![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Графологическая структураСтр 1 из 2Следующая ⇒ Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России Кафедра клинической фармакологии __________________________________________________________________
«Утверждаю» Председатель ЦМК По терапевтическим дисциплинам Проф. Леонова М.В. ______________________ Протокол заседания №___ От «____»_________2014 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ»
Название дисциплины клиническая фармакология Специальность «лечебное дело» Обсуждено на заседании кафедры Клинической фармакологии Зав. кафедрой профессор, Член-корреспондент РАМН Белоусов Ю.Б. _________________________ Г. План-хронокарта практического занятия со студентами по теме «Антибактериальная терапия»
Введение. Учебно-методическая разработка для студентов 6 курса лечебного факультета. Рассчитана на 9,2 академических часа. Может быть использована для самостоятельной работы, самоконтроля и контроля студентов.
Цель занятия: Научить студентов аргументировано, оптимально эффективно, безопасно проводить выбор антибактериальных препаратов при различных нозологиях (при заболеваниях кожи и мягких тканей, тонзиллитах, отитах, заболеваниях верхних и нижних дыхательных путей, инфекционном эндокардите, мочевой инфекции) согласно Российскому респираторному обществу межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии 2010г (МАКМАК)
Студенты должны знать: 1. Этиологию заболеваний 2. Классификацию заболеваний 3. Классификацию возбудителей инфекционного процесса 4. Классификацию антимикробных препаратов 5. Классификацию антибиотиков по происхождению 6. Классификацию антибиотиков по механизму действия 7. Спектр действия антибактериальных препаратов 8. Клинико-фармакологическую характеристику антибактериальных препаратов 9. Особенности фармакодинамические и фармакокинетические показатели антибактериальных препаратов 10. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии при различной патологии, у новорожденных детей, пожилых, в период беременности и лактации, в зависимости от функционального состояния организма пациента, наличия вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания), фено-и генотипа метаболических путей 11. Побочные эффекты антибактериальных препаратов, их выявление, классификацию и регистрацию, способы профилактики и коррекции НЛР 12. Показания к назначению антибактериальных препаратов 13. Противопоказания к назначению антибактериальных препаратов 14. Взаимодействие антибактериальных препаратов 15. Требования, которым должен отвечать антибиотик 16. Механизмы развития резистентности 17. Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения антибактериальных препаратов 18. Основные принципы проведения фармакокинетических исследований и мониторного наблюдения за концентрацией антибактериальных препаратов ( средств с узким терапевтическим индексом : аминогликозиды, ванкомицин, хлорамфеникол) 19. Положение доказательной медицины; понятие о метанализе, рандомизированных клинических исследованиях, качественной клинической практике ( GCP), фармакоэкономику, фармакоэпидемиологию 20. Основы формулярной системы ( формулярный список, формулярная статья) и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний
Студенты должны уметь: 1. Проводить информационный поиск по вопросам клинической фармакологии, используя источники клинико-фармакологической информации по медицинскому применению антибактериальных препаратов, типовые клинико-фармакологические статьи Государственного реестра лекарственных средств, стандарты диагностики и лечения при различных нозологиях, клинические рекомендации, Федеральное руководство по использованию лекарственных средств ( формулярная система), перечень ЖНВЛС, справочники, электронные базы данных, интернет-ресурсы 2. Выбирать эффективные, безопасные антибактериальные препараты, перечня ЖНВЛС, формулярной системы с учетом их фармакокинетики, нежелательных лекарственных реакций, взаимодействия с другими лекарственными средствами, индивидуальной