какого-либо деятеля прошлого (исторический П.) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в П. современном, так и в историческом объективному изображению действительности сопутствует отношение мастера к модели, отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо. В зависимости от назначения, специфики, формы, характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графика) и монументальные (скульптуры, монументы, фрески, мозаика), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, фас и профиль. По числу персонажей П. делятся на индивидуальные парные и групповые. Специфическим типом П. является автопортрет. Границы жанра очень подвижны, и часто могут сочетаться в одном произведении элементы разных жанров. Таковы П. - картина, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающим его миром вещей, природой, архитектурой, другими людьми. П.-тип - собирательный образ, структурно близкий к портрету. Зарождение П. относится к далекой древности. Первые значительные примеры его встречаются в древне-восточной культуре. Со временем содержание П. углубляется. В Древней Греции создаются обобщенные, стилизованные скульптурные П. философов, общественных деятелей. В основе художественных древнеримских портретов лежит четкая, скрупулезная передача неповторимых черт модели. В эпоху эллинизма широкое распространение нашел П. на монетах, камнях. В средние века П. характеризует собой неотъемлемую часть архитектурных ансамблей. Широкий расцвет П. получил в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения идеализировали свои модели. Это полотна Сандро Ботичелли, Джованни Беллини, статуи Донателло, станковая скульптура. Мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонии. Величайшие достижения в П. эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских мастеров Я. ван Эй-ка, Робена Калепена, немецких - Дюрера, Хольбейна и других. В эту эпоху в разных странах возникают новые нормы группового П. Застывшие портретные группы средневековья сменяются композициями, полными живой, действенной взаимосвязи персонажей. Создаются первые значительные образцы группового и парного П. в станковой живописи. Меняется композиционный строй П. Это в разной степени свойственно П. итальянских мастеров Понтормо, Бронзи-но, испанского живописца Эль Греко. Ключевые позиции в П. с начала 17 века безраздельно переходят к станковой живописи. Образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, выступают во многих жизненно-правдивых П. работы Рембрандта, отмеченных величайшей любовью к человеку, постижением сокровеннейших глубин его духовной жизни и нравственной красоты. Различные грани человеческого характера выступают в реалистически глубоких портретных работах испанца Д.Веласкеса. Создаются П. людей из народа, раскрывающие достоинство, богатство и сложность их душевного мира. Яркие, полнокровные натуры привлекают крупнейшего фламандского живописца 17 в. П.П.Рубенса. Тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по мастерству работы фламандца А.ван Дейка. Уже во второй половине 17 века многие достижения реалистического П. предаются забвению. В голландские П. приходит приторная сентиментальность, холодная театральность. Придворно-аристократический портрет особенно расцветает во Франции. В 18 веке официальное искусство являет многочисленные образцы парадного П., в котором первостепенная роль отводится декоративной нарядности модели. (Ж.Матье, Ф.Г.Друэ). Но в 18 веке одновременно возникает и новый П., во многом связанный с идеалами эпохи Просвещения. Во Франции он представлен живописцами и скульпторами М.К.Латуром, Ж.А.Гудоном, поздними работами А.Ватто, портретами кисти Шардена. Особенно полно и глубоко свежие реалистические тенденции проявляются в П. второй половины 18- начала 19 вб> В России усиленный интерес к П. проявляется в 17 веке в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. В 18 веке происходит интенсивное развитие светского русского П. (полотна И.Н.Никитина, А.М.Матвеева, И.Я.Вишнякова). В конце столетия вровень с высшими достижениями мирового П. стала живопись Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Тенденции романтизма получают развитие в 1-ой половине 19 века в портретном творчестве живописцев Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойи. Страстно-эмоциональные автопортреты Гойи в основе своей романтичны. Большими достижениями в области П. отмечено творчество живописцев России О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Орест Адамович Кипренский родился в 1782 году. Сын крепостной, получив вольную в 1788 г., учился в училище при петербургской Академии художеств. В 1805 г. Кипренскому присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". Но свое призвание Кипренский нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового взгляда на человека как на внутренне независимую личность. Среди ранних работ Кипренского выделяются портрет А.К.Швальбе, "Автопортрет с кистями за ухом". В портретах А.А.Челиьцева, Е.В.