Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контрольная работа “Термодинамика, теплопередача и двигатели внутреннего сгорания” (20 часов) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Контрольная работа выполняется в 6 семестре. Итоговый контроль – защита. Цель контрольной работы: - закрепление практических навыков использования основных законов и зависимостей термодинамики в практике расчёта и анализа термодинамических циклов тепловых машин; - закрепление знаний и приобретение практических навыков в области исследования теплового состояния элементов энергетического оборудования на основе пройденного курса.
5.1. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.1.1. Расчёт частоты вращения вала и мощности, развиваемой двигателем автомобиля, движущегося с заданной скоростью (марка автомобиля задаётся). 5.1.2. Расчёт для найденных частоты вращения и мощности двигателя его рабочего цикла и построение индикаторной диаграммы. 5.1.3. Расчёт теплового баланса двигателя.
5.2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
5.2.1. Прежде чем приступать к выполнению расчётов, необходимо: 1) ознакомиться с содержанием задания; 2) проработать теоретический материал по теме контрольной работы (см. список рекомендуемой литературы); 3) ответить на все контрольные вопросы, приведённые в конце данных методических указаний. 5.2.2. Вариант работы определяется порядковым номером, под которым фамилия студента записана в кафедральном журнале. Исходные данные для расчёта выбираются изтаблицы 1. 5.2.3. Расчёты производить, пользуясь, системой единиц СИ. 5.2.4. Выполненная и оформленная курсовая работа должна содержать: 1) номер варианта и исходные данные для расчёта; 2) расчётные формулы, использованные при расчёте и подробный ход решения; 3) сводную таблицу результатов расчёта (см. табл. 2); 4) рисунки и графики, требуемые заданием. 5.2.5. Контрольную работу необходимо оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-81 (образец оформления работы вывешен в лаборатории теплотехники). 5.2.6. Работа в полностью оформленном виде должна быть сдана на проверку преподавателю и защищена в сроки, установленные кафедрой. При защите студент должен: 1) уметь изложить весь ход расчёта; 2) свободно владеть теоретическим материалом по теме контрольной работы.
5.3. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.3.1. Частота вращения коленчатого вала двигателя при известном передаточном числе коробки перемены передач (КПП) и главной передачи связаны со скоростью движения автомобиля соотношением: (1) где wa - скорость движения автомобиля, м/с; iк - передаточное число К.П.П.; i0 – радиус колеса автомобиля, м. Радиус колеса определяется по уравнению (2) где d – внутренний диаметр шины, м; - коэффициент, учитывающий вертикальную деформацию шин (принимается обычно равным 0,8 – 0,9); h – высота профиля шины, м; (значения d и h шин приведены в табл. 1).
Таблица 1
Таблица 2
Подсчитанное значение nw используется для определения мощности, развиваемой двигателем. Предполагается, что двигатель работает при полном открытии дроссельной заслонки. Для этого предварительно строят внешнюю скоростную характеристику двигателя, используя единую относительную внешнюю характеристику, построенную по данным таблицы 3 и 4.
Таблица 3
5.3.2. Рекомендуется следующий порядок определения мощности, развиваемой двигателем: 1) используя относительную внешнюю скоростную характеристику, построить внешнюю скоростную характеристику двигателя данного автомобиля; 2) с помощью построенной характеристики определить мощность двигателя Nw при соответствующей частоте вращения вала nw (рассчитана в пункте 5.3.1).
Таблица 4
5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАСЧЁТУ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВИГАТЕЛЯ
5.4.1. Исходные данные. Расчёт рабочего цикла проводится для режима работы двигателя, обеспечивающего заданную скорость движения автомобиля, т.е. при N=N w и n=n w. Давление окружающей среды принимается равным P 0=0,1 МПа, а температура T 0 = 293 К. Необходимые для расчёта характеристики двигателей приведены в табл. 4. При работе двигателя по внешней скоростной характеристике коэффициент избытка воздуха для карбюраторных двигателей принимается равным 0,95 - 0,98, а для дизельных двигателей без наддува - 1,4 – 1,5. Маркатоплива и его элементарный состав приведены в табл. 5.
