Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контрольная работа “Термодинамика, теплопередача и двигатели внутреннего сгорания” (20 часов) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Контрольная работа выполняется в 6 семестре. Итоговый контроль – защита. Цель контрольной работы: - закрепление практических навыков использования основных законов и зависимостей термодинамики в практике расчёта и анализа термодинамических циклов тепловых машин; - закрепление знаний и приобретение практических навыков в области исследования теплового состояния элементов энергетического оборудования на основе пройденного курса.
5.1. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1.1. Расчёт частоты вращения вала и мощности, развиваемой двигателем автомобиля, движущегося с заданной скоростью (марка автомобиля задаётся). 5.1.2. Расчёт для найденных частоты вращения и мощности двигателя его рабочего цикла и построение индикаторной диаграммы. 5.1.3. Расчёт теплового баланса двигателя.
5.2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
5.2.1. Прежде чем приступать к выполнению расчётов, необходимо: 1) ознакомиться с содержанием задания; 2) проработать теоретический материал по теме контрольной работы (см. список рекомендуемой литературы); 3) ответить на все контрольные вопросы, приведённые в конце данных методических указаний. 5.2.2. Вариант работы определяется порядковым номером, под которым фамилия студента записана в кафедральном журнале. Исходные данные для расчёта выбираются изтаблицы 1. 5.2.3. Расчёты производить, пользуясь, системой единиц СИ. 5.2.4. Выполненная и оформленная курсовая работа должна содержать: 1) номер варианта и исходные данные для расчёта; 2) расчётные формулы, использованные при расчёте и подробный ход решения; 3) сводную таблицу результатов расчёта (см. табл. 2); 4) рисунки и графики, требуемые заданием. 5.2.5. Контрольную работу необходимо оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-81 (образец оформления работы вывешен в лаборатории теплотехники). 5.2.6. Работа в полностью оформленном виде должна быть сдана на проверку преподавателю и защищена в сроки, установленные кафедрой. При защите студент должен: 1) уметь изложить весь ход расчёта; 2) свободно владеть теоретическим материалом по теме контрольной работы.
5.3. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.3.1. Частота вращения коленчатого вала двигателя при известном передаточном числе коробки перемены передач (КПП) и главной передачи связаны со скоростью движения автомобиля соотношением:
где wa - скорость движения автомобиля, м/с; iк - передаточное число К.П.П.; i0 – радиус колеса автомобиля, м. Радиус колеса определяется по уравнению
где d – внутренний диаметр шины, м;
h – высота профиля шины, м; (значения d и h шин приведены в табл. 1).
Таблица 1
Таблица 2
Подсчитанное значение nw используется для определения мощности, развиваемой двигателем. Предполагается, что двигатель работает при полном открытии дроссельной заслонки. Для этого предварительно строят внешнюю скоростную характеристику двигателя, используя единую относительную внешнюю характеристику, построенную по данным таблицы 3 и 4.
Таблица 3
5.3.2. Рекомендуется следующий порядок определения мощности, развиваемой двигателем: 1) используя относительную внешнюю скоростную характеристику, построить внешнюю скоростную характеристику двигателя данного автомобиля; 2) с помощью построенной характеристики определить мощность двигателя Nw при соответствующей частоте вращения вала nw (рассчитана в пункте 5.3.1).
Таблица 4
5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАСЧЁТУ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВИГАТЕЛЯ
5.4.1. Исходные данные. Расчёт рабочего цикла проводится для режима работы двигателя, обеспечивающего заданную скорость движения автомобиля, т.е. при N=N w и n=n w. Давление окружающей среды принимается равным P 0=0,1 МПа, а температура T 0 = 293 К. Необходимые для расчёта характеристики двигателей приведены в табл. 4. При работе двигателя по внешней скоростной характеристике коэффициент избытка воздуха Маркатоплива и его элементарный состав приведены в табл. 5.
Таблица 5
5.4.2. Потребное количество воздуха и состав продуктов сгорания. Параметры рабочего тела. 1). Теоретически необходимое количество воздуха (в
где С, Н, О - массовые дели соответственно углерода, водорода и кислорода в топливе (кг/кг толива, см. табл. 5) 0,21 - объёмная доля кислорода в воздухе. 2). Определяется количество свежего заряда, (в
где mт - молекулярная масса топлива;
3). Рассчитывается количество и состав продуктов сгорания. При
где
При
где
Коэффициент К - соотношение между H2 и СО в продуктах неполного сгорания. Для бензина можно принять
4). Определяется теоретическое значение коэффициента молекулярного изменения при сгорании
5.4.3. Процесс впуска.