чувствительности , функционального состояния организма ( беременность, лактация, детский, пожилой и старческий возраст), опираясь на результаты рандомизированных контролируемых фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических исследований 3. Выбирать лекарственную форму антибактериального препарата, определять оптимальный режим дозирования, пути введения, кратность и длительность введения для конкретного пациента 4. Проводить оценку эффективности и безопасности антибактериальной терапии, выбирая необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования, в том числе терапевтический лекарственный мониторинг. 5. Выявлять, регистрировать НЛР при назначении антибактериальной терапии и предлагать способы профилактики и коррекции; заполнять документы по уведомлению о развитии нежелательных лекарственных реакций 6. Анализировать антибиотикаграмму 7. Анализировать причину развития механизма резистентности
Студенты должны владеть 1. Навыкам алгоритма выбора по нозологии предполагаемого возбудителя и возможного антибиотика ( по МПК, проникновению в органы и ткани, прохождение через ГЭБ, проникновению внутрь клетки) 2. Навыкам алгоритма выбора антибактериальной группы, используя стандарты диагностики и лечения заболеваний, клинические рекомендации и учитывая тяжесть состояния пациента и характер течения заболеваний 3. Навыком алгоритма выбора конкретного антибактериального препарата на основе инструкции по медицинскому применению лекарственных средств, типовой клинико-фармакологической статьи Государственного реестра лекарственных средств перечня ЖНВЛС, стандартов диагностики и лечения заболеваний, Федерального руководства по использованию лекарственных средств (формулярной системы) 4. Навыком выбора режима дозирования (лекарственная форма, дозы, пути введения препаратов, кратность, зависимость от приёма пищи и других лекарственных взаимодействий ) препаратов как при монотерапии, так и при проведении комбинированного назначения антибактериальных препаратов
Мотивация Инфекционные заболевания представляют актуальную проблему человечества в целом и современной медицины в частности. Инфекции являются одной из ведущих причин смерти в странах с различным уровнем экономического развития. Несмотря на появление в распоряжении врачей 20 века лекарственных средств для этиотропного лечения инфекционных заболеваний, проблема антимикробной терапии остаётся и будет оставаться принципиально важной и в текущем столетии. Необоснованное назначение антибактериальных препаратов как в амбулаторной практике, так и в стационаре, по самым скромным подсчетам, может достигать 50%. Проблема резистентности во многом обусловлена широким и часто нерациональным использованием антимикробных средств. Антибактериальная терапия представляет собой особую разновидность фармакотерапии, поскольку подразумевает использование антибиотиков-уникальной, поистине выдающийся группы лекарственных средств. Антимикробная терапия- один из наиболее динамично развивающихся разделов медицины, поскольку в связи с неизбежным ростом лекарственной устойчивости микроорганизмов арсенал антимикробных препаратов постоянно расширяется и обновляется. Изменения профиля резистетности клинически значимых микроорганизмов и появление новых препаратов влекут за собой последующие модификации подходов к лечению многих инфекционных заболеваний. Антимикробная химиотерапия проводится с использованием лекарственных средств, действие которых избирательно направлено на подавление жизнедеятельности возбудителей инфекционных заболеваний, таких как бактерии, грибы, простейшие. Под избирательным действием понимают активность только против микроорганизмов, при сохранении жизнеспособности клеток хозяина, и действие на определенные виды и роды микроорганизмов. Своеобразие антибактериальных препаратов определяется тем, что мишень их действия находится не в тканях человека, а в клетках микроорганизмов. Активность антибактериальных препаратов не является постоянной, а снижается со временем.