Таблица 5
5.4.2. Потребное количество воздуха и состав продуктов сгорания. Параметры рабочего тела. 1). Теоретически необходимое количество воздуха (в ) определяется по уравнению (3) где С, Н, О - массовые дели соответственно углерода, водорода и кислорода в топливе (кг/кг толива, см. табл. 5) 0,21 - объёмная доля кислорода в воздухе. 2). Определяется количество свежего заряда, (в ) (4) где mт - молекулярная масса топлива; - коэффициент избытка воздуха.
3). Рассчитывается количество и состав продуктов сгорания. При ≥ I количество продуктов сгорания (в ) определяется по уравнению: (5) где При < 1 имеет место неполное сгорание жидкого топлива, поэтому количество и состав продуктов сгорания (в ) рассчитывают по приведённым ниже формулам: , (6) где
Коэффициент К - соотношение между H2 и СО в продуктах неполного сгорания. Для бензина можно принять 4). Определяется теоретическое значение коэффициента молекулярного изменения при сгорании (7)
5.4.3. Процесс впуска.
1). Давление в цилиндре в конце впуска принимать равным (МПа) (8)
2). Определяется коэффициент остаточных газов , который характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и представляет собой отношение числа киломолей остаточных газов к числу киломолей свежего заряда. Для 4-х тактных двигателей без учёта продувки и дозарядки коэффициент остаточных газов определяется по уравнению: , (9) где P Г – давление остаточных газов; - степень сжатия; T Г – температура остаточных газов, которая обычно имеет следующие значения: для карбюраторных двигателей – 900 – 1100 К; для дизеля – 600 – 900 К. Давление остаточных газов P Г для автомобильных двигателей с выпуском отработавших газов в атмосферу принимается согласно экспериментальным данным: (10)
3). Определяется температура в конце впуска (К) , (11) где - подогрев свежего заряда в процессе впуска за счёт теплообмена с нагретыми деталями двигателя. Величина подогрева зависит от конструктивных особенностей двигателя, системы охлаждения, быстроходности и ряда других факторов. Величина AT определяется по следующей приближённой формуле: (12) где - соответственно величина подогрева свежего заряда и частота вращения коленчатого вала при номинальном режиме работы двигателя. Величина при номинальном режиме работы может принимать следующие значения: для карбюраторных двигателей - 0 - 20 К; для дизелей без наддува - 10 - 40 К.
4). Определяется коэффициент наполнения , который представляет собой отношение действительного количества свежего заряда, поступившего в цилиндр, к тому количеству, которое могло бы поместиться в нём при температуре и давлении окружающей среды, из которой поступает свежий заряд. Для 4-х тактных двигателей коэффициент наполнения рассчитывается по уравнению: (13)
5.4.4. Процесс сжатия
1). При тепловом расчёте процесс сжатия условно представляется в виде политропного процесса с постоянным показателем политропы n 1. Расчёт процесса заключается в определении давления P С, температуры T С и теплоёмкости рабочего тела в конце сжатия.
2). Давление в конце сжатия определяется (в МПа) по формуле: , (14) где - степень сжатия; n 1 - показатель политропы сжатая, который определяется по эмпирическим формулам: для карбюраторных двигателей n 1=1,497 – 590/ n w; для дизелей n 1=1,41-100/ n w, где n w - частота вращения коленчатого вала, мин.-1.
3). Температура в конце процесса сжатия рассчитывается по формуле: . (15) 4). Средняя мольная изохорная теплоёмкость рабочей смеси (свежая смесь + остаточные газы) определяется по формуле: , (16) где , , - соответственно мольная изохорная теплоёмкость рабочей смеси, свежей смеси и остаточных газов. Средняя мольная изохорная теплоемкость свежей смеси в конце сжатия принимается равной теплоёмкости воздуха и определяется по таблице 6. Средняя мольная изохорная теплоёмкость остаточных газов определяется по формуле: (17) Средние мольные теплоёмкости отдельных компонентов продуктов сгорания в формуле (17) определяются из таблицы 6.
5.4.5. Процесс сгорания.