Давыдова (1809-1810), выделяя лица светом на темном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета, Кипренский достигает романтической приподнятости образа. Особой эмоциональной насыщенности. Индивидуальный характер и строй чувств подчеркнуты Кипренским в парных портретах четы Рас-топчиных, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку чувствуется в портрете "Слепой музыкант" (1809 г.). В 1827 году худож-ник создает портрет А.С.Пушкина, в котором воплотилось высокое представление Кипренского о творческой личности. Портреты Кипренского фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем, многие из них проникнуты духом героической самоотверженности. Большим достижением в области П. отмечено во 2-й половине 18 века творчество передвижника^ В.Г.Перова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, И.Е.Репина. В последней трети 18 века большие открытия в области живописи принадлежат импрессионистам. Это картины Э.Мане, О. Ренуара, Э.Дега, скульптуры О.Родена. Эти черты присущи и русскому художнику К.А.Коровину. Своеобразный отпечаток на художественный язык П. в конце 19 нач. 20 в.в. накладывает стиль "Модерн" (Тулуз-Лотрек, Э.Мунк). В это время в России в жанре П. работали живописцы В.А.Серов, М.А.Врубель, А.Я.Головин, Б.М.Кустодиев, В.Э. Борисов-Мусатов и др. В 20 веке в жанре П. появились особенно сложные и противоречивые тенденции искусства новой исторической эпохи, обостряется борьба демократической и буржуазной культур. Возникают произведения, лишенные самой специфики П., подчеркнуто уходящие от реальности. В портретном творчестве крупнейших западно-европейских мастеров 20 века (П.Пикассо, А.Матисса, А.Модильяни) сосуществуют, а порой и сталкиваются противоречивые идейно-художественные тенденции. К середине 20 в. развитие П. становится все более сложным, все чаще характеризуется кризисными чертами, искажением человеческого облика. Однако, прогрессивные зарубежные мастера (Р.Гуттузо, Д.Ривера, Х.Эрни и др.) развивали реалистический П. В советский период наметилась тенденция относительно равномерного развития П. во всех видах изобразительного искусства. Это картины, плакаты, сатирическая графика, монументальная скульптура. Создаются картины, изображающие трудовую и общественную жизнь страны, образы интеллигенции, видных общественных и политических деятелей (К.С.Петров-Водкин, М.В.Нестеров, И.Э.Грабарь, С.С.Сарьян); П. рабочих, колхозников (живопись А.А.Пластова, И.Н.Клычева), скульптурные портреты космонавтов (Л.Е.Кербель. Портрет Ю.А.Гагарина). Каждый вид искусства вносит свое и особенное в эстетическое Портрет, как изображение человека или группы людей, многогранно развивается в кинематографе. Крупный план в кинематографе, возможность увидеть человеческое лицо крупным планом оказывает более сильное воздействие, чем непосредственное общение зрителя с живым актером. Пудовкин писал: "Крупный план вдохнул жизнь, сделался необходимым, раскрылся во всех своих богатейших возможностях. Он открыл, как художник через крупный план, природу кино". До появления крупного плана киноискусство следовало традициям сцены. Крупный план довольно резко разрывает связь кинематографа с театром. Актер в кино оказался под увеличительным стеклом. Кинокамера замечает все ошибки, неточности, она требует от актера тончайшей внутренней техники, а все, что необходимо для усиления нюансов, камера взяла на себя (композиция, ракурс, световая тональность, план). Дви- жение камеры всегда и при всех обстоятельствах выражает движение мысли. Экрану присущ ярко выраженный интерес к характерам, портретам героев сложных, ярких. Экранизация литературных произведений наглядно свидетельствует, что применение крупного плана в кино заложена уже в самом содержании произведения. Портрет героя в кино позволяет зрителю ощутить те характерные детали, которые выделяются в романе, повести. Например, в экранизации новеллы Мопассана "Пышка" использование режиссером М.Роммом крупных планов подчеркивает смысловую точность новеллы, ее драматические акценты. Для кинематографа важно с одной стороны -мастерство, а с другой - искренность. Оператор Сергей Юриздицкий на вопрос о том, что самое важное в фильме ответил - человеческие отношения, эмоции, страсть. Известный французский оператор Бертран Блие сказал, что весь кинематограф опирается на великих актеров. Он пишет: "В своих отношениях с актерами надо придерживаться определенных правил поведения я стараюсь снять актера так, чтобы ему можно было заглянуть в глаза-только тогда можно разглядеть душу его героя". В картине Н.Михалкова "Родня" оператор П. Лебешев снимал эпизод проводов в армию, сцену в ресторане. Эти сцены в фильме - групповые портреты, и сняты они так, что нельзя поставить знак равенства между ними. В одной- публичное одиночество, амбиции. Иное дело -проводы новобранцев. Тут даже случайное - не случайно. Тут и лишнее уместно. Такая толпа обязательно сведет хороших людей, сомкнет родных. В фильме "Родня" сценарист В.Мережко разглядел диковинные социально-нравственные характеры. Дуэт - Мария (Н.Мордюкова) и ее бывший муж Вовчик (И.Бортник) можно назвать парным портретом в кино. На экране Вовчик даже не плоть человеческая. Он подобен марионетке, которую невидимая сила дергает на разные лады, и она тан- цует некий странный танец. И даже бывшая его жена Мария (Н.