1). Давление в цилиндре в конце впуска принимать равным (МПа)
2). Определяется коэффициент остаточных газов Для 4-х тактных двигателей без учёта продувки и дозарядки коэффициент остаточных газов определяется по уравнению:
где P Г – давление остаточных газов;
T Г – температура остаточных газов, которая обычно имеет следующие значения: для карбюраторных двигателей – 900 – 1100 К; для дизеля – 600 – 900 К. Давление остаточных газов P Г для автомобильных двигателей с выпуском отработавших газов в атмосферу принимается согласно экспериментальным данным:
3). Определяется температура в конце впуска (К)
где Величина AT определяется по следующей приближённой формуле:
где
Величина для карбюраторных двигателей - 0 - 20 К; для дизелей без наддува - 10 - 40 К.
4). Определяется коэффициент наполнения
5.4.4. Процесс сжатия
1). При тепловом расчёте процесс сжатия условно представляется в виде политропного процесса с постоянным показателем политропы n 1. Расчёт процесса заключается в определении давления P С, температуры T С и теплоёмкости
2). Давление в конце сжатия определяется (в МПа) по формуле:
где n 1 - показатель политропы сжатая, который определяется по эмпирическим формулам: для карбюраторных двигателей n 1=1,497 – 590/ n w; для дизелей n 1=1,41-100/ n w, где n w - частота вращения коленчатого вала, мин.-1.
3). Температура в конце процесса сжатия рассчитывается по формуле:
4). Средняя мольная изохорная теплоёмкость рабочей смеси (свежая смесь + остаточные газы) определяется по формуле:
где Средняя мольная изохорная теплоемкость свежей смеси в конце сжатия принимается равной теплоёмкости воздуха и определяется по таблице 6. Средняя мольная изохорная теплоёмкость остаточных газов
Средние мольные теплоёмкости отдельных компонентов продуктов сгорания в формуле (17) определяются из таблицы 6.
5.4.5. Процесс сгорания.
1). Процесс сгорания - важнейший процесс рабочего цикла двигателя, в течение которого теплота, выделяющаяся вследствие сгорания топлива, идёт на повышение внутренней энергии рабочего тела и совершение работы. Целью расчёта процесса сгорания является определение температуры (Т z) и давления (P z) в конце видимого сгорания. 2). Температура газа Т z в конце видимого сгорания определяется из уравнения первого закона термодинамики, которое применительно к двигателям внутреннего сгорания записывается в следующем виде: для карбюраторного двигателя -
для дизеля -
где
3). Теплота сгорания рабочей смеси (горючая смесь + остаточные газы) при при где М 1 - число молей свежего заряда;
Величина
4). Коэффициент использования теплоты для карбюраторных двигателей для дизелей
5). Средняя мольная теплоёмкость продуктов сгорания
Мольная теплоёмкость компонентов продуктов сгорания подставляется в формулу (23) в виде двучлена
6). Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси
7). Давление р z (МПа) в конце сгорания определяется: для карбюраторных двигателей
где для дизелей p z (МПа):
где
5.4.6. Процесс расширения.
1). Также как и процесс сжатия при тепловом расчёте процесс расширения условно принимается политропным. Целью расчёта процесса расширения является определение температуры Т В (К) и давления p В (МПа) в конце процесса.
2). Давление в конце процесса расширения определяется по уравнению: для карбюраторного двигателя:
для дизеля:
где
Таблица 6
Таблица 7
Определяется
где n 2 - показатель политропы расширения. Величина п 2, определяется по эмпирическим формулам: для карбюраторного двигателя
для дизеля
где
3). Температура рабочего тела в конце расширения рассчитывается по уравнению: для карбюраторного двигателя
для дизеля
5.4.7. Процесс выпуска.
На данном этапе теплового расчёта проводится только проверка правильности выбора значений р Г и Т Г. Проверка осуществляется по формуле
В случае расхождения найденного значения Т Z с ранее принятым более чем на 18 % проводят корректировку исходного значения с последующим перерасчётом цикла.
5.4.8. Индикаторные показатели рабочего цикла.
Совершенство процессов, происходящих в цилиндрах двигателя, оценивается с помощью индикаторных показателей, к которым относятся: среднее индикаторное давление (pi), индикаторная мощность (Ni) и индикаторный к.п.д. (
1). Среднее индикаторное давление - это условно-постоянное давление на поршень, которое в течение одного его хода совершает работу, равную индикаторной работе газов за весь цикл. Теоретическое среднее индикаторное давление для карбюраторного двигателя
для дизеля
Действительное среднее индикаторное давление цикле, определяется по формуле:
где для карбюраторных двигателей - 0,94 - 0,97; для дизелей - 0,92 – 0,93.