1). Процесс сгорания - важнейший процесс рабочего цикла двигателя, в течение которого теплота, выделяющаяся вследствие сгорания топлива, идёт на повышение внутренней энергии рабочего тела и совершение работы. Целью расчёта процесса сгорания является определение температуры (Т z) и давления (P z) в конце видимого сгорания. 2). Температура газа Т z в конце видимого сгорания определяется из уравнения первого закона термодинамики, которое применительно к двигателям внутреннего сгорания записывается в следующем виде: для карбюраторного двигателя - (18) для дизеля - (19) где - коэффициент использования теплоты на участке видимого сгорания; - теплота сгорания рабочей смеси; - средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси в конце процесса сжатия; , - соответственно изохорная и изобарная средние мольные теплоёмкости продуктов сгорания; - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси; - степень повышения давления.
3). Теплота сгорания рабочей смеси (горючая смесь + остаточные газы) , определяется в зависимости от коэффициента избытка воздуха по следующим уравнениям: при (20) при , (21) где - низшая теплота сгорания топлива; М 1 - число молей свежего заряда; - коэффициент остаточных газов; - потери теплоты из-за химической неполноты сгорания топлива. Величина определяется по формуле (в кДж/кг): (22)
4). Коэффициент использования теплоты показывает какая доля теплоты сгорания рабочей смеси используется на повышение внутренней энергии газа и совершение работы на участке видимого сгорания. Его величина принимается на основе экспериментальных данных: для карбюраторных двигателей = 0,85 - 0,90; для дизелей = 0,70 - 0,85.
5). Средняя мольная теплоёмкость продуктов сгорания () определяется по формуле: (23) Мольная теплоёмкость компонентов продуктов сгорания подставляется в формулу (23) в виде двучлена , конкретный вид которого для СО2, СО, Н2О, H2 и N2 приведён в таблице 7.
6). Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси , представляет собой отношение количества газов в цилиндре двигателя после сгорания (продуктов сгорания M 2 и остаточных газов предыдущего цикла М Г) к количеству рабочей смеси перед сгоранием (свежего заряда М 1 и остаточных газов предыдущего цикла М Г). Он вычисляется по формуле: (24)
7). Давление р z (МПа) в конце сгорания определяется: для карбюраторных двигателей (25) где - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси; для дизелей p z (МПа): (26) где - степень повышения давления. Для дизелей =1,4-2,2.
5.4.6. Процесс расширения.
1). Также как и процесс сжатия при тепловом расчёте процесс расширения условно принимается политропным. Целью расчёта процесса расширения является определение температуры Т В (К) и давления p В (МПа) в конце процесса.
2). Давление в конце процесса расширения определяется по уравнению: для карбюраторного двигателя: (27) для дизеля: , (28) где - степень предварительного расширения в дизеле.
Таблица 6 Таблица 7
Определяется уравнению: ; (29) где n 2 - показатель политропы расширения. Величина п 2, определяется по эмпирическим формулам: для карбюраторного двигателя ; (30) для дизеля (31) где - частота вращения коленчатого вала, мин-1:
3). Температура рабочего тела в конце расширения рассчитывается по уравнению: для карбюраторного двигателя , (32) для дизеля (33)
5.4.7. Процесс выпуска.
На данном этапе теплового расчёта проводится только проверка правильности выбора значений р Г и Т Г. Проверка осуществляется по формуле (34) В случае расхождения найденного значения Т Z с ранее принятым более чем на 18 % проводят корректировку исходного значения с последующим перерасчётом цикла.
5.4.8. Индикаторные показатели рабочего цикла.
Совершенство процессов, происходящих в цилиндрах двигателя, оценивается с помощью индикаторных показателей, к которым относятся: среднее индикаторное давление (pi), индикаторная мощность (Ni) и индикаторный к.п.д. ().