Уровень усвоения- А- третий Коэффициент усвоения-0,7
Литература по теме основная
1. Клиническая фармакология и фармакотерапия. Под редакцией Ю.Б. Белоусова, издательство МИА 2010 2. Рациональная антимикробная фармакотерапия . Под общей редакцией В.П. Яковлева, С.В. Яковлева, издательство «Литтерра» 2003 3. Национальные рекомендации по антибактериальной терапии по различным нозологиям Дополнительная 4. Практическое руководство по антибактериальной терапии. Под общей редакцией Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова-www. Antibiotic. Ru 5. Антимикробная терапия- журнал Consilium medicum 2009 том11 №4 6. Современная антимикробная химиотерапия. Под общей редакцией С.Н. Козлова, Л.С. Страчунского, 2-е издание, издательство МИА 2009 7. Антибактериальные препараты в клинической практике. Под общей редакцией С.Н. Козлова, Р.С. Козлова, издательство «Геотар» 2009 8. Антибактериальная химиотерапия. Под редакцией Ю.Б. Белоусова, С.М. Шатунова, издательство «Ремедиум» 2001 9. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Под редакцией А.Г. Чучалина, А.И. Вялкова, Ю.Б. Белоусова, В.В. Яснецова. Выпуск-XII -М. 2011 10. Сайт www. Antibiotic. Ru Базовые знания 1. Латинский язык (терминология) 2. Микробиология (классификация возбудителей, строение возбудителей) 3. Биология ( клетка- элементарная единица живого, структурно-функциональная организация генетического материала, биологический вид, популяционная структура вида, видообразование в природе, медицинская протозоология.) 4. Гистология (общий план строения клетки, эпителиальные ткани, кровь и лимфа, соединительные ткани, мышечные ткани, нервная ткань, нервная система, органы чувств, сердечно-сосудистая система, система кроветворения и иммунной защиты, процессы кроветворения, пищеварительная система, дыхательная система, кожный покров, мочевыделительная система, половая система) 5. Биохимия (химия белков, химия сложных белков, химия нуклеиновых кислот, ферменты, биологическое окисление, биосинтез белка.) 6. Нормальная физиология (основные механизмы деятельности клеток, внутренняя среда организма, основы регуляции жизнедеятельности организма, функции крови и кровообращения, функции дыхания, функции пищеварения, функции почек.) 7. Патологическая физиология (общие вопросы учения об этиологии болезней, местные и общие реакции организма на повреждение, реактивность и резистентность организма, их роль в патологии; иммунитет и его место в патологии, аллергия, патологическая физиология периферического (органного) кровообращения и микроциркуляции, воспаление, лихорадка, патологическая физиология обмена веществ, патологическая физиология нервной системы, нарушение функций вегетативной нервной системы, боль, патологическая физиология кровообращения, патологическая физиология внешнего дыхания, патологическая физиология крови, патология свертывания крови, патология лимфатической системы, патологическая физиология пищеварения, нарушение функций печени и желчевыводящих путей, патологическая физиология почек) 8. Нормальная анатомия (строение органов и тканей) 9. Патологическая анатомия (общие вопросы повреждения клеток, регенерация, апоптоз, нарушение периферического (органного) кровообращения и микроциркуляции, воспаление, типовые нарушения обмена веществ, лихорадка, экстремальные состояния, иммунопатология, аллергия, общая этиология, патология системы крови, патология системы кровообращения, патология органов дыхания, патология пищеварения, патология печени, патология мочеобразования и мочевыделения, патология нервной системы, инфекционные заболевания) 10. Терапия (пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, госпитальная терапия)- классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения верхних и нижних дыхательных путей, инфекционного эндокардита, пиелонефрита, цистита) 11. Хирургия (общая хирургия, факультетская хирургия, госпитальная хирургия)- классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения органов брюшной полости, раневой инфекции, инфекции мягких тканей) 12. Урология (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения простатита, уретрита) 13. Оториноларингология (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения тонзиллита, фарингита, ларингита, отита, синусита) 14. Инфекционные заболевания (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения холеры, брюшного тифа, паратифов, шигеллеза, кишечных инфекций, чумы, туляримии, дифтерии, сибирской язвы, лептоспироза, бруцеллеза). 