2). Индикаторная мощность двигателя Ni - работа, совершаемая газами внутри цилиндра в единицу времени (кВт). Для многоцилиндрового двигателя
где pi - среднее индикаторное давление, МПа;
i - число цилиндров;
3). Индикаторный к.п.д. характеризует степень использования в действительном цикле теплоты топлива для получения полезной работы и представляет собой отношение теплоты, эквивалентной индикаторной работе цикла, ко всему количеству теплоты, внесённой в цилиндр с топливом. Для автомобильных двигателей, работающих на жидком топливе индикаторный к.п.д., определяется по формуле:
где определяется
4). Помимо индикаторного к.п.д. для оценки экономичности действительного цикла используется величина индикаторного удельного расхода топлива Для автомобильных двигателей, работающих на жидком топливе индикаторный удельный расход топлива определяется по уравнению:
5.4.9. Эффективные показатели двигателя.
1). С вала двигателя снимается мощность, меньшая, чем N e = Ni – N M. (42)
2). Мощность механических потерь, по аналогии с индикаторной мощностью, может быть выражена через среднее давление механических потерь p м. Среднее давление механических потерь (МПа) определяется по следующим эмпирическим формулам: для карбюраторных двигателей
для дизелей
где
где S - ход поршня (приведен в табл. 4), м;
3). Определяется среднее расчётное эффективное давление, которое представляет собой величину условного постоянного давления в цилиндрах двигателей, при котором работа, произведённая в них за один такт, равнялась бы эффективной работе (удельной эффективной работе) на валу двигателя:
4). Определяется действительное среднее эффективное давление по уравнению:
где,
i - число цилиндров;
Тепловой расчёт считается выполненным с удовлетворительной точностью, если значение p e, рассчитанное по уравнению (46) отличается от
5). Механические потери в двигателях характеризуются механическим к.п.д.
6). Параметрами, характеризующими экономичность работы двигателя являются эффективный к.п.д. Эффективный к.п.д. представляет собой отношение теплоты, преобразованной в полезную эффективную работу на валу двигателя, к теплоте, внесённой в двигатель с топливом:
Для определения эффективного к.п.д. может быть использовано следующее уравнение:
7). Эффективный удельный расход топлива (г/(кВт∙ч)), т.е. расход топлива для получения единицы эффективной мощности, определяется по уравнению, аналогичному уравнению для определения индикаторного расхода жидкого топлива:
8). Определяется часовой расход топлива (кг/ч)
5.5. ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ ЦИКЛА
Индикаторная диаграмма строится аналитическим методом с использованием данных теплового расчёта на миллиметровой бумаге формата А4. При построении диаграммы её масштабы рекомендуется выбирать такими, чтобы высота диаграммы получилась равной 1,5-1,7 её основания.
Порядок построения: 1) На оси абсцисс (рис. 1) откладывается отрезок 2) в таком же масштабе откладывается отрезок AВ, соответствующий рабочему объёму цилиндра 3) по оси ординат в масштабе откладывается давление в характерных точках цикла: а, с, z', z, b, r;
4) строятся политропы расширения и сжатия. Для построения политроп используется уравнение политропы
а для политропы расширения
Давление в искомых точках (берётся 8-10 точек) процесса сжатия (расширения) находится из уравнений:
процесс расширения
гдз V x - объём в искомой точке процесса. Действительная индикаторная диаграмма
действительное давление сгорания Максимальное давление сгорания
5.6. ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВИГАТЕЛЯ
В общем виде уравнение внешнего теплового баланса имеет вид:
где Q - располагаемая теплота (кВт); определяется по низшей теплоте сгорания и расходу топлива.
Qe - теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с (кВт) Q е = N e, (59) Q охл - теплота, передаваемая охлаждающей среде (кВт). У 4-х тактных двигателей с жидкостным охлаждением Q охл определяют по эмпирической формуле:
где i - число цилиндров; c = (0,45 – 0,53)∙l0-3 - коэффициент пропорциональности; D - диаметр цилиндра, см; nw - частота вращения коленчатого вала, мин-1; m = 0,6 - 0,7 - показатель степени; Q г - теплота, теряемая с отработанными газами (кВт):
где M 2, M 1 - соответственно количество продуктов сгорания и свежего заряда, кмоль;
определяется по уравнению, аналогичному уравнению 17;
t Г, t 0 - соответственно температура остаточных газов и свежего заряда, °С; Q нс - теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива (кВт):
Q ост - неучтённые потери теплоты (кВт):
Абсолютные значения составляющих теплового баланса, а также их относительное значение в процентах по отношению к располагаемой теплоте Q (
Список рекомендуемой литературы
1. Железко Б.Е., Адамов В.М., Есьман "Термодинамика, теплопередача и двигатели внутреннего сгорания. Высшая шк. 1985, 272 с. 2. Колчни А. И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Высш. шк. I980, 400 с. Date: 2015-05-22; view: 1370; Нарушение авторских прав |