1). Среднее индикаторное давление - это условно-постоянное давление на поршень, которое в течение одного его хода совершает работу, равную индикаторной работе газов за весь цикл. Теоретическое среднее индикаторное давление определяется по уравнениям: для карбюраторного двигателя (35) для дизеля (36) Действительное среднее индикаторное давление цикле, определяется по формуле: (37) где - поправочный коэффициент (коэффициент полноты индикаторной диаграммы), учитывающий отличие действительного цикла от теоретического. Анализ экспериментальных данных позволяет заключить, что величина находится в следующих пределах: для карбюраторных двигателей - 0,94 - 0,97; для дизелей - 0,92 – 0,93.
2). Индикаторная мощность двигателя Ni - работа, совершаемая газами внутри цилиндра в единицу времени (кВт). Для многоцилиндрового двигателя (38) где pi - среднее индикаторное давление, МПа; - рабочий объём одного цилиндра, л (дм3); i - число цилиндров; , частота вращения коленчатого вала, мин-1; - тактноcть двигателя.
3). Индикаторный к.п.д. характеризует степень использования в действительном цикле теплоты топлива для получения полезной работы и представляет собой отношение теплоты, эквивалентной индикаторной работе цикла, ко всему количеству теплоты, внесённой в цилиндр с топливом. Для автомобильных двигателей, работающих на жидком топливе индикаторный к.п.д., определяется по формуле: (39) где - теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного кг топлива (кг/кг.топлива); определяется по уравнению: (40) - коэффициент избытка воздуха; - плотность заряда на впуске, кг/м3; - коэффициент наполнения. 4). Помимо индикаторного к.п.д. для оценки экономичности действительного цикла используется величина индикаторного удельного расхода топлива (г/кВт∙ч). Для автомобильных двигателей, работающих на жидком топливе индикаторный удельный расход топлива определяется по уравнению: (41)
5.4.9. Эффективные показатели двигателя.
1). С вала двигателя снимается мощность, меньшая, чем т.к. часть индикаторной мощности, развиваемой в цилиндрах двигателя, расходуется в самом двигателе и не может быть полезно использована. Эта мощность, затрачиваемая на преодоление различных сопротивлений внутри двигателя, называется мощностью механических потерь . Для двигателей без наддува она складывается, в основном, из следующих составляющих: мощности, затрачиваемой на преодоление трения между деталями двигателя; мощности, затрачиваемой на преодоления трения между движущимися деталями и воздухом (например, движении шатунов, вращение коленчатого вала и маховика и т.п.); мощности, затрачиваемой на приведение в действие вспомогательных агрегатов и устройств двигателя; мощности, расходуемой на осуществление процессов впуска и выпуска (насосные потери). Мощность, снимаемая с вала двигателя, называется эффективной N e, она равна N e = Ni – N M. (42)
2). Мощность механических потерь, по аналогии с индикаторной мощностью, может быть выражена через среднее давление механических потерь p м. Среднее давление механических потерь (МПа) определяется по следующим эмпирическим формулам: для карбюраторных двигателей ; (43) для дизелей , (44) где - средняя скорость поршня, м/с. Средняя скорость поршня определяется по уравнению (45) где S - ход поршня (приведен в табл. 4), м; - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1.
3). Определяется среднее расчётное эффективное давление, которое представляет собой величину условного постоянного давления в цилиндрах двигателей, при котором работа, произведённая в них за один такт, равнялась бы эффективной работе (удельной эффективной работе) на валу двигателя: , (46)
4). Определяется действительное среднее эффективное давление по уравнению: , (47) где, - мощность, развиваемая двигателем на расчётном режиме, кВт; - рабочий объём цилиндра, л (дм3) (приведён в табл.4); - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; i - число цилиндров; - тактность двигателя. Тепловой расчёт считается выполненным с удовлетворительной точностью, если значение p e, рассчитанное по уравнению (46) отличается от не более, чем на 15 %. В случае большого расхождения значений p e и необходимо уточнить значения величин, принимаемых в расчёте по опытным данным и провести перерасчёт.