Мордюкова), которая во всех эпизодах фильма владеет всем пространством экрана, здесь робко существует где-то "с краю". Ошеломляющая острота гротеска просматривается в этом эпизоде фильма "Родня". В фильмах А.Германа, А.Тарковского, Л.Шепитько ("Восхождение", "Андрей Рублев"), в фильмах по романам М.Булгакова, Ч.Айтматова возникает портрет человека, образ человека в новом понимании - во имя человека. Можно утверждать, что с появлением ТВ мы обрели новое зрение, не только буквальное, но и душевное. На экране перед нами проходят лица, портреты людей, словно кадры бесконечной видеоленты, имя ко-торой-жизнь. Мгновенно схваченные штрихи характеров заносятся в зрительскую память. "Взять бы и поставить камеру на перекрестке. Вот была бы передача!". Эти слова можно прочитать в работе одного теле- журналиста. Была бы? Вряд ли. В определенных условиях реальный отдельный факт может выра-* жать типическое. Но сама по себе способность человека смотреть на мир сквозь объектив телекамеры еще не превращает факт на экране в образ. Здесь должен существовать момент отбора. "Потоку жизни" на экране противостоял человек, который предвосхитил документальное ТВ в ту пору, когда практически его еще не существовало. Этот человек - Дзига Вертов. Это он первый создал экранный порт "киноглазе", который сумеет обежать взглядом весь мир. Он бился за киноправду", которая смонтирует радость и боль земного шара. Замысел Дзиги Вертова реализовало ТВ. Оно подарило нам ощущение людских контактов во всем земном шаре. Об этой способности ТВ писал Вл. Саппак, вспоминая, как Москва встречала Юрия Гагарина. 30-минутный документальный кинофильм сохранил в первую очередь ценности исторической информации, но он не рождал эффекта личной причастности к сиюсекундной пульсации жизни. Телерепортаж о встрече Ю.Гагарина, создание его образа, его портрет можно назвать "киноправдой" Дзиги Вертова в действии, заме- нив "кино-" на "теле-". Как известно крупный план - важнейшая структурная единица зрительного ряда на ТВ. Он доносит до нас тончайшие нюансы внутренней жизни человеческого лица. "Крупный план,- говорил Г.Козинцев- улавливает еле заметное душевное движение; общий - тяжелый ход времени". Какие удивительные портреты проходят перед нами, когда скрытую камеру поместили в Эрмитаже позади "Мадонны Литты" Леонардо да Винчи и снимали лица тех, кто встречался с леонардовской Мадонной. Вот девушка замерла в изумлении перед тайным, женским, что вдруг открылось ей. Пожилая женщина с высоты своей мудрости смотрит взглядом, исполненным доброты. Какой-то мужчина заглянул через их головы. Ничего для себя интересного не обнаружил, отошел. Об этих кадрах рассказывать дольше, чем они идут. Ибо на экране каждый человек занимает лишь мгновения. А, если подключить работу фантазии, то можно выстроить целые новеллы о прожитой жизни с ее настоящим, прошедшим и будущим. В своей работе на телевидении я пытаюсь снимать людей так, чтобы их портреты были убедительны, документальны, чтобы за видеорядом можно было увидеть или домыслить жизнь героя, его характер, состояние души. Драматургическое значение портрета в том, что сходство - результат не только передачи внешнего облика, но и правдиво раскрытая его духовная сущность, неповторимые и типические черты, присущие ему как представителю определенной исторической эпохи, национальности, социальной сферы. Драматургия в целом портрета в том, что наряду с передачей характерных индивидуальных особенностей отдельной личности, способна глубоко отображать важнейшие общественные явления в сложности и переплетении их противоречий. Портрет создается в условиях естественного освещения, при источниках искусственного света, а также при их различных сочетаниях.Например, требуется сделать портрет в условиях солнечного освещения, использовать солнечный свет. В данном случае нежелательно снимать в полдень, когда солнце в зените, лучше выбрать утро или вторую половину дня. Для создания определенного настроения, определяющего воздействия на зрителя, можно выбрать пасмурный день, даже дождливую погоду. Именно в портретных композициях могут быть использованы самые различные изобразительные решения: четкий светотеневой рисунок освещения, или нежная градация тонов.Съемка портрета всегда осуществляется с учетом характерных особенностей снимающегося. При съемке портрета существенное значение имеет выбор фона и характер освещения. Например, освещенное лицо на темном фоне или силуэтное построение в сочетании с контровым светом. В портрете художник стремится выявить индивидуальные черты, передать характер человека, через детали показать эпоху, в которой живет портретируемый, его душевное состояние, социальное положение. Поэтому свет является основным, важнейшим изобразительным средством при создании портрета.
Литература 1. "Краткая история советского кино". Всесоюзный Москва. 2. "Выразительные средства фильма". Изд. "Искусство",1976, Москва. 3. Юровский А. "Телевидение - поиски и решения. Очерки 4. Саппак Вл. "Телевидение и мы". 5. Богомолов Ю. "ТВ и проблемы художественных времен". 6. "Искусство кино". № 6, 2000 г.
Date: 2015-04-23; view: 325; Нарушение авторских прав |