15. Кожные и венерические заболевания (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика; осложнения гонореи, сифилиса; морфологические элементы сыпи; аллергические заболевания кожи; пузырные заболевания кожи; болезни соединительной ткани; хронические инфекционные заболевания кожи). 16. Травматология, ортопедия (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения заболеваний инфекционных костей и суставов) 17. Нервные болезни (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения менингита). 18. Акушерство, гинекология (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения инфекционных заболеваний наружных половых органов и влагалища, воспалительные заболевания органов малого таза, абортов, послеродового эндометрита) 19. Фтизиатрия (классификация, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, осложнения туберкулеза легких, и внелегочного туберкулеза). 20. Иммунология (Современное определение иммунитета. Врожденный и адаптивный иммунитет. Современные представления о клеточных и гуморальных факторах врожденного иммунитета. Структурно-функциональная характеристика иммунной системы. Основные клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты и их субпопуляции. Система гистосовместимости человека (HLA), организация, биологическое значение. Роль молекул HLA в межклеточных взаимодействиях. Антигенпредставляющие клетки, характеристика. Иммунный ответ, основные стадии, регуляция иммунного ответа. Понятие о медиаторах иммунной системы. Цитокины: свойства, рецепторы, клетки продуценты. Роль цитокинов в регуляции процессов дифференцировки и репарации в норме и при патологии. Цитокины и воспаление. Цитокиновый каскад. Методы определения цитокинов. Цитокины как лекарственные средства. Межклеточные взаимодействия основа функционирования иммунной системы. Роль иммуноглобулинов разных классов в иммунном ответе. Роль апоптоза в иммунных процессах. Иммунная память. Реакции адаптивного иммунитета в противоинфекционном, противоопухолевом, трансплантационном иммунитете. Иммунные механизмы повреждения тканей. Оценка иммунного статуса человека, возрастные особенности. Методы иммунодиагностики. Основные иммуно-опосредованные болезни (иммунодефицитные, аутоиммунные, аллергические, лимфопролиферативные заболевания)). 21. Лучевая диагностика (Описание, интерпретация). 22. Функциональная и лабораторная диагностика (интерпретация) 23. Общая фармакология (классификация, механизм действия, фармакокинетика, фармакодинамика, побочные действия, противопоказания, показания антибактериальных средств). Термины 1. Антимикробные препараты 2. Пенициллины 3. Цефалоспорины 4. Карбопенемы 5. Монобактамы 6. Макролиды 7. Аминогликозиды 8. Фторхинолоны 9. Тетрациклины 10. Линкозамиды 11. Гликопептиды 12. Оксазолидинолы 13. Рифамицины 14. Сульфаниламиды 15. Нитромидазолы 16. Нитрофураны 17. Сульфаниламиды с триметопримом 18. Фосфомицин 19. Фузидиевая кислота 20. Хлорамфеникол 21. Амфотерицин В 22. Флуконазол 23. Антибиотикорезистентный S. pneumonia 24. β-лактамазы 25. β-лактамазы расширенного спектра действия 26. β-лактамазы широкого спектра действия 27. Ванкомицинорезистентные энтерококки 28. Коагулазонегативный стафилококк 29. Колониеобразуюие единицы 30. Минимальная бактерицидная концентрация 31. Минимальная подавляющая концентрация 32. Метициллинорезистентный S. aureus 33. Неферментирующие бактерии 34. Пенициллинорезистентный S. pneumonia 35. Пенициллинорезистентный S. aureus 36. Пенициллинсвязывающий белок 37. Перекрестная резистентность 38. Постантибиотический эффект 39. Резистентный микроорганизм 40. Умеренно-резистентный микроорганизм 41. Чувствительный микроорганизм 42. Фармакодинамика 43. Фармакокинетика 44. Эффлюкс 45. Биодоступность 46. Всасывание 47. Объем распределения 48. Период полувыведения 49. Терапевтический лекарственный мониторинг 50. Экскреция 51. Максимальная концентрация (Смах) 52. Минимальная концентрация (Смin) 53. Площадь под кривой «концентрация-время» (AUC) 54. Метаболизм печеночный 55. Лекарственное взаимодействие 56. Алгоритм выбора антибактериальных препаратов, этапы алгоритма выбора 57. Побочные эффекты антибактериальных препаратов 58. Фармакоэпидемиология антибактериальных прапаратов 59. Фармакоэкономика антибактериальных препаратов
Техническое оснащения занятия Антибиотикаграммы, истории болезни, рекомендации Российского респираторного общества межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии 2010г (МАКМАК), рекомендации национальные альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов по различным нозологиям, таблицы
Логикодидактическая структура по теме «Антибиотики»
Выбор терапии при мочевой инфекции
Графологическая структура.
|