5). Механические потери в двигателях характеризуются механическим к.п.д. , который определяется как отношение среднего эффективного давления к индикаторному: (48) 6). Параметрами, характеризующими экономичность работы двигателя являются эффективный к.п.д. и эффективный удельный расход топлива . Эффективный к.п.д. представляет собой отношение теплоты, преобразованной в полезную эффективную работу на валу двигателя, к теплоте, внесённой в двигатель с топливом: (49) Для определения эффективного к.п.д. может быть использовано следующее уравнение: . (49)
7). Эффективный удельный расход топлива (г/(кВт∙ч)), т.е. расход топлива для получения единицы эффективной мощности, определяется по уравнению, аналогичному уравнению для определения индикаторного расхода жидкого топлива: (50) 8). Определяется часовой расход топлива (кг/ч) (51)
5.5. ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ ЦИКЛА
Индикаторная диаграмма строится аналитическим методом с использованием данных теплового расчёта на миллиметровой бумаге формата А4. При построении диаграммы её масштабы рекомендуется выбирать такими, чтобы высота диаграммы получилась равной 1,5-1,7 её основания.
Порядок построения: 1) На оси абсцисс (рис. 1) откладывается отрезок (мм), соответствующий объёму камеры сгорания в масштабе , который в зависимости от величины хода поршня может быть принят 1:1, 1,5:1, 2:1; 2) в таком же масштабе откладывается отрезок AВ, соответствующий рабочему объёму цилиндра , по величине равный ходу поршня S; 3) по оси ординат в масштабе откладывается давление в характерных точках цикла: а, с, z', z, b, r;
4) строятся политропы расширения и сжатия. Для построения политроп используется уравнение политропы которое для политропы сжатия будет иметь вид: , (52) а для политропы расширения . (53) Давление в искомых точках (берётся 8-10 точек) процесса сжатия (расширения) находится из уравнений: (54) процесс расширения (55) гдз V x - объём в искомой точке процесса. Действительная индикаторная диаграмма (рис. 1) отличается от расчётной, т.к. в реальном двигателе за счёт опережения зажигания (точка ) рабочая смесь воспламеняется до прихода поршня в В.М.Т. и повышает давление в конце процесса сжатия (точка ). Процесс видимого сгорания происходит при изменяющемся объёме и протекает по кривой , а не по прямой cz. Открытие выпускного клапана до прихода поршня в Н.М.Т. (точка ) снижает давление в конце расширения - точка . Эта точка обычно располагается между точками b и a. Положение точки определяется из выражения , (56) действительное давление сгорания Максимальное давление сгорания достигается ориентировочно через 10° после В.М.Т.
5.6. ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС ДВИГАТЕЛЯ
В общем виде уравнение внешнего теплового баланса имеет вид: (57) где Q - располагаемая теплота (кВт); определяется по низшей теплоте сгорания и расходу топлива. (58) Qe - теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с (кВт) Q е = N e, (59) Q охл - теплота, передаваемая охлаждающей среде (кВт). У 4-х тактных двигателей с жидкостным охлаждением Q охл определяют по эмпирической формуле: (60) где i - число цилиндров; c = (0,45 – 0,53)∙l0-3 - коэффициент пропорциональности; D - диаметр цилиндра, см; nw - частота вращения коленчатого вала, мин-1; m = 0,6 - 0,7 - показатель степени; Q г - теплота, теряемая с отработанными газами (кВт): (61) где M 2, M 1 - соответственно количество продуктов сгорания и свежего заряда, кмоль; - теплоёмкость остаточных газов (кДж/(кмоль∙К)); определяется по уравнению, аналогичному уравнению 17; - теплоёмкость свежего заряда, определяется из табл. 6 для воздуха, кДж/(кмоль∙К); t Г, t 0 - соответственно температура остаточных газов и свежего заряда, °С; Q нс - теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива (кВт): (62) Q ост - неучтённые потери теплоты (кВт): (63) Абсолютные значения составляющих теплового баланса, а также их относительное значение в процентах по отношению к располагаемой теплоте Q ( ; ) заносятся в таблицу 2.
Список рекомендуемой литературы
1. Железко Б.Е., Адамов В.М., Есьман "Термодинамика, теплопередача и двигатели внутреннего сгорания. Высшая шк. 1985, 272 с. 2. Колчни А. И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Высш. шк. I980, 400 с.
|